860 год. "Нача ся прозывати Руская земля"
22 (18 ст.ст.) июня 860г. у стен одного из крупнейших и богатейших средневековых городов – Константинополя, Царьграда русских летописей, - появился военный флот русов, состоявший из 200 (по другим данным – 360) кораблей. "Гроза гиперборейская", как назвал русов свидетель и участник событий, архиепископ Фотий, оказалась для византийцев полной неожиданностью. Русы высадились у стен Константинополя и взяли его в осаду.
Не будет преувеличением сказать, что это событие потрясло современников по всей Европе, оставив серьезный след во многих византийских и западноевропейских источниках, а также русских летописях.
Судя по ряду фактов, поход был продуман и подготовлен со всей тщательностью: русам удалось преодолеть огромные расстояния незамеченными и напасть на город неожиданно, во время отсутствия в Константинополе императора Михаила III с войском. Всё это говорит о весьма вероятном проведении необходимых разведывательных мероприятий и, как следствие, удачном выборе момента для нападения, а также об успешном соблюдении скрытности (что достаточно проблематично при довольно внушительных размерах русского флота и развитой византийской системе оповещения об опасности).
Русам сопутствовал успех, а застигнутым врасплох жителям Константинополя оставалось только уповать на крепость городских стен и усердно молиться. Их надежды сбылись: взятия города не состоялось, а русы, сняв через некоторое время осаду, удалились с богатой добычей. По мнению архиепископа Фотия, город не был захвачен лишь по милости и великодушию северных воинов.
Некоторые сравнительно поздние источники сообщают о поднявшейся буре, будто бы погубившей флот "безбожной руси". Однако, об этом не упоминает очевидец событий Фотий, что позволяет поставить данный факт под сомнение. Западные же источники прямо говорят о возвращении нападавших "с триумфом".
Описываемые события имели, безусловно, огромное значение для русской истории, и вызванный ими международный резонанс это прекрасно подтверждает. Данная военная кампания привела к заключению договора "о мире и любви" Руси с Византийской Империей. В результате похода и последовавших за ним событий существенно вырос международный авторитет Руси, получившей дипломатическое признание, "значительность и блистательную высоту", по словам архиепископа Фотия. Без преувеличения можно назвать 860 год датой исторического возникновения Российской государственности. Недаром летопись говорит, что с описываемых событий "нача ся прозывати Руская земля".
#Древняя_Русь
#Начало_Руси
#Русы
#Византия
#Военная_история
22 (18 ст.ст.) июня 860г. у стен одного из крупнейших и богатейших средневековых городов – Константинополя, Царьграда русских летописей, - появился военный флот русов, состоявший из 200 (по другим данным – 360) кораблей. "Гроза гиперборейская", как назвал русов свидетель и участник событий, архиепископ Фотий, оказалась для византийцев полной неожиданностью. Русы высадились у стен Константинополя и взяли его в осаду.
Не будет преувеличением сказать, что это событие потрясло современников по всей Европе, оставив серьезный след во многих византийских и западноевропейских источниках, а также русских летописях.
Судя по ряду фактов, поход был продуман и подготовлен со всей тщательностью: русам удалось преодолеть огромные расстояния незамеченными и напасть на город неожиданно, во время отсутствия в Константинополе императора Михаила III с войском. Всё это говорит о весьма вероятном проведении необходимых разведывательных мероприятий и, как следствие, удачном выборе момента для нападения, а также об успешном соблюдении скрытности (что достаточно проблематично при довольно внушительных размерах русского флота и развитой византийской системе оповещения об опасности).
Русам сопутствовал успех, а застигнутым врасплох жителям Константинополя оставалось только уповать на крепость городских стен и усердно молиться. Их надежды сбылись: взятия города не состоялось, а русы, сняв через некоторое время осаду, удалились с богатой добычей. По мнению архиепископа Фотия, город не был захвачен лишь по милости и великодушию северных воинов.
Некоторые сравнительно поздние источники сообщают о поднявшейся буре, будто бы погубившей флот "безбожной руси". Однако, об этом не упоминает очевидец событий Фотий, что позволяет поставить данный факт под сомнение. Западные же источники прямо говорят о возвращении нападавших "с триумфом".
