Красный Фронтовик
4.08K subscribers
3.74K photos
24 videos
1.1K links
Политическая история Европы и политическое искусство начала XX века, коммунизм, антифашизм.

Ссылка на Дзен: zen.yandex.ru/rotfront_1917_1945

Для связи: @IvanMarkov

Поддержка рублем:
СБЕР: 2202 2017 1904 2414
Юмани: 4100 1168 9282 5031
加入频道
Скоро очередная важная дата – 76-я годовщина взятия Кёнигсберга. Так уж сложилось, что именно перед 9 мая, а в Калининграде еще и перед 9 апреля (в этот день был взят Кёнигсберг), дети, внуки и правнуки участников Великой Отечественной войны пытаются установить боевой путь своего предка, найти место его гибели или ранения. Про сайты «Подвиг народа», «Память народа» и ОБД-Мемориал знают все, а вот про уточненную базу данных по участникам сражений в Восточной Пруссии знают немногие. Эту работу проделал калининградец Дмитрий Востриков, и он продолжает работать по ней в ежедневном режиме. К тому же, база снабжена немецкими картами и постоянно пополняется фотографиями. Думаю, кому-то из вас будет полезно.

А сюда Дмитрию можно писать.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Это не кино. Но посмотреть советую. Людмила Павличенко рассказывает о снайперской работе. Видно, что она уже серьезно больна. Запись сделана в 1973 году, за год до смерти.
В конце 20-х и начале 30-х годов компартия Германии призвала женщин активно готовиться к борьбе. В частности, членам созданной в 1925 году Лиги красных женщин и девушек (Roter Frauen- und Mädchen Bund) рекомендовали проходить военную подготовку.

Американский историк Сара Энн Сьюэлл считает, что коммунисты культивировали женскую антифашистскую воинственность не для показухи, а с практической целью, так как женщинам часто приходилось участвовать в битвах с нацистами плечом к плечу с мужчинами. В качестве примера она приводит заметку из «Die Rote Fahne» за 10 июля 1932 года, рассказывающую о столкновении с нацистами во Францбурге (Мекленбург-Передняя Померания):

«Мы не собирались стоять в стороне, ничего не делать или убегать, когда увидели, что эти звери хотят убить наших мужей», - рассказывала одна их участниц тех событий.

Доказательством участия женщин в акциях прямого действия является и судебная статистика. Так в августе и сентябре 1932 года 23 женщины были заключены в тюрьму за политическое насилие.
#воскресное_кино

Сегодня смотрим фильм «Людмила», снятый в 1982 году в память о Людмиле Мокиевской-Зубок, единственной в истории женщине, командовавшей бронепоездом. Сразу стоит оговориться, что картина очень и очень по мотивам, то есть многие факты там искажены, и добавлено то, что требовал от позднесоветского кинематографа зритель: любовная линия, погони и перестрелки а-ля вестерн (кстати, трюки каскадеров действительно отличные) и модная на то время музыка. Музыкальная тема в фильме вышла особенно неудачной, и ее хочется просто перематывать. Хотя кто знает, может быть, есть и любители подобного.

Чтобы уйти от придирок историков, создатели фильма назвали бронепоезд «Молот», хотя на деле под командой Мокиевской-Зубок сначала был бронепоезд «3-й Брянский», а потом «Власть Советам!». Сама главная героиня носит фамилию Никольская. По мнению критиков, сыгравшая ее Надежда Шумилова показала краскома в юбке слишком мягкой. Чтобы добавить ей жесткости, в сюжет вставлен эпизод с ее подругой, удачно выскочившей замуж и потому пристроившейся в штаб.

Вероятно, фильм о Мокиевской-Зубок стоило снять лет на 20 раньше. Тогда все получилось бы ближе к оригиналу и удалось бы избежать мелодраматизма. В общем, дух времени помешал.
Объявление о предпраздничном митинге Железного фронта в Берлине 3 марта 1932 года.

