Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
76 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Какой досуг нам поможет?»

14 октября, в пятницу, пройдет заседание Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»).

Тема: Досуговая культура как инструмент воздействия на нравственность общества.

Проблема формирования идеологии. Создание образов, доступных широким массам - "перепрограммирование" массовой культуры от бездуховности к пропаганде высоких ценностей.

Построение новой философии с помощью культуры досуга.

Начало: в 18.00 на 6 этаже Национальной библиотеки РБ.

#праздник #масскульт #попмузыка #массовая_культура, #популярная_культура, #популярная_музыка

141022-Улан-Удэ-БРОДРФ
О «КОРИДОРЕ ЗАТМЕНИЙ» КОНЦА 2022 ГОДА

Сегодняшнее землетрясение на юге Байкала, которое утром явственно ощутили жители Улан-Удэ и Иркутска, напомнило о предстоящем в конце октябре «коридоре затмений». Этот коридор - период между 25 октября (частичное солнечное затмение, продолжительность 4 часа 4 минуты) и 8 ноября 2022 года (полное лунное затмение, продолжительность 1 час 29 минут).

Эти две недели конца октября – начала ноября 2022 года будут сопровождаться серьезными трансформациями во многих сферах. После прохождения «коридора» многие ожидают серьезных изменений положения на фронтах и в политической жизни России и Украины .

В период «коридора затмений» астрологи рекомендуют отказаться от заключения важных сделок, смены места работы, переезда, начала новых отношений.

Справка MONUZEL:

В бурятской мифологии солнечные и лунные затмения вызывает мангадхай Архан-хан, или Архан-шудхэр (бур. шудхэр – демон, черт). В эпосе «Гэсэр» Архан-хан описан как чудовище в виде гигантской головы. Он является воплотившейся на Земле головой Атай Улана тэнгри, главы восточных черных небесных богов-тэнгри, которую отрубил в поединке между ними Хан Хурман тэнгри - глава западных белых тэнгри. Архан-шудхэр летает между небом и Землей, стараясь проглотить солнце и луну. В конечном итоге сын Хана Хурмаса, небесный батор Бухэ Бэлигтэ, воплотившийся на Земле как Гэсэр, побеждает Архана в поединке, описанном в третьей ветви (главе) бурятского эпоса.

Кстати, образ Архан-хана был заимствован в индийской мифологии, где есть такой же персонаж – демон (асур) Раху. Во время солнечных и лунных затмений этот асур в виде гигантской головы без туловища проглатывает солнце и луну, вызывая бедствия и беспокойства у людей.

В индийских Пуранах описывается, как во время пахтания «молочного океана» Кширода (санскит. кшира – молоко, уда – вода) Мохини отрубила Раху голову, когда он пытался испить амриту, напиток бессмертия. Таким образом, голова Раху стала бессмертной. В ведической астрологии тело Раху называется Кету. Сами Раху и Кету - это два лунных узла, две точки пересечения орбиты Луны с большим кругом небесной сферы.
«Культпросвет. Пути возрождения культуры в России»

14 октября на третьем заседании цикла о масскульте Лаборатории философии г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия» ) была сформулирована задача поддержки культуры в России в целях противодействия разрушению нравственности идущему через не лучшие образцы массовой культуры. Это нужно для формирования новой идеологии и в конечном счёте новой русской философии.

Модератор Алексей подчеркнул, что формировать идеологию и культурную политику с нуля трудно, и предложил обратиться а опыту прошлого - к социалистической культуре Советского Союза.
Участник заседания Наталья обратила внимание, что в советские времена государством выделялись большие деньги на работу культпросвет. учреждений.

Интересная полемика возникла по характеристике советской культуры. Андрей высказал мнение, что она была разновидностью западной культуры, точнее общемировой. На что Наталья возразила, что в плане культпросветработы чувствовался сильный акцент на народную культуру.

Вообще, суть советской цивилизации и была в обращении к народу, к его до поры дремавшему сопротивлению «Петербургской империи» основанной Петром Первым, оторванной от корней русского народа. Хруст французской булки дорого обходился: даже после отмены крепостного права, крестьян нередко били.

И не надо путать допетровскую Россию и искусственный западнический проект, остававшийся глубоко чуждым основной массе народа.

Так что неслучайна апелляция большевиков к народной культуре - ее широкая пропаганда (пусть порой и в нивелированной упрощённой форме: неоправданная стилизация народных костюмов, танцев и пр. о чем также говорила Наталья специалист по этнографии). Так что поражение белогвардейцев было предопределено на идеологическом уровне.

