Красный Фронтовик
4.09K subscribers
3.75K photos
24 videos
1.1K links
Политическая история Европы и политическое искусство начала XX века, коммунизм, антифашизм.

Ссылка на Дзен: zen.yandex.ru/rotfront_1917_1945

Для связи: @IvanMarkov

Поддержка рублем:
СБЕР: 2202 2017 1904 2414
Юмани: 4100 1168 9282 5031
加入频道
Переселенка Людмила Паршина в начале войны жила в Ленинграде. Там во время блокады у нее умер сначала отец, потом младший брат, а затем мама. Вместе с сестрой Люсю отправили в детский дом, который через месяц эвакуировали в Ивановскую область. В Калининградскую область она была направлена уже в 1946 году по комсомольской путевке. Вот одна из ее блокадных историй:

«От голода мы не могли ходить нормально, ноги еле волочились. Однажды, когда я через кладбище возвращалась с хлебом домой, то заметила, что за мной идет мужчина. Он тоже передвигал ноги с трудом, но хотел отнять у меня хлеб. Уже у самого дома он приблизился ко мне очень близко, мне казалось, что я бегу изо всех сил. Когда я закрыла дверь и зашла в дом, сестра мне рассказала, что все видела через окно. Оказалось, что мы не бежали, а еле-еле шли».

#истории_первых_переселенцев
«Красноармейцы». Фотоколлаж для журнала «За рубежом» (1930 год).
Фото Бориса Игнатовича, коллаж – Варвары Степановой.
#воскресное_кино

Влияние русских хакеров на американские выборы – детский лепет по сравнению с тем, какое огромное влияние оказала Октябрьская революция на США и на весь мир. Об этом, а также об одном из важнейших агентов этого влияния – фильм Уоррена Битти «Красные».

«Красные» - это биографическая драма о Джоне Риде (автор знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир») и его жене, писательнице Луизе Брайант. Собственно, книга Рида и стала частью сценария фильма-эпопеи, его кульминацией. Когда начнете смотреть, то обратите внимание, что фильм идет больше трех часов. Этот факт и тематика картины – шок для Голливуда, тем более, что история американской интервенции в Советскую Россию там не скрывается.

Ценность «Красных» еще и в документальных врезках-интервью. Время от времени там появляются персонажи, которые были лично знакомы с Ридом и Брайант. Причем, многие из этих «свидетелей» пострадали от американской «охоты на ведьм». Вы увидите 98-летнего радикального просветителя и борца за мир Скотта Ниаринга, писательницу Дороти Фрукс, репортера и писателя Джорджа Селдеса, защитника гражданских свобод Роджера Болдуина, писателя Генри Миллера и других.

Главным критиком советского режима в фильме стала высланная из США анархистка Эмма Гольдман. Политический спор Джона Рида с ней – один из самых ценных эпизодов (кстати, убедить его Эмме не удалось), а сыгравшая Гольдман Морин Стэплтон получила Оскар.

И еще пара интересных фактов об актерах: Александра Керенского в фильме сыграл его внук Олег Керенский, а Григория Зиновьева – польско-американский писатель-антикоммунист Ежи Косиньский. Последний, кстати, не хотел ехать на съемки в Финляндию, так как опасался, что его могут похитить КГБ (это был 1980-й год).
В «Красных» масса клюквы, но она, конечно, простительна, так как вовсе не злобна. Понятно, что американцам в начале 80-х было сложно найти для съемок десятки и даже сотни русских "пролетариев", поэтому киношные митинги и массовки довольно комичны. Само собой, агитационных плакатов в картине встречается множество. Но некоторые из них не совсем к месту. Пример – на фото. Украинская адаптация лозунга Троцкого «Пролетарий – на коня!» вряд ли могла висеть в советской столице.
Реакция немецкого художника Карла Хольца на погромы и нападения штурмовиков на левых активистов летом 1932 года. Под вторым рисунком подпись: «Семь недель гитлеровского курса. В кратчайшие сроки Германия встала на ноги».
Один из эпизодов в фильме «Красные» - депортация из США Эммы Гольдман. Вместе с ней 21 декабря 1919 года в Советскую Россию на судне «Буфорд», которое в прессе тут же окрестили «Красным ковчегом», принудительно отправились еще 248 человек, подозреваемых в анархизме и большевизме. Газетчики по этому поводу повеселились, изобразив Дядю Сэма, подписывающего рождественский подарок Ленину и Троцкому. Настоящая свобода слова в действии.
«Мы теперича сплотимся, будем биться до конца!» - стихи вологодских подростков на смерть Ленина, опубликованные в газете «Красный Север».
Михаил Авилов, «Руби гадов!»

Либо мысли художников в 1941 году совпадали, либо кто-то у кого-то подглядывал, но вот уже третий плакат, где красный кавалерист рубит шашкой гитлеровца (ставка в начале войны по инерции делалась на конницу). Даже ракурс один и тот же. Еще два похожих плаката тут.
«Ослабела немчура – добивать ее пора» - кустарный агитационный штамп, изготовленный смоленскими партизанами. Хранится в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
Спасибо казанскому коллеге Рустаму Ханнанову за продолжение темы плакатов 1941 года с атакующей красной кавалерией (другие плакаты публиковал тут и тут).

Теперь еще два:
1) Феодосий Бочков и Алексей Лаптев, «Лихо руби врага!»
2) Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, «Смерть немецким оккупантам!»
Художник Зигфрид Хенце перед своей картиной, посвященной Максу Гельцу и его ближайшим сподвижникам Полу Поппу, Оскару Хельзелю и Луи Мюллеру, сколотившим рабочий совет в саксонском Фалькенштейне на рубеже 1918-1919 годов.

Современные немцы, оказывается, точно так же боятся своей истории, как и русские. Например, картину с этого снимка, написанную в 1988 году, власти города нигде не показывают, они прячут ее в каком-то сарае в течение 30 лет вместе с бюстом Гёльца. Мемориальные таблички в честь революционеров со стен домов Фалькенштейна скручиваются. Сам Зигфрид Хенце так и не дождался открытого экспонирования своей работы – он умер 12 мая 2020 года.
В Калининграде, как и в саксонском Фалькенштейне, прячут советское искусство. Причем, не картину и не бюст, а огромную мозаику, созданную художниками Смирнягиными в 70-х. Изображены на ней красноармейцы и лидеры большевиков в октябре 1917 года.

За занавеской мозаику прячут с 1993 года, и специально обученные вахтеры зорко следят, чтобы шторку никто не открывал. Ссылаются они на какой-то мифический внутренний документ. Впервые за 25 лет мне позволили открыть панно только 7 ноября 2017 года, но сразу после фотографирования шторы снова задернули. Интересно, что до перестройки это произведение включалось в путеводители по Калининграду, а сейчас о нем почти никто не знает. Авторов, Юрия и Нелли Смирнягиных, эта ситуация, кстати, тоже дико бесит. Фото процесса изготовления из их личного архива.