Санкт-Петербург переименован в Петроград
31 августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений указом Николая II Санкт-Петербург переименован в Петроград.
На следующий день вышел экстренный выпуск «Биржевых новостей»: «Мы легли спать в Петербурге, а проснулись в Петрограде!.. Кончился петербургский период нашей истории с его немецким оттенком… Ура, господа!..». После смерти Ленина, 26 января 1924 года переименован в Ленинград. 6 сентября 1991 года городу было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург.
План Петербурга, 1914 год
———————————————
Рубрика #прошлоесегодня
31 августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений указом Николая II Санкт-Петербург переименован в Петроград.
На следующий день вышел экстренный выпуск «Биржевых новостей»: «Мы легли спать в Петербурге, а проснулись в Петрограде!.. Кончился петербургский период нашей истории с его немецким оттенком… Ура, господа!..». После смерти Ленина, 26 января 1924 года переименован в Ленинград. 6 сентября 1991 года городу было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург.
План Петербурга, 1914 год
———————————————
Рубрика #прошлоесегодня
Forwarded from Русское Национальное Государство
Статьи будут скоро! Вернемся к теме народовольцев и начнем новую по гражданской войне.
Вид церкви Петра и Павла в селе Чёлмужи Повенецкого уезда Олонецкой губернии. Российская империя. Начало ХХ века.
#царскаяроссия
#царскаяроссия
Толпа у Таврического дворца, 12 марта 1917 года.
Большая часть солдат и рабочих отправилась по Арсенальной набережной к расположенным рядом «Крестам». Охрана тюрьмы пыталась оказать сопротивление, но оно было мгновенно сломлено. Все узники были освобождены. Среди них оказались Кузьма Гвоздев, Марк Бройдо, Борис Богданов и другие меньшевики-оборонцы — члены Рабочей группы при Центральном Военно-промышленном комитете, арестованные в конце января 1917 года за организацию демонстрации в поддержку Государственной думы. Толпа восторженно приветствовала их как героев-революционеров. Они же, заявив, что теперь главная задача восставших — оказать поддержку Государственной думе, повели огромную массу солдат и рабочих к Таврическому дворцу — резиденции Государственной думы. Приблизительно к 14:00 тысячи солдат пришли к Таврическому дворцу и заняли его.
#свободнаяроссия #революция
Большая часть солдат и рабочих отправилась по Арсенальной набережной к расположенным рядом «Крестам». Охрана тюрьмы пыталась оказать сопротивление, но оно было мгновенно сломлено. Все узники были освобождены. Среди них оказались Кузьма Гвоздев, Марк Бройдо, Борис Богданов и другие меньшевики-оборонцы — члены Рабочей группы при Центральном Военно-промышленном комитете, арестованные в конце января 1917 года за организацию демонстрации в поддержку Государственной думы. Толпа восторженно приветствовала их как героев-революционеров. Они же, заявив, что теперь главная задача восставших — оказать поддержку Государственной думе, повели огромную массу солдат и рабочих к Таврическому дворцу — резиденции Государственной думы. Приблизительно к 14:00 тысячи солдат пришли к Таврическому дворцу и заняли его.
#свободнаяроссия #революция
Кордегардия, о которой писал Достоевский в Мертвом доме. Омск, 1895-1902 года. Открытка издания магазина И. Н. Елизарова.
#царскаяроссия
#царскаяроссия
Террористическая фракция
Террористическая фракция партии «Народная воля» — русская революционная народническая организация.
Основана в декабре 1886 в Петербурге. Организаторы и руководители П. Я. Шевырёв и А. И. Ульянов — брат В. И. Ленина.
Объединяла главным образом студентов университета (П. И. Андреюшкин, В. Д. Генералов, О. М. Говорухин, Ю.Лукашевич, С. А. Никонов, В. С. Осипанов, Н. А. Рудевич и др.).
Основными членами организации были молодые студенты (действительные и исключённые), среди создателей и руководителей не было участников старой Народной воли. Среди членов организации был также Бронислав Пилсудский, брат Юзефа Пилсудского.
«Террористическая фракция» была независима от других народовольческих групп, поддерживала связи с кружками в Вильнюсе и Харькове, с революционно настроенными учащимися столичных военно-учебных заведений, вела пропаганду среди рабочих.
Члены «Террористической фракции» испытывали влияние как работ К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, так и программных документов «Народной воли».
