Рождественское перемирие на Русском театре Великой войны
Наверняка, многие слышали про перемирие, заключенное между немцами и британцами в 1914 году на многих участках Западного фронта во время празднования Рождества Христова. Интересно, что аналогичное явление имело место и на Восточном фронте, где Русская императорская армия противостояла войскам Германии и Австро-Венгрии.
Об этом, в частности, упоминал в своих мемуарах А.А. Успенский, в 1914 году - капитан 106-го Уфимского полка, действовавшего в Восточной Пруссии:
"Солдаты по "секрету" рассказывали, что, будто, немцы накануне своего Рождества Христова (по новому стилю) просили (написав на выставленном, где-то в нейтральной полосе плакате), чтобы мы, накануне и в день Р.Х. не стреляли, обещая во время нашего праздника тоже не стрелять. В эти часы утром и вечером у нас и так редко открывался огонь, а в день Рождества Христова по новому стилю действительно почему-то целый день стрельбы не было.
Наступил Святой вечер Сочельника. Завтра наше Рождество Христово. На темном небе зажглась первая рождественская звездочка, за ней - другая, третья... много ярких звезд! Я смотрел на них из своего окопа и переносился мыслью туда, на восток, к своей семье, к России, где сейчас люди молятся в храмах, встречая Великий Праздник мира, потом собираются около рождественской елки... Посмотрел я на запад к немцам... там было тихо и темно; только изредка вспыхивала голубым светом летящая вверх ракетка немецкого часового, озаряя окрестность, и после каждой такой вспышки мрак становился еще темнее...
Мысль моя и взор обратились опять сюда, к своим окопам, к моим любимым солдатам. Я по ходу сообщения пошел в их окопы, за мной несли рождественские подарки. Придя в окоп, я обошел все взводы и чтобы люди почувствовали наступивший праздник Рождества Христова, приказал всем взводам стать на молитву и пропеть "Рождество Твое, Христе Боже наш!"
В тихом, морозном воздухе, среди немецких полей, где обычно раздавались только выстрелы или стоны и крики раненых, зазвучал Святой Гимн Родившемуся Христу! Взоры наши были обращены к Небу, усыпанному яркими звездами... Русские молились, немцы молчали, вероятно, сильно удивляясь этому пению!
Потом я поздравил взводы с Праздником и роздал подарки из России. Я видел прямо детскую радость, написанную на лицах солдат от этих подарков. Они почувствовали своей душой, что их там, дома, не забыли и любят...
Ночью, не особенно доверяя обещанию немцев, я выслал к ним усиленную разведку, но ночь прошла спокойно."
Любопытные данные приводил и британский исследователь Макс Гастингс:
"На Рождество, в Галиции, австрийским войскам было приказано стрелять, только если они были спровоцированы, и русские вели себя так же. Некоторые из осадителей Пшемысля (имеются в виду русские войска - прим.) оставили три рождественские елки на ничейной земле с вежливой сопроводительной запиской, адресованной противнику: "Мы желаем вам, героям Пшемысла, счастливого Рождества и надеемся, что мы сможем как можно скорее прийти к мирному соглашению". На ничейной земле солдаты встречались и обменивались — австрийский табак и шнапс на русские хлеб и мясо. Через несколько дней русские солдаты провели свои собственные сезонные торжества, а войска Габсбургов ответили взаимностью".
Конечно, такое происходило далеко не везде, и не всегда противники держали данное слово. Но, безусловно, подобные примеры человечности в огне мировой войны не могут не вызывать уважения.
#Российская_империя
#военная_история
#религия
Наверняка, многие слышали про перемирие, заключенное между немцами и британцами в 1914 году на многих участках Западного фронта во время празднования Рождества Христова. Интересно, что аналогичное явление имело место и на Восточном фронте, где Русская императорская армия противостояла войскам Германии и Австро-Венгрии.
Об этом, в частности, упоминал в своих мемуарах А.А. Успенский, в 1914 году - капитан 106-го Уфимского полка, действовавшего в Восточной Пруссии:
"Солдаты по "секрету" рассказывали, что, будто, немцы накануне своего Рождества Христова (по новому стилю) просили (написав на выставленном, где-то в нейтральной полосе плакате), чтобы мы, накануне и в день Р.Х. не стреляли, обещая во время нашего праздника тоже не стрелять. В эти часы утром и вечером у нас и так редко открывался огонь, а в день Рождества Христова по новому стилю действительно почему-то целый день стрельбы не было.
