Трагедия Сергея Есенина
Сегодня день рождения, пожалуй, самого народного русского поэта ХХ века. Столь же великого, сколь и трагичного. О непростой судьбе Есенина, нашедшей отражение в его стихах, написано немало. В чем же была основная трагедия поэта? В его разгульном характере, множестве безрассудных поступков, за которые он потом раскаивался в стихах? Конечно, и в этом тоже. Но многим из нас знакомо подобное – натворить дел, а потом сожалеть и раскаиваться. Можно сказать, это одна из черт русского характера, которая вполне была присуща и Есенину. Однако, вряд ли это составляло главную трагедию поэта.
Сергей Александрович безумно любил Родину. Любовь к России, к Руси – одна из основных тем его произведений. Чем же была Родина для поэта, что он подразумевал под этим словом?
Может быть, власть, или, как сейчас принято говорить, «систему»? Есенин действительно с большими надеждами смотрел на революционные события в России и построение грядущего «нового мира». Однако, как часто бывает, мечты сменились разочарованием:
Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются —
Все сонмы народов,
И рас, и племен.
Пустая забава.
Одни разговоры!
При этом Есенин был обласкан советской властью, и сам отвечал ей стихотворными реверансами. Но здесь можно говорить скорее о некоем симбиозе: власти был нужен талантливый народный крестьянский поэт, а Есенин нуждался во влиятельных покровителях. Но, не сдерживая себя, он высказывался и вполне определенно:
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен...
Ваше равенство - обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов - хорошая приманка,
Подлецам - порядочный улов.
Может, Родина ассоциировалась у Есенина с народом? Будучи выходцем из деревни, он, безусловно, любил крестьян и русский народ в целом. Но и прекрасно видел его недостатки, особенно явно обнаружившие себя в те тяжелейшие времена. Стяжательство, забота о низменном, безразличие, подлость – проявление подобных черт в народе невероятно расстраивало поэта. Свои эмоции Есенин нередко высказывал в весьма жестких строчках:
Пусть те, кому дорог хлев,
Называются гражданами и жителями
И жиреют в паршивом тепле.
Это все твари тленные!
Предмет для навозных куч!
Все вы носите овечьи шкуры,
И мясник пасет для вас ножи.
Все вы стадо!
Стадо! Стадо!
Разве нынче народ пошел?
Разве племя?
Подлец на подлеце
И на трусе трус.
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами (волками – прим.).
И даже одно из своих произведений поэт красноречиво назвал "Страна негодяев"...
Родина для Есенина – идеал. Но русский народ, прекрасный в своих лучших проявлениях, но не лишенный неприглядных недостатков, не может сам по себе олицетворять ее. Что же тогда остается? Березки, поля и реки? Родина не может ассоциироваться лишь с этим, и Есенин это прекрасно понимал.
Можно предположить, что главной жизненной трагедией Сергея Есенина было непонимание того, что представляет из себя Родина, Россия, которую он так метафизически и всеобъемлюще любил. Собственно, поэт это и не скрывал:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Обуреваемый великим и пылким чувством, Есенин не мог найти ответ на вопрос, что же является объектом его любви. «Русь моя, кто ты? Кто?»… Пожалуй, все творчество поэта сопровождали поиски ответа на этот вопрос. Порою чувство Родины у Есенина неосознанно связывалось с детскими впечатлениями: «…Я нежно болен вспоминаньем детства».
Возможно, именно в этом ощущении поэт был наиболее близок к ответу. Ведь Родина - это прежде всего вековая традиция, традиционный уклад жизни, культура. В отрыве от этого ничто: ни власть, ни народ, не может олицетворять Родину. И, пожалуй, в своих нежных детских воспоминаниях Есенин мог бы найти ту воспеваемую им Русь, которую искал всю свою недолгую и трагичную жизнь.
#персоналии
#искусство
Сегодня день рождения, пожалуй, самого народного русского поэта ХХ века. Столь же великого, сколь и трагичного. О непростой судьбе Есенина, нашедшей отражение в его стихах, написано немало. В чем же была основная трагедия поэта? В его разгульном характере, множестве безрассудных поступков, за которые он потом раскаивался в стихах? Конечно, и в этом тоже. Но многим из нас знакомо подобное – натворить дел, а потом сожалеть и раскаиваться. Можно сказать, это одна из черт русского характера, которая вполне была присуща и Есенину. Однако, вряд ли это составляло главную трагедию поэта.
Сергей Александрович безумно любил Родину. Любовь к России, к Руси – одна из основных тем его произведений. Чем же была Родина для поэта, что он подразумевал под этим словом?
Может быть, власть, или, как сейчас принято говорить, «систему»? Есенин действительно с большими надеждами смотрел на революционные события в России и построение грядущего «нового мира». Однако, как часто бывает, мечты сменились разочарованием:
Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются —
Все сонмы народов,
И рас, и племен.
Пустая забава.
Одни разговоры!
При этом Есенин был обласкан советской властью, и сам отвечал ей стихотворными реверансами. Но здесь можно говорить скорее о некоем симбиозе: власти был нужен талантливый народный крестьянский поэт, а Есенин нуждался во влиятельных покровителях. Но, не сдерживая себя, он высказывался и вполне определенно:
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен...
Ваше равенство - обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов - хорошая приманка,
Подлецам - порядочный улов.