Итак, в идее обращения к советскому опыту с его пропагандой традиционной культуры народов России, есть рациональное зерно…

Как заметил Алексей, важна государственная поддержка подобных начинаний. Ведь для формирования духовных ценностей у населения (особенно у детей и молодежи) нужна целенаправленная политика, чтобы, как выразилась Наталья, безобразное не выдавалось за образец высокого искусства.

Это удачное выражение напомнило Алексею рассказ знаменитого в начале ХХ века сатирика Аркадия Аверченко « Крыса на подносе» - о двух художниках-авангардистах на выставке с инсталляцией, прямо соответствующей названию фельетона - их проучил Аверченко…

Также напоминает цитату Александра Дугина: «Упадок выдаётся за под'ем, болезнь за здоровье, кризис – за процветание, монстр – за человека, гадина – за эталон морали» («Тамплиеры пролетариата»)

И действительно, постмодернизм стирает грань между высоким искусством и низким, между прекрасным и безобразным…

Тем не менее в народе осталось стремление к чему то высокому и светлому. И не только у старших поколений. Бренды, связанные с советским, используются для обретения популярности.

Или вот наглядный пример синтеза образов Руси и СССР: гимн Союза на древнерусском языке. И это не эклектика, именно синтез. Современное народное творчество, находящее отклик.

#народнаякультура #масскульт #массовая_культура, #популярная_культура

151022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Петр Первый и укрепление восточных рубежей России в Бурятии»

В Национальной библиотеке Бурятии открылась виртуальная выставка «Петр Первый и Бурятия».

Сам Петр Первый ни разу в Бурятии не был, но его правление оказало сильное влияние на развитие региона. На выставке в первую очередь рассмотрен конный переход хори-бурят к Петру Первому.

Из прочих деятелей той эпохи на территории Бурятии, хотелось бы отметить Ивана Бухгольца – провалившего до того поход из Тобольска вверх по Иртышу (тем не менее, в результате был основан город Омск).

Бухгольц был помилован Петром Первым и отправлен комендантом Селенгинской крепости (ныне Новоселенгинск в Бурятии), участвовал с Саввой Рагузинским в основании г. Троицкосавка (Кяхты) - важного пункта приграничной торговли чаем, прославившего Кяхту на весь мир как город купцов - богачей и меценатов.

Также Бухгольц способствовал основанию Петропавловской крепости (ныне село Петропавловка Джидинского района Бурятии)…

Сам Бухгольц - в полном смысле птенец гнезда Петрова, в юности - участник потешного полка Петра Первого, оправдал доверие царя и искупил вину, укрепив границу с Китаем на территории Бурятии...

#петр_первый #конныйпереход #буряты #Бурятия #Бухгольц #Тобол #Кяхта

161022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Надо поддерживать самобытность культуры»

По результатам встречи философской лаборатории г. Улан-Удэ 14 октября (организованной по заданию РОД «Русская философия»), модератор Алексей пришел к следующим выводам:

1. Необходимо поддерживать самобытность культурных проявлений. Участник встречи Наталья привела пример своей работы в РЦНТ (Республиканский центр народного творчества): она учитывает самобытность народных традиций семейских (старообрядцев Бурятии) – как в области танца, так и в костюме, фольклоре. Если многие культпросвет работники нивелировали различия в народной культуре, приводя их к им известному европейскому стандарту, то как этнограф, Наталья сохраняет и развивает эти отличия.

2. Необходима щедрая государственная поддержка сферы культуры, подобная тем затратам на ее финансирование, что были при советском строе.

3. Пример с традиционной культурой семейских, приведенный Натальей (развитие в рамках целостного научного подхода - этнографии), целесообразно распространить на прочие проявления культуры, иные жанры (в т.ч. массовую культуру, музыку).

#традиционная_культура #семейские #этнография #массовая_культура

171022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Сакральные места Байкальского региона»

На очередной встрече философской лаборатории г. Улан-Удэ 22 октября (организованной по заданию РОД «Русская философия») начнем новый цикл лекций: "Места силы в мире и в Бурятии. Менталитет жителей, совершающих ритуалы".

Сделаем обзор мест поклонения у коренных жителей Байкальского региона: эвенков, бурятов: обо и другие места силы. Духи местности.

Сакральность природных об'етов тесно связана с традиционным природопользованием аборигенных этносов Байкальского региона и шире - юга Восточной Сибири (эвенков, бурят, сойотов, тофаларов и др.).

