Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
75 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
Русская Философия
Первый канал


Девиз этого времени
«Русский и китаец — братья навек»

5 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
"Идея правды в китайской философии"

Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон

Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи

Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
__

Пятый день.

Основное возражение Чжуан-цзы использованию «спора» и «рассудка» для выяснения, чья позиция правильная – конфуцианцев, моистов, янгистов и прочих – в том, что «имена», из которых строятся речи, используемые «рассудком» в «споре», непостоянны в своем указании на действительность.

1. Аргумент первый: зависимость всех речей от точки зрения. Для Чжуан-цзы (как и для остальных древнекитайских философов) язык является средством, «расчленяющим» реальность на пары противоположностей. Если мы называем что-то левым, значит, мы одновременно начинаем считать что-то правым. Если объявляем что-то «быком», то одновременно приходим к рождению «не-быка». Все эти разграничения на противоположности для него подразумевают одну кардинальную пару противоположностей, которая сказывается во всех них – ши фэй 是非 «[э]то [и] не-то». Как оппозицию к ши 是 «[э]тому» Чжуан-цзы часто использует би 彼 «то другое». Так, деление на «левое» и «правое» подразумевает, что левое – это «[э]то», а правое – «не-то» в смысле, «то другое». «Бык» – это «[э]то», «не-бык» - «не-то» или «то другое». И так далее. Проблема, однако, в том, что эта кардинальная пара разграничений, как мы бы сейчас сказали, имеет дейктическую природу, т.е. зависит от контекста. В зависимости от одной точки зрения мы можем назвать нечто «этим», ши, в зависимости от другого, «тем», би. Чжуан-цзы же обращает внимание на то, что, подобно тому, как ши и би зависимы от перспективы, так и ши и фэй не твердо установлены, не постоянно указывают на вещи, в результате чего то, что с одной стороны есть ши, с другой может быть фэй. Значит, нечто одно и то же – одновременно есть «[э]то» и есть «не-то». Но какое же знание можно получить, если вещь одновременно можно назвать чем угодно? Никакое. Такова логика Чжуан-цзы.

2. Аргумент второй: произвольность любой точки зрения, непригодность спора в определении выделенной точки зрения. Однако даже если «то» и «не-то», «правда» и «неправда» зависимы от точки зрения, может быть, есть некоторая выделенная точка зрения, которая и учитывается в определении, что же подлинно есть «то самое», а что «не-то»? Например, эта выделенная точка зрения может быть выяснена в «споре» сторон. Чжуан-цзы пытается показать, что никто не может рассудить «спор» двух точек зрения, потому что любая точка зрения безосновательна:

Как выясняется, надеяться не на что. Авторитет не может гарантировать правильность воззрений, потому что даже те, кто считается «совершенномудрыми», ошибаются.

3. Аргумент третий: узость любой перспективы, ограниченность любого расчленения альтернатив в споре. Кроме того, что любая точка зрения, связанная с расчленением действительности языком, произвольна и безосновна, так еще это расчленение неполно, оно как будто упускает нечто третье, подобно тому, как в споре о левом и правом мы упускаем из виду центр.

««Членить», таким образом, предполагает, что есть нечто нерасчлененное, «спорить об [альтернативах]» значит, что есть нечто, не охватываемое спором. Как?! Совершенномудрый держит это в груди, толпы же людей спорят об этом, красуясь друг перед другом. Поэтому говорю: «спорить [об альтернативах] – значит, что есть нечто, чего ты не видишь».

[Рыков С.Ю., кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора восточных философий института философии РАН, Древнекитайская философия. Курс лекций/ Лекция 8].
——
Вопрос дня: Возможна ли абсолютная правда? И как она достигается? #Вопрос_дня
———
Всем мин!
«За пределами бинарности: Чжуан-цзы и относительность познания»

Чжуан-цзы — китайский философ-даосист, предположительно IV века до н.э, пришедший к мысли о том, что язык, за счёт которого и осуществляется дискуссия, является несовершенным инструментом познания и приводит к ложным выводам.

Считаю интересным отметить, что философ бросает вызов классической логике, учитывая относительность и контекстуальность языка. Его утверждение, что одно и то же может быть одновременно "это" и "не это" (ши и фэй), нарушает принцип непротиворечия, (противоречивые утверждения не могут быть истинными одновременно). Таким образом, Чжуан-Цзы отходит от бинарной конструкции истины, предлагая рассматривать множество точек зрения для понимания реальности.

При этом его утверждение об ограниченности расчленения действительности языком, напротив, дополняет понятие "неполноты" в формальной логике, которое свидетельствует о невозможности ухватить все аспекты реальности одним и тем же языком. И здесь уже можно усмотреть связь философских идей Чжуан-цзы с некоторыми современными течениями мысли — тот же тезис о неполноте языка соответствует постулатам постмодернизма, отвергающего возможность объективного познания нашего мира.