Может, Родина ассоциировалась у Есенина с народом? Будучи выходцем из деревни, он, безусловно, любил крестьян и русский народ в целом. Но и прекрасно видел его недостатки, особенно явно обнаружившие себя в те тяжелейшие времена. Стяжательство, забота о низменном, безразличие, подлость – проявление подобных черт в народе невероятно расстраивало поэта. Свои эмоции Есенин нередко высказывал в весьма жестких строчках:
Пусть те, кому дорог хлев,
Называются гражданами и жителями
И жиреют в паршивом тепле.
Это все твари тленные!
Предмет для навозных куч!
Все вы носите овечьи шкуры,
И мясник пасет для вас ножи.
Все вы стадо!
Стадо! Стадо!
Разве нынче народ пошел?
Разве племя?
Подлец на подлеце
И на трусе трус.
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами (волками – прим.).
И даже одно из своих произведений поэт красноречиво назвал "Страна негодяев"...
Родина для Есенина – идеал. Но русский народ, прекрасный в своих лучших проявлениях, но не лишенный неприглядных недостатков, не может сам по себе олицетворять ее. Что же тогда остается? Березки, поля и реки? Родина не может ассоциироваться лишь с этим, и Есенин это прекрасно понимал.
Можно предположить, что главной жизненной трагедией Сергея Есенина было непонимание того, что представляет из себя Родина, Россия, которую он так метафизически и всеобъемлюще любил. Собственно, поэт это и не скрывал:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Обуреваемый великим и пылким чувством, Есенин не мог найти ответ на вопрос, что же является объектом его любви. «Русь моя, кто ты? Кто?»… Пожалуй, все творчество поэта сопровождали поиски ответа на этот вопрос. Порою чувство Родины у Есенина неосознанно связывалось с детскими впечатлениями: «…Я нежно болен вспоминаньем детства».
Возможно, именно в этом ощущении поэт был наиболее близок к ответу. Ведь Родина - это прежде всего вековая традиция, традиционный уклад жизни, культура. В отрыве от этого ничто: ни власть, ни народ, не может олицетворять Родину. И, пожалуй, в своих нежных детских воспоминаниях Есенин мог бы найти ту воспеваемую им Русь, которую искал всю свою недолгую и трагичную жизнь.
#персоналии
#искусство
Санитар Полевого царскосельского военно-санитарного поезда № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Сергей Есенин (на 2м фото в первом ряду). 1916-1917 года.
#Российская_империя
#персоналии
#военная_история
#фото
#Российская_империя
#персоналии
#военная_история
#фото
Forwarded from Исторический Ефремоff (Ефремов Александр)
«Стихи мои - красивые, но грустные: такова вся Россия...»
Военная служба Сергея Есенина - интересный эпизод в его биографии. Хотя поэт не бывал под пулями, в наши дни его службу назвали бы «альтернативной». Но Сергей Александрович честно прошёл её «нижним чином» Царскосельского военно-санитарного поезда (см: t.me/aefremoff80/4142).
20 апреля 1916 г. Есенин явился к месту службы в Царское Село, а уже 27-го апреля «его» санитарный поезд отправился от перрона по направлению «Москва - Курск - Симферополь - Евпатория». Для поправки здоровья на Юг везли раненых солдат и офицеров. Служба Есенина была не опасной, но и не лёгкой: вместе с другими санитарами поэт переносил раненых, поддерживал чистоту в вагоне, разносил пищу больным.
Есенин совершил две поездки на поезде, потом получив увольнительный билет в Рязань на две недели. Как вспоминала его сестра Екатерина, он приехал домой уставшим, жаловался, что скучает по родным местам. «Много тяжёлых и смешных случаев с ранеными <в те дни> рассказывал он <брат>. Ему приходилось бывать и в операционной».
Службу поэт продолжил в Царскосельском лазарете №17, часто выступал на концертах - в основном, в пользу раненых. 22 июля 1916 г. вместе с другими поэтами и артистами Есенин выступал перед Царской семьёй: с поэмой «Русь» и специально написанным поздравительным приветствием. После концерта Есенин был представлен императрице Александре Фёдоровне и великим княжнам Марии и Анастасии, вручил им красиво оформленный текст приветствия и экземпляр «Радуницы».
Много позже он вспоминал: «По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия...». В благодарность за выступление поэт получил от Александры Фёдоровны золотые часы.
Военная служба Есенина (с момента призыва) продолжалась почти год, до 20 марта 1917 г. После февральской революции поэта отправляли на учёбу в школу прапорщиков, но «из армии Керенского» - его формулировка - он дезертировал.
«К событиям октября поэт отнёсся настороженно», - дипломатично пишут его биографы. Иными словами, Есенин видел, что жизнь дорогой ему, простой русской деревни после революции изменилась не в лучшую сторону. Но это уже - другая история.
#КрымНаш
#культура
@aefremoff80
Военная служба Сергея Есенина - интересный эпизод в его биографии. Хотя поэт не бывал под пулями, в наши дни его службу назвали бы «альтернативной». Но Сергей Александрович честно прошёл её «нижним чином» Царскосельского военно-санитарного поезда (см: t.me/aefremoff80/4142).
20 апреля 1916 г. Есенин явился к месту службы в Царское Село, а уже 27-го апреля «его» санитарный поезд отправился от перрона по направлению «Москва - Курск - Симферополь - Евпатория». Для поправки здоровья на Юг везли раненых солдат и офицеров. Служба Есенина была не опасной, но и не лёгкой: вместе с другими санитарами поэт переносил раненых, поддерживал чистоту в вагоне, разносил пищу больным.
