Религия сегодня
8.51K subscribers
646 photos
16 videos
10 files
1.15K links
Религия и общество. Аналитика и прогнозы. Мировые тренды и российские реалии.
По вопросам сотрудничества: @RelToday1
Сайт: https://reltoday.com/
加入频道
Главы христианских церквей в Израиле просят помощи у Организации освобождения Палестины и мирового сообщества

В начале 2020 года Трамп анонсировал свой «план столетия» по разрешению израильско-палестинского кризиса, по которому Израиль получает контроль над обширными территориями Западного берега, ранее находившимися под управлением Палестины. Планируется, что уже с 1 июля Израиль начнет аннексию территории.

Естественно, против планов США и Израиля высказалось правительство Палестины (под руководством президента Махмуда Аббаса), а также множество мусульманских религиозных, правительственных и общественных организаций.

Теперь к числу оппонентов «сделки века» добавились лидеры христианских церквей Израиля (т.н. «Совет Патриархов и Глав Церквей Святой Земли» - католики, православные, англикане, лютеране, предстоятели эфиопской, армянской, коптской общин).

В своем коллективном обращении от 7 мая они призывают «Израиль воздержаться от подобных односторонних шагов», а «США, Российскую Федерацию, Европейский союз и ООН воспрепятствовать этим односторонним планам аннексии». Главы христианских церквей утверждают, что «единственным законным представителем палестинского народа в его внутренних спорах» является Организация освобождения Палестины (ООП).

Президент Палестины и председатель исполкома ООП Махмуд Аббас - давний знакомый патриарха Кирилла, они регулярно проводят официальные встречи, сам Аббас награжден церковным Орденом чести и славы I степени. В 2013 году патр. Кирилл заявил, что «под влиянием внешних обстоятельств, в которых находится в том числе Палестина, христиане покидают и вашу страну. Конечно, нет масштабной эмиграции, но все-таки процент христиан сокращается». И в виду имелся не только радикальный исламизм.

Одним из центров взаимодействия Палестины, РФ и РПЦ является Императорское Православное Палестинское Общество (под руководством «тяжеловеса» Степашина). Как мы помним, в апреле Израиль довольно жестко подставил ИППО с передачей Александровского подворья в Стром городе Иерусалима, которое обещали передать структуре Степашина взамен на освобождение осужденной в России гражданки Израиля Наамы Иссахар (см тут).

В общем, задел на то, чтобы вступиться за христиан Палестины, у РПЦ есть. И хотя вряд ли отклик РПЦ сможет повлиять на реальное положение вещей, выступить в защиту братьев по вере сейчас очень важно хотя бы потому, что весь прошлый год РПЦ сама так в ней нуждалась.
Специально для Аминь публикуем скриншот с выделением и очень переживаем за смеющихся людей из тихих коридоров уездных духовных училищ.
Роман Лункин. Современная религиозная политика Российской Федерации.
Интервью для «Религии сегодня».

У нас на связи Роман Николаевич Лункин – религиовед, доктор политических наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Серьезный разговор на тему современной религиозной политики РФ.

Ссылка на видео:
https://youtu.be/oNGo0DkHCOc

0:23 – влияние эпидемии коронавируса на государственно-конфессиональные отношения в России. Удалось ли властям найти общий язык с религиозными организациями?

7:27 – изменятся ли отношения между властью и церковью после эпидемии?

14:30 – ситуация с российскими протестантами. Есть ли дискриминация? Что такое «православизация протестантизма»?

26:04 – сможет ли протестантизм стать «традиционной религией» в России?

29:41 – главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. Как повлияет полемика вокруг этого вопроса как на внутрицерковные отношения, так и на отношения церкви и государства?

38:30 – Победа в Великой Отечественной Войне как новая гражданская религия России. Есть ли авторы данного проекта или это автономный социологический процесс?

42:06 – как различные религиозные организации России реагируют на формирование гражданской религии?

Не забывайте подписываться на наши ресурсы
ютуб: youtube.com/c/reltoday
телеграм: t.me/religiontoday
сайт: reltoday.com
Дорогие друзья! С вашей помощью мы смогли сделать практически невозможное – в это непростое время собрать средства на издание книги.

Завтра вечером мы завершаем краудфандинг на книгу Сергея Кузнецова «Ватикан. Моя любовь, моя война».

Книга уже сверстана и отдана в типографию. Ее объем – 223 страницы, тираж – 450 экземпляров. В книге будут фотографии из личного архива автора. Издателем любезно выступил центр интеллектуальной литературы «Циолковский». Тираж обещают дать к началу июня.

