О древней и новой Россіи
6.2K subscribers
3.54K photos
8 videos
3 files
1.65K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
Бороду вполне можно носить в некоторых подразделениях.

Очевидно, не пришит к хб подворотничок. Да и хб нет, так что не к чему и пришивать.

Но обращает на себя внимание другое - новая, не имеющая аналогов в мире, секретная разработка концерна "Калашников" - противодронное копьё.

#юмор
Возвращение Малороссии: решение принято

11 (1 ст.ст.) октября 1653 года, в ответ на многочисленные челобитные гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, русский царь Алексей Михайлович собрал в московском Кремле Земский Собор, принявший решение о воссоединении Малороссии с Россией:

"... о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку.
...
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…"


Ознакомиться с решением Земского Собора можно здесь.

#Московская_Русь
#внешняя_политика
Мне сдается, что великий вопрос — поход русских в Индию — постепенно назревает и завоевание нами Босфора, этой входной двери в нашу хату, будет зависеть от нашей неминуемой борьбы с Великобританией на азиатском материке.

Начальник азиатской части Главного штаба, Генерального штаба генерал-лейтенант Л.Н. Соболев.
​​​​"Радуйся, благочестивый самодержец! Казань — наша, её царь в плену, войско истреблено!"

Такими словами князь М.И. Воротынский сообщил царю Ивану IV о взятии русскими войсками Казани, произошедшем в результате решительного штурма 12 (2 ст.ст.) октября 1552 г.

Казанское ханство появилось на осколках Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, находясь под влиянием Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Османской империи, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.
В 1551 г. Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск.

В конце августа 1552 г. войско Ивана IV, включавшее русскую элитную дворянскую конницу, стрельцов, артиллерийские "наряды", татарские отряды хана Шигалея, мордовских и черкесских воинов, подошло к Казани. Вокруг города возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился источник воды. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город. Штурм начался с возгласами "С нами Бог!". Взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены, и на улицах города разразилась тяжелая битва. По словам летописца:
"Рустии же вои быстро, яко орли и ястреби гладни, на нырищи полетаху, и, скачющи, полѣтоваху, яко елени по горамъ, и по стогнамъ града... Не может малъ пламень мног удержати и противитися велицѣй водѣ гашению, но скоро угасает, и ни малая прудина великия рѣки быстрины, сице же ни казанцы много стояти противу толикаго множества руский вой, и паче же рещи, Божия помощи... Скоро побѣжени бываху казанцы, яко трава, посѣцахуся."

Последовавшее за взятием столицы падение Казанского ханства ознаменовало собой не только избавление от постоянной угрозы для Русского государства и расширение его границ, но и освобождение от гнета для многих поволжских народов.

Н. М. Карамзин писал:
"Такъ пало къ ногамъ Іоанновымъ одно изъ знаменитыхъ Царствъ, основанныхъ Чингисовыми Моголами въ предѣлахъ нынѣшней Россіи. Возникнувъ на развалинахъ Болгаріи, и поглотивъ ея бѣдные остатки, Казань имѣла и хищный, воинственный духъ Моголовъ, и торговый, заимствованный ею отъ древнихъ жителей сей страны...
Около 115 лѣтъ Казанцы намъ и мы имъ неутомимо враждовали, отъ перваго ихъ Царя, Махмета, у коего прадѣдъ Іоанновъ былъ плѣнникомъ, до Едигера, взятаго въ плѣнъ Іоанномъ, котораго дѣдъ уже именовался Государемъ Боларскимъ, уже считалъ Казань нашею областію, но при концѣ жизни своей видѣлъ ея страшный бунтъ и не могъ отмстить за кровь Россіянъ, тамъ проліянную. Новые мирные договоры служили поводомъ къ новымъ измѣнамъ, и всякая была ужасомъ для Восточной Россіи, гдѣ, на всей длинной чертѣ отъ Нижняго Новагорода до Перми, люди вѣчно береглися какъ на отводной странѣ... Однимъ словомъ, вопросъ: надлежало ли покорить Казань? соединялся съ другимъ: надлежало ли безопасностію и спокойствіемъ утвердить бытіе Россіи? Чувство государственнаго блага, усиленное ревностію Вѣры, проводило въ побѣдителяхъ общій, живѣйшій восторгъ, и Лѣтописцы говорятъ о семъ завоеваніи съ жаромъ Стихотворцевъ, призывая современниковъ и потомство къ великому зрѣлищу Казани, обновляемой во имя Христа Спасителя, осѣняемой хоругвями, украшаемой церквами Православія, оживленной (послѣ ужасовъ кровопролитія, послѣ безмолвія смерти) присутствіемъ многочисленнаго, радостнаго войска, среди свѣжихъ трофеевъ, но уже въ глубокой мирной тишинѣ ликующаго на стогнахъ, площадяхъ, въ садахъ, и юнаго Царя сидящаго на славно-завоеванномъ престолѣ, въ блестящемъ кругу Вельможъ и Полководцевъ...
Лѣтописцы сказываютъ, что небо благопріятствовало торжеству побѣды; что время стояло ясное, теплое, и Россіяне, осаждавъ Казань въ мрачную, дождливую осень, вступили въ нее какъ бы весною."


Илл.: Царь Иван Васильевич Грозный поражает казанского хана Едигера. Из Казанского Летописца, XVI в.

#Московская_Русь
#военная_история
​​Примечательно, что покорению Казани была посвящена первая эпическая поэма русской литературы - "Россіяда", - написанная Михаилом Матвеевичем Херасковым в 1771-1779 годах.

Приятного чтения!

#искусство
#военная_история
"О, русскимъ дороги эти старые чужіе камни, эти чудеса стараго божьего міра, эти осколки святыхъ чудесъ!"

Ф.М. Достоевский часто сопровождал свои рукописи иллюстрациями, изрядную долю которых составляли изображения архитектурных элементов европейских готических зданий. В рисунках писателя, в том числе, можно узнать башенки, стреловидные арки и витражи Нотр-Дама, Кельнского, Миланского и других соборов, которыми Достоевский восхищался во время своих путешествий. Интересно, что особенно много таких иллюстраций на полях "Бесов", хотя действие романа происходит в небольшом русском городе.

В юности Достоевский окончил петербургское Главное инженерное училище. Здесь будущий писатель, помимо прочего, изучал историю архитектуры. Федор Михайлович на всю жизнь сохранил любовь к архитектурному искусству, а особенно — к готическому стилю, который называл поэзией в камне. А Европу, как известно, Достоевский справедливо считал ни чем иным, как матерью и второй Родиной русских.

#искусство
#архитектура
#персоналии
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Группа инженеровъ, работавшихъ на строительствѣ Мурманской желѣзной дороги лѣтомъ 1916 года.

Фото С.М. Прокудина-Горскаго.

Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!

#Российская_империя
#фото
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты…

(Н. Коржавин)

Храм на Нерли, созданный в XII веке по повелению "первого великоросса" Андрея Юрьевича Боголюбского, - первый храм, освящённый в честь сегодняшнего праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

#Древняя_Русь
#религия
#архитектура
#фото