Наступил Святой вечер Сочельника. Завтра наше Рождество Христово. На темном небе зажглась первая рождественская звездочка, за ней - другая, третья... много ярких звезд! Я смотрел на них из своего окопа и переносился мыслью туда, на восток, к своей семье, к России, где сейчас люди молятся в храмах, встречая Великий Праздник мира, потом собираются около рождественской елки... Посмотрел я на запад к немцам... там было тихо и темно; только изредка вспыхивала голубым светом летящая вверх ракетка немецкого часового, озаряя окрестность, и после каждой такой вспышки мрак становился еще темнее...
Мысль моя и взор обратились опять сюда, к своим окопам, к моим любимым солдатам. Я по ходу сообщения пошел в их окопы, за мной несли рождественские подарки. Придя в окоп, я обошел все взводы и чтобы люди почувствовали наступивший праздник Рождества Христова, приказал всем взводам стать на молитву и пропеть "Рождество Твое, Христе Боже наш!"
В тихом, морозном воздухе, среди немецких полей, где обычно раздавались только выстрелы или стоны и крики раненых, зазвучал Святой Гимн Родившемуся Христу! Взоры наши были обращены к Небу, усыпанному яркими звездами... Русские молились, немцы молчали, вероятно, сильно удивляясь этому пению!
Потом я поздравил взводы с Праздником и роздал подарки из России. Я видел прямо детскую радость, написанную на лицах солдат от этих подарков. Они почувствовали своей душой, что их там, дома, не забыли и любят...
Ночью, не особенно доверяя обещанию немцев, я выслал к ним усиленную разведку, но ночь прошла спокойно."
Любопытные данные приводил и британский исследователь Макс Гастингс:
"На Рождество, в Галиции, австрийским войскам было приказано стрелять, только если они были спровоцированы, и русские вели себя так же. Некоторые из осадителей Пшемысля (имеются в виду русские войска - прим.) оставили три рождественские елки на ничейной земле с вежливой сопроводительной запиской, адресованной противнику: "Мы желаем вам, героям Пшемысла, счастливого Рождества и надеемся, что мы сможем как можно скорее прийти к мирному соглашению". На ничейной земле солдаты встречались и обменивались — австрийский табак и шнапс на русские хлеб и мясо. Через несколько дней русские солдаты провели свои собственные сезонные торжества, а войска Габсбургов ответили взаимностью".
Конечно, такое происходило далеко не везде, и не всегда противники держали данное слово. Но, безусловно, подобные примеры человечности в огне мировой войны не могут не вызывать уважения.
#Российская_империя
#военная_история
#религия
"Живи завѣтами своихъ великихъ предковъ, изучай явленія обезсмертившихъ свое имя мореплавателѣй и полководцевъ. Учись непрерывно въ теченіе всей своей жизни, учись самъ и учи другихъ. Учись самъ помочь себѣ во всѣхъ дѣлахъ и случаяхъ. Все, что ты будешь требовать отъ своихъ подчиненныхъ, ты долженъ умѣть безукоризненно выполнять самъ, иначе нельзя будетъ правильно руководить и командовать ими. Ты долженъ хорошо знать каждаго своего подчиненнаго, памятуя, что люди не бараны, и у каждаго есть свои особенности и склонности къ тому или иному дѣлу, въ соотвѣтствіи съ чемъ ты долженъ съ нихъ спрашивать и распредѣлять обязанности по спеціальности… Люди такъ различны по складу своего ума и характера, что одинъ и тотъ же совѣтъ не годится для двухъ различныхъ лицъ. Одного слѣдуетъ удерживать, другого надо поощрять и лишь обоимъ слѣдуетъ не мѣшать."
"Проводи каждый день такъ, какъ если бы это была вся твоя жизнь."
"Каждый военный или причастный къ военному дѣлу человѣкъ, чтобы не забывать, для чего онъ существуетъ, поступилъ бы правильно, если бы держалъ на видномъ мѣстѣ надпись "Помни войну".
