Forwarded from Прометеизм | История России XIX-XX веков
Есть миф о том, что в СССР старались не вспоминать об участии китайских интернационалистов в гражданской войне на стороне РККА. Это, конечно, совсем не так. Более того, в России существует даже несколько памятников в честь китайцев-большевиков. Один из них стоит в Морозовске Ростовской области. Посвящен он китайскому батальону 292-го интернационального Дербентского полка, погибшему за власть Советов в 1919 году.
В марте 2016 года портал «Блокнот Морозовска» со слов местной жительницы Елены Семиной опубликовал рассказ о появлении этого памятника. Дед Семиной, Иван Абрамович Красноперов, был известным печником, а раз архитекторов в городе не было, построить монумент поручили ему.
«Строительство было окончено 1 ноября 1958 года, тогда моему дедушке было всего 29 лет, - говорит Семина. - Торжественное открытие монумента на улице Ленина состоялось 2 ноября 1958 года. На открытии в Морозовске присутствовали представители китайской республики».
На снимке Иван Абрамович шестой справа, стоит во втором ряду.
В марте 2016 года портал «Блокнот Морозовска» со слов местной жительницы Елены Семиной опубликовал рассказ о появлении этого памятника. Дед Семиной, Иван Абрамович Красноперов, был известным печником, а раз архитекторов в городе не было, построить монумент поручили ему.
«Строительство было окончено 1 ноября 1958 года, тогда моему дедушке было всего 29 лет, - говорит Семина. - Торжественное открытие монумента на улице Ленина состоялось 2 ноября 1958 года. На открытии в Морозовске присутствовали представители китайской республики».
На снимке Иван Абрамович шестой справа, стоит во втором ряду.
Фото из Вены, опубликованное в журнале «Фронтовая иллюстрация» в апреле 1945 года.
К слову, благодаря всеобщему образованию в СССР в Германии уцелел не один памятник писателям и композиторам. В Калининграде, например, есть байка о памятнике Шиллеру (это единственный памятник человеку, сохранившийся в послевоенном Кёнигсберге), спасенном неизвестным советским солдатом. Согласно этой байке, кто-то из бойцов написал на постаменте философа и поэта: «Не стрелять! Он свой!» Потом надпись дополнила табличка: «Не трогать! Памятник культуры!» Перед памятником сразу после штурма хоронили самых отличившихся солдат и офицеров, включая Героев Советского Союза.
К слову, благодаря всеобщему образованию в СССР в Германии уцелел не один памятник писателям и композиторам. В Калининграде, например, есть байка о памятнике Шиллеру (это единственный памятник человеку, сохранившийся в послевоенном Кёнигсберге), спасенном неизвестным советским солдатом. Согласно этой байке, кто-то из бойцов написал на постаменте философа и поэта: «Не стрелять! Он свой!» Потом надпись дополнила табличка: «Не трогать! Памятник культуры!» Перед памятником сразу после штурма хоронили самых отличившихся солдат и офицеров, включая Героев Советского Союза.
Вечная путаница с датой основания Красной армии. Празднуем мы ее в России 23 февраля, а декрет о создании РККА был издан 15 января (по старому стилю) 1918 года, то есть 28 января. Получается, сегодня 102 года со дня основания Красной армии, с чем мы вас и поздравляем.
Что же касается боевых качеств красноармейцев, то в первый год они были такими низкими, что продвигавшиеся к столице немцы (мирный договор с ними еще не был подписан) практически не встречали на своем пути организованного сопротивления.
Установление даты 23 февраля произошло из-за совершенно идиотских бюрократических проволочек, но об этом в другой раз.
Что же касается боевых качеств красноармейцев, то в первый год они были такими низкими, что продвигавшиеся к столице немцы (мирный договор с ними еще не был подписан) практически не встречали на своем пути организованного сопротивления.
Установление даты 23 февраля произошло из-за совершенно идиотских бюрократических проволочек, но об этом в другой раз.
Этот плакат, изданный Харьковским отделением ОСВАГ (ОСВедомительным Агентством, пропагандистским органом Добровольческой армии) в 1919 году, обращает на себя внимание в первую очередь из-за фигуры Троцкого. Однако мало кто обращает внимание на человечков в нижней части плаката. Да, это китайцы, служившие в красной гвардии. Конечно, изображены они тут как палачи крестьянства – плакат-то пропагандистский.
Известно, что завозились китайцы в Россию вовсе не большевиками, а царским правительством еще во время Первой Мировой войны как дешевая рабочая сила. После раскола общества на белых и красных китайский пролетариат, конечно, примкнул к красным. Во-первых, белым они были просто не нужны, а, во-вторых, большевики дали китайцам самоуважение, обеспечили заработок и, соответственно, социальный статус – смелые бойцы-интернационалисты становились красными командирами.
