Религия сегодня
Автокефализация в Латвии. Ничего нового. Президент Латвии внес на рассмотрение республиканского Сейма законопроект, предполагающий автокефализацию ЛПЦ: обеспечение её самостоятельности и независимости от Москвы. В глаза уже сразу бросается использование…
Как мы и говорили, ЛПЦ не против: http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=9660
www.pareizticiba.lv
Официальный сайт Латвийской Православной Церкви
Дорогие читатели!
Вы думали, что мы умерли, но нет, мы живы. Пишем книжки и статьи, организуем большие и маленькие проекты, стараемся не сойти с ума от новостей.
Как и многие писатели пальцами в интернете, мы часто стоим перед выбором из мема 2021 года: "расслабиться и пойти потреблять контент или собраться с силами и пойти его создавать".
Создавать контент по актуалочке иногда невмоготу, иногда опасно, а чаще – без толку. Поэтому по актуалочке мы потребляем контент. Стараемся выискивать среди гор разного – годный.
Вот несколько советов-ссылок на маленькие, но толковые медиапроекты о религии и обществе. Мы их читаем и скучаем сами по РС двухлетней давности.
https://yangx.top/blacknwhitepress - канал Анастасии Коскелло. Подпишитесь сами и советуйте друзьям. Тут пишут о том в церковной политике, в чём ещё стоит разбираться.
https://yangx.top/stolcomlive - Проект "Стол". Например, вот статья "Государство и пустота" которую стоит прочитать.
https://yangx.top/florilegium_pstgu - "православный Арзамас" по имени "Флорилегий". Здесь очень советуем курс "Этика долга и (не/со)противление злу в русской мысли" от профессора Антонова.
Быть может, слушать такие лекции нынче полезнее, чем делать что угодно другое.
Вы думали, что мы умерли, но нет, мы живы. Пишем книжки и статьи, организуем большие и маленькие проекты, стараемся не сойти с ума от новостей.
Как и многие писатели пальцами в интернете, мы часто стоим перед выбором из мема 2021 года: "расслабиться и пойти потреблять контент или собраться с силами и пойти его создавать".
Создавать контент по актуалочке иногда невмоготу, иногда опасно, а чаще – без толку. Поэтому по актуалочке мы потребляем контент. Стараемся выискивать среди гор разного – годный.
Вот несколько советов-ссылок на маленькие, но толковые медиапроекты о религии и обществе. Мы их читаем и скучаем сами по РС двухлетней давности.
https://yangx.top/blacknwhitepress - канал Анастасии Коскелло. Подпишитесь сами и советуйте друзьям. Тут пишут о том в церковной политике, в чём ещё стоит разбираться.
https://yangx.top/stolcomlive - Проект "Стол". Например, вот статья "Государство и пустота" которую стоит прочитать.
https://yangx.top/florilegium_pstgu - "православный Арзамас" по имени "Флорилегий". Здесь очень советуем курс "Этика долга и (не/со)противление злу в русской мысли" от профессора Антонова.
Быть может, слушать такие лекции нынче полезнее, чем делать что угодно другое.
Telegram
Чёрное и белое
О Церкви в современном обществе. О трендах в религии и в политике. Информационно-аналитический блог Анастасии Коскелло
Если вы посмотрели интервью Павла Островского Ксении Собчак – поздравляем. Если не посмотрели – тоже поздравляем.
Выводов для практической жизни из этого разговора можно сделать мало, но мы всё-таки смогли (хоть и не без посторонней помощи).
1. Берегитесь педофилов
и берегите близких
Безусловная заслуга о. Павла @pavelostrovski в том, что будучи одним из самых известных священников в рунете (191k) он вместо милых всем душеспасительных тем вроде семейного счастья, поста и частоты участия в таинствах выбрал в качестве условно «своей темы» острую и неприятную – сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних.
Вроде хайповая тема и близкая «левой» аудитории, но подписчики не любят долго ужасаться, а ещё позиция Островского далека от ультралиберальной точки «начните уже благословлять однополые пары и так вы избавитесь от педофилов-монашествующих». А значит – хайп от темы кратковременный, а симпатии морально-левой аудитории Островский на этой теме не зарабатывает.
Примеры столкновения с педофилами из жизни подростка Паши Островского показывают, что тема куда актуальнее, чем сегодня многим кажется.
Как отметил Островский, при столкновении с насилием у жертвы-подростка сперва наступает «оцепенение» и никаких шансов создать улики не остаётся, да и язык поведать о своём опыте вряд ли повернётся. Это не значит, что борьба с педофилами невозможна. Например, неоднократное «идите в церковный суд» Островского – это не блеф. Известно, что один из относительно громких случаев лишения сана в течение последних лет прошел при активном участии Островского. Да и вообще "наверху" умеют реагировать на "сигналы". Другое дело, что до "верха" нужно ещё уметь дойти.
При безусловной важности презумпции невиновности нынешняя оборонительная позиция церковной власти требует какого-то изменения. Не потому что «в церкви все насильники» (это не так), а потому что этот вызов современного мира требует реакции в том числе и со стороны церковных институтов и на эту реакцию есть общественный запрос.
Как - неясно. «Тема требует разработки». Кстати, пишите в личку @dezhurnij идеи, если у вас есть. В том числе основанные на личном опыте.