Программа «Террористической фракции» (февраль 1887; составлена Ульяновым при участии др. членов организации) была противоречива: в ней признавалась необходимость организации социалистической партии, ядром которой должен стать рабочий класс, национализации земли, фабрик, заводов и, как конечная цель, установление социалистического строя. Однако, следуя народовольческой традиции, авторы программы считали первоочередной задачей организации борьбу за политические свободы посредством «дезорганизации» правительства путём террора.
Попытка «Террористической фракции» осуществить 1 (13) марта 1887 в Петербурге покушение на императора Александра III («Второе 1 марта») окончилась арестами и разгромом организации.
Участники и организаторы покушения (15 человек) были судимы 15-19 апреля, в Особом присутствии Правительствующего Сената. 8 (20) мая 1887 Ульянов, Андреюшкин, Генералов, Осипанов и Шевырёв повешены в Шлиссельбургской крепости, остальным первоначально был также вынесен смертный приговор, но заменён на различные сроки каторги и ссылку в Сибирь.
————————————————
Тема #народничество
Террористическая фракция партии «Народная воля» — русская революционная народническая организация.
Основана в декабре 1886 в Петербурге. Организаторы и руководители П. Я. Шевырёв и А. И. Ульянов — брат В. И. Ленина.
Объединяла главным образом студентов университета (П. И. Андреюшкин, В. Д. Генералов, О. М. Говорухин, Ю.Лукашевич, С. А. Никонов, В. С. Осипанов, Н. А. Рудевич и др.).
Основными членами организации были молодые студенты (действительные и исключённые), среди создателей и руководителей не было участников старой Народной воли. Среди членов организации был также Бронислав Пилсудский, брат Юзефа Пилсудского.
«Террористическая фракция» была независима от других народовольческих групп, поддерживала связи с кружками в Вильнюсе и Харькове, с революционно настроенными учащимися столичных военно-учебных заведений, вела пропаганду среди рабочих.
Члены «Террористической фракции» испытывали влияние как работ К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, так и программных документов «Народной воли».
Программа «Террористической фракции» (февраль 1887; составлена Ульяновым при участии др. членов организации) была противоречива: в ней признавалась необходимость организации социалистической партии, ядром которой должен стать рабочий класс, национализации земли, фабрик, заводов и, как конечная цель, установление социалистического строя. Однако, следуя народовольческой традиции, авторы программы считали первоочередной задачей организации борьбу за политические свободы посредством «дезорганизации» правительства путём террора.
Попытка «Террористической фракции» осуществить 1 (13) марта 1887 в Петербурге покушение на императора Александра III («Второе 1 марта») окончилась арестами и разгромом организации.
Участники и организаторы покушения (15 человек) были судимы 15-19 апреля, в Особом присутствии Правительствующего Сената. 8 (20) мая 1887 Ульянов, Андреюшкин, Генералов, Осипанов и Шевырёв повешены в Шлиссельбургской крепости, остальным первоначально был также вынесен смертный приговор, но заменён на различные сроки каторги и ссылку в Сибирь.
————————————————
Тема #народничество
Павел Борисович Аксельрод
Павел Борисович Аксельрод (1849/50-1928) — русский социал-демократ, в 1870-е — народник, член «Земли и воли», после её раскола — чернопеределец. В 1883-1903 годах член марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии — один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм.
Родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ Почепа. По сословному положению — мещанин. Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.
В 1859 году семья Аксельродов перебралась в Шклов, где отец оказался на положении чернорабочего. Недостаток средств привёл к тому, что Аксельрод попал в школу для обучения еврейских детей русской грамоте. В 1863 году он поступил в гимназию Могилёва, которую успешно окончил.
Начало общественно-политической деятельности Аксельрода связано с либеральным движением еврейского просветительства, основной целью которого было уравнение евреев в правах с православными через их европеизацию, то есть приобщение к европейской и в первую очередь русской культуре. Прежде всего речь шла об элементарном обучении грамоте. Движение не было противоправительственным, напротив, оно ориентировалось на «хорошего царя».
Летом 1872 года, Аксельрод переводится из Нежинского лицея в Киевский университет Святого Владимира. В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев», названный так по фамилии лидера — Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова, оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина.
Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа — сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи», что принесло ему известность в народнических кругах.
В сентябре 1883 года вместе с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими П. Б. Аксельрод основал группу «Освобождение труда», лидером которой стал Плеханов. Это была первая собственно марксистская и социал-демократическая организация, сложившаяся в Швейцарии в среде революционеров-эмигрантов из России.
С 1900 года Аксельрод — один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии — один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения.
Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию он вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путём (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин и Зиновьев.
Приход к власти большевиков в октябре 1917 года Аксельрод осудил. С лета 1918 года он заявлял о вырождении «диктатуры пролетариата» в контрреволюцию и считал «большевистский переворот» «колоссальным преступлением и ничем иным». От этой своей оценки Аксельрод не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранным на Чрезвычайном объединительном съезде РСДРП в декабре 1917 года.
В 1920-х годах в эмиграции. Один из лидеров II Интернационала, сторонник реформизма, противник Советской власти, вплоть до призыва к вооружённой интервенции как «интернациональной социалистической интервенции против Советской власти в пользу восстановления политических завоеваний февральско-мартовской революции».
————————————————
Тема #революционеры
Павел Борисович Аксельрод (1849/50-1928) — русский социал-демократ, в 1870-е — народник, член «Земли и воли», после её раскола — чернопеределец. В 1883-1903 годах член марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии — один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм.
Родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ Почепа. По сословному положению — мещанин. Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.
В 1859 году семья Аксельродов перебралась в Шклов, где отец оказался на положении чернорабочего. Недостаток средств привёл к тому, что Аксельрод попал в школу для обучения еврейских детей русской грамоте. В 1863 году он поступил в гимназию Могилёва, которую успешно окончил.
Начало общественно-политической деятельности Аксельрода связано с либеральным движением еврейского просветительства, основной целью которого было уравнение евреев в правах с православными через их европеизацию, то есть приобщение к европейской и в первую очередь русской культуре. Прежде всего речь шла об элементарном обучении грамоте. Движение не было противоправительственным, напротив, оно ориентировалось на «хорошего царя».
Летом 1872 года, Аксельрод переводится из Нежинского лицея в Киевский университет Святого Владимира. В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев», названный так по фамилии лидера — Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова, оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина.
Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа — сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи», что принесло ему известность в народнических кругах.
В сентябре 1883 года вместе с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими П. Б. Аксельрод основал группу «Освобождение труда», лидером которой стал Плеханов. Это была первая собственно марксистская и социал-демократическая организация, сложившаяся в Швейцарии в среде революционеров-эмигрантов из России.
С 1900 года Аксельрод — один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии — один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения.
Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию он вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путём (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин и Зиновьев.
Приход к власти большевиков в октябре 1917 года Аксельрод осудил. С лета 1918 года он заявлял о вырождении «диктатуры пролетариата» в контрреволюцию и считал «большевистский переворот» «колоссальным преступлением и ничем иным». От этой своей оценки Аксельрод не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранным на Чрезвычайном объединительном съезде РСДРП в декабре 1917 года.
В 1920-х годах в эмиграции. Один из лидеров II Интернационала, сторонник реформизма, противник Советской власти, вплоть до призыва к вооружённой интервенции как «интернациональной социалистической интервенции против Советской власти в пользу восстановления политических завоеваний февральско-мартовской революции».
————————————————
Тема #революционеры
Казанский заговор (1863)
Казанский заговор — попытка поднять военно-крестьянское восстание в Поволжье весной 1863 года, предпринятая по соглашению между руководителями польского восстания и членами тайного революционного общества «Земля и воля».
Одной из его целей было также отвлечь во время восстания в Польше и Литве карательные меры русских войск по отношению к повстанцам.
Сторонники немедленного революционного действия — польские революционеры, Комитет русских офицеров в Польше и часть членов московской организации «Земля и воля» — рассчитывали вовлечь крестьян в восстание авторитетом царской власти. Предполагалось, что центром восстания станет Казань (отсюда эта акция получила название «казанского заговора»).
В марте 1863 года в Москве был отпечатан подложный манифест якобы от имени императора Александра II и прокламации от имени «Временного народного правления», призывавшие народ к немедленному восстанию и созданию органов революционной власти для передачи всей земли крестьянам и осуществлению других революционных требований.
М. А. Черняк в марте 1863 г. обсуждал с казанскими землевольцами план захвата Казани. По замыслу заговорщиков, восстание, начавшись в Казанской губернии, должно было охватить Нижнее Поволжье, Урал, Дон, а затем соединиться с польским восстанием. Этот план был заведомо нереален и большинство казанцев его не поддержало. Казанский заговор проводился вопреки воле Центрального и Казанского комитетов «Земли и воли», считавших организацию восстания несвоевременной.