"Мудрость состоитъ не въ томъ, чтобы никогда не дѣлать ошибки, а въ томъ, чтобы умѣть исправлять ихъ и никогда не повторять."
8 января 1849 года (27 декабря 1848 г. ст. ст.), 175 лет назад, родился Степан Осипович Макаров - видный русский флотоводец, выдающийся ученый, океанограф, полярный исследователь, изобретатель и кораблестроитель, вице-адмирал. Изобретатель минного транспорта и повысивших бронепробиваемость наконечников к артиллерийским снарядам, разработчик теории непотопляемости и русской семафорной азбуки, пионер строительства и использования ледоколов. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, русско-японской войны. Погиб 13 апреля (31 марта ст.ст.) 1904 года на броненосце "Петропавловск".
#Российская_империя
#персоналии
"Проводи каждый день такъ, какъ если бы это была вся твоя жизнь."
"Каждый военный или причастный къ военному дѣлу человѣкъ, чтобы не забывать, для чего онъ существуетъ, поступилъ бы правильно, если бы держалъ на видномъ мѣстѣ надпись "Помни войну".
"Мудрость состоитъ не въ томъ, чтобы никогда не дѣлать ошибки, а въ томъ, чтобы умѣть исправлять ихъ и никогда не повторять."
8 января 1849 года (27 декабря 1848 г. ст. ст.), 175 лет назад, родился Степан Осипович Макаров - видный русский флотоводец, выдающийся ученый, океанограф, полярный исследователь, изобретатель и кораблестроитель, вице-адмирал. Изобретатель минного транспорта и повысивших бронепробиваемость наконечников к артиллерийским снарядам, разработчик теории непотопляемости и русской семафорной азбуки, пионер строительства и использования ледоколов. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, русско-японской войны. Погиб 13 апреля (31 марта ст.ст.) 1904 года на броненосце "Петропавловск".
#Российская_империя
#персоналии
Любопытный факт из жизни С. О. Макарова:
В 1880—1881 годах под командованием генерала-лейтенанта Михаила Дмитриевича Скобелева проходила военная операция Русской армии по усмирению и покорению племён текинцев, вошедшая в историю под названием Ахал-текинской экспедиции. Макаров в рамках данной кампании успешно занимался организацией снабжения войск водным путём из Астрахани в Красноводск.
По окончании экспедиции Скобелев, весьма довольный работой Макарова, обменялся со Степаном Осиповичем Георгиевскими крестами. Считается, что данный обычай являлся своеобразным вариантом побратимства у георгиевских кавалеров.
#Российская_империя
#персоналии
В 1880—1881 годах под командованием генерала-лейтенанта Михаила Дмитриевича Скобелева проходила военная операция Русской армии по усмирению и покорению племён текинцев, вошедшая в историю под названием Ахал-текинской экспедиции. Макаров в рамках данной кампании успешно занимался организацией снабжения войск водным путём из Астрахани в Красноводск.
По окончании экспедиции Скобелев, весьма довольный работой Макарова, обменялся со Степаном Осиповичем Георгиевскими крестами. Считается, что данный обычай являлся своеобразным вариантом побратимства у георгиевских кавалеров.
#Российская_империя
#персоналии
Желѣзнодорожные рабочіе съ собакой. Россійская Имперія, 1910 годъ.
Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!
#Российская_империя
#фото
Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!
#Российская_империя
#фото
Forwarded from Сергей Перевезенцев
НОВОГОДНЕЕ: О НАШЕМ ВРЕМЕНИ
Сейчас любят искать разные аналогии нашему времени, в Смуте начала XVII в. или где-то еще. Но думается мне, что событиям, которые мы переживаем, нет аналогии. Знаете почему? Потому что на протяжении долгих веков, пока наша страна была православной страной и, соответственно, ей руководили православные государи, и пока это было православное государство, любые кризисы, которые постигали страну в том её варианте, они решались в рамках все того же православного миропонимания. Ответы искались как в прошлом, ведь мышление было традиционалистское, так и в современных на тот момент идеологических, политических и прочих учениях, но все это было в контексте единого религиозного-культурного, духовного и политического сознания. Затем наступил XX век, когда в нашей стране опять разразился кризис в виде небезызвестных революций начала двадцатого столетия, и новая страна начала создаваться на совершенно новых на тот момент идейных основаниях, но идеи эти были взяты из современных тогдашних западноевропейских учений, тот же марксизм, и на основе марксистской методологии начинает создаваться первое в мире социалистическое государство Советский Союз. В конце XX-го века у нас опять серьёзный кризис, который приводит к изменению социально-политической системы, но для осуществления этих изменений берутся либеральные учения, вновь заимствованные с Запада. И выстраивается новая-старая система, в которой мы с вами до сих пор существуем, и которая сейчас очередной кризис испытывает уже во всем мире, а не только в России.
