О древней и новой Россіи
5.8K subscribers
3.25K photos
6 videos
2 files
1.52K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
Старейший каменный виадук в России - Каменный мост через Березуйский овраг в Калуге.

Был построен в 1777 - 1780 (по другим данным 1785) годах под руководством архитектора Петра Романовича Никитина в стиле русского классицизма. Длина конструкции около 160 метров, высота около 20 метров. Мост опирается на 15 крупных каменных арок, три центральные арки выполнены в 2 этажа.

#Российская_империя
#архитектура
#фото
​​"История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар — до великой войны двадцатого века. Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные — мы веками оставались приманкой для оседлого запада и вожделенной добычей для кочевого востока и юга. Нам как будто на роду было написано — всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и разочарование; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в неуверенности; жить в вечной опасности; расти в страданиях и зреть в беде. Века тревоги, века бранного напряжения, века неудачи, ухода, собирания сил, и нового, непрекращающегося ратного напряжения — вот наша история. Погибла в разорении, едва расцветши, дивная киевская Русь — и уже ушла Россия на север, уже строит Суздаль Москву. Но не сложилась еще северная земля в своей чудной лесной строгости и созерцательной простоте, а уже огонь и меч татарина испепелили Россию… Мало было уйти в леса , надо было еще уйти в себя , — в глушь сосредоточенного, скорбного молчания, в глубь молитвы, в немое, осторожное собирание перегорающей и выжидающей силы. Триста пятьдесят лет колобродили монголы на Руси; жгли и грабили; возвращались, свергнутые; и вламывались, изгнанные. Но не одолели Руси; сами изжились и выродились, иссякли и захирели, но не истощили утробу нашего духа.
Триста пятьдесят лет учились мы в горе и унижении. И научились. Чему?
Мы научились хоронить нашу национальную святыню в недосягаемости . Мы постигли тайну уходящего Китежа, столь недоступного врагу и столь близкого нам, неразрушимого и всеосвящающего; мы научились внимать его сверхчувственному, сокровенному благовесту; в дремучей душевной чаще нашли мы таинственное духовное озеро, вечно огражденное, навеки неиссякающее, — боговидческое око русской земли, око откровения . И от него мы получили наше умудрение; и от него мы повели наше собирание сил и нашу борьбу, — наше национальное Воскресение… И от него мы поведем н впредь наше освобождение и национальное восстановление, — все равно, какие бы хищники ни завладели бы временно нашей Россией и какие народы не вторглись бы еще в наши пространства…
Вот откуда наша русская способность — незримо возрождаться в зримом умирании, да славится в нас Воскресение Христово!
Вот откуда наше русское умение — таить в глубине неиссякаемые, неисчерпаемые духовные силы, силы поддонного Кремля, укрытого и укрывающего «я». Вот откуда наше русское искусство — побеждать отступая, не гибнуть в огне земных пожаров и не распадаться в вещественной разрухе, все равно, горит ли Москва от Девлет-Гирея, или от дванадесяти языков; пан ли Жолкевский засел под Иваном Великим, или Бонапарт взрывает Кремль, покидая его, или же коммунистические святотатцы вьют свое поганое гнездо над Царь-Пушкою…
Мукою четырнадцати поколений научились мы — духовно отстаиваться в беде и в смуте; в распадении не теряться; в страдании трезветь и молиться; в несчастии собирать силы; умудряться неудачею и творчески расти после поражения ; жить в крайней скудости, незримо богатея духом; не иссякать в истощении; не опустошаться в запустении; но возрождаться из пепла и на костях; все вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…
Читайте же, маловерные, скрижали нашего прошлого; читайте и умудряйтесь; но стойте и боритесь до конца; и не ропщите в ожидании грядущего. Не меняет народ в пятнадцать лет смуты своего тысячелетнего уклада. Не избыть, не исчерпать коммунистам русской силы.
...
Судьбы народа сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого; разуметь сокровенные судьбы и явные дары, и таинственное призвание нашего народа, нашего русского величия: уверенно разуметь и уверенно провидеть глядущее всенародное воскресение России."

9 апреля 1883 года, 139 лет назад, родился выдающийся русский филосов и писатель Иван Александрович Ильин.

#персоналии
#философия_истории
​​​С праздником!

В мировой истории, на самом деле, не так много действительно прорывных и определяющих событий. Приручение коня, изобретение колеса, освоение железа... Уверены, первый полет человека в космос находится в этом ряду. И имя Юрия Гагарина навсегда останется в памяти человечества. Будут подзабыты и Маркс с Энгельсом, и Ленин со Сталиным, и Гитлер, и Буш, и Клинтон с Моникой, и Горбачев, и Ельцин. А Гагарина будут помнить. И будут помнить, что первым в космосе был русский человек. Не советский, а русский. Именно таким был Юра.

«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.»

(Выступление Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Текст хранится в Российском Государственном архиве социально-политической истории, фонд № 1, опись 2, часть 2, единица хранения 471.)