По доносу провокатора Глассона в конце апреля заговор был раскрыт до его начала. Действия участников заговора были прерваны многочисленными арестами. 31 человек был предан военному суду, по приговору которого пять человек: инженер И. В. Кеневич, офицеры Н. К. Иваницкий, А. Мрочек, Р. И. Станкевич (6 июня 1864) и М. А. Черняк (11 октября 1865) были расстреляны, остальные отправлены на каторгу и в ссылку. Подверглись репрессиям и некоторые казанские землевольцы. В числе репрессированных были М. Шулятиков, И. Краснопёров, К. Лаврский, П. Алеев, Полиновский, Сергеев, Жеманов, Иван Орлов и другие.
————————————————
Тема #бунты
Казанский заговор — попытка поднять военно-крестьянское восстание в Поволжье весной 1863 года, предпринятая по соглашению между руководителями польского восстания и членами тайного революционного общества «Земля и воля».
Одной из его целей было также отвлечь во время восстания в Польше и Литве карательные меры русских войск по отношению к повстанцам.
Сторонники немедленного революционного действия — польские революционеры, Комитет русских офицеров в Польше и часть членов московской организации «Земля и воля» — рассчитывали вовлечь крестьян в восстание авторитетом царской власти. Предполагалось, что центром восстания станет Казань (отсюда эта акция получила название «казанского заговора»).
В марте 1863 года в Москве был отпечатан подложный манифест якобы от имени императора Александра II и прокламации от имени «Временного народного правления», призывавшие народ к немедленному восстанию и созданию органов революционной власти для передачи всей земли крестьянам и осуществлению других революционных требований.
М. А. Черняк в марте 1863 г. обсуждал с казанскими землевольцами план захвата Казани. По замыслу заговорщиков, восстание, начавшись в Казанской губернии, должно было охватить Нижнее Поволжье, Урал, Дон, а затем соединиться с польским восстанием. Этот план был заведомо нереален и большинство казанцев его не поддержало. Казанский заговор проводился вопреки воле Центрального и Казанского комитетов «Земли и воли», считавших организацию восстания несвоевременной.
По доносу провокатора Глассона в конце апреля заговор был раскрыт до его начала. Действия участников заговора были прерваны многочисленными арестами. 31 человек был предан военному суду, по приговору которого пять человек: инженер И. В. Кеневич, офицеры Н. К. Иваницкий, А. Мрочек, Р. И. Станкевич (6 июня 1864) и М. А. Черняк (11 октября 1865) были расстреляны, остальные отправлены на каторгу и в ссылку. Подверглись репрессиям и некоторые казанские землевольцы. В числе репрессированных были М. Шулятиков, И. Краснопёров, К. Лаврский, П. Алеев, Полиновский, Сергеев, Жеманов, Иван Орлов и другие.
————————————————
Тема #бунты
Иероним Владислав Кеневич
Иероним Владислав Кеневич (1834-1864) — польский революционный деятель. Инженер.
Сын польского эмигранта. Родился во Франции. В 1853 году окончил Центральную школу искусств и ремёсел в Париже (École central Paris).
С 1857 года работал инженером на строительстве железной дороги в России. В 1860 году стал главным инженером Саратовской железнодорожной линии. Был тесно связан с польскими революционерами, в частности, С. И. Сераковским, и русскими революционными кружками в Москве накануне и в период польского восстания 1863 года.
В январе 1863 года в Вильно представил комитету партии белых повстанцев план провокационных действий и революционных диверсий в глубинных губерниях России, на что получил 15 тысяч рублей. Побывал в Санкт-Петербурге и Москве. В начале мая вновь приехал в Вильно, где отчитался о своей деятельности. Провинциальный департамент Литвы делегировал его в качестве представителя Литвы в Национальное польское правительство. Приехав в Париж, получил 25 тысяч рублей, предназначенных для покупки оружия и письмо от Владислава Чарторыйского, в качестве дипломатического агента Национального польского правительства.
В начале 1863 года выступил в роли главного организатора польских революционеров, пытавшихся поднять военно-крестьянское восстание в Поволжье весной 1863 года по соглашению между руководителями польского восстания и членами тайного революционного общества «Земля и воля».
Стоял во главе Казанского заговора (1863) и сторонников немедленного революционного действия, в число которых, кроме польских революционеров, входили Комитет русских офицеров в Польше и часть членов московской организации «Земля и воля».
По доносу провокатора Глассона в конце апреля заговор был раскрыт. 6 июня 1864 года был расстрелян по приговору военного суда.
