Встреча Кафки с Бельзским адмором, ивритом и Гурским ребе.
Представьте, что вы пражский неврастеник-ипохондрик, вся жизнь которого подчинена строгим правилам. Вы говорите в семье и с друзьями на немецком, и свысока смотрите на блаженных ост-юден, говорящих на идиш.
И вот вы сталкиваетесь с энтропией в лице галицийского драм-театра на идиш. Это театр, где занавес, вместо опуститься, падает. Где актер во время представления умудряется поссориться и подраться с официантом. Где труппа, внезапно решает прямо на сцене, что сейчас они будут играть другую пьесу.
Это то, как прошло знакомство Кафки с идиш-кайтом. Это то, что его в нем очаровало.
В это же время выходит сборник хасидских майс, под редакцией Мартина Бубера. Евреи понимают, что у них теперь тоже есть свой фольклор.
Вот слова самого Кафки о хасидских майсах:
«Возможно, это не самые хорошие сказки, но это определенно те еврейские истории, в которых, я всегда чувствую себя дома.»
Все друзья Кафки были ярыми сионистами. От Макса Брода, который уедет в Палестину за день до вторжения нацистов в Чехословакию, до Хуго Бермана, который станет директором Национальной библиотеки Израиля.
Другими словами, как с таким окружением не начать учить иврит? И Кафка начал. Сначала сам. А потом с учителем. Этот учитель знакомит его с Бельзским адмором Иссахаром Довом Рокахом.
Это письмо Кафки, которое никогда не переводилось на русский, но было зачитано в подкасте Национальной библиотеки несколько дней назад в честь столетия со смерти писателя:
«Он выглядел как султан, которого я видел в детстве на иллюстрациях Гюстава Доре в книге про Барона Мюнхаузена. Но это не был маскарадный костюм. Он и правда был султаном, но в то же время и отцом, школьным учителем, профессором в гимназии и т.п.
Его брови, рука на талии и широкая спина – все это внушает доверие. Это же доверие я вижу в глазах его свиты – счастливое и безмятежное, которое передается и мне.
Среднего роста, полное телосложение. Длинная борода, пейсы. Искривленный рот придает его лицу приятное и в то же время ироничное выражение. Белые гольфы.
Примерно 10 евреев всюду следуют за ним. Один из них держит его трость и стул на которые ребе может в любой момент присесть. Другой держит бокал, из которого ребе может в любой момент выпить. Третий несет бутылку минеральной воды, которую он, конечно же, купил в магазине.
В его свите особое место занимают 4 габая – приближенные и секретари. Главный из них – уникальный подонок. Об этом свидетельствуют его большой живот, проворство в движениях и легкое косоглазие.
Кстати, не стоит винить в этом самого ребе. Таковы все габаи. Невозможно быть длительное время столь близко к ребе и не развратиться. Этот контраст между глубоким смыслом и рутинной будничностью, губителен для посредственного разума…»
А потом он нанял молодую девушку из Палестины, для которой иврит был родным языком.
Кафка видимо на нее запал, а потому флиртовал как мог. У нас осталась его тетрадь с домашними заданиями, где он пишет своей учительнице на иврите:
«Прошу не ругать меня за обилие ошибок. Это я так забочусь, чтобы ты не скучала и тебе было чем заняться. Да и вообще, никто никогда не сможет отругать меня за ошибки так, как способен это сделать я сам»
(О, мы верим тебе, Кафка!☺️)
В последний год своей жизни судьба снова сводит Кафку с хасидскими реалиями. Он влюбляется в 19-летнюю Дору Диамант из семьи гурских хасидов. Он начинает ходить на службы в синагогу и учить Талмуд. Кафка пишет письмо отцу Доры, в котором просит руки его дочери и обещает совершить тшуву. Папа Доры как хороший хасид идет советоваться со своим ребе и тот запрещает брак.
Так, мы видим как певец бездушной бюрократии под конец жизни сам становится жертвой бюрократии… хасидской, что не мешает им с Дорой мечтать открыть кафе на берегу в Тель Авиве, но это уже совсем другая история…
Представьте, что вы пражский неврастеник-ипохондрик, вся жизнь которого подчинена строгим правилам. Вы говорите в семье и с друзьями на немецком, и свысока смотрите на блаженных ост-юден, говорящих на идиш.
И вот вы сталкиваетесь с энтропией в лице галицийского драм-театра на идиш. Это театр, где занавес, вместо опуститься, падает. Где актер во время представления умудряется поссориться и подраться с официантом. Где труппа, внезапно решает прямо на сцене, что сейчас они будут играть другую пьесу.
Это то, как прошло знакомство Кафки с идиш-кайтом. Это то, что его в нем очаровало.
В это же время выходит сборник хасидских майс, под редакцией Мартина Бубера. Евреи понимают, что у них теперь тоже есть свой фольклор.
Вот слова самого Кафки о хасидских майсах:
«Возможно, это не самые хорошие сказки, но это определенно те еврейские истории, в которых, я всегда чувствую себя дома.»
Все друзья Кафки были ярыми сионистами. От Макса Брода, который уедет в Палестину за день до вторжения нацистов в Чехословакию, до Хуго Бермана, который станет директором Национальной библиотеки Израиля.
Другими словами, как с таким окружением не начать учить иврит? И Кафка начал. Сначала сам. А потом с учителем. Этот учитель знакомит его с Бельзским адмором Иссахаром Довом Рокахом.
Это письмо Кафки, которое никогда не переводилось на русский, но было зачитано в подкасте Национальной библиотеки несколько дней назад в честь столетия со смерти писателя:
«Он выглядел как султан, которого я видел в детстве на иллюстрациях Гюстава Доре в книге про Барона Мюнхаузена. Но это не был маскарадный костюм. Он и правда был султаном, но в то же время и отцом, школьным учителем, профессором в гимназии и т.п.
Его брови, рука на талии и широкая спина – все это внушает доверие. Это же доверие я вижу в глазах его свиты – счастливое и безмятежное, которое передается и мне.
Среднего роста, полное телосложение. Длинная борода, пейсы. Искривленный рот придает его лицу приятное и в то же время ироничное выражение. Белые гольфы.
Примерно 10 евреев всюду следуют за ним. Один из них держит его трость и стул на которые ребе может в любой момент присесть. Другой держит бокал, из которого ребе может в любой момент выпить. Третий несет бутылку минеральной воды, которую он, конечно же, купил в магазине.
В его свите особое место занимают 4 габая – приближенные и секретари. Главный из них – уникальный подонок. Об этом свидетельствуют его большой живот, проворство в движениях и легкое косоглазие.
Кстати, не стоит винить в этом самого ребе. Таковы все габаи. Невозможно быть длительное время столь близко к ребе и не развратиться. Этот контраст между глубоким смыслом и рутинной будничностью, губителен для посредственного разума…»
А потом он нанял молодую девушку из Палестины, для которой иврит был родным языком.
Кафка видимо на нее запал, а потому флиртовал как мог. У нас осталась его тетрадь с домашними заданиями, где он пишет своей учительнице на иврите:
«Прошу не ругать меня за обилие ошибок. Это я так забочусь, чтобы ты не скучала и тебе было чем заняться. Да и вообще, никто никогда не сможет отругать меня за ошибки так, как способен это сделать я сам»
(О, мы верим тебе, Кафка!☺️)
В последний год своей жизни судьба снова сводит Кафку с хасидскими реалиями. Он влюбляется в 19-летнюю Дору Диамант из семьи гурских хасидов. Он начинает ходить на службы в синагогу и учить Талмуд. Кафка пишет письмо отцу Доры, в котором просит руки его дочери и обещает совершить тшуву. Папа Доры как хороший хасид идет советоваться со своим ребе и тот запрещает брак.
Так, мы видим как певец бездушной бюрократии под конец жизни сам становится жертвой бюрократии… хасидской, что не мешает им с Дорой мечтать открыть кафе на берегу в Тель Авиве, но это уже совсем другая история…
Хочу порекомендовать вам Севин канал.
Он профессиональный политолог. С регалиями, публикациями и опытом общественной деятельности.
В своем канале Сева пишет умные теоретические вещи об устройстве государственных институтов, и занимается их сравнительным анализом.
А еще Сева, как и я, учится на а курсе гидов, но в Тель Авиве и на английском.
Вот на днях у него вышел замечательный пост о статусе кво в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, и почему он выглядит местами так неприглядно.
Он профессиональный политолог. С регалиями, публикациями и опытом общественной деятельности.
В своем канале Сева пишет умные теоретические вещи об устройстве государственных институтов, и занимается их сравнительным анализом.
А еще Сева, как и я, учится на а курсе гидов, но в Тель Авиве и на английском.
Вот на днях у него вышел замечательный пост о статусе кво в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, и почему он выглядит местами так неприглядно.
Древне-греческий миф и Disco Elysium.
Когда царь Мидас приходит к Силену, наставнику Диониса, и просит у него ответ на вопрос о смысле жизни, вселенной и вообще, внезапно он получает от непросыхающего Силена ответ вполне в духе Гарри Дюбуа из игры Disco Elysium:
«Самое лучшее вообще не рождаться. Второе же по достоинству, — добавил Силен, — поскорей умереть».
