Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
76 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Интеллигенция и народ окраин России. Опыт Бурятии»

Еще Лебон - на чьих работах основаны методики манипуляций с массами, - вывел, что усвоение народами мира западных ценностей, приводит не к их усвоению, а к разрушению прежних – традиционных ценностей. Вообще это интересное и до сих пор актуальное мнение, поскольку оно основано на фактах. Ведь еще в конце 19 века в ходе своих путешествий по миру, французский исследователь и обнаружил эти пугающие закономерности.

Добавлю, что часть этих народов все-таки усваивает западные ценности (пусть и теряя свои корни, что всё же лучше хаоса и анархии у остальных). Но ведь тоже не вполне. Русский философ С. Булгаков (в сборнике «Вехи») прямо указал, что здесь имеет место нехватка образования у самой интеллигенции. Он упирал на то, что спасает (до поры до времени) нравственность русского народа. Это тяга к трансцендентному – в данном случае, православие. С. Н. Булгаков отмечает полное неприятие религии русской интеллигенцией. Хотя разве только это, веками хранимое русским человеком нравственное начало, и могло уберечь Россию от ужасов бунта, или, по крайней мере, от крайних его проявлений…

Отношение к подлинно нравственным ценностям, думаю, мало исследовано у интеллигенции малых народов России. Принято считать, что интеллигенция везде одинакова. И отчасти это так. Но заметим, у коренных народов России (например, у бурят) отношение к нравственным ценностям (завязанным на религию или какие-то культы) более, что ли, трепетное. Не в этой ли инстинктивной попытке сохранения почвы под ногами и можно видеть свет в конце тоннеля в деле преодоления духовного и социального обнищания? И кому как ни этнической интеллигенции можно усилить положительные процессы, противостоящие деградации современного мира.

Всё это применимо и к русскому народу, ввиду хотя бы значительного сходства с выводами Лебона в деле не очень удачной модернизации, идущей еще с 19 века, что приводит к утрате всяких ценностей у значительных масс населения. Разница с Западной Европой в менталитете огромна и, похоже, так и не преодолена большинством, зато «преодолены» исконные ценности.

Но вместо подлинного анализа указанных мной выше проблем, и без того редкие исследования духовной сферы народов России, не касаются прямо этих проблем или не проводят их взаимосвязи. Исследования разрозненны. Сами их авторы, похоже, зачастую хайпуют на темах вечно модной этники или «национального возрождения» уже лет 30. А местные власти тем более ограничиваются отписками и красивыми речами. Накануне крушения СССР в Бурятии ввели официальное празднование праздника восточного Нового года по лунному календарю – Сагаалган. Хотелось бы ошибаться в своем мнении, но вся региональная политика по нравственному возрождению, проводилась путем подобных формальных мероприятий, не затрагивающих сути, души людей.

В общем, и на макро- (в масштабах страны) и на микро-уровне (регионов), о возрождении нравственности больше говорят, но не делают.

#этиканародов #модернизация #Лебон #аксиология #массы #толпа #традиционнаяэтика #интеллигенциявРоссии #Вехи

210322-Улан-Удэ-БРОДРФ
Смутное время.
Лето 1611 года.
Новгород Низовской Земли.

В стране неразбериха.
В столице поляки.
В городах и уездах власть семибоярщины.
Патриарх в заключении.

Смутные времена рождают сильных людей.
Сильные люди приносят высокие идеи.

Строго на восток от Центра Русского Царства возникает движение идей и людей, которое приводит к всеобщему народному соединению во имя единой цели.

Имена и детали этого движения важны историкам.

Мы же отметим, что по запросу патриарха купеческое сословие выступило инициатором всеобщего объединения ресурсов и людей, призвав соответствующие военные силы и восстановив русское царство.

«Купно заедино!» - именно так, уверяют лояльные историки, восклицали герои, собирая ополчение под стенами нижегородского кремля.

«Вместе заодно!» - именно так, уверяют патриотические философы, рождаются великие решения трудных ситуаций.

Весна 2022 года.
Нижний Новгород.
Неразбериха в мире.
«Вместе за одно. Россия и Бурятия»

Лозунг ополчения Минина и Пожарского в русскую смуту начала 17 века гласил: Купно за едино! На современный русский обычно переводят как: Вместе за одно (или за Единое, что имеет больший смысл с философской точки зрения).

