"Желтая угроза.
Нации Европы, защищайте свою веру и свои дома!"
Рисунок немецкого художника Г. Кнакфуса, выполненный в 1895 г. по эскизу кайзера Вильгельма II. Германский император подарил его русскому царю Николаю II.
На рисунке под лучащимся христианским крестом изображён Архангел Михаил в окружении группы женщин в образах воинственных валькирий — персонифицированных аллегорий народов Европы. Архангел с огненным мечом в правой руке указывает женщинам на тёмное облако, нависшее над европейскими землями, на котором, поддерживаемый китайскими драконами, восседает Будда. Под ним азиатские орды устремляются на Европу. Во главе женской группы стоит Германия с мечом и щитом, на её плечо опирается Россия с копьём. Поодаль Франция, приложив руку к глазам, всматривается в надвигающуюся темноту. За ними Австрия берёт за руку Британию, между ними стоит Италия.
Этим произведением Вильгельм II хотел призвать христианский мир Европы к совместной борьбе против «жёлтой опасности» и безбожного буддизма.
#искусство
Нации Европы, защищайте свою веру и свои дома!"
Рисунок немецкого художника Г. Кнакфуса, выполненный в 1895 г. по эскизу кайзера Вильгельма II. Германский император подарил его русскому царю Николаю II.
На рисунке под лучащимся христианским крестом изображён Архангел Михаил в окружении группы женщин в образах воинственных валькирий — персонифицированных аллегорий народов Европы. Архангел с огненным мечом в правой руке указывает женщинам на тёмное облако, нависшее над европейскими землями, на котором, поддерживаемый китайскими драконами, восседает Будда. Под ним азиатские орды устремляются на Европу. Во главе женской группы стоит Германия с мечом и щитом, на её плечо опирается Россия с копьём. Поодаль Франция, приложив руку к глазам, всматривается в надвигающуюся темноту. За ними Австрия берёт за руку Британию, между ними стоит Италия.
Этим произведением Вильгельм II хотел призвать христианский мир Европы к совместной борьбе против «жёлтой опасности» и безбожного буддизма.
#искусство
Forwarded from пока мы лиц не обрели
Сегодня 150 лет со дня рождения великого русского архитектора Алексея Щусева.
За свою долгую жизнь он проектировал новые и восстанавливал древние соборы - ещё в Российской Империи; построил здание на Лубянке для НКВД, пытался вписать мавзолей в ансамбль Красной площади и сберечь памятники московской старины, работая над генпланом столицы, - уже в Советском Союзе. «Москва не музей старины, не Венеция и не Помпея. Москва не кладбище былой цивилизации, а колыбель нарастающей новой, пролетарской культуры. Наша архитектура, это стиль труда, свободы и знаний, а не роскоши, угнетения и суеверий» - вне всякого сомнения, при таком настрое красных чиновников столица без смелых и неоднократных заявлений Щусева о ценности наследия потеряла бы гораздо больше.
Руководил он и созданием бомбоубежищ во время Великой Отечественной, и восстановлением разрушенных в ходе неё больших и малых городов - после войны. Так, своим средневековым духом нынешний Великий Новгород обязан Щусеву: вся историческая планировка была бережно воссоздана при реконструкции именно по его проекту, хотя и уже после его смерти.
Да, пожалуй, главным «гражданским» делом всей его карьеры стал Казанский вокзал - здание «дороги на Восток», грандиозное и одновременно сочетавшее в себе множество элементов, от модерна и неорусского стиля до псевдовосточных мотивов.
Но в день памяти преставления великого подвижника и духовного отца Великороссии особенно важно отметить, что первым полностью самостоятельным творением Алексея Викторовича стала церковь в честь преподобного Сергия Радонежского - храм-памятник на Красном холме Куликова поля, построенный в 1913-1917 гг. и объединивший в своих чертах домонгольское зодчество и современные архитектору приемы («Я изменил верх второй башни, вместо купола - шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложноклассично, робко...»). На авторском паспарту рукой императора Николая II в верхнем правом углу начертано: «Одобряю. Николай» (личный взнос от государя на сооружение храма - 5 тысяч рублей золотом).
P.s. Историк Василий Ключевский в замечательной статье «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» - мастрид, кстати, для всех сознательных русских граждан - писал (1892):
«Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они - его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них - оно завянет как скошенная трава.»
Думаю, на юбилей мастера, всю жизнь творившего без отрыва от почвы, эти слова тоже полноправно применимы.
За свою долгую жизнь он проектировал новые и восстанавливал древние соборы - ещё в Российской Империи; построил здание на Лубянке для НКВД, пытался вписать мавзолей в ансамбль Красной площади и сберечь памятники московской старины, работая над генпланом столицы, - уже в Советском Союзе. «Москва не музей старины, не Венеция и не Помпея. Москва не кладбище былой цивилизации, а колыбель нарастающей новой, пролетарской культуры. Наша архитектура, это стиль труда, свободы и знаний, а не роскоши, угнетения и суеверий» - вне всякого сомнения, при таком настрое красных чиновников столица без смелых и неоднократных заявлений Щусева о ценности наследия потеряла бы гораздо больше.
Руководил он и созданием бомбоубежищ во время Великой Отечественной, и восстановлением разрушенных в ходе неё больших и малых городов - после войны. Так, своим средневековым духом нынешний Великий Новгород обязан Щусеву: вся историческая планировка была бережно воссоздана при реконструкции именно по его проекту, хотя и уже после его смерти.
Да, пожалуй, главным «гражданским» делом всей его карьеры стал Казанский вокзал - здание «дороги на Восток», грандиозное и одновременно сочетавшее в себе множество элементов, от модерна и неорусского стиля до псевдовосточных мотивов.
Но в день памяти преставления великого подвижника и духовного отца Великороссии особенно важно отметить, что первым полностью самостоятельным творением Алексея Викторовича стала церковь в честь преподобного Сергия Радонежского - храм-памятник на Красном холме Куликова поля, построенный в 1913-1917 гг. и объединивший в своих чертах домонгольское зодчество и современные архитектору приемы («Я изменил верх второй башни, вместо купола - шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложноклассично, робко...»). На авторском паспарту рукой императора Николая II в верхнем правом углу начертано: «Одобряю. Николай» (личный взнос от государя на сооружение храма - 5 тысяч рублей золотом).
P.s. Историк Василий Ключевский в замечательной статье «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» - мастрид, кстати, для всех сознательных русских граждан - писал (1892):
«Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они - его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них - оно завянет как скошенная трава.»