Дальше я приведу описание Рубенсовского пьяного Силена, с которого можно легко срисовать Гарри Дюбуа. Это описание взято из книги «Пьяный Силен: о богах, козлах и трещинах в рельности» американского философа и арт-критика Моргана Мейса:
“В том Силене, каким его нарисовал Рубенс, нет ничего шутовского. Силен — герой серьезный. Он рвется вперед с тем хаотично-целеустремленным видом, какой бывает только у пьяных вусмерть. Силен окружен все той же толпой сатиров, пройдох, диких зверей и безумцев, какую мы видели на полотне Тициана.”
“Не знаю, напивались вы когда-нибудь до такой кондиции или нет. Я напивался. Ты резко вскакиваешь и якобы должен куда-то бежать. Может, ты просто хочешь домой, тебе нужно домой. Но ты даже толком не знаешь, где находишься. Хуже того — ты не уверен насчет того, КТО ТЫ ЕСТЬ(помните с чего начинается игра).”
«Но тебя обуяла мысль, потребность, — и это единственное, что есть устойчивого. Это острый укол реальности в мире, в остальном растерявшем опоры. В этом особом забвении ты рвешься вперед. В этом забвении есть своя ясность — но это ясность забвения.»
В общем если кто-то еще не играл в эту философскую игру за детектива-пьяницу, собирающего бутылки и нюхающего амфетамин с подростками в выдуманном, но таком завораживающе реальном полуразрушенном Ревашоле—от души рекомендую и немного завидую.
Книга Моргана Мейса, конечно же, дальше идет от Силена и Рубенса к «Рождению трагедии» Ницше, и в целом пока тоже очень хороша.
Когда царь Мидас приходит к Силену, наставнику Диониса, и просит у него ответ на вопрос о смысле жизни, вселенной и вообще, внезапно он получает от непросыхающего Силена ответ вполне в духе Гарри Дюбуа из игры Disco Elysium:
«Самое лучшее вообще не рождаться. Второе же по достоинству, — добавил Силен, — поскорей умереть».
Дальше я приведу описание Рубенсовского пьяного Силена, с которого можно легко срисовать Гарри Дюбуа. Это описание взято из книги «Пьяный Силен: о богах, козлах и трещинах в рельности» американского философа и арт-критика Моргана Мейса:
“В том Силене, каким его нарисовал Рубенс, нет ничего шутовского. Силен — герой серьезный. Он рвется вперед с тем хаотично-целеустремленным видом, какой бывает только у пьяных вусмерть. Силен окружен все той же толпой сатиров, пройдох, диких зверей и безумцев, какую мы видели на полотне Тициана.”
“Не знаю, напивались вы когда-нибудь до такой кондиции или нет. Я напивался. Ты резко вскакиваешь и якобы должен куда-то бежать. Может, ты просто хочешь домой, тебе нужно домой. Но ты даже толком не знаешь, где находишься. Хуже того — ты не уверен насчет того, КТО ТЫ ЕСТЬ(помните с чего начинается игра).”
«Но тебя обуяла мысль, потребность, — и это единственное, что есть устойчивого. Это острый укол реальности в мире, в остальном растерявшем опоры. В этом особом забвении ты рвешься вперед. В этом забвении есть своя ясность — но это ясность забвения.»
В общем если кто-то еще не играл в эту философскую игру за детектива-пьяницу, собирающего бутылки и нюхающего амфетамин с подростками в выдуманном, но таком завораживающе реальном полуразрушенном Ревашоле—от души рекомендую и немного завидую.
Книга Моргана Мейса, конечно же, дальше идет от Силена и Рубенса к «Рождению трагедии» Ницше, и в целом пока тоже очень хороша.
Как сказала на днях Екатерина Михайловна Шульман:
«Если заниматься только профессиональным, будешь плохо заниматься профессиональным. Если читать только рабочее, перестанешь понимать свою работу. Время от времени надо поговорить (цитируя Чехова) о несъедобном, иначе рехнешься»
Это я к тому, что у меня есть микроскопический канал, куда я публикую понравившиеся цитаты из читаемого, не связанного с еврейством.
Загружая очередную цитату в канал на 27 подписчиков, я понял, что хочу делиться обсуждать то, что я читаю с максимально большим числом участников.
Так что, милости просим!)
«Если заниматься только профессиональным, будешь плохо заниматься профессиональным. Если читать только рабочее, перестанешь понимать свою работу. Время от времени надо поговорить (цитируя Чехова) о несъедобном, иначе рехнешься»
Это я к тому, что у меня есть микроскопический канал, куда я публикую понравившиеся цитаты из читаемого, не связанного с еврейством.
Загружая очередную цитату в канал на 27 подписчиков, я понял, что хочу делиться обсуждать то, что я читаю с максимально большим числом участников.
Так что, милости просим!)
Telegram
Эрос и логос
Цитаты из книг и находки в уличных библиотеках
Торговля сгулот и Чак Паланик.
В Торе в книге Исход Бог называет еврейский народ עַם סְגֻלָּה(ам сэгула). На русский это часто переводят как «избранный народ».
В то время, как у меня роятся мысли идеи о связи слова «сэгула» с фиолетовым цветом סָגֹל, краска для получения которого считалась в древнем мире драгоценностью, о персонале высшей категории סֶגֶל, и о месте этого цвета на границе видимого спектра, стоит сказать о еще одном значении этого слова.
Сэгула (сгула) это магия вещи места и времени в восточной еврейской традиции (еврейство арабских стран). Вы совершаете определенное действие (например, даете цдаку), произносите определенную словесную формулу(как правило стих из книги Псалмов), в определенное время (например в новомесячье «рош ходеш») и полчаете от Бога то, что давно хотели.
Ведь, с тех пор как человечество изобрело вендинговые автоматы по продаже напитков, Бог решил уподобиться им – нажимаешь кнопку и получаешь гарантированный результат.
Этот отрывок из книги Чака Паланика «Выживший» отлично иллюстрирует как работают сгулот. Просто замените слово «молитва» на «сгула»:
“Затем она подает мне их, Молитвы На Все Случаи Жизни, и мое имя действительно там на корешке. Я, я, я. Там я. Внутри — молитвы, которые, как считают люди, написал я: Молитва, чтобы Продлить Оргазм. Молитва, чтобы Похудеть. Ощущение такое же, как у лабораторных подопытных животных, когда их перемалывают, чтобы сделать хот-доги, вот так болезненно я это воспринял. Молитва, чтобы Бросить Курить:
«Наш Святейший Отец,
Избавь меня от выбора, который Ты сделал.
Возьми под контроль мои желания и привычки. Вырви у меня власть над моим собственным поведением.
Пусть это будут Твои решения, как мне поступать. Пусть каждая моя неудача будет делом Твоих рук. Если после этого я продолжу курить, то я буду знать, что мое курение — это Твое желание. Аминь.»
Молитва, чтобы Удалить Следы Плесени.
Молитва, чтобы Предотвратить Потерю Волос:
Бог абсолютной власти,
Пастух стад твоих. Так же, как Ты снял бы остаток Твоих обвинений,
Так же, как Ты спас бы большинство заблудших агнцев Твоих,
Восстанови в полной мере мою славу.
Сохрани мне остаток моей юности.
Всё в Твоей власти, чтобы помочь.
Все в Твоей власти, чтобы отказать.
Бог безграничной щедрости,Подумай о моем страдании.
Аминь.
Молитва, чтобы Стимулировать Эрекцию. Молитва, чтобы Сохранить Эрекцию. Молитва, чтобы Замолкли Лающие Собаки. Молитва, чтобы Замолкли Автомобильные Сигнализации.»
Я наткнулся в инстаграмме на аккаунт женщины с 48 тысячами подписчиков. Она записывает короткие ролики с разными сгулот. Примерно для всего:
Сгула чтобы сдать тест на вождение с первого раза:
https://www.instagram.com/reel/C5_b0GZsTJo/?igsh=MTN6amJ5ZDB6cmVuOQ==
Сгула чтобы найти парковку:
https://www.instagram.com/reel/C3pgydWN9jr/?igsh=ZndpYjl4ajY0MDNs
Сгула чтобы первый дэйт прошел успешно(539 тысяч просмотров):
https://www.instagram.com/reel/C5S_O4xskqO/?igsh=MXZycTY1N2hxd2Y2ZQ==
А еще есть рилс, где она танцует с молодой невестой, и выполняет с ней разные магические обряды под песню Эден бен Закен. Там шикарная подпись:
«Когда Став научилась ОТВЕРГАТЬ РАЗУМ, и впустила в себя Бога, Святой, благословен он открыл перед ней врата возможностей, которые уму непостижимы.»
Те, кто часто сталкиваются с особенностями работы израильских вендинговых аппаратов, все меньше уповают на Бога, или же читают сгулу, чтобы автомат не зажевал купюру.
В Торе в книге Исход Бог называет еврейский народ עַם סְגֻלָּה(ам сэгула). На русский это часто переводят как «избранный народ».
В то время, как у меня роятся мысли идеи о связи слова «сэгула» с фиолетовым цветом סָגֹל, краска для получения которого считалась в древнем мире драгоценностью, о персонале высшей категории סֶגֶל, и о месте этого цвета на границе видимого спектра, стоит сказать о еще одном значении этого слова.
