О древней и новой Россіи
6.2K subscribers
3.57K photos
8 videos
3 files
1.65K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
​​Эрарих, вождь ругиев, король Италии

Спустя 65 лет после Одоакра, в 541 году, королем Италии стал еще один представитель народа ругов - Эрарих (лат. Ariaricus). В то время часть ругов, несмотря на вековую кровную вражду, находилась в союзе с остготами, проживая вместе с ними на севере Аппенинского полуострова. Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский, будучи современником и непосредственным участником событий тех лет, так описывал их:

"В войске готов был некто Эрарих, родом из племени ругов, пользовавшийся среди этих варваров огромной властью. Эти руги являются одним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода. Когда после убийства Ильдибада (предыдущего короля остготов - прим.) положение дел у готов стало смутным, руги внезапно провозглашают Эрариха королем. Это было вовсе не по душе готам, и большинство их впало в глубокое отчаяние..."

Хотя Прокопий пишет, что "Эрарих... ничего не сделал, о чем стоило бы упоминать", с этим сложно согласиться. В то время кесарем Восточной Римской империи был Юстиниан Великий, при котором, как известно, Византия достигла наивысшего расцвета. Император вел весьма успешные войны, при нём были присоединены многие земли бывшей Западной Римской империи. Вообще, одной из целей внешней политики Юстиниана была "реконкиста Запада" - возвращение утраченных владений Римской империи. К моменту прихода к власти Эрариха уже 6 лет продолжалась византийско-готская война. Очевидно, понимая, что его королевство обречено в противостоянии натиску Византии, Эрарих решил вступить в переговоры с Юстинианом и направил в Константинополь посольство.

Слово вновь Прокопию Кесарийскому:
"Эрарих, созвав всех готов, убедил их отправить послов к императору Юстиниану и просить, чтобы он заключил с ними мир на тех условиях, на которых прежде он хотел заключить с Витигисом, а именно так, чтобы всей страной по ту сторону По владели готы, всю же остальную Италию уступили императору. Когда готы одобрили эти предложения, то, выбрав несколько человек, наиболее себе преданных, он отправил их послами к императору; в их числе был и Кабалларий. Считалось, что они будут вести переговоры с императором только о том, о чем я сказал выше, а тайно он поручил им добиваться у императора только одного: чтобы он мог получить от императора крупную сумму денег и быть зачисленным в ряды патрициев; за это Эрарих обещал передать ему власть над всей Италией и сложить с себя знаки королевского достоинства. Прибыв в Византию, послы стали действовать по этим инструкциям."

То есть, судя по всему, здраво оценивший сложившиеся реалии Эрарих планировал вхождение т.наз. остроготского королевства в состав Византии и интеграцию своего рода в имперскую элиту. Вряд ли мы сильно ошибемся, назвав сие весьма продуманным политическим решением. Но в результате заговора готов во главе с Тотилой Эрарих был убит. Остроготское же королевство, просуществовав после этого еще 14 лет, было завоевано Византией, а сам народ остготов фактически исчез со страниц ея величества Истории.

#великое_переселение_народов
#русы
#Византия
​​Немного о древних именах

У кого-то может возникнуть справедливый вопрос, почему ругии - предполагаемые предки русов - носили в древности такие странные имена, зафиксированные письменными источниками, как Одоакр, Эрарих, Олимар, Ринда, Флакцитей, Фелетей, Фердерух и т.д.

Не менее странными могут казаться и имена первых князей Руси (Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь) или русских послов в Константинополь, заключивших русско-византийский мирный договор 911 года и упомянутых в "Повести временных лет" (Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид).

На самом деле, ничего особо необычного в этом нет.

Во-первых, руги/русы изначально не были славяноязычным народом. Вопрос о языке, на котором они говорили в древности, остается открытым, хотя в науке наметились некоторые перспективные направления решения данной проблемы.

Во-вторых, у народов древней Европы была широко распространена практика заимствования имен. В частности, об этом писал готский историк VI века Иордан: "Все знают и обращали внимание, насколько в обычае у племен перенимать по большей части имена: у римлян — македонские, у греков — римские, у сарматов — германские. Готы же по преимуществу заимствуют имена гуннские". Также можно упомянуть, что русские со времен средневековья в основном носят имена отнюдь не славянские, но древние греческие, еврейские и римские.

Таким образом, по именам, безусловно, возможно проследить исторические и культурные связи племен, народов и наций. Но сами по себе имена не являются основанием для определения этнического происхождения их носителей.

