"Страшное ребро, отважно оторванное руками россіянъ изъ гребня горъ гранитной Финляндіи, въ урочищѣ Пютерлаксъ, исполински перенесено на раменахъ Россіи, и 30 августа 1832 года поставлено для удивленія міра на площади передъ дворцомъ россійскихъ императоровъ". (Бутовскій И. Г. Объ открытіи памятника императору Александру Первому. СПб., 1834).
На иллюстраціяхъ - возведеніе Александровской колонны, 1829-1834 годы.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
На иллюстраціяхъ - возведеніе Александровской колонны, 1829-1834 годы.
Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Славяне и зороастрийский дуализм
"Славяне и иранцы почти что полностью упразднили индо-европейское наименование обожествляемого неба (dieus). И те и другие 1) стали называть небо именем облака (слав. «небо»), 2) превратили производное слово «небесный» (deiwos), использовавшееся индо-европейцами для обозначения богов, в слово, обозначающее «враждебных демонических существ» (ср. слово «див», засвидетельствованное в демонологии различных славянских народов, и его женские соответствия «дива», «дивожена»), 3) придали общее значение бога термину, который первоначально обозначал благо и его подателя («бог»). Таким образом, славяне приняли участие в развитии иранцами выраженного дуализма."
(Роман Якобсон. Статья «Slavic mythology» в Funk and Wagnalls Standard Dictionary of Folklore, Mythology and Legend. Vol. II. N.Y., 1950. P. 1025-1026).
"То, что заимствованными у славян оказываются парные названия дуалистически противопоставленных названий основных полюсов мироздания, позволяет думать, что у славян следы давнего индоевропейского дуализма оживились благодаря последующим иранским воздействиям, шедшим в том же направлении. Как и по отношению к языку, особенно глубокое влияние в сфере религии оказалось возможным именно из-за изначального родства взаимодействовавших традиций. … Славянские языки, во всяком случае в отношении таких семантических полей словаря, как религиозное, можно признать иранизированными. … Именно потому, что славяне уже были знакомы с достаточно развитой религиозно-философской системой и ее терминологией, усвоение новых христианских смыслов не оказалось трудным."
(Славяно-арийские (= индоиранские) лексические контакты // Вяч. Вс. Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков. Том 2. М., 2008. С. 544-549)
"Как отмечалось многими исследователями и как можно видеть из нашего обзора славяно-иранских схождений, значительная часть этих схождений принадлежит к мифологической и религиозно-этической сфере. Есть все основания считать, что этот факт отражает существование в прошлом определённой религиозно-мифологической и культурной общности между иранцами и славянами, что хорошо согласуется с данными истории культуры и археологии. При этом общее направление влияния было от иранцев к славянам. Близость религиозной модели и религиозной терминологии у славян и иранцев объясняется, по-видимому, как сохранением и.-е. наследия, так и одинаковым развитием. Славяно-иранская близость тем более показательна, что вообще и.-е. языки в религиозном словаре в основном расходятся. У славян и иранцев произошли следующие общие изменения древней религиозной терминологии: 1) и.-е. название (обожествляемого) неба было заменено названием облака (слав. nebo); 2) слово deiwos «небесный», значившее у индоевропейцев «бог», приобрело значение «демон»; 3) в значении «бог» стало употребляться слово «богатство, податель богатства» (слав. bogъ). Славяне участвовали, таким образом, в иранской эволюции к дуализму."
(А.А. Зализняк. Проблемы славяно-иранских языковых отношений древнейшего периода // Вопросы славянского языкознания. М., 1962. Вып. 6. С. 41-42)
Цит. по: С. Петров. Арии: первые у Бога. Зороастрийское происхождение «авраамических» религий. М., 2023.
#религия
"Славяне и иранцы почти что полностью упразднили индо-европейское наименование обожествляемого неба (dieus). И те и другие 1) стали называть небо именем облака (слав. «небо»), 2) превратили производное слово «небесный» (deiwos), использовавшееся индо-европейцами для обозначения богов, в слово, обозначающее «враждебных демонических существ» (ср. слово «див», засвидетельствованное в демонологии различных славянских народов, и его женские соответствия «дива», «дивожена»), 3) придали общее значение бога термину, который первоначально обозначал благо и его подателя («бог»). Таким образом, славяне приняли участие в развитии иранцами выраженного дуализма."
(Роман Якобсон. Статья «Slavic mythology» в Funk and Wagnalls Standard Dictionary of Folklore, Mythology and Legend. Vol. II. N.Y., 1950. P. 1025-1026).