Таким образом, на протяжении веков наши с вами предки для ответа на то, как преодолеть кризис, пользовались идеями и концептами, включенными в православную традицию. На протяжении XX века — идеями и концептами марксистскими и либеральными, имеющими единый корень в гуманистических учениях. Но сегодня мы не можем опираться на современные нам иностранные теории и концепты, потому что все эти теории и концепты заводят мир в тартарары. Поэтому мы с вами и заговорили о возрождении традиционного миропонимания о том, что мы — страна-цивилизация. То есть мы говорим о том, что мы должны вернуться в традиционное наше миропонимание, никак несвязанное с гуманизмом. Но если мы не опираемся на современные западные учения, это означает, что мы должны обратиться к нашему опыту, к российскому опыту. Опираться на те традиции, благодаря котором возникла и существовала на протяжении столетий наша страна. В нашем историческом опыте последних ста лет такого не было вообще.
Но почему мы не можем сравнить сегодняшнюю кризисную ситуацию с кризисами более ранних столетий? А потому что сейчас, если говорить честно, мы далеко не православная страна на все 100%. Сейчас для очень многих наших соотечественников очень далеки те ценности, которые, как кажется, могут стать основой спасения нашей страны и созидания Русского мира в будущем. Может быть, эти ценности воспринимаются на культурном уровне, в разговорах о ценностях, но соблюдение, поддержание этих ценностей в собственной жизни не происходит. В этом отношении мы живем в совершенно другой стране, другом мире, и совершенно другом историческом моменте, нежели двести или триста лет назад. И потому сейчас… очень творческое время, когда, с одной стороны, нужно опираться на свое прошлое, на свои традиции, но с другой стороны на основе этого прошлого творить настоящее и будущее. Необходимо заново осмысливать исторический путь России и те наиболее важные вехи, идеи и традиции, благодаря которым наша цивилизация возникла и существовала на протяжении стольких веков. Положить их в основу, но заново осмыслить и создавать, по сути дела, новую страну, но на традиционных началах. Именно поэтому, с моей точки зрения, такого еще никогда не было в русской истории, это очень тяжелое и очень ответственное время. Что из этого получится, будет во многом зависеть от нас. Получится ли? Большой вопрос. Надеюсь, что получится, нужно только много работать.
Сейчас любят искать разные аналогии нашему времени, в Смуте начала XVII в. или где-то еще. Но думается мне, что событиям, которые мы переживаем, нет аналогии. Знаете почему? Потому что на протяжении долгих веков, пока наша страна была православной страной и, соответственно, ей руководили православные государи, и пока это было православное государство, любые кризисы, которые постигали страну в том её варианте, они решались в рамках все того же православного миропонимания. Ответы искались как в прошлом, ведь мышление было традиционалистское, так и в современных на тот момент идеологических, политических и прочих учениях, но все это было в контексте единого религиозного-культурного, духовного и политического сознания. Затем наступил XX век, когда в нашей стране опять разразился кризис в виде небезызвестных революций начала двадцатого столетия, и новая страна начала создаваться на совершенно новых на тот момент идейных основаниях, но идеи эти были взяты из современных тогдашних западноевропейских учений, тот же марксизм, и на основе марксистской методологии начинает создаваться первое в мире социалистическое государство Советский Союз. В конце XX-го века у нас опять серьёзный кризис, который приводит к изменению социально-политической системы, но для осуществления этих изменений берутся либеральные учения, вновь заимствованные с Запада. И выстраивается новая-старая система, в которой мы с вами до сих пор существуем, и которая сейчас очередной кризис испытывает уже во всем мире, а не только в России.
