примерно месяц назад мне написала представительница актрисы юлии хлыниной с с потрясшей меня новостью: юлия вместе со студентами гитиса поставила читку "горького". и они хотели устроить премьеру для публики - открытую и бесплатную. площадкой стал парк горького, а сценой - яблоневый сад у "народной обсерватории". три дня я ночевала в трех разных поездах, чтобы это увидеть. и, конечно, вместо сна размышляла о том, как это будет.
в итоге, очень помятая, зато с почищенными в "скуратове" зубами, я приехала за полчаса до начала спектакля. я познакомилась с актерами и уверила их, что что бы я сегодня не увидела, я останусь довольна. помня, как я сама нервничаю, когда перед началом около меня кто-то ходит, я немедленно удалилась за 0,6 pims.
постояв в знаменитой пимсовой очереди 29,5 минут из 30 отпущенных, я побежала обратно к сцене, поскальзываясь на упавших яблоках. все места уже были заняты, но для меня вынесли отдельный стульчик сбоку. справедливо, учитывая мой рост, ведь спектакля ждали люди с детишками. затем я сказала пару приветственных слов и спектакль начался.
как удивительно было слышать произнесенным то, что я писала и переписывала целых два года! вместе с актерами я шептала истории о том, как горький упархивал из лап, перелетал через океан и падал с облаков. и все это звучало, как никогда не звучал мой внутренний голос, читавший текст: на сцене шло действие, а на заднем плане щебетали пойманные алешей пешковым пичужки, перекрикивались революционеры, гудели пароходы... я часто оглядывалась на малышей в зале - они сидели с открытыми ртами. думаю, они не понимали всех трудностей жизни горького, но ритм держал их внимание. как-то два абзаца, всего два выстраданных мной абзаца(!) каждой главы превращались в полноценное действие. в самом конце стало максимально шумно: горького буквально растаскивали на перышки люди со всей страны, кричали, махали, звали... и все стихло. горький улетел.
в конце меня попросили сказать пару слов. и я, заверив участников, что все здорово, позволила себе завершить словами самого горького после премьеры его первой пьесы, "на дне":
АХ ВЫ ЧЕРТИ ДРАПОВЫЕ!
(и немедленно расплакался от счастья)
в итоге, очень помятая, зато с почищенными в "скуратове" зубами, я приехала за полчаса до начала спектакля. я познакомилась с актерами и уверила их, что что бы я сегодня не увидела, я останусь довольна. помня, как я сама нервничаю, когда перед началом около меня кто-то ходит, я немедленно удалилась за 0,6 pims.
постояв в знаменитой пимсовой очереди 29,5 минут из 30 отпущенных, я побежала обратно к сцене, поскальзываясь на упавших яблоках. все места уже были заняты, но для меня вынесли отдельный стульчик сбоку. справедливо, учитывая мой рост, ведь спектакля ждали люди с детишками. затем я сказала пару приветственных слов и спектакль начался.
как удивительно было слышать произнесенным то, что я писала и переписывала целых два года! вместе с актерами я шептала истории о том, как горький упархивал из лап, перелетал через океан и падал с облаков. и все это звучало, как никогда не звучал мой внутренний голос, читавший текст: на сцене шло действие, а на заднем плане щебетали пойманные алешей пешковым пичужки, перекрикивались революционеры, гудели пароходы... я часто оглядывалась на малышей в зале - они сидели с открытыми ртами. думаю, они не понимали всех трудностей жизни горького, но ритм держал их внимание. как-то два абзаца, всего два выстраданных мной абзаца(!) каждой главы превращались в полноценное действие. в самом конце стало максимально шумно: горького буквально растаскивали на перышки люди со всей страны, кричали, махали, звали... и все стихло. горький улетел.
в конце меня попросили сказать пару слов. и я, заверив участников, что все здорово, позволила себе завершить словами самого горького после премьеры его первой пьесы, "на дне":
АХ ВЫ ЧЕРТИ ДРАПОВЫЕ!