#персоналии
"Самый ужасный, самый тяжелый день для Порт-Артура! Самый ужасный день для нашего флота! Сегодня погиб адмирал Макаров. В его лице мы потеряли не менее чем половину всей нашей морской силы. Потеря невозместимая!" (П. Ларенко. Страдные дни Порт-Артура).

13 апреля (31 марта ст.ст.) 1904 года на рейде Порт-Артура в ходе атаки на японскую эскадру подорвался на мине и затонул русский эскадренный броненосец "Петропавловск".

Вместе с кораблем погибли: видный русский флотоводец, ученый, океанограф, полярный исследователь, изобретатель и кораблестроитель, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, на капитанском мостике броненосца ведший в бой русскую эскадру; знаменитый живописец-баталист Василий Васильевич Верещагин; почти 700 офицеров и матросов.

Это была поистине невосполнимая потеря для русского флота, кораблестроения, науки и искусства...

Илл.: П. Рыженко. За веру, царя и Отечество.

#Российская_империя
#военная_история
#персоналии
​​Последний часовой русской государственности

"Верховная власть является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой её силу и цельность, и если быть России, то лишь при усилии всех сынов её охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россию и оберегающую её от распада. Самодержавие московских Царей не походит на самодержавие Петра, точно так же, как и самодержавие Петра не походит на самодержавие Екатерины Второй и Царя-Освободителя. Ведь русское государство росло, развивалось из своих собственных русских корней, и вместе с ним, конечно, видоизменялась и развивалась и Верховная Царская Власть. Нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок. Пусть расцветет наш родной русский цвет... "

"Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу."

160 лет назад родился выдающийся русский государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин.

Предлагаем вниманию уважаемых читателей лекцию историка С.Э. Цветкова "Последний часовой русской государственности".

#Российская_империя
#персоналии
160 лет русскому националисту Столыпину:

"Люди соединились в семьи, семьи - в племена, племена - в народы для того, чтобы осуществить свою мировую задачу, для того, чтобы двигать человечество вперед. Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут, господа, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы".

Сто лет прошло, а Россия стоит, по сути, перед той же задачей - созданием среднего класса, широкой социальной прослойки мелких собственников, малых предпринимателей (100 потерянных из-за советского эксперимента лет):

"Прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина, крестьянина-собственника и мелкого землевладельца, а когда эта задача будет осуществлена - гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом - гражданственность. У нас же обыкновенно проповедуют наоборот. Эта великая задача наша - создание крепкого единоличного собственника, надежнейшего оплота государственности и культуры… Становясь личным собственником, единоличным кузнецом своего счастья, наш крестьянин получает широкую возможность проявлять свою личную волю и свой личный почин в разумном устроении своей жизни, своего хозяйства".

А это отрывок из последнего письма Льва Тихомирова Столыпину, 1911 год:

"Россия составляет нацию и государство, великие по задаткам и средствам, но она окружена также великими опасностями. Она создана русскими и держится только русскими. Только русская сила приводит остальные племена к некоторой солидарности между собой и с Империей... Мы должны постоянно держаться во всем престиже силы. Малейшее ослабление угрожает нам осложнениями, отложениями. Внутри страны все также держится русскими. Сильнейшие из прочих племен чужды нашего патриотизма. Они и между собой вечно в раздорах, а против господства русских склонны бунтовать. Элемент единения, общая скрепа - это мы, русские. Без нас Империя рассыплется, и сами эти иноплеменники пропадут. Нам приходится, таким образом, помнить свою миссию и поддерживать условия нашей силы. Нам должно помнить, что наше господство есть дело не просто национального эгоизма, а мировой долг. Мы занимаем пост, необходимый для всех".

Ну и напоследок тихомировская статья "У могилы П. А. Столыпина".
Та страна, что могла быть раемъ,
Стала логовищемъ огня,
Мы четвёртый день наступаемъ,
Мы не ѣли четыре дня.

Но не надо яства земного
Въ этотъ страшный и свѣтлый часъ,
Оттого что Господне слово
Лучше хлѣба питаетъ насъ.

И залитые кровью недѣли
Ослѣпительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птицъ быстрѣй взлетаютъ клинки.

Я кричу, и мой голосъ дикій,
Это мѣдь ударяетъ въ мѣдь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или воды гнѣвныхъ морей,
Золотое сердце Россіи
Мѣрно бьётся въ груди моей.

И такъ сладко рядить Побѣду,
Словно дѣвушку, въ жемчуга,
Проходя по дымному слѣду
Отступающаго врага.


15 (3 ст.ст.) апреля 1886 года в городе Кронштадт родился русский поэт и офицер, Георгиевский кавалер Николай Степанович Гумилев.

Илл.: А. Ромасюков. Николай Гумилёв. Перо, стремя и меч

#Российская_империя
#персоналии
#искусство
"Вербный торг" на Красной площади.
Фото и картина Б.Кустодиева.