А иначе остаются методы от юного Островского и его друзей:
«И мы его потом избили, в общем».
Выводов для практической жизни из этого разговора можно сделать мало, но мы всё-таки смогли (хоть и не без посторонней помощи).
1. Берегитесь педофилов
и берегите близких
Безусловная заслуга о. Павла @pavelostrovski в том, что будучи одним из самых известных священников в рунете (191k) он вместо милых всем душеспасительных тем вроде семейного счастья, поста и частоты участия в таинствах выбрал в качестве условно «своей темы» острую и неприятную – сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних.
Вроде хайповая тема и близкая «левой» аудитории, но подписчики не любят долго ужасаться, а ещё позиция Островского далека от ультралиберальной точки «начните уже благословлять однополые пары и так вы избавитесь от педофилов-монашествующих». А значит – хайп от темы кратковременный, а симпатии морально-левой аудитории Островский на этой теме не зарабатывает.
Примеры столкновения с педофилами из жизни подростка Паши Островского показывают, что тема куда актуальнее, чем сегодня многим кажется.
Как отметил Островский, при столкновении с насилием у жертвы-подростка сперва наступает «оцепенение» и никаких шансов создать улики не остаётся, да и язык поведать о своём опыте вряд ли повернётся. Это не значит, что борьба с педофилами невозможна. Например, неоднократное «идите в церковный суд» Островского – это не блеф. Известно, что один из относительно громких случаев лишения сана в течение последних лет прошел при активном участии Островского. Да и вообще "наверху" умеют реагировать на "сигналы". Другое дело, что до "верха" нужно ещё уметь дойти.
При безусловной важности презумпции невиновности нынешняя оборонительная позиция церковной власти требует какого-то изменения. Не потому что «в церкви все насильники» (это не так), а потому что этот вызов современного мира требует реакции в том числе и со стороны церковных институтов и на эту реакцию есть общественный запрос.
Как - неясно. «Тема требует разработки». Кстати, пишите в личку @dezhurnij идеи, если у вас есть. В том числе основанные на личном опыте.
А иначе остаются методы от юного Островского и его друзей:
«И мы его потом избили, в общем».
YouTube
«Христос не нуждается в России, но Россия нуждается во Христе»: Павел Островский
Открыть счет в Модульбанке — https://mdl.bz/O53OD
АО КБ «Модульбанк» Лицензия ЦБ РФ № 1927 от 16.03.2016 г.
Поддержать нашу команду можно здесь: https://boosty.to/xeniasobchak
VK Donut: https://vk.com/donut/ostorozhno_sobchak
Стать спонсором канала: htt…
АО КБ «Модульбанк» Лицензия ЦБ РФ № 1927 от 16.03.2016 г.
Поддержать нашу команду можно здесь: https://boosty.to/xeniasobchak
VK Donut: https://vk.com/donut/ostorozhno_sobchak
Стать спонсором канала: htt…
Осторожно, Островский (продолжение)
2. Не пытайтесь отвечать за всю Одессу, если вы не вся Одесса
У каждого говорящего человека в РПЦ или любой другой структуре есть своё место, которое определяется кругом интересов, кругом общения,числом подписчиков .
Проблемы начинаются в момент, когда человек-«интернет-миссионер» начинает пытаться отвечать, будто он «официальный спикер».
Миссионер – всегда провокатор. Он говорит так, чтобы подкупать искренностью, доступностью. Чиновники (в том числе патриархийные) не для этого существуют. Их роль - давать гладкие ответы на негладкие вопросы. Такие, чтобы у вопрошающего осталась уверенность, что у начальства есть план и оно будет его придерживаться. Будет придерживаться во что бы то ни стало, как издревле придерживалось, а если кому-то это не нравится, но здесь мы имеем дело с грязными инсинуациями с понятными целями. И это не очень приятная роль.
Владимир Романович Легойда пытался совмещать роль главного информационщика с ролью приятного человека в раннекирилловские годы. Но новая работа всё-таки привела к изменению круга общения и «референтной группы», с которой соотносит себя и которой адресует в первую очередь свои сообщения вечный главред «Фомы».
Но у Островского совсем друга аудитория. Это не та аудитория, которую может удовлетворить ответ пресс-секретаря не только Патриарха, но вообще любого влиятельного лица.Островский очень хорошо умеет подстраиваться под аудиторию, под собеседника. Это такой Ткачёв наоборот. От Ткачева аудитория ждёт, что он будет говорить жесткие и неприятные вещи, его будет «нести», ему будет плевать на то, что о нём потом скажут или подумают. А от Островского – что он будет говорить вещи, которые его аудитория воспримет как «слово Церкви с человеческим лицом». Это слово может быть с иронией, но это не может быть слово чиновника или пропагандиста. И решение принять позицию, которую Собчак навязала Островскому во второй половине интервью для последнего оказалась явно проигрышным.
—
И последний совет на сегодня:
Если вы что-то «не поддерживаете» - попробуйте сформулировать свою позицию в положительном ключе. Иначе у зрителя возникает неприятное ощущения полутора часов общения не с человеком, который имеет право на своё мнение или с человеком, который ошибается, а с кем-то, кто пытается усидеть на двух стульях.