Думаю, на юбилей мастера, всю жизнь творившего без отрыва от почвы, эти слова тоже полноправно применимы.
Торжественное открытіе Китайской восточной желѣзной дороги. 1903 годъ.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#фото
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#фото
"Я знаю, господа, что вы хотѣли обратиться ко мнѣ съ рѣчью; я даже знаю ея содержаніе и именно для того, чтобы избавить васъ отъ лжи, я желаю, чтобы она не была произнесена предо мною. Да, господа, — для того, чтобы избавить васъ отъ лжи, ибо я знаю, что чувства ваши не таковы, какъ вы меня въ томъ хотите увѣрить.
И какъ мнѣ имъ вѣрить, когда вы мнѣ говорили тоже самое наканунѣ революціи? Не вы ли сами, тому пять лѣтъ, тому восемь лѣтъ, говорили мнѣ о вѣрности, о преданности и дѣлали мнѣ такія торжественныя завѣренія (протестаціи) преданности? Нѣсколько дней спустя, вы нарушили свои клятвы, вы совершили ужасы.
Императору Александру I, который сдѣлалъ для васъ болѣе, чѣмъ Русскому Императору слѣдовало, который осыпалъ васъ благодѣяніями, который покровительствовалъ (vous a favorisés) вамъ болѣе, чѣмъ своимъ природнымъ подданнымъ, который сдѣлалъ изъ васъ націю самую цвѣтущую и самую счастливую, — Императору Александру I вы заплатили самою черною неблагодарностью.
Вы никогда не хотѣли довольствоваться самымъ выгоднымъ положеніемъ и кончили тѣмъ, что сами разрушили свое счастье. Я вамъ говорю правду, чтобы уяснить наше взаимное положеніе, и для того, чтобы вы хорошо знали, чего держаться, такъ какъ я вижу васъ и говорю съ вами въ первый разъ послѣ смутъ.
Господа, нужны дѣйствія, а не слова. Надо, чтобы раскаяніе имѣло источникомъ сердце; я говорю съ вами не горячась, вы видите, что я спокоенъ; я не злопамятенъ и буду вамъ дѣлать добро вопреки васъ самихъ. Фельдмаршалъ, находящійся здѣсь, приводитъ въ исполненіе мои намѣренія, содѣйствуетъ примѣненію моихъ воззрѣній и также печется о вашемъ благосостояніи. (При этихъ словахъ, члены депутаціи кланяются фельдмаршалу).
Господа, что же доказываютъ эти поклоны? Прежде всего, надо выполнять свои обязанности и вести себя, какъ слѣдуетъ честнымъ людямъ. Вамъ предстоитъ, господа, выборъ между двумя путями: или упорствовать въ мечтахъ о независимой Польшѣ, или жить спокойно и вѣрноподданными подъ моимъ правленіемъ.
Если вы будете упрямо лелѣять мечту отдѣльной національности, независимой Польши и всѣ эти химеры, вы только накликаете на себя большія несчастья. По повелѣнію моему воздвигнута здѣсь цитадель и я вамъ объявляю, что при малѣйшемъ возмущеніи я прикажу разгромить вашъ городъ, я разрушу Варшаву и уже, конечно, не я отстрою ее снова.
Мнѣ тяжело говорить это вамъ, — очень тяжело Государю обращаться такъ со своими подданными; но я говорю это вамъ для вашей собственной пользы. Отъ васъ, господа, зависѣть будетъ заслужить забвеніе прошедшаго. Достигнуть этого вы можете лишь своимъ поведеніемъ и своею преданностью моему правительству.
Я знаю, что ведется переписка съ чужими краями, что сюда присылаютъ предосудительныя сочиненія и что стараются развращать умы. Но при такой границѣ, какъ ваша, наилучшая полиція въ мірѣ не можетъ воспрепятствовать тайнымъ сношеніямъ. Старайтесь сами замѣнить полицію и устранить зло.
Хорошо воспитывая своихъ дѣтей и внушая имъ начала религіи, вѣрность государю, вы можете пребыть на добромъ пути.
Среди всѣхъ смутъ, волнующихъ Европу, и среди всѣхъ ученій, потрясающихъ общественное зданіе, Россія одна остается могущественною и неприкосновенною.
Повѣрьте мнѣ, господа, принадлежать Россіи и пользоваться ея покровительствомъ есть истинное счастье. Если вы будете хорошо вести себя, если вы будете выполнять всѣ свои обязанности, то моя отеческая попечительность распространится на всѣхъ васъ и, не смотря на все происшедшѣе, мое правительство будетъ всегда заботиться о вашемъ благосостояніи.
Помните хорошенько, что я вамъ сказалъ".
Речь Николая I, произнесенная им в Варшаве перед депутацией поляков-горожан в октябре 1835 года и записанная генералом Н. П. Панкратьевым. Впервые приехав в столицу Царства Польского после подавления восстания, император согласился принять поляков, намеревавшихся выразить благоговейную преданность, но не дозволил им говорить, а сам произнес речь. После этого приема Государь осмотрел Александровскую цитадель, орудия которой были направлены на Варшаву, и убыл из Польши.
#Российская_империя
#правители
#внутренняя_политика
И какъ мнѣ имъ вѣрить, когда вы мнѣ говорили тоже самое наканунѣ революціи? Не вы ли сами, тому пять лѣтъ, тому восемь лѣтъ, говорили мнѣ о вѣрности, о преданности и дѣлали мнѣ такія торжественныя завѣренія (протестаціи) преданности? Нѣсколько дней спустя, вы нарушили свои клятвы, вы совершили ужасы.
Императору Александру I, который сдѣлалъ для васъ болѣе, чѣмъ Русскому Императору слѣдовало, который осыпалъ васъ благодѣяніями, который покровительствовалъ (vous a favorisés) вамъ болѣе, чѣмъ своимъ природнымъ подданнымъ, который сдѣлалъ изъ васъ націю самую цвѣтущую и самую счастливую, — Императору Александру I вы заплатили самою черною неблагодарностью.
Вы никогда не хотѣли довольствоваться самымъ выгоднымъ положеніемъ и кончили тѣмъ, что сами разрушили свое счастье. Я вамъ говорю правду, чтобы уяснить наше взаимное положеніе, и для того, чтобы вы хорошо знали, чего держаться, такъ какъ я вижу васъ и говорю съ вами въ первый разъ послѣ смутъ.