Руководитель казанского заговора Иероним Кеневич (справа)
————————————————
Тема #революционеры
Иероним Владислав Кеневич (1834-1864) — польский революционный деятель. Инженер.
Сын польского эмигранта. Родился во Франции. В 1853 году окончил Центральную школу искусств и ремёсел в Париже (École central Paris).
С 1857 года работал инженером на строительстве железной дороги в России. В 1860 году стал главным инженером Саратовской железнодорожной линии. Был тесно связан с польскими революционерами, в частности, С. И. Сераковским, и русскими революционными кружками в Москве накануне и в период польского восстания 1863 года.
В январе 1863 года в Вильно представил комитету партии белых повстанцев план провокационных действий и революционных диверсий в глубинных губерниях России, на что получил 15 тысяч рублей. Побывал в Санкт-Петербурге и Москве. В начале мая вновь приехал в Вильно, где отчитался о своей деятельности. Провинциальный департамент Литвы делегировал его в качестве представителя Литвы в Национальное польское правительство. Приехав в Париж, получил 25 тысяч рублей, предназначенных для покупки оружия и письмо от Владислава Чарторыйского, в качестве дипломатического агента Национального польского правительства.
В начале 1863 года выступил в роли главного организатора польских революционеров, пытавшихся поднять военно-крестьянское восстание в Поволжье весной 1863 года по соглашению между руководителями польского восстания и членами тайного революционного общества «Земля и воля».
Стоял во главе Казанского заговора (1863) и сторонников немедленного революционного действия, в число которых, кроме польских революционеров, входили Комитет русских офицеров в Польше и часть членов московской организации «Земля и воля».
По доносу провокатора Глассона в конце апреля заговор был раскрыт. 6 июня 1864 года был расстрелян по приговору военного суда.
Руководитель казанского заговора Иероним Кеневич (справа)
————————————————
Тема #революционеры
Юнкера во дворе костела около Телефонной станции на Арбатской площади. Москва, 1917 год.
#свободнаяроссия #революция
#свободнаяроссия #революция
Мария Васильевна Калюжная
Мария Васильевна Калюжная (1864-1889) — русская революционерка, член партии «Народная воля», террористка. Сестра революционера Ивана Калюжного, золовка революционерки Надежды Смирницкой.
Родилась в семье купца 2-й гильдии. Училась в 1-й харьковской женской гимназии, с 1880 года в гимназии уездного города Ромны (Полтавская губерния). За неуспеваемость исключена из VI класса, так и не закончив гимназию. Попала под влияние окружения брата Ивана и сблизилась с народовольцами.
В декабре 1882 года переехала из Ахтырки, где жила с матерью, в Одессу. Была "прислугой" у "хозяев" — мужа и жены Дегаевых на квартире, в которой находилась типография «Народной Воли».
18 декабря 1882 года при обыске в квартире, где размещалась типография была арестована. Выслана административно к матери в Ахтырку (Харьковская губерния), однако вскоре скрылась. Проживала в Санкт-Петербурге и Харькове на нелегальном положении. В феврале 1884 года прибыла в Одессу и устроилась в частную школу Лесевицкого в качестве ученицы, где пыталась организовать кружок среди воспитанниц школы.
После разоблачения Дегаева, который был для неё авторитетным членом Исполнительного комитета «Народной воли», и появления публикаций об измене в революционных изданиях, впала в отчаяние. В результате душевного надлома приняла единоличное решение совершить покушение на начальника Одесского губернского жандармского управления полковника А. М. Катанского. 8 августа 1884 года на приёме в жандармском управлении стреляла в Катанского из револьвера. Катанский остался жив и продолжил свою деятельность. Была немедленно арестована. 29 августа 1884 году Одесским военно-окружным судом признана виновной и приговорена к 20 годам каторжных работ на заводах. Пыталась покончить с собой в тюремной камере через несколько дней после оглашения приговора.
Заключение отбывала на Карийской каторге, где была одной из непримиримых политических каторжанок. После телесного наказания одной из осужденной Н. К. Сигиды (Малаксиано), в знак протеста приняла смертельную дозу морфия 6 ноября 1889 года вместе с Ковалевской М. П. и Смирницкой Н. С. Умерла 7 ноября 1889 года.
Узнав об этом событии, отравились 16 заключенных в мужской политической тюрьме, при этом Иван Калюжный (брат М. В. Калюжной) и С. Н. Бобохов умерли.
————————————————
Тема #революционеры
Мария Васильевна Калюжная (1864-1889) — русская революционерка, член партии «Народная воля», террористка. Сестра революционера Ивана Калюжного, золовка революционерки Надежды Смирницкой.
