16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер детского литературно-художественного журнала «Мурзилка». Само собой, в этом издании детям рассказывали и о Красной армии, и о других вещах в духе времени.
На фото иллюстрации из пятого номера Мурзилки за 1924 год. К слову, на тот момент Мурзилкой было не нечто желтое в берете (этот образ был придуман только в 1937 году), а так звали щенка.
На фото иллюстрации из пятого номера Мурзилки за 1924 год. К слову, на тот момент Мурзилкой было не нечто желтое в берете (этот образ был придуман только в 1937 году), а так звали щенка.
#воскресное_кино
«Годовщина революции» - это первая работа классика кинодокументалистики Дзиги Вертова и, вероятно, вообще первая полнометражная документальная картина в истории. Долгое время считалось, что этот фильм утрачен, однако благодаря кропотливой реставрационной работе киноведа Николая Изволова, восстановить уникальный кинодокумент получилось практически полностью (сам Изволов говорит, что на 98%).
В ноябре 2018 года в Амстердаме состоялась премьера восстановленной по кусочкам «Годовщины революции», а теперь фильм еще и выложен в общий доступ, так что радуемся.
Так как на кадрах молодая Советская республика до ноября 1918 года, то увидеть можно самое начало Гражданской войны: митинги Льва Троцкого, искореженные броневики и затопленные пароходы, лагеря беженцев, первых красноармейцев и позирующего перед кинокамерой Василия Ивановича Чапаева.
«Годовщина революции» - это первая работа классика кинодокументалистики Дзиги Вертова и, вероятно, вообще первая полнометражная документальная картина в истории. Долгое время считалось, что этот фильм утрачен, однако благодаря кропотливой реставрационной работе киноведа Николая Изволова, восстановить уникальный кинодокумент получилось практически полностью (сам Изволов говорит, что на 98%).
В ноябре 2018 года в Амстердаме состоялась премьера восстановленной по кусочкам «Годовщины революции», а теперь фильм еще и выложен в общий доступ, так что радуемся.
Так как на кадрах молодая Советская республика до ноября 1918 года, то увидеть можно самое начало Гражданской войны: митинги Льва Троцкого, искореженные броневики и затопленные пароходы, лагеря беженцев, первых красноармейцев и позирующего перед кинокамерой Василия Ивановича Чапаева.
YouTube
УНИКАЛЬНЫЕ КАДРЫ! Годовщина революции. реж. Дзига Вертов. 1918
#революция #Ленин #Октябрь #Февраль #Троцкий #хроника #монархия #свержение
"Годовщина революции" - уникальный кинофильм, смонтированный режиссёром Дзигой Вертовым из хроникальных материалов к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.…
"Годовщина революции" - уникальный кинофильм, смонтированный режиссёром Дзигой Вертовым из хроникальных материалов к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.…
Большая часть мемуаров противников большевиков по Гражданской войне сводится к тому, что эти противники не знают, за что воюют. Да, часто имеет место месть, но, отомстив, белогвардеец, зеленый или эсер останавливается, как собака перед застывшим на месте велосипедистом.
Даже авантюрист и циник Борис Савинков признается в этом в своей повести «Конь вороной»:
«Где наше воплощенное слово? Де наша истина, наша божья благодать? «Егоров наврал, неизвестно за что воюем». Я знаю, почему я вешаю их, но я не знаю, зачем в тылу фабрикуется царь, даже не царь, а царек, доморощенный и карикатурный Наполеон. В нем спасение России?.. Спасение генералов и бар. Спасение тех, кого с кровью выплюнул русский народ».
На фото Лавр Корнилов и Борис Савинков в августе 1917 года
Даже авантюрист и циник Борис Савинков признается в этом в своей повести «Конь вороной»:
«Где наше воплощенное слово? Де наша истина, наша божья благодать? «Егоров наврал, неизвестно за что воюем». Я знаю, почему я вешаю их, но я не знаю, зачем в тылу фабрикуется царь, даже не царь, а царек, доморощенный и карикатурный Наполеон. В нем спасение России?.. Спасение генералов и бар. Спасение тех, кого с кровью выплюнул русский народ».
На фото Лавр Корнилов и Борис Савинков в августе 1917 года
Попался в одном из библиотечных архивов детский сборник рассказов 1924 года «Дети революции», изданный в Харькове. Из семи рассказов четыре – о жизни немецких рабочих и их детях. Оно и понятно, пионерам объясняли, что через месяц-два, а, может, через год германский пролетариат победит, случится революция, и как минимум одним внешним врагом будет меньше, а значит и жить будет легче.
А вот забавный эпизод из рассказа "Вильгельм", главный герой которого (сын старого партийного работника) собирает школьников в детскую коммунистическую группу и агитирует их не подчиняться учителям.
А вот забавный эпизод из рассказа "Вильгельм", главный герой которого (сын старого партийного работника) собирает школьников в детскую коммунистическую группу и агитирует их не подчиняться учителям.