Господа, нужны дѣйствія, а не слова. Надо, чтобы раскаяніе имѣло источникомъ сердце; я говорю съ вами не горячась, вы видите, что я спокоенъ; я не злопамятенъ и буду вамъ дѣлать добро вопреки васъ самихъ. Фельдмаршалъ, находящійся здѣсь, приводитъ въ исполненіе мои намѣренія, содѣйствуетъ примѣненію моихъ воззрѣній и также печется о вашемъ благосостояніи. (При этихъ словахъ, члены депутаціи кланяются фельдмаршалу).
Господа, что же доказываютъ эти поклоны? Прежде всего, надо выполнять свои обязанности и вести себя, какъ слѣдуетъ честнымъ людямъ. Вамъ предстоитъ, господа, выборъ между двумя путями: или упорствовать въ мечтахъ о независимой Польшѣ, или жить спокойно и вѣрноподданными подъ моимъ правленіемъ.
Если вы будете упрямо лелѣять мечту отдѣльной національности, независимой Польши и всѣ эти химеры, вы только накликаете на себя большія несчастья. По повелѣнію моему воздвигнута здѣсь цитадель и я вамъ объявляю, что при малѣйшемъ возмущеніи я прикажу разгромить вашъ городъ, я разрушу Варшаву и уже, конечно, не я отстрою ее снова.
Мнѣ тяжело говорить это вамъ, — очень тяжело Государю обращаться такъ со своими подданными; но я говорю это вамъ для вашей собственной пользы. Отъ васъ, господа, зависѣть будетъ заслужить забвеніе прошедшаго. Достигнуть этого вы можете лишь своимъ поведеніемъ и своею преданностью моему правительству.
Я знаю, что ведется переписка съ чужими краями, что сюда присылаютъ предосудительныя сочиненія и что стараются развращать умы. Но при такой границѣ, какъ ваша, наилучшая полиція въ мірѣ не можетъ воспрепятствовать тайнымъ сношеніямъ. Старайтесь сами замѣнить полицію и устранить зло.
Хорошо воспитывая своихъ дѣтей и внушая имъ начала религіи, вѣрность государю, вы можете пребыть на добромъ пути.
Среди всѣхъ смутъ, волнующихъ Европу, и среди всѣхъ ученій, потрясающихъ общественное зданіе, Россія одна остается могущественною и неприкосновенною.
Повѣрьте мнѣ, господа, принадлежать Россіи и пользоваться ея покровительствомъ есть истинное счастье. Если вы будете хорошо вести себя, если вы будете выполнять всѣ свои обязанности, то моя отеческая попечительность распространится на всѣхъ васъ и, не смотря на все происшедшѣе, мое правительство будетъ всегда заботиться о вашемъ благосостояніи.
Помните хорошенько, что я вамъ сказалъ".
Речь Николая I, произнесенная им в Варшаве перед депутацией поляков-горожан в октябре 1835 года и записанная генералом Н. П. Панкратьевым. Впервые приехав в столицу Царства Польского после подавления восстания, император согласился принять поляков, намеревавшихся выразить благоговейную преданность, но не дозволил им говорить, а сам произнес речь. После этого приема Государь осмотрел Александровскую цитадель, орудия которой были направлены на Варшаву, и убыл из Польши.
#Российская_империя
#правители
#внутренняя_политика
Возвращение Малороссии: решение принято
11 (1 ст.ст.) октября 1653 года, 370 лет назад, в ответ на многочисленные челобитные гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, русский царь Алексей Михайлович собрал в московском Кремле Земский Собор, принявший решение о воссоединении Малороссии с Россией:
"... о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку.
...
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…"
Ознакомиться с решением Земского Собора можно здесь.
#Московская_Русь
#внешняя_политика
11 (1 ст.ст.) октября 1653 года, 370 лет назад, в ответ на многочисленные челобитные гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, русский царь Алексей Михайлович собрал в московском Кремле Земский Собор, принявший решение о воссоединении Малороссии с Россией:
"... о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку.
...
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…"
Ознакомиться с решением Земского Собора можно здесь.
#Московская_Русь
#внешняя_политика
"Радуйся, благочестивый самодержец! Казань — наша, её царь в плену, войско истреблено!"
Такими словами князь М.И. Воротынский сообщил царю Ивану IV о взятии русскими войсками Казани, произошедшем в результате решительного штурма 12 (2 ст.ст.) октября 1552 г.
Казанское ханство появилось на осколках Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, находясь под влиянием Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Османской империи, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.
В 1551 г. Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск.
В конце августа 1552 г. войско Ивана IV, включавшее русскую элитную дворянскую конницу, стрельцов, артиллерийские "наряды", татарские отряды хана Шигалея, мордовских и черкесских воинов, подошло к Казани. Вокруг города возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился источник воды. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город. Штурм начался с возгласами "С нами Бог!". Взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены, и на улицах города разразилась тяжелая битва. По словам летописца:
"Рустии же вои быстро, яко орли и ястреби гладни, на нырищи полетаху, и, скачющи, полѣтоваху, яко елени по горамъ, и по стогнамъ града... Не может малъ пламень мног удержати и противитися велицѣй водѣ гашению, но скоро угасает, и ни малая прудина великия рѣки быстрины, сице же ни казанцы много стояти противу толикаго множества руский вой, и паче же рещи, Божия помощи... Скоро побѣжени бываху казанцы, яко трава, посѣцахуся."
Последовавшее за взятием столицы падение Казанского ханства ознаменовало собой не только избавление от постоянной угрозы для Русского государства и расширение его границ, но и освобождение от гнета для многих поволжских народов.
Н. М. Карамзин писал:
"Такъ пало къ ногамъ Іоанновымъ одно изъ знаменитыхъ Царствъ, основанныхъ Чингисовыми Моголами въ предѣлахъ нынѣшней Россіи. Возникнувъ на развалинахъ Болгаріи, и поглотивъ ея бѣдные остатки, Казань имѣла и хищный, воинственный духъ Моголовъ, и торговый, заимствованный ею отъ древнихъ жителей сей страны...