История Бурятии в составе русского государства знает одно из наиболее ранних после Смуты воплощений этого краткого лозунга в жизнь - битва у стен осажденного Селенгинского острога в 1688 г. Ее возглавил опальный воевода Демьян Многогрешный недалеко от Гусиного озера. На стороне русских казаков сражались местные селенгинские буряты. А противостояла этому поистине единому войску – вторгнувшаяся в наши пределы монгольская конница Тушету-хана, т.к. Монголия в ту пору зависела от агрессивного маньчжурского Китая.

Более известны другие моменты противостояния с маньчжурами в конце 17 века: осада Албазина на Амуре, успешные переговоры дипломата Саввы Рагузинского об установлении границы с Китаем.

Но очень знаковое событие – осада Селенгинска, выигранная Многогрешным – воплощает именно единство народов Бурятии в борьбе против внешнего агрессора, поскольку со времени вхождения Бурятии в состав России на тот момент, прошёл еще даже не исторический отрезок времени – в пределах жизни одного человека. И тем интереснее сейчас битва, закалившая народы Бурятии, ведь друг познаётся в беде.

#Многогрешный #ЦинскийКитай #Гусиноозерск #Купнозаедино #Единое #Минин #Пожарский #Смута

220322-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Искусство как философия: краткое, но глубокое проникновение в суть бытия»

Существует выражение: архитектура – застывшая музыка. Если копнуть глубже (а точнее, пойти обратно – от абстракции к жизни), то разные виды искусства - есть застывшее мировоззрение или даже философия.

Оставим в стороне литературу, театр и кино, так как они «незастывшие», а самые близкие философии, а потому иногда даже идентичные прямому философскому высказыванию, в силу своей протяжённости во времени.

Итак, рассмотрим архитектуру, как находящуюся на полпути к абстракции среди видов искусств. А точнее, осмыслим скульптуру как наиболее близкую человеку (а, следовательно - философии) среди статичных видов искусства.

Наиболее понятен смысл, пожалуй, статуй великих людей, т.к. все знают об их прототипах.

Более 20 лет назад в только начавшем тогда выходить "МК в Бурятии" появилось местное эссе. Ироничная фантазия: однажды с пьедестала на главной площади Улан-Удэ свалится гигантская голова Ленина и покатится вниз - по ул. Ленина, сметая все на пути за грехи наши тяжкие...

Вспомним самые известные произведения литературы, где фигурируют ожившие статуи. Здесь и Город оживших статуй из финальной части «Града обреченного». И «Медный всадник». И сосед его с другой стороны Балтики – король шведов Карл XI в сказке «Путешествие Нильса с гусями». Сказка была призвана в ненавязчивой форме рассказать детям Швеции об истории и культуре их страны (ввиду скучности учебников того времени). Но Сельма Лагерлёф сотворила мировой бестселлер. Многие наши дети знакомы с Нильсом по советскому мультфильму «Заколдованный мальчик».

В эпизоде ближе к концу мультфильма видна вся суть Карла XI.

Вот она сила искусства! Вместо нудных историй, школьник (или даже дошкольник, увидевший мультфильм) поймёт гордый характер короля Швеции.

Так, его статуя сходит с пьедестала, т. к. бросает вызов мальчику, оскорбившему его. Ожившая статуя (а скорее, дух Карла XI, заключённый в нее) мчится за Нильсом по ночным улицам города. Неукротимый король видит деревянного боцмана у трактира и заставляет того идти с собой в последний поход: «Ты еще крепкий старик, Розенбом!».

Искусство подобно философии выражает иногда подлинный смысл бытия и истории.

#философияскульптуры #Нильс #Лагерлёф #смыслархитектуры #философиявкамне #КарлXII #Медныйвсадник

230322-Улан-Удэ-БРОДРФ
Книга знаков Ырк Битиг

Наверху встал туман.
Внизу встала пыль.
Род птичий блуждал на лету.
Род звериный блуждал на бегу.
Род людской блуждал на ходу.
Вновь Небо в духе своём.
На третий год все увидели друг друга целыми
и невредимыми.
Все радуются и веселятся.

Знайте так:
это хорошо.


1-4-1

Мне кажется, что этот стих весьма красноречиво и точно вскрывает ситуацию в мире сегодня. Удивительно, но описываемые в этом древнем стихе состояния так органично ложатся на современность. Возможно, подобным доказывается, что Ырк Битиг являет действительную прогностическую традицию Евразии, удерживающую в себе сущность движения со-бытийных процессов, закрепленных во времени и пространстве.

Стих говорит о явлении состояния разброда и шатания, которое суть результат нарушенной связи с небом, с миром сверхсущего, отраженного в традициях нашего мира. Божественность знания, переданного нашими предками, подвергается сомнению, в то время как мудрость прошлого выдержанна тысячелетиями.