Научные исследования о культе обо и других экологических народных традициях проводили бурятские ученые О. В. Доржигушаева, С. Г. Жамбалова, Л. Л. Абаева, К. М. Герасимова.

Анимизм - поклонение духам природы.

Парадигма современного анимиста. Вера в духов местности есть и в шаманизме, и в ламаизме (местной форме буддизма), впитавшем в себя культ поклонения духам местности.

Начало: 22 октября, суббота, 15.00 ч, 6 этаж Национальной библиотеки.

#традиционная_культура #экологическаяэтика #традиционное_природопользование #анимизм #шаманизм

181022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Транспорт Улан-Удэ. На один шаг ближе к идее метробуса»

На гигантском перекрестке у бывшего кинотеатра "Октябрь" общественный транспорт получит свою полосу.

Местные СМИ пишут, что такого никогда не было в истории города. Конечно. Ведь это мировой тренд, кое-как дошедший до столицы Бурятии и то - в усеченном виде короткого отрезка на проблемной площади Комсомольская.

Да, речь идет о считанных метрах (десятках метров), но в столице Бурятии начала реализовываться идея метробуса, давно воплощенная в зарубежных мегаполисах.

Метробус - это автобус или троллейбус (не суть важно), но едущий не в общем потоке транспорта, а по выделенной полосе, куда не смеют заехать прочие авто.

В большинстве случаев эта полоса отделена обычной белой разметкой на асфальте. Например, Стамбульский метробус позволяет быстро проехать весь город, минуя пробки.

Итак, метробус - это не новый вид транспорта (ибо суть, как отмечено выше, не в двигателе), а способ организации движения.
Отдаленный аналог надземной железной дороги (легкого метро), только еще более легкий для реализации.

Ведь достоинство трамвая -наличие отдельной железной дороги, позволяющей ему почти нигде не зависеть от прочего транспорта, может быть получено и без прокладки трудоемких рельсов и контактной сети.

Метробус - пример организационных технологий - без изменения технологической базы (принципа двигателя автобуса или троллейбуса), получаем еще один вид городского общественного транспорта.

Похоже на идею общественной мельницы из пьесы "Пролетарская мельница счастья": пришедший в патентное бюро молодой человек предложил не новый вид механизма мельницы. Изобретение его в том, что мельница будет работать для всех(телеспектакль я смотрел примерно в 1986 г.)... Недаром эту же пьесу чуть позже поставил худрук Молодежного театра в Улан-Удэ Анатолий Баскаков.

Итак, иногда для появления нового изобретения не нужна новация в технике, а потребны лишь изменения в организации. Гениальное в своей простоте решение, но
улучшает жизнь людей.

Пробка, тянущаяся от ост. "к/т Октябрь" вниз по проспекту 50-летия Октября - одна из самых тяжелых в Улан-Удэ.

И частичный метробус, даст бог, поможет.

Наконец-то опыт передовых городов мира дошел до нас.

#традиционная_культура #экологическаяэтика #традиционное_природопользование #анимизм #шаманизм

191022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Нужен ли пассажирский флот Байкалу?»

Тема появления пассажирских судов на Байкале опять появилась в СМИ Бурятии. Есть много «но» против такого флота. Здесь и суровый климат и обусловленная им короткая навигация (но всё же длиньше, чем купальный сезон), и возражения экологов против прохождения пассажирских теплоходов в дельте Селенги, и дороговизна круизов для большинства местных жителей и отсутствие на Байкаье судов, подходящих по параметрам для хождения по штормливому морю (несколько лет назад Байкал официально приравняли к морю и разом суда на нем подпали под запрет).

Но речь в нынешней статье из «Номер один» зашла о круизном флоте, т.е. об изначально туристическом, развлекательном назначении судов.

Прошлой зимой уже прошла презентация лайнера на воздушной подушке на Байкале (который может ездить и зимой по льду озера), но стоимость поездки очень дорогая (около ста тысяч рублей).

Всё-таки хотелось бы пассажирского корабельного сообщения между Иркутском и Улан-Удэ. Если купальный сезон на Байкале даже короче чем на реках, то хотя бы судоходство гораздо дольше.