Родилась в семье купца 2-й гильдии. Училась в 1-й харьковской женской гимназии, с 1880 года в гимназии уездного города Ромны (Полтавская губерния). За неуспеваемость исключена из VI класса, так и не закончив гимназию. Попала под влияние окружения брата Ивана и сблизилась с народовольцами.
В декабре 1882 года переехала из Ахтырки, где жила с матерью, в Одессу. Была "прислугой" у "хозяев" — мужа и жены Дегаевых на квартире, в которой находилась типография «Народной Воли».
18 декабря 1882 года при обыске в квартире, где размещалась типография была арестована. Выслана административно к матери в Ахтырку (Харьковская губерния), однако вскоре скрылась. Проживала в Санкт-Петербурге и Харькове на нелегальном положении. В феврале 1884 года прибыла в Одессу и устроилась в частную школу Лесевицкого в качестве ученицы, где пыталась организовать кружок среди воспитанниц школы.
После разоблачения Дегаева, который был для неё авторитетным членом Исполнительного комитета «Народной воли», и появления публикаций об измене в революционных изданиях, впала в отчаяние. В результате душевного надлома приняла единоличное решение совершить покушение на начальника Одесского губернского жандармского управления полковника А. М. Катанского. 8 августа 1884 года на приёме в жандармском управлении стреляла в Катанского из револьвера. Катанский остался жив и продолжил свою деятельность. Была немедленно арестована. 29 августа 1884 году Одесским военно-окружным судом признана виновной и приговорена к 20 годам каторжных работ на заводах. Пыталась покончить с собой в тюремной камере через несколько дней после оглашения приговора.
Заключение отбывала на Карийской каторге, где была одной из непримиримых политических каторжанок. После телесного наказания одной из осужденной Н. К. Сигиды (Малаксиано), в знак протеста приняла смертельную дозу морфия 6 ноября 1889 года вместе с Ковалевской М. П. и Смирницкой Н. С. Умерла 7 ноября 1889 года.
Узнав об этом событии, отравились 16 заключенных в мужской политической тюрьме, при этом Иван Калюжный (брат М. В. Калюжной) и С. Н. Бобохов умерли.
————————————————
Тема #революционеры
Чтобы дезориентровать революционное подполье, власти старались заронить в нём подозрения против непримиримых и фанатичных революционеров, маскируя тем самым предателей. Жертвой такой же провокации стала и Калюжная.
Ссылаясь на "некоторые данные" (явно пущенные в ход властями), народовольцы в №11-12 своего органа газеты «Народная воля» напечатали, что Калюжная, «вероятно, купила свободу ценой предательства, как и Дегаев», а после освобождения «действовала в роли агента-подстрекателя«, устраивая кружки женской молодёжи, и только после оглашения в революционных изданиях дегаевщины «в ней заговорила совесть, и она решилась искупить своё позорное поведение, пожертвовав своей жизнью».
Однако спустя три года Бурцев В. Л. печатно объявил, что "некоторые из издателей номера" просили его «опровергнуть эту заметку, которая появилась вследствие незнания ими подробностей дела. Калюжная в предательстве Дегаева не участвовала...»
Действительно, сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют, что на следствии и суде, а потом на каторге Калюжная вела себя по меркам революционеров, достойно.
————————————————
Тема #народничество
Ссылаясь на "некоторые данные" (явно пущенные в ход властями), народовольцы в №11-12 своего органа газеты «Народная воля» напечатали, что Калюжная, «вероятно, купила свободу ценой предательства, как и Дегаев», а после освобождения «действовала в роли агента-подстрекателя«, устраивая кружки женской молодёжи, и только после оглашения в революционных изданиях дегаевщины «в ней заговорила совесть, и она решилась искупить своё позорное поведение, пожертвовав своей жизнью».
Однако спустя три года Бурцев В. Л. печатно объявил, что "некоторые из издателей номера" просили его «опровергнуть эту заметку, которая появилась вследствие незнания ими подробностей дела. Калюжная в предательстве Дегаева не участвовала...»
Действительно, сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют, что на следствии и суде, а потом на каторге Калюжная вела себя по меркам революционеров, достойно.
————————————————
Тема #народничество
Вид на реку Иртыш в Семипалатинске (ныне - Семей). Начало XX века.
#царскаяроссия
#царскаяроссия
Гостиница «Берлин» в Орле. Начало XX века.