2. Не пытайтесь отвечать за всю Одессу, если вы не вся Одесса
У каждого говорящего человека в РПЦ или любой другой структуре есть своё место, которое определяется кругом интересов, кругом общения,
Проблемы начинаются в момент, когда человек-«интернет-миссионер» начинает пытаться отвечать, будто он «официальный спикер».
Миссионер – всегда провокатор. Он говорит так, чтобы подкупать искренностью, доступностью. Чиновники (в том числе патриархийные) не для этого существуют. Их роль - давать гладкие ответы на негладкие вопросы. Такие, чтобы у вопрошающего осталась уверенность, что у начальства есть план и оно будет его придерживаться. Будет придерживаться во что бы то ни стало, как издревле придерживалось, а если кому-то это не нравится, но здесь мы имеем дело с грязными инсинуациями с понятными целями. И это не очень приятная роль.
Владимир Романович Легойда пытался совмещать роль главного информационщика с ролью приятного человека в раннекирилловские годы. Но новая работа всё-таки привела к изменению круга общения и «референтной группы», с которой соотносит себя и которой адресует в первую очередь свои сообщения вечный главред «Фомы».
Но у Островского совсем друга аудитория. Это не та аудитория, которую может удовлетворить ответ пресс-секретаря не только Патриарха, но вообще любого влиятельного лица.Островский очень хорошо умеет подстраиваться под аудиторию, под собеседника. Это такой Ткачёв наоборот. От Ткачева аудитория ждёт, что он будет говорить жесткие и неприятные вещи, его будет «нести», ему будет плевать на то, что о нём потом скажут или подумают. А от Островского – что он будет говорить вещи, которые его аудитория воспримет как «слово Церкви с человеческим лицом». Это слово может быть с иронией, но это не может быть слово чиновника или пропагандиста. И решение принять позицию, которую Собчак навязала Островскому во второй половине интервью для последнего оказалась явно проигрышным.
—
И последний совет на сегодня:
Свобода от идеологии как свобода от "секты", федерализм и "рынок" в широком смысле как опоры политического бытия России. Восприятие закона "всерьёз" как религиозная обязанность. История песни "Офицеры" как политического мифа. Всё это – в статье Александра Давыдова.
Читайте. Очень советуем ——>
https://s-t-o-l.com/material/34316-rossiya-i-prostoy-khristianin/
Читайте. Очень советуем ——>
https://s-t-o-l.com/material/34316-rossiya-i-prostoy-khristianin/
с-т-о-л
Россия и простой христианин
Этнограф Александр Давыдов предлагает христианам в России три простых послушания
Ежегодник РС №4:
Церкви Московского Патриархата стран Балтии в условиях политического кризиса 2022 года
Представляем вашему вниманию наш новый аналитический отчет: «Церкви Московского Патриархата стран Балтии в условиях политического кризиса 2022 года»
Ежегодник РС №4 состоит из трех частей.
В Предисловии от РС дается общий обзор значимых религиозно-политических трендов уходящего года, связанных с продолжающимися открытыми и завуалированными действиями по расколу мирового православия и маргинализации Русской Православной Церкви в глобальном контексте.
Далее следует Событийная лента, в которой представлены ключевые события 2022 года, связанные с православными общинами Московского Патриархата в Литве, Латвии и Эстонии, а также комментарии официальных спикеров. В Событийной ленте не дается каких-либо экспертных оценок или субъективных интерпретаций, исходя из того, что каждый читатель сможет самостоятельно сделать выводы о том, в каком положении оказались православные церкви в этом регионе и каким образом формируется религиозная политика Прибалтийских стран в отношении Московского Патриархата.
Завершает ежегодник аннотация статьи религиоведа Анастасии Коскелло «Уйти нельзя остаться: сложный выбор для православных Прибалтики» (её полный текст выложен здесь). В своём тексте автор достаточно мотивированно размышляет о кризисной ситуации с православием в странах Балтии и ее возможном разрешении. Обозначенные Анастасией Коскелло подходы могут стать для читателей полезным дополнением к материалам этого выпуска ежегодника РС.
Полный текст ежегодника в формате pdf можно скачать на нашем сайте.
Церкви Московского Патриархата стран Балтии в условиях политического кризиса 2022 года
Представляем вашему вниманию наш новый аналитический отчет: «Церкви Московского Патриархата стран Балтии в условиях политического кризиса 2022 года»
Ежегодник РС №4 состоит из трех частей.
В Предисловии от РС дается общий обзор значимых религиозно-политических трендов уходящего года, связанных с продолжающимися открытыми и завуалированными действиями по расколу мирового православия и маргинализации Русской Православной Церкви в глобальном контексте.
Далее следует Событийная лента, в которой представлены ключевые события 2022 года, связанные с православными общинами Московского Патриархата в Литве, Латвии и Эстонии, а также комментарии официальных спикеров. В Событийной ленте не дается каких-либо экспертных оценок или субъективных интерпретаций, исходя из того, что каждый читатель сможет самостоятельно сделать выводы о том, в каком положении оказались православные церкви в этом регионе и каким образом формируется религиозная политика Прибалтийских стран в отношении Московского Патриархата.