Таким образом, на протяжении веков наши с вами предки для ответа на то, как преодолеть кризис, пользовались идеями и концептами, включенными в православную традицию. На протяжении XX века — идеями и концептами марксистскими и либеральными, имеющими единый корень в гуманистических учениях. Но сегодня мы не можем опираться на современные нам иностранные теории и концепты, потому что все эти теории и концепты заводят мир в тартарары. Поэтому мы с вами и заговорили о возрождении традиционного миропонимания о том, что мы — страна-цивилизация. То есть мы говорим о том, что мы должны вернуться в традиционное наше миропонимание, никак несвязанное с гуманизмом. Но если мы не опираемся на современные западные учения, это означает, что мы должны обратиться к нашему опыту, к российскому опыту. Опираться на те традиции, благодаря котором возникла и существовала на протяжении столетий наша страна. В нашем историческом опыте последних ста лет такого не было вообще.
Но почему мы не можем сравнить сегодняшнюю кризисную ситуацию с кризисами более ранних столетий? А потому что сейчас, если говорить честно, мы далеко не православная страна на все 100%. Сейчас для очень многих наших соотечественников очень далеки те ценности, которые, как кажется, могут стать основой спасения нашей страны и созидания Русского мира в будущем. Может быть, эти ценности воспринимаются на культурном уровне, в разговорах о ценностях, но соблюдение, поддержание этих ценностей в собственной жизни не происходит. В этом отношении мы живем в совершенно другой стране, другом мире, и совершенно другом историческом моменте, нежели двести или триста лет назад. И потому сейчас… очень творческое время, когда, с одной стороны, нужно опираться на свое прошлое, на свои традиции, но с другой стороны на основе этого прошлого творить настоящее и будущее. Необходимо заново осмысливать исторический путь России и те наиболее важные вехи, идеи и традиции, благодаря которым наша цивилизация возникла и существовала на протяжении стольких веков. Положить их в основу, но заново осмыслить и создавать, по сути дела, новую страну, но на традиционных началах. Именно поэтому, с моей точки зрения, такого еще никогда не было в русской истории, это очень тяжелое и очень ответственное время. Что из этого получится, будет во многом зависеть от нас. Получится ли? Большой вопрос. Надеюсь, что получится, нужно только много работать.
Тмутараканский камень — мраморная плита предположительно XI века с древнерусской надписью, в которой сообщается об измерении в 1068 году при князе Глебе Святославиче расстояния между двумя городами — Тмутараканью и Корчевом (Керчью). Камень был найден на Таманском полуострове в 1792 г. казаками и солдатами Таврического егерского полка, которые приспособили удобную ровную плиту в качестве приступки в казарму. Там ее обнаружил флотский капитан П. В. Пустошкин, сразу осознавший ценность находки. В настоящее время плита хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Текст надписи на камне гласит: "В лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мѣрилъ мо<ре> по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧже<нъ>"
("В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен (24 км)").
Перед началом текста изображены православный крест, а также любопытный четырехугольник с эллипсом и точкой в центре.
На боковой поверхности камня нанесено нечеткое граффити, представляющее из себя, судя по всему, карту очертаний берегов Керченского пролива.
Примечательно, что указанное на камне расстояние практически точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани (церковь Богородицы, от которой остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи).
Доныне остается исторической загадкой, каким образом Глебу Святославичу удалось провести столь точные измерения. Геодезист А.С. Тиньков обоснованно предположил, что расстояние между городами было вычислено математически (!), для чего древнерусские топографы составили карту берегов с ориентирами (вершины гор (холмов) Митридат, Ада, Зеленского и Лисья), а также фигуру-триангуляцию (!) между ними, которая изображена на камне в виде вышеупомянутого четырёхугольника. Интересно, что предполагаемый метод определения расстояния несильно отличается от современных.
Таким образом, Тмутараканский камень является не только археологическим и письменным памятником, но и древнейшим свидетельством высокого уровня геодезических и картографических работ в Древней Руси.
#Древняя_Русь
#археология
#наука_и_техника
Текст надписи на камне гласит: "В лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мѣрилъ мо<ре> по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧже<нъ>"
("В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен (24 км)").