Около 115 лѣтъ Казанцы намъ и мы имъ неутомимо враждовали, отъ перваго ихъ Царя, Махмета, у коего прадѣдъ Іоанновъ былъ плѣнникомъ, до Едигера, взятаго въ плѣнъ Іоанномъ, котораго дѣдъ уже именовался Государемъ Боларскимъ, уже считалъ Казань нашею областію, но при концѣ жизни своей видѣлъ ея страшный бунтъ и не могъ отмстить за кровь Россіянъ, тамъ проліянную. Новые мирные договоры служили поводомъ къ новымъ измѣнамъ, и всякая была ужасомъ для Восточной Россіи, гдѣ, на всей длинной чертѣ отъ Нижняго Новагорода до Перми, люди вѣчно береглися какъ на отводной странѣ... Однимъ словомъ, вопросъ: надлежало ли покорить Казань? соединялся съ другимъ: надлежало ли безопасностію и спокойствіемъ утвердить бытіе Россіи? Чувство государственнаго блага, усиленное ревностію Вѣры, проводило въ побѣдителяхъ общій, живѣйшій восторгъ, и Лѣтописцы говорятъ о семъ завоеваніи съ жаромъ Стихотворцевъ, призывая современниковъ и потомство къ великому зрѣлищу Казани, обновляемой во имя Христа Спасителя, осѣняемой хоругвями, украшаемой церквами Православія, оживленной (послѣ ужасовъ кровопролитія, послѣ безмолвія смерти) присутствіемъ многочисленнаго, радостнаго войска, среди свѣжихъ трофеевъ, но уже въ глубокой мирной тишинѣ ликующаго на стогнахъ, площадяхъ, въ садахъ, и юнаго Царя сидящаго на славно-завоеванномъ престолѣ, въ блестящемъ кругу Вельможъ и Полководцевъ...
Лѣтописцы сказываютъ, что небо благопріятствовало торжеству побѣды; что время стояло ясное, теплое, и Россіяне, осаждавъ Казань въ мрачную, дождливую осень, вступили въ нее какъ бы весною."
Илл.: Царь Иван Васильевич Грозный поражает казанского хана Едигера. Из Казанского Летописца, XVI в.
#Московская_Русь
#военная_история
Такими словами князь М.И. Воротынский сообщил царю Ивану IV о взятии русскими войсками Казани, произошедшем в результате решительного штурма 12 (2 ст.ст.) октября 1552 г.
Казанское ханство появилось на осколках Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, находясь под влиянием Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Османской империи, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.
В 1551 г. Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск.
В конце августа 1552 г. войско Ивана IV, включавшее русскую элитную дворянскую конницу, стрельцов, артиллерийские "наряды", татарские отряды хана Шигалея, мордовских и черкесских воинов, подошло к Казани. Вокруг города возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился источник воды. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город. Штурм начался с возгласами "С нами Бог!". Взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены, и на улицах города разразилась тяжелая битва. По словам летописца:
"Рустии же вои быстро, яко орли и ястреби гладни, на нырищи полетаху, и, скачющи, полѣтоваху, яко елени по горамъ, и по стогнамъ града... Не может малъ пламень мног удержати и противитися велицѣй водѣ гашению, но скоро угасает, и ни малая прудина великия рѣки быстрины, сице же ни казанцы много стояти противу толикаго множества руский вой, и паче же рещи, Божия помощи... Скоро побѣжени бываху казанцы, яко трава, посѣцахуся."
Последовавшее за взятием столицы падение Казанского ханства ознаменовало собой не только избавление от постоянной угрозы для Русского государства и расширение его границ, но и освобождение от гнета для многих поволжских народов.
Н. М. Карамзин писал:
"Такъ пало къ ногамъ Іоанновымъ одно изъ знаменитыхъ Царствъ, основанныхъ Чингисовыми Моголами въ предѣлахъ нынѣшней Россіи. Возникнувъ на развалинахъ Болгаріи, и поглотивъ ея бѣдные остатки, Казань имѣла и хищный, воинственный духъ Моголовъ, и торговый, заимствованный ею отъ древнихъ жителей сей страны...
Около 115 лѣтъ Казанцы намъ и мы имъ неутомимо враждовали, отъ перваго ихъ Царя, Махмета, у коего прадѣдъ Іоанновъ былъ плѣнникомъ, до Едигера, взятаго въ плѣнъ Іоанномъ, котораго дѣдъ уже именовался Государемъ Боларскимъ, уже считалъ Казань нашею областію, но при концѣ жизни своей видѣлъ ея страшный бунтъ и не могъ отмстить за кровь Россіянъ, тамъ проліянную. Новые мирные договоры служили поводомъ къ новымъ измѣнамъ, и всякая была ужасомъ для Восточной Россіи, гдѣ, на всей длинной чертѣ отъ Нижняго Новагорода до Перми, люди вѣчно береглися какъ на отводной странѣ... Однимъ словомъ, вопросъ: надлежало ли покорить Казань? соединялся съ другимъ: надлежало ли безопасностію и спокойствіемъ утвердить бытіе Россіи? Чувство государственнаго блага, усиленное ревностію Вѣры, проводило въ побѣдителяхъ общій, живѣйшій восторгъ, и Лѣтописцы говорятъ о семъ завоеваніи съ жаромъ Стихотворцевъ, призывая современниковъ и потомство къ великому зрѣлищу Казани, обновляемой во имя Христа Спасителя, осѣняемой хоругвями, украшаемой церквами Православія, оживленной (послѣ ужасовъ кровопролитія, послѣ безмолвія смерти) присутствіемъ многочисленнаго, радостнаго войска, среди свѣжихъ трофеевъ, но уже въ глубокой мирной тишинѣ ликующаго на стогнахъ, площадяхъ, въ садахъ, и юнаго Царя сидящаго на славно-завоеванномъ престолѣ, въ блестящемъ кругу Вельможъ и Полководцевъ...
Лѣтописцы сказываютъ, что небо благопріятствовало торжеству побѣды; что время стояло ясное, теплое, и Россіяне, осаждавъ Казань въ мрачную, дождливую осень, вступили въ нее какъ бы весною."
Илл.: Царь Иван Васильевич Грозный поражает казанского хана Едигера. Из Казанского Летописца, XVI в.
#Московская_Русь
#военная_история
Forwarded from АРТ | ShiningGala
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты…
Наум Коржавин, 1954
#красота
ART | ShiningGala
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты…
Наум Коржавин, 1954
#красота
ART | ShiningGala
Сегодня 170 лет со дня начала Восточной (Крымской) войны 1853 - 1856 годов, в которой Россия противостояла трем империям (Британской, Французской, Османской), королевству Сардиния и примкнувшим к ним союзникам на нескольких фронтах: Черное, Азовское, Балтийское, Белое и Баренцево моря, Подунавье, Кавказ, Камчатка, Курилы, низовья Амура и т.д.
Тематические материалы:
Крымская война. Была ли Россия "технически отсталой"?
Ракетное оружие системы К.И. Константинова, впервые в истории успешно применявшееся русской армией во время Крымской войны.
Последняя джентльменская война.