Мыслитель не ищет универсальной истины, он в принципе отвергает идею о том, что существует единый, объективный взгляд на реальность — всякое познание, а в следствие его, и "истина", оказываются зависимы от точки зрения, контекста и индивидуального опыта отдельного человека.

Философия, о которой было сказано сегодня, подобно волнам, накатывающим на берег, не стремится установить жесткие границы истины, но приглашает нас погрузиться в безбрежный океан многообразия, где каждый воспринимает реальность по-своему. Чжуан-цзы напоминает нам, что познание — это не статичный процесс, а непрерывное движение, где истина и правда не застывают в категоричных утверждениях, а рождаются в диалоге и переосмыслении.


#китайская_философия #китай #правда

050924-Улан-Удэ-БРОДРФ
Внимание!

Всеобщее Философское Собрание!

Третий Большой Философский Собор!


Региональное Объединенное Движение «Русская Философия» объявляет о созыве Третьего Большого Философского Собора.

Тема: «О будущем Русской Идеи. Космологические доводы»

Собор состоится с 25 ноября по 01 декабря 2024 года в онлайн режиме.


Большой Философский Собор — это триптих мероприятий Регионального Объединенного Движения «Русская Философия». В философском полилоге людей, искренне заинтересованных в отечественной философии, мы стремимся найти подходы к главным вопросам русской идеи в современности.

Первый Большой Философский Собор «Об основаниях русской идеи. Онтологические доводы» был посвящен поиску онтологических аспектов русской идеи. Это было первое в современной истории крупное философское мероприятие, посвященное русской идее, ее сущности, исторической и социальной экспликации.

На Втором Большом Философском Соборе «Об основаниях русского мифа. Антропологические доводы» мы продолжили работу, обратившись к культурным и фольклорным основаниям становления русскости. Таким образом, от онтологии русской идеи, рассмотренной на Первом Соборе, на Втором Соборе мы перешли к антропологии.

Третий Большой Философский Собор призван проложить рациональные и интуитивные пути к будущему русской идеи, которое мы связываем с космическим измерением. Для русской философии история — это разворачивающийся процесс, в творении которого участвуют божественные и человеческие силы. Это путь от первоначального хаоса к творению космоса и к выходу за пределы истории и земного состояния.

Третий Большой Философский Собор посвящен рассмотрению следующих вопросов:

1. Будущее русской идеи.
2. Эсхатология и телеология русской идеи
3. Космизм и проективизм русской идеи.
4. Образы будущего в русской философии и литературе/искусстве.
5. Русская идея как сотериология. История как работа оправдания и спасения.
6. Космос как будущее человечества. Философские и духовные аспекты освоения космического пространства. Космогоническая антропология.
7. Целостное мировоззрение будущего. Всеединство как одно из оснований русской идеи.
8. Роль текста в формировании идентичности. Русский космотекст.

Приглашаем принять участие в совместном обсуждении этих вопросов! Для участия необходимо предоставить тему будущего доклада, тезисы, доводы, выводы, термины (по 10), выделив в каждой категории основные. Первоначальную заявку на участие вы можете прислать на почту РОД «Русская Философия».

Подробную информацию о требованиях и форму заявки Вы получите в ответном письме.

По вопросам участия обращайтесь по электронному адресу:
[email protected] или по телефону: +7(916)468-65-83

Купно Заедино, Уважаемые Участники!
Вместе Заодно!
Русская Философия
Первый канал


Девиз этого времени
«Русский и китаец — братья навек»

6 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
"Идея правды в китайской философии"

Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
Ритуал

Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи

Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
__

Шестой день.

Представления о правде в китайской и русской культурах имеют как общие черты, так и различия. В русском языке правда тесно связана с понятиями справедливости, честности и моральной истины. В повседневной жизни она выступает как критерий правильного поведения и выражения истины, приближенного к идеалу.

В китайской культуре нет прямого аналога слову правда, но есть представление о правильном порядке вещей. В таком случае правильность тесно связывается с гармонией и балансом. В данном случае правильность выходит за рамки только этического понимания поступков и поведения, но обретает онтологический статус — баланс между индивидуальными действиями и всеобщей гармонией.

Общее между этими подходами — это стремление к справедливости и моральному порядку. Однако различие заключается в акценте: в русской культуре правда — это больше социальная категория, связанная с нравственностью и справедливостью в конкретных ситуациях, тогда как в китайской — это универсальный принцип, встраивающий человека в более широкий порядок мироздания. Или нет?

