千里 • Тысяча Ли
1.62K subscribers
985 photos
111 videos
9 files
589 links
Взгляд на искусство стран Азии сквозь призму социальных наук.

Обо всем понемногу: кино/музыка/социально-экономическое развитие/антропология.

Связь: @nikitafolomov1
加入频道
«Коммунистом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан»

Примерно в таком ключе Глава администрации Гонконга высказалась в свете принятия резолюции о реформе местной избирательной системы.

Китайский парламент (ВСНП) принял резолюцию о реформе (в кит. версии законопроекта – улучшении) избирательной системы Гонконга. 2895 делегатов проголосовали «за», 1 – воздержался.

Резолюция направлена в Постоянный комитет ВСНП на детальную проработку и утверждение в качестве законодательного акта.

Новостное агентство «Синьхуа» подтвердило, что резолюция предполагает следующие изменения:

🇭🇰 увеличение мест в Выборной комиссии с 1200 до 1500 за счет введения новой категории выборщиков (сейчас их четыре);
🇭🇰 члены ВСНП и Консультативного совета Китая (НПКСК) вероятнее всего и сформируют блок из 300 новых выборщиков;
🇭🇰 количество депутатов в Законодательном совете вырастет с 70 до 90, часть которых будет назначаться членами Выборной комиссии;
🇭🇰 создание специального отборочного комитета, который будет изучать политическую благонадежность кандидатов на должности в государственные органы.

«Оставьте любовь к Коммунистической партии Китая её членам. Я не состою в партии, но не отрицаю, что Гонконг является частью Китая. Мы не должны подрывать основы Китайской конституции», - сказала Глава администрации Кэрри Лам на пресс-конференции после завершения сессии ВСНП.

Очередные выборы Главы администрации Гонконга состоятся в 2022 году. Выборы в Законодательный совет пройдут в сентябре этого года.
Одно из первых упоминаний об «Инциденте 228» в зарубежной прессе. В заметке «Нью-Йорк Таймс» ни разу не встречается слово «Тайвань». Вместо этого – португальское название острова, Формоза. Автор пишет из тогдашней столицы Китайской Республики, Нанкина.
Источник «Любовного настроения»

Канал Тысяча Ли продолжает рассказывать об истории создания фильма «Любовное настроение». Приготовьтесь к путешествию в Гонконг 70-х и знакомству с одним из самых его известных писателей.

Картина Вонга Карвая основана на романе писателя Лю Ичана (劉以鬯) «Переплетение» (对倒). Линия жизни автора удивительным образом перекликается с судьбой Гонконга и жителей города, а творческий путь Лю резонирует с карьерой самого Карвая.

Лю Ичан родился в Шанхае в 1918 году. Начинающий автор оттачивал писательское ремесло в разгар войны с японцами. Окончив университет в Шанхае, Лю покинул родной город по настоянию отца в 1941 году и отправился в Чунцин, где парню удалось устроиться редактором в две газеты.

После войны Лю вернулся в Шанхай и открыл собственное издательство. Карьера редактора свела его с начинающими авторами, и Лю не терпелось рассказать о самородках китайскому читателю. Однако тяжелая экономическая ситуация в послевоенном Китае вынудила предприимчивого шанхайца закрыть контору. Лю оставил родной город за 14 лет до того, как семья Вонга Карвая последовала этим же путем.

«Я перебрался в Гонконг из Шанхая в 1948 году. Совсем один, только ручка в кармане. Каждый день я писал статьи по 10,000 иероглифов. Работал над историями, которые интересовали других людей. А вечером, если оставалось время, я писал для себя. Так и появлялись на свет известные вам романы». [Лю Ичан]

Лю прежде всего известен благодаря двум романам. Оба легли в основу фильмов Карвая. Опубликованный в 1962 году роман «Пьяница» (酒徒) вошел в историю как первый образец гонконгской литературы модернизма. Десятилетиями позже «Пьяница» был экранизирован под названием «2046». Подлинное признание пришло к автору после публикации в 1972 году романа «Переплетение», по мотивам которого Карвай и снял «Любовное настроение».