Мы благодарим всех, кто помогал в издании через платформу Бумстартер, а также тех, кто помогал с распространением информации. Как только мы завершим компанию по сбору средств, то напишем каждому спонсору письмо.

Если вы заказывали книгу в электронном формате, то уже к концу мая мы пришлем ее вам в форматах PDF, epub и fb2.

Если вы заказывали печатную книгу с доставкой, то мы отправим ее вам, как только получим тираж (ориентировочно, в начале июня). Адрес уточним в личных сообщениях по почте. Возможно, жители Москвы смогут забрать книгу самостоятельно из магазина «Циолковский» в начале июня.

Поскольку в Москве еще действует режим самоизоляции, мы пока не можем провести презентацию книги и организовать ужин с автором. Но мы очень надеемся, что летом все наладится, и мы проведем все запланированные мероприятия. Тех, кто заказывал именно эти вознаграждения, мы просим немного набраться терпения и чуть-чуть подождать.

А если вы еще не успели заказать книгу, то у вас остаются буквально считанные часы, чтобы это сделать.
Не упустите свой шанс:
https://boomstarter.ru/projects/991468/vatikan_-_moya_lyubov_moya_voyna
Станет ли храм Святой Софии в Стамбуле мечетью?

10 мая Фахреттин Алтун - директор по связям с общественностью президента Турции, опубликовал в своем твтиттере интригующий пост: изображение храма Св. Софии с подписью «Мы пропустили это! Но будьте терпеливы. Мы сделаем это вместе». Сразу же пошли слухи о том, что власти Турции, закрывшие на время карантина музей храма Св. Софии, готовятся открыть его уже как полноценную мечеть. И якобы дата открытия мечети уже согласована – 29 мая, день падения Константинополя под натиском османов.

Напомним, что с 1991 года в восточной части исторического здания храма Св. Софии была сделана пристройка, в которой размещается мечеть Айясофия. В марте по разрешению директора музея уже в здании храма имам и муэдзин Айясофии произнесли азан и суры из Корана (видео).

Однако, также следует помнить, что исторический храм Святой Софии включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и просто так сделать его действующей мечетью нельзя.

Чтобы разобраться в данном вопросе, мы обратились к нашему коллеге, эксперту по Ближневосточной проблематике Аббасу Джуме, вот его комментарий:

«Собор Святой Софии больше тысячи лет был самым большим христианским храмом. И по сей день Софийский собор, превращённый Ататюрком в музей, многими христианами воспринимается именно как христианский храм. Поэтому любые манипуляции Эрдогана воспринимаются верующими во всем мире крайне болезненно.

А манипуляции происходят постоянно. Так, в прошлом году турецкий президент заявил о планах изменить статус собора, якобы чтобы его смогли посещать бесплатно. На самом деле, для Эрдогана это очередной политический шаг. Он, помнится, так и сказал, мол, превращение музея в мечеть станет ответом на решение США признать Иерусалим столицей Израиля.

Тогда это вызвало сильное возмущение в христианском мире. Сложно представить каким будет масштаб негодования как среди католиков, так и среди православных, если турецкая власть все-таки решится на эту дерзость. Анкару обвинят в нарушении религиозных свобод. А живущие в Турции христиане ещё больше возненавидят своё руководство. К тому же, решение изменить статус собора должно быть одобрено на заседании профильного комитета ЮНЕСКО.

Тем не менее, исключать такого поворота я не могу. Это вполне укладывается в планы эрдогановского режима по реанимации Османской Империи (хотя бы на уровне символов)».
Выходные – хороший повод посмотреть интервью с интересными людьми. Их есть у нас, выбирайте:

Аббас Джума «Ислам и коронавирус»: реакция мусульманских религиозных лидеров на эпидемию COVID-19, повлияет ли ситуация с вирусом на стабильность режимов в Иране и Саудовской Аравии, а также как все это отразится на активности экстремистских группировок на Ближнем Востоке.

Станислав Смагин «Религия и геополитика»: о религии как политическом инструменте, роли Ватикана в межправославном кризисе и о католиках в Китае.

Роман Лункин «Современная религиозная политика Российской Федерации»: как эпидемия коронавируса сказалась на государственно-конфессиональных отношениях, существует ли дискриминация протестантов в России, как формируется гражданская религия в РФ.