Известно, что завозились китайцы в Россию вовсе не большевиками, а царским правительством еще во время Первой Мировой войны как дешевая рабочая сила. После раскола общества на белых и красных китайский пролетариат, конечно, примкнул к красным. Во-первых, белым они были просто не нужны, а, во-вторых, большевики дали китайцам самоуважение, обеспечили заработок и, соответственно, социальный статус – смелые бойцы-интернационалисты становились красными командирами.
И еще о китайцах и их участии в Гражданской войне
Отрывок из фельетона Михаила Кольцова «Китайские будни», опубликованного в газете «Киевское эхо» в 1919 году:
«Мне довелось видеть первые советские китайские отряды. Просторные казармы у Воробьевых гор, чисто выметенные полы, ряды винтовок, низко стриженные головы. Короткие фразы команды. Коммунистические воззвания на стенах. Портрет Ленина. Косые глаза. Медленные, конфузливо-бесстыдные улыбки на темных лицах. Высокий, визгливый смех. И тщательное долгое умывание из крана. (...) Так же буднично и старательно, как по утрам желтые красноармейцы мыли свои жесткие, круглые головы, пошли они теперь на Волгу и на Украину, стреляют в черные незнакомые дома, опустошают кумирни незнакомых и ненужных им богов».
Отрывок из фельетона Михаила Кольцова «Китайские будни», опубликованного в газете «Киевское эхо» в 1919 году:
«Мне довелось видеть первые советские китайские отряды. Просторные казармы у Воробьевых гор, чисто выметенные полы, ряды винтовок, низко стриженные головы. Короткие фразы команды. Коммунистические воззвания на стенах. Портрет Ленина. Косые глаза. Медленные, конфузливо-бесстыдные улыбки на темных лицах. Высокий, визгливый смех. И тщательное долгое умывание из крана. (...) Так же буднично и старательно, как по утрам желтые красноармейцы мыли свои жесткие, круглые головы, пошли они теперь на Волгу и на Украину, стреляют в черные незнакомые дома, опустошают кумирни незнакомых и ненужных им богов».
Интересный портрет Льва Троцкого, только-только получившего пост наркома по военным и морским делам. Отрывок из статьи Михаила Кольцова «Красный Китеж», опубликованной в журнале «Куранты» (Киев, 1918 год):
«Солдатам Троцкий чужд, нов и интересен. Таких они еще не видали. Подвойские и Мураловы, Зорины и Дыбенки — все свои, понятные, взнесенные на высоту стихийной красной волной, выброшенные из недр революции, из ее кроваво-огненного нутра. Лениных и Бонч-Бруевичей они тоже знают — многоречивые интеллигенты, «учителя» в «спинжаках» давно ходят в народ и плохо-ли, хорошо-ли — знакомы с ним. Такие, как Троцкий, еще не являлись…
Он пришел извне, снаружи. Пришел к революции, а не вышел из нее. Не русский и не иностранец. Как будто, еврей, но нет — кажется, не еврей».
«Солдатам Троцкий чужд, нов и интересен. Таких они еще не видали. Подвойские и Мураловы, Зорины и Дыбенки — все свои, понятные, взнесенные на высоту стихийной красной волной, выброшенные из недр революции, из ее кроваво-огненного нутра. Лениных и Бонч-Бруевичей они тоже знают — многоречивые интеллигенты, «учителя» в «спинжаках» давно ходят в народ и плохо-ли, хорошо-ли — знакомы с ним. Такие, как Троцкий, еще не являлись…
Он пришел извне, снаружи. Пришел к революции, а не вышел из нее. Не русский и не иностранец. Как будто, еврей, но нет — кажется, не еврей».
«На колокольне Страстного монастыря». Иллюстрация из сатирического издания «Журнал. Великая Москва» за 1905 год (в продаже был всего один пробный номер, а второй изъяли из типографии жандармы).
Упразднен Страстной монастырь был в 1919 году, однако до 1924 года на его территории все еще проживали 204 монахини.
Изначально снос монастыря был запланирован на 1928 год, однако по иронии судьбы спас его тогда Союз безбожников СССР, который разместил в его стенах свой Центральный антирелигиозный музей. Колокольня использовалась музеем как информационная тумба, где размещали лозунги, портреты и афиши.
Правда, в 1937 году в процессе реконструкции улицы Горького и Пушкинской площади постройки Страстного монастыря были все-таки снесены трестом «Мосразбор».
