Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
76 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
Природа предопределяет. Но и человек может всегда выбирать: если быть, то быть частью природы.
«Как кочевники правили городами. Властелины времени»

4 июня в Улан-Удэ в стенах Национальной библиотеки РБ прошла встреча Клуба философии, состоявшаяся по заданию Движения "Русская философия". Это первая из встреч, посвященная философскому осмыслению понятия Время, организованная БРО ДРФ.

В дополнение к прозвучавшим на встрече сведениям о разнице в ощущении времени у номада и земледельца, можно вспомнить о социально-хозяйственном разделении среди скифов. Более знатными считались кочевые скифы. Скифские цари происходили из кочевой части скифов. А оседлые скифы-земледельцы (иногда к ним относят сколотов) считались подданными скифов.

Зная выражение "завоевать царство можно на коне, но не нельзя им править, сидя на коне", нужно иметь ввиду, что кочевники не раз в истории правили оседлыми жителями, целыми государствами.

Так, в Иране 15-16 веков над местным персидским населением царствовали тюрки. В 15 веке за Иран боролись племена тюрков Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу (Белые и Черные барашки). В итоге в самом начале 16 в. власть в Иране захватило еще одно тюркское племя – кызылбаши (красные головы) - так появилась династия Сефевидов.

Итак, тюркский хан (шахиншах) сидел в Тегеране, а на все должности по Ирану были назначены воины-кызылбаши и потому главенствовал язык тюрков-огузов (азербайджанский) - тюрки до сих пор составляют около половины жителей Ирана.

Лишь в 17 веке хан Персии стал опираться на оседлую земледельческую знать персов. Более того, он даже стал дружить с англичанами и с их помощью изгнал португальцев из порта на юге Ирана (Ормузд). Именно тот уже в полном смысле персидский хан прославился тем, что англичане построили ему настоящий европейский военный корабль в Каспийском море, не имеющем выхода в Мировой океан. Этот удивительный, даже на первый взгляд, абсурдный факт отражен в книге Распе «Приключения Мюнхгаузена», что выглядит как очередная небылица барона.

Некая особенность номадической культуры, идеология кочевников, очевидно, позволяла им доминировать над древнейшими оседлыми цивилизациями Земли.

Я думаю, номадам помогала идея перемены места - власть над Пространством. А следовательно - это власть над Временем. Номад ломал оковы сезонной цикличности Природы, к которой привязаны земледельцы. Например, кочевник легко уходил от засухи или от врагов.

060622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Чаще всего - чтобы выжить - нужно просто забраться на крутую скалу.
«Как повернуть время вспять?»

На встрече Клуба философии 4 июня (организованной БРО ДРФ в Улан-Удэ по заданию Движения Русская философия) участник Игорь Доржиев предположил, что для восточной культуры (в частности для бурят) не так остро стоит проблема старения человека как для современной западной культуры с ее культом молодости, поисков рецептов омоложения и т.п.

Итак, развитие цивилизации приводит к попыткам, грубя говоря, обратить время вспять. Это и медицинские процедуры вроде омоложения кожи, СПА и прочего. Это и ныне существующие движения иммортализма (бессмертия), трансгуманизма и сеттлеретики. А также преломление вопроса обращения хода времени в художественной культуре, в частности, в кинематографе.

Здесь либо путешествие во времени, либо возвращение молодости (что есть тоже обращение времени вспять, но для физиологии отдельного организма). Последняя тема раскрыта в советском художественном фильме «Шанс» (1984) по повести Кира Булычёва «Марсианское зелье».

Вкупе с просмотренным в те же годы фантастическим же фильмом «Семь стихий» (по повести В. Щербакова), такой кинематограф создает ощущение удивительно счастливых времён. Это состояние радости, увы, недоступно современным киноделам – как российским, так и зарубежным.

О непередаваемой легкости киноязыка 80-х годов надо помнить инициаторам возрождения отечественного кино. Поскольку кино – это визуализация философии, ибо каждый высокохудожественный фильм в основе своей содержит философию.