И, конечно, подписывайтесь на наш ютуб, будем выкладывать туда новые видео:
youtube.com/c/reltoday
Новый конфликт между суфиями и ваххабитами

В ночь с 14 на 15 мая группа ваххабитов проникла на территорию приграничного с Чечней села Сурхахи Республики Ингушетия, где обстреляла фонари и камеры видеонаблюдения, а также спилила грушевое дерево, которое почитается как «святое место» у последователей братства суфийского шейха Батал-хаджи Белхороева (1821-1914). По имеющимся данным, возглавлял группу боевиков один из полевых командиров террористической организации «Имарат Кавказ» Аслан Бютукаев.

В этой истории есть несколько моментов, которые упускаются информационными агентствами, публикующими эту новость.

Для традиционного ислама суфийского толка распространена практика почитания могил шейхов, их бытовых предметов (четок, одежды и др.) и объектов природы (родников, деревьев и т.д.). Такое мы можем наблюдать и среди братства баталхаджинцев. В тени этого дерева любил отдыхать шейх Батал-хаджи Белхороев, соответственно, оно почитается суфиями Ингушетии, где члены братства проводили зикр.

Ваххабиты, появившиеся в постсоветский период, выступая под лозунгами возвращения к «чистому исламу», видят подобном почитании суфиями объектов «бид'а» (нововведение в исламе), что трактуется как отклонение от мусульманского вероучения и впадение в фетишизм.

Несмотря на борьбу с радикальным ваххабизмом на Северном Кавказе, ряд мечетей в Дагестане и Ингушетии контролируется ваххабитами, а некоторые из их числа остаются известными имамами-проповедниками (вроде Хамзата Чумакова или Исы Цечоева).

Нынешний рейд ваххабитов с целью уничтожения святыни суфиев- баталхаджинцев не первый, годом ранее ваххабиты уже стремились поджечь это дерево в Сурхахи, однако акт глумления был тогда предотвращен.
Естественно, что подобная ситуация вызовет вполне предсказуемую реакцию со стороны братства баталхаджинцев, насчитывающего 4,5 тыс. человек, и может обострить отношения между чеченцами и ингушами, и без того натянутые из-за территориального конфликта между двумя республиками. Несмотря на то, что до этого ингушские и чеченские суфии были в тесных контактах, начавшийся территориальный спор между республиками дал трещину в прежней дружбе. При этом баталхаджинцы открыто поддерживали своих соплеменников, митинговавших в Магасе, тем самым дав понять, что они далеко не во всем солидарны с Рамзаном Кадыровым.

Примечательно, что вошедшие в село Сурхахи ваххабиты не напали ни на кого из местных жителей, удар нанеся именно по священному дереву. Здесь очевиден расчет нападавших на то, что осквернением почитаемого дерева удастся нанести ущерб чечено-ингушским отношениям.

Стоит добавить, что баталхаджинцы, будучи достаточно закрытым сообществом (даже браки они стараются заключать между членами только своего сообщества), сохраняют практику кровной мести. В ноябре 2019 года в Москве был убит начальник Центра по противодействию экстремизма МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев и его родной брат Ахмед: Эльджаркиева подозревали в причастным к убийству одного из лидеров баталхаджинцев Ибрагима Белхороева, хотя этот факт никак не был доказан, но именно баталхаджинцев считают причастными к убийству начальника ингушского Центра «Э». Поэтому неудивительно, что за надругательство над почитаемым братством баталхаджинцев деревом последние будут готовы отомстить обидчикам, которыми могут, кстати, оказаться не только чеченские ваххабиты, но и их ингушские единомышленники, тем более что ни популярные среди ваххабитов Ингушетии Иса Цечоев и Хамзат Чумаков осудили митинговавших в Магасе, тем самым даже здесь вступив в конфликт с суфиями региона, в том числе и баталхаджинцами.
Слив компроматов и новая кадровая политика

Не смотря на то, что сегодняшнее решение Патриарха об отстранении двух Игнатиев действительно не слишком согласуется с Уставом РПЦ (см. гл. V, п. 26(а)), сложно не приветствовать внезапно возросшее внимание руководства самой крупной религиозной организации в стране в моральному облику своих руководящих кадров.

Напомним, что два Игнатия стали четвертым и пятым с начала года случаями освобождения от должности без прошения со стороны освобождаемых.