(и немедленно расплакался от счастья)
три четверти Швамбрании/памяти Швамбрании
это - ни капельки не выдуманная история. в городе покровске, незадолго до февральской революции, два "докторова сына", гимназист лёля (лев кассиль, автор книги) и его младший брат, оська, наказаны. сидя в углу, они придумывают "игру на всю жизнь" - игру в выдуманную страну, Швамбранию. и во уже угол, где они стоят - не позорный угол, а отдаленный остров, а они - бесстрашные исследователи границ новой страны. на нарисованной ими карте контуры Швамбрании четки и напоминают огромный зуб, а в реальности - зыбки и расплывчаты. ведь Швамбрания живет в том, что вокруг, в кровати-корабле, в угле-острове, и тем, что вокруг, ведь все события настоящей жизни, от начала первой мировой войны до ухода николая II, отображаются в ее, швамбранской, летописи. это - невероятно подробный мир, знакомый всем, кто в детстве хоть раз играл во дворе в "зачарованных". эти дни - одни из самых радостных воспоминаний моего детства, и так здорово было узнать, что добрую сотню лет назад в выдуманные миры играли мои ровесники, точно так же, правда, за маленьким исключением.
я с любовью и трепетом смотрю на гараж-"дом зачарованных" в своем старом дворе.
кассиль свою Швамбранию сжег.
за семь лет, прошедших с первого прочтения "Кондуит и Швамбрания" в рамках университетского курса по литературе, я так и не смогла простить ему это предательство. в тот год мы получили классические тексты для переверстывания их в книжки с собственной подборкой иллюстраций. моя группа вытянула "Швамбранию", чему я ужасно радовалась, ведь важной частью истории про "игру на всю жизнь" были карты, а карты я очень любила. до сих пор на пинтересте у меня лежит подборка того, как самые разные художники увидели материк Большого зуба за прошедшие почти сто лет. и до сих пор я помню спор с нашим профессором о том, что Кассиль был неправ, или хотя бы неискреннен, чьи герои в конце книги несут то, что кажется кондовой пропагандой. мол, зачем играть в страну выдуманную, когда есть страна настоящая, новая советская россия. в которой, по словам красного комиссара, скоро тоже будут "мостовые, кинотеатры и мороженое каждый день". сказано это, конечно, в лютую послереволюционную зиму, когда гимназическое пальто меняют на кусок сала.
и я не верю красному комиссару, и я не верю кассилю. как можно было так чудесно, так захватывающе, так вдумчиво описать Швамбранию, чтобы уничтожить, растоптать и отречься от нее в последних главах. "игра на всю жизнь", которая увлекала, была отдушиной, самым важным секретом, где жили невероятно обаятельные злодеи и герои (чего стоил только "джек-спутник моряков", родившийся из купленного на рынке разговорника для моряка на пяти языках). что уж там говорить, полная летопись материка Большого зуба была настолько подробной, что первоклассник оська целый урок географии чистосердечно рассказывал про эту необычную страну и лишь случайно оказался пойман.
видимо, любовь автора к этой стране его детства чувствовалась настолько, что напугала блюстителей детских умов. особенно меня выводит из себя заголовок критической статьи учительницы литературы костаревой н. "это не нужно нашим детям!"(1949). костаревой н. понятное дело, виднее.
и в этот момент я окончательно перестаю понимать, как все было на самом деле. автор написал о симпатичной выдуманной стране. он же ее уничтожает, уничтожает, чтобы показать, как плохо и неправильно жить в мире фантазий? или потому что такой конец идейно верен и иначе не опубликуют? я снова и снова стараюсь убедить себя во втором варианте. иначе ужас, иначе страх: мир мечты, мир фантазии - маргинален?
