«НЕ ТРОГАТЬ ЧЕРТЕЙ!»
На стене церковной паперти села П. есть картина Страшного Суда.
Тут изображены: гробы с встающими покойниками, змей, рай, ад и черти, занимающие правый, нижний угол картины.
Черти все страшные-престрашные, каких и гоголевский кузнец Вакула не смог бы намалевать.
Черти привлекают особенное внимание мелкой детворы и маленьких школьников.
Во время богослужения толпы детворы, входя в храм и выходя обратно, всегда останавливаются у заветной картины и рассматривают чертей.
- У, какие все страшные! – дивятся мальчуганы. – У этого собачий нос… у того зеленые глаза… у верхнего – большущие рога!..
Уходя, дети плюют чертям в глаза и стараются царапнуть ногтем или гвоздем.
В результате несколько чертей оказались «кривыми», а другие совсем «ослепли».
Церковный сторож, увидев непорядок, не замедлил принять надлежащие меры.
В минуты, когда толпы детворы проходят через паперть, он становится у стены и гонит детей от картины.
- Не трогать чертей!
А непослушных награждал толчками или щелкал по затылку железными щипцами, которыми берут уголья из жаровни в кадило…
Дети убегают, крикнут сторожу:
- Чертов защитник!..
«Наша Костромская жизнь». 1911. №85
@pylgazet
На стене церковной паперти села П. есть картина Страшного Суда.
Тут изображены: гробы с встающими покойниками, змей, рай, ад и черти, занимающие правый, нижний угол картины.
Черти все страшные-престрашные, каких и гоголевский кузнец Вакула не смог бы намалевать.
Черти привлекают особенное внимание мелкой детворы и маленьких школьников.
Во время богослужения толпы детворы, входя в храм и выходя обратно, всегда останавливаются у заветной картины и рассматривают чертей.
- У, какие все страшные! – дивятся мальчуганы. – У этого собачий нос… у того зеленые глаза… у верхнего – большущие рога!..
Уходя, дети плюют чертям в глаза и стараются царапнуть ногтем или гвоздем.
В результате несколько чертей оказались «кривыми», а другие совсем «ослепли».
Церковный сторож, увидев непорядок, не замедлил принять надлежащие меры.
В минуты, когда толпы детворы проходят через паперть, он становится у стены и гонит детей от картины.
- Не трогать чертей!
А непослушных награждал толчками или щелкал по затылку железными щипцами, которыми берут уголья из жаровни в кадило…
Дети убегают, крикнут сторожу:
- Чертов защитник!..
«Наша Костромская жизнь». 1911. №85
@pylgazet
МИНУТКА РУССКОЙ ЭТНОГРАФИИ
Один из мифов о старом времени - что люди лечились травами. Мол, были бабушки, знахарки, которые разбирались в травках, собирали их, сушили и были по этой части очень мудрыми. На самом деле травами не лечились, кивая на лошадь: что я, кобыла, что ли, траву жрать? Один краевед как-то заметил у знахарки траву и спросил, от чего она, бабуля, от какой болезни. «Как от какой? Да от всякой, мой батюшка. Против всякой болезни идет», - заверила его старушка (Семенов П. О народной медицине, в станице Слепцовской, Сунженского отдела, Терской области // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XVI. Тифлис. 1893. С. 11). Другой краевед с удивлением увидел, что знаменитый "травник-цветник", по которому якобы собирает травы деревенский дед, оказался учебником ботаники с выдранной обложкой (Г.С. С. Василево, Углич. у. // Северный край. 1902. № 217).
@pylgazet
Один из мифов о старом времени - что люди лечились травами. Мол, были бабушки, знахарки, которые разбирались в травках, собирали их, сушили и были по этой части очень мудрыми. На самом деле травами не лечились, кивая на лошадь: что я, кобыла, что ли, траву жрать? Один краевед как-то заметил у знахарки траву и спросил, от чего она, бабуля, от какой болезни. «Как от какой? Да от всякой, мой батюшка. Против всякой болезни идет», - заверила его старушка (Семенов П. О народной медицине, в станице Слепцовской, Сунженского отдела, Терской области // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XVI. Тифлис. 1893. С. 11). Другой краевед с удивлением увидел, что знаменитый "травник-цветник", по которому якобы собирает травы деревенский дед, оказался учебником ботаники с выдранной обложкой (Г.С. С. Василево, Углич. у. // Северный край. 1902. № 217).