070622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Каждая остановка имеет возможность быть ловушкой. Движение - это постоянство.
«Город гуннов в Улан-Удэ отпразднует свое возрождение на Фестивале гуннов»

21 июня на южной окраине Улан-Удэ начнётся Фестиваль Гуннов.
Мероприятие придётся на самый длинный день лета и пройдёт в рамках встречи представителей исторических городов Евразии (Международной ассамблеи), приуроченной к Году культурного наследия России.

Событие пройдет среди величественных построек в возрождённого спустя 2000 лет Гуннского городища (как ранее называлось место раскопок этого поистине города).
Крепостные стены и постройки реконструированы согласно данным археологии, раскопки поблизости еще продолжаются.

Еще в 2011 году президент Гуннского фонда Олег Булутов (он инициатор воссоздания гуннского городища под Улан-Удэ) ездил в Стамбул, где участвовал в Конференции городов всемирного наследия, где и изложил проект восстановления города гуннов. Отмечу что Город гуннов (недалеко от поселков Сужа и Исток) отстроен фактически заново за последние года три.

В 2020 г. уже выходила моя статья в СМИ, где Булутов поделился только что найденным с помощью дронов еще одним гуннским городом в Бурятии.

А воссозданное Гуннское городище это ведь тоже становится местом слияния культур. Как Стамбул, Баку и прочие города, о чем уже был пост в БРО ДРФ.

Эхо событий, 5 века н.э. сотрясших Римскую империю, куда дошли потомки гуннов, смешанные с уграми и другими племенами, доныне волнует прочих потомков жителей Великой степи. Например якутов, поставивших спектакль по запрещенной пьесе "Атилла" Евгения Замятина.

080622-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Время. Какими способами можно вернуть назад прошлое?»

В понедельник 13 июня в Национальной библиотеке Бурятии БРОД ДРФ по заданию Движения "Русская философия" проводит очередную встречу , где каждый может поговорить о Времени.

В свете готовящегося Фестиваля гуннов в Улан-Удэ, интересно узнать духовную подоплеку их государства.

Кочевники, противостоя своим образом жизни земледельцам -непосредствено крестьянам, оказались сходны духом с более верхними слоями земледельческого общества.

У номада другое чем у землепашца отношение к пространству (он кочует) и к смене сезонов т.е. ко Времени. Номад более мобилен и может уйти, допустим, от засухи... а пахарь здесь беззащитен.

Горожане есть по духу переселенцы, потерявшие связь с основой своей цивилизации - с крестьянством, о чем писал еще философ Федор Гиренок в работе «К умному безмолвию бытия» («Человек и Природа», № 2, 1992) .

О возвращении в прошлое говорил и кинематограф (например "Назад в будущее").

Омоложение это тоже движение времени назад.
О том и фильм "Шанс", 1984 г.сценарий по Киру Булычеву. - про то, как 7 человек обрели молодость( а один даже детство). Прекрасны кадры, где помолодевшие герои радостно идут по утренним улицам...

В их числе, ставшие юношей и девушкой старик и дама из дореволюционного прошлого ( а также та самая персидская княжна из истории со Стенькой Разиным).


Затем часть из них молодость потеряли. Ибо не каждый ее достоин. Благодаря зелью инопланетянина те, кто был духом молоды, ими и остались, а бюрократ, зав.гастрономом и прочие снова обрели прежний облик. Впрочем, посмотрев фильм детства я тоже своим сознанием вернулся в свои 6 лет в середину 80-х...

А вот герой перестроичной кинофантасмагории по мотивам романа Марка Твена о янки при дворе короля Артура, попал не очень-то и в прошлое, а в свои фантазии о нем... и расстрелял своих героев рыцарей, любимых с детства. Модерн против Традиции? Как они уживались внутри души одного человека?


А вы как думаете? 13 июня в 15.00 фойе на 6 этаже Национальной библиотеки РБ обсудим эти и другие вопросы.