Есенин совершил две поездки на поезде, потом получив увольнительный билет в Рязань на две недели. Как вспоминала его сестра Екатерина, он приехал домой уставшим, жаловался, что скучает по родным местам. «Много тяжёлых и смешных случаев с ранеными <в те дни> рассказывал он <брат>. Ему приходилось бывать и в операционной».
Службу поэт продолжил в Царскосельском лазарете №17, часто выступал на концертах - в основном, в пользу раненых. 22 июля 1916 г. вместе с другими поэтами и артистами Есенин выступал перед Царской семьёй: с поэмой «Русь» и специально написанным поздравительным приветствием. После концерта Есенин был представлен императрице Александре Фёдоровне и великим княжнам Марии и Анастасии, вручил им красиво оформленный текст приветствия и экземпляр «Радуницы».
Много позже он вспоминал: «По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия...». В благодарность за выступление поэт получил от Александры Фёдоровны золотые часы.
Военная служба Есенина (с момента призыва) продолжалась почти год, до 20 марта 1917 г. После февральской революции поэта отправляли на учёбу в школу прапорщиков, но «из армии Керенского» - его формулировка - он дезертировал.
«К событиям октября поэт отнёсся настороженно», - дипломатично пишут его биографы. Иными словами, Есенин видел, что жизнь дорогой ему, простой русской деревни после революции изменилась не в лучшую сторону. Но это уже - другая история.
#КрымНаш
#культура
@aefremoff80
Telegram
Исторический Ефремоff
Санитар Есенин
Важная страница биографии Сергея Есенина...
В школе я учился в классе «с литературным уклоном». О биографии и творчестве Есенина нам, старшеклассникам, много рассказывали на семинарах и творческих вечерах. Тем удивительней, что «за кадром»…
Важная страница биографии Сергея Есенина...
В школе я учился в классе «с литературным уклоном». О биографии и творчестве Есенина нам, старшеклассникам, много рассказывали на семинарах и творческих вечерах. Тем удивительней, что «за кадром»…
Романов-на-Мурмане и развитие России во время Великой войны
Сегодня годовщина основания Романова-на-Мурмане, нынешнего Мурманска - крупнейшего в мире города за Северным полярным кругом.
4 октября 1916 года на берегу Кольского залива сурового Баренцева моря был заложен Никольский собор. Эта дата считается днем основания Мурманска.
Примечательно, что город-порт был построен во время Первой мировой войны.
Вообще, крайне интересно проследить развитие Российской империи в 1914-1917 годах. Помимо Романова-на-Мурмане, в этот период была построена железная дорога к нему, а в целом сооружено около 8,5 тыс. км железнодорожных путей (рост по сравнению с 1913 г. - примерно 14%), в том числе завершена Амурская железная дорога - конечный участок Транссиба. Были созданы сотни новых производственных предприятий в военно-промышленной, машиностроительной, сталелитейной, станкостроительной, нефтехимической и химической, металлообрабатывающей, авиастроительной, энергетической отраслях, модернизированы существующие заводы и фабрики.
В целом российское промышленное производство за 1914-1916 годы выросло на 21,5%, при этом объем производства машиностроения увеличился за эти три года в 4,76 раза, металлообработки в 3 раза, химической промышленности в 2,5 раза (А.Л.Сидоров. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны . М., 1973. С. 350, 366). В 1915-1917 годах была проведена широкомасштабная модернизация промышленности с применением преимущественно (более 2/3) отечественного оборудования.
И это всё было реализовано в тяжелейших условиях мировой войны, причем без ГУЛАГов, принудительного труда и стройотрядов...
#Российская_империя
#города_и_веси
#экономика
Сегодня годовщина основания Романова-на-Мурмане, нынешнего Мурманска - крупнейшего в мире города за Северным полярным кругом.
4 октября 1916 года на берегу Кольского залива сурового Баренцева моря был заложен Никольский собор. Эта дата считается днем основания Мурманска.
Примечательно, что город-порт был построен во время Первой мировой войны.
Вообще, крайне интересно проследить развитие Российской империи в 1914-1917 годах. Помимо Романова-на-Мурмане, в этот период была построена железная дорога к нему, а в целом сооружено около 8,5 тыс. км железнодорожных путей (рост по сравнению с 1913 г. - примерно 14%), в том числе завершена Амурская железная дорога - конечный участок Транссиба. Были созданы сотни новых производственных предприятий в военно-промышленной, машиностроительной, сталелитейной, станкостроительной, нефтехимической и химической, металлообрабатывающей, авиастроительной, энергетической отраслях, модернизированы существующие заводы и фабрики.
В целом российское промышленное производство за 1914-1916 годы выросло на 21,5%, при этом объем производства машиностроения увеличился за эти три года в 4,76 раза, металлообработки в 3 раза, химической промышленности в 2,5 раза (А.Л.Сидоров. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны . М., 1973. С. 350, 366). В 1915-1917 годах была проведена широкомасштабная модернизация промышленности с применением преимущественно (более 2/3) отечественного оборудования.
И это всё было реализовано в тяжелейших условиях мировой войны, причем без ГУЛАГов, принудительного труда и стройотрядов...
#Российская_империя
#города_и_веси
#экономика
Однажды престарелый генерал Драгомиров запамятовал, что 30 августа – день именин Александра III. Он спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, послал государю телеграмму с таким текстом:
«Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров».
На что Александр ответил:
«Пора и кончить. Александр».
#Российская_империя
#юмор
«Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров».
На что Александр ответил:
«Пора и кончить. Александр».
