Религия сегодня
8.51K subscribers
646 photos
16 videos
10 files
1.15K links
Религия и общество. Аналитика и прогнозы. Мировые тренды и российские реалии.
По вопросам сотрудничества: @RelToday1
Сайт: https://reltoday.com/
加入频道
Навальный пытается выйти к православной аудитории и ругается со своими подписчиками-атеистами 👇
Опять Навальный

Пока православный сегмент телеги обсуждал на выходных новости о закрытии храмов, в оппозиционном лагере проходили нешуточные баталии на тему … Вербного воскресения.

12 апреля в твиттере Навальный поздравил своих подписчиков с Вербным воскресением и Днем космонавтики: «Два отличных праздника, которые я очень люблю. Прикольно, что они выпали в этот раз на один день». И тут же в комментариях к твиту разгорелась битва: «Как же это мерзко, нормальный политик должен вести страну и народ вперед, а не пропагандировать мракобесие ради рейтинга».

Дело в том, что со времен Pussy Riot в России сложилась довольно четкая оппозиция: государственник-православный VS оппозиционер-атеист. И хотя большинство в оппозиционном Политбюро не позиционировало себя как откровенных атеистов, критика сращивания РПЦ с властью всегда была неотъемлемой частью протестной повестки. Фигура Андрея Зубова (зампред ПАРНАСа) как православного лидера протестного движения всегда смотрелась несколько странно и большой популярностью в народе он никогда не пользовался.

Ситуация стала меняться прошедшим летом, когда православную риторику стал использовать Дмитрий Гудков, а отец Иоанн Гуайта укрыл в храме протестующих. Осенью было известное «письмо священников» в защиту заключенных по «московскому делу». Зимой умеренно-оппозиционный Общероссийский гражданский форум разработал свод правил для священнослужителей «по созданию условий проведения честных выборов в России». То есть лидеры протестного движения стали все более и более пристально присматриваться к церковной части населения.

И вот сейчас, когда связка «государственник-православный» стала не такой уж очевидной и когда в РПЦ начинается управленческий кризис, Навальный решил воспользоваться моментом и привлечь к себе новых последователей, к которым раньше не обращался напрямую. По словам Константина Эггерта, «глава ФБК повел себя как разумный политик, а его оппоненты [в твиттере] – как политически девственные сектанты». Поскольку воинствующий атеизм и антиклерикализм многих молодых оппозиционеров не менее догматичен и дуболомен, чем сумасшедшие убеждения православных маргиналов (борьба с ИНН, ультраправый монархизм и проч.). А в реальной политике догматические убеждения (как религиозные, так и анти-религиозные) всегда в разы сужают круг потенциальных последователей.

В чем же допустил ошибку «единый и безальтернативный» лидер оппозиционного движения России? Все просто – он не смог найти нужный канал связи. Как тут не вспомнишь Маклюэновское The Medium is the Message. Дело в том, что в твиттере, где Навальный так популярен, практически полностью отсутствует православный сегмент, в то время как жёстких атеистов там довольно много. Поздравлять в твиттере с Вербным воскресением также абсурдно, как поздравлять с Великой Октябрьской Революцией в православной соцсети «Елицы». Штабисты Навального умеют работать с молодежью и находить каналы для связи с ней, однако если они хотят выйти на православную аудиторию (часть которой, в целом, может откликнуться), то здесь нужно искать совсем иные методы. Какие – говорить, естественно, не будем 😜

Интересно, что по этому поводу думают политические теологи телеграмма – Православие и зомби?
В "мирное" время мы мало обращаем внимания на Чечню, так как все понимают, что под крылом у Рамзана Ахматовича совершенно особая атмосфера, и именно в этой атмосфере и живет республика.

Самые многонациональные регионы нашей страны уже отметились по части межрелигиозной симфонии по ковидным вопросам (Татарстан и Тува, например).

Вчера же состоялась встреча директора департамента по взаимодействию с религиозными и общественными организациями ЧР Аслана Абдулаева с благочинным Грозненского церковного округа, иеромонахом Амвросием (Марченко). "На встрече говорили о том, как проходит деятельность церквей в республике в режиме карантина; Амвросий подчеркнул, что священники советуют прихожанам оставаться дома, исходя из здравого смысла и христианского человеколюбия".

