Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
76 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
Молитва отражает иное и пограничное.

Потому именно тем, что за гранью, достигается противоположность.
«Метисные этносы Бурятии и сибирский пиджин. Феномен Дерсу Узала»

Известный в республике за Байкалом журналист Александр Махачкеев года четыре назад выпустил очередную свою книгу «Карымы Бурятии».

Так у нас называют жителей отдельных русских сел, первопоселенцы которых брали в жены буряток или эвенкиек.

Эта метисация восходит к достаточно давним временам (к 18 или даже 17 веку). Так что речь идет о частично сложившемся этносе карымов (или крестников в Тункинском районе).

Книга подробно рассказывает о карымах разных сёл, их истории, и имеет даже цветные фотографии.


В качестве референса (сходной темы) я бы привел книгу «Русские пиджины» Елены Перехвальской.
Помню, изучая риторику во ВСГАКИ в конце 1990-х, преподаватель Родина нам говорила, что русских пиджинов не существует (на фоне обзора «колониальных» пиджинов от английского и французского).

Новые исследования в науке выявили русский пиджин, который все знают по ключевой фразе, ставшей его визитной карточкой: «Моя твоя не понимай» (...понимай нету). На самом деле, все легко понимали пиджин. Китайский купец быстро учился понимать торговых партнёров из Кяхты. А речь Дерсу Узала на чистом пиджине Арсеньев приводил без перевода: "Моя город живи нету. Моя лес живи", т.к. любой русскоязычный поймет.

Впрочем, феномен русского пиджина я уже разбирал лет 11 назад.
Похоже, основа пиджина была сформирована на Руси еще до проникновения в Сибирь. Существование пиджина - есть опыт древнейшей межкультурной коммуникации. Пиджины имеют преимущество перед искусственными языками (наподобие эсперанто, которые при всей легкости грамматики, трудны ввиду неестесственности).

Суахили и все эти лингва-франко - пластичны и легкоусваеваемы (или легко усвояемы - что, как видим, тоже намекает на сложность стандартного русского).

#пиджин #метисныйязык #карымы #Махачкеев #метисыБурятии #русскиепиджины

290522-Улан-Удэ-БРОДРФ
Блаженство быть птицей, оставаясь на дереве.
«Поиски золота Колчака упираются в технологический предел человечества»

Краевед Алексей Тиваненко еще в 2017 году рассказал местным СМИ о принципиальной невозможности достать со дна Байкала 11 вагонов с частью Золотого запаса Российской империи, оказавшегося там в 1920 году после подрыва путей и схода поезда с берега.

Оказалось, что знаменитые глубоководные аппараты Мир (с помощью которых еще был обнаружен Титаник) не способны извлечь золото из покоящихся на дне вагонов. Нужны более мощные манипуляторы, а их еще не изобретено.

Более того, имевшиеся Миры уже устарели и стоят в музее... мы не можем даже увидеть и снова пощупать слитки. Тем более, кстати, нам недоступны два корабля (Эребус и Террор) экспедиции Франклина на дне Ледовитого океана...

Понятно, что за эти годы продолжающийся кризис в науке и экономике не позволил изобрести нечто более совершенное. Но парадокс в том, что именно сейчас, в лихую годину санкций, одиннадцать вагонов, полных слитками высшей пробы, ох как пригодились бы бюджету России…

#золотоКолчака #Золотойэшелон #поездБайкал #Тиваненко #аппаратыМир #эребус #франклинэкспедиция

300522-Улан-Удэ-БРОДРФ
Обратные состояния отрицают себя, потому чем сильнее печаль, тем острее ощущается радость. Всё непостоянно, всё меняется день ото дня.
«Когда логистика и объект туризма/поклонения совпадают»

Обычно, чтобы совершить паломничество, надо собираться в дальнее путешествие. В случае жителей Читы, всё не так. Священная гора Айралжан находится на окраине столицы Забайкальского края и отлично просматривается из города. С ней связаны легенды…

И вообще в этом регионе Сибири среди бурят и эвенков распространен культ ландшафтных божеств. Нередко объект поклонения – куча камней (обо), дерево (в лесах вокруг например, Улан-Удэ, немало деревьев обвязаны ленточками) или скальное образование (таковые, ввиду особенностей рельефа и геологии, есть и недалеко от Улан-Удэ, именно к ним в прошлом пристраивали крепости, например т.н. Меркитскую крепость).

Нередко объект поклонения – на вершине горы, где открывается одухотворяющий вид на природу.

#Айралжан #Чита #паломничество #ландшафтныебожества #поклонение #культобо

310522-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Детали прошлого. Люди БАМа»

Рассказывая о Прошлом, важнее подмечать чувства человека, его наблюдения, чем излагать хронику исторических событий, которую можно прочитать учебнике, подметил писатель Водолазкин в романе «Авиатор».

Поэтому особенно ценны для нас зарисовки о жителях БАМовских посёлков, которые оставил нам Непомнящих в книге «В сердце вас навек сохраню».

Жить он там начал еще задолго до постройки магистрали, в 1950-е годы. Подмечал, что для северных поселков была характерна довольно культурная среда: управленцы и прочие служащие были грамотными и внимательными людьми.