А с традиционным сухопутным (автобусы, точнее микроавтобусы и поезда) сообщением между двумя городами, как известно, проблемы. Поездка на судне была бы гораздо комфортабельнее. То есть упор в деле возрождения флота на Байкале, думаю, надо делать на рядовых жителей с их семейными и деловыми поездками, а не на потребности в рекреации для узкого сегмента богатых туристов. То есть спрос на дополнительный вид транспорта есть, тесные и небезопасные микрики с их частными водителями тому подтверждение.

#транспорт #Байкал #судоходство #речфлот #туризм

201022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Пираты на Байкале тоже разбойничали»

Вскоре после прихода русских переселенцев на побережье Байкала в 17 веке, на озере и реках появилось судоходство. Купцы стали перевозить из Забайкалья до Иркутска товары, а с основанием в начале 18 века Кяхты Саввой Рагузинским и Иваном Бухгольцем, трафик из Китая резко вырос.

Но там, где крутятся большие деньги, найдутся третьи люди, кто вмешается в товарооборот методом внеэкономического принуждения…

В Прибайкалье не нашлось своих Стивенсонов и Саббатини. Так что о "подвигах" байкальских пиратов известно из скупых строчек чиновников. Но и официальные отчеты из архивов дают представление о масштабе разбоя, сопоставимого с разграблениями английскими пиратами 17 века испанских портов Центральной и Южной Америки.

История даже сохранила имена главарей байкальских джентльменов удачи: Черкаш, Буза, Сохатый. Последний прославился беспрецедентным по наглости нападением своей ватаги на Чертовкинскую ярмарку (на острове в устье Селенги) среди бела дня. Также Сохатый разграбил Селенгинский солеваренный завод; сей подвиг писатель И.Т. Калашников (1797 - 1863) приписал Бузе.

Буза же еще в конце 17 века нападал на купеческие суда на всем протяжении водного пути между Иркутском и Верхнеудинском (ныне Улан-Удэ).

Среди прочих громких дел речного разбоя - в 1777 г. бежавшие на лодках каторжане захватили Посольский монастырь (Кабанский район Бурятии), где они истязали игумена и казначея ради монастырской кассы…

Правда, наличие в Сибири "лихих людей" - разбойников - общеизвестно, и представление об их нравах есть в ряде советских исторических и приключенческих фильмов, например, "Тайна Золотой горы"). Визуализация сибирских "худых людишек" вполне отражает эпоху и страну, не то что в ролике к статье о байкальских пиратах на сайте 1baikal.ru, где текст идет в полном диссонансе с видеорядом из фильмов о карибских пиратах. Исторических фильмов о Бурятии снимали крайне мало (хотя сюжетов для истернов много), но при чем тут кадры зарубежных флибустьеров?

По водному пути от Кяхты до Иркутска главным образом шел чай (потому и возник знаменитый Чайный путь, главным перевалочным пунктом на котором и стала приграничная Кяхта), также шелк, фарфор и прочие китайские эксклюзивные вещи того времени, на которых купцы нажили свои баснословные богатства.

В те далёкие годы леса Бурятии вдоль рек еще не были сильно вырублены, а потому реки текли не обмелевшие. И Селенга была судоходна до самой Кяхты (в наше время - фарватер более менее глубокий, начиная с Улан-Удэ после впадения Уды).

Итак, чай и прочие богатства грузились в Кяхте на корабли и далее по Селенге спускались до Байкала, чтобы переправиться через бурное озеро-море в Иркутск.

Но купцы вскоре убедились, что они не одни, кто больше всех деньги на свете любил, как предостерегали в мультфильме "Остров Сокровищ".

Устье Селенги со множеством проток и стала байкальской Тортугой - сухопутной базой сибирских пиратов.

Как и в прочих пиратских регионах возникли легенды о спрятанных сокровищах (например о пещере Черкаша на берегу Байкала), но скорей всего это более поздние домыслы. Исследователи разбоя Вест-Индии утверждают, что в реальности пираты крайне редко оставляли тайники, а если и делали так, то сами при своей жизни их открывали.

К концу 18 века для борьбы с пиратами власти направили патрулировать Байкал два корабля с пушками…

Тем не менее, об озерных разбойниках прошлого родного края, многие жители Бурятии не слышали и даже не подозревали.

#пираты #Байкал #судоходство #разбойники #лихиелюди

211022-Улан-Удэ-БРОДРФ
Внимание!
Всеобщая Философская Мобилизация!

Объединенное Движение «Русская Философия» объявляет о созыве Большого Философского Собора, призванного сформулировать единые онтологические основания русской идеи.

Большой Философский Собор

«Об основаниях русской идеи. Онтологические доводы».