Хотя, что ему еще делать в республике, где сейчас полностью запрещено выходить из дома по воскресеньям.
Президент Сербии: Я готов встать на колени перед патриархом

Весьма необычную модель государственно-конфессионального диалога можно увидеть сейчас в Сербии.

С 10 апреля в стране введен карантин, действует комендантский час: с 17 вечера до 5 утра людям запрещено выходить на улицу, людям старше 65 лет можно выходить из дома только в промежуток между 3 ночи и 7 утра (то есть, по факту, вообще практически невозможно выйти из дома).

14 апреля синод Сербской Православной Церкви обратился к руководству республики с просьбой отменить комендантский час на Пасху «чтобы граждане, не находящиеся в самоизоляции, смогли получить причастие и посетить литургию на величайший праздник».

В этот же день президент Сербии Александр Вучич в эфире государственного телеканала RTS заявил: «Я готов встать на колени перед Сербским патриархом и просить его пересмотреть свою просьбу». Вучич убежден, что комендантский час необходим, но также заверил, что в случае возникновения инцидентов «мы точно не будем арестовывать священников».

Риторика сербского президента весьма показательно демонстрирует реальное значение церкви в обществе и готовность властей считаться с мнением патриарха.
——
Сравните с российской / украинской действительностью (например, с этим) и сделайте выводы сами
Противовирусная обработка Храма Христа Спасителя перед патриаршей пасхальной службой

Фото: Baza
Армянский католикос Гарегин II вновь под ударом

Мы уже писали о кризисе в Армянской церкви, связанным с личностью патриарха-католикоса всех армян Гарегина Второго.

После бархатной революции 2018 года многие жители Армении стали воспринимать католикоса как рудимент прежнего коррупционного режима, против Гарегина проходила общественная компания под лозунгом «Новая Армения, новый патриарх».

Если ранее движение за отставку католикоса поддерживалось прогрессивной общественностью и церковными диссидентами, то сейчас к нему подключились и новые политические элиты Армении.

Все началось 7 апреля, когда Гарегин выступил с призывом освободить экс-президента Армении Роберта Кочаряна, находящегося под арестом за разгон демонстраций 2018 года: «Прислушиваясь к мнению врачей о здоровье Роберта Кочаряна, считаем важным, чтобы … были предприняты все предупреждающие меры и мероприятия, в том числе изменение меры пресечения, чтобы обезопасить от дальнейшего ухудшения состояние его здоровья в условиях коронавируса».

Правом ходатайствовать перед властями о помиловании и/или смягчении наказания пользуются все религиозные лидеры, и обычно власти либо идут навстречу церкви (особенно, если это согласованная PR-акция), либо миловидно пропускают подобные прошения мимо ушей. Но в случае Гарегина реакция властей было очень жесткой.

Председатель Общественного совета при правительстве Армении Степа Сафарян
в ответ на ходатайство католикоса заявил: «Хотел бы сказать, ты лучшей продавай свечи, заботься о церковном бизнесе и не вмешивайся в дела государства. Возможно, когда-нибудь у нас будет достойный католикос». Его поддержал вице-спикер парламента Армении Ален Симонян: «Тысячи граждан Армении уже долгое время считают важным вопрос смены католикоса всех армян».

Однако самым тяжелым был ответ от премьера Пашиняна, который был озвучен его пресс-секретарем: «Прежде всего, напомним, что руководитель информационной службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина (административный центр Армянской церкви) иерей Ваграм Меликян до сих пор был личным поручителем Самвела Майрапетяна (армянский бизнесмен и медиамагнат), проходящего наряду с Робертом Кочаряном по делу 1 марта 2008 года и обвиняемого в различных преступлениях, в том числе в даче взятки в особо крупном размере и пособничестве отмыванию денег. Правительство Армении никак не комментирует пожелания и надежды Его Святейшества. В то же время мы ожидаем, что Святой Эчмиадзин переосмыслит историю с поручительством за Майрапетяна и сложившуюся в результате этого ситуацию».

