О древней и новой Россіи
5.8K subscribers
3.25K photos
6 videos
2 files
1.52K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
Геологическая экспедиція Михаила Алексѣевича Павлова на Сѣверномъ Уралѣ. 1910-е годы.

Съ днемъ геолога всѣхъ причастныхъ!

#Российская_империя
#экспедиции
#наука_и_техника
#фото
Москва. Лубянка. Первое упоминаніе мѣстности датируется 1480 годомъ въ связи съ переселеніемъ сюда новгородцевъ послѣ покоренія республики.

На фото - классическій старинный европейскій городъ. Красивѣйшая площадь, пожалуй, одна изъ самыхъ красивыхъ въ Европѣ и мірѣ. Была...

#Российская_империя
#города_и_веси
#фото
​​​​"Исторія Россіи есть исторія муки и борьбы: отъ печенѣговъ и хазаръ — до великой войны двадцатаго вѣка. Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные — мы вѣками оставались приманкой для осѣдлаго запада и вожделѣнной добычѣй для кочеваго востока и юга. Намъ какъ будто на роду было написано — всю жизнь ждать къ себѣ лихихъ гостей, всю жизнь видѣть разгромъ, горѣ и разочарованіе; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить въ неувѣренности; жить въ вѣчной опасности; расти въ страданіяхъ и зрѣть въ бѣдѣ. Вѣка тревоги, вѣка браннаго напряженія, вѣка неудачи, ухода, собиранія силъ, и новаго, непрекращающагося ратнаго напряженія — вотъ наша исторія. Погибла въ разореніи, едва расцвѣтши, дивная кіевская Русь — и уже ушла Россія на сѣверъ, уже строитъ Суздаль, Москву. Но не сложилась еще сѣверная земля въ своей чудной лѣсной строгости и созерцательной простотѣ, а уже огонь и мечъ татарина испепелили Россію… Мало было уйти въ лѣса , надо было еще уйти въ себя, — въ глушь сосредоточеннаго, скорбнаго молчанія, въ глубь молитвы, въ нѣмое, осторожное собираніе перегорающѣй и выжидающѣй силы. 350 лѣтъ колобродили монголы на Руси; жгли и грабили; возвращались, свергнутые; и вламывались, изгнанные. Но не одолѣли Руси; сами изжились и выродились, изсякли и захирѣли, но не истощили утробу нашего духа.
350 лѣтъ учились мы въ горѣ и униженіи. И научились. Чему?
Мы научились хоронить нашу національную святыню въ недосягаемости . Мы постигли тайну уходящаго Китежа, столь недоступнаго врагу и столь близкаго намъ, неразрушимаго и всеосвящающаго; мы научились внимать его сверхчувственному, сокровенному благовѣсту; въ дремучѣй душевной чащѣ нашли мы таинственное духовное озеро, вѣчно огражденное, навѣки неизсякающѣе, — боговидческое око русской земли, око откровенія . И отъ него мы получили наше умудреніе; и отъ него мы повели наше собираніе силъ и нашу борьбу, — наше національное Воскресеніе… И отъ него мы поведемъ впредь наше освобожденіе и національное возстановленіе, — все равно, какіе бы хищники ни завладѣли бы временно нашей Россіей и какіе народы не вторглись бы еще въ наши пространства…
Вотъ откуда наша русская способность — незримо возрождаться въ зримомъ умираніи, да славится въ насъ Воскресеніе Христово!
Вотъ откуда наше русское умѣніе — таить въ глубинѣ неизсякаемыя, неисчерпаемыя духовныя силы, силы поддоннаго Кремля, укрытаго и укрывающаго «я». Вотъ откуда наше русское искусство — побѣждать отступая, не гибнуть въ огнѣ земныхъ пожаровъ и не распадаться въ вещественной разрухѣ, все равно, горитъ ли Москва отъ Девлетъ-Гирея, или отъ дванадесяти языковъ; панъ ли Жолкевскій заселъ подъ Иваномъ Великимъ, или Бонапартъ взрываетъ Кремль, покидая его, или же коммунистическіе святотатцы вьютъ свое поганое гнѣздо надъ Царь-Пушкою…
Мукою четырнадцати поколѣній научились мы — духовно отстаиваться въ бѣдѣ и въ смутѣ; въ распаденіи не теряться; въ страданіи трезвѣть и молиться; въ несчастіи собирать силы; умудряться неудачею и творчески расти послѣ пораженія; жить въ крайней скудости, незримо богатея духомъ; не изсякать въ истощеніи; не опустошаться въ запустѣніи; но возрождаться изъ пепла и на костяхъ; все вновь начинать «ни съ чего»; изъ ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвѣта…
Читайте же, маловѣрные, скрижали нашего прошлаго; читайте и умудряйтесь; но стойте и боритесь до конца; и не ропщите въ ожиданіи грядущаго. Не мѣняетъ народъ въ пятнадцать лѣтъ смуты своего тысячелѣтняго уклада. Не избыть, не исчерпать коммунистамъ русской силы.
...
Судьбы народа сокрыты въ его исторіи. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловѣрные, мы должны научиться читать и разумѣть молчаливые глаголы нашего прошлаго; разумѣть сокровенныя судьбы и явные дары, и таинственное призваніе нашего народа, нашего русскаго величія: увѣренно разумѣть и увѣренно провидеть глядущѣе всенародное воскресеніе Россіи."