Роман во многом автобиографичен. Главный герой, Чунь Юйбай, перебрался в Гонконг из Шанхая и коротает дни в ностальгии по родному городу. Каждый день Чунь пересекается с молодой девушкой, Я Син, которая родилась в Гонконге и живет романтическими мечтами. Главные персонажи то сближаются, то отдаляются, но никак не могут выбраться из плена иллюзий, чтобы открыться настоящему.

Действия романа происходят в 70-х, когда Гонконг стремительно менялся. Население острова увеличивалось из-за притока мигрантов с материка, коммунистическая молодежь бунтовала, на севере гремела «Культурная революция», и всё это происходило на глазах Лю Ичана. Журналистский талант писателя позволил ему создать роман-летопись с живыми героями и актуальными проблемами. Фоном событий в романе служат и разговоры о повышающихся ценах на жилье, и строительстве метро - Лю мастерски помещает на страницы романа ключевые раздражители эпохи, которая подходит к неминуемому концу. Главные герои предчувствуют изменения, но страх перед расставаниями с собственными мечтами мешает им принять новый мир.

В китайском названии романа скрывается личная история Лю Ичана. Однажды писатель выиграл на аукционе редкую почтовую марку времен правления Императрицы Цыси. Уникальность ярлычка заключалась в том, что одна сторона находилось в перевернутом положении относительно другой (см. фото). Такая сцепка считалась типографическим браком, и все же некоторые экземпляры «выживали». Эффект получил название «тетбеш» (фр - tête-bêche). Китайский перевод слова (对倒) и послужил названием романа. О причинах выбора такого названия остается только догадываться.

«Меня можно охарактеризовать одним предложением: надо писать так, как не пишет никто». [Лю Ичен]
Важная фигура в мире современной китайской литературы, Лю Ичан также внес огромный вклад в развитие журналистики Гонконга. Писатель в разное время работал колумнистом и редактором в 13 городских изданиях, а его библиография насчитывает около 30 книг, включая эссе, рецензии и переводы.

Другая заслуга Лю состоит в том, что он регулярно искал новых писателей. Одним из таких мог стать сам режиссер. По легенде, молодой сценарист Карвай отправил небольшое произведение в редакцию литературного журнала Лю. Будущий режиссер сильно удивился, когда его рассказ вышел в печать.

«Я помню, как приходил в офис его литературного журнала. Им приходилось иметь дело со множеством заявок от разных авторов, но редакция ко всем относилась трепетно» [Вонг Карвай – о работе с Лю Ичаном]

Писатель скончался в 2018 году. Ему было 99 лет.

«Любовное настроение» начинается и заканчивается цитатами из романа в дань уважения автору.
Так выглядела обложка февральского номера самого провокационного журнала Китайской Республики, о котором я писал ранее. Издание Modern Sketch (时代漫画) выходило в свет с 1934 по 1937 гг. в Шанхае на средства известного литератора и отпрыска состоятельных родителей, Шао Сюньмэя.

В удачные месяцы тираж журнала превышал десять тысяч копий, и мог быть больше, если бы не творческая безбашенность редакторов и иллюстраторов. Ходит легенда, что в 1936 году главный редактор Modern Sketch, Лю Шаофэй, чуть не лишился свободы из-за публикации оскорбительной карикатуры в адрес китайского посла в Японии.

Сам издатель, Шао Сюньмэй, был известен авантюристским подходом к жизни. Литератор слыл любителем опиума, охотно вступал во внебрачные связи, и, по воспоминаниям современников, олицетворял собой декадентский Шанхай 30-х годов. На тот момент часть города уже несколько десятилетий входила в состав Международного сеттльмента, так что у Шанхая были свои «ревущие двадцатые».

#китай #КНР #ИЗО
Карикатура №1: Куртизанка выманивает у прохожих деньги якобы на нужды обездоленных и оголодавших, о чем свидетельствует надпись на зеленом постере. Подпись снизу: эффективная агитация.

Карикатура №2: Предок мема «Найди себя на вечеринке».

