prometa.pro книжки
9.1K subscribers
354 photos
5 videos
1 file
1.72K links
Про нон-фикшн, в первую очередь, мировые премьеры, которые еще не издавались на русском, отличные отечественные научно-популярные книги, беллетристику. Контакты [email protected], в телеграме AksenovaEkaterina
加入频道
Издательство выкладывает в открытый доступ книгу об истории поп-музыки в России «Не надо стесняться». Она состоит из 169 главок, некоторые из которых автоматически запускают в памяти давно забытый трек, и тополиный пух, жара, июль, эпоха бесстрашия и невинности.

Книга отличная, ее можно не читать подряд, а пройти по памятным для себя названиям, чтобы узнать, что даже самая простая песенка появилась не просто так. К тексту есть еще и плей-листы на ютюбе и Яндекс.Музыке! Работа для издания книги проведена титаническая, там множество интервью и историй, которые иначе просто канули бы.
Forwarded from интро/аутро
📚Что будет с книгами ИМИ? Рассказываем, какие издания остаются в продаже, а какие теперь можно скачать бесплатно

За последние три недели мы получили много вопросов о дальнейшей судьбе наших книг. Рассказываем о каждой:

«Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях», а также три сборника «Новой критики» — «Контексты и смыслы российской поп-музыки» под редакцией Александра Горбачева, «Звуковые образы постсоветской поп-музыки» под редакцией Льва Ганкина и «По России: Музыкальные сцены и явления за пределами Москвы и Санкт-Петербурга» под редакцией Дениса Бояринова — можно скачать бесплатно в формате EPUB на сайте ИМИ.

• Бумажные и электронные издания книг «Машина песен. Внутри фабрики хитов» Джона Сибрука и «На музыке: Наука о человеческой одержимости звуком» Дэниела Левитина доступны в продаже

• Электронная версия книги «Как работает музыка» Дэвида Бирна доступна в продаже

• Пособие «Ментальное здоровье музыкантов» можно прочитать на сайте ИМИ

«Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» Ари Херстанда уходит из продажи. Автор готовит третье издание, и мы надеемся, что оно будет выпущено в России
Автор исследования пишет, что для СССР серия «Волшебник изумрудного города» удивительно неполитизированная, автор даже не стал, как подумывал, делать волшебника Гудвина негром, скрывающимся в Волшебной стране от угнетения белыми людьми.

Ничего себе неполитизированная, все семь повестей американцы меняют власть в некой южной стране, населённой наивными и милыми народцами, потом помогают своим ставленникам удерживать трон Изумрудного города, и это все описывается как гимн дружбе. Как такое вообще проходило советскую цензуру, непонятно. Общий тираж книг к началу этого века составил 50 000 000 экземпляров.

https://nlobooks.ru/books/nauchnaya_biblioteka/25154/
Начала слушать лекционный курс о гностицизме. Это очень интересно, а многим было бы и полезно.

Вот, например, лор сериала Сверхъестественное построен на половинчатом гностицизме, который авторы, скорее всего, придумали стихийно. Потому что гностицизм - логичная и интуитивно ясная идея. Действие сериала происходит в параллельном мире, который очень похож на наш, но с заменой проблемы дураков и дорог на угрозу монстряков и дорог. Это испорченный, негодный мир искореженных созданий, который сделал плоховатый такой бог. Герои однажды его встречают и сильно разочаровываются. До второй части идеи - что есть некое знание, которое помогает мыслящим чувствующим существам вырваться из этого неисправимого мира - авторы не дошли, а оно могло бы выправить концепцию истории.

https://www.amazon.com/Gnosticism-Nag-Hammadi-Gospel-Judas/dp/B00T7AQS64
И самое главное, что я узнала из книги американской исследовательницы о советском пересказе книг Баумана о Стране Оз - это реальный прототип воображаемого Канзаса, где жила Элли с семьей, и зеленой Волшебной страны.