090622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Каждый сезон открывает иные формы движения жизни. Так каждая часть организуется одним направлением.
«Эскапизм или попытка обрести Единое?»

Увлечения вестернами (истернами), фэнтези - есть попытка людей уйти от хаоса современного мира и обрести почву под ногами.

Таков и любительский истерн из г. Краснокаменск Забайкальского края "Угэдэчи" с его продолжениями ( Солнце бродяг и Тайник красных камней).

Готовящийся Фестиваль гуннов в Улан-Удэ ( 21 июня) как раз и отвечает на эти запросы - стремление найти опору в Прошлом (или Будущем), когда мужчины были (станут) мужественней, а женщины - женственней, с единой целью в жизни.

Это стремление уйти из хаоса в мир с Единым - согласно гипотезам в диалоге Платона "Парменид" (обсуждалось в Улан-Удэ 8 апреля в рамках лозунга "Купно за Едино" по заданию РОД ДРФ).

Разное по отношению к Единому - это интернациональное сосуществование этносов в будущем Забайкалья в фильме "Угэдэчи" и его сиквелах. Это и реальное прошлое региона Забайкалья с его китайским, монгольским, даурским прошлым.

Недаром недавно в Хабаровске наметились с'емки истерна.

#истерн #вестерн #угэдэчи #купнозаедино #единое

100622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Перемены будут всегда. Нет ничего постоянного, всё пребывает в движении.
«Как человек мог "создать" Луну и Солнце?»

В репортаже о празднике в Городе гуннов упомянута бурятская легенда о появлении солнца. Его зажгла красавица Наран-Гоохон.

Параллели с мифологией которую создал Дж.Р.Р.Толкин в Сильмариллионе: Йаванна создала Луну и Солнце.


Красивая легенда. Но в ней важный для человека смысл. Суть не в конкретных действиях мифических персонажей. А в том что Человек в каком-то смысле создает мир вокруг себя. Или по терминологии, которую приводил философ Федора Гиренок - доопределяет.

Таков был человек с традиционным мышлением. Мир был для крестьянина целостен (только так его можно обживать), закончен как постоянная цикличность сезонов Природы. А для современного человека мир хаотичен. Нам нужна почва под ногами.
О важности цели в жизни говорилось среди прочего на встрече БРО ДРФ 8 апреля в Улан-Удэ, организованной по заданию РОД ДРФ.

Наука не видит ни смысла жизни, ни даже окончательного строения Вселенной - строение скрыто за горизонтом событий.

Мы даже не знаем кривизну своего мира - он нам видится евклидовым, плоским - по результатам измерений видимой Вселенной, хотя наверняка Вселенная искривлена.

#мифология #Йаванна #космология #Гиренок #Вселенная

110622-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Как отсутствие "почвы" и единой парадигмы губит цивилизацию»

Пробок в Улан-Удэ скоро станет меньше.

Если тенденция убыли машин сохранится, то города станут как в постапокалиптическом фильме "Почтальон" с Кевином Костнером.

Все это, конечно, предельное упрощение, но вспомним кадры фильма: автомобили стоят заброшенные и проржавевшие - как символ величия и угасания цивилизации без прочного идейного парадигмального фундамента.

Данные о недостатке продовольствия и резко дорожающих ценах на бензин и на еду во всем мире говорят именно об этой печальной тенденции. Первыми в Кризис отбрасываются в мусорку предметы роскоши или наподобие того (частный автопарк).

#постапокалипсис #тенденцияубылимашин #Предельноеупрощение #разорениенаселения #деиндустриализация #кризис

120622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Походом достигается храбрость. Потому сын мужа возвращается именитым и радостным.
«Чем ужас хуже страха, или эффект воздействия малых действий»

Попробуем разобрать на конкретных жизненных примерах воздействие Страха и Ужаса на обывателей, и чем они все-таки различаются на практике?

