Красный Фронтовик
4.09K subscribers
3.75K photos
24 videos
1.1K links
Политическая история Европы и политическое искусство начала XX века, коммунизм, антифашизм.

Ссылка на Дзен: zen.yandex.ru/rotfront_1917_1945

Для связи: @IvanMarkov

Поддержка рублем:
СБЕР: 2202 2017 1904 2414
Юмани: 4100 1168 9282 5031
加入频道
Плакат «Советская репка» авторства Дмитрия Моора. Оцените бабку-контрреволюцию с усами, внучку социал-соглашательницу с бородой и Жучку, которая по сценарию просто зовется сучкой:

«Смотрит на репку мусье Капитал
— „Выдерну так, чтоб, никто не видал“.
С красною репкою прямо беда
Дергает он и туда и сюда
Тянет-потянет, вытянуть не может!
Дед Капитал злобно мечет и рвет
Контр-Революцию, бабку, зовет
Репке дадим мы хорошую взбучку
Кликнула бабка помощницу внучку
Дед надрывается, бабка и внучка
Сзади старается верная сучка
Все полетели, ударились крепко
Всех наказала советская репка
Вот тебе и вытянули».
5 декабря 1931 года был взорван храм Христа Спасителя в Москве. До этого сносилось и сжигалось множество других храмов с разрешения властей и без него. Сейчас уже можно сказать, что здания переводили зря, из них вполне можно было бы сделать музеи или дома культуры, но что поделаешь, таков был эмоциональный стихийный порыв. Его хорошо выразил в своей статье «Интеллигенция и революция» Александр Блок:

«Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.

Всё так.

Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают».
В Ярославле сейчас проходит любопытная выставка работ Александра Малыгина (с 1922 по 1929 год он был заведующим и хранителем Ярославской художественной галереи). Среди экспонатов – зарисовки событий Ярославского мятежа белогвардейцев, выполненные в лубочном стиле. Главная же работа – панорама под названием «Славное побоище Красной Армии с Борисом Савинковым в Ярославле в июле 1918 года». Надо сказать, что Малыгин был участником тех событий, но он как будто специально допустил на своей картине массу неточностей. Главная из них – изображение кавалеристов. При том, что во время подавления восстания кавалерия не использовалась. Не было ее и у белых.
Кто в тех краях гуляет, загляните, это – бомба! (фотографии пришлось позаимствовать у историка Андрея Васильченко)
Погода - гадость, но на улице видны первые попытки подготовки к новогодним праздникам. Мы тоже начинаем
Из рассказа ткача Трехгорной мануфактуры П.И. Новикова, дезертировавшего из армии во время Первой Мировой войны. До приведенного эпизода Новиков рассказывает, что 17 августа 1914 года был ранен в правую ступню навылет. Вероятно, ранение рабочий причинил себе сам, но почему-то не признается в этом. (журнал «Борьба классов», №5, 1931 год)

Вообще дезертирство из царской армии в большевистской среде, считалось почетным, так как многие сбежавшие с фронта солдаты потом вставали в ряды красной гвардии. Точно также дезертирством из кайзеровской армии бравировали многие немецкие коммунисты. Яркий пример – Эрнст Тельман, который в октябре 1918 года дезертировал с фронта вместе с четырьмя сослуживцами, после чего принял участие в Ноябрьской революции.
Интересно, что дезертирство Тельмана в ГДР-овском фильме «Эрнст Тельман: сын своего класса» показано как один из самых героических эпизодов (фильм, к слову, снят в лучших традициях восторженного сталинского кино, а главный герой там настолько приторно отполирован, что даже становится как-то неудобно).

Приведем раскадровку этого эпизода:

- солдаты получают новость о восстании матросов в Киле;

- Тельман пишет воззвание, в котором призывает повернуть оружие против офицеров;

- один из офицеров узнает о воззвании, но получает по шее;

- избитый офицер жалуется на рукоприкладство вышестоящему командованию, и бунтовщикам грозит расстрел;

- впрягается Тельман и срывает у командира погоны, а его товарищи разоружают охрану офицера.
#воскресное_кино
Независимых немецких фильмов, снятых о Германии конца 20-х и начала 30-х годов немного. Один из них и, вероятно, последний, который успели снять до прихода к власти нацистов – «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» Златана Дудова. Авторами сценария в нем выступили Бертольт Брехт и Эрнст Отвальт, а композитором - Ханс Эйслер (автор музыки к «Песне Единого фронта», «Песне солидарности» и «Тревожному маршу»).

Фильм – о безработице в Веймарской республике, а его название только на первый взгляд кажется странным. Иносказательно «Куле Вампе» переводится как «пустой живот». Такое название получил палаточный городок в сельской местности недалеко от Берлина (не вымышленный, а реальный), в котором селились немцы, неспособные из-за финансовых трудностей оплачивать аренду жилья. На момент съемок там проживало уже около 300 человек.

Кино понравится всем интересующимся эпохой: там есть и митинги, и красные спортсмены, и уличное выступление агитбригады. В главной роли, кстати, пролетарский певец Эрнст Буш.