Александр Волков родился недалеко от Усть-Каменогорска, год своего детства прожил в пограничном городке Зайсан и учился какое-то время в Семипалатинске. Поскольку это все география моего детства, то я знаю, на что похож Канзас из волковских сказок. Это безжалостное и прекрасное плоское пространство Казахстана, бескрайняя равнина, которую солнце полностью выжигает уже в мае. Из Зайсана видны те самые горы. Но Волшебная страна не за этими горами, в Китае, а в Сибири - Волков учился в Томске, а мы какое-то время жили около Новосибирска, но думаю, что его потрясла неимоверная пышность зеленого сибирского лета, примерно, как меня в детстве. Возможно, Волков тоже переживал удивительный момент, когда едешь-едешь по степи, и вдруг на горизонте возникает сказочный городок из ярчайших раскрашенных домиков с куполами и башенками - это мусульманское кладбище.

https://nlobooks.ru/books/nauchnaya_biblioteka/25154/
Готовлюсь к заседанию книжного клуба Просветителя, читаю книгу об иммунитете Марии Кондратовой "Невидимый страж", которую мы будем обсуждать. И вспомнила отличную книжку о коже, где работе иммунитета было посвящено несколько интересных кусков - как клетки Лангерганса поглощают характерные для новых патогенов молекулы – эпитопы, и транспортируют их в лимфоузлы, где происходит сложный и до сих пор не до конца понятный процесс “запоминания” имунной системой профиля угрозы. Нечеловечески сложно!

Книга о коже, оказывается, вышла на русском языке под адовым названием "Сафари по коже. Удивительная жизнь органа, который у всех на виду". Мой обзор есть здесь. Я бы советовала ее помотреть, книга прекрасная - и правда меняет взгляд на собственную кожу, которая оказывается куда сложнее простой оболочки. Плюс там много занимательных анекдотов типа лопающихся кожных клещиков, которые едят кератиновые чешуйки и кожное сало, но лишены анального отверстия. В переводе не уверена - одно название чего стоит, дальше я даже не заглядывала.
Я всегда считала, что идеальное сюжетное чтение, где буквально на каждой странице что-то невероятное происходит - приключения, длиные заговоры и решительные броски - это история средневековой и ренессансной Англии. Какие-нибудь The Plantagenets: The Warrior Kings and Queens Who Made England читаются, как наваристое фэнтези и оставляют приятное ощущение с толком проведенного времени.

Но гностические тексты в этом смысле ушли далеко вперед (хотя и сочинены намного раньше). Там люди осмысляли и переписывали библейские сюжеты, добиваясь потрясающего эффекта. Знаете же эти современные ретеллинги классических историй ревизионистским переворачиванием, кто там был хорошим, а кто - не очень? Ну вот. Апокриф Иакова и Евангелие Иуды - это оно на максималках. Догма, Код Да Винчи и другие масс-культурные обыгрывания кажутся удивительно робкими на фоне того, что творили гностики.

Дурацкий и лживый Ялдаваоф, который пытался запретить людям вкушать плоды с древа познания, утопить потомков Сета Великим Потопом (и спасти угодного ему Ноя с семейством), вводящий в заблуждение доверчивого Моисея! Реинкарнации до полного познания истины! Иуда - будущий правитель вещного мира! Вот это ересь, а не мелкие расхождения в трактовке отдельных деталей.
https://www.amazon.com/Gnosticism-Nag-Hammadi-Gospel-Judas/dp/B00T7AQS64
В продолжение историй о метаморфозах детских классических сказок - вычитала в статье о "Заблудившемся трамвае" Гумилева две отличные штуки. Первое - это совершенно упущенное мною наблюдение, что у Колллоди Пинокио - приемный сын плотника, а толстовский Буратино - изделие шарманщика, которому плотник отдает говорящее полено.

А второе - это то, что в Буратино Толстой вывел Гумилева (что там все персонажи - очень конкретные карикатуры хорошо исследованно, но эта идея кажется мне совершенно неожиданной).

Статья сама по себе интересная - я вообще очень неравнодушна к Гумилеву, а уж "Заблудившийся трамвай" написан ровно о наших днях. https://polka.academy/materials/890
И из этой же статьи узнала о двух книгах, исследующих отражения сюжетов литературных сказок - "Старая книжная полка. Секреты знакомых книг" Шубинского и "Книги нашего детства" Лурье и Петровского. Первой в электронном виде нет, вторую купила на Литресе.

Я думаю, что неистребимое и неизбежное пересказывание некоторых книг - это своеобразная их фольклоризация. Некоторым удается так здорово что-то сочинить, что история становится народной сказкой. Это не оправдание пиратства, но вот так бывает. Как некоторые вполне авторские песни становятся в массовом сознании народными, так и с сказочными повестями случается. К качеству это не имеет отношения - истории Баума довольно просто написаны и пересказываются, а, скажем, Нарния - нет.
Готовлюсь к заседанию книжного клуба Просветителя, первой у нас идет книга Марии Кондратовой «Невидимый страж. Как иммунитет защищает нас от внутренних и внешних угроз». На самом первом заседании, когда мы обсуждали клуб и книжки вообще, несколько участников говорили, что все бы здорово, но им негуманитарные книги не совсем привычны. Про историю, общество и людей интересно, про звезды и микробов - не очень.