это - ни капельки не выдуманная история. в городе покровске, незадолго до февральской революции, два "докторова сына", гимназист лёля (лев кассиль, автор книги) и его младший брат, оська, наказаны. сидя в углу, они придумывают "игру на всю жизнь" - игру в выдуманную страну, Швамбранию. и во уже угол, где они стоят - не позорный угол, а отдаленный остров, а они - бесстрашные исследователи границ новой страны. на нарисованной ими карте контуры Швамбрании четки и напоминают огромный зуб, а в реальности - зыбки и расплывчаты. ведь Швамбрания живет в том, что вокруг, в кровати-корабле, в угле-острове, и тем, что вокруг, ведь все события настоящей жизни, от начала первой мировой войны до ухода николая II, отображаются в ее, швамбранской, летописи. это - невероятно подробный мир, знакомый всем, кто в детстве хоть раз играл во дворе в "зачарованных". эти дни - одни из самых радостных воспоминаний моего детства, и так здорово было узнать, что добрую сотню лет назад в выдуманные миры играли мои ровесники, точно так же, правда, за маленьким исключением.
я с любовью и трепетом смотрю на гараж-"дом зачарованных" в своем старом дворе.
кассиль свою Швамбранию сжег.
за семь лет, прошедших с первого прочтения "Кондуит и Швамбрания" в рамках университетского курса по литературе, я так и не смогла простить ему это предательство. в тот год мы получили классические тексты для переверстывания их в книжки с собственной подборкой иллюстраций. моя группа вытянула "Швамбранию", чему я ужасно радовалась, ведь важной частью истории про "игру на всю жизнь" были карты, а карты я очень любила. до сих пор на пинтересте у меня лежит подборка того, как самые разные художники увидели материк Большого зуба за прошедшие почти сто лет. и до сих пор я помню спор с нашим профессором о том, что Кассиль был неправ, или хотя бы неискреннен, чьи герои в конце книги несут то, что кажется кондовой пропагандой. мол, зачем играть в страну выдуманную, когда есть страна настоящая, новая советская россия. в которой, по словам красного комиссара, скоро тоже будут "мостовые, кинотеатры и мороженое каждый день". сказано это, конечно, в лютую послереволюционную зиму, когда гимназическое пальто меняют на кусок сала.
и я не верю красному комиссару, и я не верю кассилю. как можно было так чудесно, так захватывающе, так вдумчиво описать Швамбранию, чтобы уничтожить, растоптать и отречься от нее в последних главах. "игра на всю жизнь", которая увлекала, была отдушиной, самым важным секретом, где жили невероятно обаятельные злодеи и герои (чего стоил только "джек-спутник моряков", родившийся из купленного на рынке разговорника для моряка на пяти языках). что уж там говорить, полная летопись материка Большого зуба была настолько подробной, что первоклассник оська целый урок географии чистосердечно рассказывал про эту необычную страну и лишь случайно оказался пойман.
видимо, любовь автора к этой стране его детства чувствовалась настолько, что напугала блюстителей детских умов. особенно меня выводит из себя заголовок критической статьи учительницы литературы костаревой н. "это не нужно нашим детям!"(1949). костаревой н. понятное дело, виднее.
и в этот момент я окончательно перестаю понимать, как все было на самом деле. автор написал о симпатичной выдуманной стране. он же ее уничтожает, уничтожает, чтобы показать, как плохо и неправильно жить в мире фантазий? или потому что такой конец идейно верен и иначе не опубликуют? я снова и снова стараюсь убедить себя во втором варианте. иначе ужас, иначе страх: мир мечты, мир фантазии - маргинален?
и ведь именно в этом неубедительно убеждают главных героев в последних главах. мир игры, мир Швамбрании входит все в большее и большее соприкосновение с миром реальным, послереволюционным и непредсказуемым. даже комиссаром, главным в городе, становится бывший сапожник (сразу вспоминается "персеполис", где заведующим паспортами до революции владел той же обувной профессией). на это отец лели и оськи сердито говорит, что "сапоги у вас получались лучше, чем революция". опасно, автор, опасно!
но еще опаснее, и страшнее моему мемориальскому сердцу - визит главных героев в чк. во время обыска находят их швамбранские "документы": карту, "тайный приказ", "список заговорщиков"... как мастерски ведет читателя тут кассиль! нам очевидно, что все это - элементы игры, но наметанный глаз чекиста выхватывает кодовые слова. совсем юным братьям немедленно предлагают "прокатиться на автомобиле до начальника". сердце сжимается. я слишком хорошо знаю, чем обычно заканчиваются такие поездки. но до этих знакомых ужасов - еще пара десятков лет, а пока что "начальник" и "сердитый латыш" умирают со смеху, слушая объяснения оськи:
- Швамбрания - это страна такая, ее леля открыл.