"То, что заимствованными у славян оказываются парные названия дуалистически противопоставленных названий основных полюсов мироздания, позволяет думать, что у славян следы давнего индоевропейского дуализма оживились благодаря последующим иранским воздействиям, шедшим в том же направлении. Как и по отношению к языку, особенно глубокое влияние в сфере религии оказалось возможным именно из-за изначального родства взаимодействовавших традиций. … Славянские языки, во всяком случае в отношении таких семантических полей словаря, как религиозное, можно признать иранизированными. … Именно потому, что славяне уже были знакомы с достаточно развитой религиозно-философской системой и ее терминологией, усвоение новых христианских смыслов не оказалось трудным."
(Славяно-арийские (= индоиранские) лексические контакты // Вяч. Вс. Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков. Том 2. М., 2008. С. 544-549)
"Как отмечалось многими исследователями и как можно видеть из нашего обзора славяно-иранских схождений, значительная часть этих схождений принадлежит к мифологической и религиозно-этической сфере. Есть все основания считать, что этот факт отражает существование в прошлом определённой религиозно-мифологической и культурной общности между иранцами и славянами, что хорошо согласуется с данными истории культуры и археологии. При этом общее направление влияния было от иранцев к славянам. Близость религиозной модели и религиозной терминологии у славян и иранцев объясняется, по-видимому, как сохранением и.-е. наследия, так и одинаковым развитием. Славяно-иранская близость тем более показательна, что вообще и.-е. языки в религиозном словаре в основном расходятся. У славян и иранцев произошли следующие общие изменения древней религиозной терминологии: 1) и.-е. название (обожествляемого) неба было заменено названием облака (слав. nebo); 2) слово deiwos «небесный», значившее у индоевропейцев «бог», приобрело значение «демон»; 3) в значении «бог» стало употребляться слово «богатство, податель богатства» (слав. bogъ). Славяне участвовали, таким образом, в иранской эволюции к дуализму."
(А.А. Зализняк. Проблемы славяно-иранских языковых отношений древнейшего периода // Вопросы славянского языкознания. М., 1962. Вып. 6. С. 41-42)
Цит. по: С. Петров. Арии: первые у Бога. Зороастрийское происхождение «авраамических» религий. М., 2023.
#религия
Ко дню оружейника - тематические материалы канала "О древней и новой Россiи" и коллег:
Русский меч
Копье II-III века из окрестностей Рюгена и... знаки Рюриковичей?
Русский боевой топор X-XI века с символами Рюриковичей
Меч коваля Людоты
Русский меч середины Х века
Первое применение русским войском "огненной стрельбы"
Ракетное оружие системы К.И. Константинова
Королева поля боя. История русской трехдюймовки
О знаменитой "Мосинке"
С праздником всех причастных!
#наука_и_техника
#оружие
Русский меч
Копье II-III века из окрестностей Рюгена и... знаки Рюриковичей?
Русский боевой топор X-XI века с символами Рюриковичей
Меч коваля Людоты
Русский меч середины Х века
Первое применение русским войском "огненной стрельбы"
Ракетное оружие системы К.И. Константинова
Королева поля боя. История русской трехдюймовки
О знаменитой "Мосинке"
С праздником всех причастных!
#наука_и_техника
#оружие
Оцифрованная революция
Любопытнейшее интервью с д.и.н., проф. Б.Н. Мироновым.
Несколько цитат:
"Во всех учебниках упоминается, что крестьяне имели долги по налогам, так называемые недоимки. Их суммы непрерывно росли, из чего делался однозначный вывод: люди нищают. В действительности, было ровно наоборот: крестьяне, как правило, могли погасить задолженности, но не делали этого сознательно.
...
До середины девятнадцатого столетия русские рабочие жили лучше западных. И реальную зарплату получали выше. У иностранцев, которые приезжали тогда в Россию, глаза на лоб лезли: как так?
...
- Можно ли в итоге сказать, что обе революции 1917 года случились не благодаря, а вопреки? И если да, кого за это надо "благодарить"?
- Не было такого, чтобы "низы не хотели, а верхи не могли", качество жизни не снижалось, наоборот, на протяжении всего времени, начиная с отмены крепостного права, наблюдался рост, царское правительство проводило реформы, способствовавшие развитию экономики, культуры, повышению уровня жизни и совершенствованию политической системы.
...
Государство не являлось тормозом для развития, наоборот - оно способствовало ему, было лидером модернизации. Словом, традиционная концепция о причинах революции в данном случае не работает, она ничего не объясняет.
...
- Тогда почему грянула буря?
- Главным образом, это результат борьбы за власть между разными группами элит. Наиболее активная часть интеллигенции была уверена, что вполне созрела для большего участия в госуправлении и может гораздо успешнее руководить обществом, чем монархия. В борьбе за власть использовались все средства, в том числе и террор, и пиар. Блестящая PR-активность противников монархии, а после февраля 1917-го - Временного правительства стала важнейшим фактором революции. С помощью четкого и продуманного общения с властями, поддержания связей с различными социальными группами и умелой манипуляции общественным мнением оппозиция создала ощущение экономического и политического кризиса в стране, подготовив почву для революции, завоевания сердец и умов людей, чтобы в решающий момент вывести народ на улицы, воспользовавшись недовольством, вызванным Первой мировой.