По ссылке - фильм с оригинальной озвучкой:
Товарищи мусульмане, вступайте в Рабоче-Крестьянскую Красную армию!
Плакат Дмитрия Моора издательства Всеобуча.

Текст на плакате:
«Товарищи Мусульмане! Под зеленым знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши степи, ваши аулы. Враги народа отняли у вас родные поля. Ныне под красным знаменем Рабоче-Крестьянской революции под звездой армии всех угнетенных и трудящихся собирайтесь с востока и запада, с севера и юга. В седла товарищи! Все в полки Всеобуч!»
Известное фото, не раз публиковавшееся на различных ресурсах. На переднем плане чистит сапоги, стоя на нацистском флаге, гвардии лейтенант Георгий Тимофеевич Таволжанский (старший механик-водитель самоходки ИСУ-152 349-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка). Дело происходит в Бреслау (сегодняшний Вроцлав).

15-го июля 1944 года Таволжанский горел в своей самоходке. Во время боя «Зверобой» получил два прямых попадания, в результате чего погиб весь экипаж, кроме механика-водителя. За день до этого экипаж уничтожил один вражеский танк, еще один подбил, а также выкосил до взвода гитлеровской пехоты.
Белый генерал Антон Деникин в главе «Моральный облик армии. «Черные страницы»» своих мемуаров «Очерки русской смуты» стыдливо сознается, что белогвардейцы часто прибегали к реквизициям. В частности, по его словам, погоня за добычей особенно была близка натуре горцев и донских казаков, которые самоснабжались «беспорядочно, без системы». Генерал, тем не менее, оправдывает своих солдат и офицеров за грабежи, так как «войска были плохо обеспечены снабжением и деньгами»:

«Атаман Краснов в одном из своих воззваний-приказов, учитывая психологию войск, атаковавших Царицын, недвусмысленно говорил о богатой добыче, которая их ждет там... Его прием повторил впоследствии, в июне 1919 года, генерал Врангель.
При нашей встрече после взятия Царицына он предупредил мой вопрос по этому поводу:
— Надо было подбодрить кубанцев. Но я в последний момент принял надлежащие меры...
Победитель большевиков под Харьковом генерал Май-Маевский широким жестом «дарил» добровольческому полку, ворвавшемуся в город, поезд с каменным углем и оправдывался потом:
— Виноват! Но такое радостное настроение охватило тогда...»

Удивительно, что охранители Белого дела так не любят, когда их кумиров называют белобандитами. Кумиры-то сами в бандитизме сознаются.
Отто Дикс, "Уличный бой" (1927 год)
10 декабря – негромкая дата для Красной армии, но именно в этот день в 1936 году артиллеристы поднялись еще на одну ступеньку вверх, благодаря члену Комиссии советского контроля при СНК СССР Григорию Хаханьяну, подавшему Сталину докладную записку о необходимости моторизации артиллерии.

По мнению Хаханьяна, перевод артиллерии на механическую тягу должен быть решен одновременно по двум направлениям:
а) подготовка скоростных тракторов для тяги артиллерии;
б) подготовка ходовой части артсистем для передвижения на повышенных скоростях.

Им же были определены несколько типов гусеничных транспортных тракторов, пригодных для возки артиллерии. Среди них:
- трактор «Пионер» (пригоден для перевозки 45-мм противотанковой и 76-мм полковой пушки образца 1927 года);
- трактор СТ3-З (пригоден для перевозки 76-мм дивизионной пушки, пушки Ф-22, 107-мм пушки, 122-мм гаубицы, 152-мм гаубицы и 76-мм зенитной пушки);
- трактора «Коммунар» и «Коминтерн» (переводят на мехтягу 122-мм пушку, 152-мм гаубицу 1934 года, 152-мм пушку БР-2 и 203-мм гаубицу Б-4);

Что касается автора докладной записки Григория Хаханьяна, то он 1 февраля 1939 года был оклеветан и 22 февраля был приговорён к смертной казни «за участие в военно-фашистском заговоре». В тот же день комкор был расстрелян. 11 апреля 1956 года Хаханьян был посмертно реабилитирован.
Фронтовой фотокорреспондент Михаил Савин вспоминает о последнем параде немцев, сдавшихся в плен Красной армии 9 мая 1945 года на косе Фрише Нерунг:

«9 мая я был свидетелем грандиозного события. На косе Фриш-Нерунг в Восточной Пруссии сосредоточилась большая группировка немецких войск. Бои шли весь день 8-го числа. Противник вел беспрерывный артиллерийский обстрел, причем большинство снарядов падало куда попало. Как потом мне удалось выяснить, артиллеристам был дан приказ: выпустить все снаряды. И вот наступил долгожданный день победы и капитуляции немецких войск. Командующий группировкой усталый генерал встретил нас — двоих полковников из штаба и меня, фотокорреспондента старшего лейтенанта в своей просторной землянке. Мы приехали, чтобы дать указание, куда и когда следует отправляться в плен. Генерал желал показать, в каком виде находятся его части и организовал показ-парад, который принимали наши полковники, а я все это фиксировал на пленку. Это были последние кадры войны».