В 1914 году переименована в «Белград». В 1919 году во время освобождения города от красных служила штабом Деникина. После окончания гражданской войны переименована в «Дворец труда».
Во время немецкой оккупации являлась военной комендатурой. Сильно пострадала во время освободительной бомбежки и уличных боев в августе 1943 года.
Было решено не восстанавливать, а перестроить под нужды учетно-кредитного техникума госбанка, чьим преемником используется и поныне.
#царскаяроссия
В 1914 году переименована в «Белград». В 1919 году во время освобождения города от красных служила штабом Деникина. После окончания гражданской войны переименована в «Дворец труда».
Во время немецкой оккупации являлась военной комендатурой. Сильно пострадала во время освободительной бомбежки и уличных боев в августе 1943 года.
Было решено не восстанавливать, а перестроить под нужды учетно-кредитного техникума госбанка, чьим преемником используется и поныне.
#царскаяроссия
Внутренний двор тюрьмы Трубецкого бастиона. Петроград, 1918 год.
#советскаяроссия
#советскаяроссия
Forwarded from Унежить душу
С недавних пор количество подписчиков моего канала перевалило за тысячу. В честь этого маленького, но приятного события я по традиции телеграма опубликую подборку интересных каналов. Хорошим контентом же надо делиться, да?
Прометеизм. Когда я смотрел фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции», представляющего из себя двухчасовую хронику двух революций и гражданской войны я вспоминал этот канал. Тут много крутых фотографий революционной России, интереснейшие факты о каторжниках, террористах, судебных процессах и просто обычной жизни Российской Империи/Республики.
История терроризма. Думаю, что после описания предыдущего канала логично вспомнить годный канал про историю терроризма во всём мире.
Лагерь каждый день. Третьим каналом в этом списке, начинающегося с террора и революций, я поставлю важный канал о документах и истории из жизни лагерей ГУЛАГа.
О Москве с любовью. Очень ярко и кратко о самых интересных исторических событиях лучшего города Земли. Чем больше москвоведческих каналов, тем лучше.
Два хороших канала про архитектуру: канал домики про архитектуру в принципе. И канал fake empire про Питер без приукрас. Ну и ради приличия, конечно, тегну лучший канал на эту тему Архитектурные излишества. Его все знают, но МАЛО ЛИ.
Золотой век. Редкий случай, когда почти каждый новый пост в этом историческом канале открывает мне что-то новое. У его автора есть и другой канал, гораздо более крупный Парнасский пересмешник.
CHUZHBINA. Один из лучших исторических телеграм-каналов в принципе. Ведёт его мой коллега по работе над первой энциклопедией русской эмиграции «Зарубежная Россия 1920-1970» Ковалевского. Его же канал про Англию.
VATNIKSTAN. Когда-то самым ярким русским журналом был «Спутник и Погром». Теперь же самый интересный журнал о русской культуре это VATNIKSTAN.
вилисов посдраматический. Очень красиво разъёбывает российский (и не только) театр, явно любит красоту и движ. А ещё написал отличную книгу про современный театр и поставил разрывной шестичасовой спектакль.
Local Crew. «Децентрализованное Сообщество, берущее своё начало в Telegram и выросшее в нечто большее и светлое, с ежемесячными встречами в городах России, собственной редакцией, Википедией, ботами и ориджинал контентом». Один из самых либертарных и стильных проектов, что я видел. Красавцы.
Чёрная Сотня. Собственно, издательство, в котором я работаю. Стильное, модное и молодёжное.
Листва. Канал книжного магазина нашего издательства. Интересные книжки, истории из книжного мира в целом и магазина в частности.
Fraternitas Ruthenica. Русская студенческая корпорация.
Сепсис скепсисом. Очень хороший авторский исторический канал с собственным стилем.
Письма из Владивостока. Внезапно ещё один авторский исторический канал из Владивостока.
Незаслуженный учитель России. Каждый пост — ярчайший пример, как из ничем не примечательного события можно сделать кулстори. Большой талант.
Искра. Маленькое, только начинающее свой путь национально ориентированное СМИ. Видно, что ребята стараются и становятся всё лучше и умнее. Респект.
Бложик и русский дизайн. Канал с совершенно блестящей задумкой: русский дизайн от Средних веков до 1917 года, эмиграции, и его продолжении в наши дни. Восхищён как человек, изучающий дизайнерской ремесло.
Кухня черносотенца. Канал главреда «Чёрной Сотни» Димы Бастракова. Надеюсь, что он будет вести его чаще, так как хорошо пишет.