Хочу оспорить еще один тезис: якобы война послужила главной причиной революции в России. Полная ерунда! Конечно, в народе накопилась усталость, но главные проблемы начались именно после февральского переворота. Либерально-демократическая оппозиция, которая заварила кашу, оказалась не готова к тому, чтобы проводить адекватную обстоятельствам политику и нести ответственность за страну. Милюков, Керенский и прочие господа обвиняли в трусости и слабости Николая, но сами, придя к власти, повели себя еще хуже. Временное правительство решило во время войны проводить демократические преобразования, привлекая широкие "общественные силы" для решения государственных задач. Однако вследствие поспешных преобразований всех царских учреждений и многочисленных кадровых перестановок была парализована или затруднена работа государственных и частных служб, промышленных предприятий, транспорта, судов и органов охраны правопорядка. Наступил тотальный институциональный кризис. В результате за восемь месяцев был нанесен сокрушительный удар по экономике, уровню жизни, эффективности управления; началась анархия, развалилась армия, выросла преступность. Тяжелейшая ситуация, сложившаяся в стране, привела к новому взрыву революционных страстей и породила октябрьское восстание - слишком уж очевидным оказалось несоответствие между действительностью и ожиданиями от свержения монархии.
Большевики умело воспользовались моментом. В отличие от кадетов и прочих слюнтяев они сумели не только захватить, но и удержать власть, которая валялась под ногами. Это повлекло за собой позорный выход из Первой мировой и спровоцировало гражданскую войну."
#Российская_империя
#революции
Любопытнейшее интервью с д.и.н., проф. Б.Н. Мироновым.
Несколько цитат:
"Во всех учебниках упоминается, что крестьяне имели долги по налогам, так называемые недоимки. Их суммы непрерывно росли, из чего делался однозначный вывод: люди нищают. В действительности, было ровно наоборот: крестьяне, как правило, могли погасить задолженности, но не делали этого сознательно.
...
До середины девятнадцатого столетия русские рабочие жили лучше западных. И реальную зарплату получали выше. У иностранцев, которые приезжали тогда в Россию, глаза на лоб лезли: как так?
...
- Можно ли в итоге сказать, что обе революции 1917 года случились не благодаря, а вопреки? И если да, кого за это надо "благодарить"?
- Не было такого, чтобы "низы не хотели, а верхи не могли", качество жизни не снижалось, наоборот, на протяжении всего времени, начиная с отмены крепостного права, наблюдался рост, царское правительство проводило реформы, способствовавшие развитию экономики, культуры, повышению уровня жизни и совершенствованию политической системы.
...
Государство не являлось тормозом для развития, наоборот - оно способствовало ему, было лидером модернизации. Словом, традиционная концепция о причинах революции в данном случае не работает, она ничего не объясняет.
...
- Тогда почему грянула буря?
- Главным образом, это результат борьбы за власть между разными группами элит. Наиболее активная часть интеллигенции была уверена, что вполне созрела для большего участия в госуправлении и может гораздо успешнее руководить обществом, чем монархия. В борьбе за власть использовались все средства, в том числе и террор, и пиар. Блестящая PR-активность противников монархии, а после февраля 1917-го - Временного правительства стала важнейшим фактором революции. С помощью четкого и продуманного общения с властями, поддержания связей с различными социальными группами и умелой манипуляции общественным мнением оппозиция создала ощущение экономического и политического кризиса в стране, подготовив почву для революции, завоевания сердец и умов людей, чтобы в решающий момент вывести народ на улицы, воспользовавшись недовольством, вызванным Первой мировой.
Хочу оспорить еще один тезис: якобы война послужила главной причиной революции в России. Полная ерунда! Конечно, в народе накопилась усталость, но главные проблемы начались именно после февральского переворота. Либерально-демократическая оппозиция, которая заварила кашу, оказалась не готова к тому, чтобы проводить адекватную обстоятельствам политику и нести ответственность за страну. Милюков, Керенский и прочие господа обвиняли в трусости и слабости Николая, но сами, придя к власти, повели себя еще хуже. Временное правительство решило во время войны проводить демократические преобразования, привлекая широкие "общественные силы" для решения государственных задач. Однако вследствие поспешных преобразований всех царских учреждений и многочисленных кадровых перестановок была парализована или затруднена работа государственных и частных служб, промышленных предприятий, транспорта, судов и органов охраны правопорядка. Наступил тотальный институциональный кризис. В результате за восемь месяцев был нанесен сокрушительный удар по экономике, уровню жизни, эффективности управления; началась анархия, развалилась армия, выросла преступность. Тяжелейшая ситуация, сложившаяся в стране, привела к новому взрыву революционных страстей и породила октябрьское восстание - слишком уж очевидным оказалось несоответствие между действительностью и ожиданиями от свержения монархии.