#Российская_империя
#юмор
О гербе и происхождении Романовых
Часть 1
С избранием в 1613 г. на русский престол, династия Романовых унаследовала не только титул и регалии прежних российских правителей, но и государственный герб - двуглавого орла. При этом вплоть до середины XIX в. вопрос о родовом символе собственно Романовых не ставился.
Но в царствование императора Александра II, в ходе реформы российской геральдики, осуществленной под руководством барона Б. Кёне (управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии), было решено восстановить или разработать герб правящей династии.
Основываясь на исторических свидетельствах и правилах европейской геральдики, барон Кёне составил композицию, которая и удостоилась 8 декабря 1856 г. высочайшего утверждения в качестве родового герба Романовых:
"В серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит — прим.), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные".
Для составления герба использовались описания прапора боярина Никиты Ивановича Романова (двоюродного брата царя Алексея Михайловича, скончавшегося в 1654 г.): "середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов".
Интересно, что составленный на базе личного символа Никиты Ивановича Романова герб русской правящей династии и основа его композиции - грифон - может указать на пути решения вопроса происхождения рода Романовых.
Как известно, первым исторически достоверным предком Романовых был московский боярин XIV в. Андрей Кобыла, который, согласно "Бархатной книге", был выходцем "из Немец" или "из Прус". Что же означают эти сведения?
Легенды или свидетельства о родоначальниках-основателях, "выезжих из Прус” или “из Немец”, имеют несколько сотен русских дворянских родов. Данные словообороты зачастую взаимозаменяемы, что позволяет их отождествлять. По всей видимости, они указывают на происхождение из земель, находившихся под властью "немцев", т.е. Тевтонского ордена (как известно, территория его государства называлась, в том числе, Пруссией). Скорее всего, речь здесь идет о родах, вынужденных покинуть родину вследствие постепенного немецкого наступления на южнобалтийские земли, последнее массовое переселение из которых на Русь пришлось на ХIII в., когда крестоносцы полностью захватили Балтийское Поморье и Пруссию. Поток переселения шел из западной Прибалтики в восточную, затем в Новгород и Псков, и далее в другие города.
При этом попытка представить генеалогические приписки “из Немец” и "из Прусс" более поздним вымыслом вряд ли может считаться успешной. Например, составитель двухтомника “История родов русского дворянства” П.Н. Петров указывал на то, что в ХIII в. не существовало самостоятельного государства Пруссия, следовательно, неясно, откуда в России могли появиться “прусские подданные или прусская народность”. Т.о., вполне уместно говорить о старинной историографической традиции, выводившей многие знатные русские рода, в том числе Романовых, из южнобалтийского региона.
В этой связи интересно, что, как отмечал к.и.н. В. И. Меркулов, около 10% дворянских и бюргерских фамилий земель современной северной Германии (Померании/Мекленбурга) находят прямые аналогии среди русских фамилий, в том числе таких же дворянских. Некоторые из них приведены здесь. Примечательно также, что последняя славяноязычная жительница острова Рюген носила фамилию Голицына.
Продолжение...
#правители
#прародина
#геральдика
Часть 1
С избранием в 1613 г. на русский престол, династия Романовых унаследовала не только титул и регалии прежних российских правителей, но и государственный герб - двуглавого орла. При этом вплоть до середины XIX в. вопрос о родовом символе собственно Романовых не ставился.
Но в царствование императора Александра II, в ходе реформы российской геральдики, осуществленной под руководством барона Б. Кёне (управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии), было решено восстановить или разработать герб правящей династии.
Основываясь на исторических свидетельствах и правилах европейской геральдики, барон Кёне составил композицию, которая и удостоилась 8 декабря 1856 г. высочайшего утверждения в качестве родового герба Романовых:
"В серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит — прим.), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные".
Для составления герба использовались описания прапора боярина Никиты Ивановича Романова (двоюродного брата царя Алексея Михайловича, скончавшегося в 1654 г.): "середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов".
Интересно, что составленный на базе личного символа Никиты Ивановича Романова герб русской правящей династии и основа его композиции - грифон - может указать на пути решения вопроса происхождения рода Романовых.
Как известно, первым исторически достоверным предком Романовых был московский боярин XIV в. Андрей Кобыла, который, согласно "Бархатной книге", был выходцем "из Немец" или "из Прус". Что же означают эти сведения?
Легенды или свидетельства о родоначальниках-основателях, "выезжих из Прус” или “из Немец”, имеют несколько сотен русских дворянских родов. Данные словообороты зачастую взаимозаменяемы, что позволяет их отождествлять. По всей видимости, они указывают на происхождение из земель, находившихся под властью "немцев", т.е. Тевтонского ордена (как известно, территория его государства называлась, в том числе, Пруссией). Скорее всего, речь здесь идет о родах, вынужденных покинуть родину вследствие постепенного немецкого наступления на южнобалтийские земли, последнее массовое переселение из которых на Русь пришлось на ХIII в., когда крестоносцы полностью захватили Балтийское Поморье и Пруссию. Поток переселения шел из западной Прибалтики в восточную, затем в Новгород и Псков, и далее в другие города.
При этом попытка представить генеалогические приписки “из Немец” и "из Прусс" более поздним вымыслом вряд ли может считаться успешной. Например, составитель двухтомника “История родов русского дворянства” П.Н. Петров указывал на то, что в ХIII в. не существовало самостоятельного государства Пруссия, следовательно, неясно, откуда в России могли появиться “прусские подданные или прусская народность”. Т.о., вполне уместно говорить о старинной историографической традиции, выводившей многие знатные русские рода, в том числе Романовых, из южнобалтийского региона.