И действительно, когда люди отрицают божественную часть мира, появляется туман в их сознании, который скрывает ясность пути направления. В следствии отсутствия ясности, люди начинают идти окольными путями в жизни, поднимая пыль, оседающую в уме, душе и настроении.

Все живое начинает блуждать до тех пор, покуда небесное не воцарится на своём пьедестале. Но для этого торжества ясного пути, необходимо пройти дорогу в три года, то есть триединый цикл изменений: тезис - антитезис - синтез, который вернёт нас высокий уровень представления и себя, и мира, который нас окружает.

#ЫркБитиг #евразийство #протокнига #толкование

230322-МСК-БРОДРФ
«Новое назначение в Бурятии и бегство олигархов»

Новый директор пришел руководить скандально известной компанией ТГК-14, монополистом в сфере предоставления тепла (ТЭЦ и котельных) в Чите и Улан-Удэ. И как-то по срокам новое назначение совпадает с отъездом Анатолия Чубайса из страны.

Вспомним, именно Чубайс в 2001 году пролоббировал приватизацию жизненно важной отрасли – коммунальных услуг и ресуроснабжения.

И с тех пор по стране начались споры, претензии компаний сферы ЖКУ друг к другу, иски жителей за холод в квартирах и завышенные начисления за отопление.

Взять Улан-Удэ, так у нас суды, вместо того чтобы бороться с преступностью, оказались завалены многочисленными исками ТГК-14 к гражданам, кто не смог вовремя оплатить за тепло…

Самое интересное, что обывательское мнение – «Уехали из страны, так и надо», - совпадает с истинно философским. Почему? Ведь это дело специалистов: экономистов, политологов - копаться в глубинных причинах отъезда. Но истина лежит на поверхности: уехали, значит им наша страна не нужна, пусть уезжают, значит есть им на что жить заграницей в отличие от нас и т. п. рассуждения. Это и философское мнение, т.к. философ тоже не обязан быть специалистом в узких областях, но предельная суть явлений иногда видна сразу, как и в случае нынешнего бегства олигархов и звезд шоу-бизнеса из России.

Потому и многие простые граждане, несмотря на попытки испугать нас грядущим кризисом, вздохнули с облегчением, наблюдая каскад отъездов гламурных звезд.

Тем более, ряд шагов власти просто радует: Едва появилась новость, что Европа теперь будет расплачиваться за российский газ в рублях – и сразу рубль пошел вверх, доллар стал вновь менее ста рублей.

#ТГК14 #ЖКХвРоссии #ЖКУ #коммунальныеплатежи #Чубайс #директорТГК14

240322-Улан-Удэ-БРОДРФ
Книга знаков Ырк Битиг

Великий муж
пошёл к своим коням.
Белая кобылица его родила жеребёнка.
Годится быть жеребцом с золотой упряжкой.
Пошёл к своим верблюдам.
Белая верблюдица его родила верблюжонка.
Годится быть верблюдом с золотой уздечкой.
Пришёл домой.
В-третьих, супруга его родила мальчика.
Годится быть великим.
Блаженствовал великий муж.

Это ужасно хорошо.


2-4-2

Стих о важности прибавления и умножения благого в жизни. Этим древним текстом описывается важные жизненные ориентиры доброго мужа, модель поведения которого приводит к плодам устойчивого развития того, что его окружает, о чем он проявляет заботу. Можно сказать, что заботой достигается благой результат, ведь забота - это обмен состояниями.

Соответственно, чем больше энергии затрачиваешь, тем более благостный результат получаешь, при условии, что человек выбрал нужную форму работу с собственной мужской энергией. Подобным умением начинается искусство правильной жизни.

#ЫркБитиг #протокнига #евразийство #толкование

240322-МСК-БРОДРФ
«Вы еще не видели гиперинфляции! – И не увидите»

В улан-удэнской новости пишут, что цены в магазинах меняются в течение дня. При этом дальше в статье говорится, что инфляция составляет от силы процентов 20... А как вам 200 процентов? Да за сутки?

В июне 1992 г. я стоял в очереди за хлебом в маленький магазинчик (супермаркетов не было, гастрономы редки). Очередь, извиваясь змеей, уходила на улицу.

Так, вот, мужчина у кассы покупал (как выяснилось чуть позже) две буханки хлеба и потому назвал двойную цену. А вначале не было понятно, что хлеба два и очередь пришла в замешательство.