Большевики умело воспользовались моментом. В отличие от кадетов и прочих слюнтяев они сумели не только захватить, но и удержать власть, которая валялась под ногами. Это повлекло за собой позорный выход из Первой мировой и спровоцировало гражданскую войну."
#Российская_империя
#революции
Кортик был введен на русском флоте как штатное оружие моряков еще Петром I. А в 1803 г. кортик был утвержден как обязательная часть униформы для офицеров флота и гардемаринов.
#армия_и_флот
#оружие
#армия_и_флот
#оружие
"Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве"
643 года назад...
"Уже бо тѣ соколи и кречати, бѣлозерскыя ястреби, за Дон борзо перелѣтѣли и ударилися на многие стада на гусиные и на лѣбѣдиные. То ти быша ни соколи ни кречети, то ти наехали руские князи на силу татарскую. И удариша копия харалужныя о доспѣхи татарские, возгрѣмѣли мечи булатные о шеломы хиновские на полѣ Куликове на рѣчке Непрядвѣ.
Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насѣяша, а кровью ихъ земля пролита бысть. А силныи полки ступишася вмѣсто и протопташа холми и луги, и возмутишася рѣки и потоки и озера. Кликнуло Диво в Руской земли, велит послушати грозъным землям. Шибла слава к Желѣзным Вратам, и къ Караначи, к Риму, и к Кафе по морю, и к Торнаву; и оттолѣ ко Царюграду на похвалу руским князем: Русь великая одолѣша рать татарскую на полѣ Куликове на речьке Непрядвѣ." ("Задонщина").
Минуло полтора века борьбы Руси с ордынским владычеством, победой завершилось важнейшее сражение на Воже , впереди были противостояние под Алексиным, Стояние на реке Угре и окончательное избавление от монголо-татарского ига, оказавшего катастрофическое влияние на историю России... Но, безусловно, ярчайшим символом освобождения Руси от Орды является Куликовская битва.
Проект "О древней и новой России" поздравляет всех с Днем Победы!
В качестве подарка - статья д.ф.н., проф. С. Н. Азбелева "Православная церковь и сражение на Куликовом поле".
Наши материалы о Куликовской битве:
Какого числа годовщина Куликовской битвы?
С. М. Соловьев о всемирно-историческом значении битвы
О потерях русского войска
#Древняя_Русь
#военная_история
#иго
643 года назад...
"Уже бо тѣ соколи и кречати, бѣлозерскыя ястреби, за Дон борзо перелѣтѣли и ударилися на многие стада на гусиные и на лѣбѣдиные. То ти быша ни соколи ни кречети, то ти наехали руские князи на силу татарскую. И удариша копия харалужныя о доспѣхи татарские, возгрѣмѣли мечи булатные о шеломы хиновские на полѣ Куликове на рѣчке Непрядвѣ.
Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насѣяша, а кровью ихъ земля пролита бысть. А силныи полки ступишася вмѣсто и протопташа холми и луги, и возмутишася рѣки и потоки и озера. Кликнуло Диво в Руской земли, велит послушати грозъным землям. Шибла слава к Желѣзным Вратам, и къ Караначи, к Риму, и к Кафе по морю, и к Торнаву; и оттолѣ ко Царюграду на похвалу руским князем: Русь великая одолѣша рать татарскую на полѣ Куликове на речьке Непрядвѣ." ("Задонщина").
Минуло полтора века борьбы Руси с ордынским владычеством, победой завершилось важнейшее сражение на Воже , впереди были противостояние под Алексиным, Стояние на реке Угре и окончательное избавление от монголо-татарского ига, оказавшего катастрофическое влияние на историю России... Но, безусловно, ярчайшим символом освобождения Руси от Орды является Куликовская битва.
Проект "О древней и новой России" поздравляет всех с Днем Победы!
В качестве подарка - статья д.ф.н., проф. С. Н. Азбелева "Православная церковь и сражение на Куликовом поле".
Наши материалы о Куликовской битве:
Какого числа годовщина Куликовской битвы?
С. М. Соловьев о всемирно-историческом значении битвы
О потерях русского войска
#Древняя_Русь
#военная_история
#иго
День зарождения российской государственности
Сегодня отмечается памятная дата, символизирующая, прежде всего, неразрывность и преемственность тысячелетней русской истории и российской государственности.
Согласно "Повести временных лет", 1160 лет назад "Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля."
