Старый Следопыт
2.34K subscribers
3.67K photos
77 videos
6 files
838 links
История Украины, России и Польши как единое пространство смыслов. О Второй мировой и немного о других войнах, полевом поиске и архивной пыли.
加入频道
По случаю озвученных Минобразования Украины замечательных инициатив по сокращению в старших классах школы обязательных предметов до мовы, физкультуры, "Защиты Украины" и математики, не грех напомнить о дополнительных возможностях.

Вот, к примеру, Васильковский гебитскомиссар справедливо отмечает, что нечего почем зря "в военный период" топить школы, а ходить туда зимой детям все равно не в чем. Поэтому учиться будем весной и летом - когда в селе, как известно, все главные сельхозработы. А кто не понимает - того накажем.

Хозяйственный, рациональный, европейский подход Заслуживает всяческого внимания.

Источник: Госархив Киевской обл.

#хозяйке_на_заметку
К слову про образование: найденные на помойке документы человека, начавшего обучение во Львове в польской начальной школе, продолжившего при советской власти, которую затем сменила немецкая, и закончившего семилетку в 1945 году.

Что тут любопытно. Система школ повшехных в Польше - это низший уровень с польским языком обучения. Как правило, там учились "туземцы". При "советской оккупации", как сообщает страдающий Казимеж Рендзиньский в публикации для Музея истории Польши, во Львовской области из 1347 школ 1003 стали украинскими, 7 - русскими и 314 остались польскими. Программу обучения перевели на советский стандарт, который предполагал значительное усложнение программы - это видно и по финальному документу.

При немцах мову оставили, но программу, наоборот, упростили: унтерменьш в Рейхе должен был знать простой счет, быть физически здоровым, вовремя молиться и знать немецкий язык. Главная же божественная заповедь заключалась в том, чтобы повиноваться немцам.

А химию и физику заставляли учить преступные совиты, заселившие львовских селян в польские квартиры, давшие им сложные профессии и построившие производства, которые потом благополучно порезаны на металл под пение в красивых вышиванках.
Артиллеристы едут на буксируемой 152-мм гаубице обр. 1938 (М-10) в городе Ченстохова - духовной столице Польши, где находится чудотворная икона Богородицы.

Она была освобождена в ходе Висло-Одерской операции, начавшейся 80 лет назад, и за этот бой в том числе танковый ас, Герой Советского Союза майор Семен Хохряков получил вторую Золотую звезду.

Немцы подготовили Ченстохову к обороне с контролем артиллерии над подступами, заминировали мосты, оборудовали аэродром с временем подлета до 15 минут. Однако батальон Хохрякова дерзко перескочил мост через реку Варта и на плечах противника ворвался в город.

Авиация немцев в застройке сделать уже ничего не могла, и хохряковские танки за сутки учинили полный разгром немецкого гарнизона, взяв город и потеряв только пять машин и 28 человек убитыми.
Гид по стилю ложных целей от инженеров Волховского фронта. Над "ложным грибком" мы долго смеялись всем коллективом, а макет лошади - шедевр жанра, известного как military deception (MILDEC).

А в целом задумка, конечно, комлексная: если есть фальшивые пушки - должны быть к ним и макеты бойцов, макеты сохнущих портянок, полевых кухонь, автодорог. В полном документе есть даже макеты костров - они, как ни странно, дымят по-настоящему. А задачи бойцам на фото ставит вполне себе живой командир.

Надо сказать, что изготовлением разного рода фейков занимались еще с Первой мировой. А ко второй войне американская промышленность наладила выпуск очень даже реалистичных надувных танков. Еще одним решением была печать на ткани, которая натягивалась поверх грубого макета объекта.

Но когда всё срублено топором и держится на живых гвоздях - совсем другой вайб, согласитесь. И вражеским аналитикам аэрофотосъемки приятнее.

За наводку спасибо каналу "Топографический театр".
Заявление кандидата в президенты Польши, директора Института нацпамяти (и главного попечителя нарратива о Волынской резне) Кароля Навроцкого о том, что без признания вины за геноцид поляков Украину не пустят в ЕС и НАТО зацепило его украинских коллег по-настоящему.

В местной прессе пошел вал "серьезных" статей, опровергающих "польский миф", их пишут настоящие профессора, пытаясь доказать то, что раньше высыпалось на эмоциях:

- что нет никаких 100 тысяч убитых (по Навроцкому - 120);
- что действия Армии Крайовой и УПА в отношении гражданского населения одинаковы по сути;
- что УПА вообще не при делах, всё сделали волынские селяне, обиженные польской "пацификацией" и колонизацией;
- что самые массовые убийства произошли в тех районах, где была сильна коммунистическая пропаганда;
- что на самом деле виноваты "совєти", зачищавшие Западную Украину в 1939-40 гг. и запустившие кровавый маховик репрессий. И польские села жгли вообще переодетые энкаведешники.

В общем, "не всё так однозначно".