Сэгула (сгула) это магия вещи места и времени в восточной еврейской традиции (еврейство арабских стран). Вы совершаете определенное действие (например, даете цдаку), произносите определенную словесную формулу(как правило стих из книги Псалмов), в определенное время (например в новомесячье «рош ходеш») и полчаете от Бога то, что давно хотели.
Ведь, с тех пор как человечество изобрело вендинговые автоматы по продаже напитков, Бог решил уподобиться им – нажимаешь кнопку и получаешь гарантированный результат.
Этот отрывок из книги Чака Паланика «Выживший» отлично иллюстрирует как работают сгулот. Просто замените слово «молитва» на «сгула»:
“Затем она подает мне их, Молитвы На Все Случаи Жизни, и мое имя действительно там на корешке. Я, я, я. Там я. Внутри — молитвы, которые, как считают люди, написал я: Молитва, чтобы Продлить Оргазм. Молитва, чтобы Похудеть. Ощущение такое же, как у лабораторных подопытных животных, когда их перемалывают, чтобы сделать хот-доги, вот так болезненно я это воспринял. Молитва, чтобы Бросить Курить:
«Наш Святейший Отец,
Избавь меня от выбора, который Ты сделал.
Возьми под контроль мои желания и привычки. Вырви у меня власть над моим собственным поведением.
Пусть это будут Твои решения, как мне поступать. Пусть каждая моя неудача будет делом Твоих рук. Если после этого я продолжу курить, то я буду знать, что мое курение — это Твое желание. Аминь.»
Молитва, чтобы Удалить Следы Плесени.
Молитва, чтобы Предотвратить Потерю Волос:
Бог абсолютной власти,
Пастух стад твоих. Так же, как Ты снял бы остаток Твоих обвинений,
Так же, как Ты спас бы большинство заблудших агнцев Твоих,
Восстанови в полной мере мою славу.
Сохрани мне остаток моей юности.
Всё в Твоей власти, чтобы помочь.
Все в Твоей власти, чтобы отказать.
Бог безграничной щедрости,Подумай о моем страдании.
Аминь.
Молитва, чтобы Стимулировать Эрекцию. Молитва, чтобы Сохранить Эрекцию. Молитва, чтобы Замолкли Лающие Собаки. Молитва, чтобы Замолкли Автомобильные Сигнализации.»
Я наткнулся в инстаграмме на аккаунт женщины с 48 тысячами подписчиков. Она записывает короткие ролики с разными сгулот. Примерно для всего:
Сгула чтобы сдать тест на вождение с первого раза:
https://www.instagram.com/reel/C5_b0GZsTJo/?igsh=MTN6amJ5ZDB6cmVuOQ==
Сгула чтобы найти парковку:
https://www.instagram.com/reel/C3pgydWN9jr/?igsh=ZndpYjl4ajY0MDNs
Сгула чтобы первый дэйт прошел успешно(539 тысяч просмотров):
https://www.instagram.com/reel/C5S_O4xskqO/?igsh=MXZycTY1N2hxd2Y2ZQ==
А еще есть рилс, где она танцует с молодой невестой, и выполняет с ней разные магические обряды под песню Эден бен Закен. Там шикарная подпись:
«Когда Став научилась ОТВЕРГАТЬ РАЗУМ, и впустила в себя Бога, Святой, благословен он открыл перед ней врата возможностей, которые уму непостижимы.»
Те, кто часто сталкиваются с особенностями работы израильских вендинговых аппаратов, все меньше уповают на Бога, или же читают сгулу, чтобы автомат не зажевал купюру.
Доказательство существования царя Давида и многоходовочка пророка Елисея.
Тригер-ворнинг: убийства\расчлененка, исторические факты.
Игра престолов кажется детской адаптированной сказкой по сравнению с 9 и 10 главами 4 книги Царств. Там есть все – коварное предательство, массовые казни, уничтожение ордена его воробейшества и благородная смерть царицы, достойная Серсеи Ланистер. Поехали.
Это произошло в 9 веке до новой эры, когда уже было Израильское северное и южное Иудейское царства. Их цари дружили и создавали военные союзы против тогдашней Сирии.
Как-то царь Ахазия из Иудеи приехал на крепость-дачу Эзриэль к царю Израиля Йораму. Пока они пили вино из виноградников, которые папа Йорама Ахав, отжал у несчастного Навота, пророк Элиша (тот добрый лысый человек, который приказал медведицам разодрать 42 ребенка) планировал госпереворот.
Элиша тайно помазал на царство начальника королевской гвардии царя Йорама по имени Иеhу(синодальный перевод транслитерирует его имя как «Ииуй»).
Иеhу собрал сторонников и поехал в крепость-дачу Эзриэль. Он стал у ворот, и тут началась игра вожатый, вожатый подай пионера. Ворота закрыты, у ворот стоит «полчище Ииуево»(это не я придумал, а синодальный перевод), и Царь Йорам посылает одного за другим стражников, спросить и Иеhу что он хочет. Иеhу уговаривает каждого новопосланного стражника присоединиться к заговору.
Тогда навстречу Иеhу выезжает лично Йорам, и тот лично расстреливает его из лука. Чтобы показать, что он пришел исполнить пророчество Элияху, учителя Элиши, Иеhу приказывает бросить тело Йорама, на то самое поле, которое его папа Ахав отжал и Навота.
Видя, что происходит, Ахазия, царь Иудеи, пытается сбежать через черный ход, но и его настигает стрела. Он смертельно ранен, и умрет через несколько дней в Мегидо, а потому на 3000 лет до конца этого поста станет нам неинтересен.
Тем временем Иеhу врывается в крепость-дачу Эзриль. За этой сценой наблюдает из окна королева-мать ̶С̶е̶р̶с̶е̶я̶ Иезавель, которая помогла Ахава отжать виноградник у Навота, и понимает, что это ее конец. Вместо убегать, она красится, укладывает волосы, и ждет прихода Иеhу.
Иеhу приказывает сбросить Иезавель из окна, где ее тело начинают топтать лощади. Пытаясь воздать убитой королеве последние почести, он приказывает похоронить ее тело, но слуги обнаруживают, что его сожрали собаки, оставив только череп, ступни и кисти рук.
Затем Иеhу посылает гонцов в Шомрон, столицу и требует головы 70 братьев Йорама. Когда ему их привозят, Иеhу аккуратно склаывает их двумя горками у входа в крепость-дачу.
А затем Иеhу сам отправляется в Шомрон на инаугурацию. Там он приказывает всем жрецам Ваала, которых привезла из Ливана Иезавель, собраться для массового отправления культа (боже, какие же доверчивые лохи каждый раз эти жрецы Ваала). В общем, тот день были казнены порядка 200 жрецов Ваала.
В 1993 году в Тель Дане находят надпись на арамейском «Я убил [Йо]рама сына Ахава (который отжал виноградник у Навота) и [Ахази]ю [из] дома Давида». Эту надпись установил в 9-м веке сирийский царь Хазаэль, которого пророк Элиша благословил на уничтожение всей династии царя Ахава и разрыв дип-отношений с Ливаном еще до помазания Иеhу на царство.
Но знаете, что в этой истории самое важное? Это единственное письменное археологическое свидетельство, которое подтверждает существование царя Давида.
Сегодня эта надпись хранится в музее Израиля как стратегическая ценность, подтверждающая правдивость танахического нарратива. Этот экспонат настолько стратегически важен, что из-за войны 7 октября его стенд в музее пустует, потому, что надпись спрятали от греха в подземное бомбо-непроницаемое хранилище. Такие дела.
Тригер-ворнинг: убийства\расчлененка, исторические факты.
Игра престолов кажется детской адаптированной сказкой по сравнению с 9 и 10 главами 4 книги Царств. Там есть все – коварное предательство, массовые казни, уничтожение ордена его воробейшества и благородная смерть царицы, достойная Серсеи Ланистер. Поехали.
Это произошло в 9 веке до новой эры, когда уже было Израильское северное и южное Иудейское царства. Их цари дружили и создавали военные союзы против тогдашней Сирии.
Как-то царь Ахазия из Иудеи приехал на крепость-дачу Эзриэль к царю Израиля Йораму. Пока они пили вино из виноградников, которые папа Йорама Ахав, отжал у несчастного Навота, пророк Элиша (тот добрый лысый человек, который приказал медведицам разодрать 42 ребенка) планировал госпереворот.
Элиша тайно помазал на царство начальника королевской гвардии царя Йорама по имени Иеhу(синодальный перевод транслитерирует его имя как «Ииуй»).
Иеhу собрал сторонников и поехал в крепость-дачу Эзриэль. Он стал у ворот, и тут началась игра вожатый, вожатый подай пионера. Ворота закрыты, у ворот стоит «полчище Ииуево»(это не я придумал, а синодальный перевод), и Царь Йорам посылает одного за другим стражников, спросить и Иеhу что он хочет. Иеhу уговаривает каждого новопосланного стражника присоединиться к заговору.