Как видно, от католикоса Гарегина Второго отвернулась не только значительная часть паствы, но и новые политические элиты Армении, которые стали открыто говорить о «схемах», связывавших главу Армянской церкви и людей «старого режима». Учитывая, что роль Армянской церкви в общественной жизни страны и огромной диаспоры все еще весьма высока, весьма вероятно, что после стабилизации ситуации с коронавирусом власть вплотную займется церковным вопросом.
Странная Пасха 2020

Этот день пришёл и многим стало легче.

Не случился полицейский апокалипсис (по крайней мере в Москве, но и не только). На подходах к храмам не стояли патрули, а стандартные для этой ночи дежурные стражи порядка не выдворяли пришедших и не устраивали унизительных проверок. Общинам во многих городах не ставились стеснительные лимиты по числу волонтеров.

Некоторые смогли не поругаться с близкими, кое-каким начальникам тоже удалось не испортить отношения. Если посмотреть соцсети по хештегу #окнапасхи, то можно увидеть, что довольно много православных россиян зажгли свечи на своих окнах, хорошая PR-компания от Вл. Легойды, в целом, удалась.

Наконец закончились пересуды на тему «где будет Патриарх Кирилл». Путин, кажется, ввел новую традицию по примеру лидеров европейских стран делать видеообращение в день Пасхи. Ранее президент ограничивался лишь краткими и весьма сухими текстовыми посланиями.

Да и, в конце концов, сам вопрос «А какой же будет Пасха 2020?» получил свой окончательный ответ.

В целом, без особых происшествий прошли иудейский Песах (8 – 16 апреля), католические и протестантские торжества (12 апреля) и православная Пасха (19 апреля). Очень надеемся, что и Рамадан (23 апреля – 23 мая) будет хотя и таким же странным и необычным, но все же спокойным и бесконфликтным.

Мы поздравляем с Праздниками всех, кто праздновал, празднует и будет праздновать!
Ватикан очень похож на Советский Союз – Сергей Кузнецов

Интересный фрагмент из нашего интервью с Сергеем Кузнецовым о внутренних конфликтах между «международниками» и «идеологами» в Ватикане и СССР.

Мы не умеем писать продающие тексты, поэтому просто напоминаем вам, что подходит к концу наш сбор средств на издание книги первого секретаря посольства России в Ватикане Сергея Кузнецова о внутренней кухне Святого Престола.

Если вы хотите сделать предзаказ книги, поучить ее с автографом автора, поужинать с Сергеем Кузнецовым (естественно, когда закончится вся эта самоизоляция), внести свое имя или название вашей организации в список благодарностей, получить консультацию с «Религией сегодня» или заказать пост на нашем канале – все это вы можете сделать на Бумстартере.

Но даже если ватиканская тема вам не близка, но вы все равно почему-то читаете наш канал, то сейчас мы очень нуждаемся в вашей поддержке. По этой ссылке вы можете поддержать наш проект любой суммой (самая первая кнопка «Мне не нужно вознаграждение, я просто хочу помочь проекту», вводите любую сумму), мы будем очень благодарны.

А пока что мы активно записываем новые интервью: про ислам и коронавирус, религию и глобальную политику. Видео уже в монтаже, выложим в ближайшее время!
Ликвидировать или изолировать?

20 апреля Аналитический центр Юрия Левады опубликовал результаты исследования “Социальная дистанция”. Опрос представляет собой шкалу оценки, на которой респондент должен отметить свое мнение относительно того, как общество должно поступать с группами, поведение которых по мнению авторов опроса считается “преступным и/или девиантным”.

Наиболее радикальный вариант действий “ликвидировать”, наименее “предоставить самим себе”.
Самое благожелательное отношение (если такое вообще допустимо в рамках данного опроса) было продемонстрировано к бездомным и носителям ВИЧ, наименее благожелательное к террористам и педофилам.

Среди групп людей с девиантным поведением также присутствовала группа “члены религиозных сект”, при этом респондентам не объяснялось, представители каких организаций попадают в эту категорию. 21 процент ответивших считает, что представителей этой группы необходимо ликвидировать и 41 предпочел бы их изолировать. Это единственная группа, отношение к которой ухудшилось с 2015 года (отношение к остальным в среднем стало лучше).

В 1989 году, когда подобный опрос проводился впервые, всего 5 процентов считала, что членов религиозных сект необходимо ликвидировать и 6 процентов было не против изоляции. При этом почти треть респондентов затруднилась ответить на этот вопрос.