Иными словами, обе культуры связывают правду с нравственностью, но придают ей разное значение, ориентируясь либо на социальную справедливость, либо на гармонию с природным и космическим порядком.
——
Вопрос дня: Есть ли соответствия между китайской и русской представлениями о правде? #Вопрос_дня
———
Всем правда!
«Путь к правде. Живой опыт в китайской традиции»

«..Под сенью роскошного навеса, на помосте, утопающем в солнечном свете, восседал император Поднебесной, погруженный в чтение старинного фолианта. Внизу, у подножия помоста, старый мастер-колесник с болезненной осторожностью ремонтировал императорскую карету.

Император, оторвавшись от книги, с любопытством наблюдал за мастером. Его взор уловил не только искусство старца, но и тонкую печаль в его глазах:
— Почему ты, будучи так стар, сам ремонтируешь карету? — спросил император, — Неужели у тебя нет помощника?

Старый мастер ответил с легкой улыбкой:
— Твоя правда, государь. Ремеслу то я научил своих сыновей, а вот искусство свое передать им не могу. А здесь работа ответственная, требуется особое искусство.

Император, смущенный таким ответом, попросил мастера рассказать подробнее.

— Могу я тебя спросить, что ты читаешь? — спросил старец, — И жив ли человек, который написал эту книгу?

Император, не ожидая такого вопроса, начал сердиться. Видя это, мастер спокойно сказал:
— Не сердись, пожалуйста, я сейчас поясню свою мысль. Видишь ли, мои сыновья делают хорошие колеса, но они не достигли совершенства в этом деле. Я достиг его, но как им передать мой опыт? Истина посередине… Если сделать колесо крепким, то оно будет тяжелым и некрасивым. Если постараться сделать его изысканным, то оно будет ненадёжным. Где та грань, та мера, которой я руководствуюсь? Она внутри меня, я постиг ее. Это и есть искусство, но как его передать? В твоей карете колеса должны быть изысканными и крепкими одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их. Так и трактат, который ты читаешь: человек, написавший его много веков назад, достиг высокого понимания и проник в тайну истины, но разве слова, написанные на этих страницах, не лишь жалкая тень, отброшенная его знанием?..
»

Эта даосская притча о колеснике, в своей простоте, глубоко отражает суть китайской философии: правда дана нам не как нравственный концепт или некая ценность, а как живой опыт. Сила и жизненность китайской цивилизации и состоят в том, что она, имея огромный пласт практик, обращает человека к переживанию жизни как она есть.

Такой взгляд раскрывает раскрывает китайское понимание правды не с прагматических позиций, а как глубокое уважение к жизни, её непосредственное переживанию.

Правда — не объект, которой можно владеть. Она — путь (дао), по которому нужно идти.


#китайская_философия #китай #правда #дао

060924-Улан-Удэ-БРОДРФ
Русская Философия
Первый канал


Девиз этого времени
«Правда есть, ее не может не быть!»

8 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
«Концепция Правды как совместный проект РОД РФ»

——
Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
——
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
——
Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
——

День Первый
Введение
Объяснение актуальности
Карта терминов

Лирический эпиграф:
Знаю правду, верю чуду
Знаю правду, верю чуду,
И внимаю я повсюду
Тихим звукам тайных сил.
Тот просвет в явленьи всяком,
Что людей пугает мраком,
Я бесстрашно полюбил.
Я не ваш, я бесполезный.
Я иду над вечной бездной
Вдаль от блага и от зла.
Мне всегда несносно-чужды
Все земные ваши нужды,
Преходящие дела.

Ф.К. Сологуб

День уяснения того, какой проблемой мы неделю будем заниматься и как.

Правда - это широко применяемое в русском языке слово, с широким и уникальным диапазоном смысловых оттенков.

Но Правда это не только лишь слово, за ним стоит самобытный феномен русской жизни, ценность русского народа.

Любой человек когда-нибудь касался Правды. Мы печёмся о существовании Правды, взыскуем ее, защищаем Правду, страстно желаем ее Торжества. У нас всегда есть в глубинах души интуиция Правды. Давайте, обратившись к глубинам себя, к своей искренности, артикулируем в чате репликами свою интуицию Правды. Нарисуем совместными усилиями в чате ее единый и целостный образ.

Этот феномен уже как-то пытались концептуализировать русские философы 19-нач.20 вв (Аксаков, Соловьев, Михайловский, Бердяев, Франк и др.) Но концепт Правды у них получался все-таки усеченным, фрагментарным. Это, или Божья Правда (христианская), или социальная Правда (народная). Но так и не была создана в русской прежней философии концепция Полной Правды или концепция Всей Правды.