Среди ораторов-хедлайнеров - депутат Рейхстага от СДПГ (представляла избирательный округ Гамбург) и борец за женские права Йоханна Рейтце (во время Второй Мировой войны она просидела в нацистских лагерях до освобождения союзниками).

Судя по плакату, Железный фронт был не готов к объединению с коммунистами в борьбе против нацистов, так как один из заявленных лозунгов – борьба против гражданской войны.
1932 год. Митинг в Хайденау (Саксония), приуроченный к Международному женскому дню. Лозунги, которые несут на транспарантах:
«Женщины, вставайте! Женщины, просыпайтесь! Власть в ваших руках! В вашей воле победа в классовой войне!»;
«Мы требуем защиты для матери и ребенка!»;
«Борись вместе с революционной профсоюзной оппозицией за 40-часовую рабочую неделю с компенсацией заработной платы»;
«Мы вместе с жертвами позорного § 218» (В соответствии с этой статьей уголовного кодекса женщина, сделавшая аборт, получала 5 лет каторжной тюрьмы. С этой статьей активно боролись активисты КПГ).

Автор фото Курт Отто Бургхардт
1932 год. Wahlkampf глазами немецкой фотохудожницы Эллы Бергманн-Мишель. Из окон выглядывают флажки социал-демократов из "Железного фронта" и их оппонентов из КПГ
#wahlkampf #битва_за_стены
Forwarded from Нечаевщина
Сексистская карикатура для антисоветского эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия» (La Russie Illustrée)

Интересный факт: с 1929 года журнал был организатором конкурсов красоты «Мисс Россия» в Париже
Демон фрайкора с плаката Рейхсбунда 1924 года. Авторы плаката объясняют, что будет, если это чудище снова схватит немцев. Они, в принципе, оказались правы – война действительно случилась.

Рейхсбунд, начиная с 1919 года, был попыткой объединения в сеть демократически настроенных военных и полицейских, близких к социал-демократам, Немецкой демократической партии и Партии центра. Рейхсбунд считал себя чем-то вроде «духовного знамени Рейхсбаннера» (боевой организации, фактически руководимой СДПГ).
В конце июля 1944 года, буквально через неделю после покушения на Гитлера в Вольфшанце, в Восточную Пруссию была заброшена диверсионно-разведывательная группа «Джек». Понятно, что немецкие спецслужбы на тот момент стояли на ушах и развели кипучую деятельность с почесыванием лесов и погонями. В итоге, к зиме от группы осталось всего три человека. Двое из них, Геннадий Юшкевич и Наполеон Ридевский, смогли выжить только благодаря помощи немецкого коммуниста Августа Шиллята, жившего в поселке Минхенвальде (сегодня Зеленово Полесского района). Шиллят до этого успел отсидеть в концлагере и работал во время войны лесником. Интересно, что он сумел сохранить и партбилет, и даже знамя своего отделения. Рассказ Августа Шиллята о спасении знамени дает в свей книге Геннадий Юшкевич:

- «Муттер», мать Амалия – моя жена, у нас сын Отто. Она верная подруга. Когда меня арестовали, то пришли на квартиру с обыском, дома хранилось знамя местной парторганизации «Ротфронт». Так «муттер» успела зашить это знамя в подушечку-думку, и, предложив гестаповцу, который руководил обыском, присесть на кресло, подложила ему эту подушечку. Так удалось сохранить знамя, которое могло быть веским аргументом против меня.