В этом смысле «Невидимый страж» идеален для обсуждения, потому что там, конечно же, описывается, как цитокины регулируют иммунный ответ и прочие захватывающие процессы, но есть один нюанс - книжка необычайно густо замешана на метафоре полицейских и преступников, где лейкоциты, соответственно, полицейские. То есть, цитокиновый шторм описывается как сбой в командовании полицейским отрядом, когда каждому сотруднику командуют сразу десять противоречивых команд. Местами это смешно, и во время чтения меня преследовало ощущение, что это какой-то ретеллинг «Незнайки на Луне», где полицейские-фараончики играли важную роль. В основном же несколько раздражающе.

Но потом я поняла, что не, это не несколько пережатый приём креативного нон-фикшена, а реально важная штука. Что почти во всех других описаниях иммунитета тоже применяется метафора борьбы с проникновением захватчиков. Но метафора - это же всегда страшное упрощение, которое сужает поле зрения и заставляет видеть только подходящее под созданный образ. Молоток в руках делает все удивительно похожим на гвозди.

В рамках подготовки прочитала небольшую работу Сьюзен Сонтаг «Болезнь как метафора», где она разбирает как раз метафоры, связанные с туберкулёзом, раком и СПИДом. Она описывает, что сравнение человеческого организма с государством, а государства с организмом - очень старое и, чаще всего, не идет на пользу, ни государству, ни организму. Придумали его задолго до того, как стало ясно устройство иммунитета.

Сонтаг, собственно, настоятельно предлагает отказаться от метафор и воспринимать все это максимально ясно. Что трудно, потому что зачистить все эти культурные наслоения - еще та задача.

Короче, есть, что обсудить с гуманитариями на заседании. https://ru.bookmate.com/books/XllkLxxW
«В Европе конца XIX–начала XX века сифилис ­приобрел позитивный оттенок, поскольку его связали с повышенной («лихорадочной») умственной деятель­ностью — аналогичную параллель начиная с эпохи романтизма в литературе проводили между легочным туберкулезом и повышенной эмоциональностью»

«Э. М. Чоран вспоминает, как в Румынии в конце ­1920-х годов сифилис фигурировал в его юношеских мечтах о литературной славе: ему казалось, что если он заболеет, то прежде, чем скатиться в безумие, получит награду — несколько сверхпродуктивных лет. Такой романтизированный взгляд на характерную для сифилиса деградацию ­центральной нервной системы предшествовал куда более настойчивым фантазиям по поводу психических болезней как источника творчества или ­одухотворенности».

Каких только внезапных фантазий не бывает. Цитаты из работы Сьюзан Сонтанг «Болезнь как метафора». https://ru.bookmate.com/books/XllkLxxW
Также в книжке про иммунитет обнаружила озадачивших меня факт - что у беспозвоночных отсутствует приобретённый иммунитет. Если это правда, то поразительно! Неужели стрекоза и муравей рождаются с каким-то набором антител, но не могут научиться давать ответ новым патогенам? И не поэтому ли в мире насекомых так много этого адского паразитизма, когда грибок или личинка долго переваривает еще живого хозяина изнутри?

И у них же нет костей, а, значит, и костного мозга, где появляются новые лейкоциты! Как же тогда все устроено?
Какая актуальная у Сонтаг книга получилась. Во второй части она обсуждает отношение к инфекционным болезням:

«До последней четверти XIX века любая сильная эпидемия интерпретировалась как знак моральной слабости и политического заката. Это было так же общепринято, как ассоциировать страшные заболевания с чужеродностью. (Или с презираемыми и внушающими ужас меньшинствами)».