Очевидно, что тогда респонденты мало сталкивались с нетрадиционной религией и поэтому не имели своего мнения по ее поводу. С тех пор процент нейтрального отказа от ответа и положительного ответа “Предоставить самим себе” ежегодно снижается, вариант “Оказывать помощь” остается примерно на одном уровне, а число респондентов, выбравших радикальные варианты, растет.

При этом число считающих, что другим категориями людей необходимо оказывать помощь с каждым годом растет (например, для бездомных этот показатель с 1989 года вырос от 41 до 88 процентов).

Важно понимать, что опросы общественного мнения часто не только измеряют, но и формируют это мнение. Сам факт отнесения того или иного человека к людям с девиантным поведением и предложение респонденту поразмышлять о возможности его ликвидации может способствовать развитию социальной дистанции, которую данный опрос формально замеряет.

——
Кстати, а кого имели ввиду респонденты, отвечая на вопрос о членах религиозных сект? «Аум Синрикё» и пятидесятников одновременно?
Forwarded from Быть
Не удивительно, что в этих условиях расправа над Свидетелями Иеговы проходит без сучка и задоринки, как и нарастающий прессинг евангельских христиан.
Ислам и коронавирус

На связи с «Религией сегодня» журналист, эксперт по ближневосточной проблематике Аббас Джума.

01:57 Как на эпидемию коронавируса отреагировали религиозные лидеры Ближнего Востока

08:12 Мусульманин облизывает дверь мечети – реакция шиитов Ирана

14:48 Приведет ли эпидемия к протестам против теократического режима в Иране

21:52 Коронавирус – проблема для династии саудитов в КСА?

28:17 Как эпидемия скажется на активности экстремистских группировок на Ближнем Востоке

34:46 Будущее христиан на Ближнем Востоке
Замечательный_человек_своего_времени_журнал_''Минарет'',_№3,_2006.pdf
2 MB
Статья о Саиде Нурси в журнале "Минарет", издаваемом Равилем Гайнутдином и его замом Дамиром Мухетдиновым
Талгат Таджуддин защищает работы Саида Нурси
Арест имама Габдрахмана Наумова и деятельность «Нурджулар» в России

По подозрению в организации экстремистского сообщества «Нурджулар» был арестован преподаватель Российского исламского института в Казани, имам мечети «Аль-Иман» Габдрахман Наумов.

Наумов был выпускником университета «Аль-Азхар» в Каире и теологического факультета Российского исламского института в Казани, на протяжении многих лет преподавал в родном РИИ и был членом Совета улемов Духовного управления мусульман РФ (Равиля Гайнутдина).

Поначалу данная новость многих обескуражила, поскольку Наумов не создавал впечатление человека, склонного к экстремизму.

Однако его причастность к «Нурджулар» все же имела место быть
, поскольку он был в числе учредителей Культурно-просветительского фонда «Призма», созданного в 2006 году в Казани. Данное НКО объединяло приверженцев Фетхуллаха Гюлена, чьи идеи были весьма популярны среди татарской интеллигенции в 2000-е годы. Гюлен сам был продолжателем идей турецкого богослова Саида Нурси (1878-1960).

В Татарстане с 1990-х годов была создана сеть татаро-турецких лицеев, а в 2001 году было открыто представительство платформы «Диалог Евразия». В 2006 году преподавателями Российского исламского института был образован фонд «Призма», одним из учредителей которого был как раз Габдрахман Наумов. Этот фонд являлся одним из каналов популяризации идей Гюлена в Татарстане, и несмотря на то, что в 2010-х гг. публичная активность гюленистов снизилась, уход в тень не означал, что гюленизм не находил своих сторонников в Татарстане.

Следует отметить, что отношение к Гюлену и Нурси среди официальных лидеров ислама в России было неоднозначным. Идеи Гюлена находили поддержку и в Совете муфтиев России (вот статья СМРовского журнала «Минарет») и в ЦДУМ (вот показательное заявление Таджуддина).

Однако после того, как во половине 2000-х книги Нурси, а в 2010-х книги Гюлена стали признаваться экстремистскими, официальные лидеры защищать их не решились, посчитав, что это обернется против них.