Тогда навстречу Иеhу выезжает лично Йорам, и тот лично расстреливает его из лука. Чтобы показать, что он пришел исполнить пророчество Элияху, учителя Элиши, Иеhу приказывает бросить тело Йорама, на то самое поле, которое его папа Ахав отжал и Навота.
Видя, что происходит, Ахазия, царь Иудеи, пытается сбежать через черный ход, но и его настигает стрела. Он смертельно ранен, и умрет через несколько дней в Мегидо, а потому на 3000 лет до конца этого поста станет нам неинтересен.
Тем временем Иеhу врывается в крепость-дачу Эзриль. За этой сценой наблюдает из окна королева-мать ̶С̶е̶р̶с̶е̶я̶ Иезавель, которая помогла Ахава отжать виноградник у Навота, и понимает, что это ее конец. Вместо убегать, она красится, укладывает волосы, и ждет прихода Иеhу.
Иеhу приказывает сбросить Иезавель из окна, где ее тело начинают топтать лощади. Пытаясь воздать убитой королеве последние почести, он приказывает похоронить ее тело, но слуги обнаруживают, что его сожрали собаки, оставив только череп, ступни и кисти рук.
Затем Иеhу посылает гонцов в Шомрон, столицу и требует головы 70 братьев Йорама. Когда ему их привозят, Иеhу аккуратно склаывает их двумя горками у входа в крепость-дачу.
А затем Иеhу сам отправляется в Шомрон на инаугурацию. Там он приказывает всем жрецам Ваала, которых привезла из Ливана Иезавель, собраться для массового отправления культа (боже, какие же доверчивые лохи каждый раз эти жрецы Ваала). В общем, тот день были казнены порядка 200 жрецов Ваала.
В 1993 году в Тель Дане находят надпись на арамейском «Я убил [Йо]рама сына Ахава (который отжал виноградник у Навота) и [Ахази]ю [из] дома Давида». Эту надпись установил в 9-м веке сирийский царь Хазаэль, которого пророк Элиша благословил на уничтожение всей династии царя Ахава и разрыв дип-отношений с Ливаном еще до помазания Иеhу на царство.
Но знаете, что в этой истории самое важное? Это единственное письменное археологическое свидетельство, которое подтверждает существование царя Давида.
Сегодня эта надпись хранится в музее Израиля как стратегическая ценность, подтверждающая правдивость танахического нарратива. Этот экспонат настолько стратегически важен, что из-за войны 7 октября его стенд в музее пустует, потому, что надпись спрятали от греха в подземное бомбо-непроницаемое хранилище. Такие дела.
О наших непростых взаимоотношениях с Египтом и черных археологах.
По итогам 6-дневной войны в распоряжении одноглазого черного археолога, чья фамилия начинается на Д- и заканчивается на -аян оказался синайский полуостров. Там он накопал всякого для своей коллекции.
Я долго был уверен, что жена Даяна оставила коллекцию у себя, но на днях я узнал, она таки ее продала музею Израиля.
Как только это произошло, Египет затребовал себе все экспонаты, которые Даян выкопал на Синае. На тот момент мы уже дружили, и нам пришлось отдать.
Сама же дружба с Египтом начиналась с подарка Садату копии вот этого хопеша. Это согнутый серповидный меч из могилы ханаанского воина примерно 15 века до н.э. Те, кто хоронил усопшего специально согнули его так, чтобы ни один расхититель гробниц не смог им воспользоваться для войны.
Этот подарок был символом первого этапа исполнения пророчества Исайи 2:4:
«перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»
Египтяне же сделали из этого своеобразный вывод – евреи помогут нам бороться с одним синайским черным археологом.
По итогам 6-дневной войны в распоряжении одноглазого черного археолога, чья фамилия начинается на Д- и заканчивается на -аян оказался синайский полуостров. Там он накопал всякого для своей коллекции.
Я долго был уверен, что жена Даяна оставила коллекцию у себя, но на днях я узнал, она таки ее продала музею Израиля.
Как только это произошло, Египет затребовал себе все экспонаты, которые Даян выкопал на Синае. На тот момент мы уже дружили, и нам пришлось отдать.
Сама же дружба с Египтом начиналась с подарка Садату копии вот этого хопеша. Это согнутый серповидный меч из могилы ханаанского воина примерно 15 века до н.э. Те, кто хоронил усопшего специально согнули его так, чтобы ни один расхититель гробниц не смог им воспользоваться для войны.
Этот подарок был символом первого этапа исполнения пророчества Исайи 2:4:
«перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»
Египтяне же сделали из этого своеобразный вывод – евреи помогут нам бороться с одним синайским черным археологом.
Следы ханаанских божеств в Танахе.
Там были интересные боги с до боли знакомыми нам именами.Например, был бог моря по имени Ям. него был брат, бог смерти, по имени Мот (однокоренное с ивритским «смерть»). В то время, как древние редакторы Танаха потерли, где могли, следы ханаанских божеств, на переферии танахических текстов, до которой у них не дошли руки, можно встретить Мота как самостоятельное существо:
«Ибо Смерть(מות) входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» Иеремия 9:21
У Мота подобно Яму есть свое царство. И оно называется בֵּית הַחָפְשִׁית – дом свободы. И в Танахе местами встречается слово חָפְשִׁי в похожем значении. Мотив смерти как освобождения можно найти у Иова 3:19:
«Малый и великий там равны, и раб СВОБОДЕН от господина своего.»
Некоторые исследователи полагают, что именно поэтому мы говорим о мертвом נִפְטָר — уволенный.
А упоминание свободы как царства смерти есть в книге Псалмов:
«Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы
Между мёртвыми, свободный — как убитые, лежащие во гробе» Псалтирь 87:6-7
Царь Узияху, когда пытается ликвидировать одну из ветвей власти в Иудее, получает от Бога проказу на весь лоб (вот бы и сегодня так!). Но дальше его отправляют жить в некий «свободный дом» בְּבֵית הַחָפְשִׁית до конца дней. Сегодня историки говорят, что имеется в виду существование живого в статусе мертвого.
А когда во времена Второго Храма совпали процесса – расширение Иерусалима и поголовная обсессия евреев ритуальной чистотой, могилу царя Узияху было решено перенести.
Об этом мы знаем, потому что в 20-м веке табличку с надписью «сюда перенесены кости царя Узияху, просьба не открывать» обнаружит профессор Липа Сукеник в коллекции русского Вознесенского монастыря (на иврите название этого монастыря звучит почти как Монастырь Русской Алии מנזר העלייה הרוסי), а затем выкупит музей Израиля.
Там были интересные боги с до боли знакомыми нам именами.Например, был бог моря по имени Ям. него был брат, бог смерти, по имени Мот (однокоренное с ивритским «смерть»). В то время, как древние редакторы Танаха потерли, где могли, следы ханаанских божеств, на переферии танахических текстов, до которой у них не дошли руки, можно встретить Мота как самостоятельное существо:
«Ибо Смерть(מות) входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» Иеремия 9:21
У Мота подобно Яму есть свое царство. И оно называется בֵּית הַחָפְשִׁית – дом свободы. И в Танахе местами встречается слово חָפְשִׁי в похожем значении. Мотив смерти как освобождения можно найти у Иова 3:19:
«Малый и великий там равны, и раб СВОБОДЕН от господина своего.»
Некоторые исследователи полагают, что именно поэтому мы говорим о мертвом נִפְטָר — уволенный.
А упоминание свободы как царства смерти есть в книге Псалмов:
«Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы
Между мёртвыми, свободный — как убитые, лежащие во гробе» Псалтирь 87:6-7
Царь Узияху, когда пытается ликвидировать одну из ветвей власти в Иудее, получает от Бога проказу на весь лоб (вот бы и сегодня так!). Но дальше его отправляют жить в некий «свободный дом» בְּבֵית הַחָפְשִׁית до конца дней. Сегодня историки говорят, что имеется в виду существование живого в статусе мертвого.
А когда во времена Второго Храма совпали процесса – расширение Иерусалима и поголовная обсессия евреев ритуальной чистотой, могилу царя Узияху было решено перенести.
Об этом мы знаем, потому что в 20-м веке табличку с надписью «сюда перенесены кости царя Узияху, просьба не открывать» обнаружит профессор Липа Сукеник в коллекции русского Вознесенского монастыря (на иврите название этого монастыря звучит почти как Монастырь Русской Алии מנזר העלייה הרוסי), а затем выкупит музей Израиля.
Благодатный огонь и пророк Элияху. Почему католики не верят в это чудо.
Первое упоминание зажигания света в субботу перед Пасхой мы находим у паломницы\монашки\умницы Эгерии в 4-м веке. Она описывает как в кувуклию (место погребения в Храме Гроба Господня) заходит священник и зажигает свечи. И никакого чуда.
Первое упоминание чуда же датируется 9-м веком новой эры. В это время Аббасиды правят Иерусалимом, а притесняемым христианам очень хочется показать свою богоизбранность (а кому из нас не хочется, спрошу я как еврей). По сути это театральное представление, имитирующее соревнования пророка Элияху с жрецами Ваала. Там тоже сходит огонь с неба на жертвенник, и пусть эти сарацины сами догадаются, кто тут теперь неверный.
Время идет и Папа Урбан 2 в 1095 году, сподвигая европейских христиан на Первый Крестовый поход, очень недвусмысленно выражается о божественной природе огня, сходящего в Гробе господнем за день до Пасхи.
“Сколь драгоценным был бы вожделенный, несравненный Гроб Господень, даже если бы Бог и не совершал там ежегодного чуда! Ибо в Страстную Неделю все погашенные лампады в Гробе и вокруг него в храме вновь возгораются по Божией воле. Чьё сердце, о братья, окаменело настолько, что столь великое чудо не трогает его? Поверьте мне, человек, чьё сердце не верует, получив такой божественный знак благодати, есть бесчувственная скотина!”
А потом в 13-м веке придет Папа Григорий 9, который официально объявит черных кошек воплощением Сатаны, чем увеличит популяцию крыс, что в свою очередь поспособствует распространению эпидемии чумы.
Нам же они интересен тем, что начнет воевать за Италию с Фридрихом 2, императором Священной Римской империи. Григорий 9 отлучил Фридриха 2 от церкви. Тот же в войне за итальянский полуостров был готов войти в союз даже с татаро-монголами, который как раз замаячили на окраине Европы. В общем, Боже помоги мне выжить среди этой смертной любви!
И тут в 1238 году отлученный от церкви Фридрих должен присутствовать на церемонии ̶с̶н̶и̶с̶х̶о̶ж̶д̶е̶н̶и̶я̶ схождения благодатного огня. Если сойдет огонь на безбожника Фридриха, то Папа будет не прав. Тогда Григорий выпускает постановление, что чудо благодатного огня не чудо, потому что на нем стоит “православная печать кашрута”, а мы тут католики, если кто забыл.
С тех пор чудом в субботу перед православной пасхой занимаются греки, армяне, копты и эфиопы, а католик францисканец номинально присутствует, следя за соблюдением статуса кво (чтоб никто не передвинул лесенку у входа).
Первое упоминание зажигания света в субботу перед Пасхой мы находим у паломницы\монашки\умницы Эгерии в 4-м веке. Она описывает как в кувуклию (место погребения в Храме Гроба Господня) заходит священник и зажигает свечи. И никакого чуда.
Первое упоминание чуда же датируется 9-м веком новой эры. В это время Аббасиды правят Иерусалимом, а притесняемым христианам очень хочется показать свою богоизбранность (а кому из нас не хочется, спрошу я как еврей). По сути это театральное представление, имитирующее соревнования пророка Элияху с жрецами Ваала. Там тоже сходит огонь с неба на жертвенник, и пусть эти сарацины сами догадаются, кто тут теперь неверный.
Время идет и Папа Урбан 2 в 1095 году, сподвигая европейских христиан на Первый Крестовый поход, очень недвусмысленно выражается о божественной природе огня, сходящего в Гробе господнем за день до Пасхи.
“Сколь драгоценным был бы вожделенный, несравненный Гроб Господень, даже если бы Бог и не совершал там ежегодного чуда! Ибо в Страстную Неделю все погашенные лампады в Гробе и вокруг него в храме вновь возгораются по Божией воле. Чьё сердце, о братья, окаменело настолько, что столь великое чудо не трогает его? Поверьте мне, человек, чьё сердце не верует, получив такой божественный знак благодати, есть бесчувственная скотина!”
А потом в 13-м веке придет Папа Григорий 9, который официально объявит черных кошек воплощением Сатаны, чем увеличит популяцию крыс, что в свою очередь поспособствует распространению эпидемии чумы.
Нам же они интересен тем, что начнет воевать за Италию с Фридрихом 2, императором Священной Римской империи. Григорий 9 отлучил Фридриха 2 от церкви. Тот же в войне за итальянский полуостров был готов войти в союз даже с татаро-монголами, который как раз замаячили на окраине Европы. В общем, Боже помоги мне выжить среди этой смертной любви!
И тут в 1238 году отлученный от церкви Фридрих должен присутствовать на церемонии ̶с̶н̶и̶с̶х̶о̶ж̶д̶е̶н̶и̶я̶ схождения благодатного огня. Если сойдет огонь на безбожника Фридриха, то Папа будет не прав. Тогда Григорий выпускает постановление, что чудо благодатного огня не чудо, потому что на нем стоит “православная печать кашрута”, а мы тут католики, если кто забыл.
С тех пор чудом в субботу перед православной пасхой занимаются греки, армяне, копты и эфиопы, а католик францисканец номинально присутствует, следя за соблюдением статуса кво (чтоб никто не передвинул лесенку у входа).
Приходите ко мне на лекцию.
За неделю до объявления Независимости Бен Гурион посылает Моше Шарета в Америку к Труману получить разрешение, объявить о независимости.
Шарет возвращается с ответом в день заседания партии МАПАЙ.
—Труман просит отложить объявление независимости на 3 месяца и я согласен с ним,—сообщает Шарет.
Бен Гурион вскакивает на ноги, и закрывает на замок дверь кабинета, говоря при этом:
—Ты не выйдешь из этой комнаты, пока не пообещаешь мне, что на заседании партии ты не говоришь, о том, что рекомендовал Труман.
После торговли и использования множества игры слов и диалектных выражений на иврите, идише и русском они приходят к компромиссу— Шарет может сказать всем, что рекомендовал Труман, но не скажет что он согласен с ним.
Спустя полчаса БГ открывает заседание ЦК партии и Шарет рассказывает что рекомендовал Труман проводит очень странное голосование:
«Кто за то, чтобы отвергнуть предложение США?»
Большинство проголосовало за «отвергнуть»(БГ-боженька формулировок, когда ему надо). Эти люди не понимали, что они по сути голосуют в этот момент за провозглашение создания государства Израиль.
В среду 8.05.24 в19:30 я буду рассказывать о войне за Независимость в бейт Даниэле в Яфо.
Вот ссылка на запись:
https://meshulam.co.il/quick_payment?b=6249a16ff593e9f7ca87701c0fde8b7a
За неделю до объявления Независимости Бен Гурион посылает Моше Шарета в Америку к Труману получить разрешение, объявить о независимости.
Шарет возвращается с ответом в день заседания партии МАПАЙ.
—Труман просит отложить объявление независимости на 3 месяца и я согласен с ним,—сообщает Шарет.
Бен Гурион вскакивает на ноги, и закрывает на замок дверь кабинета, говоря при этом:
—Ты не выйдешь из этой комнаты, пока не пообещаешь мне, что на заседании партии ты не говоришь, о том, что рекомендовал Труман.
После торговли и использования множества игры слов и диалектных выражений на иврите, идише и русском они приходят к компромиссу— Шарет может сказать всем, что рекомендовал Труман, но не скажет что он согласен с ним.
Спустя полчаса БГ открывает заседание ЦК партии и Шарет рассказывает что рекомендовал Труман проводит очень странное голосование:
«Кто за то, чтобы отвергнуть предложение США?»
Большинство проголосовало за «отвергнуть»(БГ-боженька формулировок, когда ему надо). Эти люди не понимали, что они по сути голосуют в этот момент за провозглашение создания государства Израиль.
В среду 8.05.24 в19:30 я буду рассказывать о войне за Независимость в бейт Даниэле в Яфо.
Вот ссылка на запись:
https://meshulam.co.il/quick_payment?b=6249a16ff593e9f7ca87701c0fde8b7a
Стих Леонарда Коэна об Альберте Эйхамане:
ВСЕ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО АДОЛЬФА ЭЙХМАНА
Глаза - невыразительные.
Волосы - негустые.
Вес - средний.
Рост - средний.
Особые приметы - никаких.
Число пальцев на руках- десять.
Число пальцев на ногах- десять.
Интеллект - средний.
А чего вы ждали?
Когти?
Передний зуб сверхестественного размера?
Зеленая слюна?
Cумасшествие?
Пару моих мыслей. С этого момента НЕ Леонард Коэн.
Как-то я гулял с двумя молодыми немками по Иерусалиму, и мы проходили мимо здания театра Жерар Бахар на улице Бецалель. Они обратили внимание красивую мозаику на фасаде здания.
—Да, что мозаика,— сказал я Эльзе и Шарлоте… и тут я понял, что собираюсь рассказать им, как Моссад похитил их соотечественника в Аргентине, судил в этом здании, и приговорил к смертной казни.
Я не стал, но это чувство для себя запомнил.
ВСЕ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО АДОЛЬФА ЭЙХМАНА
Глаза - невыразительные.
Волосы - негустые.
Вес - средний.
Рост - средний.
Особые приметы - никаких.
Число пальцев на руках- десять.
Число пальцев на ногах- десять.
Интеллект - средний.
А чего вы ждали?
Когти?
Передний зуб сверхестественного размера?
Зеленая слюна?
Cумасшествие?
Пару моих мыслей. С этого момента НЕ Леонард Коэн.
Как-то я гулял с двумя молодыми немками по Иерусалиму, и мы проходили мимо здания театра Жерар Бахар на улице Бецалель. Они обратили внимание красивую мозаику на фасаде здания.
—Да, что мозаика,— сказал я Эльзе и Шарлоте… и тут я понял, что собираюсь рассказать им, как Моссад похитил их соотечественника в Аргентине, судил в этом здании, и приговорил к смертной казни.