С ковидом похоже получилось - в СМИ обсуждали, по большей части, дееспособность или беспомощность правительств разных стран. И то, что ковид - «завозная» болезнь тоже имело большое значение, про всех пациентов зеро настойчиво упоминали, откуда именно они приехали, и про «чемоданы вирусов» стоит вспомнить. Интересно только, что писали о ковиде в Китае, который весь мир считает источником заразы. https://ru.bookmate.com/books/XllkLxxW
А это выглядит, как что-то из фантастики - хадкорного биопанка, но придумано и внедрено уже давно - в 1975 году (авторы опубликовали принцип получения моноклональных антител в статье и не стали его закрывать для коммерческого использования):

«Лабораторное животное (обычно мышь или крысу) иммунизируют чужеродным белком (антигеном), к которому необходимо получить антитела. Затем из селезенки животного выделяют В-клетки, отбирают те, что производят нужные антитела, и с помощью нарушающего мембраны агента сливают их с бессмертными раковыми клетками. Эти гибридные клетки (гибридомы) разделяют и помещают по одной на питательную среду. Клетки, получившиеся в результате деления в каждой из них, будут потомками одного и того же гибридома, то есть клонами, и станут производить моноклональные (идентичные) антитела. Затем среди десятков получившихся клеточных линий ученые отбирают ту, чьи антитела лучше всего решают поставленную задачу».

Сделать из раковых клеток биозавод по производству антител. Нереальная идея, и работает же. Тоже из книги Марии Кондратовной «Невидимый страж. Как иммунитет защищает нас от внутренних и внешних угроз».
Дослушала лекционный курс о гностицизме. Он сейчас доступен в каталоге Audible без дополнительной оплаты сверх членского взноса (подписные книжные сервисы - это будущее книжного рынка), поэтому можно попробовать слушать все лекции последовательно или просмотреть конспект и выбрать пару самых ярких эпизодов.

Гностицизм расцветал в первые столетия развития христианства, когда то, что сейчас кажется нам само собой разумеющимся каноном, создавалось усилиями многих людей. Гностиков довольно быстро признали еретиками, в том числе, потому что Римской империи нужна была монолитная религия с одним богом и понятно устроенной церковью. Но гностицизм, с его странными и фантастическими построениями, стремлением логически поправить все нестыковки Библии (типа - если бог не хотел, чтобы люди вкусили плодов древа познания, то зачем посадил его на видном месте? Если бог так всеблаг и всемогущ, то почему в мире столько зла? Что за сыны бога входили к дочерям человеческим и брали их в жены?) был настолько влиятелен, что изрядная часть канона построена как возражение гностицизму. Августин Блаженный, например, был в юные годы манихейцем, и это здорово на него полвияло.

Если сесть и прочитать Ветхий и Новый завет подряд, просто как текст (это, кстати, очень интересно), трудно не стать стихийным гностиком. Гностики же что говорили - физический мир из рук вон плохо создан злым аспектом божества, отпавшим от главного, действительно величайшей и непознаваемой божественной сущности, но в каждом человеке (или в каждом живом существе, тут мнения расходятся) есть искра света другого, истиного мира, и с помощью знания об этом можно пробудиться от морока, осознать правду и осовбодиться. В христианских гностических сектах считалось, что бог Ветхого завета - это злобный демиург, а Христос пришел, чтобы дать людям это спасительное знание, но есть и не-христианские варианты. У манихейцев есть идея постоянной борьбы абсолютного света и абсолютной тьмы, Плотин предполагал, что есть только добро и недостаток добра. Катары.. В общем, это правда исключительно интересно.

Гностики по сложным политическим причинам проиграли и на долгое время канули в беззвестность. Но с находкой кодексов Наг-Хаммади и нескольких других текстов их гнозис вернулся в мир и поразил его воображение. Тайные книги, Евангелие от Иуды - это же ужас и восторг. Филипп Дик был сильно впечатлен, "Снятся ли андроидам электронные овцы" и "Валис" - гностические романы, "Матрица" построена на гностической идее, вывернутой наизнанку: у гностиков физический мир представляет собой фальшивку для спящих в неведении идей, а мир идей - реальность, в Матрице же все наоборот. "Код да Винчи", понятое дело.

При всей увлекательности гностического мифа - а он правда крышесносный - основную идею важно переосмыслять и не давать ей заново пустить корни. Вот эта подростковая совершенно мысль, что мы, люди, не принадлежим этому грубому физическому миру, он заведомо нехорош, его сделал туповатый и жестокий Ялдаваоф нам на мучения крайне вредна. Потому что вот это - наша единственная реальность и единственная планета, никакого другого, улучшенного мира не будет, и Марса как второй Земли тоже не будет, и "потом" не будет. Все шансы сосредоточены только здесь.

https://www.amazon.com/Gnosticism-Nag-Hammadi-Gospel-Judas/dp/B00T7AQS64
Начала слушать курс Элизабет Вандайвер о классической мифологии. У нее есть отличнейшие лекционные курсы об Илиаде, Одиссее и Энеиде - кроличья нора, провалившись в которую, начинаешь с удовольствием читать эти тексты, живо интересоваться новыми переводами и планировать поездку по гомеровским местам.