Услышав двойную цену, подумалось: Неужели за один день цена возросла вдвое? Сзади в очереди раздался мужской голос: «А что с ценами на хлеб?».

То есть люди вполне ожидали, что за сутки цена могла подскочить в два раза. Ведь с января 1992-го по 1993 г. шла гиперинфляция.

Сейчас накоплен ряд механизмов регулирования цен, мировой опыт смешанной экономики, кейнсианская модель (о которой в начале 90-х наши пропагандисты дикого рынка не знали или скрывали ее). А тогда в 1992-1993 гг., гиперинфляция была специально запущена.

Опытный экономист Бурятии Федосья Алексеева нам, студентам, году в 1999-м, объясняла как раз те события, чертя график мелом на доске. Итак, либерализация цен (бесконтрольное повышение) начала 90-х вполне могла быть меньше, но Гайдар и Чубайс специально сделали ее максимально большой.

Дальнейшие комментарии будут, думаю, излишни. И причины бегства из страны, по крайней мере, олигархов, выглядят более, так сказать, мотивированными.

#инфляция #гиперинфляция #либерализацияцен #Гайдар #Чубайс #ценыповышение

250322-Улан-Удэ-БРОДРФ
Книга знаков Ырк Битиг

Бедный сын мужа
пошёл на заработок.
На пути ему везло.
Приходят весёлый и радостный.

Знайте так:
это хорошо.


4-2-3

Смысл стиха заключается в констатации утверждения, что бедность не является предельностью состояния. Бедность - это результат тех или иных форм человеческого представления в мире. Соответственно, состояние бедности можно исправить, осознать и выправить течение энергии в нужное русло, которое воздаcтся сторицей.

Деньги - это энергия, потому основы её управления лежат в основе правильного взаимодействия с деньгами. Как ни странно, но если пойти работать - будет результат. В стихе также указывается, что на пути сыну мужа везло. Везение есть также результат верной настройки через различные практики в жизни, которые позволяют обладать ценностью ориентации в пространстве и времени.

#ЫркБитиг #протокнига #евразийство #толкование

250322-МСК-БРОДРФ
«Почему это автаркия не панацея? При ней половина страны выросла»

Развитие за счет собственных ресурсов – автаркия, – теперь стоит на повестке дня.

После покупки в улан-удэнском супермаркете кассир мне говорит: «Вам чек нужен?» Спрашиваю. Оказывается, чеки еще есть, но им приказано экономить. Я и говорю ему: «Бумага для чековых лент заграницей делается. И скоро кончится. Будете товарные чеки писать от руки. Так иногда бывает в маленьких магазинах, например, если касса на ремонте».

Лучше поздно, чем никогда. И самообеспечение товарами вполне возможно построить. Сходное положение было у нас чуть более 30 лет назад. Главное, делать и не бояться, и готовить Бурятию к наплыву внутренних туристов.

Дело не только в модернизации придорожных уборных. Ведь «Байкальская гавань» у нас давно построена вкупе с перебатывающем заводом в селе Турка (призванном собирать мусор с отелей Прибайкальского района).

Оказывается не зря мусорный завод и гавань ждали своего будущего в замороженном состоянии.

Летом у нас даже жарко. Думаю, москвичам понравиться. Плюс природа горная, необычная. Всегда поражают наши горы приезжих, из Питера, например.

Театральный критик Оксана К., приехавшая в Улан-Удэ на фестиваль «Артерия» в 2012 году сказала мне: «Сразу видно, что в другой части страны находишься – у нас ровно в городе, а у вас везде горы видны».

#автаркия #импортозамещение #Бурятиятуризм #внутреннийтуризм #самообеспечение

260322-Улан-Удэ-БРОДРФ
Книга знаков Ырк Битиг

Печаль является результатом содержания определённого состояния. Важно понимать, что пресловутая меланхолия есть часть нашего естества, которое ретранслирует неразрывность природы и человека.

Человек — это мыслящая часть единого, разделяющая вечность посредством категорий пространства и времени.

Потому можно сказать, что облачное небо является отражением единой души человека — мироздания.

#ЫркБитиг #евразийство #протокнига #толкование

260322-МСК-БРОДРФ
«Протестантская этика как искусственный образ мира»

Выбор Россией своего пути в 20 веке (социалистический эксперимент) не раз критиковался как неестественный вариант развития общества. Но разве западное общество потребления не есть искусственный мир, который еще с 1968 года (с выводов Римского клуба) был признан фактически тупиковым и ведущим к гибели человечества? А противопоставить западному варианту капитализма можно и многие правые идеологии.