Я не стал, но это чувство для себя запомнил.
Насколько всерьез в 16-м веке все воспринимали голема?
Елизавета Первая, королева Великобритании посылает своего придворного оккультиста Джона Ди с миссией в Прагу, встретиться с английским мистическим резидентом Эдвардом Келли для получения чертежей по созданию голема, чтобы наладить его массовое производство, и использовать этих глиняных роботов против испанцев.
Но Габсбурги строго хранили свою военную тайну, а потому их контрразведка задержержала Ди и Келли за шпионаж в пользу британской короны.
Елизавета Первая, королева Великобритании посылает своего придворного оккультиста Джона Ди с миссией в Прагу, встретиться с английским мистическим резидентом Эдвардом Келли для получения чертежей по созданию голема, чтобы наладить его массовое производство, и использовать этих глиняных роботов против испанцев.
Но Габсбурги строго хранили свою военную тайну, а потому их контрразведка задержержала Ди и Келли за шпионаж в пользу британской короны.
У древних хананейцев был верховный БОГ. Его звали Эль(אֵל). Эль также носил знакомые нам эпитеты, типа Отец Адама и Творец времени. В сегодняшнем иврите слово «эль» используется в значении «бог».
Иногда его изображали в виде быка, или просто в виде древней финикийской буквы «алеф», которая тоже была пиктограммой быка. Отсюда понятно, почему, как только Моисей отвлекся на получение Торы на горе Синай, Аарон зафигачил золотого тельца. Так в его представлении выглядел, Бог, говоривший с его братом из несгорающего куста.
Кроме стандартных бого-детей типа бога моря Яма, и бога плодородия\облаков\дождей Ваала, у Эля были дети близнецы – бог рассвета Шахар(שַׁחַר), и бог заката по имени Шалем (שָׁלֵם).
У бога Шалема был свой одноименный город, который в наши дни будет называться Иерусалим. В Торе есть место, где упоминаются одновременно папа Эль и его сын Шалем (правда уже виде города):
וּמַלְכִּי צֶדֶק מֶלֶךְ שָׁלֵם הוֹצִיא לֶחֶם וָיָיִן וְהוּא כֹהֵן לְאֵל עֶלְיוֹן
«и Мельхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, Быт 14:18
Мельхиседек, кстати, вышел с хлебом и вином встречать Авраама, подобно тому, как мы сегодня с этими же атрибутами выходим встречать большинство еврейских праздников, которые постановил нам праздновать бог по имени Тетраграмматон ЭЛЬоhим.
Эти же атрибуты стали позже неотъемлемой частью христианских таинств.
Вот такой вот круговорот «воруй как художник» в природе.
Иногда его изображали в виде быка, или просто в виде древней финикийской буквы «алеф», которая тоже была пиктограммой быка. Отсюда понятно, почему, как только Моисей отвлекся на получение Торы на горе Синай, Аарон зафигачил золотого тельца. Так в его представлении выглядел, Бог, говоривший с его братом из несгорающего куста.
Кроме стандартных бого-детей типа бога моря Яма, и бога плодородия\облаков\дождей Ваала, у Эля были дети близнецы – бог рассвета Шахар(שַׁחַר), и бог заката по имени Шалем (שָׁלֵם).
У бога Шалема был свой одноименный город, который в наши дни будет называться Иерусалим. В Торе есть место, где упоминаются одновременно папа Эль и его сын Шалем (правда уже виде города):
וּמַלְכִּי צֶדֶק מֶלֶךְ שָׁלֵם הוֹצִיא לֶחֶם וָיָיִן וְהוּא כֹהֵן לְאֵל עֶלְיוֹן
«и Мельхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, Быт 14:18
Мельхиседек, кстати, вышел с хлебом и вином встречать Авраама, подобно тому, как мы сегодня с этими же атрибутами выходим встречать большинство еврейских праздников, которые постановил нам праздновать бог по имени Тетраграмматон ЭЛЬоhим.
Эти же атрибуты стали позже неотъемлемой частью христианских таинств.
Вот такой вот круговорот «воруй как художник» в природе.
Как пали сильные на брани…
Во второй книге Шмуэля Давид, который вот-вот станет царем оплакивает павших в бою с филистимлянами Шауля и Йонатана.
Несколько раз он произносит слова, которые в ближайшие сутки будут звучать со всех сцен Израиля:
אֵיךְ נָפְלוּ גִּיבּוֹרִים
Как же пали герои!
В синодальном переводе: как пали сильные на брани.
Эта фраза не только стала крылатым выражением в иврите, для обозначить неожиданную потерю, но и была взята на вооружение христианами.
Самое известное место, где французские христиане цитируют это место в Танахе – кармелитский монастырь Стелла Марис в Хайфе.
Когда Наполеон продвигался на север из Яфо в Акко, часть его солдат заболели чумой и были помещены на лечение в Стеллу Марис.
Акко Наполеон так и не смог взять, что родило еще одно крылатое выражение в иврите. Сегодня, когда мы говорим, כְּשֶׁנַּפּוֹלְיוֹן יִכְבּוֹשׁ אֶת עַכּוֹ (Когда Наполеон захватит Акко) мы имеем в виду «когда рак на горе свистнет», что, с свою очередь, критически близко к «никогда».
Но вернемся к французам на святой земле. Спешно покидая ее, Наполеон оставляет больных солдат в монастыре на горе Кармэль. Акко тогда правил Ахмед аль Джазар, по прозвищу «мясник». Он пришел в Стеллу Марис и приказал казнить всех больных французских солдат.
В память об их гибели на территории монастыря сегодня стоит памятник в виде пирамиды (помните, где высадился Наполеон) с цитатой из книги Шмуэля.
Что же касается наших героев—
ה׳ יִקֹם דָּמָם
Во второй книге Шмуэля Давид, который вот-вот станет царем оплакивает павших в бою с филистимлянами Шауля и Йонатана.
Несколько раз он произносит слова, которые в ближайшие сутки будут звучать со всех сцен Израиля:
אֵיךְ נָפְלוּ גִּיבּוֹרִים
Как же пали герои!
В синодальном переводе: как пали сильные на брани.
Эта фраза не только стала крылатым выражением в иврите, для обозначить неожиданную потерю, но и была взята на вооружение христианами.
Самое известное место, где французские христиане цитируют это место в Танахе – кармелитский монастырь Стелла Марис в Хайфе.
Когда Наполеон продвигался на север из Яфо в Акко, часть его солдат заболели чумой и были помещены на лечение в Стеллу Марис.
Акко Наполеон так и не смог взять, что родило еще одно крылатое выражение в иврите. Сегодня, когда мы говорим, כְּשֶׁנַּפּוֹלְיוֹן יִכְבּוֹשׁ אֶת עַכּוֹ (Когда Наполеон захватит Акко) мы имеем в виду «когда рак на горе свистнет», что, с свою очередь, критически близко к «никогда».
Но вернемся к французам на святой земле. Спешно покидая ее, Наполеон оставляет больных солдат в монастыре на горе Кармэль. Акко тогда правил Ахмед аль Джазар, по прозвищу «мясник». Он пришел в Стеллу Марис и приказал казнить всех больных французских солдат.
В память об их гибели на территории монастыря сегодня стоит памятник в виде пирамиды (помните, где высадился Наполеон) с цитатой из книги Шмуэля.
Что же касается наших героев—
ה׳ יִקֹם דָּמָם
Каждый раз когда читаю об этой эпохе, понимаю что биографий этих ученных хватило бы на 100 сезонов сериала Теория большого взрыва.
Ну, и стоит ли говорить, что Нойман, Сцилард и Вигнер, как и Лоцман, Боцман и Айсберг были евреями.
“Сцилард был человеком сверхъестественно наблюдательным – «За всю мою долгую жизнь среди ученых, – пишет Вигнер, – я не встречал человека более оригинального и творческого, обладавшего большей независимостью мыслей и суждений”
Все бы хорошо, но Вигнер в книге, которую я читал полгода назад, тоже самое говорил о своем однокласснике фон Ноймане😅
Автор очень смешно троллит наблюдательность Сциларда в следующем абзаце)))
“Летом 1922 года обменный курс достиг 400 немецких марок за доллар. В начале января 1923-го, поистине ужасного года он упал до 7000 марок за доллар. В июле – до 160 000. В августе – до миллиона. К 23 ноября 1923 года, когда наконец началась коррекция курса, он достиг 4,2 триллиона марок за доллар. Банки приглашали на работу бухгалтеров, хорошо умеющих считать нули, и выдавали наличные на вес. Антикварные магазины были до потолка забиты заложенными сокровищами разорившегося среднего класса”
“Сцилард уделяет главному городу Германии, находившемуся тогда на пике послевоенных социальных, политических и интеллектуальных потрясений, ровно одно предложение: «Берлин переживал в то время расцвет физики”
Из книги
Создание атомной бомбы
Ричард Роудс
Ну, и стоит ли говорить, что Нойман, Сцилард и Вигнер, как и Лоцман, Боцман и Айсберг были евреями.
