О древней и новой Россіи
6.23K subscribers
3.59K photos
8 videos
3 files
1.67K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
#плакат
Представляем наш 100-й плакат!

С первых дней существования канала мы постоянно работаем над созданием качественных материалов о спецоперации и нашей армии. Кроме этого, мы регулярно знакомим вас с лучшими работами своих коллег из других коллективов.

Мы делаем это для каждого из вас. Для фронта и для тыла, для военных и гражданских.

Мы будем продолжать свою работу столько, сколько потребуется.

@thezfiles

Всё для победы!
Слава России!
Гроза мира

"Русы суть враги целому миру" (Ат-Табари, Х век).

"Россия государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его быть грозою света" (Александр II, XIX век).

Историческая судьба России и русских действительно такова. Совершенно не случайно наша страна две трети своей жизни провела в войнах, что закалило национальный характер и сковало тысячелетнюю русскую историю. Быть "грозою мира" - необходимое условие суверенного существования России.

Ведь "у России нет друзей, нашей огромности боятся… У России только два союзника — её армия и флот". Ну еще ВКС, ракетные войска стратегического назначения и ЧВК Вагнера.

#философия_истории
К дате.

Сценка: Парвус и Ленин с протянутой рукой.
Парвус за кадром, как и положено серым кардиналам.

#юмор
Forwarded from Русский дух
Старинная больница в Рыбинске, построенная в 1880 году.

Работала до 1990-х годов, в настоящее время заброшена
Forwarded from Петрóполь
Факелы на Исаакиевском соборе в Пасхальную ночь

В Пасхальную ночь улицы города украшены гирляндами и флагами. Горит множество огней. Вереницы празднично одетых горожан направляются в храмы на службу. Церкви и соборы переполнены. На Исаакиевском соборе по традиции зажигают 4 гигантских факела. Для этого по углам собора расположены 4 специальных светильника, которые держат в руках ангелы.

Люди, которым не хватило места внутри,стоят и на улице у храмов в ожидании самого главного момента — крестного хода. И вот из храма в сверкающих ризах выходят священники в сопровождении несущих хоругви и высокие светильные свечи. После обхода храма доносится долгожданное «Христос Воскресе!» и многочисленная толпа радостно отвечает «Воистину Воскресе!». После этого люди начинают расходиться, стараясь донести зажжённые свечи домой. По пути люди шумно христосуются. Пасха началась!
—————
На фото: Исаакиевский собор в Пасхальную ночь на открытках, а также иллюстрациях в журналах «Родина» и «Огонёк» (1899 - 1915 гг.)
Пасхальное богослужение на позициях Русской императорской армии. Великая война.

#Российская_империя
#военная_история
#религия
#фото
​​"Приближалась полночь. Темень страшная, хоть на небе и вызвездило. Болгары не спят, женщины готовят праздничные яства, а мужчины приготовляются к самозащите: осматривают старинные свои кремневые «пущки» (ружья), ятаганы, ножи, пистолеты. Русских нет на биваке: они все на позиции и на сторожевых постах, в пикетах и секретах. Все приготовились к бою. Орудия заранее были наведены на ближайшие пути наступления. Для успокоения братушек решили ровно в двенадцать часов ночи произвести три боевых священно-салютационных орудийных выстрела: дать знать, что «Христос воскрес». Болгарская церковь была заперта и темна со всех сторон. Мы посмотрели на часы — ровно двенадцать.

— Двенадцать, господа, — сдавленным голосом прибавил капитан.

— Да, двенадцать… — беззвучно как-то повторили и мы и сразу почувствовали, как у каждого словно что-то шевельнулось в груди.

— Первое! — громко скомандовал артиллерийский прапорщик.

Грянул густой орудийный выстрел и эхом загрохотал по Радопским вершинам. На одной из них ярко вспыхнула как бы крупная звезда, и свежее эхо ответило оттуда об удачном разрыве гранаты. Мы сняли шапки и перекрестились.

— Второе! — скомандовал артиллерист.

Снова вся окрестность дрогнула, и снова загудела орудийная граната. Волной повторило эхо наш привет православной стране.

— Третье! — снова раздалась команда.

И третья граната понеслась по Радопскому ущелью и разорвалась в густом сумраке ночи.

— Христос воскресе! — сняв фуражку, торжественно проговорил капитан.

И все мы похристосовались.

— Христос воскресе, братцы! — обратился капитан в ту сторону, где были солдаты.