Описываемые события имели, безусловно, огромное значение для русской истории, и вызванный ими международный резонанс это прекрасно подтверждает. Данная военная кампания привела к заключению договора "о мире и любви" Руси с Византийской Империей. В результате похода и последовавших за ним событий существенно вырос международный авторитет Руси, получившей дипломатическое признание, "значительность и блистательную высоту", по словам архиепископа Фотия. Без преувеличения можно назвать 860 год датой исторического возникновения Российской государственности. Недаром летопись говорит, что с описываемых событий "нача ся прозывати Руская земля".
#Древняя_Русь
#Начало_Руси
#Русы
#Византия
#Военная_история
Подборка свидетельств источников о походе 860 г. : Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. М., 2003. С.3-172:
#Древняя_Русь
#Начало_Руси
#Русы
#Византия
#Военная_история
#Древняя_Русь
#Начало_Руси
#Русы
#Византия
#Военная_история
Поклонные кресты – первые русские пограничные символы
По всей России - от сурового русского севера до далекой Камчатки - на вершинах гор, берегах морей и рек, перекрестках дорог, возвышаются сложенные из камня или выструганные из дерева православные кресты. Обычно их называют поклонными.
Первые подобные кресты на Руси имели, как считается, миссионерское назначение. Согласно преданию, описанному в Лаврентьевской летописи, еще апостол Андрей Первозванный «Въшедъ на горы сия (Киевские – прим.), благослови я, постави крестъ». Известно, что поклонные кресты ставились на Руси в XI-XII веках, но особое распространение они получили во времена монголо-татарского нашествия и ига. По мнению исследователя XIX века Ивана Малышевского, укрывавшиеся в лесах от «хищных гостей» русские воздвигали кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу за спасение.
Ставили кресты как символ надежды на успешное возвращение из тяжелого похода или плавания, избавление от недугов («обетные» кресты). Размещали их и в труднопроходимых, гиблых местах для освящения опасных урочищ. Иногда поклонные кресты ставили для молитвы там, где не было церквей.
Распространено было воздвижение креста в знак благодарности за избавление от несчастий. Так, в 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест.
Однако в повествовании о поклонных крестах нельзя не упомянуть еще одно важное их значение. Те, кто бывал на Русском Севере, Урале, в Сибири и других землях, покоренных и освоенных русскими, наверняка обращали внимание на большое количество поклонных крестов в этих местах. Конечно, многие из них воздвигались по упомянутым выше соображениям. Но помимо этого, они определенно несли в себе еще один немаловажный смысл – поклонные кресты символизировали принадлежность земель русскому православному государству. Можно сказать, они были первыми и древнейшими пограничными знаками России, утверждая и оберегая пределы русской земли. И горе тому, кто, совершая очередной набег, тревожил монументальность поклонного креста. Ведь он становился не только противником России, но и врагом Христа.
#религия
#традиция
По всей России - от сурового русского севера до далекой Камчатки - на вершинах гор, берегах морей и рек, перекрестках дорог, возвышаются сложенные из камня или выструганные из дерева православные кресты. Обычно их называют поклонными.
Первые подобные кресты на Руси имели, как считается, миссионерское назначение. Согласно преданию, описанному в Лаврентьевской летописи, еще апостол Андрей Первозванный «Въшедъ на горы сия (Киевские – прим.), благослови я, постави крестъ». Известно, что поклонные кресты ставились на Руси в XI-XII веках, но особое распространение они получили во времена монголо-татарского нашествия и ига. По мнению исследователя XIX века Ивана Малышевского, укрывавшиеся в лесах от «хищных гостей» русские воздвигали кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу за спасение.
Ставили кресты как символ надежды на успешное возвращение из тяжелого похода или плавания, избавление от недугов («обетные» кресты). Размещали их и в труднопроходимых, гиблых местах для освящения опасных урочищ. Иногда поклонные кресты ставили для молитвы там, где не было церквей.
Распространено было воздвижение креста в знак благодарности за избавление от несчастий. Так, в 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест.