В этой связи интересно, что, как отмечал к.и.н. В. И. Меркулов, около 10% дворянских и бюргерских фамилий земель современной северной Германии (Померании/Мекленбурга) находят прямые аналогии среди русских фамилий, в том числе таких же дворянских. Некоторые из них приведены здесь. Примечательно также, что последняя славяноязычная жительница острова Рюген носила фамилию Голицына.
Продолжение...
#правители
#прародина
#геральдика
О гербе и происхождении Романовых
Часть 2
(начало)
Немаловажным является и факт наличия с древнейших времен связей северо-западной Руси с областями, расположенными на южнобалтийском побережье, что подтверждено археологическими, лингвистическими, антропологическими и историческими исследованиями. Летописные варяжские русы, по всей видимости, были выходцами именно из этого региона, а остров Рюген и близлежащие земли являлись прародиной русов (см. #прародина).
Поэтому совершенно не случайным представляется то, что герб Романовых находит полные аналогии именно в геральдике южнобалтийского региона. Грифон изображался на гербах и печатях герцогов Мекленбурга (потомков Никлота), гербе Грифцов (князей и великих герцогов Померании), гербе Померании (принятом при герцоге Богуславе Х) и т.д. При этом исследователь немецкой колонизации Мекленбурга Д. Н. Егоров считал грифона древнейшим местным геральдическим символом. Не был чужд образ грифона и для северо-западной Руси, принимавшей родственных переселенцев из южнобалтийского поморья: в частности, это сказочное существо было изображено на деревянной колонне начала XI века из Новгорода.
Таким образом, вполне обоснованным представляется предположение, что предки русской правящей династии Романовых были выходцами из южнобалтийского региона. В числе многих русских родов, под напором немецкого Drang nach Osten XII-XIII веков они были вынуждены отступить со своей родины на Русь - государство, основанное, по меткому выражению академика В. Л. Янина, их родственниками.
#правители
#прародина
#геральдика
Часть 2
(начало)
Немаловажным является и факт наличия с древнейших времен связей северо-западной Руси с областями, расположенными на южнобалтийском побережье, что подтверждено археологическими, лингвистическими, антропологическими и историческими исследованиями. Летописные варяжские русы, по всей видимости, были выходцами именно из этого региона, а остров Рюген и близлежащие земли являлись прародиной русов (см. #прародина).
Поэтому совершенно не случайным представляется то, что герб Романовых находит полные аналогии именно в геральдике южнобалтийского региона. Грифон изображался на гербах и печатях герцогов Мекленбурга (потомков Никлота), гербе Грифцов (князей и великих герцогов Померании), гербе Померании (принятом при герцоге Богуславе Х) и т.д. При этом исследователь немецкой колонизации Мекленбурга Д. Н. Егоров считал грифона древнейшим местным геральдическим символом. Не был чужд образ грифона и для северо-западной Руси, принимавшей родственных переселенцев из южнобалтийского поморья: в частности, это сказочное существо было изображено на деревянной колонне начала XI века из Новгорода.
Таким образом, вполне обоснованным представляется предположение, что предки русской правящей династии Романовых были выходцами из южнобалтийского региона. В числе многих русских родов, под напором немецкого Drang nach Osten XII-XIII веков они были вынуждены отступить со своей родины на Русь - государство, основанное, по меткому выражению академика В. Л. Янина, их родственниками.
#правители
#прародина
#геральдика
Монахи, работающіе въ машинномъ залѣ ГЭС Соловецкаго монастыря.
Начало XX вѣка.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Начало XX вѣка.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
"Руссо-Балт" К 12/20 1911-го года
Единственный сохранившийся экземпляр легкового автомобиля, произведенного в Российской империи.
Находится в Политехническом музее.
О первых шагах русского автомобилестроения - читайте здесь.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Единственный сохранившийся экземпляр легкового автомобиля, произведенного в Российской империи.
Находится в Политехническом музее.
О первых шагах русского автомобилестроения - читайте здесь.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Деколонизация = дехристианизация?
Любопытный и меткий текст современного русского философа Никиты Сюндюкова.
#философия_истории
#колонизация
#религия
Любопытный и меткий текст современного русского философа Никиты Сюндюкова.
#философия_истории
#колонизация
#религия
"Разумѣйте языцы, и покаряйтеся: яко съ нами Богъ!"
В дополнение к меткому тексту Никиты Кирилловича отметим, что для русской истории не были чуждыми явлениями ни крестовые походы, ни колонизация, которым в современном мірѣ, пропитанном левыми идеями, незаслуженно придаются негативные коннотации.
Начало крестовых походов европейских рыцарей в Святую землю совпало по времени с успешным наступлением Руси на степь при Святополке Изяславиче и Владимире Мономахе. И сие, судя по всему, не было случайностью: русские князья придавали кампаниям против враждебных кочевников характер крестовых походов против "поганых". Как указано в летописи, выступая в поход против половцев, окончившийся славной победой на реке Салница, Владимир Всеволодович "възложиша всю свою падежю (надежду) на хрестъ". Русское войско сопровождали священники, которым князь повелел "ѣдучи предъ полкомъ пѣти тропари и коньдакы (в честь) хреста чстнаго и канунъ ст҃ои Бц҃и".