Илл: Ромул Августул передает римскую корону Одоакру, илл. XIX в.

#языкознание
#русы
​​Русы и англосаксы

Помимо иудейского хронографа середины X в. "Иосиппона", на особую родственную связь русов, англов и саксов (проживавших изначально в Ютландии), возможно, указывает и более ранний источник - "Церковная история народа англов" (VIII в.), - составленная англосаксонским богословом и историком, бенедиктинским монахом, причисленным к лику святых, Бедой Достопочтенным:
"...священник Эгберт… знал, что в Германии обитают многие народы, от которых ведут свой род англы и саксы, ныне живущие в Британии; по этой причине их соседи-бритты до сих пор искаженно зовут их «гарманами». Среди этих народов - фризы, ругины, даны, гунны, древние саксы и боруктуары".

"Ругинами" здесь названы руги, проживавшие, как минимум, с начала н.э. на южнобалтийском побережье восточнее варинов (летописных варягов в узком смысле слова, имевших общий с англами свод законов), саксов и англов.

В общем, свидетельства о родстве ругов/русов с англосаксами вряд ли можно признать заблуждениями отдельных средневековых авторов, и данный вопрос является весьма перспективным для исследования. Также, как и возможное участие ругов в совместном с англами и саксами заселении Британии.

#русы
​​Новогодние празднования отгремели, салаты доедены или утилизированы, до Рождества еще несколько дней, на улице настоящие русские морозы, и, значит, самое время для чтения, просмотра фильмов или увлекательнейших лекций по русской истории!

Уважаемые господа, представляем вам рекомендации от нашего канала:

Передача "Час истины. Русь изначальная" с участием д.и.н., чл.-корр. РАН, проф. А.Н. Сахарова и д.и.н., проф. В.В. Фомина.

Человек XIII века. Любопытная обзорная лекция д.и.н., академика В.Л.Янина.

Берестяные грамоты. Увлекательная лекция академика РАН Андрея Анатольевича Зализняка: часть 1, часть 2.

Русско-японская война: миф о поражении (передача "Документальная история" с д.и.н., чл.-корр. РАН А.Н.Сахаровым).

Лекция историка С.Э. Цветкова о П.А. Столыпине "Последний часовой русской государственности".

"Забытая война и преданные герои: уроки Первой мировой" - интересная лекция д.и.н. Н. А. Нарочницкой: часть 1, часть 2.

История русского московского балета от Ильзе Лиепы.

И, конечно, нестареющая классика - замечательный и всегда актуальный отрывок из лекции выдающегося российского лингвиста, академика А.А. Зализняка, для поднятия настроения в выходные дни.
Въ эту ночь Земля была въ волненьѣ:
Блескъ большой диковинной звѣзды
Ослѣпилъ вдругъ горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А въ пустынѣ наблюдали львицы,
Какъ, дарами дивны и полны,
Двигались безшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.

И въ челѣ большого каравана,
Устремивши взоры въ небосклонъ,
Три царя въ затѣйливыхъ тюрбанахъ
Ехали къ кому-то на поклонъ.

А въ пещерѣ, гдѣ всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, –
Тамъ ягнята увидали въ ясляхъ
Спящѣе прекрасное Дитя.

Въ эту ночь вся тварь была въ волненьѣ,
Пѣли птицы въ полуночной мглѣ,
Возвѣщая всѣмъ благоволеньѣ,
Наступленьѣ мира на землѣ.

Склоняся къ юному Христу,
Его Марія осѣнила,
Любовь небесная затмила
Ея земную красоту.

А Онъ, въ прозрѣніи глубокомъ,
Уже вступая съ міромъ въ бой,
Глядитъ впередъ – и яснымъ окомъ
Голгоѳу видитъ предъ Собой.

А.С. Хомяковъ, 1860.

#искусство
#религия
​​Въ святую ночь

Въ Святую Ночь затихъ гулъ битвы;
Мерцаютъ звѣзды въ вышине…
Спевъ хоромъ дивныя молитвы,
Герои дремлютъ въ тишине.

Краса природы, точно въ сказке,
Имъ создала въ тиши уютъ…
И сны несутъ ихъ къ нѣжной ласке
Въ далекій ихъ родной пріютъ.

Домъ переполненъ счастьемъ встрѣчи
Съ героемъ воинскихъ чудесъ…
Блестятъ на елкѣ ярко свѣчи,
Какъ глазки Ангеловъ съ небесъ.