Однако в повествовании о поклонных крестах нельзя не упомянуть еще одно важное их значение. Те, кто бывал на Русском Севере, Урале, в Сибири и других землях, покоренных и освоенных русскими, наверняка обращали внимание на большое количество поклонных крестов в этих местах. Конечно, многие из них воздвигались по упомянутым выше соображениям. Но помимо этого, они определенно несли в себе еще один немаловажный смысл – поклонные кресты символизировали принадлежность земель русскому православному государству. Можно сказать, они были первыми и древнейшими пограничными знаками России, утверждая и оберегая пределы русской земли. И горе тому, кто, совершая очередной набег, тревожил монументальность поклонного креста. Ведь он становился не только противником России, но и врагом Христа.
#религия
#традиция
Апостол Андрей Первозванный водружает крест на Киевских горах (художник Роман Кравчук)
#религия
#традиция
#искусство
#религия
#традиция
#искусство
Война в истории России
Чтобы лучше понимать Россию и русскую историю:
"С XIV века, с которого можно считать начало возрождения русского государства, и до наших дней, в течение 525 лет (1368 – 1893) Россия провела в войнах 353 года, т.е. две трети всей жизни, в том числе внешней войны 305 лет (считая войну на Кавказе – 329 лет, считая же годы междоусобных войн – 353 года)."
(Ген. Н. Н. Сухотин. Война в истории русского мира. СПб., 1898. С. 30-31, 33.)
#военная_история
#Российская_империя
Чтобы лучше понимать Россию и русскую историю:
"С XIV века, с которого можно считать начало возрождения русского государства, и до наших дней, в течение 525 лет (1368 – 1893) Россия провела в войнах 353 года, т.е. две трети всей жизни, в том числе внешней войны 305 лет (считая войну на Кавказе – 329 лет, считая же годы междоусобных войн – 353 года)."
(Ген. Н. Н. Сухотин. Война в истории русского мира. СПб., 1898. С. 30-31, 33.)
#военная_история
#Российская_империя
Луи Пьер-Альфонс Бишебуа (1801–1850). Вид Лубянской площади. 1840-е годы.
#искусство
#Российская_империя
#искусство
#Российская_империя
Имперские предшественники "Альфы" и "Вымпела":
Полиция Российской Империи штурмует квартиру латышских революционеров. Рига, 1910 г.
#Российская_империя
#фото
Полиция Российской Империи штурмует квартиру латышских революционеров. Рига, 1910 г.
#Российская_империя
#фото
Первый русский герб
В русской традиции важнейшее место занимает образ сокола.
Он широко представлен в фольклоре и знаменитом памятнике литературы «Слово о полку Игореве», именующим древнерусских князей названием этой хищной птицы. По новгородским былинам известен тип русского корабля – «сокол». Наконечники ножен, элементы конской упряжи и прочие декоративные элементы с изображением хищной птицы очень широко представлены в древнерусском археологическом материале.
И это неудивительно, ибо символическое изображение атакующего сокола в виде так называемых двузубцев и тризубцев являлось символом Рюриковичей и всего "рода русьскаго". Данный факт вполне убедительно обосновал видный отечественный историк, профессор О.М. Рапов.
Интересно, что археологические находки с символом сокола встречаются, помимо Руси, на южнобалтийском варяжском побережье (современная северная Германия) – предполагаемой «прародине» народа русь, а также в Пруссии и восточной Прибалтике - землях, с которыми русы были непосредственно связаны. Немецкий археолог К.Шухардт упоминал изображения "двузубцев" и "тризубцев" еще на вещах начала нашей эры из южнобалтийского региона.
Отрадно, что первый русский герб не забыт в современной России – атакующий сокол изображен на символе одного из старейших российских городов – Старой Ладоги.
И нам, безусловно, не стоит отказываться от своего древнейшего символа, даже несмотря на то, что благодаря историческому казусу т.наз. трезуб оказался эмблемой одной бывшей советской республики.
Величие и державность России, олицетворенные двуглавым орлом, были бы невозможны без смелости и стремительности наших предков, отраженных в образе атакующего сокола – первого русского герба.
#Древняя_Русь
#Русы
#геральдика
В русской традиции важнейшее место занимает образ сокола.
Он широко представлен в фольклоре и знаменитом памятнике литературы «Слово о полку Игореве», именующим древнерусских князей названием этой хищной птицы. По новгородским былинам известен тип русского корабля – «сокол». Наконечники ножен, элементы конской упряжи и прочие декоративные элементы с изображением хищной птицы очень широко представлены в древнерусском археологическом материале.