Перед началом текста изображены православный крест, а также любопытный четырехугольник с эллипсом и точкой в центре.
На боковой поверхности камня нанесено нечеткое граффити, представляющее из себя, судя по всему, карту очертаний берегов Керченского пролива.
Примечательно, что указанное на камне расстояние практически точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани (церковь Богородицы, от которой остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи).
Доныне остается исторической загадкой, каким образом Глебу Святославичу удалось провести столь точные измерения. Геодезист А.С. Тиньков обоснованно предположил, что расстояние между городами было вычислено математически (!), для чего древнерусские топографы составили карту берегов с ориентирами (вершины гор (холмов) Митридат, Ада, Зеленского и Лисья), а также фигуру-триангуляцию (!) между ними, которая изображена на камне в виде вышеупомянутого четырёхугольника. Интересно, что предполагаемый метод определения расстояния несильно отличается от современных.
Таким образом, Тмутараканский камень является не только археологическим и письменным памятником, но и древнейшим свидетельством высокого уровня геодезических и картографических работ в Древней Руси.
#Древняя_Русь
#археология
#наука_и_техника
Русские XIX века
"К моему великому удивлению, офицер полиции, совсем молодой человек, обращался к каждому пассажиру на его родном языке и отвечал англичанину по-английски, немцу по-немецки и так далее, ни разу не перепутав национальности. Когда настал мой черед, он отдал мне паспорт и сказал с самым чистым парижским произношением: «Вас уже давно ждут в Санкт-Петербурге».
...
Манеры русских вежливые, спокойные, совершенно городские. Я удивился, что здесь были в курсе всех мельчайших подробностей нашей литературной жизни. Русские много читают, и какого-нибудь малоизвестного во Франции автора здешние читатели прекрасно знают.
Женщины очень развиты. С легкостью, вообще характерной для славян, они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне, и, если их знакомят с писателем, они умеют удачно выбранной цитатой показать, что читали его произведения и помнят об этом.
Что касается туалетов, то русские женщины очень элегантны и еще большие модницы, чем сама мода.
...
Подражая французской кухне, русские остаются верны некоторым национальным блюдам, и, положа руку на сердце, именно они-то и нравятся им более всего. То же самое происходит и с их характерами. Сообразуясь с последними изощрениями западной цивилизации, они продолжают хранить в себе некоторые первородные инстинкты, и немного нужно даже самому элегантному завсегдатаю светских развлечений, чтобы он взял и уехал к себе в имение, находящееся где-нибудь в деревенской глуши, в степи."
"До чего приятно для глаз смотреть на тройку, несущуюся по Невскому проспекту. Эти три благородные лошади напоминают античных коней, везущих на триумфальных арках бронзовые колесницы, тяжести которых они не чувствуют...
Для тройки нужен безупречно ловкий кучер.
Как испанские погонщики мулов, русские кучера то нахваливают, то ругают лошадь. То они с очаровательной нежностью перебирают уменьшительные эпитеты, то ругаются последними словами, да так живописно-чудовищно, что, послушный современному чувству меры, я не решаюсь здесь переводить их речи."
Из книги "Путешествие в Россию" французского писателя, поэта и журналиста Теофиля Готье (1811-1872), побывавшего в Москве и Петербурге зимой 1858-1859 годов.
#Российская_империя
#быт
"К моему великому удивлению, офицер полиции, совсем молодой человек, обращался к каждому пассажиру на его родном языке и отвечал англичанину по-английски, немцу по-немецки и так далее, ни разу не перепутав национальности. Когда настал мой черед, он отдал мне паспорт и сказал с самым чистым парижским произношением: «Вас уже давно ждут в Санкт-Петербурге».
...
Манеры русских вежливые, спокойные, совершенно городские. Я удивился, что здесь были в курсе всех мельчайших подробностей нашей литературной жизни. Русские много читают, и какого-нибудь малоизвестного во Франции автора здешние читатели прекрасно знают.
Женщины очень развиты. С легкостью, вообще характерной для славян, они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне, и, если их знакомят с писателем, они умеют удачно выбранной цитатой показать, что читали его произведения и помнят об этом.