Дорога в "Долине смерти" под Балаклавой, усыпанная русскими ядрами.
О Даше Севастопольской - одной из первых русских военных сестёр милосердия.
Ф. М. Достоевский о Крымской войне и противостоянии России и Европы.
Фундаментальный труд, посвященный войне: Зайончковский А. М. Восточная война 1853-1856 гг. СПб., 2002.
#Российская_империя
#военная_история
Тематические материалы:
Крымская война. Была ли Россия "технически отсталой"?
Ракетное оружие системы К.И. Константинова, впервые в истории успешно применявшееся русской армией во время Крымской войны.
Последняя джентльменская война.
Дорога в "Долине смерти" под Балаклавой, усыпанная русскими ядрами.
О Даше Севастопольской - одной из первых русских военных сестёр милосердия.
Ф. М. Достоевский о Крымской войне и противостоянии России и Европы.
Фундаментальный труд, посвященный войне: Зайончковский А. М. Восточная война 1853-1856 гг. СПб., 2002.
#Российская_империя
#военная_история
Крестьянские войны и идея законной власти
Пожалуй, самыми масштабными восстаниями в отечественной истории периода от Смутного времени до 1917 года были мятежи Степана Разина и Емельяна Пугачева. Не случайно в историографии и публицистике их зачастую именуют «крестьянскими войнами». В чем же отличительные особенности именно этих бунтов, обеспечившие им относительные успехи, сравнительную массовость и широкую народную поддержку?
Вряд ли крупные масштабы упомянутых мятежей можно объяснить особой остротой вызвавших их факторов. Социальная напряженность и недовольство властью периодически приводили к волнениям и даже восстаниям, причины которых принципиально не отличались. И как-то выделить в этом аспекте бунты Разина и Пугачева очень трудно.
Конечно, свою роль сыграли условия, в которых зарождались и проходили восстания. Степан Разин действовал в непростые времена строительства и становления государства, постепенно оправлявшегося от эпохи Смутного времени; выступление Емельяна Пугачева происходило на фоне тяжелой и важной для России русско-турецкой войны. Однако, вся история Московского Царства и Российской Империи представляла собой постоянное непростое государственное творчество, сопряженное как с внутренними проблемами, так и с внешними конфликтами. Значительную часть своего исторического времени Россия находилась в состоянии войны.
Быть может, успехи восстаний связаны с фигурами их руководителей? Безусловно, роль личности в истории недооценивать не стоит. И Разин, и Пугачев были в известной степени талантливыми людьми, что отразилось и на результатах их бунтарской деятельности.
Все указанные факторы, конечно, имели значение. Но определяющую роль сыграло иное. Массовую народную поддержку и масштабность восстаний обеспечило то, что их руководители позиционировали себя и свои движения как приверженцев и даже носителей правомерной власти. Именно это служило основополагающей идеей, объединившей и сплотившей участников мятежей. Разин на словах не собирался свергать действующего монарха и заявлял, что с ним находится сын государя, царевич Алексей; Пугачев вообще объявил себя законным наследником трона – Петром III. Таким образом подкреплялась правомочность действий восставших в глазах людей, что привлекало в ряды бунтовщиков новых сторонников. Подобно тому, как в Смутное время люди шли не за Гришкой Отрепьевым или тушинским вором, а за царевичем Дмитрием, во время «крестьянских войн» народ, как ему казалось, поддерживал не Разина и Пугачева, а цесаревича Алексея и Петра III – то есть законную власть.
И здесь кроется важнейшая черта, присущая истории России. Во все времена вопрос законности и правомерности власти имел огромное значение для русских. Еще древние новгородцы, призывая Рюрика на княжение, особо отмечали, что "володеть" ими он будет "по праву", то есть имея права на власть. Так проявлялся исторический характер народа, у которого идея государственности является врожденной. В том числе на этом держался в России баланс Земли и Власти. Именно поэтому в начале XXв. неоднозначного отречения последнего русского императора оказалось недостаточно, и потребовалось его убийство. Нарушение преемственности законной власти и лишение народа веры в ее восстановление вызвало к жизни карамазовский принцип «все дозволено», с чего и началось строительство «нового мира»…
#Московская_Русь
#Российская_империя
#философия_истории
Пожалуй, самыми масштабными восстаниями в отечественной истории периода от Смутного времени до 1917 года были мятежи Степана Разина и Емельяна Пугачева. Не случайно в историографии и публицистике их зачастую именуют «крестьянскими войнами». В чем же отличительные особенности именно этих бунтов, обеспечившие им относительные успехи, сравнительную массовость и широкую народную поддержку?
Вряд ли крупные масштабы упомянутых мятежей можно объяснить особой остротой вызвавших их факторов. Социальная напряженность и недовольство властью периодически приводили к волнениям и даже восстаниям, причины которых принципиально не отличались. И как-то выделить в этом аспекте бунты Разина и Пугачева очень трудно.
Конечно, свою роль сыграли условия, в которых зарождались и проходили восстания. Степан Разин действовал в непростые времена строительства и становления государства, постепенно оправлявшегося от эпохи Смутного времени; выступление Емельяна Пугачева происходило на фоне тяжелой и важной для России русско-турецкой войны. Однако, вся история Московского Царства и Российской Империи представляла собой постоянное непростое государственное творчество, сопряженное как с внутренними проблемами, так и с внешними конфликтами. Значительную часть своего исторического времени Россия находилась в состоянии войны.
Быть может, успехи восстаний связаны с фигурами их руководителей? Безусловно, роль личности в истории недооценивать не стоит. И Разин, и Пугачев были в известной степени талантливыми людьми, что отразилось и на результатах их бунтарской деятельности.
Все указанные факторы, конечно, имели значение. Но определяющую роль сыграло иное. Массовую народную поддержку и масштабность восстаний обеспечило то, что их руководители позиционировали себя и свои движения как приверженцев и даже носителей правомерной власти. Именно это служило основополагающей идеей, объединившей и сплотившей участников мятежей. Разин на словах не собирался свергать действующего монарха и заявлял, что с ним находится сын государя, царевич Алексей; Пугачев вообще объявил себя законным наследником трона – Петром III. Таким образом подкреплялась правомочность действий восставших в глазах людей, что привлекало в ряды бунтовщиков новых сторонников. Подобно тому, как в Смутное время люди шли не за Гришкой Отрепьевым или тушинским вором, а за царевичем Дмитрием, во время «крестьянских войн» народ, как ему казалось, поддерживал не Разина и Пугачева, а цесаревича Алексея и Петра III – то есть законную власть.