Призвание Рюрика со "всей варяжской русью" - безусловно, один из самых важных эпизодов отечественной истории. Однако, за два года до этого состоялся успешный поход руси на Константинополь, в результате которого был заключен договор "о мире и любви" Руси с Византийской Империей, существенно вырос международный авторитет Руси, получившей дипломатическое признание, "значительность и блистательную высоту" (по словам константинопольского патриарха Фотия). Без преувеличения, именно 860 год можно назвать датой исторического возникновения российской государственности. Недаром летопись говорит, что с описываемых событий "нача ся прозывати Руская земля".
При этом истинного величия и высочайшего имперского статуса Россия смогла добиться, в том числе, благодаря еще одному фундаментальному событию отечественной истории - принятию христианства...
На самом деле, не так важно, от какого именно года вести отсчет российской государственности - от 860-го, 862-го или 988-го. Все они были определяющими для русской истории. Самое главное, мы можем уверенно утверждать: Россия - государство с тысячелетней славной и неразрывной историей.
С праздником!
Подборку тематических материалов канала "О древней и новой Россiи" читайте по хэштегам:
#Начало_Руси
#варяжский_вопрос
#Древняя_Русь
#Русы
Сегодня отмечается памятная дата, символизирующая, прежде всего, неразрывность и преемственность тысячелетней русской истории и российской государственности.
Согласно "Повести временных лет", 1160 лет назад "Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля."
Призвание Рюрика со "всей варяжской русью" - безусловно, один из самых важных эпизодов отечественной истории. Однако, за два года до этого состоялся успешный поход руси на Константинополь, в результате которого был заключен договор "о мире и любви" Руси с Византийской Империей, существенно вырос международный авторитет Руси, получившей дипломатическое признание, "значительность и блистательную высоту" (по словам константинопольского патриарха Фотия). Без преувеличения, именно 860 год можно назвать датой исторического возникновения российской государственности. Недаром летопись говорит, что с описываемых событий "нача ся прозывати Руская земля".
При этом истинного величия и высочайшего имперского статуса Россия смогла добиться, в том числе, благодаря еще одному фундаментальному событию отечественной истории - принятию христианства...
На самом деле, не так важно, от какого именно года вести отсчет российской государственности - от 860-го, 862-го или 988-го. Все они были определяющими для русской истории. Самое главное, мы можем уверенно утверждать: Россия - государство с тысячелетней славной и неразрывной историей.
С праздником!
Подборку тематических материалов канала "О древней и новой Россiи" читайте по хэштегам:
#Начало_Руси
#варяжский_вопрос
#Древняя_Русь
#Русы
Из воспоминаний русского офицера, командира казачьего полка, дислоцировавшегося в Семиреченской области Российской империи на границе с Китаем (1910-е гг.):
"Для моей жены доступнѣе стало ея любимое и единственное здѣсь развлеченіе — верховая ѣзда. Мы ѣздили въ перерывъ занятій въ полку и канцеляріи, обычно отъ 4-хъ до 6-ти часовъ вечера. Ѣздили одни, безъ вѣстовыхъ, съ собакой. Мы уѣзжали далеко въ пустыню и намъ никогда и въ голову не приходило, что что-нибудь можетъ съ нами случиться — тогда была Россійская Имперія и какою незыблемо прочной казалась она намъ."
Вдвоем с женой они совершали конные прогулки на дальней окраине России, в дикой полупустынной местности, населенной не вполне дружественными племенами, но ничего не опасались: ведь они находились на землях Империи и были ее подданными.
#Российская_империя
#быт
"Для моей жены доступнѣе стало ея любимое и единственное здѣсь развлеченіе — верховая ѣзда. Мы ѣздили въ перерывъ занятій въ полку и канцеляріи, обычно отъ 4-хъ до 6-ти часовъ вечера. Ѣздили одни, безъ вѣстовыхъ, съ собакой. Мы уѣзжали далеко въ пустыню и намъ никогда и въ голову не приходило, что что-нибудь можетъ съ нами случиться — тогда была Россійская Имперія и какою незыблемо прочной казалась она намъ."
Вдвоем с женой они совершали конные прогулки на дальней окраине России, в дикой полупустынной местности, населенной не вполне дружественными племенами, но ничего не опасались: ведь они находились на землях Империи и были ее подданными.
#Российская_империя
#быт
Forwarded from Хроники заката цивилизации
У нас в России еще с советских времен идут дурная традиция, изучать историю по литературным произведениям. Хотя, как известно писатель человек вольный - захочет соврать - соврет. А уж для вящей красоты картины, соврет обязательно.
Вот скажем известное стихотворение "народного поэта" Некрасова:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
Написано оно в 1848 году. Но самое интересное, что в 1848 году Некрасов мог простоять на Сенной площади хоть целый месяц, дожидаясь когда там наконец начнут бить кнутом крестьянку молодую и не дождался бы этого. Да и крестьянина не дождался бы, хоть молодого, хоть в летах. Не дождался бы рабочего Адмиралтейства, или торговца скобяной лавки, независимо от их возраста.