Пройдя кровавую дорогу
Подъ гулъ боевъ и въ дымной мгле,
Поютъ всѣ: «слава въ вышнихъ Богу
И миръ всемъ людямъ на землѣ!»

Законченъ славный подвигъ бранный,
Въ прахъ свергнутъ нашъ надменный врагъ…
Дала побѣда миръ желанный;
Увѣнчанъ славой русскій стягъ…

Недологъ сонъ! Въ заре разсвета
Уже свѣтаютъ небеса,
И, вместо мирнаго привѣта,
Слышны команды голоса.

Исчезъ рядъ дивныхъ сновидѣній,
На елкахъ свѣчи не горятъ…
И, вмѣсто мирныхъ пѣснопѣній,
Гудитъ убійственный снарядъ.

Пошли впередъ герои смѣло,
Побѣду намъ дадут они!
Господь, за ихъ святое дѣло,
Ты ихъ спаси и охрани!

B. Боасъ. 24-го декабря 1915 года.

#Российская_империя
#военная_история
#искусство
Рождество Христово на позиціяхъ Русской императорской арміи. Великая война.

#Российская_империя
#военная_история
#религия
#фото
Русские морозы и снега - явления интересные и загадочные.

Встречаются не только Наполеоны, но и сам Цезарь.

#юмор
Рождественское перемирие на Русском театре Великой войны

Наверняка, многие слышали про перемирие, заключенное между немцами и британцами в 1914 году на многих участках Западного фронта во время празднования Рождества Христова. Интересно, что аналогичное явление имело место и на Восточном фронте, где Русская императорская армия противостояла войскам Германии и Австро-Венгрии.

Об этом, в частности, упоминал в своих мемуарах А.А. Успенский, в 1914 году - капитан 106-го Уфимского полка, действовавшего в Восточной Пруссии:

"Солдаты по "секрету" рассказывали, что, будто, немцы накануне своего Рождества Христова (по новому стилю) просили (написав на выставленном, где-то в нейтральной полосе плакате), чтобы мы, накануне и в день Р.Х. не стреляли, обещая во время нашего праздника тоже не стрелять. В эти часы утром и вечером у нас и так редко открывался огонь, а в день Рождества Христова по новому стилю действительно почему-то целый день стрельбы не было.

Наступил Святой вечер Сочельника. Завтра наше Рождество Христово. На темном небе зажглась первая рождественская звездочка, за ней - другая, третья... много ярких звезд! Я смотрел на них из своего окопа и переносился мыслью туда, на восток, к своей семье, к России, где сейчас люди молятся в храмах, встречая Великий Праздник мира, потом собираются около рождественской елки... Посмотрел я на запад к немцам... там было тихо и темно; только изредка вспыхивала голубым светом летящая вверх ракетка немецкого часового, озаряя окрестность, и после каждой такой вспышки мрак становился еще темнее...
Мысль моя и взор обратились опять сюда, к своим окопам, к моим любимым солдатам. Я по ходу сообщения пошел в их окопы, за мной несли рождественские подарки. Придя в окоп, я обошел все взводы и чтобы люди почувствовали наступивший праздник Рождества Христова, приказал всем взводам стать на молитву и пропеть "Рождество Твое, Христе Боже наш!"
В тихом, морозном воздухе, среди немецких полей, где обычно раздавались только выстрелы или стоны и крики раненых, зазвучал Святой Гимн Родившемуся Христу! Взоры наши были обращены к Небу, усыпанному яркими звездами... Русские молились, немцы молчали, вероятно, сильно удивляясь этому пению!
Потом я поздравил взводы с Праздником и роздал подарки из России. Я видел прямо детскую радость, написанную на лицах солдат от этих подарков. Они почувствовали своей душой, что их там, дома, не забыли и любят...
Ночью, не особенно доверяя обещанию немцев, я выслал к ним усиленную разведку, но ночь прошла спокойно."


Любопытные данные приводил и британский исследователь Макс Гастингс:

"На Рождество, в Галиции, австрийским войскам было приказано стрелять, только если они были спровоцированы, и русские вели себя так же. Некоторые из осадителей Пшемысля (имеются в виду русские войска - прим.) оставили три рождественские елки на ничейной земле с вежливой сопроводительной запиской, адресованной противнику: "Мы желаем вам, героям Пшемысла, счастливого Рождества и надеемся, что мы сможем как можно скорее прийти к мирному соглашению". На ничейной земле солдаты встречались и обменивались — австрийский табак и шнапс на русские хлеб и мясо. Через несколько дней русские солдаты провели свои собственные сезонные торжества, а войска Габсбургов ответили взаимностью".