Цель проекта РОД РФ - это создание совместными усилиями в чате концепции Полной Правды. Коллективными умственными усилиями, мы можем продвинутся в деле составления концепта Правды далее, перейдя от логики исключения ее смыслов к логике их всеединства, сделав единый и целостный концептуальный образ русской Правды. В этом и заключается смысл этого проекта Движения.

За работу!

Поддержим русскую философию Правды. А, заодно поддержим и себя, как мыслителей.

Всем Правда!
Всем Русская Философия!
Всем Работа!
«Русская философия о смысле и ценности Правды»

Понятие "Правда" в русском языке далеко не ограничивается просто фактической точностью, оно пронизывает собой всю русскую философию, являясь не просто логическим конструктом, но глубочайшим метафизическим принципом, определяющим существование и жизнь человека.

Давайте рассмотрим наиболее яркие концепции Правды в русской философии:

Правда как откровение:
В русской философии Правда — это не что-то "доказуемое" разумом, но божественное откровение, доступное лишь через духовный поиск и страдание. Эта идея ярко проявляется в философии Ф.М. Достоевского, который считал, что истина не лежит на поверхности, а скрыта в глубинах человеческой души. Человек должен пройти через испытания, чтобы увидеть Правду во всем ее трагическом величии.

Правда как "соборность":
Другой важный аспект русского понимания Правды — это ее "соборность". В.С. Соловьев писал о Правде как о всеобщем и едином начале, объединяющем все существующее. Человек в этом контексте — часть единого целого, и познание Правды является процессом объединения с этим целым.

Правда как свобода:
В контексте русского экзистенциализма Н.А. Бердяева, Правда становится тесно связанной с понятием свободы. Свободный человек — это человек, стремящийся к истине, готовый нести ответственность за свои выборы и действия. Правда для Бердяева — это не просто знание, но и свободный акт выбора, основанный на глубокой внутренней правде.

Правда как социальная справедливость:
Один из основоположников русского социологизма, Н. К. Михалковский рассматривал Правду в контексте социальной справедливости. Мыслитель даже развил учение о двуединой правде, которая сочетает в себе:
1. «Правду-истину» – объективное научное отражение явлений общественной жизни.
2. «Правду-справедливость» — субъективную оценку явлений общественной жизни с точки зрения интересов отдельных людей и социальных групп.

• Правда как миф:
А. Ф. Лосев видел Правду в мифологическом мышлении как высшей и эмоционально окрашенной реальности. В своей работе «Диалектика мифа» он указывал на тесную связь мифа с личностью. Для Лосева миф не просто рассказ, а "жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность". Лосев подчеркивал, что миф есть "в словах данная чудесная личностная история". Он считал миф единственным способом осмыслить вечное и личностное бытие — в мифе человек обретает свою истинную меру, свою связь с "высшей ценностью", связь с Правдой.

Русская философия предлагает глубокое и многогранное понимание Правды, отходя от строго логического подхода к вопросу истины. Правда — это не просто факт, но глубокая метафизическая истина, связанная с духовным поиском, свободой, справедливостью и смыслом жизни.


#русская_философия #правда #этика #мораль

080924-Улан-Удэ-БРОДРФ
Русская Философия
Первый канал

Девиз этого времени
«Русский и китаец — братья навек»

2 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Правда есть, ее не может не быть!»

Тема Недели
"Идея правды в китайской философии"
___
Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
___
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
___
Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
___

День второй.
Постановка проблемы
Круг вопросов
Цели

Сегодня нам предстоит попытаться представить русскую правду как единство ее разных черт.

Что нам принес Первый день обсуждения вопроса о Правде, о всей Правде?
Сразу была задана проблема: превзойти русских философов по полноте описания феномена Правды.
Мы начали свой путь сразу в двух направлениях разом, но если учесть, что цель продвижения у всех одна – общая концепция полной Правды, то такое раздвоение никакой негативной роли для нас не играет. Ведущий первого пути опирался на прямые интуиции черт Правды. Ведущий второго пути опирался на то, чем правда не является и на то, что ей противостоит. Оба пути допустимы.
Для старта был использован личный опыт собеседников в чате, их чувство Правды. Каждый из нас, возможно, в жизни когда-то встретил правду или кривду.
И надо было об этой встрече в чате что-то искренне рассказать. А потом, самому или же при помощи собеседников, из рассказа выделить какие-то новые и не тривиальные черты Правды.
Что мы уже знали как общее место, как тривиальность?
Мы знали, что концепции Божеской Правды и народной (социальной) Правды у русских философов – ограничены, они не охватывают всей Правды.
Мы уже знали, что правда похожа на истину и связана с ней, но она - не истина. Му уже знали, что правда похожа на справедливость (закон) и связана с ними. Но она не справедливость и не закон.
Таким образом первый день был посвящен сбору информации о феномене Правды в его нетривиальных чертах. Много ли удалось нам добыть?
Вячеслав: Без чистого и наивного чувства неизбежного торжества правды жить не стоит.
Андрей: Творческий потенциал искренности – источник знания о правде.
Глеб: Правда не приемлет округления, ее суть в деталях.
Арина: Правда познается в ее нарушении.
Павел: То что сегодня правда, завтра может стать неправдой.
Юлия: Правда требует такта и уважения.