Потому что в 1848 году в Российской империи наказания кнутом были давно отменены. То есть, в отношении Некрасова, можно сказать лишь словами Булгакова, "Поздравляю вас, господин соврамши!"
Но даже если уйти в прошлое, когда такое наказание имело место, за какие же преступления могло быть оно наложено? Может быть так наказывали невинных крестьян проклятые царские сатрапы из своей природной кровожадности?
Все очень просто:
за государственную измену
за совращение православного в секту
за убиение рожденного ею младенца
за умышленное убийство
за разбой в составе преступной группы
То есть, если предположить, что Некрасов, вдруг впал в летаргический сон, внезапно проснулся в 1848 году и написал эти строки, то описываемая им "родная сестра музы" оказывается преступницей самого низкого свойства.
Вот скажем известное стихотворение "народного поэта" Некрасова:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
Написано оно в 1848 году. Но самое интересное, что в 1848 году Некрасов мог простоять на Сенной площади хоть целый месяц, дожидаясь когда там наконец начнут бить кнутом крестьянку молодую и не дождался бы этого. Да и крестьянина не дождался бы, хоть молодого, хоть в летах. Не дождался бы рабочего Адмиралтейства, или торговца скобяной лавки, независимо от их возраста.
Потому что в 1848 году в Российской империи наказания кнутом были давно отменены. То есть, в отношении Некрасова, можно сказать лишь словами Булгакова, "Поздравляю вас, господин соврамши!"
Но даже если уйти в прошлое, когда такое наказание имело место, за какие же преступления могло быть оно наложено? Может быть так наказывали невинных крестьян проклятые царские сатрапы из своей природной кровожадности?
Все очень просто:
за государственную измену
за совращение православного в секту
за убиение рожденного ею младенца
за умышленное убийство
за разбой в составе преступной группы
То есть, если предположить, что Некрасов, вдруг впал в летаргический сон, внезапно проснулся в 1848 году и написал эти строки, то описываемая им "родная сестра музы" оказывается преступницей самого низкого свойства.
Forwarded from Андрей Медведев
Немного о том, как в былые времена приносили извинения. В частности, за убийство князя Цицианова.
"...Всю ночь, рискуя жизнью, Булгаков ездил верхом по улицам города, объявляя населению, что он сын русского генерала, командующего войсками, и прислан затем, чтобы успокоить народ и объявить ему прощение. Бакинцы, однако, не верили, и утро 2 октября застало большинство населения уже за чертой города.
Отряд между тем подошел к Баку. Генерал Булгаков был встречен за несколько верст от городской стены одним из самых влиятельных людей города, уже знакомым ему Казем-беком, с шестнадцатью эфенди и старшинами, а вслед за ними вышло армянское духовенство с крестами и хоругвями.
Поднося городское знамя и ключи цитадели, Казем-бек еще раз просил о пощаде народа. В то время как Булгаков принимал депутацию, бакинцы, преклонив знамена и головы, с азиатским фатализмом ожидали решения своей участи, но скоро опасения их рассеялись.
Майор Тарасов от имени главнокомандующего объявил им помилование, и затем присутствующие были приведены к присяге на верность русскому царю.
В то же время генерал-майоры Дехтярев и граф Гудович (сын главнокомандующего) ездили по деревням и приводили к присяге сельских жителей.
Таким образом 3 сентября 1806 года город Баку, предмет стремлений Цицианова, был наконец занят русскими войсками, и на следующий день в восемь часов утра был поднят русский флаг на стенах цитадели. Тело князя Цицианова, зарытое у крепостных ворот, немедленно с почестями было перенесено в новую могилу, приготовленную в армянском храме, а его убийца нукер Амир-Амза, захваченный в Баку, был предан полевому суду, прогнан сквозь строй и сослан в Сибирь".
Василий Потто "Кавказская война".
https://yangx.top/rybar/52188
"...Всю ночь, рискуя жизнью, Булгаков ездил верхом по улицам города, объявляя населению, что он сын русского генерала, командующего войсками, и прислан затем, чтобы успокоить народ и объявить ему прощение. Бакинцы, однако, не верили, и утро 2 октября застало большинство населения уже за чертой города.
Отряд между тем подошел к Баку. Генерал Булгаков был встречен за несколько верст от городской стены одним из самых влиятельных людей города, уже знакомым ему Казем-беком, с шестнадцатью эфенди и старшинами, а вслед за ними вышло армянское духовенство с крестами и хоругвями.
Поднося городское знамя и ключи цитадели, Казем-бек еще раз просил о пощаде народа. В то время как Булгаков принимал депутацию, бакинцы, преклонив знамена и головы, с азиатским фатализмом ожидали решения своей участи, но скоро опасения их рассеялись.
