Красный Фронтовик
4.08K subscribers
3.75K photos
24 videos
1.1K links
Политическая история Европы и политическое искусство начала XX века, коммунизм, антифашизм.

Ссылка на Дзен: zen.yandex.ru/rotfront_1917_1945

Для связи: @IvanMarkov

Поддержка рублем:
СБЕР: 2202 2017 1904 2414
Юмани: 4100 1168 9282 5031
加入频道
Кустарно денацифицированные пряжки вермахта из коллекции Валерия Ковальчука (Белоруссия). Эти элементы амуниции партизаны приспосабливали под свои нужды чаще всего. Единого стиля, конечно, не было, но главное условие выполнялось – нацистская символика вырезалась, затиралась или шлифовалась напильником. Иногда поверх свастики крепилась красноармейская звездочка с серпом и молотом.
5 февраля 1919 года Красная армия заняла Киев, откуда впопыхах эвакуировались остатки разбитых войск УНР Симона Петлюры. Этот эпизод описал в своей «Белой гвардии» Михаил Булгаков. Начинается он с убийства еврея куренным атаманом:

«Над поверженным шипел электрический фонарь у входа на мост, вокруг поверженного метались встревоженные тени гайдамаков с хвостами на головах, а выше было черное небо с играющими звездами. И в ту минуту, когда лежащий испустил дух, звезда Марс над Слободкой под Городом вдруг разорвалась в замерзшей выси, брызнула огнем и оглушительно ударила.

Вслед звезде черная даль за Днепром, даль, ведущая к Москве, ударила громом тяжко и длинно. И тотчас хлопнула вторая звезда, но ниже, над самыми крышами, погребенными под снегом. И тотчас синяя гайдамацкая дивизия тронулась с моста и побежала в Город, через Город и навеки вон.

Следом за синей дивизией, волчьей побежкой прошел на померзших лошадях курень Козыря-Лешко, проплясала какая-то кухня... потом исчезло все, как будто никогда и не было. Остался только стынущий труп еврея в черном у входа на мост, да утоптанные хлопья сена, да конский навоз».

Карикатура на удирающего Петлюру – из журнала «Перець».
Первые московские соревнования по езде на лыжах за лошадью. Фото из журнала «Прожектор» за февраль 1925 года.

Организаторы состязаний предположили, что этот новый для СССР вид спорта (пришел он из Швеции и Швейцарии) может иметь прикладное значение в плане быстрой переброски воинских соединений, поэтому в гонках участвовали, в основном, красноармейцы. Кстати, лошадь с лыжником развивала скорость до 60 километров в час.
Переселенка Людмила Паршина в начале войны жила в Ленинграде. Там во время блокады у нее умер сначала отец, потом младший брат, а затем мама. Вместе с сестрой Люсю отправили в детский дом, который через месяц эвакуировали в Ивановскую область. В Калининградскую область она была направлена уже в 1946 году по комсомольской путевке. Вот одна из ее блокадных историй:

«От голода мы не могли ходить нормально, ноги еле волочились. Однажды, когда я через кладбище возвращалась с хлебом домой, то заметила, что за мной идет мужчина. Он тоже передвигал ноги с трудом, но хотел отнять у меня хлеб. Уже у самого дома он приблизился ко мне очень близко, мне казалось, что я бегу изо всех сил. Когда я закрыла дверь и зашла в дом, сестра мне рассказала, что все видела через окно. Оказалось, что мы не бежали, а еле-еле шли».

#истории_первых_переселенцев
«Красноармейцы». Фотоколлаж для журнала «За рубежом» (1930 год).
Фото Бориса Игнатовича, коллаж – Варвары Степановой.
#воскресное_кино

Влияние русских хакеров на американские выборы – детский лепет по сравнению с тем, какое огромное влияние оказала Октябрьская революция на США и на весь мир. Об этом, а также об одном из важнейших агентов этого влияния – фильм Уоррена Битти «Красные».

«Красные» - это биографическая драма о Джоне Риде (автор знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир») и его жене, писательнице Луизе Брайант. Собственно, книга Рида и стала частью сценария фильма-эпопеи, его кульминацией. Когда начнете смотреть, то обратите внимание, что фильм идет больше трех часов. Этот факт и тематика картины – шок для Голливуда, тем более, что история американской интервенции в Советскую Россию там не скрывается.

Ценность «Красных» еще и в документальных врезках-интервью. Время от времени там появляются персонажи, которые были лично знакомы с Ридом и Брайант. Причем, многие из этих «свидетелей» пострадали от американской «охоты на ведьм». Вы увидите 98-летнего радикального просветителя и борца за мир Скотта Ниаринга, писательницу Дороти Фрукс, репортера и писателя Джорджа Селдеса, защитника гражданских свобод Роджера Болдуина, писателя Генри Миллера и других.