Как отмечал В. О. Ключевский, "...почти двухвековая борьба Руси съ половцами имѣетъ своё значеніе въ европейской исторіи. Въ то время, какъ Западная Европа крестовыми походами предприняла наступательную борьбу на азіатскій востокъ, когда и на Пиренейскомъ полуостровѣ началось такое же движеніе противъ мавровъ, Русь своей степной борьбой прикрывала лѣвый флангъ европейскаго наступленія".
Интересно, что существуют данные, позволяющие говорить и об участии русских воинов в крестовых походах на Ближний Восток, в Святую землю.
Таким образом, можно утверждать, что в XI-XII веках европейские государства, включая Русь, единым фронтом вели борьбу с "неверными".
Надо также отметить, что русская колонизация северных земель, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, Кавказа, Средней Азии и т.д., которой зачастую необоснованно приписывается исключительно мирный характер, проводилась, в том числе, и мечом, и крестом, по характеру не сильно отличаясь от колонизации другими европейскими государствами обеих Америк, Индии или Африки.
В покоренных землях прежде всего возводились часовни и церкви, а на границах русских владений воздвигались поклонные кресты - первые российские пограничные знаки, символизировавшие принадлежность земель русскому православному государству. Можно сказать, колонизация была в какой-то мере своеобразным продолжением крестовых походов.
Так, известно, что на знамени знаменитого Ермака Тимофеевича был изображен "Грозный воевода Архистратигъ Михаилъ" и библейский сюжет, а в походах его сопровождали священники и монах. На месте первого зимовья своего отряда у реки Сылвы покоритель Сибири соорудил часовню Святого Николая. А, к примеру, при строительстве Тюменского острога в 1586 г. прежде всего были заложены два храма. Основанный же в 1587 г. Тобольск, как указано в летописях, был "укреплен" церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа и Св. Николая Чудотворца. И таких примеров можно привести массу.
Вообще, при присоединении и освоении земель русская православная миссия среди аборигенных народов всегда играла весьма значимую роль (см., например, здесь, здесь и здесь).
Таким образом, колонизация, проводившаяся европейскими государствами, в любой точке мира непременно сопровождалась христианизацией покоряемых племен. И Россия, будучи неотъемлемой частью европейской цивилизации (в широком смысле слова), действовала таким же образом.
#философия_истории
#колонизация
#религия
В дополнение к меткому тексту Никиты Кирилловича отметим, что для русской истории не были чуждыми явлениями ни крестовые походы, ни колонизация, которым в современном мірѣ, пропитанном левыми идеями, незаслуженно придаются негативные коннотации.
Начало крестовых походов европейских рыцарей в Святую землю совпало по времени с успешным наступлением Руси на степь при Святополке Изяславиче и Владимире Мономахе. И сие, судя по всему, не было случайностью: русские князья придавали кампаниям против враждебных кочевников характер крестовых походов против "поганых". Как указано в летописи, выступая в поход против половцев, окончившийся славной победой на реке Салница, Владимир Всеволодович "възложиша всю свою падежю (надежду) на хрестъ". Русское войско сопровождали священники, которым князь повелел "ѣдучи предъ полкомъ пѣти тропари и коньдакы (в честь) хреста чстнаго и канунъ ст҃ои Бц҃и".
Как отмечал В. О. Ключевский, "...почти двухвековая борьба Руси съ половцами имѣетъ своё значеніе въ европейской исторіи. Въ то время, какъ Западная Европа крестовыми походами предприняла наступательную борьбу на азіатскій востокъ, когда и на Пиренейскомъ полуостровѣ началось такое же движеніе противъ мавровъ, Русь своей степной борьбой прикрывала лѣвый флангъ европейскаго наступленія".
Интересно, что существуют данные, позволяющие говорить и об участии русских воинов в крестовых походах на Ближний Восток, в Святую землю.
Таким образом, можно утверждать, что в XI-XII веках европейские государства, включая Русь, единым фронтом вели борьбу с "неверными".
Надо также отметить, что русская колонизация северных земель, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, Кавказа, Средней Азии и т.д., которой зачастую необоснованно приписывается исключительно мирный характер, проводилась, в том числе, и мечом, и крестом, по характеру не сильно отличаясь от колонизации другими европейскими государствами обеих Америк, Индии или Африки.
В покоренных землях прежде всего возводились часовни и церкви, а на границах русских владений воздвигались поклонные кресты - первые российские пограничные знаки, символизировавшие принадлежность земель русскому православному государству. Можно сказать, колонизация была в какой-то мере своеобразным продолжением крестовых походов.
Так, известно, что на знамени знаменитого Ермака Тимофеевича был изображен "Грозный воевода Архистратигъ Михаилъ" и библейский сюжет, а в походах его сопровождали священники и монах. На месте первого зимовья своего отряда у реки Сылвы покоритель Сибири соорудил часовню Святого Николая. А, к примеру, при строительстве Тюменского острога в 1586 г. прежде всего были заложены два храма. Основанный же в 1587 г. Тобольск, как указано в летописях, был "укреплен" церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа и Св. Николая Чудотворца. И таких примеров можно привести массу.
Вообще, при присоединении и освоении земель русская православная миссия среди аборигенных народов всегда играла весьма значимую роль (см., например, здесь, здесь и здесь).
Таким образом, колонизация, проводившаяся европейскими государствами, в любой точке мира непременно сопровождалась христианизацией покоряемых племен. И Россия, будучи неотъемлемой частью европейской цивилизации (в широком смысле слова), действовала таким же образом.