Майор Тарасов от имени главнокомандующего объявил им помилование, и затем присутствующие были приведены к присяге на верность русскому царю.
В то же время генерал-майоры Дехтярев и граф Гудович (сын главнокомандующего) ездили по деревням и приводили к присяге сельских жителей.
Таким образом 3 сентября 1806 года город Баку, предмет стремлений Цицианова, был наконец занят русскими войсками, и на следующий день в восемь часов утра был поднят русский флаг на стенах цитадели. Тело князя Цицианова, зарытое у крепостных ворот, немедленно с почестями было перенесено в новую могилу, приготовленную в армянском храме, а его убийца нукер Амир-Амза, захваченный в Баку, был предан полевому суду, прогнан сквозь строй и сослан в Сибирь".
Василий Потто "Кавказская война".
https://yangx.top/rybar/52188
Telegram
Рыбарь
🇦🇿🇦🇲🇷🇺 Среди погибших в расстрелянном азербайджанцами автомобиле также был один военнослужащий срочной службы. Еще один срочник получил ранение.
Абсолютно верно задают вопрос коллеги — а кто будет отвечать за гибель бойцов? Почему опять возникла ситуация…
Абсолютно верно задают вопрос коллеги — а кто будет отвечать за гибель бойцов? Почему опять возникла ситуация…
Forwarded from Сергей Цветков. Истории от историка (TelepostBot)
Почти безбашенный магистр
Николай Северцев, известнейший русский зоолог (на 25 этаже высотки МГУ, в Музее землеведения, установлен его бюст), основоположник отечественной зоогеографии и экологии.
С началом русского проникновения в Среднюю Азию ученый немедленно отправился исследовать тамошнюю фауну. Идущие в регионе боевые действия его мало беспокоили. Почти год он мирно изучал животных низовьев Сыр-Дарьи, но потом все-таки нарвался на неприятности, когда однажды, во время охоты, они вместе с препаратором Гурьяновым напоролись на вооруженный отряд кокандцев.
Вот как описывает дальнейшие события сам Северцев:
«Он (Гурьянов) скакал сперва рядом со мной, но нас разлучили первые, обогнавшие нас коканцы, кольнувши его пикой. Он стрелял — вместе с казаками и после; его ружье было двуствольное. Результата своего выстрела он не видал; еще дым не рассеялся, как он уже получил, как я после узнал, еще три раны пикой, к счастью, легких, и был сбит с лошади, не убивши и не ранивши никого.
Едва успел я от него отъехать, как меня догнал коканец и кольнул пикой. Коканцы скакали впереди меня — другие еще оставались сзади — мною овладела злоба пойманного волка, кусающего своих ловцов с яростью безнадежного отчаяния. Я не надеялся спастись и, решившись не достаться им даром, метко, расчетливо прицелился в ранившего меня коканца, пустил в него правильно досланную пулю — и его лошадь поскакала без седока, а он лег мертвый поперек дороги, с простреленной навылет головой.
Тут опять мелькнула пропавшая было надежда догнать своих, пробиться — да лошадь запнулась перед мертвым телом; меня настигли еще три неприятеля. Я обернулся к ним, готовый еще раз стрелять, и выстрелил, но уже пеший; сперва меня сняли с лошади на пике, воткнутой мне в грудную кость. Остававшаяся в одном стволе, недосланная пуля так и не вылетела; выстрел разорвал ружье. Тогда один из неприятелей, коканец, ударил меня шашкой по носу, и рассек только кожу; второй удар по виску, расколовший скуловую кость, сбил меня с ног — и он стал отсекать мне голову, нанес еще несколько ударов, глубоко разрубил шею, расколол череп… я чувствовал каждый удар, но, странно, без особенной боли.
Двое других, киргизы, между тем ловили мою лошадь; поймавши ее, они подошли и остановили своего товарища, почему я и остался жив.
(Н. А. Северцов. Месяц плена у коканцев. — СПб., 1860 г.)
А вот как об этом случае рассказывает летописец Большой Игры, генерал Михаил Африканович Терентьев:
„С Катениным приехал в степи и магистр зоологии знаменитый Северцев. 26 апреля 1858 года он отправился на охоту из Перовска к Джулеку с тремя казаками: Чупуриным, Полозовым и Хасамаевым да с препаратором Гурьяновым. За озером Джарты-кулем на них папала партия разбойника Досана. Все охотники были переранены, кроме Чупурина, который ускакал и дал знать в отряде. Северцев попал в плен, и ему стали рубить голову, но два удара по шее оказались недостаточными для отделения головы магистра, и тут раздался голос благоразумного разбойника, что за живого „тюря“ (князя) больше можно получить, чем за его голову.