После громкого освобождения от должности чукотского епископа Диомида (2008 г.) прошло много лет и, соответственно, много скандалов. Все они обычно заканчивались переводами (например, Анастасий б. митр. Казанский и затем Симбирский), прошениями о почислении на покой или "разжалованием" в викарии (Илия, б. еп.Якутский).
UPD: По состоянию здоровья были также без прошения почислены на покой епископ Серафим Чукотский (24.12.2015) и архиепископ Евстафий Александровский (14.05.2018).

И вот, весной 2020 года началось небывалое.
1. По решению Синода 11 марта без прошения почислены на покой митрополиты Буэнос-Айресский Игнатий Пологрудов и Венский Иоанн Рощин.
2. 23 марта появляются сообщения (не подтвержденные официальными источниками) о направлении Череповецкого епископа Флавиана Митрофанова в Павло-Обнорский монастырь и передаче епархиальных дел митрополиту Вологодскому Игнатию Депутатову.
3. Сегодня, 18 мая, решением Патриарха Кирилла отстранены от должности Игнатий Тарасов и Игнатий Бузин, а обвинения в их адрес переданы в Общецерковный суд.

Решения, как видим, принимаются, стремительно и без подробного рассмотрения с использованием выездных комиссий УД (по крайней мере те, что были «при коронавирусе».

Что же послужило катализатором такого резкого изменения политики? Кто поставляет компромат на архиереев с самыми различными жизненными траекториями?
Неужели мечты запрещенного в служении Кураева стали сбываться? Интересно, почтовый ящик Калаказо уже разрывается от сообщений желающих представить свой компромат (разного качества)?

И кто будет следующим? Ведь не перевелись еще Игнатии в епископате РПЦ, а на Вологодчине - отдаленные монастыри...
Вчера с коронавирусом был госпитализирован муфтий Карачаево-Черкесской республики Исмаил Бердиев. И пока большинство каналов вспоминают лишь о его позиции по вопросу о женском обрезании, мы напомним о других страницах его биографии.

Исмаил Бердиев – муфтий КЧР, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Персона для российского ислама очень интересная.

Происходит он еще из старой советской «религиозной номенклатуры», первое образование получал в старых советских медресе в Узбекистане (альтернатив тогда не было). После, если верить официальным данным, успел поучиться в «Аль-Азхаре» в Египте, о чем постоянно упоминает. Карьерный путь начал имамом в мечети родного села, опять же, по официальной версии. Сейчас Бердиев - один из самых старших муфтиев кавказских республик, его коллеги из соседних субъектов гораздо младше. По сути, Бердиев – это кавказский Талгат Таджуддин. И из этого многое следует.

Карьерный задел Бердиева сложился еще в конце 80-ых, когда тот занял весомую позицию в сообществе мусульман Ставрополья, а уже в 1991 году стал муфтием Карачаево-Черкесской республики и Ставропольского края. После двух Чеченских войн ситуация с исламом на Кавказе стала патовой, невозможно было отделить зерна от плевел в каждой республике отдельно, ибо ваххабизм закрепился намертво. Тогда для расчистки конюшен в 1998 году был создан Координационный центр мусульман Северного Кавказа, которой должен был возглавил человек, кому можно было полностью доверить «гармонизацию», а на самом деле, уничтожение инфраструктуры ваххабизма на Кавказе. Таким «своим человеком» стал Исмаил Бердиев. Главной задачей Координационного центра было налаживание инфраструктуры - распределение средств на строительство мечетей, выявление потенциально экстремистски настроенных муфтиев и контроль за кадрами в республиках Кавказа. На период до середины 10-ых Координационный центр и его бессменный председатель играли большую роль не только на Кавказе, но и в России, являясь по факту единственным финансово-обеспеченным, структурно единым и поддержанным федеральным центром органом.

Но сейчас ситуация уже не та. Большинство ваххабитов извели, а те, которых не извели, спрятались далеко и надолго. Республики отошли от войны и стали жить лучше, ислам стал играть бОльшую роль в жизни населения, если сравнить с теми же 90-ми. В каждой республике появились свои муфтии, своя национальная и религиозная интеллигенция, свои интересы. Дагестан и Чечня (по отдельности конечно же), объективно, задают повестку всей Кавказской политике, что не нравится другим республикам (и недавний конфликт за границы был тому подтверждением). Республиканские муфтияты быстро переросли координационный центр, поэтому в 2017 году от него отвалился Дагестан. Сам же Бердиев, используя связи с Москвой и авторитет, пытался стать арбитром на Кавказе. Например, он сделал муфтия Чечни своим замом и отстранил во время конфликта за границы тогдашнего Ингушского муфтия Хамхоева. Бердиев также пытался говорить с позиции силы, по сути, вызывая к себе на ковер других муфтиев, но безрезультатно.