Карикатура №3: Сравнительный анализ на соответствие женских характеров и алкогольных напитков.
Судьба Шао Сюньмэя закончилась трагично. С приходом коммунистов к власти, издатель взялся писать о марксизме . Труды Шао не пришлись по вкусу Партии, и автор попал под пресс главной государственной газеты «Жэньминь жибао». Отчаявшись возродить карьеру в издательском деле, Шао за бесценок продал коммунистам арсенал печатного оборудования, ранее использовавшегося для печати вызывающих и провокационных картинок.

Вплоть до 1958 года издатель жил на средства супруги, пока собственная же глупость не подвела его. Коммунистические власти прознали о переписке Шао с другом из Америки, что послужило поводом для ареста. Человек, некогда живший «как денди в Париже», провел три года за решеткой и вышел на свободу чахлым доходягой. В 1968 году Шао умер на руках сына в гараже старого дома.
Забавный скетч, найденный на просторах китайского интернета. Солидный на вид мужчина рапортует по телефону об успешной сделке, а если точнее – о рекордных продажах. «Не будем останавливаться на достигнутом», - воодушевленно декларирует бизнесмен.

Откуда не возьмись в кадре появляется дочурка предпринимателя и с печалью во взгляде говорит папе, что её называют лгуньей! Никто не верит, что отец – воротила угольной промышленности. Глава семейства возмущен. Мужчина показывает на соболиную дубленку и ставит крест на сомнениях дочери: «Не будь я угольным босом, носил бы я такую вещицу?». Дочка молчаливо соглашается. Спустя мгновение зрителю показывают крохотный прилавок с угольными плашками. «А король-то голый», - говорят авторы видео. Самопровозглашенный босс бережно пересчитывает угольки и выглядит счастливым.

Однако настоящие боссы угольной промышленности Китая – действительно «большие» люди. Пекин десятилетиями холил и лелеял угольный сектор, что, с одной стороны, превратило это сырье в основное «топливо» китайской экономики, а с другой – создало угрозу перепроизводства в секторе и еще массу вытекающих проблем.
Итак, поговорим об угле

📖 В среду агентство Блумберг опубликовало данные по использованию угля в качестве источника энергоснабжения тремя крупнейшими странами-потребителями сырья. Китай, Индия и США вероятно увеличат объемы потребления углеводородов вплоть до уровня, превышающего показатели до начала пандемии, когда резкое снижение деловой активности в мире «ударило» по спросу на энергию. Издание приходит к неутешительным выводам: пандемия подарила человечеству шанс сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, однако, с восстановлением мировой экономики страны вновь начали «жечь электричество», генерируемое углем, что сводит на нет планы по борьбе с парниковым эффектом.

🇺🇸 Влияние угольной промышленности на загрязнение окружающей среды безусловно встанет в один ряд с другими вызовами для Джо Байдена. Президент США недавно вернул Вашингтон в Парижское соглашение по климату и регулярно говорит о защите окружающей среды. Однако интересы американского бизнеса в условиях постковидной экономики могут возобладать над экологической повесткой.

🇨🇳 Иначе обстоит дело в Китае, где проблемы экономического характера выходят на первый план. В сентябре Си Цзиньпин заявил об амбициозной цели: достичь углеродной нейтральности до 2060 года, т.е. уровнять объем выбросов углекислого газа с объемом поглощения. Иными словами, генсек ЦК КПК обозначил сроки, когда Китай перейдет от угля к альтернативным источникам энергии. И все же значение этого сырья для Пекина делает задачу трудновыполнимой. Вторая по величине экономика мира обеспечивает половину мирового производства и потребления угля. Несмотря на попытки правительства перейти на газ в качестве источника энерго- и теплоснабжения (что дороже для некоторых регионов), развитие угольной промышленности остается в авангарде государственного планирования.

📊 В прошлом году добыча угля в Китае достигла рекордного показателя за пять лет - 3,84 млрд тонн. Однако этого количества не хватило для удовлетворения внутреннего спроса на топливо, что вынудило Пекин увеличить объемы закупаемого сырья. Потребности восстанавливающийся экономики, а также высокая волатильность цен на уголь могут подтолкнуть Пекин на дальнейшее увеличение запасов. Впоследствии такая ситуация рискует обернуться избыточным производством топлива и последующем падением цен на мировом рынке.

Как Китай пришел к такой жизни? Все началось с экономического роста в 80-х. С развитием деловой активности спрос на электричество в стране резко вырос. Страна нуждалась в источниках энергоснабжения. Теоретики Поднебесной знали, что добыча угля относится к трудоемким производствам, которые, в отличие от капиталоемких и наукоемких, не требуют высокого уровня развитий технологий (которыми Китай не обладал) и больших затрат - были бы люди! Как и другие развивающиеся экономики, Китай обратился к этой практике и инвестировал в угольную промышленность. Внутренний спрос на энергию был удовлетворен, однако, развитие сектора постепенно выходило из-под контроля.

☠️ Угольная промышленность десятилетиями получала от правительства преференции, включая налоговые послабления, льготные условия кредитования и дешевую аренду земли. Всё это привело к разрастанию сектора и перепроизводству, которое обернулось массовыми закрытиями предприятий и увольнениями. На этом фоне в Китае появились т.н. «предприятия-зомби», затоваренные настолько, что произведенная продукция превышала спрос. Оборудование простаивало, компании несли убытки. Поднебесная произвела больше энергии, чем смогла потребить, и это может случится вновь.
Потусторонний Пекин в клипе культовых китайских электронщиков AM444. Композиция «Détache Toi» является ремиксом на трек группы 2011 года под названием «神经末梢».

AM444 родом из Шанхая и снискали славу выступлениями на андеграундной сцене. Вокалистка Cha Cha и аранжировщик Jay Soul вот уже более 10 лет колесят по миру и знакомят публику с электронной музыкой Поднебесной.

Галантный мужчина в клипе – известный французский музыкант и мультиинструменталист Матьё Шедид.
Вокалистка группы Cha Cha перебралась из провинции Гуйчжоу в Шанхай в середине нулевых. Начинающая певица обила пороги большинства клубов Шанхая в надежде пробиться на сцену. Успех пришел в 2010 году, когда коллаборация с голландским продюсером и музыкантом Jay Soul принесла звезде долгожданное признание.
Как я узнал об атипичной пневмонии и начал бояться покемонов.

Шокирующая история о наивном ребенке, на которого свалилось слишком много информации за один день.

Близок тот час, когда человечество разгадает тайну происхождения COVID-19. На днях команда исследователей из Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула гипотезу, согласно которой нынешний штамм коронавируса распространился тем же путем, что и атипичная пневмония. Как и в случае с SARS образца 2002 года, вирус, вероятнее всего, перекочевал к людям от животных семейства виверровых (мусанги, циветы, бинтуронги и другие когтистые зверушки, обитающие на деревьях и в степи).

Ничего сенсационного в этой трактовке событий нет. Китайские ученые установили еще в 2003 году, что виверровые выполняли роль промежуточного звена в передаче вируса от летучих мышей к человеку. Люди совершили ошибку, когда добавили блюда из мусангов и цивет в рацион.

Не секрет, что китайцы – большие охотники до блюд из диких животных. То, над чем в свое время иронизировал Мо Янь в «Стране вина», поставило страну перед угрозой пандемии 17 лет назад, когда вспышка случилась на рынке в провинции Гуандун, и обернулось трагедией в 2020 году. Ученые из ВОЗ полагают, что рост уровня нелегальной торговли мясом диких животных в Китае стал бомбой замедленного действия, которая сдетонировала в Ухане.

А теперь о личном.

Чем ближе ученые приближаются к разгадке, тем яснее прорисовываются параллели с атипичной пневмонией. Вирус забрал жизни около 800 человек, но в далеком 2002 году о заболевании говорил весь мир. Я познакомился со словом «коронавирус» в 7 лет. Ни один новостной выпуск тогда не обходился без сводки о новых случаях заражения SARS. Казалось, что нет в мире места, опаснее Азии – такой её изображали телевизионщики. Но что было по-настоящему страшным, так это ощущение постоянно надвигающейся угрозы.