Конечно, такое происходило далеко не везде, и не всегда противники держали данное слово. Но, безусловно, подобные примеры человечности в огне мировой войны не могут не вызывать уважения.

#Российская_империя
#военная_история
#религия
​​"Живи завѣтами своихъ великихъ предковъ, изучай явленія обезсмертившихъ свое имя мореплавателѣй и полководцевъ. Учись непрерывно въ теченіе всей своей жизни, учись самъ и учи другихъ. Учись самъ помочь себѣ во всѣхъ дѣлахъ и случаяхъ. Все, что ты будешь требовать отъ своихъ подчиненныхъ, ты долженъ умѣть безукоризненно выполнять самъ, иначе нельзя будетъ правильно руководить и командовать ими. Ты долженъ хорошо знать каждаго своего подчиненнаго, памятуя, что люди не бараны, и у каждаго есть свои особенности и склонности къ тому или иному дѣлу, въ соотвѣтствіи съ чемъ ты долженъ съ нихъ спрашивать и распредѣлять обязанности по спеціальности… Люди такъ различны по складу своего ума и характера, что одинъ и тотъ же совѣтъ не годится для двухъ различныхъ лицъ. Одного слѣдуетъ удерживать, другого надо поощрять и лишь обоимъ слѣдуетъ не мѣшать."

"Проводи каждый день такъ, какъ если бы это была вся твоя жизнь."

"Каждый военный или причастный къ военному дѣлу человѣкъ, чтобы не забывать, для чего онъ существуетъ, поступилъ бы правильно, если бы держалъ на видномъ мѣстѣ надпись "Помни войну".

"Мудрость состоитъ не въ томъ, чтобы никогда не дѣлать ошибки, а въ томъ, чтобы умѣть исправлять ихъ и никогда не повторять."


8 января 1849 года (27 декабря 1848 г. ст. ст.), 175 лет назад, родился Степан Осипович Макаров - видный русский флотоводец, выдающийся ученый, океанограф, полярный исследователь, изобретатель и кораблестроитель, вице-адмирал. Изобретатель минного транспорта и повысивших бронепробиваемость наконечников к артиллерийским снарядам, разработчик теории непотопляемости и русской семафорной азбуки, пионер строительства и использования ледоколов. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, русско-японской войны. Погиб 13 апреля (31 марта ст.ст.) 1904 года на броненосце "Петропавловск".

#Российская_империя
#персоналии
Любопытный факт из жизни С. О. Макарова:

В 1880—1881 годах под командованием генерала-лейтенанта Михаила Дмитриевича Скобелева проходила военная операция Русской армии по усмирению и покорению племён текинцев, вошедшая в историю под названием Ахал-текинской экспедиции. Макаров в рамках данной кампании успешно занимался организацией снабжения войск водным путём из Астрахани в Красноводск.

По окончании экспедиции Скобелев, весьма довольный работой Макарова, обменялся со Степаном Осиповичем Георгиевскими крестами. Считается, что данный обычай являлся своеобразным вариантом побратимства у георгиевских кавалеров.

#Российская_империя
#персоналии
Желѣзнодорожные рабочіе съ собакой. Россійская Имперія, 1910 годъ.

Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!

#Российская_империя
#фото
НОВОГОДНЕЕ: О НАШЕМ ВРЕМЕНИ
Сейчас любят искать разные аналогии нашему времени, в Смуте начала XVII в. или где-то еще. Но думается мне, что событиям, которые мы переживаем, нет аналогии. Знаете почему? Потому что на протяжении долгих веков, пока наша страна была православной страной и, соответственно, ей руководили православные государи, и пока это было православное государство, любые кризисы, которые постигали страну в том её варианте, они решались в рамках все того же православного миропонимания. Ответы искались как в прошлом, ведь мышление было традиционалистское, так и в современных на тот момент идеологических, политических и прочих учениях, но все это было в контексте единого религиозного-культурного, духовного и политического сознания. Затем наступил XX век, когда в нашей стране опять разразился кризис в виде небезызвестных революций начала двадцатого столетия, и новая страна начала создаваться на совершенно новых на тот момент идейных основаниях, но идеи эти были взяты из современных тогдашних западноевропейских учений, тот же марксизм, и на основе марксистской методологии начинает создаваться первое в мире социалистическое государство Советский Союз. В конце XX-го века у нас опять серьёзный кризис, который приводит к изменению социально-политической системы, но для осуществления этих изменений берутся либеральные учения, вновь заимствованные с Запада. И выстраивается новая-старая система, в которой мы с вами до сих пор существуем, и которая сейчас очередной кризис испытывает уже во всем мире, а не только в России.
Таким образом, на протяжении веков наши с вами предки для ответа на то, как преодолеть кризис, пользовались идеями и концептами, включенными в православную традицию. На протяжении XX века — идеями и концептами марксистскими и либеральными, имеющими единый корень в гуманистических учениях. Но сегодня мы не можем опираться на современные нам иностранные теории и концепты, потому что все эти теории и концепты заводят мир в тартарары. Поэтому мы с вами и заговорили о возрождении традиционного миропонимания о том, что мы — страна-цивилизация. То есть мы говорим о том, что мы должны вернуться в традиционное наше миропонимание, никак несвязанное с гуманизмом. Но если мы не опираемся на современные западные учения, это означает, что мы должны обратиться к нашему опыту, к российскому опыту. Опираться на те традиции, благодаря котором возникла и существовала на протяжении столетий наша страна. В нашем историческом опыте последних ста лет такого не было вообще.
Но почему мы не можем сравнить сегодняшнюю кризисную ситуацию с кризисами более ранних столетий? А потому что сейчас, если говорить честно, мы далеко не православная страна на все 100%. Сейчас для очень многих наших соотечественников очень далеки те ценности, которые, как кажется, могут стать основой спасения нашей страны и созидания Русского мира в будущем. Может быть, эти ценности воспринимаются на культурном уровне, в разговорах о ценностях, но соблюдение, поддержание этих ценностей в собственной жизни не происходит. В этом отношении мы живем в совершенно другой стране, другом мире, и совершенно другом историческом моменте, нежели двести или триста лет назад. И потому сейчас… очень творческое время, когда, с одной стороны, нужно опираться на свое прошлое, на свои традиции, но с другой стороны на основе этого прошлого творить настоящее и будущее. Необходимо заново осмысливать исторический путь России и те наиболее важные вехи, идеи и традиции, благодаря которым наша цивилизация возникла и существовала на протяжении стольких веков. Положить их в основу, но заново осмыслить и создавать, по сути дела, новую страну, но на традиционных началах. Именно поэтому, с моей точки зрения, такого еще никогда не было в русской истории, это очень тяжелое и очень ответственное время. Что из этого получится, будет во многом зависеть от нас. Получится ли? Большой вопрос. Надеюсь, что получится, нужно только много работать.
​​Тмутараканский камень — мраморная плита предположительно XI века с древнерусской надписью, в которой сообщается об измерении в 1068 году при князе Глебе Святославиче расстояния между двумя городами — Тмутараканью и Корчевом (Керчью). Камень был найден на Таманском полуострове в 1792 г. казаками и солдатами Таврического егерского полка, которые приспособили удобную ровную плиту в качестве приступки в казарму. Там ее обнаружил флотский капитан П. В. Пустошкин, сразу осознавший ценность находки. В настоящее время плита хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Текст надписи на камне гласит: "В лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мѣрилъ мо<ре> по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧже<нъ>"
("В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен (24 км)
").

Перед началом текста изображены православный крест, а также любопытный четырехугольник с эллипсом и точкой в центре.

На боковой поверхности камня нанесено нечеткое граффити, представляющее из себя, судя по всему, карту очертаний берегов Керченского пролива.

Примечательно, что указанное на камне расстояние практически точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани (церковь Богородицы, от которой остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи).

Доныне остается исторической загадкой, каким образом Глебу Святославичу удалось провести столь точные измерения. Геодезист А.С. Тиньков обоснованно предположил, что расстояние между городами было вычислено математически (!), для чего древнерусские топографы составили карту берегов с ориентирами (вершины гор (холмов) Митридат, Ада, Зеленского и Лисья), а также фигуру-триангуляцию (!) между ними, которая изображена на камне в виде вышеупомянутого четырёхугольника. Интересно, что предполагаемый метод определения расстояния несильно отличается от современных.

Таким образом, Тмутараканский камень является не только археологическим и письменным памятником, но и древнейшим свидетельством высокого уровня геодезических и картографических работ в Древней Руси.

#Древняя_Русь
#археология
#наука_и_техника