И вот, задача второго дня совместной работы: как нам теперь все эти разрозненные тривиальные и не тривиальные моменты правды соединить в одно целое Правды?

Всем Правда!
Всем Русская Философия!
Всем Работа!
«Ещё о Правде и Истине. Две стороны одной медали?»

В русском языке слова "правда" и "истина" часто используются как синонимы, но между ними существует тонкая, но принципиальная разница, которая уходит корнями в глубину нашей культуры.

Слово «правда» происходит от корня «прав-», означающего «прямой», «правильный». В русском языке слово «правда» связано с понятием нормы, порядка, должного. Это то, что должно быть, идеал, к которому мы стремимся. Правда — это моральный закон, честность, справедливость.

«Истина» происходит от корня «ист-», который имеет значение «подлинный», «настоящий», «действительный». Истина связана с реальностью, фактом, объективным знанием. Это то, что есть на самом деле, независимо от наших желаний и представлений. Истина — это знания, понимание, осознание. Это то, что мы можем постичь разумом и наблюдением.

Правда — это идеал, к которому мы должны стремиться. Истина — это то, что мы можем постичь. Правда — это моральная категория, истина — когнитивная.

Понимание этой разницы позволяет нам быть более точными в нашей речи и мыслях. Взаимосвязь же между правдой и истиной заключается в том, что они взаимодополняют друг друга, но не являются тождественными.

В контексте научного и философского дискурса эта дихотомия имеет особое значение, ведь наука стремится к объективной истине, к познанию реальности, а философия зачастую занимается анализом моральных ценностей, справедливости и должного, то есть, сфер, относящихся к правде.

Таким образом, «правда» и «истина» – это два ключевых понятия в человеческом опыте, которые, несмотря на свою разницу, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, помогая нам понимать мир и наше место в нем.


#русская_философия #правда #истина #этика #мораль

090924-Улан-Удэ-БРОДРФ
Русская Философия
Первый канал

Девиз этого времени
«Правда есть, ее не может не быть!»

10 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
«Концепция Правды как совместный проект РОД РФ»
___
Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
___
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
___
Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
___

День Третий
Формирование позиций
Предварительный Сектор Карты

Во второй день мы опять собирали черты Правды.
Х толкует Правду как истину жизни.
Оксана и Андрей связывают с Правдой и правдивостью – красоту.
Анна, Глеб и «Маргинал» указывают на разнонаправленность Правды. Правда и соединяет, и разделяет, и созидает, и разрушает.
Вед же критиковал представления о Правде как «своей» и «субъективной».

На призыв о возможном синтезе прямо откликнулся только Павел.
Павел прямолинейно предложил собрать черты Правды при помощи привилегированной и общей точки сборки – спасении. В терминах спасения можно переписать все выделенные черты Правды, рассматривая их все, как варианты спасения.
Но пока обсудить его идею синтеза не смогли или не захотели.
Видимо, придется нам на Третий день начать серьезно обсуждать синтез Павла.

Наши усилия в первые два дня не были напрасными.
И мы продолжаем сближать друг с другом различные черты Правды, в идеале, доводить их до неразличимости. И пусть одна черта Правды цепляется за другую, а та – за третью, пока все черты не будут охвачены. И пусть все черты Правды оказываются повязаны трудно уловимым, но реальным единством.
Конечно, мы не можем одним наскоком построить концепт всей (полной) Правды. Но путь своими действиями в чате мы уже выбрали и теперь по нему осторожно продвигаемся (а другой вариант продвижения, например, у Зубаревых, поддержку собеседников чата пока не нашел).
Цель наших поисков – оптимальный синтез черт Правды, когда все черты найдут для себя место и не будет ничто утеряно.
За работу!

Всем Правда!
Всем Русская Философия!
Всем Работа!
«Народное понимание Правды»

Русская философия Правды — это не просто теоретический конструкт, а живая нить, проходящая сквозь всю историю русской культуры. Сегодня мы рассмотрим это понятие сквозь призму русского народного мировоззрения.

Ещё в «Повести временных лет» зародилась идея «русской земли» и «божественного предназначения» народа, став основой для русской исторической концепции Правды. Впитав в себя идеи святых отцов, переведенных на русский язык в Древней Руси (Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста), русская религиозность обрела идею единства церкви и государства, которую можно рассматривать как кульминацию христианской концепции Правды: князь или царь, как "помазанник Божий", должен был править по Правде, защищать православие и отстаивать интересы народа.