Homo liber. Канал Андрея Фунта. Хочу пожелать ему того же, что и Диме. Пусть ведёт чаще. Острый ум и хороший русский язык. Не всегда со всем согласен, но тем интереснее.
Смерть на рейве. Было бы здорово, если бы по постам этого сообщества снимал документальные фильмы Вернер Херцог. Своей романтической составляющей (но отнюдь не контентом) напоминает почивший «Под корень». Много презрения к современному и мещанскому (не одобряем), зато красиво.
Прометеизм. Когда я смотрел фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции», представляющего из себя двухчасовую хронику двух революций и гражданской войны я вспоминал этот канал. Тут много крутых фотографий революционной России, интереснейшие факты о каторжниках, террористах, судебных процессах и просто обычной жизни Российской Империи/Республики.
История терроризма. Думаю, что после описания предыдущего канала логично вспомнить годный канал про историю терроризма во всём мире.
Лагерь каждый день. Третьим каналом в этом списке, начинающегося с террора и революций, я поставлю важный канал о документах и истории из жизни лагерей ГУЛАГа.
О Москве с любовью. Очень ярко и кратко о самых интересных исторических событиях лучшего города Земли. Чем больше москвоведческих каналов, тем лучше.
Два хороших канала про архитектуру: канал домики про архитектуру в принципе. И канал fake empire про Питер без приукрас. Ну и ради приличия, конечно, тегну лучший канал на эту тему Архитектурные излишества. Его все знают, но МАЛО ЛИ.
Золотой век. Редкий случай, когда почти каждый новый пост в этом историческом канале открывает мне что-то новое. У его автора есть и другой канал, гораздо более крупный Парнасский пересмешник.
CHUZHBINA. Один из лучших исторических телеграм-каналов в принципе. Ведёт его мой коллега по работе над первой энциклопедией русской эмиграции «Зарубежная Россия 1920-1970» Ковалевского. Его же канал про Англию.
VATNIKSTAN. Когда-то самым ярким русским журналом был «Спутник и Погром». Теперь же самый интересный журнал о русской культуре это VATNIKSTAN.
вилисов посдраматический. Очень красиво разъёбывает российский (и не только) театр, явно любит красоту и движ. А ещё написал отличную книгу про современный театр и поставил разрывной шестичасовой спектакль.
Local Crew. «Децентрализованное Сообщество, берущее своё начало в Telegram и выросшее в нечто большее и светлое, с ежемесячными встречами в городах России, собственной редакцией, Википедией, ботами и ориджинал контентом». Один из самых либертарных и стильных проектов, что я видел. Красавцы.
Чёрная Сотня. Собственно, издательство, в котором я работаю. Стильное, модное и молодёжное.
Листва. Канал книжного магазина нашего издательства. Интересные книжки, истории из книжного мира в целом и магазина в частности.
Fraternitas Ruthenica. Русская студенческая корпорация.
Сепсис скепсисом. Очень хороший авторский исторический канал с собственным стилем.
Письма из Владивостока. Внезапно ещё один авторский исторический канал из Владивостока.
Незаслуженный учитель России. Каждый пост — ярчайший пример, как из ничем не примечательного события можно сделать кулстори. Большой талант.
Искра. Маленькое, только начинающее свой путь национально ориентированное СМИ. Видно, что ребята стараются и становятся всё лучше и умнее. Респект.
Бложик и русский дизайн. Канал с совершенно блестящей задумкой: русский дизайн от Средних веков до 1917 года, эмиграции, и его продолжении в наши дни. Восхищён как человек, изучающий дизайнерской ремесло.
Кухня черносотенца. Канал главреда «Чёрной Сотни» Димы Бастракова. Надеюсь, что он будет вести его чаще, так как хорошо пишет.
Homo liber. Канал Андрея Фунта. Хочу пожелать ему того же, что и Диме. Пусть ведёт чаще. Острый ум и хороший русский язык. Не всегда со всем согласен, но тем интереснее.
Смерть на рейве. Было бы здорово, если бы по постам этого сообщества снимал документальные фильмы Вернер Херцог. Своей романтической составляющей (но отнюдь не контентом) напоминает почивший «Под корень». Много презрения к современному и мещанскому (не одобряем), зато красиво.
Telegram
Прометеизм | История России XIX-XX веков
Недалекое прошлое. История расцвета и краха Российской Империи, возникновения народничества, предпосылок и рождения русской революции, гражданской войны.
Русская история вплоть до 1941 года.
Русская история вплоть до 1941 года.