Итак, в столице Бурятии усугубляется еще одно слепое копирование западных схем: частный рынок в сфере общественного транспорта. Пишут, что ввиду нынешнего кризиса и санкций, маршруток станет меньше.

Куда меньше?! Их и так страшно не хватает! После 20.00 люди на морозе мерзнут по часу!

Еще с 2018 года парк бурятских маршрутных такси убывает: раньше заканчивают работать, по утрам и вечерам ходят редко, а в мэрию бесполезно жаловаться; наоборот они заявляли Главе, что большие автобусы не нужны).

А ведь частные маршрутчики капризны как дети: если им не нравится к.-либо маршрут, мэрия не имеет права заставить туда ездить.

Альтернатив микроавтобусам в Улан-Удэ сейчас никаких: больших автобусов нет, а изредка мелькающие на улицах как призраки - ходят для вида, редко на каком маршруте и по одному на него, утопая в хаосе полумиллионного города микроавтобусов.

Да и не большие они, а средней вместимости (как прежние служебные Пазики); единицы их для виду появились в городе к 2020 г.

Уже более 20 лет идет вытеснение больших автобусов из города(при том что в развитых городах Запада большие автобусы ходят). У нас ради наживы частных водителей микриков, последние Пазики запретила коррумпированная мэрия году в 2018.

Если не можете полноценно заменить собой муниципальный транспорт, чего выдавливали-то? Теперь весь город у разбитого корыта.

#протестантскаяэтика #рационализм #капитализм #восточныеидеологии #праваяидеология

270322-Улан-Удэ-БРОДРФ
Книга знаков Ырк Битиг

Стих о собирающем начале этого мира, которое не терпит возможным разобранное, отдельное, вырванное из целого.

Владыка дорог — различных путей наших жизней, осуществляет возврат в прошлое, верное человеку состояние.

Он есть высшее существо, невыразимый закон бытия, цель которого возврат всего существующего в вечность. Поскольку стремлением к ней осуществляется благо.

Владыка — это творец. Знайте так.

270322-МСК-БРОДРФ
«Глубинная причина разницы менталитетов. Рационализм Запада»

Цивилизация Суши ныне противостоит Цивилизации Моря как никогда ранее (по крайней мере, в части беспрецедентного экономического давления).

Потому-то и важно быть вместе всем здоровым силам внутри страны, в частности, в Бурятии как части Востока и части России, которая ближе к Востоку, как будет обосновано ниже.

Актуально быть "Вместе (купно) за Единое", как призывал еше Минин в 1612 г.

Ведь у народов Суши - Евразии, - еще больше общего меж собой, чем многие думают, по сравнению с атлантическим Западом. И не только в геополитике. Почему?

Начну издалека.

Философ Александр Панарин в своих книгах не только подвергал критике выбор ориентации на Запад. Он критиковал рационализм как основу западного менталитета и поведения. Предупреждал о пагубных последствиях бездумного копирования рационализма в России.

Панарин прошел сложный путь от либерала-диссидента до патриота. В поздних (незадолго до своего ухода) работах (Народ без элиты. М., 2006) он под современной либеральной идеологией понимал «процедуру разложения всех обществ до уровня несвязанного одноклеточного состояния».

В связи с рационализмом Запада (как насаждаемой идеологии), интересно вспомнить о психофизиологии. Об известной теории правополушарных и левополушарных людей, о том что восприятие мира и поведение зависят от преобладания того или иного полушария у человека.

Правополушарные люди с большим творческим началом, но им труднее адаптироваться в обществе с преобладанием рациональной логики.

Есть еще одно предположение: в средневековье в Западной Европе инквизицией были истреблены многие правополушарные люди.

Поэтому оставшимся левополушарным легче давались пути западного варианта капитализма (на Востоке встречался и свой торговый капитализм; в Индии он как раз англичанами и был разрушен).

Думаю, философия Панарина и близкие теории, обосновывающие противостояние с Западом, неплохо подтверждаются и психофизиологией.

И потому Россия, ввиду своей истории (развитие общественного строя, в т. ч. наличие восточной ветви христианства) не может стать адекватной рационализму Запада ни при каких условиях.

А различные восточные народы (как за пределами России, так и внутри нее) - и подавно. Никто из нас не проходил пути как на Западе. И не надо его слушать: у нас, грубо говоря, мозги разные.

Восток может вести рыночные дела, но своим путем. Потому-то и важна теория Евразии как особого пути.

#Панарин #рационализм #капитализм #протестантскаяэтика #Восточныйменталитет

280322-Улан-Удэ-БРОДРФ