С 28 ноября по 4 декабря 2022 года

Любой собор является собранием выдающихся представителей соответствующего уровня человеческого общества, которые представляют мнения по основным вопросам существования для утверждения необходимого единства.

Таковы были Церковные соборы.
Таковы были Земские соборы.
Таковыми должны стать Философские соборы.

Настоящий Философский Собор призван собрать всевозможные мнения онтологического характера по поводу существования русской идеи и всеобщим решением утвердить единые доводы для обоснования русской идеи.

В качестве всеобщей подготовки к данному событию мы просим сформулировать определенные позиции по основным вопросам, подготовить тезисы своих выступлений и отдельно оформить онтологические доводы для итогового голосования.

Купно Заедино! Вместе Заодно!
«Снова в СССР? В Улан-Удэ возвращаются большие автобусы и даже кассовые аппараты в них с самостоятельной оплатой проезда без кондукторов»

Депутаты и чиновники снова обсуждают проблемы общественного транспорта в Улан-Удэ.

А именно - речь теперь зашла о бескондукторном проезде - в будущем, пусть и не скором, в Улан-Удэ планируют возвратить самостоятельную оплату поезда пасажирами в автобусах. Назад в СССР?

Происходят такие разговоры о возврашении пусть мелкого, но приятного и удобного элемента социализма на фоне обещанной главой Бурятии Алексеем Цыденовым закупки больших и средних автобусов.

Первая партия Волгобасов прибыла в наш город этой осенью, в связи с чем и встал ряд проблем: найм водителей, кондукторов, и вот - схемы оплаты проезда.

#транспорт #автобусы #волгобас #кондукторы #автобусные_кассы

221022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Традиционное природопользование и возрождение нравственности»

У народов России в недавнем прошлом, имевшим архаичный быт, сохраняются остатки бережного отношение к природе, обусловленное ее обожествлением, верой в духов, хранителей местности и пр. О проблемах возрождения нравственности в сфере охраны природы шла речь 22 октября на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»).

В качестве примера нерационального природопользования, модератор Алексей Гергенов привел хищническую добычу пушнины при освоении Сибири в 17-19 веках. Ради сиюминутной прибыли, охотники истребляли всех соболей, не оставляя потомства. Но это привело к почти полному уничтожению пушных зверьков. Так что в начале 20 века ради сохранения последней популяции соболей в Баргузинском районе Бурятии еще царское правительство создало заповедник, руководителем стал Зенон Сватош. С 1917 г. 11 января празднуется День заповедников России.

Алексей привел схожий случай с бизонами в США – многие пассажиры трансконинентального поезда, стреляли по бизонам из окон вагонов ради забавы (сцена бессмысленного отстрела бизонов приведена в начале фильма «Мертвец» Джармуша)…

В ряде научных статей в разных регионах России, исследуется традиционное природопользвоние народов России (например, Иванова Ж.Б. «Охрана природы в народных обычаях и традициях как культурное наследие России, г. Сыктывкар; Дарима Ангаева «Экологические традиции народов, населяющих Байкальский регион, Вестник Бурятского госуниверситета).

Экологические традиции характеризуются: верой в спасительные силы природы, почитание растений и животных, охраной уникальных природных объектов и ответственостью человека за проступки против природы. Причем это всё выступает в комплексе, главной чертой которого выступает сакральность природы, вера в ее одушевлённость (вообще интересный вопрос о разумности природы).

Так, у коренных жителей байкальского региона (бурят, эвенков) издревле принято возводить обо –кучи камней – на вершинах гор, на перекрестках и т.д. До сих пор проезжающие мимо оставляют там подношения духам – кидают монетки и т.д. Также вера в хозяев местности и т.д.

Для мест поклонения шаманы выбирали природные объекты, поражающие своей красотой – нередко вершины гор, рощи деревьев и т.д. Такие места объявлялись священными…

Развитие науки и техники в Новое время напрочь уничтожило у западных народов бережное отношение к природе.

Скорее наоборот, провозглашался культ обогащения: максимум прибыли при минимуме затрат.

Но сохранившиеся остатки традиционного природопользования у народов России (в основном в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке), могут помочь в деле возрождения нравственности в сфере экологии, - подытожил идеи встречи модератор Алексей.

Экологическая этика позволяет существовать человеку и природе в гармонии.

231022-Улан-Удэ-БРОДРФ

#традиционная_культура #экологическаяэтика #традиционное_природопользование #анимизм #шаманизм