“Сцилард был человеком сверхъестественно наблюдательным – «За всю мою долгую жизнь среди ученых, – пишет Вигнер, – я не встречал человека более оригинального и творческого, обладавшего большей независимостью мыслей и суждений”
Все бы хорошо, но Вигнер в книге, которую я читал полгода назад, тоже самое говорил о своем однокласснике фон Ноймане😅
Автор очень смешно троллит наблюдательность Сциларда в следующем абзаце)))
“Летом 1922 года обменный курс достиг 400 немецких марок за доллар. В начале января 1923-го, поистине ужасного года он упал до 7000 марок за доллар. В июле – до 160 000. В августе – до миллиона. К 23 ноября 1923 года, когда наконец началась коррекция курса, он достиг 4,2 триллиона марок за доллар. Банки приглашали на работу бухгалтеров, хорошо умеющих считать нули, и выдавали наличные на вес. Антикварные магазины были до потолка забиты заложенными сокровищами разорившегося среднего класса”
“Сцилард уделяет главному городу Германии, находившемуся тогда на пике послевоенных социальных, политических и интеллектуальных потрясений, ровно одно предложение: «Берлин переживал в то время расцвет физики”
Из книги
Создание атомной бомбы
Ричард Роудс
О независимости Израиля провозгласили примерно в 4:20 if you know what I mean.
Утвердили ее окончательный текст за час до этого. Ляма? Каха!
Первый драфт текста декларации писал первый юрист будущего министерства юстиции Мордехай Беам. В Песах 1948 года он, как первый работник будущего министерства юстиции получил задание написать по-быстрому текст декларации независимости.
Он недолго думал, где искать вдохновения, пошел к соседу раввину и попросил у него книгу, где был полный текст декларации независимости США.
Прежде всего Беам решает, что точно не войдет в текст. Например, длинные куски , где американцы жалуются на то, как они страдали под гнетом англичан. Члены организации Лехи, которые боролись с английским мандатом, наверное, попросили бы их оставить.
Сразу же после all man (кроме женщин рабов) created equal есть в американской декларации что-то, о том что страна создается для pursuit of happiness. Но Мордехай Беам был ашкеназским квеч-аидом, который не мог вписать эту мысль в нашу декларацию.
Тем не менее по-прежнему многое вошло.
Теперь по поводу самого свитка. В момент провозглашения не было того самого красивого длинного куска пергамента. Если присмотреться к фото, где Бен-Гурионейну читает тот самый текст, мы увидим простой лист А4. Таких копий было примерно 100. Как сказала Гольда Меир, которая присутствовала на церемонии «у нас нет ксерокса, но если надо мы его применим!»
В процессе заседания принесли лист вощенной бумаги без текста. На нем расписались все члены собрания. Тех, кто на момент провозглашения Независимости был в осажденном Иерусалиме, БГ пригласил потом к себе для подписи и выговаривал всем, у кого был некрасивый, по его мнению, почерк.
Сегодня в разных местах можно встретить примерно 5 копий красиво в разных знаковых местах государства Израиль. Почему так? Каха🤷🏻♀️
Через 11 минут после окончания церемонии провозглашения нашей Независимости США признали государство Израиль. Именно столько времени по мнению Пауло Коэльо (кто не знает, это такой Гессе для нищих духом) человек каждый день в среднем посвящает занятиям сексом. Но у нас уже 2000 лет как нарушен этот естественный процесс секс-зачатие-промежуток времени-рождение. Ляма? Каха?
Друг рассказал мне, что один американец, наконец-то поняв, что значит ответ «каха», на вопрос «ляма»(чего нет в его родном английском) назвал нас израильтян каха-nation.
С днем рождения, мои каха-nation!
Утвердили ее окончательный текст за час до этого. Ляма? Каха!
Первый драфт текста декларации писал первый юрист будущего министерства юстиции Мордехай Беам. В Песах 1948 года он, как первый работник будущего министерства юстиции получил задание написать по-быстрому текст декларации независимости.
Он недолго думал, где искать вдохновения, пошел к соседу раввину и попросил у него книгу, где был полный текст декларации независимости США.
Прежде всего Беам решает, что точно не войдет в текст. Например, длинные куски , где американцы жалуются на то, как они страдали под гнетом англичан. Члены организации Лехи, которые боролись с английским мандатом, наверное, попросили бы их оставить.
Сразу же после all man (кроме женщин рабов) created equal есть в американской декларации что-то, о том что страна создается для pursuit of happiness. Но Мордехай Беам был ашкеназским квеч-аидом, который не мог вписать эту мысль в нашу декларацию.
Тем не менее по-прежнему многое вошло.
Теперь по поводу самого свитка. В момент провозглашения не было того самого красивого длинного куска пергамента. Если присмотреться к фото, где Бен-Гурионейну читает тот самый текст, мы увидим простой лист А4. Таких копий было примерно 100. Как сказала Гольда Меир, которая присутствовала на церемонии «у нас нет ксерокса, но если надо мы его применим!»
В процессе заседания принесли лист вощенной бумаги без текста. На нем расписались все члены собрания. Тех, кто на момент провозглашения Независимости был в осажденном Иерусалиме, БГ пригласил потом к себе для подписи и выговаривал всем, у кого был некрасивый, по его мнению, почерк.
Сегодня в разных местах можно встретить примерно 5 копий красиво в разных знаковых местах государства Израиль. Почему так? Каха🤷🏻♀️
Через 11 минут после окончания церемонии провозглашения нашей Независимости США признали государство Израиль. Именно столько времени по мнению Пауло Коэльо (кто не знает, это такой Гессе для нищих духом) человек каждый день в среднем посвящает занятиям сексом. Но у нас уже 2000 лет как нарушен этот естественный процесс секс-зачатие-промежуток времени-рождение. Ляма? Каха?
Друг рассказал мне, что один американец, наконец-то поняв, что значит ответ «каха», на вопрос «ляма»(чего нет в его родном английском) назвал нас израильтян каха-nation.
С днем рождения, мои каха-nation!
Когда вы вы знали из какого сора Хаим Вайцман варил ацетон для Черчиля.
Эпиграф:
Согласно мидрашу, мидьянитянки не брали с еврейских мужчин денег за сексуальные услуги. Они просили лишь принести жертву Бааль Пеору.
Хаим Вайцман искал в природе бактерию, продуктом жизнедеятельности которой будет бутиловый спирт. Он нашел такую в початках кукурузы. С тех пор она называется Clostridium acetobutylicum Weizmann. Или коротко—организм Вайцмана.
Эта бактерия превращала кукурузный крахмал в смесь бутилового спирта и ацетона. Их уже можно было разделить простой дистилляцией.
Когда началась Первая Мировая война британский Военно-промышленный комплекс столкнулся с острой нехваткой ацетона. Его добавляли в порох для предотвращения коррозии стволов тяжелых орудий.
Вайцмана вызвал к себе Черчилль, и попросил срочно намайнить 30 тысяч тонн ацетона.
—Ну, мне тогда нужны производственные мощности, для дистилляции,—сказал Вайцман.
—Есть заводы по производству виски, а есть те которые делают джин? Ты что предпочитаешь?
—И то и другое, можно без хлеба,—сказал Вайцман.
Практиковать свой метод Вайцман начал на заводе по производству джина Nicholson. А потом Английское правительство реквизировало под эти нужды 6 английских, шотландских и ирландских винокуренных заводов.
Но кукурузу привозили из Америки, а немцы начали топить корабли. Благо в тот год осенью в Англии был большой урожай каштанов. Ллойд организовал общенациональную кампанию сбора этих каштанов, чтобы Вайцман «варил» из них ацетон.
Когда Ллойд Джордж сказал Вайцману, что собирается представить его к ордену, Вайцман сказал:
—Я хотел бы просить вас сделать кое-что для моего народа.
А затем изложил свои пожелания в области возвращения евреев в Землю Обетованную.
Так родилось письмо британского министра иностранных дел барону Ротшильду о национальном очаге, которое мы сегодня знаем как декларацию Бальфура.
Эпиграф:
Согласно мидрашу, мидьянитянки не брали с еврейских мужчин денег за сексуальные услуги. Они просили лишь принести жертву Бааль Пеору.
Хаим Вайцман искал в природе бактерию, продуктом жизнедеятельности которой будет бутиловый спирт. Он нашел такую в початках кукурузы. С тех пор она называется Clostridium acetobutylicum Weizmann. Или коротко—организм Вайцмана.
Эта бактерия превращала кукурузный крахмал в смесь бутилового спирта и ацетона. Их уже можно было разделить простой дистилляцией.
Когда началась Первая Мировая война британский Военно-промышленный комплекс столкнулся с острой нехваткой ацетона. Его добавляли в порох для предотвращения коррозии стволов тяжелых орудий.
Вайцмана вызвал к себе Черчилль, и попросил срочно намайнить 30 тысяч тонн ацетона.
—Ну, мне тогда нужны производственные мощности, для дистилляции,—сказал Вайцман.
—Есть заводы по производству виски, а есть те которые делают джин? Ты что предпочитаешь?
—И то и другое, можно без хлеба,—сказал Вайцман.
Практиковать свой метод Вайцман начал на заводе по производству джина Nicholson. А потом Английское правительство реквизировало под эти нужды 6 английских, шотландских и ирландских винокуренных заводов.