Завершает ежегодник аннотация статьи религиоведа Анастасии Коскелло «Уйти нельзя остаться: сложный выбор для православных Прибалтики» (её полный текст выложен здесь). В своём тексте автор достаточно мотивированно размышляет о кризисной ситуации с православием в странах Балтии и ее возможном разрешении. Обозначенные Анастасией Коскелло подходы могут стать для читателей полезным дополнением к материалам этого выпуска ежегодника РС.
Полный текст ежегодника в формате pdf можно скачать на нашем сайте.
Reltoday
Ежегодник №4: Церкви Московского Патриархата стран Балтии в условиях политического кризиса 2022 года
Религиозно-политическая ситуация в Абхазии
Пока церковные аналитики обсуждают кризисные явления в УПЦ, в общинах Московского Патриархата стран Балтии и в Молдавии, практически незамеченной остается ситуация в Абхазии, где религиозные конфликты продолжаются с 1993 года.
Специально для РС религиовед Анатстасия Коскелло подготовила обширную справку по церковно-политической ситуации в регионе, из которой вы узнаете:
1. Какая церковная институция действует на территории Абхазии?
2. Что такое Абхазская Православная Церковь?
3. В России популярен иерей Виссарион Аплиаа. Почему в Абхазии это не так?
4. Есть ли в Абхазии представители РПЦ?
5. Правда ли, что Ново-Афонский монастырь в Абхазии ушёл в раскол?
6. Правда ли, что запрещенный архимандрит Дорофей Дбар и его сторонники создали в Абхазии ячейку Константинопольского патриархата?
7. Какова позиция Московской Патриархии в абхазском церковном вопросе?
8. Есть ли движение в сторону церковного единства и урегулирования местного церковного вопроса в самой Абхазии?
Подробно об этом читайте в нашем лонгриде «Религиозно-политическая ситуация в Абхазии»
Пока церковные аналитики обсуждают кризисные явления в УПЦ, в общинах Московского Патриархата стран Балтии и в Молдавии, практически незамеченной остается ситуация в Абхазии, где религиозные конфликты продолжаются с 1993 года.
Специально для РС религиовед Анатстасия Коскелло подготовила обширную справку по церковно-политической ситуации в регионе, из которой вы узнаете:
1. Какая церковная институция действует на территории Абхазии?
2. Что такое Абхазская Православная Церковь?
3. В России популярен иерей Виссарион Аплиаа. Почему в Абхазии это не так?
4. Есть ли в Абхазии представители РПЦ?
5. Правда ли, что Ново-Афонский монастырь в Абхазии ушёл в раскол?
6. Правда ли, что запрещенный архимандрит Дорофей Дбар и его сторонники создали в Абхазии ячейку Константинопольского патриархата?
7. Какова позиция Московской Патриархии в абхазском церковном вопросе?
8. Есть ли движение в сторону церковного единства и урегулирования местного церковного вопроса в самой Абхазии?
Подробно об этом читайте в нашем лонгриде «Религиозно-политическая ситуация в Абхазии»
Reltoday
Религиозно-политическая ситуация в Абхазии
В Абхазии с 1993 года нет официальных институтов какой-либо Православной Церкви...
Ежегодник РС №5:
Политика Украины в отношении УПЦ в 2023 году: от дискриминации к репрессиям
Представляем вашему вниманию наш традиционный годовой аналитический отчет, посвященный политике Украины в отношении УПЦ.
Ежегодник состоит из трех частей.
1️⃣ В первой части мы предлагаем читателям ленту событий прошедшего года, чтобы каждый мог самостоятельно сделать выводы по указанной теме.
2️⃣ Во второй части предлагается развернутая аналитическая статья религиоведа Анастасии Коскелло «Динамика развития религиозно-политической ситуации на Украине, политическая и идеологическая борьба вокруг положения Украинской Православной Церкви - основные тренды 2023 года».
3️⃣ В третьей части ежегодника размещены два интервью с экспертами: заместителем председателя Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с обществом и СМИ Вахтангом Кипшидзе и руководителем Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, доктором политических наук Романом Лункиным.
Полный текст ежегодника в формате pdf можно скачать на нашем сайте.
Политика Украины в отношении УПЦ в 2023 году: от дискриминации к репрессиям
Представляем вашему вниманию наш традиционный годовой аналитический отчет, посвященный политике Украины в отношении УПЦ.
Ежегодник состоит из трех частей.
1️⃣ В первой части мы предлагаем читателям ленту событий прошедшего года, чтобы каждый мог самостоятельно сделать выводы по указанной теме.
2️⃣ Во второй части предлагается развернутая аналитическая статья религиоведа Анастасии Коскелло «Динамика развития религиозно-политической ситуации на Украине, политическая и идеологическая борьба вокруг положения Украинской Православной Церкви - основные тренды 2023 года».
3️⃣ В третьей части ежегодника размещены два интервью с экспертами: заместителем председателя Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с обществом и СМИ Вахтангом Кипшидзе и руководителем Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, доктором политических наук Романом Лункиным.
Полный текст ежегодника в формате pdf можно скачать на нашем сайте.