Здесь следует оговориться: для российской правоохранительной системы нет различий между последователями Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена. Для силовиков последователи и Нурси, и Гюлена считаются причастными к экстремистской организации «Нурджулар».

Поэтому арест Наумова не видится в этой связи каким-то экстраординарным. Да и сам Наумов не единственный, кто ранее проходил по делу о причастности к «Нурджулар». Так в 2015 году на три года был осужден чиновник из одной городской администрации Татарстана (в СМИ его именовали Тимуром Алаевым), который был обвинен в причастности к «Нурджулар».

Касательно дела Наумова вряд ли стоит ожидать, что публичная защита со стороны имама Поклонной мечети г. Москвы Шамиля Аляутдинова может служить гарантией оправдания. Если даже госчиновников Татарстана отправляют на зону, то уж вряд избежит этого преподаватель исламского ВУЗа. И едва ли стоит надеяться, что ректор Российского исламского института, заместитель муфтия Татарстана, академик Рафик Мухаметшин будет рьяно за него заступаться. Ведь защита станет ему дороже: тут и так бросается тень на ВУЗ, который и без того ранее сотрясли истории, когда его студенты оказывались в Сирии (Сергей Ашимов), а теперь выясняется, что один из преподавателей был проводником идей Гюлена и организатором экстремистского сообщества «Нурджулар».
Здравствуйте, это "Религия Сегодня". Нас 8k и мы хотим порекомендовать нашим подписчикам каналы, которые сами с интересом читаем. Мы не будет подробно писать о больших ресурсах с десятками и сотнями тысяч подписчиков, а обратим ваше внимание на более камерные каналы, которые точно заслуживают вашего внимания.

1. Церковные (официальные, оппозиционные, консервативные, либеральные, в общем - всех направленностей):

Батюшка Лютер - аналитика, жесть и теологические новации
Аминь и Некураев – агрегаторы религиозных новостей (и слухов)
Картезианец - размышления (не всегда картезианские) одного из самых умных епископов РПЦ
СПЖ - новости из УПЦ
Правблог - аналитика из УПЦ
Боярыня Морозова - анонимная матушка из длинных коридоров
Православие и зомби, Лученко и Шишков на связи
stbasil_center - ну очень консерватвиная аналитика
Евгения Жуковская - главред "Приходов.ру" и не только
Кирилл Говорун - богословие из Лос-Анджелеса и не только об Украине ;)

2. Авторские (религиоведение, антропология, философия, политика):
Abbas Djuma - канал журналиста Аббаса Джумы, эксперта по Ближнему Востоку
Философское кафе - редакторский коллектив философского журнала "Финиковый компот"
Йесод и все все все - личный канал админа Красного Сиона, уважаемого Ребе Йесода
Платья, мужики и антропология - будни и праздники антрополога религии
Wild Field - антропологические и религиоведческие заметки о Турции, Ближнем Востоке и Балканах
Traditional Modernist - противоречивые мысли о религии и секуляризме, отличная авторская подача материала
Свободные женщины востока на связи
Визуальное религиоведение - изучение религии через визуальные образы
Отпетый библеист - вызывающие новости о Библии
Библейские комментарии - переводы иностранных библейских исследований
Кують зозули в дубовому гаю - весело об украинской повестке
Быть - Любительская теология с христианским уклоном
LogicaSocialis - проф. Филиппов и политтеология на каждый день
sacredviolence - концепты, размышления, истории, тотал хейт от Зыгмонта

Также не можем не упомянуть более известных:
Владимир Легойда
Образ будущего
kavkaz_leakbez
Церквач
Главмедиа
Рабочая группа, артос, covid-19 и знакомая свечница

Содружество "Артос"
имени Сергея Чапнина опубликовало (у себя и на сайте "Новой Газеты") открытое письмо Патриарху Кириллу с настойчивой просьбой сделать доступной информацию "о том, в каких храмах, в каких монастырях есть больные и инфицированные [коронавирусом] клирики и насельники".

Владимир Легойда ответил отдельным постом на это письмо в духе: "ситуация под контролем, мы все знаем, публиковать информацию не будем, поскольку она не является общественно значимой, но всех предупредим, кого это касается".

Аргументация понятна – никто не требует от "Вкусвилла" или аптек "36,6" сообщать в каких точках кассиры получили положительные тесты или КТ с печальной картинкой.