Фактически Исмаил Алиевич сейчас и правда похож на Таджуддина (с которым они близки по возрасту) – у него еще есть авторитет и поддержка (ЧР и КЧР), но его старая, когда-то очень мощная машина, уже не работает и с каждым днем он теряет влияние и власть, не молодея и становясь просто муфтием отдельной Карачаево-Черкессии.

В любом случае, муфтий Исмаил Бердиев – знаковая фигура для российского ислама и редакция РС желает ему скорейшего выздоровления!
Высокоцерковники между молотом и наковальней

Очередные новости про политкорректные Библии привели к размышлениям о причинах, по которым такие инфоповоды почти всегда случаются у высокоцерковных протестантов (епископалов, лютеран), нередко у методистов или пресвитериан.

Ведь если подумать, такие сообщества, в массе своей признавшие женское священство и ЛГБТ-пасторов / браки, буквально "вынуждены" были это делать в силу своего положения.

Находясь между молотом исторических церквей (РКЦ и православных) с их приверженностью доктринальным и литургическим традициям и наковальней евангелического движения, с которыми их роднит принцип "Только Писание", эти церкви в силу промежуточного положения в итоге теряют паству, не в силах найти собственное лицо.

Как результат, такой "фишкой" становится последовательная либерализация практик в надежде пригласить в свою церковь тех, кого без покаяния не принимают другие. Так появляются идеи снятия крестов с церквей, чтобы не оскорблять других верующих, гендерно-нейтральные Библии, отказ называть Бога Господом и прочее.

При этом эффективность стратегии оказывается спорной: нововведения не дают существенного прироста прихожан, а с учетом потери тех, кого они не устраивают, речь в лучшем случае идет о замедлении исчезновения таких церквей или превращении их в благотворительную ассоциацию. Последнее хорошо можно проиллюстрировать примером Церкви Швеции, которую многие уже называют "церковью неверующих", так как большинство формально принадлежащих к ней шведов не верят в Бога. А значит, для них и не важно — в мужском или в женском роде к нему обращаться.

Что думаете, @batluter @romanovpastor @eto_b?
Противостояние Православной церкви Молдовы и руководства республики выходит на новый уровень

Трещина в отношения началась с одновременным распространением в стране коронавируса и наступлением пасхальных праздников.

17 марта парламент Молдавии ввел чрезвычайное положение, запретив все массовые религиозные мероприятия. Практически сразу же Православная церковь Молдовы (Московского Патриархата) заявила, что не собирается закрывать храмы для прихожан. Перед Пасхой состоялась встреча президента Молдовы Игоря Додона и митрополита Владимира Кантаряна. После нее пресс-секретарь Молдавской церкви протоиерей Вадим Кейбаш заявил, что руководство республики обещало финансовую помощь церкви; как подразумевалось, взамен церковь окажет полную лояльность решениям Кишинёва. В итоге, Пасхальные службы прошли (преимущественно) в закрытых храмах без прихожан.

А потом премьер-министр Ион Кику заявил: «Мы не вели переговоров с митрополией и нет никакого взаимодействия между государством и церковью. Церковь — это не предприниматель, мы не имеем к ним никакого отношения и никаких разговоров о помощи или пособиях не было».

Церковное руководство было явно не готово к такому развитию событий, и 28 апреля митрополит Владимир издает крайне жесткое официальное обращение к премьеру Кику: «Уважаемый премьер-министр… Мы с большой обеспокоенностью отмечаем, что мы подвергались жестоким мерам во время Пасхи… Призываю умерить враждебное отношение и обесценивание церкви, униженной и поставленной на колени в последнее время, потому что она является колыбелью нашего существования как народа».

Реакция премьера на этот первый выпад со стороны церкви была довольно сдержанная и по-своему изящная; в своем Фейсбуке он написал: «Я кланяюсь всем за эту поддержку, и на этапе, когда мы сможем ходить в церкви, я приду помолиться Богу о прощении грехов».

Но Православная церковь Молдовы решала докрутить вопрос и 19 мая издала официальное обращение Синода, в котором, помимо одиозных заявлений о «глобальной антихристовой системе микрочипирования людей и их контролировании с помощью технологии 5G», поставила премьеру Иону Кику ультиматум: или открывайте церкви, или «мы берем на себя каноническое и моральное право исключить Вас из поминальных списков и молитв. Не сражайтесь против Церкви … Вы никогда не выйдете победителем».