Reltoday
Ежегодник №5: Политика Украины в отношении УПЦ в 2023 году
Политика Украины в отношении УПЦ в 2023 году: от дискриминации к репрессиям
Топ-10 религиозных лидера по охвату аудитории в Telegram
Что говорят нам эти персоналии и цифры читайте здесь 👇
Что говорят нам эти персоналии и цифры читайте здесь 👇
Топ-10 религиозных лидера по охвату аудитории в Telegram
В эту подборку включены исключительно личные каналы религиозных деятелей, без анонимных, институциональных и новостных ресурсов.
Итак, что нам говорят эти цифры:
1. РПЦ доминирует в религиозном Telegram-пространстве.
Из топ-10 лишь два автора не являются членами РПЦ: имам московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов (Духовное управление мусульман РФ) и молодежный пастор церкви «Слово жизни» Алексей Романов (РОСХВЕ, пятидесятники).
2. Положение в религиозной иерархии не коррелирует с охватом аудитории в Telegram.
Официальные руководители крупных религиозных организаций редко заводят личные каналы, поэтому их в топ-10 нет. Однако у тех, кто попал в список, количество подписчиков не зависит от формального религиозного статуса. Так пятерку лидеров по числу охвата аудитории занимают священники РПЦ, на 7 месте – официальный спикер церкви без священного сана, в то время как представители епископата занимают замыкающие 8 и 10 позиции. Пастор Романов, хотя и является известным проповедником, также не занимает руководящую позицию в РОСХВЕ.
3. В топ-10 входят религиозные лидеры с различными политическими позициями.
Наиболее характерный пример – это два самых больших канала из списка. Протоиерей Андрей Ткачев (205k подписчиков) известен своей ультраконсервативной позицией, в то время как священник Павел Островский (179k) запомнился многим своим интервью Ксении Собчак и призывом молиться за Алексея Навального (признан экстремистом, иноагентом).
4. Через религиозные каналы возможно транслировать политическую повестку.
Собственно контент авторов из списка – это преимущественно сугубо религиозная информация (толкование Библии и Корана, рассказы о праздниках, святых и прочее). Однако некоторые авторы (прот. Андрей Ткачев, Владимир Легойда, еп. Савва Тутунов) регулярно размещают на своих каналах посты с актуальной общественно-политической повесткой, транслируя ее на свою обширную аудиторию.
P.S. В сентябре далекого 2019 года было вот так. Владимир Легойда с охватом 6,7k лидировал не только среди всех церковных лидеров, но мог потягаться с каналамиКсении Собчак и Владимира Жириновского , у которых тогда было по 7k подписчиков.
В эту подборку включены исключительно личные каналы религиозных деятелей, без анонимных, институциональных и новостных ресурсов.
Итак, что нам говорят эти цифры:
1. РПЦ доминирует в религиозном Telegram-пространстве.
Из топ-10 лишь два автора не являются членами РПЦ: имам московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов (Духовное управление мусульман РФ) и молодежный пастор церкви «Слово жизни» Алексей Романов (РОСХВЕ, пятидесятники).
2. Положение в религиозной иерархии не коррелирует с охватом аудитории в Telegram.
Официальные руководители крупных религиозных организаций редко заводят личные каналы, поэтому их в топ-10 нет. Однако у тех, кто попал в список, количество подписчиков не зависит от формального религиозного статуса. Так пятерку лидеров по числу охвата аудитории занимают священники РПЦ, на 7 месте – официальный спикер церкви без священного сана, в то время как представители епископата занимают замыкающие 8 и 10 позиции. Пастор Романов, хотя и является известным проповедником, также не занимает руководящую позицию в РОСХВЕ.
3. В топ-10 входят религиозные лидеры с различными политическими позициями.
Наиболее характерный пример – это два самых больших канала из списка. Протоиерей Андрей Ткачев (205k подписчиков) известен своей ультраконсервативной позицией, в то время как священник Павел Островский (179k) запомнился многим своим интервью Ксении Собчак и призывом молиться за Алексея Навального (признан экстремистом, иноагентом).
4. Через религиозные каналы возможно транслировать политическую повестку.
Собственно контент авторов из списка – это преимущественно сугубо религиозная информация (толкование Библии и Корана, рассказы о праздниках, святых и прочее). Однако некоторые авторы (прот. Андрей Ткачев, Владимир Легойда, еп. Савва Тутунов) регулярно размещают на своих каналах посты с актуальной общественно-политической повесткой, транслируя ее на свою обширную аудиторию.
P.S. В сентябре далекого 2019 года было вот так. Владимир Легойда с охватом 6,7k лидировал не только среди всех церковных лидеров, но мог потягаться с каналами
Telegram
Религия сегодня
Топ-10 религиозных лидера по охвату аудитории в Telegram
Что говорят нам эти персоналии и цифры читайте здесь 👇
Что говорят нам эти персоналии и цифры читайте здесь 👇
Топ-10 несистемных каналов по охвату в Telegram
В этот список включены каналы, ориентированные на православную повестку, но при этом не связанные открыто с какой-либо церковной структурой или с действующим клириком(Андрей Кураев, извините) / церковным чиновником. При этом в список мы не вносили каналы с сугубо религиозным контентом, например, Молитвы на все случаи жизни, Первый Православный и проч. В нашем списке – каналы с аналитической, информационной и религиозно-политической повесткой.
Итак, приступим.
1. Православный телеграм не делится на «консерваторов» и «либералов».
В отличие от США, в пространстве СНГ религиозные взгляды не всегда коррелируют с политическими предпочтениями. А в пространстве телеграм каналы одной направленности могут расходиться в интерпретации одних и тех же фактов. Например, позиция канала СПЖ – украинского проекта «Союза православных журналистов», набравшего популярность во всем русскоязычном интернет-пространстве в период перипетий по поводу автокефалии ПЦУ. Тогда СПЖ был «дружественным каналом» для всех, кто (с религиозной точки зрения) поддерживал УПЦ и (с политической точки зрения) критиковал прозападную политику властей Украины. Однако на фоне СВО канал СПЖ занял весьма оппозиционную позицию по отношению к Московской Патриархии, и несмотря на продолжающуюся критику Думенко, Зеленского, Байдена etc., взаимодействие СПЖ с российскими церковными каналами заметно сократилось.
2. Несистемность не равно незначительность.
Примеры двух первых каналов из списка явно об этом свидетельствуют. И Константин Малофеев, и Андрей Кормухин (лидер ДСС) по факту не включены в официальные церковные структуры, ВРНС и ДСС являются по свой форме общественными организациями, а Царьград – частным медиапроектом. Однако фактическое влияние не только на общественные настроения (Кормухин), но внутренние процессы в церковной жизни (Малофеев) у авторов этих каналов весьма значительное.
3. Людям интересная церковная повестка. Но этих людей немного.
Хотя каналы с различной повесткой не то, что не репостят, но даже не упоминают друг друга. Однако если зайти в каналы с открытыми комментариями, то становится очевидным, что подписчики Александра Вознесенского и Православия и зомби; Правблога и Кураева – это во многом одни и те же люди. Объясняется это общим информационным полем, которое в религиозной жизни все же значительно меньше, чем в политике или бизнесе. И все же многие каналы показывают если не рост подписчиков, то их стабильное число. Три канала из подборки (Батюшка Лютер, Православие и зомби, Правблог) имеют индекс вовлеченности ERR более 100%, то есть среднее число просмотров их постов превосходит число их подписчиков (значит – их тексты репостят и читают на иных каналах). У большинства церковных каналов индекс ERR колеблется в районе 30%. В среднем «ядерный потенциал» подписчиков на православном информационно-аналитическом канале – 3 000 человек.
4. Церковный информационной-аналитический канал – дело безвозмездное.
Один из основных источников заработка в телеграм – это доходы от рекламы. Однако в каналах из данного списка ее практически нет, как нет и постоянных призывов «поддержать канал материально». И хотя некоторые ресурсы финансируются частными спонсорами, большинство церковных каналов существуют на энтузиазме своих авторов.
5. Эпоха «сливов» в телеграм закончилась.
Еще несколько лет назад самым большим по числу подписчиков был канал Церквач, на котором регулярно на всеобщее обозрение выставлялись внутренние церковные документы и обнародовались слухи из патриархийных коридоров. Вслед за Церквачом подобным контентом баловались и другие каналы. Однако их названия уже вряд ли многие вспомнят, поскольку в церковном руководстве довольно быстро осознали проблему «сливов», большинство анонимных авторов быстро раскрыли, а ко внутренней документации стали относится с большей внимательностью. Церквач же прекратил свое вещание после начала СВО. После опалы в системе и отъезда за границу канал (и ЖЖ) Кураева также перестал быть источником кулуарной информации. Возможно, это и к лучшему.
В этот список включены каналы, ориентированные на православную повестку, но при этом не связанные открыто с какой-либо церковной структурой или с действующим клириком
Итак, приступим.
1. Православный телеграм не делится на «консерваторов» и «либералов».
В отличие от США, в пространстве СНГ религиозные взгляды не всегда коррелируют с политическими предпочтениями. А в пространстве телеграм каналы одной направленности могут расходиться в интерпретации одних и тех же фактов. Например, позиция канала СПЖ – украинского проекта «Союза православных журналистов», набравшего популярность во всем русскоязычном интернет-пространстве в период перипетий по поводу автокефалии ПЦУ. Тогда СПЖ был «дружественным каналом» для всех, кто (с религиозной точки зрения) поддерживал УПЦ и (с политической точки зрения) критиковал прозападную политику властей Украины. Однако на фоне СВО канал СПЖ занял весьма оппозиционную позицию по отношению к Московской Патриархии, и несмотря на продолжающуюся критику Думенко, Зеленского, Байдена etc., взаимодействие СПЖ с российскими церковными каналами заметно сократилось.
2. Несистемность не равно незначительность.
Примеры двух первых каналов из списка явно об этом свидетельствуют. И Константин Малофеев, и Андрей Кормухин (лидер ДСС) по факту не включены в официальные церковные структуры, ВРНС и ДСС являются по свой форме общественными организациями, а Царьград – частным медиапроектом. Однако фактическое влияние не только на общественные настроения (Кормухин), но внутренние процессы в церковной жизни (Малофеев) у авторов этих каналов весьма значительное.
3. Людям интересная церковная повестка. Но этих людей немного.
Хотя каналы с различной повесткой не то, что не репостят, но даже не упоминают друг друга. Однако если зайти в каналы с открытыми комментариями, то становится очевидным, что подписчики Александра Вознесенского и Православия и зомби; Правблога и Кураева – это во многом одни и те же люди. Объясняется это общим информационным полем, которое в религиозной жизни все же значительно меньше, чем в политике или бизнесе. И все же многие каналы показывают если не рост подписчиков, то их стабильное число. Три канала из подборки (Батюшка Лютер, Православие и зомби, Правблог) имеют индекс вовлеченности ERR более 100%, то есть среднее число просмотров их постов превосходит число их подписчиков (значит – их тексты репостят и читают на иных каналах). У большинства церковных каналов индекс ERR колеблется в районе 30%. В среднем «ядерный потенциал» подписчиков на православном информационно-аналитическом канале – 3 000 человек.
4. Церковный информационной-аналитический канал – дело безвозмездное.
Один из основных источников заработка в телеграм – это доходы от рекламы. Однако в каналах из данного списка ее практически нет, как нет и постоянных призывов «поддержать канал материально». И хотя некоторые ресурсы финансируются частными спонсорами, большинство церковных каналов существуют на энтузиазме своих авторов.
5. Эпоха «сливов» в телеграм закончилась.
Еще несколько лет назад самым большим по числу подписчиков был канал Церквач, на котором регулярно на всеобщее обозрение выставлялись внутренние церковные документы и обнародовались слухи из патриархийных коридоров. Вслед за Церквачом подобным контентом баловались и другие каналы. Однако их названия уже вряд ли многие вспомнят, поскольку в церковном руководстве довольно быстро осознали проблему «сливов», большинство анонимных авторов быстро раскрыли, а ко внутренней документации стали относится с большей внимательностью. Церквач же прекратил свое вещание после начала СВО. После опалы в системе и отъезда за границу канал (и ЖЖ) Кураева также перестал быть источником кулуарной информации. Возможно, это и к лучшему.
Telegram
Религия сегодня
Топ-10 несистемных каналов православной повестки по охвату в Telegram
Рассказываем об этом здесь 👇
Рассказываем об этом здесь 👇
Игумен Петр Еремеев, бывший ректор Российского Православного Университета, извержен из сана по решению Епархиального суда г. Москвы
Епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви, заседая 08.02.2024 г. по делу запрещенного клирика Московской епархии игумена Петра (Еремеева), после троекратного его вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился, решил:
«Признать, что на основании правила 25-го Святых Апостолов игумен Петр (Еремеев) подлежит наложению на него канонического прещения в виде извержения из священного сана».
Решение вступит в силу после утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви, заседая 08.02.2024 г. по делу запрещенного клирика Московской епархии игумена Петра (Еремеева), после троекратного его вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился, решил:
«Признать, что на основании правила 25-го Святых Апостолов игумен Петр (Еремеев) подлежит наложению на него канонического прещения в виде извержения из священного сана».
Решение вступит в силу после утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Противостояние Русской и Румынской православных церквей в Молдавии: интересные нюансы
Конфликт Молдавской ПЦ (Московский Патриархат) и Бессарабской митрополии (Румынская ПЦ) в Молдавии длится уже годами. Однако в отличие от других регионов, где структуры Московского Патриархата вытесняются альтернативными православными юрисдикциями (Украина, Литва, Эстония и проч.), ситуация в Молдавии имеет несколько нюансов.
Их ярко подсвечивают как слитые в сеть документы (письмо митрополита Кишеневского Владимира патриарху Кириллу), так и довольно откровенные интервью молдавских священников.
Например, вчера на молдавском портале «Радио Свободная Европа» (признано иноагентом в РФ) вышло интервью со священником Николаем Гарпиным, который 11 февраля перешел из Молдавской ПЦ в Бессарабскую митрополию.
Чаще всего смена юрисдикции оправдывается высокими материями: клирик (опционально: и его прихожане) категорически не согласны с действиями / позицией церковного начальства и поэтому решаются на самовольный переход в другую церковную структуру. А вот в Молдавии практически все участники церковного конфликта открыто говорят о финансовой подоплеке. Так и священник Николай Гаприн говорит в своем интервью о том, что одной из причин его перехода в Бессарабскую митрополию стали церковные налоги: «Не будем прятаться за пальцами, Молдавская митрополия возлагает уплату налогов на церкви. Эти налоги нас душили, мы ежегодно платили митрополии Молдовы 8 тысяч леев (
Также еще одну интересную деталь сообщает священник Ион Мариан, ответственный за вопрос приема новых приходов в Бессарабскую митрополию. По его словам, священников, заявивших о своем уходе из Молдавской ПЦ, прихожане просто выгоняют из храмов, а здания и земли невозможно перерегистрировать, поскольку они юридически принадлежат Молдавской церкви. Поэтому «многие священники не хотят публично заявлять о своем переходе в Бессарабскую митрополию», тем самым создавая абсолютно хаотическую ситуацию в регионе.
Суммируя вышесказанное, церковная ситуация в Молдавии с ее ярко выраженными финансовыми проблемами и «тайными переходами» порождает еще одну модель конфликта двух православных юрисдикций в одной стране, наряду с «украинской», «эстонской» и «литовской».