Главным критиком советского режима в фильме стала высланная из США анархистка Эмма Гольдман. Политический спор Джона Рида с ней – один из самых ценных эпизодов (кстати, убедить его Эмме не удалось), а сыгравшая Гольдман Морин Стэплтон получила Оскар.

И еще пара интересных фактов об актерах: Александра Керенского в фильме сыграл его внук Олег Керенский, а Григория Зиновьева – польско-американский писатель-антикоммунист Ежи Косиньский. Последний, кстати, не хотел ехать на съемки в Финляндию, так как опасался, что его могут похитить КГБ (это был 1980-й год).
В «Красных» масса клюквы, но она, конечно, простительна, так как вовсе не злобна. Понятно, что американцам в начале 80-х было сложно найти для съемок десятки и даже сотни русских "пролетариев", поэтому киношные митинги и массовки довольно комичны. Само собой, агитационных плакатов в картине встречается множество. Но некоторые из них не совсем к месту. Пример – на фото. Украинская адаптация лозунга Троцкого «Пролетарий – на коня!» вряд ли могла висеть в советской столице.
Реакция немецкого художника Карла Хольца на погромы и нападения штурмовиков на левых активистов летом 1932 года. Под вторым рисунком подпись: «Семь недель гитлеровского курса. В кратчайшие сроки Германия встала на ноги».
Один из эпизодов в фильме «Красные» - депортация из США Эммы Гольдман. Вместе с ней 21 декабря 1919 года в Советскую Россию на судне «Буфорд», которое в прессе тут же окрестили «Красным ковчегом», принудительно отправились еще 248 человек, подозреваемых в анархизме и большевизме. Газетчики по этому поводу повеселились, изобразив Дядю Сэма, подписывающего рождественский подарок Ленину и Троцкому. Настоящая свобода слова в действии.
«Мы теперича сплотимся, будем биться до конца!» - стихи вологодских подростков на смерть Ленина, опубликованные в газете «Красный Север».
Михаил Авилов, «Руби гадов!»

Либо мысли художников в 1941 году совпадали, либо кто-то у кого-то подглядывал, но вот уже третий плакат, где красный кавалерист рубит шашкой гитлеровца (ставка в начале войны по инерции делалась на конницу). Даже ракурс один и тот же. Еще два похожих плаката тут.
«Ослабела немчура – добивать ее пора» - кустарный агитационный штамп, изготовленный смоленскими партизанами. Хранится в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
Спасибо казанскому коллеге Рустаму Ханнанову за продолжение темы плакатов 1941 года с атакующей красной кавалерией (другие плакаты публиковал тут и тут).

Теперь еще два:
1) Феодосий Бочков и Алексей Лаптев, «Лихо руби врага!»
2) Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, «Смерть немецким оккупантам!»
Художник Зигфрид Хенце перед своей картиной, посвященной Максу Гельцу и его ближайшим сподвижникам Полу Поппу, Оскару Хельзелю и Луи Мюллеру, сколотившим рабочий совет в саксонском Фалькенштейне на рубеже 1918-1919 годов.

Современные немцы, оказывается, точно так же боятся своей истории, как и русские. Например, картину с этого снимка, написанную в 1988 году, власти города нигде не показывают, они прячут ее в каком-то сарае в течение 30 лет вместе с бюстом Гёльца. Мемориальные таблички в честь революционеров со стен домов Фалькенштейна скручиваются. Сам Зигфрид Хенце так и не дождался открытого экспонирования своей работы – он умер 12 мая 2020 года.
В Калининграде, как и в саксонском Фалькенштейне, прячут советское искусство. Причем, не картину и не бюст, а огромную мозаику, созданную художниками Смирнягиными в 70-х. Изображены на ней красноармейцы и лидеры большевиков в октябре 1917 года.

За занавеской мозаику прячут с 1993 года, и специально обученные вахтеры зорко следят, чтобы шторку никто не открывал. Ссылаются они на какой-то мифический внутренний документ. Впервые за 25 лет мне позволили открыть панно только 7 ноября 2017 года, но сразу после фотографирования шторы снова задернули. Интересно, что до перестройки это произведение включалось в путеводители по Калининграду, а сейчас о нем почти никто не знает. Авторов, Юрия и Нелли Смирнягиных, эта ситуация, кстати, тоже дико бесит. Фото процесса изготовления из их личного архива.