Ведь согласно Мартину Хайдеггеру, страх вызван известными для человека причинами. А Ужас – причин не имеет. И потому его воздействие сильнее и иррациональнее.

Интересно, в случае череды мелких неурядиц, постепенно усиливающих тревожность, мы имеем дело с нарастающим Страхом или всё-таки с Ужасом? Ведь данная последовательность действий – излюбленный прием создателей фильмов ужасов. Значит, все-таки Ужас.

Итак, Ужас гнездится в обычном мире, в повседневности, когда происходят одна за другой неприятности (каждая имеет определенные причины), но вместе они складываются в состояние, близкое к ужасу.

В реальности до этого состояния почти никогда дело не доходит, но его предельность (а значит возможность) нами ощущается.

Итак, всё сходится. Иррациональность Ужаса иногда начинается с серии рациональных событий.

Например, это случайные (но фатально злонамеренные) обрывы энергокабелей (и оставшиеся без электричества микрорайоны - район улицы Терешковой, где обрыв 1 июня с.г. вначале привел к остановке трамваев).

Через пару дней дорожные строители повредили кабель в пос. Энергетик в Улан-Удэ и оставили без света более 1900 человек (в общем, виновато отсутствие согласования между разными организациями; ремонт дороги в мкр.ЛВРЗ года два назад тоже привел к обрыву кабеля; работы почему-то ведутся вслепую, без карт).

В некой другой реальности, три идущих друг за другом обрыва кабеля (как было уже летом еще 2019 года в Улан-Удэ) – а также еще какие-либо технологические и/или социальные катастрофы, всё-таки приводят к Катастрофе и Ужасу, открывающему людям взгляд на Небытие.

А также Ужас позволяет ощутить Бытие, обычно нами неосознаваемое, ибо оно настолько привычно, что не осознаётся.

#ужас #страх #Хайдеггер #бытие #небытие

130622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Потеря понимания времени чревато тяжёлыми последствиями, поскольку время — это основа всего.
«Мусорная гипотеза происхождения искусства»

Освещенная в свежем выпуске бурятского СМИ выставка экспонатов, сделанных из выброшенных вещей, навела на мысли о генезисе искусства.

Недаром культура еще в советские времена финансировалась по остаточному признаку. Искусство само по себе и есть - нечто ненужное для практических целей - мусор, - но однажды приспособленное для эстетических потребностей.

Недаром слоганом перестроичного фильма "Посетитель музея" стало: Весь мир свалка!

И тут приходит еще одно предельное упрощение. Мусор - есть производное человеческой деятельности как и искусство.

И еще одно смысловое схождение: "Культурный слой" - термин археологов означающий, по сути, мусор в земле, дает отсылку к высокому слову Культура.

Проблема мусорных полигонов в стране и в Бурятии не нова, и даже обострилась в последние годы, например в Выдрино на Байкале.

Но может стоит прислушаться к эстетике мусора? Недаром живописные поля отбросов рождают песни ("Мусорный ветер" "Крематория") и даже кинофильмы вплоть до финала перестроичного "Оно".

Так и в Улан-Удэ, еще летом 2016 г. в давно уже закрытой "Орде" прошла выставка, посвященная мусору на Байкале с ее, если и не шокирующими, то явно небезынтересными арт-об'ектами. Страшное будущее Земли нам показали тогда 12 разгневанных художников.

И помню через год дымящий мусорный полигон в пригородном Прибайкальском районе Бурятии, который никак не могли потушить пожарные расчеты. На эко-акции от ОНФ в больном сентябре 2017 года, журналисты бродили по вполне апокалиптичным горам мусора. А под нашими ногами тлели негасимые подземные пожары...вполне в инфернальном духе фильма 1991 г. "Сплошные неприятности" с Деми Мур.

Вернувшись в город, стал понятен источник смога, заволокшего тогда небо над Улан-Удэ.

#искусство #трэш #генезисискусства #культура #мусорэстетика

140622-Улан-Удэ-БРОДРФ