@pylgazet
Содержание книжки фельетонов Тэффи будет таким. Кажется, в июне выйдет! ))
Почти ничего из этого не перепечатывалось в книгах, собирали сами по газетам %))
@pylgazet
Почти ничего из этого не перепечатывалось в книгах, собирали сами по газетам %))
@pylgazet
«ЗАПРЕТ ГРУСТИТЬ»
В Смоленске полиция привлекла к ответственности мастера гробовых дел за то, что он выставил гробы в окнах своего магазина. Обвинение мотивируется тем, что, как говорится в протоколе, «гробовщик наводит на проходящих уныние и грустные мысли».
Северный край. 1900. № 289
@pylgazet
В Смоленске полиция привлекла к ответственности мастера гробовых дел за то, что он выставил гробы в окнах своего магазина. Обвинение мотивируется тем, что, как говорится в протоколе, «гробовщик наводит на проходящих уныние и грустные мысли».
Северный край. 1900. № 289
@pylgazet
«ПОЗВОЛЬТЕ ПРИКУРИТЬ!»
В Козлове на Московской улице хулиганствуют женщины, в определенном месте: от Архангельской улицы по направлению к Московской заставе.
- Позвольте прикурить! – останавливает прохожего неизвестная, у которой и папироски нет, которая даже и не курит, и оказывается, что под этой фразой скрывается «предложение», а неизвестная, как принято выражаться, - «жертва общественного темперамента».
Много этих «жертв» «гуляют по делам» в конце Московской улицы, доставляя «прикуриванием» неприятность прохожим мужчинам.
Очевидно, что на козловском рынке живого товара «предложение превышает спрос», почему «предложение» из мест злачных и выползло на улицу…
Тамбовский край. 1910. № 981
@pylgazet
В Козлове на Московской улице хулиганствуют женщины, в определенном месте: от Архангельской улицы по направлению к Московской заставе.
- Позвольте прикурить! – останавливает прохожего неизвестная, у которой и папироски нет, которая даже и не курит, и оказывается, что под этой фразой скрывается «предложение», а неизвестная, как принято выражаться, - «жертва общественного темперамента».
Много этих «жертв» «гуляют по делам» в конце Московской улицы, доставляя «прикуриванием» неприятность прохожим мужчинам.
Очевидно, что на козловском рынке живого товара «предложение превышает спрос», почему «предложение» из мест злачных и выползло на улицу…
Тамбовский край. 1910. № 981
@pylgazet
- Анна Ивановна, я вас люблю!
- Очень может быть: весной это иногда с мужчинами бывает.
Стрекоза. 1895. № 14
@pylgazet
- Очень может быть: весной это иногда с мужчинами бывает.
Стрекоза. 1895. № 14
@pylgazet
«БАРИНА УРОНИЛИ»
В «Бирж. Вед.» помещен отчет об оригинальном деле, слушавшемся на днях в Петербурге у мирового судьи.
Двое рабочих ищут с некоего Х. 30 рублей.
Ответчик Х. – богатый коммерсант, очевидно, игнорируя «мелкую сошку», в суд не явился и не представил вместо себя поверенного.
Дело слушается в его отсутствие….
- Так что мы, г. судья, носильщики, - объясняет один из истцов. – Нанял нас барин по 15 руб. в месяц; служили мы, служили, а потом он прогнал нас и не заплатил за месяц.
- За что же вас прогнали?..
- Да, значит, как-то несли его, несли, да и уронили…
- Кого его?
- Да барина?
- Барина уронили? – удивляется судья.
- Мы нанялись носить его по лестнице, когда он домой приезжает, вечером… Ну, выпивши бывает, грузный он к тому же, ну, вот, мы его и носили… А тут был такой случай – затекла у Микулы рука, он и выпустил барина с рук, ну, тот и ушибся, разгневался и прогнал…
Истцы просят допросить свидетеля швейцара.
- Видели вы, чтобы они носили барина? – обращается судья к свидетелю.
- Так точно, г. судья, почти кажинный день приходили к вечеру, когда барин домой возвращается… Барин у нас веселый…
Мировой судья постановляет взыскать с Х. заработанное истцами жалованье.
«Наша Костромская жизнь». 1911. №106
@pylgazet
В «Бирж. Вед.» помещен отчет об оригинальном деле, слушавшемся на днях в Петербурге у мирового судьи.
Двое рабочих ищут с некоего Х. 30 рублей.
Ответчик Х. – богатый коммерсант, очевидно, игнорируя «мелкую сошку», в суд не явился и не представил вместо себя поверенного.
Дело слушается в его отсутствие….
- Так что мы, г. судья, носильщики, - объясняет один из истцов. – Нанял нас барин по 15 руб. в месяц; служили мы, служили, а потом он прогнал нас и не заплатил за месяц.