И здесь кроется важнейшая черта, присущая истории России. Во все времена вопрос законности и правомерности власти имел огромное значение для русских. Еще древние новгородцы, призывая Рюрика на княжение, особо отмечали, что "володеть" ими он будет "по праву", то есть имея права на власть. Так проявлялся исторический характер народа, у которого идея государственности является врожденной. В том числе на этом держался в России баланс Земли и Власти. Именно поэтому в начале XXв. неоднозначного отречения последнего русского императора оказалось недостаточно, и потребовалось его убийство. Нарушение преемственности законной власти и лишение народа веры в ее восстановление вызвало к жизни карамазовский принцип «все дозволено», с чего и началось строительство «нового мира»…
#Московская_Русь
#Российская_империя
#философия_истории
"Не много было бъ у него враговъ,
Когда бы не твои, Россія"
В Кенигсберге открыли памятник выдающемуся русскому военному и государственному деятелю Михаилу Николаевичу Муравьёву-Виленскому.
Скульптура является точной копией несохранившегося памятника работы М. А. Чижова, установленного в Вильно в 1898 году.
Как вполне справедливо заметил губернатор Восточной Пруссии Антон Андреевич Алиханов, по инициативе которого был установлен памятник, "память о Муравьеве-Виленском – ответ на современные вызовы".
Благодарим Вас, Антон Андреевич! Без преувеличения, сегодняшнее событие - как глоток свежего воздуха на фоне многого происходящего.
О Михаиле Николаевиче Муравьеве - см. здесь, здесь, здесь.
#персоналии
#Российская_империя
Когда бы не твои, Россія"
В Кенигсберге открыли памятник выдающемуся русскому военному и государственному деятелю Михаилу Николаевичу Муравьёву-Виленскому.
Скульптура является точной копией несохранившегося памятника работы М. А. Чижова, установленного в Вильно в 1898 году.
Как вполне справедливо заметил губернатор Восточной Пруссии Антон Андреевич Алиханов, по инициативе которого был установлен памятник, "память о Муравьеве-Виленском – ответ на современные вызовы".
Благодарим Вас, Антон Андреевич! Без преувеличения, сегодняшнее событие - как глоток свежего воздуха на фоне многого происходящего.
О Михаиле Николаевиче Муравьеве - см. здесь, здесь, здесь.
#персоналии
#Российская_империя
Telegram
Вести. Калининград
Михаил Муравьёв-Виленский теперь в Калининграде! Памятник государственному деятелю Российской империи открыли возле корпуса БФУ на улице Озерова.
➡️В церемонии принял участие губернатор Антон Алиханов, митрополит Балтийский Серафим, сенатор от региона Александр…
➡️В церемонии принял участие губернатор Антон Алиханов, митрополит Балтийский Серафим, сенатор от региона Александр…
Forwarded from Алексей Беспрозванных. Калининград
Сегодня открыли в Калининграде памятник графу, российскому государственному и военному деятелю Михаилу Николаевичу Муравьёву-Виленскому. Монумент расположен в сквере на пересечении улиц генерал-лейтенанта Озерова и Азовской рядом с Инженерно-техническим институтом БФУ имени Канта. Был воссоздан тот памятник, который когда-то стоял в Вильне. Это восстановление исторической памяти и заслуженная дань уважения великому генерал-губернатору – патриоту и государственнику. Михаил Николаевич утверждал русскую власть на русской земле. Действовал решительно и эффективно в непростые исторические периоды для нашей Родины, защищал интересы государства и народа. Биография Муравьёва-Виленского – это пример того, как нужно действовать в сложных обстоятельствах и добиваться результатов. Нужно не забывать про тех героев, имена которых были когда-то вычеркнуты из-за историографических перекосов и откровенно пропагандистского подхода нашей историографии. Нужно помнить о наших корнях, о подвигах и героях, которые составляют славу нашего народа.
Напомню, что за неделю до открытия памятника в БФУ имени Канта прошла международная конференция «М.Н. Муравьёв-Виленский: портрет в контексте эпохи» с участием российских и белорусских ученых.
Благодарю всех инициаторов создания памятника, тех, кто выступил в поддержку его установки и всех, кто стал причастен к реализации этой идеи.
Особая благодарность Евгению Владимировичу Верхолазу, который взял на себя всё финансовое бремя по созданию, доставке и установке монумента.
Автором памятника стал Андрей Следков, с которым мы давно сотрудничаем (автор памятника Александру Невскому и Фёдору Михайловичу Достоевскому в Калининграде).
#добрыерусскиелюди #Муравьёв
Напомню, что за неделю до открытия памятника в БФУ имени Канта прошла международная конференция «М.Н. Муравьёв-Виленский: портрет в контексте эпохи» с участием российских и белорусских ученых.
Благодарю всех инициаторов создания памятника, тех, кто выступил в поддержку его установки и всех, кто стал причастен к реализации этой идеи.
Особая благодарность Евгению Владимировичу Верхолазу, который взял на себя всё финансовое бремя по созданию, доставке и установке монумента.
Автором памятника стал Андрей Следков, с которым мы давно сотрудничаем (автор памятника Александру Невскому и Фёдору Михайловичу Достоевскому в Калининграде).
#добрыерусскиелюди #Муравьёв
Forwarded from Правый Григоров
Из истории военной связи России
В 1716 году русский царь Петр I учредил военно-полевую почту. При командующих армиями и нижестоящих командирах состояли адъютанты, которые доставляли письменные приказы и передавали устные распоряжения, а также следили за их исполнением. Для обеспечения связи на поле боя каждый командир роты имел двух барабанщиков и не менее трех посыльных.
В 1778 году была сформирована первая специальная часть связи — Ямской казачий полк, а в 1796‑м — фельдъегерский корпус.
Кстати, благодаря конным посыльным появилось выражение «Аллюр три креста», иногда употребляющееся и в наши дни и означающее выполнение какого-либо поручения с максимально возможной скоростью. Вручая гонцу запечатанный пакет, командир-отправитель ставил на нем знак, с какой скоростью (аллюром) донесение следует доставить. Один крест (+) на пакете означал, что посыльный мог ехать к месту назначения шагом (5,3 — 6,3 км/ч), два креста (++) означали рысь (12,8 км/ч), три креста (+++) — галоп (17— 25 км/ч).