Начало третьего тысячелетия выдалось богатым на глобальные потрясения, которые занимали львиную долю информационного поля. Но были и светлые моменты – например, мультфильмы. В те времена, когда «Первый канал» еще был известен под названием «ОРТ», цифра один на пульте временами преподносила приятные сюрпризы. Один из таких – анимационный сериал «Покемоны», который выходил на главном государственном канале с 2000 по 2001 гг.

Вот что об этом говорил легендарный ведущий, а в то время - главный по детским программам на ОРТ Сергей Супонев:

«То, что мы хотим его показать, может быть, это можно назвать неким поступком. Шуму вокруг этого сериала было много по всему миру. На самом деле довольно безобидная вещь. Милая история, как мальчик спасает зверушек, учит их воевать за добро и справедливость. И есть плохие ребята, которые отправляют за большие деньги в зоопарк, - все, что в этом фильме скандального».

Шум, о котором говорит Супонев, прогремел после выхода 38-го эпизода сериала в 1997 году, когда десятки детей в Японии были госпитализированы с судорогами. В одном из фрагментов эпизода цвет на экране контрастировал настолько стремительно, что дети начали жаловаться на боли в глазах, терять сознание и испытывать светочувствительную эпилепсию.

Конечно, об этом вспомнили и на российском телевидении. Стоило «Покемонам» ступить на русскую землю, чуть ли не каждое новостное издание высказалось о том, насколько опасным может быть мультфильм для здоровья детей. Обсуждения по этому вопросу не утихали вплоть до 2002 года, когда в Азии разразилась атипичная пневмония. Стоило мне посмотреть один новостной выпуск, где один за другим показали кадры травмированных мультиком японцев и переполненных больничных палат в Китае, как сюрреалистичная картинка навсегда осталась в голове. С тех пор «Покемоны» встали для меня в один ряд с коронавирусными инфекциями. Я так и не узнал, получилось ли у Эша стать чемпионом Оранжевой лиги.
Солист Radiohead и, пожалуй, главный меланхолик британского рока Том Йорк вернулся из творческого небытия, чтобы подарить поклонникам минутку теплой ностальгии.

На прошедшем в пятницу показе новой коллекции японского бренда Undercover прозвучал ремикс на песню 1993 года «Creep» - неубиваемый хит Radiohead, который принес группе столько же славы, сколько и проклятий. Поговаривают, что Том Йорк лично взялся за обработку композиции. Замедленная версия песни мало чем отличается от исходника, кроме парочки синтезаторных штрихов ближе к концу. Кто-то назовет это халтурой, а я скажу так: если эти несчастные четыре аккорда приводят публику в экстаз даже через 30 лет после релиза, то почему бы и не сыграть на чувствах аудитории.

В последние несколько лет британский музыкант действительно проводит чаще времени за диджейским пультом, чем с гитарой в руках. С момента выхода последней пластинки коллектива прошло пять лет, так что творческие поиски продолжаются.
В Японии, к слову, Radiohead обладают статусом культовой группы. После выхода альбома «OK Computer» в 1997 году коллектив заехал к японцам в гости и навсегда остался в сердцах местных любителей рок-музыки.

В чем секрет любви? Том Йорк и компания, по выражению многих критиков, переосмыслили гитарный рок и вытащили жанр из кризиса. В конце 90-х рок-музыка теряла лидирующие позиции по отношению к электронщикам. Меломаны теряли интерес к хулиганским выходкам Oasis и стадионным хитам Blur. Революционеры из Massive Attack и Prodigy отвоевывали все больше фанатов, пока Radiohead не ворвались в чарты с такими хитами, как Karma Police, No Surprises и Paranoid Android. Гитарная музыка была на время спасена. По мнению известного японского медиаменеджера Хироси Инады, японцы в то время подустали от обилия идолов на музыкальной сцене и их однообразия. Radiohead, а затем и Muse, подарили японцам альтернативу и свежий взгляд на жанр.