#знамяRFB
Натуралистические стихи из «Красноармейской правды» за 12 марта 1924 года. Выпуск газеты был приурочен к семилетию жизни без царя.
Тем временем, разгорается очередной литературный скандал вокруг «Эшелона на Самарканд» Гузели Яхиной. Как пишет самарский историк Григорий Циденков, «писательница», выпустившая не так давно роман «Зулейха открывает глаза», передрала его ранние посты из ЖЖ и скомпилировала из этого целую книжку. Ниже слово Циденкову:

Антиплагиат Гузели Яхиной.
Заставили посмотреть интервью писательницы Гузели Яхиной в пресс-центре ТАСС о ее романе "Эшелон на Самарканд":
https://web.facebook.com/presstass/videos/434406317632708
Из интервью следует, что весь роман состоит из компиляции и пересказа с минимальными изменениями публикаций моего блога в ЖЖ. За основу взята практически без изменений публикация "Побывать в шкуре уполномоченного по сопровождению голодающих детей в эвакуацию":
https://d-clarence.livejournal.com/85885.html
Изменений тут всего два: Яхина переименовала Самару в Казань и округлила число детей до 500.
Взята серия публикаций о придуманном мной сценарии:
https://d-clarence.livejournal.com/39049.html
В конце романа Яхина зачем-то публикует список придуманных ею имен-кличек детей из эшелона. Это я в статье об эвакуации детей в Чехословакию в конце статьи провожу их неполные списки из архивов:
https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/818/809
О фильмах про голод информация взята из двух публикаций:
https://d-clarence.livejournal.com/107808.html
https://d-clarence.livejournal.com/81830.html
Стремясь, видимо, уйти от обвинений в плагиате, Яхина, как студент-первокурсник, меняет некоторые детали и добавляет воды в виде собственных вымыслов. Что приводит к абсурду: действие романа разворачивается в 1923 году. Это примерно как написать об эвакуации из блокадного Ленинграда в 1945 году. Эвакуировали голодающих в 1921-22 гг., в 1923-м всех уже начали возвращать.
Совпадений и нелепостей огромное количество. Ссылки на источники Яхина приводит явно не ознакомившись с ними и т.д. и т.п.
Буду рад консультации профессиональных юристов-специалистов в сфере авторских прав и издателей.
Еще одна история от калининградского переселенца. О послевоенном детстве рассказывает Владимир Иванов, отец которого погиб под Пиллау, а мама встретила Победу в Кёнигсберге:

- Пистолет – это минимум. Лучше, если у тебя есть пистолет и винтовка. Автоматы найти было сложнее. Отцы тогда за игры с оружием своих детей не гоняли, но проверяли, чтобы бойка не было – его просто выкидывали. Затвор, конечно, оставляли, иначе эффекта никакого. С порохом и взрывчаткой у нас также проблем не было. А главное – во дворе у нас стоял немецкий танк. У него не было люка, но крутилась башня и поднималась пушка (в башне имелись две специальные рукоятки). Самое любимое развлечение – это сесть на пушку, когда приятель крутит обе рукоятки. Потом этот танк утащили на металлолом, но оставили гусеницы. Эти гусеницы наш сосед использовал как бордюр к дорожке, ведущей в подъезд. Бордюр долго там был, до ремонта дома.

#истории_первых_переселенцев
Карикатура Константина Елисеева из «Крокодила» №12 за 1945 год. Устоявшийся в народном сознании образ таракана-пруссака перекочевал в советские издания из пропагандистских журналов времен Первой мировой войны. Это усатое насекомое должно было символизировать ненасытного врага, которого необходимо прихлопнуть.
Еще одно открытие, связанное с политической «борьбой за стены» в предвоенном Кёнигсберге. На фото Башня Врангеля, ворота и стены которой испещрены надписями коммунистов. Можно разобрать несколько граффити «Spartakus», рядом с которыми на двери нацарапана свастика - ответ оппонентов.

По словам владельца снимка, калининградского коллекционера Максима Попова, фото сделано в промежутке между 1935 и 1939 годами, когда КПГ уже несколько лет находилась в подполье.

Тут напомню про более ранний пост о чудом уцелевшей при нацистах надписи «Wählt Thälmann» на мосту у Вагонзавода. #битва_за_стены #wahlkampf