В период стройки БАМа, Непомнящих вырисовывал характеры, которые действительно не попадут в учебники истории, но очень колоритны. Например, баба Катя, приехавшая на БАМ с сыном, но не ужившаяся в вагончике с невесткой, и потому ушедшая поварихой с бригадой в тайгу …

#БАМ #история #Северобайкальск #Непомнящих #публицистика

010622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Свобода достигается возможностью оставаться. Потому мы провожаем уходящее лето.
«Время. Обсуждение в Улан-Удэ»

Время как философская категория будет разобрано на встрече философского клуба в Улан-Удэ 4 июня.

Среди прочего будет обсуждено:
Время – это четвёртое измерение?
Теория относительности Эйнштейна установила, что у Времени разная скорость: например, на орбите Земли время на доли секунды быстрее, что учитывается в GPS.

Тогда что такое время?
И что есть время в поэтическом измерении?

Встреча начнётся в 15.00 ч. 4 июня 2022 г. (суббота).
Место встречи: 6 этаж нового корпуса Национальной библиотеки, в фойе. Вход по читательскому билету или разовому читательскому.

#время #четвертоеизмерение #теорияотносительности #Континуум #временнойпарадокс

020622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Время наделяет мудрость божественностью. Потому временем достигается благополучие.
«Время в Степи»

Понимание Времени кочевыми народами должно отличаться от понимания его земледельцами.

Как? Для начала вспомним, что мир земледельца строго цикличен: смена сезонов, посев, урожай и т.д., поэтому считается, что люди традиционного уклада менее склонны к революциям и прочим резким изменениям жизни. А движущей силой революций или восстаний были горожане. Например гуситские войны в Чехии.

Теперь вернёмся к людям Степи с их меньшей зависимостью от смены сезонов. Для землепашца засуха - более катастрофа, чем для номада, ведь последний может отогнать стада подальше, в более влажную степь. Возможностей для преодоления судьбы у кочевника несколько больше.
Соответственно и бОльшая мобильность: как для территориальной экспансии, так и, возможно, в духовном смысле выше изменчивость (забегая вперед, подмечу это парадоксальным образом сближает их с городской частью оседлых народов, склонной к новациям).

Даже кочевники по духу, живущие в Лесу (например буряты) возможно сохраняют номадическую мобильность (в своем миропонимании), пусть они почти 100 лет перешли к оседлому образу жизни…

Потому Время циклично для земледельца. А у номада, согласно его парадигме, есть бОльшая склонность для преобразования действительности…

И тут сходятся эти почти противоположности: люди городского уклада, несшие еще в недрах феодализма зародыш свободы и собственно кочевники, свободные от непосильного крестьянского труда и т.д.

Им присуща некоторая свобода, как и у охотников и собирателей.

Итак, у них есть Свобода по отношению ко времени: уклад хозяйства оставляет больше времени на досуг, обряды, ритуалы т. д. (что выяснил французский ученый Пьер Кластр на примере южноамериканских индейцев).

Личное время более свободно от труда (при том, что Время в отличие от Пространства более несвободно, т.к. однонаправлено). Но и в отношении пространства охотники и скотоводы более свободны, т.к. мало привязаны к определенному месту.

#время #Степь #парадигмакочевника #номад #кочевыеимперии #пространствовремя

030622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Ценное знание достигается стремлением мысли и слова наверх, туда, где смыслы отражают сокровенные начала всего.
«Этернализм в действии»

Интересно, можно ли считать реально существующими предметы, ушедшие в прошлое? Или наше сознание, имеющие их образы в сознании, имеет дело уже с нереальными объектами?
Это зависит от подхода к понятию времени: этернализм или презентизм.

В жизни многие люди интуитивно руководствуются презентизмом. Это прагматики, мещане. Для них очевиден тезис: нет человека, нет проблемы. Но практика показывает, что проблемы, загнанные в угол, в прошлое, нередко всплывает наверх, проявляясь в настоящем довольно болезненными симптомами.

Есть и обыватели, которые интуитивно придерживаются этернализма. Для них одинаково реальны события, люди и предметы прошлого. Это любители воспоминаний, ретро и т.п. А для пущего подкрепления своих взглядов, они используют артефакты ушедшей эпохи: например, грампластинки.

В 1970 - 1980-е годы в городском Доме Быта в Улан-Удэ работала служба записи Звуковых писем. Такие пункты были в разных городах Союза. А в столице Бурятии начиналось всё так: молодой человек, имеющий аппарат Дискограф для записи гибких грампластинок (на рентгеновских снимках) и прочее оборудование, пришел в 1968 году в службу быта Бурятии и предложил открыть студию звукозаписи. Руководство Бытового обслуживания Бурятии (о котором я уже писал) ответило согласием. И действительно, горожане приходили и записывали свои голоса - звуковые письма родственникам, друзьям и любимым...

Обсудить же с позиций логики реальность явлений из иного времени, можно сегодня, 4 июня, на встрече философского клуба в Улан-Удэ в 15.00 ч.
Место встречи: 6 этаж нового корпуса Национальной библиотеки, в фойе.

#этернализм #презентизм #время #звуковоеписьмо #ретро

040622-Улан-Удэ-БРОДРФ
Женщина, которая утеряла своё изначальное направление, разрывает связь с длящимся временем. Поэтому это нарушение всех оснований.