Наиболее ярким примером эволюции народных представлений о Правде стал церковный раскол XVII века. Староверие сформулировало религиозную теорию противопоставления мира равенства — миру господства, мира труда — миру тунеядства, мира бедных — миру богатых, мира правды — миру лжи. В то же время, закрепощение населения, рост налогов и повинностей социальных низов привели к многочисленным крестьянским и городским восстаниям. В глазах угнетенных масс казачьи области стали символом "свободной" жизни, альтернативой порядкам крепостнических государств. Крестьянская община и казачий круг казались крестьянам наиболее справедливым социальным организмом.

Крах идеи государства Правды подготовил почву для совершенно иного мировоззрения, в рамках которого Правда начала мыслится уже как справедливость мирского (социального) устройства.

Отдельное место в народной культуре века заняли сатирические произведения, направленные против власть имущих и духовенства. Смута, с одной стороны, привела к обнищанию населения, а с другой — открыла дорогу свободе слова. "Смех" и "правда" перестали быть противоположностями, хотя с точки зрения официальных властей все было наоборот. Сатирические произведения обыгрывали судебные и церковные процедуры, высмеивая мздоимство, обман и неправду. Они обнажали "голую правду", противопоставляя ее "официальной правде" и утопическим мечтам, воплотившимся в фольклоре.

И хотя народные представления о Правде были связаны именно с православием, акценты расставлялись иначе. Народ ценил праведников, святых, мучеников и юродивых, отрешившихся от "земного мира", в то время как его отношение к церкви, как мы можем наблюдать, было иным, не всегда связанное с Правдой.


Народное творчество даже изображало правду-справедливость как уходящую на небо, а кривду как присущую земному миру, выражая недоверие к торжеству правды в этой жизни, надеясь на загробную жизнь. Земные порядки, феодальная эксплуатация и закрепощение крестьян, ассоциировались с кривдой. Изменения связываются со Вторым пришествием и Страшным судом, либо с трудными поисками рая в пределах этого мира. Для народного сознания христианская Правда находилась на стороне крестьянства, простых сельских труженников, а не бояр и князей. Свободный труд на свободной земле — это был идеал народного представления о Правде. Ценность свободы ярко проявлялась в русских былинах и других фольклорных источниках.

И вот, проследив путь "правды" от божественного откровения до земной справедливости, мы обнаруживаем нечто удивительное. Несмотря на все перемены, некоторые ее ключевые элементы остаются неизменными, как вечные звезды на небосклоне русской культуры.

Милосердие, справедливость, любовь — эти добродетели, заложенные в глубине православной традиции, продолжают сиять в сердцах русского народа, словно маяки, ведущие нас через бури истории.


#русская_философия #правда #этика #мораль

100924-Улан-Удэ-БРОДРФ
Русская Философия
Первый канал

Девиз этого времени
«Правда есть, ее не может не быть!»

11 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
«Концепция Правды как совместный проект РОД РФ»
___
Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
___
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
___
Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
___

День Четвертый.
Правь.

Если мы в Первый день ухватили что-то существенное про Правду. Далее, это как-то развили во Второй день и упаковали на Третий день. То теперь нам осталось лишь править текст, который выражает концепт Правды.

Этот день требует от разработчиков реальной работы. Ясно, что это бесит. Но что поделаешь, иногда, чтобы что-то сделать приходиться и правда, это сделать. И судьба жестоко не предлагает нам тут никакой альтернативы.
Что значит, править текст?

Это значит, быть осторожным. Надо удалять корявые выражение, заменять их выражениями более яркими, точным, строгими, стилистически хорошо организованными. О правде надо говорить правдиво.
В четверг мы проверяем текст.

Во-первых, мы проверяем, чтобы наша интуиция не была забыта, отставлена, извращена. Это условие для того, чтобы остаться автором и мыслителем. Если я не за себя, то кто же за меня. Принципиальные для Вас места текста контролируйте. Их без Вашего согласия никто эти места из текста не удалит (хотя с правкой этих место Вы вполне вольны согласиться)!

Во-вторых, общий текст надо не только улучшать, но и расширять. Взялся править, - добавляй текст. Удалил строчку, добавь – три. После каждой правки текст может лишь увеличиваться и никогда не сокращаться.

В-третьих, для того, чтобы изгаляться над «рыбой», редактировать текст, нужна четкая логистика. Иначе, в версиях текста можно заблудиться. Поступательная редактура предполагает специальные знаки: а) вычеркнутое (с обоснованием), б) добавленное с выделением и в) сомнительное (с обоснованием).