Северцева увезли в Яны-Курган и вылечили. Через неделю бек прислал письмо в Перовск, что его людьми захвачен русский разбойник, который называет себя Северцевым. Генерал Данзас (тогдашний начальник Сырдарьинской линии) ответил, что это не только не разбойник, но даже не воин, а мирный человек, ученый, собирающий птиц и зверей; поэтому потребовал выдачи пленного и двинул войска. На встречу бек выслал депутацию и выдал Северцева. У него оказалось 12 ран, в том числе сабельная в висок и пичная в грудь были опасны».
В плену Северцев провел больше месяца, потом довольно быстро вылечился в армейском госпитале и, разумеется, снова принялся за научные исследования, в итоге двухлетняя экспедиция завершилась только в конце октября 1858 года.
Домой Северцев вернулся с пышной бородой, которая скрывала страшные раны на шее.
Николай Северцев, известнейший русский зоолог (на 25 этаже высотки МГУ, в Музее землеведения, установлен его бюст), основоположник отечественной зоогеографии и экологии.
С началом русского проникновения в Среднюю Азию ученый немедленно отправился исследовать тамошнюю фауну. Идущие в регионе боевые действия его мало беспокоили. Почти год он мирно изучал животных низовьев Сыр-Дарьи, но потом все-таки нарвался на неприятности, когда однажды, во время охоты, они вместе с препаратором Гурьяновым напоролись на вооруженный отряд кокандцев.
Вот как описывает дальнейшие события сам Северцев:
«Он (Гурьянов) скакал сперва рядом со мной, но нас разлучили первые, обогнавшие нас коканцы, кольнувши его пикой. Он стрелял — вместе с казаками и после; его ружье было двуствольное. Результата своего выстрела он не видал; еще дым не рассеялся, как он уже получил, как я после узнал, еще три раны пикой, к счастью, легких, и был сбит с лошади, не убивши и не ранивши никого.
Едва успел я от него отъехать, как меня догнал коканец и кольнул пикой. Коканцы скакали впереди меня — другие еще оставались сзади — мною овладела злоба пойманного волка, кусающего своих ловцов с яростью безнадежного отчаяния. Я не надеялся спастись и, решившись не достаться им даром, метко, расчетливо прицелился в ранившего меня коканца, пустил в него правильно досланную пулю — и его лошадь поскакала без седока, а он лег мертвый поперек дороги, с простреленной навылет головой.
Тут опять мелькнула пропавшая было надежда догнать своих, пробиться — да лошадь запнулась перед мертвым телом; меня настигли еще три неприятеля. Я обернулся к ним, готовый еще раз стрелять, и выстрелил, но уже пеший; сперва меня сняли с лошади на пике, воткнутой мне в грудную кость. Остававшаяся в одном стволе, недосланная пуля так и не вылетела; выстрел разорвал ружье. Тогда один из неприятелей, коканец, ударил меня шашкой по носу, и рассек только кожу; второй удар по виску, расколовший скуловую кость, сбил меня с ног — и он стал отсекать мне голову, нанес еще несколько ударов, глубоко разрубил шею, расколол череп… я чувствовал каждый удар, но, странно, без особенной боли.
Двое других, киргизы, между тем ловили мою лошадь; поймавши ее, они подошли и остановили своего товарища, почему я и остался жив.
(Н. А. Северцов. Месяц плена у коканцев. — СПб., 1860 г.)
А вот как об этом случае рассказывает летописец Большой Игры, генерал Михаил Африканович Терентьев:
„С Катениным приехал в степи и магистр зоологии знаменитый Северцев. 26 апреля 1858 года он отправился на охоту из Перовска к Джулеку с тремя казаками: Чупуриным, Полозовым и Хасамаевым да с препаратором Гурьяновым. За озером Джарты-кулем на них папала партия разбойника Досана. Все охотники были переранены, кроме Чупурина, который ускакал и дал знать в отряде. Северцев попал в плен, и ему стали рубить голову, но два удара по шее оказались недостаточными для отделения головы магистра, и тут раздался голос благоразумного разбойника, что за живого „тюря“ (князя) больше можно получить, чем за его голову.
Северцева увезли в Яны-Курган и вылечили. Через неделю бек прислал письмо в Перовск, что его людьми захвачен русский разбойник, который называет себя Северцевым. Генерал Данзас (тогдашний начальник Сырдарьинской линии) ответил, что это не только не разбойник, но даже не воин, а мирный человек, ученый, собирающий птиц и зверей; поэтому потребовал выдачи пленного и двинул войска. На встречу бек выслал депутацию и выдал Северцева. У него оказалось 12 ран, в том числе сабельная в висок и пичная в грудь были опасны».
В плену Северцев провел больше месяца, потом довольно быстро вылечился в армейском госпитале и, разумеется, снова принялся за научные исследования, в итоге двухлетняя экспедиция завершилась только в конце октября 1858 года.
Домой Северцев вернулся с пышной бородой, которая скрывала страшные раны на шее.