Премьер вновь ответил на официальное обращение к нему со стороны церкви в своем Фейсбуке (что само по себе весьма показательно): «Этот кризис напоминает нам о том, как важно восстановить систему образования в стране. В просвещенном обществе такие "предупреждения" не появлялись бы. … Будем молиться за ясность ума и здоровье людей, в том числе бюрократов и служителей церкви».

Обвинения церковников в «мракобесии» вызывают в памяти риторику французских просветителей и «Союза воинствующих безбожников», но здесь, конечно, налицо просчет руководства Молдавской церкви. Если уж они и решили встать на путь жесткой конфронтации с властью, то необходимо было хотя бы на время воздержаться от того, чтобы возводить конспирологические теории в ранг официальной позиции.

Роль православия в Молдавии очень высока, но (как и на Украине) Православная церковь Молдовы (Московского Патриархата) – не единственная структура. В стране действует митрополия Румынской церкви (в которую входят от 10 до 20% православных молдаван) и целый ряд неканонических общин. Сможет ли митрополит Владимир одержать верх в борьбе с премьером? Ведь республиканское руководство может просто переключиться на альтернативные структуры и помимо Украины и Черногории на карте православного мира появится новый очаг вражды.
"Храмы должны открыться к празднику Вознесения, 28 мая. Что касается Москвы, это должны решать мэрия и главный санитарный врач, они должны достигнуть соглашения с патриархией"
Сергей Гаврилов, глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
Ураза-байрам в условиях коронавируса

Сегодня в ночь с субботу на воскресенье у мусульман заканчивается священный месяц Рамадан и начинается празднование Ураза-байрама (Ид аль-Фитр, Праздник разговения).

В девяти регионах России Ураза-байрам является официальным выходным днем
(в Адыгее, Башкортостане, Татарстане, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне и в Крыму).

Ураза-байрам – второй по значимости праздник в мусульманском календаре, однако в этом году он пройдет совсем не так торжественно и радостно.

Все лидеры мусульманских общин России призвали провести этот праздник дома, не собираясь в мечетях на общую молитву и не организуя массовых торжеств. 18 мая уже сам Владимир Путин призвал мусульман прислушаться к авторитетным указаниям муфтиев.

При этом в некоторых регионах режим самоизоляции на Ураза-байрам будет усилен. Так с 23 по 26 мая на карантин будет полностью закрыта Махачкала (будет запрещен въезд и выезд из города), на этот же срок будет полностью запрещены любые передвижения в Чеченской республике. Как предупредил глава МВД Чечни Руслан Алханов: «Будем наказывать нарушителей режима самоизоляции по всей строгости закона».

К сожалению, эпидемия коронавируса не пощадила лидеров российского ислама. 11 апреля от COVID-19 скончался муфтий Ингушетии Абдурахман Мартазанов. В настоящий момент диагноз коронавируса подтвержден у трех северокавказских муфтиев: Исмаила Бердиева (Карачаево-Черкесия), Хаджимурата Гацалова (Северная Осетия) и Ахмада Абдулаева (Дагестан). В крайне тяжелом состоянии находится Абдулманап Нурмагомедов – отец чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова, который пользуется не меньшей популярностью и авторитетом среди российских мусульман, чем духовные лидеры.
——-
В целом, следует отметить, что реакция мусульманского сообщества России на сообщения о запрете коллективного празднования Ураза-байрама была значительно более лояльной и спокойной, чем реакция некоторых лидеров и прихожан РПЦ на аналогичные требования властей в период Пасхи. Последуют ли из этого какие-либо оргвыводы – узнаем после эпидемии.
Что пропустили москвичи из-за коронавируса 24 мая?

Очень, прямо-таки очень эпичное зрелище, а именно: совпадение Ураза-байрама и Дня славянской письменности + именины патр. Кирилла.

Оба праздника значимы для мусульман и православных, и в столице в эти дни проходят массовые мероприятия с перекрытиями улиц. Поскольку мусульманский календарь – лунный, даты праздников меняются от года к году. И именно в 2020 году Ураза-байрам выпадает на 24 мая, за которым уже застолблен день патриарших именин и Славянской письменности и культуры.

Эх, жаль, что мы пропустили столь эпичное событие. Как бы это могло выглядеть, можно оценить по фотографиям прошлых лет, когда праздники выпадали на разные даты.