В густой темноте послышался шорох, и оттуда раздалось:

— Воистину воскресе, ваше вскородие!

— Похристосуйтесь, братцы, между собою! — громко приказал начальник, и в темноте снова задвигались, зашептались и раздались троекратные лобзания «серых».

Так на боевой позиции наступил Светлый праздник."

(Верунин И. Из воспоминаний о войне 1877—1878 гг.)

#Российская_империя
#военная_история
#религия
​​"В страстную субботу адмирал Макаров приказал миноносцам «Грозовой» и «Выносливый» приготовиться к походу и перед выходом в море подойти к флагманскому кораблю.

Перед заходом солнца оба миноносца отшвартовались у борта броненосца «Петропавловск». Вскоре появился адмирал Макаров и приказал всей команде собраться на палубе и его окружить. Тут адмирал, со свойственной ему особенной серьезностью и сердечностью, обратился к нам с кратким словом, что «наступает Св. Праздник Воскресения Христова, наш наибольший христианский праздник, но сейчас война, и вот я вас избрал в эту ночь охранять всех нас, дабы все остальные могли на короткое время забыть войну и сосредоточиться в молитве. Дай Бог вам исполнить этот святой долг»!

Как засверкали во всех глазах энтузиазм, гордость и радость за такое доверие. Обоим командирам — Шельтингу и Рихтеру — он пожал руку и ушел на свой корабль, а мы в море. Какая была темная ночь! Только легкая рябь покрывала море и густые облака только изредка пропускали свет звезд.

Но в нас было светло, никогда еще мы так жадно не ожидали увидеть неприятеля и накинуться на него, как в эти часы. Мы почему-то были уверены, что в эту ночь непременно будет стычка с ним, либо миноносцы появятся, или вновь брандера, но проходил час за часом. Около полуночи к нам прибыл сам адмирал Макаров и провел два часа на «Выносливом», а потом пересел к нам на «Грозовой». Стоит на мостике, иногда пройдется по палубе, осматривает орудия и минные аппараты 152 — и везде разжигает восторг и внимание. Час проходит за часом и на востоке появляется светлая полоса. Внимание всех обращено на темный западный горизонт, с надеждой, что, может быть, покажется неприятель, но и это тщетно. Адмирал приказывает идти в гавань, высаживается на «Петропавловск» и, прощаясь говорит:

«Через час буду у вас разговляться». Вновь охватывает всех восторг. Не чувствуется усталость напряженной ночи. Вот появляется аналой, священник, откуда-то куличи и яйца и уже по набережной приближается адмирал, кивает священнику и радостно, торжествующе раздается: «Христос Воскресе из мертвых»!.. и эти же люди, которые только что ночью не только готовы были жертвовать своею жизнью, но даже досадовали, что всё еще не было неприятеля, теперь рады, что — живы и невредимы и славят Господа Бога своим пением «Христос Воскресе»!

По окончании богослужения адмирал сказал, что Господь был милостив, что охранял нас эту ночь от кровопролития, потом похристосовался со всеми и оставил неизгладимую память у всех нас, участвующих.

Это была моя самая лучшая Пасха!"

Капитан 1 ранга барон Р. Р. фон Мирбах.
(Порт-Артур. Воспоминания участников. Издательство имени Чехова. Нью-Йорк. 1955)

#Российская_империя
#военная_история
#религия
​​"Все чувствуют, что началось что-то окончательное, что наступает какой-то конец чего-то прежнего, долгого, длинного прежнего и делается шаг к чему-то совсем уже новому, к чему-то преломляющему прежнее надвое, обновляющему и воскрешающему его уже для новой жизни и... что шаг этот делает Россия! Вот в этом-то и неверие «премудрых» людей. Инстинктивное предчувствие есть, а неверие продолжается: «Россия! Но как же она может, как она смеет? Готова ли она? Готова ли внутренно, нравственно, не только матерьяльно? Там Европа, легко сказать Европа! А Россия, что такое Россия? И на такой шаг?»