Конфликт Молдавской ПЦ (Московский Патриархат) и Бессарабской митрополии (Румынская ПЦ) в Молдавии длится уже годами. Однако в отличие от других регионов, где структуры Московского Патриархата вытесняются альтернативными православными юрисдикциями (Украина, Литва, Эстония и проч.), ситуация в Молдавии имеет несколько нюансов.
Их ярко подсвечивают как слитые в сеть документы (письмо митрополита Кишеневского Владимира патриарху Кириллу), так и довольно откровенные интервью молдавских священников.
Например, вчера на молдавском портале «Радио Свободная Европа» (признано иноагентом в РФ) вышло интервью со священником Николаем Гарпиным, который 11 февраля перешел из Молдавской ПЦ в Бессарабскую митрополию.
Чаще всего смена юрисдикции оправдывается высокими материями: клирик (опционально: и его прихожане) категорически не согласны с действиями / позицией церковного начальства и поэтому решаются на самовольный переход в другую церковную структуру. А вот в Молдавии практически все участники церковного конфликта открыто говорят о финансовой подоплеке. Так и священник Николай Гаприн говорит в своем интервью о том, что одной из причин его перехода в Бессарабскую митрополию стали церковные налоги: «Не будем прятаться за пальцами, Молдавская митрополия возлагает уплату налогов на церкви. Эти налоги нас душили, мы ежегодно платили митрополии Молдовы 8 тысяч леев (
около 40 000 руб. – РС
)». О финансовой подоплеке церковных переходов писал в своем письме и митр. Владимир: «Оперативность была необходима для удержания священников от постоянного соблазна со стороны румынского государства, которое предлагает полное обеспечение священнослужителей ежемесячной зарплатой в размере 800-900 евро, медицинской страховкой, пенсии и освобождение приходов от квартальных отчетов». Как видим, речь не идет о каких-то астрономических суммах, однако в относительно бедной Молдавии и они могут стать решающим фактором в церковном конфликте.Также еще одну интересную деталь сообщает священник Ион Мариан, ответственный за вопрос приема новых приходов в Бессарабскую митрополию. По его словам, священников, заявивших о своем уходе из Молдавской ПЦ, прихожане просто выгоняют из храмов, а здания и земли невозможно перерегистрировать, поскольку они юридически принадлежат Молдавской церкви. Поэтому «многие священники не хотят публично заявлять о своем переходе в Бессарабскую митрополию», тем самым создавая абсолютно хаотическую ситуацию в регионе.
Суммируя вышесказанное, церковная ситуация в Молдавии с ее ярко выраженными финансовыми проблемами и «тайными переходами» порождает еще одну модель конфликта двух православных юрисдикций в одной стране, наряду с «украинской», «эстонской» и «литовской».
В связи с нахождением под церковным судом епископ Игнатий (Пунин) освобожден от управления Минусинской епархией
В связи с поступившими обвинениями в адрес епископа Игнатия (Пунина) в грубых нарушениях Устава Русской Православной Церкви при управлении Выборгской епархией и при освобождении от ее управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на основании пункта 2 статьи 33 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви передал дело о совершении церковных правонарушений епископом Игнатием на рассмотрение Высшего Общецерковного Суда Русской Православной Церкви.
В связи с нахождением под церковным судом на основании пункта у) статьи 7 главы IV Устава Русской Православной Церкви указом Святейшего Патриарха Кирилла епископ Игнатий освобожден от управления Минусинской епархией.
Временным управляющим Минусинской епархией назначен
митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон
http://www.patriarchia.ru/db/text/6102612.html
В связи с поступившими обвинениями в адрес епископа Игнатия (Пунина) в грубых нарушениях Устава Русской Православной Церкви при управлении Выборгской епархией и при освобождении от ее управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на основании пункта 2 статьи 33 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви передал дело о совершении церковных правонарушений епископом Игнатием на рассмотрение Высшего Общецерковного Суда Русской Православной Церкви.
В связи с нахождением под церковным судом на основании пункта у) статьи 7 главы IV Устава Русской Православной Церкви указом Святейшего Патриарха Кирилла епископ Игнатий освобожден от управления Минусинской епархией.
Временным управляющим Минусинской епархией назначен
митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон
http://www.patriarchia.ru/db/text/6102612.html
Патриарх Кирилл утвердил решение церковного суда об извержении из сана протоиерея Алексея Уминского
Запрещенному в священнослужении клирику Московской епархии протоиерею Алексею Анатольевичу Уминскому
Настоящим, на основании решения епархиального церковного суда Московской епархии от 13 января 2024 г., Вы извергаетесь из священного сана в связи с нарушением 25-го правила Святых Апостолов.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
http://moseparh.ru/ukaz-u-0222-ot-8-fevralya-2024.html
Запрещенному в священнослужении клирику Московской епархии протоиерею Алексею Анатольевичу Уминскому
Настоящим, на основании решения епархиального церковного суда Московской епархии от 13 января 2024 г., Вы извергаетесь из священного сана в связи с нарушением 25-го правила Святых Апостолов.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
http://moseparh.ru/ukaz-u-0222-ot-8-fevralya-2024.html
Синод Александрийского Патриархата лишил сана епископа Константина Островского, и.о. главы Экзархата РПЦ в Африке.