Масштабы обожания выходят далеко за пределы типичной фанатской одержимости. В Японии есть целая трибьют-группа, которая в точности имитирует творчество Radiohead. Коллектив On a Saturday (изначально Radiohead назывались On a Friday) копирует британцев во всем, начиная с манеры поведения на сцене, заканчивая фальцетными завываниями Тома Йорка. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Учитель, банзай!

Сверхуспешный аниме-сериал начала нулевых рассказывает о насущных проблемах японского общества и учит зрителей бороться с внутренними демонами.

Премьера аниме «Великий учитель Онидзука» (ジーティーオー) состоялась летом 1999 года. История молодого парня, волею случая ставшего учителем и одержимого сексом, боевыми искусствами и видеоиграми, принесла создателям головокружительную славу.

Сериал интересен тем, что в потоке нескончаемых гэгов и нелепых ситуаций авторы находят время поговорить на острые темы и помочь юному зрителю разобраться в суетном мире взрослых, и главное – понять родителей и учителей.

Так чему же учит Онидзука, и как сюжет сериала перекликается с японской социальной реальностью?
«Босодзоку», романтика улиц, и всё – с чистого листа

«Онидзука Эйкити, 22 года, холост», - говорит придурковатый на вид парень во время собеседования. Фраза, ставшая визитной карточкой сериала, поначалу выдает в молодом кандидате похотливого страдальца, который всего-то и мечтает попасть в окружение молоденьких школьниц. Биография героя сложнее, ведь он – бывший «босодзоку» (暴走族), некогда лидер криминальной группировки байкеров.

Онидзука хочет стать учителем, чтобы покончить с преступным прошлым. И хотя пик активности «босодзоку» пришелся на 70-80-е годы, отчаянные парни на мотоциклах продолжали терроризировать японские хайвэи вплоть до начала 21 века. Со временем государству надоело играть с лихачами в догонялки, чреватые летальным исходом для окружающих. Наказания за беспечную езду постепенно ужесточались. Новая редакция закона о дорожном движении вышла в 2002 году и грозила оголтелым байкерам двухлетним тюремным сроком. Юные разбойники постепенно отказывались от дорожной романтики в пользу осознанного существования. Онидзука – типичный представитель одного из последних поколений «босодзоку».

У полицейских были свои счеты с гонщиками. В годы славы байкеры совершали дерзкие нападения на дорожные патрули, чем заслужили уважение «якудза». Гангстеры впоследствии начали вербовать молодых стритрейсеров в свои ряды, чтобы укрепить преступную организацию. Репрессии по отношению к «босодзоку» в начале нулевых заметно подорвали рекрутскую систему «якудза».
Коррупция и экзаменационная система

Чтобы перейти из разряда стажера в разряд полноценного учителя, кандидат в Японии должен выдержать специальный экзамен перед началом учебного года. Процедура простая, но требует усиленной подготовки. Наш герой все же не спешит возвращаться за школьную скамью. Череда потасовок и неурядиц не позволяет Онидзуке сдать экзамен. Отчаявшись, бывший гангстер напивается, но на помощь приходит товарищ. «Ты можешь быть учителем в частной школе, даже если провалишь экзамен», - говорит верный компаньон Онидзуки, Рюдзи. Главный герой счастлив, перед ним открывается картина беспечного существования в окружении сексуальных школьниц.

Конечно, все окажется гораздо сложнее. Онидзука нарвется на неприятности и получит работу благодаря стечению обстоятельств. Здесь интересно другое. Экзаменационная система для учителей нередко попадала в центр скандалов. Одно время в Японии брали с поличным учителей, которые пытались обойти систему с помощью взяток. Показательный случай произошел около 13 лет назад в городке Оита, где два преподавателя любезно преподносили чиновнику подарочные карты, а тот готовил почву для ускоренного повышения ушлых сенсеев. Копы вовремя прознали о махинации. Карточки в общей сложности позволяли владельцу закупиться на полмиллиона йен. Приговор суда – 8 месяцев условно и пожизненный позор.

В случае с Великим Учителем решающую роль сыграли боевые искусства. Бывший «босодзоку» избивает завуча элитной школы, чем производит впечатление на директрису, и в конце концов получает работу. Безумие? Да!