- За что же вас прогнали?..
- Да, значит, как-то несли его, несли, да и уронили…
- Кого его?
- Да барина?
- Барина уронили? – удивляется судья.
- Мы нанялись носить его по лестнице, когда он домой приезжает, вечером… Ну, выпивши бывает, грузный он к тому же, ну, вот, мы его и носили… А тут был такой случай – затекла у Микулы рука, он и выпустил барина с рук, ну, тот и ушибся, разгневался и прогнал…
Истцы просят допросить свидетеля швейцара.
- Видели вы, чтобы они носили барина? – обращается судья к свидетелю.
- Так точно, г. судья, почти кажинный день приходили к вечеру, когда барин домой возвращается… Барин у нас веселый…
Мировой судья постановляет взыскать с Х. заработанное истцами жалованье.
«Наша Костромская жизнь». 1911. №106
@pylgazet
Forwarded from Газетная пыль
ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЦЕНЗУРА
Симферопольское полицейское управление не разрешило печатать «Южн. Ведомостям» объявление следующего содержания: «революцию в кухне произведут керосиновые подогреватели системы…»
Страшное слово – «революция» - не должно быть употребляемо даже в отношении к кухне. Это не анекдот, а факт.
«Биржевые ведомости», 1909, №85
@pylgazet
Симферопольское полицейское управление не разрешило печатать «Южн. Ведомостям» объявление следующего содержания: «революцию в кухне произведут керосиновые подогреватели системы…»
Страшное слово – «революция» - не должно быть употребляемо даже в отношении к кухне. Это не анекдот, а факт.
«Биржевые ведомости», 1909, №85
@pylgazet
МИНУТКА СЛАВЯНСКОЙ ЭТНОГРАФИИ
Южные славяне, чтобы избавиться от кротов, выходили на заговенье из дома и ели пончики. На вопрос, что они такое интересное делают, отвечали: «Кротов едим!» (Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М. 2002. С. 100) Семантика обряда для фольклористов прозрачная: кроты должны были погибнуть, словно пончики. Но, может быть, дело в том, что южные славяне просто очень не любили делиться пончиками.
@pylgazet
Южные славяне, чтобы избавиться от кротов, выходили на заговенье из дома и ели пончики. На вопрос, что они такое интересное делают, отвечали: «Кротов едим!» (Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М. 2002. С. 100) Семантика обряда для фольклористов прозрачная: кроты должны были погибнуть, словно пончики. Но, может быть, дело в том, что южные славяне просто очень не любили делиться пончиками.
@pylgazet
Forwarded from Газетная пыль
«ПАСХА» ФУТУРИСТОВ
В субботу Москва увидела на своих улицах футуристов с физиономиями, раскрашенными наподобие пасхальных яиц… Прохожие говорили: «Дурачье!»
Когда-то была мода красить лошадям хвосты. Это было лет тридцать тому назад, и я сам помню белую пару, запряженную в щегольскую коляску, на которую все прохожие обращали внимание.
У белых лошадей были голубые хвосты.
Так ничто не ново под луной, и наши футуристы только жалкие подражатели кучерам, которые красили хвосты лошадям синькой.
«Царицынский вестник», №4403, 1913 год
@pylgazet
В субботу Москва увидела на своих улицах футуристов с физиономиями, раскрашенными наподобие пасхальных яиц… Прохожие говорили: «Дурачье!»
Когда-то была мода красить лошадям хвосты. Это было лет тридцать тому назад, и я сам помню белую пару, запряженную в щегольскую коляску, на которую все прохожие обращали внимание.
У белых лошадей были голубые хвосты.
Так ничто не ново под луной, и наши футуристы только жалкие подражатели кучерам, которые красили хвосты лошадям синькой.
«Царицынский вестник», №4403, 1913 год
@pylgazet
Forwarded from Газетная пыль
Болховской у.
В нашем захолустье не выдохлись еще сказочные времена «Соловьев-разбойников». Крестьянин д. Герасимовой Алешинской волости Стефан Анисин устроил себе на дубу в лесу при селе Спасо-Чекраке гнездо, откуда, только в отличие от Соловья-разбойника, оглушавшего прохожих своим свистом, кричит на всю окрестность: «Христос Воскресе!..»
«Орловский вестник», №114, 2 мая 1901 года
@pylgazet
В нашем захолустье не выдохлись еще сказочные времена «Соловьев-разбойников». Крестьянин д. Герасимовой Алешинской волости Стефан Анисин устроил себе на дубу в лесу при селе Спасо-Чекраке гнездо, откуда, только в отличие от Соловья-разбойника, оглушавшего прохожих своим свистом, кричит на всю окрестность: «Христос Воскресе!..»