В-четвертых, работа у нас критическая, поэтому в скобках пишите доводы, почему лучше что-то принять, а от чего-то отказаться. Если недостаток в тексте устранен, то в новой версии текста скобку с замечаниями можно и стереть.

В-пятых, пока нет строгого порядка переписывания, по свободному желанию. Но не все могут вносить правку, это дело рабочей группы, тех, кто свои интуиции Правды в чате описывал и развивал. Все остальные тоже. Конечно, могут принять участие в общей работе, своими замечаниями и советами. Их можно расставлять в тексте со скобками, указав себя. Но вот править текст остальным нельзя, это дело рабочей группы.

И, наконец, при правке, стоит текст делать однородным по словам, не очень нужны тут в тексте головокружительные неологизмы и умственные канцеляризмы. Мы же просто совместно размышляем в тексте о Правде.

Придется поработать.

Всем Правда!
Всем Русская Философия!
Всем Работа!
«Концепция Правды и её связь с философией языка»

Правда — это понятие, которое на протяжении веков волновало мыслителей, исследователей и простых людей. Способы её определения и интерпретации варьируются от строгих логических теорий, когда мы отождествляем правду с истиной, до более гибких культурных и социальных конструкций.

В рамках этих различных подходов язык выступает не просто как средство коммуникации, но и как основа для формирования и выражения нашего понимания действительности. Важно понимать то, как взаимосвязаны язык и концепция правды, и как элементы, такие как контекст, интерсубъективность, историчность и т. д., влияют на наше восприятие истинности.

При изучении понятия Правды необходимо учитывать следующие аспекты:

Ясность терминов: Прежде всего, необходимо прояснить, что подразумевается под «правдой». Существуют разные философские подходы, такие как когерентная теория культуры (правда определяется через согласованность системы высказываний), прагматическая теория (правда связана с последствиями утверждений), корреспондентая теория (сответствие утверждения фактическому состоянию дел) и конвенциализм (правдой является то, что имеет согласованность с определёнными нормами и взглядами). Каждая из этих теорий по-разному трактует роль языка в формировании Правды.

• В совокупности с этим необходимо учитывать контекстуальность понятия «правда». Контекст, в котором произносится или читается утверждение, может существенно менять его значение. Это включает в себя культурные, социологические и исторические факторы, которые могут влиять на интерпретацию Правды в зависимости от ситуации, в которой она была представлена.

Интерсубъективность: Правда может быть не только индивидуальной, но и коллективной, формирующейся в процессе общения и взаимодействия между людьми. Важно понимать, как межличностные отношения и общее понимание могут формировать коллективные представления о правде.

Языковая относительность: Теория языковой относительности утверждает, что структура языка, на котором мы говорим, влияет на наше восприятие и мышление. Это может влиять на то, как мы воспринимаем понятия правды и истины, а также на возможности их выражения в разных языках.

Таким образом, концепция Правды и её связь с философией языка представляет собой сложную и многогранную тему. Правила работы с понятиями и текстом, а также взаимодействие разных философских традиций, позволяют глубже понять, как мы формируем и воспринимаем понятие Правды, как отличаем его от Истины. Обеспечение мостов между этими подходами может привести к более полному и всестороннему пониманию природы Правды и её проявления в языке.


#русская_философия #правда #язык #философия_языка

110924-Улан-Удэ-БРОДРФ
Русская Философия
Первый канал

Девиз этого времени
«Правда есть, ее не может не быть!»

12 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
«Концепция Правды как совместный проект РОД РФ»
___
Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
___
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
___
Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
___
День Пятый.
Метафизика Правды.

Правда требует своего единства. Она отказывает нам в своей фрагментации, стремиться остаться полной как в языке, так и в жизни. Правда сопротивляется нашим попыткам ее в чему-то свести, к истине, богу, народу, справедливости, закону, нравственности...
И в этом сопротивлении – вся правда.
Если нет у правды этой полноты, то тогда правда оказывается уже не вполне правда. Частичная правда это уже неправда. Правда есть лишь как вся правда или ее вообще нет.

Черты именно такой правды мы и пытаемся перенести в свой текст о правде.
Черты, которые мы извлекаем из опыта встречи со всей правдой, являются образами целостности и единства правды. И в этом основная трудность при построении нами концепта Правды. Нас интересуют лишь не редуцирующие правду черты. Именно их мы извлекаем из опыта своего проживания, опираясь на внутреннюю интуицию Правды. И речь идет не о каких-то абстрактных чертах, как могут подумать, а о конкретных и нетривиальных чертах, чертах, которые не упускают всей правды.
Именно эти нетривиальные черты всей Правды мы вносим и описываем в тексте.

