Памятник основателям Одессы (Екатерине II, де Рибасу, де Волану, Потемкину и Зубову), как и многие монументы, напоминавшие о царизме, впал в немилость еще после Февральской революции (тогда его задрапировали тканью). Открытки с таким изображением были напечатаны не только в России, но даже и в некоторых странах, участвовавших в интервенции осенью и зимой 1918-1919 годов.
Весной 1919 года интервенты спешно эвакуировались, и город готовился к празднику. Сохранился и эскиз украшения памятника к 1 мая. Воспоминания об этом в своих «Окаянных днях» оставил не решившийся сбежать с союзниками Иван Бунин. Конечно, в свойственной ему желчно-раздражительной манере:
«Перед вечером был на Екатерининской площади. Мрачно, мокро, памятник Екатерины с головы до ног закутан, забинтован грязными, мокрыми тряпками, увит веревками и залеплен красными деревянными звездами. А против памятника чрезвычайка, в мокром асфальте жидкой кровью текут отражения от красных флагов, обвисших от дождя и особенно паскудных».
Весной 1919 года интервенты спешно эвакуировались, и город готовился к празднику. Сохранился и эскиз украшения памятника к 1 мая. Воспоминания об этом в своих «Окаянных днях» оставил не решившийся сбежать с союзниками Иван Бунин. Конечно, в свойственной ему желчно-раздражительной манере:
«Перед вечером был на Екатерининской площади. Мрачно, мокро, памятник Екатерины с головы до ног закутан, забинтован грязными, мокрыми тряпками, увит веревками и залеплен красными деревянными звездами. А против памятника чрезвычайка, в мокром асфальте жидкой кровью текут отражения от красных флагов, обвисших от дождя и особенно паскудных».
Еще про Бунина и Одессу в 1919 году. 23 мая писатель записал в своем дневнике, что наткнулся на улице на пару плакатов:
«На Дерибасовской новые картинки на стенах: матрос и красноармеец, казак и мужик крутят веревками отвратительную зеленую жабу с выпученными буркалами – буржуя; подпись: «Ты давил нас толстой пузой»; огромный мужик взмахнул дубиной, а над ним взвила окровавленные, зубастые головы гидра; головы все в коронах; больше всех страшная, мертвая, скорбная, покорная, с синеватым лицом, в сбитой набок короне голова Николая II; из-под короны течет полосами по щекам кровь…»
«На Дерибасовской новые картинки на стенах: матрос и красноармеец, казак и мужик крутят веревками отвратительную зеленую жабу с выпученными буркалами – буржуя; подпись: «Ты давил нас толстой пузой»; огромный мужик взмахнул дубиной, а над ним взвила окровавленные, зубастые головы гидра; головы все в коронах; больше всех страшная, мертвая, скорбная, покорная, с синеватым лицом, в сбитой набок короне голова Николая II; из-под короны течет полосами по щекам кровь…»
Forwarded from Прометеизм | История России XIX-XX веков
Большевики на трофейном танке «Сфинкс», захваченном у белогвардейцев на Южном фронте, 1920 год.
#гражданскаявойна
#гражданскаявойна
В тему этой карикатуры из газеты «Красный флот» за 27 января 1942 года цитата из книги Константина Сомова «Война: ускоренная жизнь»:
«Неустанно заботясь о своих солдатах, немецкое командование издало также памятку «Защита от обморожения». Вот она: «Ноги и руки особенно чувствительны к морозу. Менять чаще носки (грязь не держит тепла), вкладывать солому, картон или газетную бумагу. Для защиты ног от обморожения рекомендуется завертывать сапоги в солому или тряпки. Лучшей защитой для ног являются валенки (русские) или сапоги, изготовленные из соломы (выделку последних производить силами пленных или местных жителей). Защита рук: лучше иметь 2 пары тонких перчаток, чем одну пару толстых. Очень хороши варежки (из русского брезента), сделать указательный палец».
«Неустанно заботясь о своих солдатах, немецкое командование издало также памятку «Защита от обморожения». Вот она: «Ноги и руки особенно чувствительны к морозу. Менять чаще носки (грязь не держит тепла), вкладывать солому, картон или газетную бумагу. Для защиты ног от обморожения рекомендуется завертывать сапоги в солому или тряпки. Лучшей защитой для ног являются валенки (русские) или сапоги, изготовленные из соломы (выделку последних производить силами пленных или местных жителей). Защита рук: лучше иметь 2 пары тонких перчаток, чем одну пару толстых. Очень хороши варежки (из русского брезента), сделать указательный палец».