Но народ верит, что он готов на новый, обновляющий и великий шаг. Это сам народ поднялся на войну, с царем во главе. Когда раздалось царское слово, народ хлынул в церкви, и это по всей земле русской. Когда читали царский манифест, народ крестился, и все поздравляли друг друга с войной. Мы это сами видели своими глазами, слышали, и всё это даже здесь в Петербурге. И опять начались те же дела, те же факты, как и в прошлом году: крестьяне в волостях жертвуют по силе своей деньги, подводы, и вдруг эти тысячи людей, как один человек, восклицают: «Да что жертвы, что подводы, мы все пойдем воевать!» Здесь в Петербурге являются жертвователи на раненых и больных воинов, дают суммы по нескольку тысяч, а записываются неизвестными. Таких фактов множество, будут десятки тысяч подобных фактов, и никого ими не удивишь. Они означают лишь, что весь народ поднялся за истину, за святое дело, что весь народ поднялся на войну и идет. О, мудрецы и эти факты отрицать будут, как и прошлогодние; мудрецы всё еще, как и недавно, продолжают смеяться над народом, хотя и заметно притихли их голоса...

Нам нужна эта война и самим; не для одних лишь «братьев-славян», измученных турками, подымаемся мы, а и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхались, сидя в немощи растления и в духовной тесноте...

Да, если б могло так случиться, что мы будем побиты, или хотя и побьем врага, но под давлением обстоятельств замирим пустяками, — о, тогда мудрецы, конечно, восторжествуют. И какой, какой опять начнется свист и гам и цинизм на несколько лет, какая опять вакханалия самооплевания, пощечин и самодразнения, — и это не для вызова к воскресению и силе, а именно ради торжества собственного бесчестия, безличности и бессилия. И новый нигилизм начнет, точь-в-точь как и прежний, с отрицания народа русского и самостоятельности его...

Нет, нам нужна война и победа. С войной и победой придет новое слово, и начнется живая жизнь, а не одна только мертвящая болтовня как прежде, — да что как прежде: как до сих пор, господа!

Но надо быть на всё готовым, и что же: если предположить даже самый худший, самый даже невозможно худший исход для начавшейся теперь войны, то хоть и много вынесем скверного, уже надоевшего до смерти старого горя, но колосс всё же не будет расшатан и рано ли, поздно ли, а возьмет всё свое. Это не надежда только, это полная уверенность, и в этой невозможности расшатать колосс — вся наша сила перед Европой, где все теперь чуть не сплошь боятся, что расшатается их старое здание и обрушатся на них потолки. Колосс этот есть народ наш. И начало теперешней народной войны, и все недавние предшествовавшие ей обстоятельства показали лишь наглядно всем, кто смотреть умеет, всю народную целость и свежесть нашу и до какой степени не коснулось народных сил наших то растление, которое загноило мудрецов наших...

Не всегда война бич, иногда и спасение!"

(Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. Апрель 1877 г.)

24 (12 ст.ст.) апреля 1877 г., 145 лет назад, началась последняя русско-турецкая война. Хотя, последняя ли?...

NB: а "Дневник писателя" обязательно прочтите!

Илл.: Н. Дмитриев-Оренбургский. Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 г.

#Российская_империя
#военная_история
#философия_истории
Русская корона

Иллюстрация К. Хассманна, посвященная событиям русско-японской войны и мятежа 1905 г. в России, опубликованная на обложке номера американского журнала "Puck" за декабрь 1905 г.

Автор и издатели, очевидно, стремились как-то уязвить Россию. Однако, учитывая историческую судьбу нашего государства и христианский смысл символа "Адамова голова", изображение вполне может быть переосмыслено как некая аллегория русской истории, несущая вполне позитивный посыл.

#Российская_империя
#философия_истории
#искусство
​​В Императорском Царскосельском лицее (который после переезда в 1843 г. в Санкт-Петербург стал именоваться Александровским), как и положено престижному образовательному учреждению, было множество разнообразных обычаев.

Со времен А.С. Пушкина там возникла традиция выбирать на каждом курсе своего наиболее одаренного поэта, которому присваивали соответствующий титул "Пушкин". Интересно, что "Пушкиным" XIII выпуска (1844 г.) стал Михаил Евграфович Салтыков, в будущем взявший псевдоним Щедрин. В молодости он писал стихи, некоторые из которых были помещены в "Библиотеке для чтения" 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в "Современнике" (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, были написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в "Материалах для биографии М. Е. Салтыкова", приложенных к полному собранию его сочинений.

Поэтические творения Салтыкова несли преимущественно романтическое, меланхоличное, иногда даже весьма грустное, настроение, а их автор слыл под именем "мрачный лицеист". Содержание некоторых стихов лицейского периода признали "неодобрительным", из-за чего их написание было отнесено к школьным проступкам и сказалось на аттестации поведения лицеиста.

Сам М. Е. Салтыков со временем понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.

#Российская_империя
#искусство