#философия_истории
#колонизация
#религия
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
К слову, споры о мягком (ассимиляционном) или же насильственном характере завоеваний России велись и в 19 веке.
Вот реплика историка Ламанского на соответствующий тезис Данилевского.
Из статьи А. В. Малинова «Из истории петербургского славянофильства: Н. Я. Данилевский и В. И. Ламанский»
Вот реплика историка Ламанского на соответствующий тезис Данилевского.
Из статьи А. В. Малинова «Из истории петербургского славянофильства: Н. Я. Данилевский и В. И. Ламанский»
Колесница, корабль, меч и крест - пожалуй, вполне могут считаться символами нашей европейской цивилизации, покорившей огромные земные пространства, всегда стремившейся за горизонт и вспарывавшей края карт, непрестанно взиравшей ввысь и жаждавшей познания величия Творца, несшей покоренным землям великую культуру и истинную веру.
...
На полярныхъ моряхъ и на южныхъ,
По изгибамъ зелёныхъ зыбѣй,
Межъ базальтовыхъ скалъ и жемчужныхъ
Шелестятъ паруса кораблей.
Быстрокрылыхъ ведутъ капитаны,
Открыватели новыхъ земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто извѣдалъ мальстрёмы и мель,
Чья не пылью затерянныхъ хартій, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной картѣ
Отмѣчаетъ свой дерзостный путь
...
Пусть безумствуетъ морѣ и хлещетъ,
Гребни волнъ поднялись въ небеса,
Ни одинъ предъ грозой не трепещетъ,
Ни одинъ не свернётъ паруса.
...
Вы всѣ, паладины Зелёнаго Храма,
Надъ пасмурнымъ моремъ слѣдившіе румбъ,
Гонзальво и Кукъ, Лаперузъ и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзецъ Колумбъ!
Ганнонъ Карѳагенянинъ, князь Сенегамбій,
Синдбадъ-Мореходъ и могучій Улиссъ,
О вашихъ побѣдахъ гремятъ въ диѳирамбѣ
Сѣдые валы, набѣгая на мысъ!
А вы, королевскіе псы, флибустьеры,
Хранившіе золото въ тёмномъ порту,
Скитальцы арабы, искатели вѣры
И первые люди на первомъ плоту!
И всѣ, кто дерзаетъ, кто хочетъ, кто ищетъ,
Кому опостылѣли страны отцовъ,
Кто дерзко хохочетъ, насмѣшливо свищетъ,
Внимая завѣтамъ сѣдыхъ мудрецовъ!
Какъ странно, какъ сладко входить въ ваши грёзы,
Завѣтныя ваши шептать имена,
И вдругъ догадаться, какіе наркозы
Когда-то рождала для васъ глубина!
И кажется — въ мірѣ, какъ преждѣ, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Гдѣ въ солнечныхъ рощахъ живутъ великаны
И свѣтятъ въ прозрачной водѣ жемчуга.
Съ деревьевъ стекаютъ душистыя смолы,
Узорные листья лепечутъ: «Скорѣй,
Здѣсь рѣютъ червоннаго золота пчёлы,
Здѣсь розы краснѣе, чемъ пурпуръ царей!»
И карлики съ птицами спорятъ за гнѣзда,
И нѣженъ у дѣвушекъ профиль лица…
Какъ будто не всѣ пересчитаны звѣзды,
Какъ будто нашъ міръ не открытъ до конца!
(Н.С. Гумилевъ, 1909 годъ).
#философия_истории
...
На полярныхъ моряхъ и на южныхъ,
По изгибамъ зелёныхъ зыбѣй,
Межъ базальтовыхъ скалъ и жемчужныхъ
Шелестятъ паруса кораблей.
Быстрокрылыхъ ведутъ капитаны,
Открыватели новыхъ земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто извѣдалъ мальстрёмы и мель,
Чья не пылью затерянныхъ хартій, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной картѣ
Отмѣчаетъ свой дерзостный путь
...
Пусть безумствуетъ морѣ и хлещетъ,
Гребни волнъ поднялись въ небеса,
Ни одинъ предъ грозой не трепещетъ,
Ни одинъ не свернётъ паруса.
...
Вы всѣ, паладины Зелёнаго Храма,
Надъ пасмурнымъ моремъ слѣдившіе румбъ,
Гонзальво и Кукъ, Лаперузъ и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзецъ Колумбъ!
Ганнонъ Карѳагенянинъ, князь Сенегамбій,
Синдбадъ-Мореходъ и могучій Улиссъ,
О вашихъ побѣдахъ гремятъ въ диѳирамбѣ
Сѣдые валы, набѣгая на мысъ!
А вы, королевскіе псы, флибустьеры,
Хранившіе золото въ тёмномъ порту,
Скитальцы арабы, искатели вѣры
И первые люди на первомъ плоту!
И всѣ, кто дерзаетъ, кто хочетъ, кто ищетъ,
Кому опостылѣли страны отцовъ,
Кто дерзко хохочетъ, насмѣшливо свищетъ,
Внимая завѣтамъ сѣдыхъ мудрецовъ!
Какъ странно, какъ сладко входить въ ваши грёзы,
Завѣтныя ваши шептать имена,
И вдругъ догадаться, какіе наркозы
Когда-то рождала для васъ глубина!
И кажется — въ мірѣ, какъ преждѣ, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Гдѣ въ солнечныхъ рощахъ живутъ великаны
И свѣтятъ въ прозрачной водѣ жемчуга.