Вроде бы все так. Но вот только магазины не формируют сообществ и вообще привлекают меньше внимания. И если рабочая группа не будет сообщать о ситуации с заболевшими в монастырях и на приходах – этим будет заниматься кто-то другой. Чапнин, Церквач, "знакомая свечница просила передать" в обезумевшем Whatsapp. И тут совсем не ислючено, что будут целенаправленные вбросы. А бесконтрольное распространение противоречивой или однозначно недостоверной информации приведет лишь к тому, что рабочая группа будет должна давать ежедневные (если не ежечасные) официальные опровержения.

И вот нам в "Религии сегодня", знаете ли, хотелось бы получать достоверную информацию из надежных источников, а не 50/50, как тут кое-кто написал кое-о-ком 😉.
Сергий Романов - справка РС

После вчерашнего видео и сегодняшнего решения митрополита Екатеринбургского мы решили все же извлечь приготовленное досье на схиигумена Сергия Романова, которое не публиковали, беспокоясь о вашем самочувствии, дорогие читатели.

Схиигумен Сергий (Романов Николай Васильевич) до уголовного срока за тяжкие преступления, совершенные еще в 80-х годах, работал в правоохранительных органах. Поэтому местом лишения свободы для него стала ИТК № 13 г.Нижнего Тагила («Красная утка»), в которой обычно оказываются работники судов и силовых структур. После выхода из заключения Николай был рукоположен бывшим управляющим Екатеринбургской епархией, а ныне митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием.

Как сообщил источник в Екатеринбургской митрополии, Сергий Романов в течении трех лет был настоятелем монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Затем он был снят с должности из-за конфликта с генеральным директором Уральской горно-металлургической компании Андреем Анатольевичем Козицыным. Бизнесмен оказывал финансовую помощь в строительстве монастыря в Ганиной яме. Конфликт был вызван ночным сносом колокольни, который организовал Сергий Романов, так как обнаружил на ней масонские символы. В результате схиигумен был выведен за штат Екатеринбургской епархии и направлен духовником в Среднеуральский Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов».

Однако почему же Сергий Романов так поступил? Дело в том, что он – координатор влиятельной группировки, которая зарабатывает на апокалиптических страхах и мечтах о восстановлении монархии в России. Как говорит один из давних знакомых Романова, разрушение колокольни – это пиар-акция для создания образа борца за чистоту православия и «древних преданий». Именно после назначения Романова в соседний с Ганиной ямой монастырь, Сергий Романов стал широко известен в православных «патриотических кругах».

Позже Сергий Романов принял схиму на Афоне(?), однако документы об этом в Екатеринбургской епархии отсутствуют. При этом сообщается, что схиигумен проживает не в монастыре, а в элитном жилом комплексе в городе Екатеринбурге.
Интересно, что в мире «альтернативного православия» есть лица, поддерживающих с Сергием отношения: это Сергий Агеев из Псковской области, Алексий Иванников из-под Рязани, Мартин Лапковский из Крыма.

Автономия схиигумена и Среднеуральского монастыря связана с их успешными бизнес-проектами. В основном они связаны с потоками паломников. В «царские дни» через монастырь может проходить до 10 тысяч человек, каждый из которых не только оставит пожертвование, но и приобретет какую-то литературу, закажет поминовение и проч. Различные финансовые дела, связанные в т.ч. с обналичиванием средств, Романову помогают решать его влиятельные духовные чада.

Как сообщил источник в Екатеринбургской епархии, во время «скверных» протестов, митрополит Кирилл обращался к схиигумену Сергию и его сторонникам с просьбой о поддержке и обещал со своей стороны не мешать деятельности Среднеуральского монастыря.

Для епархии присутствие «теневого лидера» праворадикальных православных оказывается, конечно, скорее проблемой, чем преимуществом. Однако, открытое давление на Сергия оказывать опасно, так как его поддерживают многие священники, которые в случае конфликта могут выступить против церковной власти со своими прихожанами.

Последние события показывают, что нежелание бороться с правыми радикалами внутри РПЦ может привести к куда большим имиджевые потерям, чем могло бы показаться.

Напомним, митрополит Кирилл Наконечный 27 апреля лишил Сергия Романова права проповедовать и высказываться в публичном пространстве.