И это неудивительно, ибо символическое изображение атакующего сокола в виде так называемых двузубцев и тризубцев являлось символом Рюриковичей и всего "рода русьскаго". Данный факт вполне убедительно обосновал видный отечественный историк, профессор О.М. Рапов.
Интересно, что археологические находки с символом сокола встречаются, помимо Руси, на южнобалтийском варяжском побережье (современная северная Германия) – предполагаемой «прародине» народа русь, а также в Пруссии и восточной Прибалтике - землях, с которыми русы были непосредственно связаны. Немецкий археолог К.Шухардт упоминал изображения "двузубцев" и "тризубцев" еще на вещах начала нашей эры из южнобалтийского региона.
Отрадно, что первый русский герб не забыт в современной России – атакующий сокол изображен на символе одного из старейших российских городов – Старой Ладоги.
И нам, безусловно, не стоит отказываться от своего древнейшего символа, даже несмотря на то, что благодаря историческому казусу т.наз. трезуб оказался эмблемой одной бывшей советской республики.
Величие и державность России, олицетворенные двуглавым орлом, были бы невозможны без смелости и стремительности наших предков, отраженных в образе атакующего сокола – первого русского герба.
#Древняя_Русь
#Русы
#геральдика
Yandex Disk
О.М. Рапов. Знаки Рюриковичей и символ сокола.pdf
View and download from Yandex Disk
Курсант Гатчинского военного лётного училища.
Стоит между императором Францом Иосифом I (слева) и немецким кайзером Вильгельмом II (справа).
Первая мировая война.
#Российская_империя
#фото
Стоит между императором Францом Иосифом I (слева) и немецким кайзером Вильгельмом II (справа).
Первая мировая война.
#Российская_империя
#фото
О русских добровольцах
Феномен добровольческого движения органично вписан в русскую традицию. Русский офицер, грек по национальности, Ипсиланти «со товарищи» пытается освободить Грецию в 1821 году; русские добровольцы генерала Черняева воюют в той же Боснии в 1870-х годах. Мне довелось прочесть книгу Николая Максимова «Две войны», посвященную действиям русских добровольцев во время антитурецкого восстания сербов в 1870-х годах, а затем — Российской Армии во время освобождения Болгарии. В книге много параллелей с недавними событиями. Еще больше позабавило меня то, что я нашел там своего однофамильца. Какой намечается сюжет — имеющий к тому же реальную подоплеку! Некая генетическая тяга на Балканы господ (граждан) Поликарповых. Быть может, предка и потомка, разделенных пятью поколениями. Но это — для авторов художественных книг.
В начале XX-го века Россия пела: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…» Русские добровольцы, в том числе позже ставший известным политиком Гучков воевали на стороне буров в 1899–1902 годах против английских войск, ведших колониальную войну. Англо-бурская война дала не только Гучкова, снайперскую стрельбу, форму цвета хаки, но и практическую формулу «Третий не прикуривает». Дело не в том, что «Минздрав предупреждает», а в том, что на первую затяжку — первый огонек — боец противника вскидывает винтовку, на второй — берет на прицел, на третий стреляет. В темноте огонек сигареты в момент затяжки виден на расстоянии до километра. Минздрав, как обычно, прав.
B советскую эпоху власть контролировала и направляла добровольческое движение в нужное ей русло: Китай, Испания, Вьетнам… но все равно это было делом чести: «У каждого офицера должна быть своя Испания!». Добровольческое движение в изначальном его виде сохранялось в российской диаспоре, сейчас традиция ожила и в современной России. Сжато я бы выразил эту идею так есть у русских традиция давать бой ЗЛУ, даже если этот бой безнадежен. Своеобразный русский «джихад», правда, этот термин неуместен. Бремя белого человека. Крестовый поход. ITER.. С позиции рационалистической это объяснить очень сложно, ответ — в коллективном бессознательном, в тысячелетней памяти моего народа. Выключите на время телевизор, включите свои мозги. Кто мы, ветераны, той балканской войны? Зачем поехали на Балканы? Нет, не ради денег… Меркантильный мотив никогда не фигурировал. Зарплаты русских добровольцев, равно как и сербских бойцов, не хватало даже на сигареты. Лишь в начале 1993 года сербские общины двух городов (Вишеграда и Горажде) доплачивали добровольцам сверх обычных 10–20 DM в месяц убедившись в их реальной боевой эффективности. Я вижу огромную разницу между понятиями «доброволец» и «наемник». К последним я отношу военспецов или «солдат удачи», воюющих с кем угодно ради денег. Граница между добровольцем и наемником проходит там, где кончается борьба за чистоту идеи и начинается борьба за чистоган.