Forwarded from Прометеизм | История России XIX-XX веков
Американские солдаты в Архангельске. Зима 1918-1919 гг.
#гражданскаявойна
#гражданскаявойна
Россия, которую мы потеряли. Вспоминает уроженец Брейтовского района Ярославской области генерал-майор Николай Калинин, участник гражданской и Великой Отечественной войны:
«Крестьяне, сгрудившись в стороне от телег, курили, о чем-то беседовали. Отец, сдав свой мешок, подошел к ним. Я тоже.
Ефим Табаков, по прозвищу Гусар, рассказывал:
— У нашего барина еще с деда-прадеда повелось держать в усадьбе медведя. Сейчас он ручной, а прежде за палача служил. Держали его впроголодь. Проштрафится кто, не угодит барину или кому там из его семьи, вталкивали беднягу в клетку. Там ему и конец...
Я слушал затаив дыхание. Слова Ефима Табакова вызывали в моем воображении страшные картины.
Семидесятилетний дед Евсей из Ивановского подтвердил:
— Да, наш барин грозный. Едет четверкой по селу, так все встречные должны падать ниц. А холуй, стоящий на задке кареты, для острастки плетью по спинам прохаживается. А когда мне было лет шесть или семь, помню такой случай. Собрали на господский двор всех деревенских ребятишек. Вышел управляющий и сказал: «Слушайте, чертенята! Наш барин и благодетель решил развести сад. Так вот, чтобы вы не воровали груш и яблок, мы вас сейчас выпорем». Двое дворовых притащили длинную скамейку. На ней каждому из нас кучер всыпал по пятнадцати хлыстов ниже спины. На следующий день барин уехал. О своей затее он скоро забыл и сад так и не посадил. Зато мы о нем до сих пор помним».
«Крестьяне, сгрудившись в стороне от телег, курили, о чем-то беседовали. Отец, сдав свой мешок, подошел к ним. Я тоже.
Ефим Табаков, по прозвищу Гусар, рассказывал:
— У нашего барина еще с деда-прадеда повелось держать в усадьбе медведя. Сейчас он ручной, а прежде за палача служил. Держали его впроголодь. Проштрафится кто, не угодит барину или кому там из его семьи, вталкивали беднягу в клетку. Там ему и конец...
Я слушал затаив дыхание. Слова Ефима Табакова вызывали в моем воображении страшные картины.
Семидесятилетний дед Евсей из Ивановского подтвердил:
— Да, наш барин грозный. Едет четверкой по селу, так все встречные должны падать ниц. А холуй, стоящий на задке кареты, для острастки плетью по спинам прохаживается. А когда мне было лет шесть или семь, помню такой случай. Собрали на господский двор всех деревенских ребятишек. Вышел управляющий и сказал: «Слушайте, чертенята! Наш барин и благодетель решил развести сад. Так вот, чтобы вы не воровали груш и яблок, мы вас сейчас выпорем». Двое дворовых притащили длинную скамейку. На ней каждому из нас кучер всыпал по пятнадцати хлыстов ниже спины. На следующий день барин уехал. О своей затее он скоро забыл и сад так и не посадил. Зато мы о нем до сих пор помним».
#воскресное_кино
«Это видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей». С такой пометкой фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» и сегодня висит на Ютубе. Ощущение такое, что российский зритель до сих пор считает его «дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны».
Снят он был в 1970 году, а до кинотеатров критики допустили только к началу перестройки – в 1985-м.
«В фильме искажен образ героического времени, образ советского народа, поднявшегося на оккупированных территориях на смертельную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками… - говорилось в заключении главной сценарной редакционной коллегии. - В образе Локоткова (герой Ролана Быкова – КФ) нет тех черт, которые рассказали бы о нём как об опытном командире и партизанском руководителе».
Причина конфликта была в главном герое, попавшем в немецкий плен и согласившемся добровольно служить немцам. Правда, он осознает, что сделал, сдается в плен партизанскому отряду и убеждает командира отряда, что искупит свою вину кровью.
Что касается темы военнопленных, то режиссер Алексей Герман, ссылаясь на мифические официальные данные, утверждал, что в немецкий плен попало 10 миллионов советских солдат, и все они якобы были отправлены впоследствии в ГУЛАГ (статья «Изгоняющий дьявола» в журнале «Искусство кино», 1999 год). Тем не менее, германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 миллионов 270 тысяч человек, а по данным Генштаба Вооружённых Сил РФ, потери пленными составили 4 миллиона 559 тысяч человек.