Что касается туалетов, то русские женщины очень элегантны и еще большие модницы, чем сама мода.
...
Подражая французской кухне, русские остаются верны некоторым национальным блюдам, и, положа руку на сердце, именно они-то и нравятся им более всего. То же самое происходит и с их характерами. Сообразуясь с последними изощрениями западной цивилизации, они продолжают хранить в себе некоторые первородные инстинкты, и немного нужно даже самому элегантному завсегдатаю светских развлечений, чтобы он взял и уехал к себе в имение, находящееся где-нибудь в деревенской глуши, в степи."
"До чего приятно для глаз смотреть на тройку, несущуюся по Невскому проспекту. Эти три благородные лошади напоминают античных коней, везущих на триумфальных арках бронзовые колесницы, тяжести которых они не чувствуют...
Для тройки нужен безупречно ловкий кучер.
Как испанские погонщики мулов, русские кучера то нахваливают, то ругают лошадь. То они с очаровательной нежностью перебирают уменьшительные эпитеты, то ругаются последними словами, да так живописно-чудовищно, что, послушный современному чувству меры, я не решаюсь здесь переводить их речи."
Из книги "Путешествие в Россию" французского писателя, поэта и журналиста Теофиля Готье (1811-1872), побывавшего в Москве и Петербурге зимой 1858-1859 годов.
#Российская_империя
#быт
Год дракона, говорите?
Со змиями-драконами на Руси всегда успешно боролись с помощью копья и крестного знамения:
1 - Георгий Победоносец (Ездец) - старинный русский герб.
2 - Изгнание прп. Исаакием Печерским (XI в.) с помощью крестного знамения бесов в образе змей, диких зверей и тварей (миниатюра Радзивиловской летописи, XV в.).
#геральдика
#юмор
Со змиями-драконами на Руси всегда успешно боролись с помощью копья и крестного знамения:
1 - Георгий Победоносец (Ездец) - старинный русский герб.
2 - Изгнание прп. Исаакием Печерским (XI в.) с помощью крестного знамения бесов в образе змей, диких зверей и тварей (миниатюра Радзивиловской летописи, XV в.).
#геральдика
#юмор
190 лет назад, 12 января 1834 года (31 декабря 1833 г.), композиция "Боже, царя храни" была официально утверждена в качестве русского гимна. Авторами музыки и слов были композитор Алексей Федорович Львов и поэт Василий Андреевич Жуковский.
"Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!"
#Российская_империя
"Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!"
#Российская_империя
YouTube
Национальный гимн России - «Боже, Царя храни» , 1915 г.
Нацiональный гимнъ Россiи - «Боже, Царя храни!» 1915 г.
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Forwarded from Отдел газет РНБ
125 лет назад, 12 января 1899 года (31 декабря 1898 года) была открыта первая в России междугородняя телефонная линия, соединившая Санкт-Петербург и Москву
«Плата за пользование телефонным сообщением установлена за каждый отдельный разговор, при чем за единицу времени для телефонных переговоров приняты 3 минуты, не считая времени, необходимого для вызова, соединения корреспондентов и вообще служебных переговоров. Обыкновенные переговоры могут продолжаться 9 минут; биржевые разговоры дольше 6 минут не допускаются.
Разговоры могут быть срочные, вне очереди, и обыкновенные. Плата за обыкновенный разговор назначена в 1 руб. 50 коп. и за срочный — 4 руб. 50 коп. За обыкновенный разговор из биржевой переговорной станции плата определена за 3 минуты в 2 руб. Если нужно будет позвать кого-либо к телефону, то за вызов назначена плата в 50 коп.
Желающие узнать, явится-ли к переговорам вызванное лицо, уплачивают еще 50 коп. Для того, чтобы иметь время на передачу и доставку поручения адресату, а равно для представлений ему возможности своевременно прибыть на переговорную станцию, поручения о вызове необходимо подавать заблаговременно.
Для предоставления возможности абонентам местных городских сетей сноситься по международной линии непосредственно из занимаемых ими квартир, устроены специальные соединительные проводники между центральными телефонными станциями городских сетей компании Белла и правительственного международного сообщения. За пользование этими проводами будет взиматься с абонентов этих Обществ дополнительная плата в размере 10 коп. за каждый разговор»
«Петербургский листок», 1(13) января 1899 года.