Из книги: М.Поликарпов. Жертвоприношение, Откуда у парня сербская грусть
#военная_история
Феномен добровольческого движения органично вписан в русскую традицию. Русский офицер, грек по национальности, Ипсиланти «со товарищи» пытается освободить Грецию в 1821 году; русские добровольцы генерала Черняева воюют в той же Боснии в 1870-х годах. Мне довелось прочесть книгу Николая Максимова «Две войны», посвященную действиям русских добровольцев во время антитурецкого восстания сербов в 1870-х годах, а затем — Российской Армии во время освобождения Болгарии. В книге много параллелей с недавними событиями. Еще больше позабавило меня то, что я нашел там своего однофамильца. Какой намечается сюжет — имеющий к тому же реальную подоплеку! Некая генетическая тяга на Балканы господ (граждан) Поликарповых. Быть может, предка и потомка, разделенных пятью поколениями. Но это — для авторов художественных книг.
В начале XX-го века Россия пела: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…» Русские добровольцы, в том числе позже ставший известным политиком Гучков воевали на стороне буров в 1899–1902 годах против английских войск, ведших колониальную войну. Англо-бурская война дала не только Гучкова, снайперскую стрельбу, форму цвета хаки, но и практическую формулу «Третий не прикуривает». Дело не в том, что «Минздрав предупреждает», а в том, что на первую затяжку — первый огонек — боец противника вскидывает винтовку, на второй — берет на прицел, на третий стреляет. В темноте огонек сигареты в момент затяжки виден на расстоянии до километра. Минздрав, как обычно, прав.
B советскую эпоху власть контролировала и направляла добровольческое движение в нужное ей русло: Китай, Испания, Вьетнам… но все равно это было делом чести: «У каждого офицера должна быть своя Испания!». Добровольческое движение в изначальном его виде сохранялось в российской диаспоре, сейчас традиция ожила и в современной России. Сжато я бы выразил эту идею так есть у русских традиция давать бой ЗЛУ, даже если этот бой безнадежен. Своеобразный русский «джихад», правда, этот термин неуместен. Бремя белого человека. Крестовый поход. ITER.. С позиции рационалистической это объяснить очень сложно, ответ — в коллективном бессознательном, в тысячелетней памяти моего народа. Выключите на время телевизор, включите свои мозги. Кто мы, ветераны, той балканской войны? Зачем поехали на Балканы? Нет, не ради денег… Меркантильный мотив никогда не фигурировал. Зарплаты русских добровольцев, равно как и сербских бойцов, не хватало даже на сигареты. Лишь в начале 1993 года сербские общины двух городов (Вишеграда и Горажде) доплачивали добровольцам сверх обычных 10–20 DM в месяц убедившись в их реальной боевой эффективности. Я вижу огромную разницу между понятиями «доброволец» и «наемник». К последним я отношу военспецов или «солдат удачи», воюющих с кем угодно ради денег. Граница между добровольцем и наемником проходит там, где кончается борьба за чистоту идеи и начинается борьба за чистоган.
Из книги: М.Поликарпов. Жертвоприношение, Откуда у парня сербская грусть
#военная_история
Те укры! Это вам не шутка!
Замечательный и всегда актуальный отрывок из лекции выдающегося российского лингвиста, академика А.А. Зализняка, для поднятия настроения в выходной день:
https://youtu.be/FkvUb27xh5Y
#языкознание
#юмор
Замечательный и всегда актуальный отрывок из лекции выдающегося российского лингвиста, академика А.А. Зализняка, для поднятия настроения в выходной день:
https://youtu.be/FkvUb27xh5Y
#языкознание
#юмор
YouTube
Украина родина древних Укров! А.А. Зализняк