Но кукурузу привозили из Америки, а немцы начали топить корабли. Благо в тот год осенью в Англии был большой урожай каштанов. Ллойд организовал общенациональную кампанию сбора этих каштанов, чтобы Вайцман «варил» из них ацетон.
Когда Ллойд Джордж сказал Вайцману, что собирается представить его к ордену, Вайцман сказал:
—Я хотел бы просить вас сделать кое-что для моего народа.
А затем изложил свои пожелания в области возвращения евреев в Землю Обетованную.
Так родилось письмо британского министра иностранных дел барону Ротшильду о национальном очаге, которое мы сегодня знаем как декларацию Бальфура.
Квантовый облачный атлас еврейской реинкарнации.
С точки зрения иудаизма все еврейские души стояли под горой Синай когда получали Тору, но услышал ее каждый по разному, а потом переродившись дал миру свою трактовку услышанного.
Из этого следует, что рядышком стояли души Эйнштейна, Нильса Бора, рабби Егошуа и рабби Элиэзер бен Урканос.
А еще лучше не так. Добавим в это уравнение реинкарнацию. Под горой Синай стояли еврейские души, придут в мир сначала в виде рабби Егошуа и рабби Элиэзера, а потом, спустя 2000 лет в виде Бора и Эйнштейна.
Акт первый
Раби Элиезер и рабби Егошуа вышли прогуляться по пути дискутируя о том, может ли стать ритуально нечистой глиняная печь, если разрезать ее на части, а потом обратно скрепить цементом. Или это все-таки «разбитый сосуд», а значит – не может.
Раби Егошуа захватил с собой на прогулку мнение друзей по бейт мидрашу, а рабби Элиезер – самого Бога. Исчерпав все аргументы рабби Элиезер начал творить ̶ж̶у̶т̶к̶у̶ю̶ ̶д̶и̶ч̶ь̶ чудеса.
Сначала он попросил в подтверждение своих слов рожковое дерево превратиться в рожкового энта и сдвинуться на 100 локтей.Потом он попросил реку потечь вспять, а стене бейт мидраша наклониться. Но ничего из этого не помогло. Раби Егошуа стоял на своем.
Тогда раби Элиезер выташил из рукава козырный туз в виде голоса Бога с неба, который постановил:
«Все алахические постановления рабби верны,-- добавив шёпотом,-- в рамках классической Ньютоновой физики»
Но в этот момент рабби Егошуа парировал словами из продиктованного Моисею самим Богом «Тора не на небесах!». Мол, как сами тут решим, так и будет. А если считать по головам, то вас тут только ты и Бог – двое, а нас – целый бейт мидраш.
В итоге было вынесено постановление, что правы рабби Егошуа и бейт мидраш. Рабби Егошуа заодно, прикрикнул на стену бейт мидраша, чтобы выпрямилась и не позорила его седины.
Акт второй
В 1927 году на Сольвейской конференции решался вопрос кошерности приницпов квантовой механики разработанных Бором и Гейзенбергом. Кроме Эйнштейна и Бора и Гейзенберга, в ней участвовали Макс Планк, Мария Кюри, Хендрик Лоренц, Макс Борн, Пауль Эренфест, Эрвин Шрёдингер, Вольфганг Паули и многие другие (в общем весь бейт мидраш).
Далее цитаты из книги «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса:
“Все мы жили в одном отеле, – вспоминает Гейзенберг, – и самые острые дискуссии проходили не в конференц-зале, а в ресторане отеля. Бор и Эйнштейн несли главную тяжесть этой борьбы за новое истолкование квантовой теории”
“Эйнштейн отказывался согласиться с тем, что на атомном уровне нет детерминизма, что тонкая структура Вселенной непознаваема, что всем правит статистика. «“Господь Бог не играет в кости” – это выражение часто можно было услышать от него во время дискуссий, – пишет Гейзенберг. – Эйнштейн не мог поэтому примириться с соотношениями неопределенностей и старался придумать эксперименты, в которых эти соотношения уже не имели бы места». Он упорно отказывался принять принцип неопределенности и пытался придумать случаи, в которых этот принцип оказался бы неверным».
За завтраком Эйнштейн предлагал очередной замысловатый мысленный эксперимент, споры о нем продолжались в течение всего дня, «…и, как правило, все заканчивалось тем, что Нильс Бор вечером за ужином был уже в состоянии доказать Эйнштейну, что очередной предложенный им эксперимент тоже не ведет к отмене соотношения неопределенностей. Эйнштейн казался несколько обеспокоенным, но уже на следующее утро у него за завтраком был готов новый мысленный эксперимент, еще более сложный и призванный теперь уж наверняка обнаружить недействительность соотношения неопределенностей».
Так продолжалось в течение нескольких дней, пока наконец Эренфест* прямо не сказал Эйнштейну – а они были очень старыми друзьями, – что ему за него стыдно, что Эйнштейн возражает против квантовой теории так иррационально, как возражали против теории относительности его собственные оппоненты»
С точки зрения иудаизма все еврейские души стояли под горой Синай когда получали Тору, но услышал ее каждый по разному, а потом переродившись дал миру свою трактовку услышанного.
Из этого следует, что рядышком стояли души Эйнштейна, Нильса Бора, рабби Егошуа и рабби Элиэзер бен Урканос.
А еще лучше не так. Добавим в это уравнение реинкарнацию. Под горой Синай стояли еврейские души, придут в мир сначала в виде рабби Егошуа и рабби Элиэзера, а потом, спустя 2000 лет в виде Бора и Эйнштейна.
Акт первый
Раби Элиезер и рабби Егошуа вышли прогуляться по пути дискутируя о том, может ли стать ритуально нечистой глиняная печь, если разрезать ее на части, а потом обратно скрепить цементом. Или это все-таки «разбитый сосуд», а значит – не может.
Раби Егошуа захватил с собой на прогулку мнение друзей по бейт мидрашу, а рабби Элиезер – самого Бога. Исчерпав все аргументы рабби Элиезер начал творить ̶ж̶у̶т̶к̶у̶ю̶ ̶д̶и̶ч̶ь̶ чудеса.
Сначала он попросил в подтверждение своих слов рожковое дерево превратиться в рожкового энта и сдвинуться на 100 локтей.Потом он попросил реку потечь вспять, а стене бейт мидраша наклониться. Но ничего из этого не помогло. Раби Егошуа стоял на своем.
Тогда раби Элиезер выташил из рукава козырный туз в виде голоса Бога с неба, который постановил:
«Все алахические постановления рабби верны,-- добавив шёпотом,-- в рамках классической Ньютоновой физики»
Но в этот момент рабби Егошуа парировал словами из продиктованного Моисею самим Богом «Тора не на небесах!». Мол, как сами тут решим, так и будет. А если считать по головам, то вас тут только ты и Бог – двое, а нас – целый бейт мидраш.
В итоге было вынесено постановление, что правы рабби Егошуа и бейт мидраш. Рабби Егошуа заодно, прикрикнул на стену бейт мидраша, чтобы выпрямилась и не позорила его седины.
Акт второй
В 1927 году на Сольвейской конференции решался вопрос кошерности приницпов квантовой механики разработанных Бором и Гейзенбергом. Кроме Эйнштейна и Бора и Гейзенберга, в ней участвовали Макс Планк, Мария Кюри, Хендрик Лоренц, Макс Борн, Пауль Эренфест, Эрвин Шрёдингер, Вольфганг Паули и многие другие (в общем весь бейт мидраш).
Далее цитаты из книги «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса:
“Все мы жили в одном отеле, – вспоминает Гейзенберг, – и самые острые дискуссии проходили не в конференц-зале, а в ресторане отеля. Бор и Эйнштейн несли главную тяжесть этой борьбы за новое истолкование квантовой теории”
“Эйнштейн отказывался согласиться с тем, что на атомном уровне нет детерминизма, что тонкая структура Вселенной непознаваема, что всем правит статистика. «“Господь Бог не играет в кости” – это выражение часто можно было услышать от него во время дискуссий, – пишет Гейзенберг. – Эйнштейн не мог поэтому примириться с соотношениями неопределенностей и старался придумать эксперименты, в которых эти соотношения уже не имели бы места». Он упорно отказывался принять принцип неопределенности и пытался придумать случаи, в которых этот принцип оказался бы неверным».
За завтраком Эйнштейн предлагал очередной замысловатый мысленный эксперимент, споры о нем продолжались в течение всего дня, «…и, как правило, все заканчивалось тем, что Нильс Бор вечером за ужином был уже в состоянии доказать Эйнштейну, что очередной предложенный им эксперимент тоже не ведет к отмене соотношения неопределенностей. Эйнштейн казался несколько обеспокоенным, но уже на следующее утро у него за завтраком был готов новый мысленный эксперимент, еще более сложный и призванный теперь уж наверняка обнаружить недействительность соотношения неопределенностей».
Так продолжалось в течение нескольких дней, пока наконец Эренфест* прямо не сказал Эйнштейну – а они были очень старыми друзьями, – что ему за него стыдно, что Эйнштейн возражает против квантовой теории так иррационально, как возражали против теории относительности его собственные оппоненты»