Вербный торг «Верба» зародился в Москве, на Красной площади, в допетровскую эпоху. Начинал работу в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Здесь продавали ветви верби, игрушки, иконы, пасхальные яйца, цветы, живые и сделанные из бумаги, мучные изделия и сладости, книги. Во время работы Вербного торга проводились «вербные катания» на лошадях, кроме того были народные гуляния. До Петра во время Вербного воскресенья, патриарх «на осляти» с торжеством выходил на площадь. «Ослять» — это белый конь, одетый по форме, как осёл. Он изображал въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Патриарх на площади находился на Лобном месте и раздавал листья вербы, вайи, папоротники царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам. В 1917 году после революции Вербный торг ликвидирован.

#Российская_империя
#традиция
#религия
#фото
Вербное воскресенье в Москве в XVII веке.

Оригинальный рисунок Штейна, гравюра Барановского.

Журнала "Нива". 1883 год.
День рождения "отца русской истории"

336 лет назад, 19 апреля 1686 года, в Псковском уезде Русского царства родился Василий Никитич Татищев - русский государственный и военный деятель, инженер, этнолог, географ, экономист, историк, создатель первого многотомного обобщающего труда по русской истории.

Ко дню рождения В.Н. Татищева предлагаем вниманию статью к.и.н. В.И. Меркулова "Последний летописец и первый русский историк":

Петровское время было эпохой прорыва российской государственности, выдвинувшей на политическую арену многие незаурядные личности. Одним из «птенцов гнезда Петрова» был и Василий Никитич Татищев. Он был и учёным-историком, и государственным деятелем – человеком, который не только писал историю на бумаге, но и творил её своей жизнью. Почему я решил вспомнить про Татищева? Просто подумалось, что нельзя забывать таких людей.

Исторические условия и российские реалии требовали того, чтобы каждый человек был «многофункциональным». Как правило, в империи необходимо реализовывать себя как на гражданском, так и на военно-государственном поприще. Люди имели как минимум по две профессии. Вот, писатель Лев Толстой был ещё и артиллеристом, служил на Кавказе. Татищев же, помимо исторических исследований, сделал большую карьеру на государственной службе. Он был не только академическим учёным, но и талантливым управленцем, чьи заслуги снискали славу и уважение потомков.

Василий Никитич родился 19 апреля 1686 года в Псковском уезде. По происхождению он был родственником царицы Прасковьи, вдовы Ивана V, и потому рано вошёл в окружение Петра, находясь на Государевой службе до 1745 года. Он начал служить драгуном, участвовал во взятии Нарвы, был ранен в Полтавской битве, а закончил в высоком чине государственного советника. Выполняя военно-дипломатические поручения, В.Н. Татищев много бывал в Европе «для некоторых секретных дел», что позволило ему получить хорошее образование, выучить языки и наладить контакты с научными кругами. К концу Северной войны со Швецией он перешёл с военной службы на гражданскую и занялся картографией.

Долгое время Татищев управлял казёнными заводами на Урале и развивал горное дело. Масштаб его личности был таковым, что многие города, Ставрополь-на-Волге (нынешний Тольятти), Екатеринбург, Пермь и другие обязаны своим основанием именно Татищеву. Но на Урале ему пришлось противостоять деятельности немецкого регента Бирона, который «задумал наложить на горные заводы свою тяжёлую руку». Иностранцев всегда привлекали богатые российские недра, и Бирон действовал вполне в духе известных олигархов, обогащающихся за счёт продажи ресурсов заграницу. Всеми силами Татищев пытался спасти от разорения уральские горные рудники, и его борьба с Бироном, то явная, то скрытая, не прекращалась на протяжении всей его жизни.

В конце 30-х годов XVIII века Татищев руководил Оренбургской экспедицией и усмирял восстание башкир. С 1741 по 1745 гг. он был астраханским губернатором, завершив на этом посту свою административную карьеру, причиной чему послужили придворные интриги.

Служба отнимала у В.Н. Татищева много сил, и до выхода в отставку он был вынужден заниматься историей по ночам. Человек, любящий свою страну, не может не любить и её прошлого. Но Татищев, в отличие от своих предшественников, стал не просто пересказчиком событий, а обратился к научной исторической проблематике, актуальной, естественно, для его времени. Он справедливо считал, что «древняя российская история во многих знатных делах и обстоятельствах темна и неисправна».

Поэтому Татищев попытался найти закономерности исторического развития, выяснить причины возникновения государственной власти. При этом сам он на протяжении всей жизни оставался искренним сторонником самодержавия.

Читать далее...

#Российская_империя
#персоналии
Белуга, пойманная в Каспийском море и выставленная в магазине В. Ф. Бобкова на Балчуге. 1910-е годы.

Весила рыбина 72 пуда, т.е. почти 1180 кг.

#Российская_империя
#фото
#быт