Однако даже если поляки и сильно все упрощают в рамках пропаганды, то в главном они правы: убийство польского населения не имело характера самостоятельной цели, «а являлось средством добиться этнической однородности территорий, условием sine qua non создания независимой Украины».

Базовые установки очистки Нации от "чуженационального поневолення" были приняты ещё в 1929 г., на І Конгрессе украинских националистов, создавшем ОУН.

В 1938 г. вышла фундаментальная работа одного из военных лидеров ОУН Михаила Колодзинского "Украинская военная доктрина", прямо призывавшая к уничтожению Польши как "ненужного государства" Европы - взамен неё будет Самостийна Украина.

"Все московские рабочие и все польские колонисты, находящиеся на украинских землях, являются еще большими врагами украинской националистической революции, как вооруженная враждебная сила. Первые волны нашего восстания должны быть поэтому обращены против московского, польского и румынского элемента, чтобы иметь безопасные тылы в дальнейшей борьбе с вооруженной, враждебной силой. А это может нам удаться, когда неожиданно застанем враждебное население и полувоенные организации и обезвредим их пока прибежит им на помощь военная сила", - пишет Колодзинский, призывая также и к убийству всех евреев.

Но современные исследователи напирают на то, что это было чисто его мнение.

А далее, в феврале 1943 г. на III конференции ОУН-Б было принято решение начать открытую партизанскую войну на Волыни, где позиции националистов были слабы. Бандеровцы были убеждены, что окончательную битву за независимость им придётся вести с СССР или Польшей, а может, и обоими одновременно. Поэтому следовало заранее бросить все усилия против советских и польских партизан. Они, а не немцы, и были главными противниками УПА.

Признать всё это для киевского режима - это выстрелить себе в голову: кому нужны такие "партнеры"? Хотя в рамках привычной шизофрении идеология ОУН является государственной, а таким, как Колодзинский ставят памятники. Все же логично: просто сказать "Б".

Но раз поляки решили вынести Волынскую резню на знамена президентских выборов - процесс перевода современных бандеровцев из статуса жертвы в статус организаторов и покрывателей геноцида будет очень веселым и интересным.

#героямсала
Вся эта многолетняя возня вокруг костей поляков, убитых в период 1942-45 гг. (украинцы своими костями не интересуются вообще) между двумя как бы союзниками выглядит странной только на первый взгляд. Поскольку то же самое было и 80 лет назад, когда в мае 1945-го Армия Крайова и УПА начали лупиться в дёсна сотрудничество, сосредоточившись на общем враге.

До того сам факт принадлежности к конкретному этническому сообществу часто означал поддержку одной из воюющих сторон. Людей убивали только за то, что они были поляками или украинцами, что наиболее ярко проявилось на Волыни. Но когда стало ясно, что Красная армия победила, Польшу освободили без всяких сопливых и начинается большая зачистка, АК пошла на ряд локальных соглашений.

Так комендант Замойского округа, капитан Маркиян Голембьевский 3 мая 1945 г. обратился с воззванием к украинцам, в котором призвал забыть, что они как-то странно оказались на стороне немцев - этих извечных врагов славянства (тоже очень смешной момент), - и вместе повернуть штыки против "империи красной России, нацеленной на то, чтобы уничтожить два наших народа".

Итогом соглашения с УПА, заключенного 21 мая 1945 г. в Руде-Ружанецкой при посредничестве католических и православных священников, стала совместная атака на гарнизон города Грубешув и ряд других акций.

Понятно, что такие соглашения были точечными, бандеровцы продолжали убивать бойцов Войска Польского, Пограничных войск и Корпуса внутренней безопасности и тихо ненавидеть "партнеров", собираясь их кинуть. Однако сам факт временной "братской любви" налицо.

В наши дни и в Польше, и в Украине рулят искренние поклонники АК и УПА соответственно. Они победили задним числом, но базовые идеи у них те же. Они тихо ненавидят друг друга, желают использовать "союзника" в своих интересах, но ситуативно лупятся в дёсна сотрудничают в рамках борьбы против общего врага. Парафинить друг друга это никак не мешает - как и равнодушно относиться к потерям гражданского населения как неизбежным, нужным ради великой цели.
Музей Второй мировой войны в Гданьске, где директорствовал упомянутый выше Кароль Навроцкий, является отличным образчиком оригинального видения истории. Практически полностью скопированного галицкими культуртрегерами, только под местный колорит.

В этом повествовании прекрасная Польша, невинно подобравшая валявшийся на земле Тешин, подверглась жестокому удару двух тоталитарных режимов - немецкого и советского. Потом были годы борьбы, поляки в составе разных армий мира (кроме Красной армии) сражались с нацизмом, бились в подполье, страдали от рук жестоких бандеровцев. Понесли самые большие потери населения в мире.

А в 1945 году случилась непонятная херня.

Германский нацизм куда-то делся (и никто не знает почему), а ему на смену пришла повторная оккупация Советами. Но, слава Матке Боске, Польша теперь снова свободна.