В 1808 году в России появилась первая линия оптического телеграфа Петербург – Шлиссельбург длиной около 70 км. Принцип действия опять же был очень схож с французским. Новое средство связи развивалось быстро, и уже в 1833 году изумленный французский разведчик сообщал, что российский «император может отдавать приказы своему флоту, не выходя из кабинета. Для этой цели имеется зрительная труба, рупор и небольшой телеграф, приводимый в действие императором собственноручно».
А через несколько лет началось сооружение самой протяженной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург – Варшава. На ней имелось 149 станций (башен) высотой 15 — 17 м, в которых посменно несли дежурство более 1900 связистов. Начиналась эта линия в сохранившейся башенке Зимнего дворца, а заканчивалась в Варшавской (Александровской) цитадели.
В ясный день сообщение из Зимнего дворца оказывалось на столе коменданта Варшавской крепости уже через 22 минуты после отправки!
В 1854 г. военно-инженерное управление России заказало первую станцию военно-походного электрического телеграфа (два телеграфных аппарата Морзе и 16 верст медной проволоки с шестами).
В 1855 г. при обороне Севастополя впервые был применен военный электрический телеграф.
Продолжение
В 1716 году русский царь Петр I учредил военно-полевую почту. При командующих армиями и нижестоящих командирах состояли адъютанты, которые доставляли письменные приказы и передавали устные распоряжения, а также следили за их исполнением. Для обеспечения связи на поле боя каждый командир роты имел двух барабанщиков и не менее трех посыльных.
В 1778 году была сформирована первая специальная часть связи — Ямской казачий полк, а в 1796‑м — фельдъегерский корпус.
Кстати, благодаря конным посыльным появилось выражение «Аллюр три креста», иногда употребляющееся и в наши дни и означающее выполнение какого-либо поручения с максимально возможной скоростью. Вручая гонцу запечатанный пакет, командир-отправитель ставил на нем знак, с какой скоростью (аллюром) донесение следует доставить. Один крест (+) на пакете означал, что посыльный мог ехать к месту назначения шагом (5,3 — 6,3 км/ч), два креста (++) означали рысь (12,8 км/ч), три креста (+++) — галоп (17— 25 км/ч).
В 1808 году в России появилась первая линия оптического телеграфа Петербург – Шлиссельбург длиной около 70 км. Принцип действия опять же был очень схож с французским. Новое средство связи развивалось быстро, и уже в 1833 году изумленный французский разведчик сообщал, что российский «император может отдавать приказы своему флоту, не выходя из кабинета. Для этой цели имеется зрительная труба, рупор и небольшой телеграф, приводимый в действие императором собственноручно».
А через несколько лет началось сооружение самой протяженной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург – Варшава. На ней имелось 149 станций (башен) высотой 15 — 17 м, в которых посменно несли дежурство более 1900 связистов. Начиналась эта линия в сохранившейся башенке Зимнего дворца, а заканчивалась в Варшавской (Александровской) цитадели.
В ясный день сообщение из Зимнего дворца оказывалось на столе коменданта Варшавской крепости уже через 22 минуты после отправки!
В 1854 г. военно-инженерное управление России заказало первую станцию военно-походного электрического телеграфа (два телеграфных аппарата Морзе и 16 верст медной проволоки с шестами).
В 1855 г. при обороне Севастополя впервые был применен военный электрический телеграф.
Продолжение
Forwarded from Севастопольский Историк
21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод – один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.
Долгое время Николаев был центром Черноморского флота, здесь размещался штаб и другие органы управления. В этой связи, конечно, уместно вспомнить мифическую принадлежность Николаева Украине. Это русский город основанный Потемкиным, русский промышленный центр, центр управления ЧФ в 18 и 1й половине 19 веков.
Правда Николаев иногда противопоставляют Севастополю, особенно это стало заметно в украинский период его истории. Но этот позорный период, для всех это очевидно, уже заканчивается. Николаев должен быть освобождён от недоразумения украинского национализма и вернуться в родную гавань, как и Севастополь.
На фото - корпус головного черноморского дредноута "Императрица Мария", 1913 г.
Долгое время Николаев был центром Черноморского флота, здесь размещался штаб и другие органы управления. В этой связи, конечно, уместно вспомнить мифическую принадлежность Николаева Украине. Это русский город основанный Потемкиным, русский промышленный центр, центр управления ЧФ в 18 и 1й половине 19 веков.
Правда Николаев иногда противопоставляют Севастополю, особенно это стало заметно в украинский период его истории. Но этот позорный период, для всех это очевидно, уже заканчивается. Николаев должен быть освобождён от недоразумения украинского национализма и вернуться в родную гавань, как и Севастополь.
На фото - корпус головного черноморского дредноута "Императрица Мария", 1913 г.
"Помню лунный сумракъ, зарево горящѣй деревни и круглый холмъ вдали, ярко озаренный огнями пожаровъ, на которомъ, какъ иглы, появились силуэты германцевъ. Помню противное ощущеніе свиста и щелканья пуль, которыя били по насъ спереди и слѣва...
Я вызвалъ двѣ сотни Волгцевъ и 1-й Линейный казачій полкъ. Черезъ пять минутъ появились темныя фигуры казаковъ. Они на рыси снимали папахи, крестились, скидывали изъ-за спины винтовки, готовясь соскочить для пѣшаго боя.
— Одѣть винтовки! — крикнулъ я. — Атака въ конномъ строю. И сѣлъ на лошадь.
Ко мнѣ подъѣхалъ командиръ сотни.
— Кого атаковать? — спросилъ онъ.
— Строй лаву, — скомандовалъ я, — 2-я сотня въ первую линію, 6-я за нею на триста шаговъ. Направленіе на круглый холмъ…
Сотня поскакала, выстраивая лаву. Замелькали казаки съ развѣвающимися за плечами башлыками, показалось нѣсколько человѣкъ съ косами на плечахъ, какъ грозныя эмблемы смерти (они косили лошадямъ траву), и исчезли въ сумракѣ ночи. За 2-й сотнѣй стала разворачиваться и 6-я.
Я поѣхалъ за ними. Вспыхивали впереди огоньки ружейныхъ выстрѣловъ...
Короткій, страшный гикъ, трескотня ружей и томительная тишина. Гдѣ-то неподалеку сдержанные стоны…
Я проѣхалъ еще впередъ и понялъ, что побѣда наша."
Илл.: Атака казаков в Восточной Пруссии, 1-я Мировая война.
#Российская_империя
#военная_история
#казачество
#искусство
Я вызвалъ двѣ сотни Волгцевъ и 1-й Линейный казачій полкъ. Черезъ пять минутъ появились темныя фигуры казаковъ. Они на рыси снимали папахи, крестились, скидывали изъ-за спины винтовки, готовясь соскочить для пѣшаго боя.