«Орловский вестник», №114, 2 мая 1901 года
@pylgazet
ПЬЯНАЯ КОРОВА
В Казани в Плетенях, на Мещанской улице, по словам «Казан. Телегр.», находится дрожжевой завод Амеличева, на котором вырабатывают дрожжи без выделения спирта. Баржу же, содержащую, таким образом, спирт, сливают в особые бочки, вывозимые вечером, когда стадо коров возвращается с пастбища. Коровам очень нравится эта барда, и поэтому они заходят на двор завода полакомиться ею. Владельцы коров и удивлялись, и не понимали, отчего коровы их после возвращения из стада бывают веселы и необыкновенно игривы. Но на днях эта загадка разъяснилась.
У соседнего с заводом домовладельца исчезла корова. После продолжительных поисков, он нашел ее на дворе завода лежащей без признаков жизни. Приглашенные два ветеринарных врача констатировали смерть и уже послали за телегой, чтобы вывезти ее как падаль, но мнимая падаль начала вдруг шевелиться и поплелась восвояси. Тут только обнаружилось, что эта корова больше других любила лакомиться бардой.
Царицынский вестник. 1902. № 1392
@pylgazet
В Казани в Плетенях, на Мещанской улице, по словам «Казан. Телегр.», находится дрожжевой завод Амеличева, на котором вырабатывают дрожжи без выделения спирта. Баржу же, содержащую, таким образом, спирт, сливают в особые бочки, вывозимые вечером, когда стадо коров возвращается с пастбища. Коровам очень нравится эта барда, и поэтому они заходят на двор завода полакомиться ею. Владельцы коров и удивлялись, и не понимали, отчего коровы их после возвращения из стада бывают веселы и необыкновенно игривы. Но на днях эта загадка разъяснилась.
У соседнего с заводом домовладельца исчезла корова. После продолжительных поисков, он нашел ее на дворе завода лежащей без признаков жизни. Приглашенные два ветеринарных врача констатировали смерть и уже послали за телегой, чтобы вывезти ее как падаль, но мнимая падаль начала вдруг шевелиться и поплелась восвояси. Тут только обнаружилось, что эта корова больше других любила лакомиться бардой.
Царицынский вестник. 1902. № 1392
@pylgazet
Пасхальный подарок для взрослых Яйца-Болтуны. Юмористический альманах. "Поцелуй", апрель, 1910 года
#пасхапрадеда #смехпрадеда
@pylgazet
#пасхапрадеда #смехпрадеда
@pylgazet
Forwarded from Горький
Книга Валерия Золотухина «Голос и воск» посвящена неочевидной и малоисследованной теме — тому, как в первой трети прошлого столетия в России изучали и записывали с помощью фонографов звучащую художественную речь в России, благодаря чему сегодня мы можем услышать голоса и интонации Маяковского, Гумилева, Мандельштама и других. О проблемах изучения, сохранения и восприятия этих весьма несовершенных звукозаписей по просьбе «Горького» поговорил с автором Константин Митрошенков.
https://gorky.media/intervyu/sokrovishha-voskovyh-valikov/
https://gorky.media/intervyu/sokrovishha-voskovyh-valikov/
«Горький»
Сокровища восковых валиков
Интервью с исследователем театра и перформанса Валерием Золотухиным
«ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»
Прошлым летом на какой-то «авиаторской выставке» я купил в Париже воздушный змей. Уж очень он хитро был придуман и хорошо летал.
Привез я его в Петербург, и вот лежит он у меня в коридоре, на шкапу. Не знаю, что с ним делать.
Ну где его пустишь? На Марсовом поле?
Так ведь или прогонят, или в кутузку посадят. Примут за «условный знак». В Нижнем Новгороде градоправитель отдал даже приказ: «Не допускать пускание змеев». Приказ этот обошел все газеты…
Русское слово. 1910. №15
@pylgazet
Прошлым летом на какой-то «авиаторской выставке» я купил в Париже воздушный змей. Уж очень он хитро был придуман и хорошо летал.
Привез я его в Петербург, и вот лежит он у меня в коридоре, на шкапу. Не знаю, что с ним делать.
Ну где его пустишь? На Марсовом поле?
Так ведь или прогонят, или в кутузку посадят. Примут за «условный знак». В Нижнем Новгороде градоправитель отдал даже приказ: «Не допускать пускание змеев». Приказ этот обошел все газеты…
Русское слово. 1910. №15
@pylgazet