Съ деревьевъ стекаютъ душистыя смолы,
Узорные листья лепечутъ: «Скорѣй,
Здѣсь рѣютъ червоннаго золота пчёлы,
Здѣсь розы краснѣе, чемъ пурпуръ царей!»
И карлики съ птицами спорятъ за гнѣзда,
И нѣженъ у дѣвушекъ профиль лица…
Какъ будто не всѣ пересчитаны звѣзды,
Какъ будто нашъ міръ не открытъ до конца!
(Н.С. Гумилевъ, 1909 годъ).
#философия_истории
Telegram
Терем-теремок
Мегакрутой кадр из гибсоновского "Апокалипсиса", великолепно отражающий одну из базовых сторон нашего расового психотипа. Стремление к доминированию, к исследованию нового, к выходу за границы. Испанцы того времени переживают пассионарный взрыв, а с учетом…
"Что же касается мнения о том, что Россия - государство и народ не завоевательные, то оно противно понятиям исторического народа и государства" (В.И. Ламанский)
Так уж сложилось, что в нашем греховном мірѣ все народы, нации и государства делятся на исторические (welthistorische Völker по Гегелю) и неисторические, хищников и добычу. Одни державы, в числе которых и Россия, добиваются высочайшего имперского статуса, ведут большие игры и делят мир, другие же народы и страны – никогда не обретают высокого положения, что практически всегда означает подчинённость более могущественным государствам и роль объектов в исторических процессах. И да, первые со вторыми, как правило, не церемонились без особой на то необходимости, а колонизации зачастую сопровождались жесткостью (вполне, впрочем, оправданной) и даже жестокостью. Таковы уж реалии, которые, конечно, могут и ужасать особо впечатлительныхбарышень, предпочитающих историческим фактам радужные картины добровольной ассимиляции добродушных аборигенов благосердечными русскими.
При том, что "самообольщение о мягкости и незавоевательности своего народа есть одно из общих свойств патриотического увлечения всех исторических народов мира", оно "вредит и научному изучению отечественной истории, и практической деятельности". Более того, для России и русских такой (само)обман, особенно в нынешнее время, является преступным, так как делает из исторического народа-хищника и народа-завоевателя беззубую травоядную добычу, а из великой державы - "империю наоборот". Сие, несомненно, может привести лишь к завершению русской истории.
Закономерен вопрос, как же вышеописанное соотносится с христианством? Очень просто. С религиозной точки зрения всё в этом мірѣ происходит не просто так, а исключительно по Божьей воле или попущению. И христианская вера - не гуманистическая утопия.
Что же касается "китайской, индийской, латиноамериканской и африканской аудитории" - то для внешнего потребителя, безусловно, необходимо конструировать такие образы России и русских, которые прежде всего отвечают нашим национальным интересам. Но это задача, очевидно, для "RT" и аналогичных организаций. А скромным ТГ-каналам позвольте уж объективно смотреть на русскую историю и ее философию.
#философия_истории
#колонизация
Так уж сложилось, что в нашем греховном мірѣ все народы, нации и государства делятся на исторические (welthistorische Völker по Гегелю) и неисторические, хищников и добычу. Одни державы, в числе которых и Россия, добиваются высочайшего имперского статуса, ведут большие игры и делят мир, другие же народы и страны – никогда не обретают высокого положения, что практически всегда означает подчинённость более могущественным государствам и роль объектов в исторических процессах. И да, первые со вторыми, как правило, не церемонились без особой на то необходимости, а колонизации зачастую сопровождались жесткостью (вполне, впрочем, оправданной) и даже жестокостью. Таковы уж реалии, которые, конечно, могут и ужасать особо впечатлительных
При том, что "самообольщение о мягкости и незавоевательности своего народа есть одно из общих свойств патриотического увлечения всех исторических народов мира", оно "вредит и научному изучению отечественной истории, и практической деятельности". Более того, для России и русских такой (само)обман, особенно в нынешнее время, является преступным, так как делает из исторического народа-хищника и народа-завоевателя беззубую травоядную добычу, а из великой державы - "империю наоборот". Сие, несомненно, может привести лишь к завершению русской истории.
Закономерен вопрос, как же вышеописанное соотносится с христианством? Очень просто. С религиозной точки зрения всё в этом мірѣ происходит не просто так, а исключительно по Божьей воле или попущению. И христианская вера - не гуманистическая утопия.
Что же касается "китайской, индийской, латиноамериканской и африканской аудитории" - то для внешнего потребителя, безусловно, необходимо конструировать такие образы России и русских, которые прежде всего отвечают нашим национальным интересам. Но это задача, очевидно, для "RT" и аналогичных организаций. А скромным ТГ-каналам позвольте уж объективно смотреть на русскую историю и ее философию.
#философия_истории
#колонизация
Возвращение Малороссии: решение принято
11 (1 ст.ст.) октября 1653 года, в ответ на многочисленные челобитные гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, русский царь Алексей Михайлович собрал в московском Кремле Земский Собор, принявший решение о воссоединении Малороссии с Россией:
"... о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку.
...
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…"
Ознакомиться с решением Земского Собора можно здесь.
#Московская_Русь
#внешняя_политика
11 (1 ст.ст.) октября 1653 года, в ответ на многочисленные челобитные гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, русский царь Алексей Михайлович собрал в московском Кремле Земский Собор, принявший решение о воссоединении Малороссии с Россией:
"... о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку.
...
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…"
Ознакомиться с решением Земского Собора можно здесь.
#Московская_Русь
#внешняя_политика