9 апрѣля 1883 года родился выдающійся русскій филосовъ и писатель Иванъ Александровичъ Ильинъ.

Съ днемъ рожденія, Иванъ Александровичъ!

#персоналии
#философия_истории
РУТЕНЫ-РУГИ-РУСЫ – КТО ОНИ?
Два недавних моих публичных выступления по поводу рождения Русского государства (https://yangx.top/serp1380/4089) и различных теорий происхождения правящей на Руси династии т.н. Рюриковичей (https://yangx.top/serp1380/4152), как выяснилось, вызвали бурный интерес не только у моих уважаемых подписчиков, но и у гораздо более широкой аудитории наших соотечественников, интересующихся отечественной историей. К примеру, нашу с Анной Шафран беседу о норманнской теории на разных интернет-ресурсах за эти три дня посмотрели более 30 тыс. человек. Почти 24 тысячи человек прочли мою небольшую заметку в этом тг-канале по поводу фальсификации некоторых сведений о происхождении русской правящей династии (https://yangx.top/serp1380/4090). Интерес к теме подтверждают и десятки, а в некоторых случаях более сотни читательских комментариев под этими публикациями. Значит, тезис одного из уважаемых подписчиков о том, что сегодня совершенно неважно кто и как основал Русское государство, неверен. Важно.
Поэтому, продолжая начатый разговор, хотел бы рекомендовать всем интересующимся этой темой, дзен-канал «Археология+» (https://dzen.ru/arheologiaplus). Его ведет доктор исторических наук Алексей Владимирович Богачев, один из авторов той самой монографии о ругах-рутенах, о которой я рассказывал в беседе с Анной Шафран: Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Рутены – руги – русь: века, дороги, судьбы» Самара, 2019. 336 с. В частности, сегодня на этом канале опубликована статья «РУТЕНЫ – РУГИ – РУСЬ. ЧАСТЬ 1. СТАРАЯ ГИПОТЕЗА В СВЕТЕ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ» (https://dzen.ru/a/ZhOF1BGXBhYrXj4t), своеобразный адаптированный пересказ одной из глав названной монографии.
Ну, и не могу не порекомендовать собственную небольшую историческую повесть «Русь древнейшая». Повесть была написана почти тридцать лет назад для детской серии «История России» издательства «Белый город», и издана под названием «Древняя Русь. I–IX вв.». В электронном варианте ее можно прочесть в моем дзен-канале «Чашка кофе с молоком», где она опубликована несколькими главами-частями. Начало – здесь: https://dzen.ru/a/YIh4oOrDLhxtne5g. Обращу особое внимание, что это историко-художественное повествование для детей, целенаправленно написанное как своеобразный русский «рыцарский роман».
И последнее, но не менее важное. В основе как моей повести, так и работы самарских историков и археологов лежит концепция происхождения ругов-русов, предложенная еще в 1970–1980-е гг. моим учителем, выдающимся русским историком Аполлоном Григорьевичем Кузьминым (1928–2004). И если я всего лишь представил некий художественный вариант этой концепции (но основанный на реальных источниках), то наши самарские коллеги фактически доказали верность этой концепции на археологическом, топонимическом и т.д. материале. Чему я лично очень рад.
21 марта 2024 года городу Луганску официально возвращен исторический герб времен Российской империи.

В своем решении горсовет сослался на имперский закон №22834а от 22 апреля 1903 года об утверждении герба города Луганска Высочайшим решением Его Императорского Величества Николая II.

По-своему беспрецедентное явление для Российской Федерации, гласно и негласно ведущей свою историю от октября 1917 года.