Еще один отрывок из упомянутой в предыдущем посте детской книжки. На этот раз из рассказа «Скоро будет», посвященного мечте советского пионера о революции в Германии. Вообще же истории с передачей знамен из Советского Союза немецким коммунистам повторялись многократно. Сохранению одного из этих знамен во время нацистской диктатуры посвящен роман немецкого антифашиста Отто Готше «Знамя Кривого Рога». В 1967 году в ГДР вышел одноименный фильм по этому роману.
#знамяRFB
#знамяRFB
И несколько фотографий момента передачи советских знамен:
1 - Вручение криворожского знамени (того самого, о котором снят фильм) горнякам города Гербштадт, 1929 год;
2 - Советское знамя, врученное немецким пионерам во время митинга в Ной-Кёльнском парке (фото из «Огонька» за июнь 1926 года);
3 - Передача советского знамени в международный день молодежи в Ремшайде. Сентябрь 1929 года.
#знамяRFB
1 - Вручение криворожского знамени (того самого, о котором снят фильм) горнякам города Гербштадт, 1929 год;
2 - Советское знамя, врученное немецким пионерам во время митинга в Ной-Кёльнском парке (фото из «Огонька» за июнь 1926 года);
3 - Передача советского знамени в международный день молодежи в Ремшайде. Сентябрь 1929 года.
#знамяRFB
На первом фото военный комендант гарнизона освобожденного Киева полковник Ивашкин благодарит киевского школьника Костю Кравчука, сохранившего знамена 968-го и 970-го стрелковых полков РККА во время оккупации.
На втором Костя с орденом Красного знамени.
Пионер прятал от нацистов знамена с сентября 1941 года до мая 1944 года
На втором Костя с орденом Красного знамени.
Пионер прятал от нацистов знамена с сентября 1941 года до мая 1944 года
Командир стрелкового батальона майор В. Романенко рассказывает сербским партизанам и жителям села о боевых подвигах юного разведчика Вити Жайворонка
Александр Самохвалов, «Военизированный комсомол» (1932-1933 гг.)
Еще одна известная картина, где комсомольцы в форме Юнгштурма. К слову, в год создания этой работы впервые появился термин социалистический реализм. Он был предложен советским литературоведом Иваном Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года и сначала распространялся только на литературу, но вскоре охватил и другие виды искусства. Собственно, «Военизированный комсомол» искусствоведы относят уже к соцреализму.
Еще одна известная картина, где комсомольцы в форме Юнгштурма. К слову, в год создания этой работы впервые появился термин социалистический реализм. Он был предложен советским литературоведом Иваном Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года и сначала распространялся только на литературу, но вскоре охватил и другие виды искусства. Собственно, «Военизированный комсомол» искусствоведы относят уже к соцреализму.
К предыдущему посту:
«Картина была связана с пятнадцатилетием Красной Армии, - писал Самохвалов о своей работе «Военизированный комсомол». - Однажды, катаясь на лодке с друзьями, Н. З. Стругацким и Л. А. Мессом, я увидел небольшой участок поля, занятый молодежным стрельбищем. Девушки с винтовками лежа стреляли по цели, где-то тут же учились строю комсомольцы. Возле зенитки стояла группа молодежи, изучая механизм этого орудия обороны. С отдельными группами девушек работали инструкторы. Я написал эскиз будущей картины… Композиция картины очень ясная. Море и громадный участок свежевспаханного поля. На зеленом лугу переднего плана группа девушек, лежа, вырабатывает в себе снайперские навыки. Яркие, цветные одежды молодежи обогащают колорит картины. Горизонтали пересекаются стоящими двумя фигурами в левой части и большой группой в правой. Часть этой группы направлена влево и за ней, прямо на зрителя идет строй вооруженных комсомольцев, а на переднем плане девушка в военном костюме с противогазом замыкает композицию. К композиции сохранились два этюда. Один из них - "Девушка на военной учёбе", другой - "Комсомолец с винтовкой"».
«Картина была связана с пятнадцатилетием Красной Армии, - писал Самохвалов о своей работе «Военизированный комсомол». - Однажды, катаясь на лодке с друзьями, Н. З. Стругацким и Л. А. Мессом, я увидел небольшой участок поля, занятый молодежным стрельбищем. Девушки с винтовками лежа стреляли по цели, где-то тут же учились строю комсомольцы. Возле зенитки стояла группа молодежи, изучая механизм этого орудия обороны. С отдельными группами девушек работали инструкторы. Я написал эскиз будущей картины… Композиция картины очень ясная. Море и громадный участок свежевспаханного поля. На зеленом лугу переднего плана группа девушек, лежа, вырабатывает в себе снайперские навыки. Яркие, цветные одежды молодежи обогащают колорит картины. Горизонтали пересекаются стоящими двумя фигурами в левой части и большой группой в правой. Часть этой группы направлена влево и за ней, прямо на зрителя идет строй вооруженных комсомольцев, а на переднем плане девушка в военном костюме с противогазом замыкает композицию. К композиции сохранились два этюда. Один из них - "Девушка на военной учёбе", другой - "Комсомолец с винтовкой"».