- ишь ты, какой колумб твой леля!
выдохнули. материк Большого зуба спасен, но история его уже подходит к концу.
"и в треске аплодисментов я услышал отзвуки гибели развенчанной Швамбрании"
летом, в нижнем, я спросила сапрыкина, как кассиль мог так поступить? как можно было отказаться от этой игры? почему я не могу поверить в приведенные им причины? юра ответил, что революция для людей тогда была не тем, чем видится нам сейчас. она казалась спасением, возможностью, а те самые суровые зимы и последнее сменяное на сало гимназическое пальто - неизбежной ступенькой к лучшей жизни. с "мороженым каждый день". я поверила юре, а потом - перечитала, и вот вы смотрите на этот текст.
я не знаю что меня пугает больше. то, почему братья отреклись от Швамбрании (их сестра собрала детей, которые высмеяли "игру" перед всеми, скажите, а вы часто отказываетесь от мечты, когда ее поднимают на смех?). или то, как легко они это сделали (леля декламирует, разбирая на топливо для детской библиотеки дом, где еще недавно они играли в континент Большого зуба: "за работу пора нам, не зевать по сторонам, сказка - прах, и сказка - пыль, лучше сказки будет быль" - как топорно!).
или то, как эта "быль", та самая новая страна, ради которой они отреклись от Швамбрании, в 37 году расстреляет оську.
поэтому я и написала "три четверти Швамбрании": вот я буду читать и перечитывать эту замечательную книгу, без последней четвертинки. простите за такую бурность и категоричность: просто в октябре я отправляюсь к своей собственной Швамбрании, в которую играю уже почти десять лет. и отказываться от нее я не буду, надеюсь, никогда.
но еще опаснее, и страшнее моему мемориальскому сердцу - визит главных героев в чк. во время обыска находят их швамбранские "документы": карту, "тайный приказ", "список заговорщиков"... как мастерски ведет читателя тут кассиль! нам очевидно, что все это - элементы игры, но наметанный глаз чекиста выхватывает кодовые слова. совсем юным братьям немедленно предлагают "прокатиться на автомобиле до начальника". сердце сжимается. я слишком хорошо знаю, чем обычно заканчиваются такие поездки. но до этих знакомых ужасов - еще пара десятков лет, а пока что "начальник" и "сердитый латыш" умирают со смеху, слушая объяснения оськи:
- Швамбрания - это страна такая, ее леля открыл.
- ишь ты, какой колумб твой леля!
выдохнули. материк Большого зуба спасен, но история его уже подходит к концу.
"и в треске аплодисментов я услышал отзвуки гибели развенчанной Швамбрании"
летом, в нижнем, я спросила сапрыкина, как кассиль мог так поступить? как можно было отказаться от этой игры? почему я не могу поверить в приведенные им причины? юра ответил, что революция для людей тогда была не тем, чем видится нам сейчас. она казалась спасением, возможностью, а те самые суровые зимы и последнее сменяное на сало гимназическое пальто - неизбежной ступенькой к лучшей жизни. с "мороженым каждый день". я поверила юре, а потом - перечитала, и вот вы смотрите на этот текст.
я не знаю что меня пугает больше. то, почему братья отреклись от Швамбрании (их сестра собрала детей, которые высмеяли "игру" перед всеми, скажите, а вы часто отказываетесь от мечты, когда ее поднимают на смех?). или то, как легко они это сделали (леля декламирует, разбирая на топливо для детской библиотеки дом, где еще недавно они играли в континент Большого зуба: "за работу пора нам, не зевать по сторонам, сказка - прах, и сказка - пыль, лучше сказки будет быль" - как топорно!).
или то, как эта "быль", та самая новая страна, ради которой они отреклись от Швамбрании, в 37 году расстреляет оську.