Вся правда – это и абсолютная ценность, и предельная целостность. Она нечто неделимое, так как такая Правда одна. И также она всеобщая регулятивная идея. метафизическая идея, которой живут и руководствуются русские.

Это введение Дня призвано еще раз прояснить ту проблему, которую мы решаем в своем тексте. Мы концептуализируем совместными усилиями полную Правду. И мы продолжаем составлять вместе текст, который выражает всю Правду.
Такое конкретно метафизическое направление разработки Правды ведет нас на этой неделе. Можно, конечно, найти и другие пути разработки. Вспомним тот довод, что был применен на этом пути. До нас русские философы искали привилегированные черты, выражающие суть Правды. А сегодня мы можем обратиться к поиску Правды во всей ее полноте.
Скажите честно, ну разве это не соответствует духу нашего Движения?

Всем Правда!
Всем Русская Философия!
Всем Работа!
Вопрос дня: Можно ли считать разумной нашу русскую устремленность к предельному единству Правды?

#вопрос_дня
Русская Философия
Первый канал

Девиз этого времени
«Правда есть, ее не может не быть!»

13 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»

Тема Недели
«Концепция Правды как совместный проект РОД РФ»
___
Русская философия
Китайская философия
Правда
Этика
Мораль
Закон
___
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
___
Напоминание
Все, что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего.
___
День Шестой.
Место на Карте русской философии
Значение и назначение

Коммунитарная работа на неделе была подчинена одной единственной цели - изобретению и разработке концепции всей (полной) Правды. Такое направление развития русской философии было предложено и в постах, и в комментариях.
Осуществление цели предполагало совместные усилия и коллективное составление текста, где разворачивалась бы концепция. Была предложена и соответствующая «рыба», что содержала общее русло разработки концепта.

Но как-то это все не зашло. Придётся несколько менять формат работы и перейти не к составлению общего текста, а к общей полемике.

У нас в запасе остался ещё один ход совместной работы - дискуссия о концепции Правды. Критический настрой в комментариях показал, что хотя бы к этому мы все-таки способны.

Нам осталось выяснить полюсы и минусы возможной для нас новой концепции Правды, одно из метафизических направлений разработки которой называется концепция всей (полной) Правды. Какие доводы можно привести в пользу такой концепции? Какие достоинства и недостатки вы в этой концепции усматриваете? В каком смысле объект для совместного обсуждения все-таки существует?

Дискуссия о всей (полной) Правде тоже может быть проведена в чате, как вид коммунитарной работы, если в ходе полемики мы хотя бы будем слушать друг друга и поступательно переходить от обсуждения одних черт Правды к ее другим чертам.

Ещё одно наше усилие в направлении Правды. Возможно, последнее.

Всем Правда!
Всем Русская Философия!
Всем Работа!
Вопрос дня: А есть ли большая нужда у Движения, обращаться при развитии современной русской философии, именно к разработке концепции всей (полной) Правды?

#вопрос_дня
Русская Философия
Первый канал

Девиз этого времени:
«Творчество есть продолжение миротворения. " Бердяев Н.А.

15 сентября 2024 года

Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»
«Направление единая философии»
___
Тема Недели:
«Творческая философия»
___
Русская Философия
Единая Философия
Русская Идея
Творческая философия
___
Единая Карта
Карта Русской Философии
___
Напоминание
"Философия есть творчество". Бердяев Н.А.
___

День Первый

Постановка цели и задач философского творчества
Самоопределение участников к цели, задачи и совместной творческой деятельности.
___
Цель:
Совместный диалог участников по теме «Творческая философия».
Задачи:
1. Совместное обсуждение и построение понимания текста Бердяева «Смысл творчества».
2. Самоопределение участников к совместной работе над темой.
3. Выбор участниками своего образа литературного персонажа, от лица которого будет идти диалог в совместном тексте «Творческая философия».
4. Выбор участниками сюжетной линии и локации, где происходит диалог.
5. Участие участников диалога в совместном творчестве по теме «Творческая философия»
6. В конце недели, собрать трактовки и понимания текста Бердяева и тексты о творчестве в философии в наш общий текст «диалоги о Творческой философии».

Вывод:
Наш творческих подход будет в том, чтобы понять, что было написано в тексте Бердяева «Смысл творчества», обсудить это и возможно предложить новое понимание творчества в философии.
Творческий подход как создание нашего текста диалогов, по теме "Творческая философия".
Творчество для нас — это не просто размышления о том, что есть «Творческая философия», а участие в совместном творчестве.

___
Всем Творческой философии
___

#ЕдинаяФилософия
#Русская_Философия
#НоваяРусскаяФилософия
#ДвижениеРусскаяФилософия
#Творческая_философия