— Одѣть винтовки! — крикнулъ я. — Атака въ конномъ строю. И сѣлъ на лошадь.
Ко мнѣ подъѣхалъ командиръ сотни.
— Кого атаковать? — спросилъ онъ.
— Строй лаву, — скомандовалъ я, — 2-я сотня въ первую линію, 6-я за нею на триста шаговъ. Направленіе на круглый холмъ…
Сотня поскакала, выстраивая лаву. Замелькали казаки съ развѣвающимися за плечами башлыками, показалось нѣсколько человѣкъ съ косами на плечахъ, какъ грозныя эмблемы смерти (они косили лошадямъ траву), и исчезли въ сумракѣ ночи. За 2-й сотнѣй стала разворачиваться и 6-я.
Я поѣхалъ за ними. Вспыхивали впереди огоньки ружейныхъ выстрѣловъ...
Короткій, страшный гикъ, трескотня ружей и томительная тишина. Гдѣ-то неподалеку сдержанные стоны…
Я проѣхалъ еще впередъ и понялъ, что побѣда наша."
Илл.: Атака казаков в Восточной Пруссии, 1-я Мировая война.
#Российская_империя
#военная_история
#казачество
#искусство
Что тут сказать?
Лев Гумилев явно был бы весьма доволен, а его евразийские адепты наверняка счастливы.
Мы же пожинаем плоды строительства "империи" в извращенном понимании. Империи наоборот.
Здесь каждый народ имеет право славить своих героев... Даже если эти "герои" были врагами государства Российского.
Уникальный случай в истории. Беспрецедентный эксперимент над тысячелетним государством, продолжающийся более века.
Лев Гумилев явно был бы весьма доволен, а его евразийские адепты наверняка счастливы.
Мы же пожинаем плоды строительства "империи" в извращенном понимании. Империи наоборот.
Здесь каждый народ имеет право славить своих героев... Даже если эти "герои" были врагами государства Российского.
Уникальный случай в истории. Беспрецедентный эксперимент над тысячелетним государством, продолжающийся более века.
"Среди голой степи, на небольшомъ возвышеніи изъ галечника и земли стоитъ «престолъ», на немъ ведро - вѣроятно со святой водой, и еще какіе-то атрибуты. Идетъ богослуженіе на закладкѣ города и церкви. ... Вокругъ толпа жителей Бѣлоцарска. Ихъ около ста человѣкъ. Среди нихъ можно узнать техника-строителя Михайлова, топографовъ братьевъ Рогалинскихъ, землеустроителя М. Я. Крючкова и другихъ.
Въ толпѣ чиновниковъ видна высокая фигура извѣстнаго ученаго Г. Е. Груммъ-Гржимайло, автора большого труда «Западная Монголія и Урянхайскій край». Рядомъ съ нимъ грузная фигура петербургскаго чиновника Переселенческаго управленія С. Р. Минцлова. Позади всѣхъ, нѣсколько въ сторонѣ стоитъ Н. М. Чернѣвичъ."
(из воспоминаний В. П. Ермолаева).
В 1914 году русскими колонизаторами был основан город Белоцарск, ставший столицей Урянхайского края, вошедшего под протекторат Российской империи.
"Въ центре Урянхайскаго края, при сліяніи двухъ Енисеевъ, Большого и Малаго, на большой возвышенной равнинѣ, запроектированъ мною административный центръ края будущій городъ «Бѣлоцарскъ». Названіе это дано въ честь Державнаго Вождя русскаго народа, извѣстнаго урянхамъ подъ именемъ «Цаганъ-Ханъ», что означаетъ въ переводѣ Бѣлый царь..."
(Заведующий устройством русского населения в Урянхайском крае, основатель Белоцарска Владимир Константинович Габаев).
К началу 1917 г. в городе было уже 740 человек населения, казачья сотня, 22 казённые постройки и 92 частных дома, церковь, таможня, почтовая контора, школа, больница, казённый склад, 4 частных лавки, казённый кожевенный завод и частная лесопилка.
Ныне Бѣлоцарскъ именуетя "Кызылом" и является столицей Тувы.
Илл.: освящение места строительства города Белоцарска, 1914 год.
#Российская_империя
#города_и_веси
#колонизация
Въ толпѣ чиновниковъ видна высокая фигура извѣстнаго ученаго Г. Е. Груммъ-Гржимайло, автора большого труда «Западная Монголія и Урянхайскій край». Рядомъ съ нимъ грузная фигура петербургскаго чиновника Переселенческаго управленія С. Р. Минцлова. Позади всѣхъ, нѣсколько въ сторонѣ стоитъ Н. М. Чернѣвичъ."
(из воспоминаний В. П. Ермолаева).
В 1914 году русскими колонизаторами был основан город Белоцарск, ставший столицей Урянхайского края, вошедшего под протекторат Российской империи.
"Въ центре Урянхайскаго края, при сліяніи двухъ Енисеевъ, Большого и Малаго, на большой возвышенной равнинѣ, запроектированъ мною административный центръ края будущій городъ «Бѣлоцарскъ». Названіе это дано въ честь Державнаго Вождя русскаго народа, извѣстнаго урянхамъ подъ именемъ «Цаганъ-Ханъ», что означаетъ въ переводѣ Бѣлый царь..."
(Заведующий устройством русского населения в Урянхайском крае, основатель Белоцарска Владимир Константинович Габаев).
К началу 1917 г. в городе было уже 740 человек населения, казачья сотня, 22 казённые постройки и 92 частных дома, церковь, таможня, почтовая контора, школа, больница, казённый склад, 4 частных лавки, казённый кожевенный завод и частная лесопилка.
Ныне Бѣлоцарскъ именуетя "Кызылом" и является столицей Тувы.
Илл.: освящение места строительства города Белоцарска, 1914 год.
#Российская_империя
#города_и_веси
#колонизация
Сварщики за работой въ цехѣ чугунолитейнаго и машиностроительнаго завода Людвигъ Нобель. 1916 годъ.
Свѣтопись К. Булла.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Свѣтопись К. Булла.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Ко дню подразделений специального назначения России:
Статья О. Хорошиловой "Как воевал Отряд Особой важности атамана Пунина"
Материал нашего канала "Имперские штурмовики"
С праздником всех причастных!
#военная_история
Статья О. Хорошиловой "Как воевал Отряд Особой важности атамана Пунина"
Материал нашего канала "Имперские штурмовики"
С праздником всех причастных!
#военная_история