Так вот, в одной из первых лекций она дает обзор разных представлений о том, что есть миф, и приводит мнение Фрейда и Юнга, что это такое коллективное сновидение, которое рекомбинирует реальность и отражает глубоко заложенные закономерности работы человеческого общества. Элизабет говорит, что идея яркая, но имеет чисто историческую ценность, потому что у общества нет никакого общего сознания, подсознания и возможности видеть сны.

Это она Миджорни просто не видела! Как мне кажется, люди в каком-то смысле автоматизировали генерацию снов. Сновидение - это функция эмоции или впечатления на множестве всех визуальных воспоминаний человека. Любая картинка Миджорни делает похожую штуку через ключевую фразу, заданную пользователем, и часть массива накопленных в интернете картинок. В принципе, можно и личные, а не общечеловеческие, сны генерировать - если ограничивать нейросеть только своими картинками из кэша браузера и фотоархива.

Миджорни - это и сон, и создание мифологических (потому что обобщенных и достаточно повсеместно проявленных) образов, и немного Солярис, который делает искусственные модели объектов на основании данных, которые вытащил из памяти людей. Особенно это заметно на портретах, которые всегда получаются не совсем человеческими.

Иллюстрацию к посту попросила у моего товарища, который далеко продвинулся по пути взаимодействия с Миджорни.
Друзья, вы же знаете, что посты с подписью "спонсировано" не я выбираю, пишу и размещаю, а они автоматически появляются как плата за исполльзование платформы? Я их даже не вижу.

Если бы была возможность отключить в канале размещение платформенной рекламы, я бы отключила даже с какой-то доплатой.
Мы живем в сериале «Апокалипсис сегодня, завтра и так далее» - утверждение, одновременно, глубоко пессимистическое и небезнадёжное. Сонтаг что-то знала о жизни:

Кажется, мы мучительно переживаем один из современных видов апокалипсиса. Тот самый, который не происходит и чьи последствия неизвестны: ракеты кружат вокруг земли, летают над нашими головами, они несут ядерный заряд, способный множество раз уничтожить все живое, но (пока) катастрофы не случается. Происходят другие бедствия, которые (пока) не влекут за собой ужасающих последствий — наподобие астрономического долга стран Третьего мира, перенаселенности нашей планеты, упадка экологии. Все это происходит, но (нам говорят), что это еще не конец — как биржевой крах в октябре 1987 года, вроде бы аналогичный «краху» в октябре 1929 года и вместе с тем на него не похожий. Современный апокалипсис — это длинный сериал, не «Апокалипсис сегодня», а «Апокалипсис сегодня, завтра и так далее».

https://ru.bookmate.com/books/XllkLxxW
Обнаружила, что Сонтаг сорок пять лет назад написала отличную книгу об инстаграме (запрещенной адской сети, приндалежащей организации, признанной в России экстремистской).

"В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, – а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях. Она главным образом – социальный ритуал, защита от тревоги и инструмент самоутверждения".

Пишет обо всем - что не фотографировать детей считается признаком родительского равнодушия, что людям теперь кажется противоестественным путешествовать, не взяв с собой камеру, что фотосъемка одновременно удостоверяет опыт и сужает его поисками только красивого и фотогеничного.

Если в чем книга и устарела, так это в мысли, что фотография - почти такое же популярное развлечение, как секс или танцы. Остается только порадоваться за людей из 1977 года, которые много танцевали.

https://ru.bookmate.com/books/nw4TAPDU/quotes
В предыдущем сезоне сериала из жизни британской королевской семьи «Корона» принца Филиппа играл актёр, который в «Чужестранке» ярко выступил в роли садиста с самыми порочными наклонностями, поэтому каждая сцена с ним выглядела несколько зловеще.

Но это еще ничего было - теперь, когда за королеву - Долорес Амбридж (чиновница-психопатка из Гарри Поттера) а за Филиппа - его Воробейшество (религиозный фанатик - предводитель тоталитарной секты из «Игры престолов»), сериал кажется абсолютным антимонархическим высказыванием. Вот разговаривают они в спальне, трогательные такие, старенькие, в халатиках этих симпатичных, но Все Понятно.