Упразднен Страстной монастырь был в 1919 году, однако до 1924 года на его территории все еще проживали 204 монахини.
Изначально снос монастыря был запланирован на 1928 год, однако по иронии судьбы спас его тогда Союз безбожников СССР, который разместил в его стенах свой Центральный антирелигиозный музей. Колокольня использовалась музеем как информационная тумба, где размещали лозунги, портреты и афиши.
Правда, в 1937 году в процессе реконструкции улицы Горького и Пушкинской площади постройки Страстного монастыря были все-таки снесены трестом «Мосразбор».
Рисунок из альбома оберфельдфебеля Карла Бильца. Подпись: "So ergeht es Heckenschützen bei Orlowa 20.10.41". (Так происходит со снайперами. Orlowa – возможно, деревня в Шумячском районе Смоленской области).
Альбом был найден подполковником Николаем Андреевичем Бадуриным в трофейной машине в селе Покровском Московской области 20 декабря 1941 года. Его он отдал на хранение 9-летней племяннице Лидии Половинкиной. Сейчас альбом хранится в семейном архиве Половинкиной.
Весь альбом тут
Альбом был найден подполковником Николаем Андреевичем Бадуриным в трофейной машине в селе Покровском Московской области 20 декабря 1941 года. Его он отдал на хранение 9-летней племяннице Лидии Половинкиной. Сейчас альбом хранится в семейном архиве Половинкиной.
Весь альбом тут
Луначарский о портрете ближайшего сотрудника Троцкого (его заместителя на посту председателя Реввоенсовета РСФСР) - Эфраима Склянского, сделанном Юрием Анненковым:
«Тов. Склянский воспринят художником как один из центральных мозговых узлов огромного организма, к нему с разных сторон подходят центростремительные нервы, их ветви, в нем перерабатываются директивы, которые тотчас же текут вновь в пространство и где-то создают целесообразную реакцию. Целая коллекция инструментов такого рода управления окружает т.Склянского как одного из центральных распорядителей Красной армии. И среди них он стоит исполнительный, весь отдавшийся этой внутренней работе внимательного вслушивания в голоса телефонов и телеграфов, их быстрой и точной переработке и распоряжения. Портрет доведен при большом внешнем сходстве почти до абстрактной формулы – вот вам центральный агент революционного государства...».
Рисунок был сделан для альбома «Семнадцать портретов», изданного в 1926 году. Тираж альбома был уничтожен по приказу Сталина
«Тов. Склянский воспринят художником как один из центральных мозговых узлов огромного организма, к нему с разных сторон подходят центростремительные нервы, их ветви, в нем перерабатываются директивы, которые тотчас же текут вновь в пространство и где-то создают целесообразную реакцию. Целая коллекция инструментов такого рода управления окружает т.Склянского как одного из центральных распорядителей Красной армии. И среди них он стоит исполнительный, весь отдавшийся этой внутренней работе внимательного вслушивания в голоса телефонов и телеграфов, их быстрой и точной переработке и распоряжения. Портрет доведен при большом внешнем сходстве почти до абстрактной формулы – вот вам центральный агент революционного государства...».
Рисунок был сделан для альбома «Семнадцать портретов», изданного в 1926 году. Тираж альбома был уничтожен по приказу Сталина
На исторический канал Залесская земля @zalesje - стоит не только подписаться, но и как следует там покопаться. Там масса зачетных материалов: про то, как выглядела городская застройка в Ростове и Суздале в 12 веке, во что одевались суздальцы средневековья, про то, что большинство русских городов были разрушены немкой Екатериной II. В общем, канал интересный. Чтобы не быть голословными приводим ссылки на несколько любопытных постов - только за последние месяцы.
Большинство русских городов были разрушены немкой Екатериной II https://yangx.top/zalesje/903
Скандинавия как vagina народов. https://yangx.top/zalesje/954
IQ и финно-славяне. https://yangx.top/zalesje/929
@zalesje "Залесская земля" - социальная антропология великой русской равнины.
О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов. https://yangx.top/zalesje
Большинство русских городов были разрушены немкой Екатериной II https://yangx.top/zalesje/903
Скандинавия как vagina народов. https://yangx.top/zalesje/954
IQ и финно-славяне. https://yangx.top/zalesje/929
@zalesje "Залесская земля" - социальная антропология великой русской равнины.
О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов. https://yangx.top/zalesje
Telegram
Залесская Земля
Большинство русских городов были разрушены немкой Екатериной II, когда была введена их «регулярная планировка». (Например, Ярославль, Кострома и Тверь.) От многих старых каменных строений оставались лишь первые этажи или вообще фундамент, иные разбирались…