«Плата за пользование телефонным сообщением установлена за каждый отдельный разговор, при чем за единицу времени для телефонных переговоров приняты 3 минуты, не считая времени, необходимого для вызова, соединения корреспондентов и вообще служебных переговоров. Обыкновенные переговоры могут продолжаться 9 минут; биржевые разговоры дольше 6 минут не допускаются.
Разговоры могут быть срочные, вне очереди, и обыкновенные. Плата за обыкновенный разговор назначена в 1 руб. 50 коп. и за срочный — 4 руб. 50 коп. За обыкновенный разговор из биржевой переговорной станции плата определена за 3 минуты в 2 руб. Если нужно будет позвать кого-либо к телефону, то за вызов назначена плата в 50 коп.
Желающие узнать, явится-ли к переговорам вызванное лицо, уплачивают еще 50 коп. Для того, чтобы иметь время на передачу и доставку поручения адресату, а равно для представлений ему возможности своевременно прибыть на переговорную станцию, поручения о вызове необходимо подавать заблаговременно.
Для предоставления возможности абонентам местных городских сетей сноситься по международной линии непосредственно из занимаемых ими квартир, устроены специальные соединительные проводники между центральными телефонными станциями городских сетей компании Белла и правительственного международного сообщения. За пользование этими проводами будет взиматься с абонентов этих Обществ дополнительная плата в размере 10 коп. за каждый разговор»
«Петербургский листок», 1(13) января 1899 года.
Русь
Серпухов. Памятник князьям Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму.
Скульптор: Илья Дюков.
#фото
#искусство
#Древняя_Русь
Серпухов. Памятник князьям Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму.
Скульптор: Илья Дюков.
#фото
#искусство
#Древняя_Русь
Forwarded from Журнал "Родина"
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Между прочим, весьма точно подмечено: инженерные сооружения обладают уникальной эстетикой. Возможно ли не любоваться красотой конструкций старинных мостов и промышленных предприятий, сложного оборудования и летательных аппаратов, да даже, казалось бы простых, дорожных катков? Не случайно ведь инженерию называют искусством, а любое высокотехнологичное сооружение обладает своей особой красотой и гармонией.
И, безусловно, чувство прекрасного всегда было не чуждо инженерам. Настоящим инженерам, инженерам от Бога, истинным творцам. Сие подмечал не только великий Гюстав Эйфель, но и, к примеру, Владимир Григорьевич Шухов:
"Техническая мысль неотделима от искусства, литературы и музыки. Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину и Лермонтову, Чехову и Толстому, Репину и Чайковскому, он не достигнет ничего... Инженер должен мыслить симфонически."
Нельзя не вспомнить и фразу русского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева: "Хорошо летают только красивые самолеты".
Посему лишь симфония естественных наук и чувства прекрасного, прививаемого, в том числе, истинной культурой, позволяет создавать шедевры инженерного искусства.
И, кстати, совершенно не случайно в технических ВУЗах Российской империи большое внимание уделялось преподаванию гуманитарных дисциплин; их значимость для будущих инженеров осознавалась в полной мере.
#наука_и_техника
#искусство
И, безусловно, чувство прекрасного всегда было не чуждо инженерам. Настоящим инженерам, инженерам от Бога, истинным творцам. Сие подмечал не только великий Гюстав Эйфель, но и, к примеру, Владимир Григорьевич Шухов:
"Техническая мысль неотделима от искусства, литературы и музыки. Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину и Лермонтову, Чехову и Толстому, Репину и Чайковскому, он не достигнет ничего... Инженер должен мыслить симфонически."
Нельзя не вспомнить и фразу русского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева: "Хорошо летают только красивые самолеты".
Посему лишь симфония естественных наук и чувства прекрасного, прививаемого, в том числе, истинной культурой, позволяет создавать шедевры инженерного искусства.
И, кстати, совершенно не случайно в технических ВУЗах Российской империи большое внимание уделялось преподаванию гуманитарных дисциплин; их значимость для будущих инженеров осознавалась в полной мере.
#наука_и_техника
#искусство
Telegram
Шпилька архитекторки