«Это видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей». С такой пометкой фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» и сегодня висит на Ютубе. Ощущение такое, что российский зритель до сих пор считает его «дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны».
Снят он был в 1970 году, а до кинотеатров критики допустили только к началу перестройки – в 1985-м.
«В фильме искажен образ героического времени, образ советского народа, поднявшегося на оккупированных территориях на смертельную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками… - говорилось в заключении главной сценарной редакционной коллегии. - В образе Локоткова (герой Ролана Быкова – КФ) нет тех черт, которые рассказали бы о нём как об опытном командире и партизанском руководителе».
Причина конфликта была в главном герое, попавшем в немецкий плен и согласившемся добровольно служить немцам. Правда, он осознает, что сделал, сдается в плен партизанскому отряду и убеждает командира отряда, что искупит свою вину кровью.
Что касается темы военнопленных, то режиссер Алексей Герман, ссылаясь на мифические официальные данные, утверждал, что в немецкий плен попало 10 миллионов советских солдат, и все они якобы были отправлены впоследствии в ГУЛАГ (статья «Изгоняющий дьявола» в журнале «Искусство кино», 1999 год). Тем не менее, германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 миллионов 270 тысяч человек, а по данным Генштаба Вооружённых Сил РФ, потери пленными составили 4 миллиона 559 тысяч человек.
YouTube
Trial of Roads
Фильм снят в 1971 году под названием "Операция "С новым годом!" По мотивам военной прозы Юрия Германа. В партизанский отряд, действующий в тылу врага зимой 1...
Forwarded from Прометеизм | История России XIX-XX веков
Есть миф о том, что в СССР старались не вспоминать об участии китайских интернационалистов в гражданской войне на стороне РККА. Это, конечно, совсем не так. Более того, в России существует даже несколько памятников в честь китайцев-большевиков. Один из них стоит в Морозовске Ростовской области. Посвящен он китайскому батальону 292-го интернационального Дербентского полка, погибшему за власть Советов в 1919 году.
В марте 2016 года портал «Блокнот Морозовска» со слов местной жительницы Елены Семиной опубликовал рассказ о появлении этого памятника. Дед Семиной, Иван Абрамович Красноперов, был известным печником, а раз архитекторов в городе не было, построить монумент поручили ему.
«Строительство было окончено 1 ноября 1958 года, тогда моему дедушке было всего 29 лет, - говорит Семина. - Торжественное открытие монумента на улице Ленина состоялось 2 ноября 1958 года. На открытии в Морозовске присутствовали представители китайской республики».
На снимке Иван Абрамович шестой справа, стоит во втором ряду.
В марте 2016 года портал «Блокнот Морозовска» со слов местной жительницы Елены Семиной опубликовал рассказ о появлении этого памятника. Дед Семиной, Иван Абрамович Красноперов, был известным печником, а раз архитекторов в городе не было, построить монумент поручили ему.
«Строительство было окончено 1 ноября 1958 года, тогда моему дедушке было всего 29 лет, - говорит Семина. - Торжественное открытие монумента на улице Ленина состоялось 2 ноября 1958 года. На открытии в Морозовске присутствовали представители китайской республики».
На снимке Иван Абрамович шестой справа, стоит во втором ряду.
Фото из Вены, опубликованное в журнале «Фронтовая иллюстрация» в апреле 1945 года.
К слову, благодаря всеобщему образованию в СССР в Германии уцелел не один памятник писателям и композиторам. В Калининграде, например, есть байка о памятнике Шиллеру (это единственный памятник человеку, сохранившийся в послевоенном Кёнигсберге), спасенном неизвестным советским солдатом. Согласно этой байке, кто-то из бойцов написал на постаменте философа и поэта: «Не стрелять! Он свой!» Потом надпись дополнила табличка: «Не трогать! Памятник культуры!» Перед памятником сразу после штурма хоронили самых отличившихся солдат и офицеров, включая Героев Советского Союза.
К слову, благодаря всеобщему образованию в СССР в Германии уцелел не один памятник писателям и композиторам. В Калининграде, например, есть байка о памятнике Шиллеру (это единственный памятник человеку, сохранившийся в послевоенном Кёнигсберге), спасенном неизвестным советским солдатом. Согласно этой байке, кто-то из бойцов написал на постаменте философа и поэта: «Не стрелять! Он свой!» Потом надпись дополнила табличка: «Не трогать! Памятник культуры!» Перед памятником сразу после штурма хоронили самых отличившихся солдат и офицеров, включая Героев Советского Союза.