поэтому я и написала "три четверти Швамбрании": вот я буду читать и перечитывать эту замечательную книгу, без последней четвертинки. простите за такую бурность и категоричность: просто в октябре я отправляюсь к своей собственной Швамбрании, в которую играю уже почти десять лет. и отказываться от нее я не буду, надеюсь, никогда.
РЕЦЕПТ ПОБЕДЫ
выберите район города, который называют "самым опасным". возьмите 5 старшеклассниц и велите им собраться на самом его краю. совершите подношение духу "пятерочки" и отправляйтесь в путь. посыпайте бумажными обрезками каждую точку, где вы остановитесь. задавайте друг другу странные вопросы и рисуйте ответы. маршрут пролейте дождем, для бодрости. замешайте замешательство прохожих. потеряйте не менее пяти фломастеров. результат тщательно перемешайте, отсканируйте и отправьте на конкурс путеводителей по Нижнему Новгороду.
УРА! лучшая первосентябрьская новость - мы с ребятами из 170й школы автозаводского района, с МОНЧАГИ, - победили! наш "мончагагид", путеводитель по "самому опасному" району с заданиями, играми и новыми знакомствами совсем скоро станет бумажным и настоящим.
выберите район города, который называют "самым опасным". возьмите 5 старшеклассниц и велите им собраться на самом его краю. совершите подношение духу "пятерочки" и отправляйтесь в путь. посыпайте бумажными обрезками каждую точку, где вы остановитесь. задавайте друг другу странные вопросы и рисуйте ответы. маршрут пролейте дождем, для бодрости. замешайте замешательство прохожих. потеряйте не менее пяти фломастеров. результат тщательно перемешайте, отсканируйте и отправьте на конкурс путеводителей по Нижнему Новгороду.
УРА! лучшая первосентябрьская новость - мы с ребятами из 170й школы автозаводского района, с МОНЧАГИ, - победили! наш "мончагагид", путеводитель по "самому опасному" району с заданиями, играми и новыми знакомствами совсем скоро станет бумажным и настоящим.
"Привет! Мы - ученики 170й школы Мончегорского района Автозавода. Наш район боятся, уважают или вообще ничего не знают о нем, а значит, и не бывают тут. Мы хотим это изменить и зовем вас гулять! Вместе с нами вы познакомитесь с таинственным Василием, заглянете в сады и создадите свой стрит-арт."
со 170-й школой я познакомилась на проекте "скрытые чувства" от нижегородского гцси и завода газ. выше рассказывала, как мы придумывали истории, рисовали зин, много гуляли и расклеивали везде наши символы. чтобы чувствовать себя в безопасности, надо, чтобы за тобой кто-то приглядывал - так мы придумали "глазки", которые теперь появляются (и пропадают, ведь не все хотят быть увиденными!) в разных местах вокруг школы.
после нашей заключительной встречи я чувствовала, что есть еще огромный запрос на продолжение нашей дружбы. тогда, за неделю до конца подачи заявок я решилась приехать в нижний, провести день с ребятами и оставшиеся шесть ночей в работе над заявкой. и это окупилось!
со 170-й школой я познакомилась на проекте "скрытые чувства" от нижегородского гцси и завода газ. выше рассказывала, как мы придумывали истории, рисовали зин, много гуляли и расклеивали везде наши символы. чтобы чувствовать себя в безопасности, надо, чтобы за тобой кто-то приглядывал - так мы придумали "глазки", которые теперь появляются (и пропадают, ведь не все хотят быть увиденными!) в разных местах вокруг школы.
после нашей заключительной встречи я чувствовала, что есть еще огромный запрос на продолжение нашей дружбы. тогда, за неделю до конца подачи заявок я решилась приехать в нижний, провести день с ребятами и оставшиеся шесть ночей в работе над заявкой. и это окупилось!
для вас специальный репортаж из сердца сибири, тобольска. книжный фестиваль в доме-руине, забор имени менделеева и стенд невидимых книг!
я: торжественное открытие уличной выставки-забора будет в 15
тобольское рпц: погоди-ка
тобольское рпц: погоди-ка
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
организаторы: катя, только без демонстраций, хорошо?
катя и дети:
катя и дети: