ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
733 subscribers
5.11K photos
346 videos
15 files
3.6K links
Канал «ПОЭЗИЯ| Стихи нового дня» создан для каждого из нас.

Для обратной связи: @poemsofnewdaybot
加入频道
#современник #Изотов

Сергей Изотов. Игра в прятки

я не верил в июнь до конца, но он уже сдал отпечатки,
и надеется получить документы в срок,
время закрыло глаза, мы играем со временем прятки,
ты любила высокие потолки, но был слишком низкий порог.
и я прятался за него, как рептилия прячется в панцирь,
вычищал из челюсти жизни остатки своих костей,
так ведет себя поезд метро,
остановившийся между станций,
невыносимо неловкий,
всегда ничей.
и наш город, он тоже застрял
он и казино, и больница,
здесь всем нужна помощь, а на стенах нет места часам
я видел, как ты спала, когда ударили по столице,
в нашей русской рулетке всегда пустой барабан.
так что выиграть в любом случае будет трудно.
впрочем, ты ещё ценишь радость среди чумы,
хоть и прячешься в одеяло каждым совместным утром,
всё ещё уезжаешь на полуостров
за пустяками войны.
один мой коллега сказал: "а веришь, там всё спокойно".
вот он враг, вот он ты, вот он — размеренный ритм.
а меня укрывала память о грязном, но детском море,
и я не отдал бы её даже за самый цветущий Крым.
только время открыло глаза, убрало ладони,
вместо лозунгов прозвучит "я иду искать"
это ты научила меня не прятаться,
над нашей кроватью,
проплывут беспилотники-херувимы,
я уязвимый,
мы уязвимы,
мы все теперь стали прозрачны,
на сдачу от ультиматумов,
я вылечу искалеченность,
улыбнусь невзначай и скажу тебе: "всё в порядке"
какое-то время мы будем жить вечно.
я слишком устал от национального спорта
нас нашли,
нам больше незачем
играть
в прятки.

Telegram-канал Сергея Изотова
#Актёрыпоэты #Быков

Ролан Быков

Моя импровизация - игра,
Игра в слова словами ниоткуда,
Нет, вовсе не поэзия причуда,
Поэзия для этого стара.

Я уважаю слово и люблю,
Оно во мне родит такую нежность,
Такую длящуюся долго свежесть,
Я им владею, на него молюсь.
____________

Не помню, кто сказал -
Слеза горька.
Моя пробилась между скал
Издалека.
Из дали детства, где года
Шли напрямик,
Из той страны, где я гадал
На даму пик...
____________

Отчего трагичны лики,
Мудрецы зачем так грустны,
Так печальны все святые?
В их глазах страданий блики,
Их сомненья безыскусны,
В них живые, без покрова
Истины глядят простые.
На печальной этой тризне
Нету большего страданья,
Чем простое пониманье
Нашей жизни...
День рождения #деньрождения #Пессоа

Фернандо Пессоа

Я жалок, я ничтожен и смешон,
Безмерно чужд и целям и заветам -
Как все: один их начисто лишен,
Другой, быть может, ищет их - да где там!

Пускай влекусь к добру - по всем приметам
Дурной дороги выбор предрешен.
Плетусь, как призрак,- наг, опустошен
И ослеплен потусторонним светом.

Все то, во что я верю,- чистый вздор.
Приемлю скромно жизнь мою простую -
Пишу стихи, вступаю в разговор.

Оправдываться? Боже сохрани!
Менять натуру? Все одно впустую.
- Довольно, сердце: хватит болтовни!

🔷 13 июня исполнилось 1️⃣3️⃣5️⃣ лет со дня рождения португальского поэта и прозаика, лидера португальского авангарда, классика новой португальской словесности Фернандо Антонио Ногейра Пессоа (1888 — 1935 гг.). 👇
День рождения #деньрождения #Пессоа

🔷 Фернандо Пессоа родился в Лиссабоне. Его отец умер, когда мальчику было 5 лет. Мать повторно вышла замуж. Детство Пессоа провёл в Дурбане в Южной Африке. Фернандо прекрасно учился, писал стихи, в том числе на английском языке. Даже получил почётную премию королевы Виктории за лучшее эссе.

🔷 В 1905 году Пессоа вернулся в Португалию, поступил на филфак Лиссабонского университета, работал переводчиком деловой корреспонденции, но большую часть своего времени посвящал занятиям литературой, участвовал в издании журнала. В течение двух лет (1914–1916) Пессоа выступал как теоретик постсимволистского искусства и стал зачинателем трёх новых направлений португальского модернизма: паулизм, сенсационизм и интерсекционизм.

🔷 При всей сконцентрированности поэта на творчестве, при жизни имя Фернандо Пессоа было известно лишь в узком кругу интеллектуалов.
Он остался непонятым современниками и, как Камоэнс ушёл из жизни в безвестности, опубликовав лишь один поэтический сборник на родном языке. Признанным мастером современного португальского языка поэт стал через много лет после смерти. Первое полное издание «Книга непокоя» вышло в 1982 году.

🔷 Особенностью творчества Пессоа стало создание огромного числа гетеронимов - воображаемых авторов, от лица которых Пессооа писал. Это были не просто псевдонимы, а полноценные образы поэтов, у каждого из которых были свои индивидуальные биографии, стиль, идеи, образ мышления. Исследователи творчества Пессоа установили, что поэт использовал 136 гетеронимов, полу-гетеронимов и псевдонимов. Фактически Пессоа перестал быть существующим автором, "растворившись" в своих многочисленных образах.

"С детства я стремился творить вокруг себя вымышленный мир, окружая себя друзьями и знакомыми, никогда не существовавшими (на самом деле, я не знаю, действительно ли они не существовали, или же — это я не существую; в этом, как и во всём, мы не должны быть догматиками)" - писал Пессоа.

Уже несколько десятилетий Пессоа признанный классик португальской литературы.
#Пессоа

Фернандо Пессоа

Пер. Ю. Левитанского
Если кто-нибудь после смерти моей пожелает
Написать мою биографию - это будет весьма
несложно.
Имеются две основные даты - рожденья моего
и смерти.
Между этими датами - все дела мои и все дни мои
остальные.

Описать меня - дело простое.
Мир разглядывал пристально - как одержимый.
Все сущее любил любовью отнюдь
не сентиментальной.
Не имел желаний, которые не осуществимы, -
не обольщался.

"Слышать" было для меня всегда дополнением
к "видеть".
Я понял, что все на свете реально
И все вещи друг с другом не схожи:
Я не разумом это понял - понял глазами,
А иначе я бы не видел различий меж ними.

Однажды мне захотелось спать - как ребенку.
Я закрыл глаза и уснул спокойно.
Кроме того, я был поэтом Природы,
Единственным в своем роде.
_____________

Пер. Е. Витковского
Расчет перепроверив десять раз,
Я сдал его. Теперь все ясно, просто.
Моя душа - подобие помоста,
Где выставлена муха напоказ.

Я завершил детальнейший анализ,
Определяя, где и чья вина.
Практическим советам - грош цена,
Теории, увы, не оправдались.

Зачем доклад, совет иль образец
Тому, чей мозг сломался, как зубец
У эмигранта в старенькой расческе?

И надписать пора, сомненья нет,
Тяжелый запечатанный пакет,
В котором - я и все мои наброски.
_____________

Пер. А. Косс
Мой облик, жесты, взгляд - не я:
Так нереален небосвод.
Та суть во мне, что не моя,
Моею жизнью не живет.

Притихший ветер сном прогрет,
День смысла начисто лишен.
Моей тоске исхода нет.
Я выжат и опустошен.

Когда б на память мне пришли
Другие небеса, края,
Прекрасней жизни и земли,
Известных мне! Но мысль сия,

Плод умствующего ума,
Что праздным умствованьям рад,
В моей дремоте спит сама,
Как водоросли в море спят.

И лишь в чужой мне яви дня,
Забывшей обо мне давно,
Есть все места, где нет меня,
Есть все, чего мне не дано.

Мне нет ни сути, ни пути,
Ни знания, ни бытия.
Мне только снится жизнь моя.
_____________

Пер. Е. Витковского
Пред наступлением бури
Миг выдается такой:
Сердцу даруя покой,
В облаке - просверк лазури.

В оцепененье, в тиши,
Вдруг прерывается вялость:
Гонит тупую усталость
Просверк в глубинах души.

Непредсказуемы крайности,
Кто из живых - без греха?
Кроют кристаллы стиха
Донце бокала случайности.

Чувство - терзает и гложет,
Вспыхнет - уже не отстанет.
Тот, кто себя не обманет -
Чувствовать тоже не сможет.

Мучимся? Горькие строки.
Лжем? Это снова они.
Все - листопадные дни,
Долгого ливня потоки.
#современник #Купреянов

Иван Купреянов

Помолчи о высоком. Тяжёлых камней не тревожь.
Не мешай ошибаться: ошибки ценнее удач.
В жизни стоит ценить только ту, настоящую дрожь,
о которой расскажут военный, спасатель и врач.
В повседневных занятиях вовсе не нужен размах,
не на каждое яблоко в мире имеется змей.
Прекрати строить речь на чужих отражённых словах –
и особенно мыслить словами такими не смей.
Никому ничего не должны приносить небеса,
потому что никто ничего небесам не принёс.
Подыши на стекло, нарисуй человечка и пса.
Посмотри, как растают они – человечек и пёс.

Telegram-канал Ивана Купреянова
#современник #Романовская

Дина Романовская

Вот так придумал бог.
Вот дверь, вот потолок,
вот солнца луч, застрявший на обоях,
вот мы. Смотри, нас здесь всего лишь двое.
Лишь ты и я. И да, немного душно.
Не смейся и не называй игрушкой,
то чувство, что сейчас в моих руках.
Я глубоко дышу. Я знаю – это страх,
который может заморозить насмерть,
неверие. Давай разложим карты.
Давай гадать на кофе, на руке,
на книгах, на ключах в замке,
на песнях, на обрывках разговоров.
Здесь ты и я. И нас всего лишь двое,
как в книге, как в кино, как на картине,
во сне, в метро, в проклятом карантине,
на небе, на земле, на дне колодца,
там, где не виден этот лучик солнца,
застрявший на обоях, где помехи
не помешают крикнуть: «Я приехал!»,
где тишина, где шумно, где угодно…
Кто мы такие, чтобы спорить с богом?
06.06.2023

Telegram-канал Дины Романовской
#Хвостенко

Алексей Хвостенко

Мимо летнего солнца за пазухой спрятанный глянец
Он заплатами крепкого тела смущая детей наготу
И забившись в солому дудел свой предутренний танец
Как нехитрый полёт рыболова на вертком плоту

Эти новости пар за окраиной летнего дыма
Эти новости пар узнаю по закрытым глазам
Ваших дрязг голоса и торжественно гул и значимо
Так на старые раны в тряпице приносят бальзам

Так поверьте я счастлив звучанием вашего дола
Как на стуле сижу опрокинув глаза за рекой
Паровозная доля за дальней стеной частокола
Паровозная совесть приносит успех и покой

Так поверьте я счастлив куражась в бегах торопливо
Мне приносит прощанье настой сентября над Невой
Мне приносят в бокалах печальное сладкое пиво
И на память зрачки застилают густой пеленой
ленинград, лето 62
#современник #Шакарян

Константин Шакарян

Со мглою земля зарифмованы крепко.
"Во мгле" — "на земле" — обретаемся мы.
Бесчисленных строчек согласная лепка,
Созвучие, взятое кем-то взаймы.

Старинною мглой, многократно воспетой
Не в силах доныне натешиться стих.
Блуждающей рифмы разменной монетой
За истину платишь, какой не постиг.

На речедробительной каменоломне,
Что краткости ради стихом нарекли,
Измыслить ли, право, — ясней и объёмней
Созвучие-спутник для нашей земли?

Со временем — бремя, с эпохою — плохо,
И намертво с веком сведён человек.
И мгла наползает, не чуя подвоха,
И зреют дожди, и сгущается снег...

ВК Константина Шакаряна
#современник #Пахомов

Сергей Пахомов. Прогноз

Вдоль дороги рассыпан, как листья, надоевший до смерти пейзаж.
За подкладкой — звон мелочи. Мысли не о том, что изношен пиджак,
Не о том, что ухабисто небо и туманом размыт горизонт,
Что расшатаны нервы, как вербы на пригорке, похожем на зоб.
Лес гудит корабельною снастью, стаи ласточек-береговух
Обещают, что будет ненастье: ветер, ливень, гроза после двух —
После двух или трёх пополудни (точно выверен птичий прогноз),
Шмель-пастух, щёлкнув розгою, будит в камыше задремавших стрекоз.
На воде без особенной цели удит ваш непокорный слуга
Лихо рыбу, но вдруг потемнели недовольной реки берега!
Лодка быстро скользит перекатом, а на самом высоком холме
Пусто место становится свято, словно яркое пламя во тьме!
Как дочинят монахи обитель, отсусалят церквей купола,
Я зайду к ним, продрогший, на сбитень — поболтать про Христовы дела.

ВК Сергея Пахомова
#современник #Орынянская

Полина Орынянская. Веточка

А дожди взяли будни измором,
затянули небес горловину.
Всё казалось, что лето нескоро,
а уже зацветает малина.

Ты прохожий, и я мимоходом.
Оглянись, присмотрись и запомни,
как холодную вешнюю воду
согревают для ягоды корни.

Что там будет – не знаешь наверно.
Ни ответа тебе, ни приметы.
Но качается веточка мерно,
колыбельная веточка лета.

И на этом зелёном наречье
обещает живое, простое:
будет август – и сладок, и млечен,
будет время покоя.

Telegram-канал Полины Орынянской
#Актёрыпоэты #Рязанов

Эльдар Рязанов

Я умом могу понять все доводы ...
Не держи меня, дай я уйду.
Песенка рождается без повода
и не может жить на поводу.

То, что я любил когда-то смолоду,
нынче за версту я обойду.
Песенка рождается без повода,
и поводья рвутся на ходу.

Зряшной жизни я хочу попробовать,
с пустяками быть накоротке.
Песенка рождается без повода,
песня не живет на поводке.
День рождения #деньрождения #Бальмонт

Константин Бальмонт

Я не из тех, чье имя легион,
Я не из царства духов безымянных.
Пройдя пути среди равнин туманных,
Я увидал безбрежный небосклон.

В моих зрачках — лишь мне понятный сон,
В них мир видений зыбких и обманных,
Таких же без конца непостоянных,
Как дымка, что скрывает горный склон.

Ты думаешь, что в тающих покровах
Застыл едва один-другой утес?
Гляди: покров раскрыт дыханьем гроз.

И в цепи гор, для глаза вечно-новых,
Как глетчер, я снега туда вознес,
Откуда виден мир в своих основах!
1899 г.

🔷 15 июня родился Константин Дмитриевич Ба́льмо́нт (1867 - 1942 гг.) — русский поэт-символист, переводчик.
Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил со многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. После 1920 г жил во Франции.
#Прасолов

Алексей Прасолов

В рабочем гвалте, за столом,
В ночном ли поезде гремящем
Резонно судят о былом
И сдержанно – о настоящем.

И скован этот, скован тот
Одним условием суровым:
Давая мыслям верный ход,
Не выдай их поспешным словом.

Свободный от былого, ты
У настоящего во власти.
Пойми ж без лишней суеты,
Что время – три единых части:

Воспоминание – одна,
Другая – жизни плоть и вещность.
Отдай же третьей всё сполна,
Ведь третья – будущее – вечность.
1966
#Актёрыпоэты #Филатов

Леонид Филатов

Чудеса всегда доверены минутам.
Чудо трудно растянуть на полчаса.
Но минуты мы неряшливо минуем –
И поэтому не верим в чудеса.

Вот — пузатая нарядная солонка.
Попытайтесь убедить себя на миг,
Что солонка — это тетушка Солоха,
А узоры — это вышитый рушник.

Не сумеют — ну и ладно, но при этом
Осмеют тебя на весь на белый свет!
Но природа не прощает непоэтам –
Мстя за каждый неразгаданный секрет.

И когда, предметы трогая неловко,
Мы разгадку задеваем впопыхах, —
Нам разгадка мстит, как та боеголовка,
И предметы разрываются в руках!..
День рождения #деньрождения #Коркия

Виктор Коркия

Мы перешли пределы откровенности,
однако сохранили про запас
испытанные нравственные ценности,
которым грош цена уже сейчас.

Не с пьяных глаз мы брали обязательства,
мы трезво все продумали сперва,
но властно предъявили обстоятельства
свои бесчеловечные права.

И все потенциальные возможности,
и все прекраснодушные мечты
открылись вдруг во всей своей ничтожности
в час ночи под покровом темноты.

И за окном кончалось мироздание,
и миллионы одиноких глаз
из космоса смотрели без сознания,
как коллективный Бог, на смертных нас...

🔷 12 июня исполнилось 75 лет поэту Виктору Платоновичу Коркия (р.1948 г.). В 1973 году Коркия окончил Московский авиаинститут. Успех пришёл в 1988 году с публикацией поэмы «Свободное время» в журнале «Юность». В «Юности» Коркия работал много лет (1976—1990 гг.). С начала 1990-х Коркия всё чаще обращался к драматургии, печатался в журналах «Юность», «Горизонт».
#современник #Коркия

Виктор Коркия

Змей пожирает самого себя:
заглатывает хвост – и пожирает.
Но Искуситель сам с собой играет.
Так поступает Время, то есть я.

Я прохожу – и прохожу насквозь! –
сквозь этот мир как мировая ось
и прохожу насквозь сквозь мир иной,
прокладывая смертным путь сквозной.

Неважно как, неважно почему –
я прохожу сквозь свет, как свет сквозь тьму,
и тайна для того, в ком тайны нет,
я прохожу сквозь тьму, как тьма – сквозь свет.

Я прохожу сквозь звезды и сквозь слезы,
сквозь жар пустынь и русские морозы,
сквозь Древний Рим и Гефсиманский сад,
сквозь ад земной и Дантов дивный Ад!

И собственную сущность истребя,
я обретаю полную свободу –
чтобы пройти насквозь и сквозь себя,
как свет сквозь свет и как вода сквозь воду.

За веком век – и вновь, и вновь, и вновь –
все по тому же замкнутому кругу,
где, умирая, шепчут: «Дай мне руку!..» –
но сквозь меня проходит лишь любовь!
#современник #Звягинцев

Николай Звягинцев

Люди могут складываться, могут расходиться,
Заново исчезнуть или заново родиться,
Дверцы в них бывают, перерывы в темноте.
Нарисуй мне линию в подземном переходе
Вместе с этой музыкой вдвоём на пароходе,
Вместе с этим домом, позабытым на плите.

Там, где ты проходишь, расступается бумага,
Лето побеждает без единого замаха,
Вздрагивает мир от тетивы до острия.
Как они выстреливают радостно и метко
Воду вместе с воздухом счастливые монетки,
Как я догадался, что одна из них моя.
#современник #ФетЭгвина

Эгвина Фет

пока не все уложены слова,
по крайней мере речь способна множить,
и мысль ещё не то, чтобы мертва,
но обойти её теперь несложно.
ты говоришь, что есть какой-то слом,
за чем то, типа
квантовым числом,
которое дрожит чернильной колбой,
когда в неё от звёзд летят осколки
на «153-й день в году».
ещё про то, как бесконечно гамлет
придумывал вопросы на лету,
отказываясь смерть принять на веру.
и дождь идёт, и стынут облака
от молнии, заряженной ампером.
сиреневе́ла вывеска, пока
пространство вне
перетекало в бар,
как будто бы внутри там было что-то.
вид лошади бледнел на тротуар,
растерянно взирая на прохожих.
ты говоришь про то, что телеграм
гораздо проще прежних телеграмм,
когда их отправляли, если только
на них внезапно кто-то умирал.
ты говоришь,
в немом пространстве, сте́ны
в объятия нас сдавливают с теми,
не с теми теми, с кем они нужны.
зачем мы здесь,
где промежуток есть
ни что иное,
как в его пределах.
и ты печальная сидела.
и ты.

Telegram-канал Эгвины Фет
#современник #Долгарева

Анна Долгарева

Человек лежит на больничной койке,
А кажется - на глубине.
"Это, - думает он, -
Рыбы налимы подплывают ко мне,
Носами тычутся слепо, но бойко".

И руки его
Ощущают скользкое и немое,
Словно тысячи глаз на него глядят:
Ну-ка,
Посмотрим, что ты за воин.
Вот тебе ад.
Прогоняй ад.

А не за что ,
Не за что уцепиться.
Дрожат, не в силах раскрыться, ресницы,
Гладкие рыбьи тушки,
Голова на подушке.
И только смутная память -
Лето,
Когда-то,
Когда он еще и не думал, что станет солдатом,
Когда он еще был не воин,
А обычным был дальнобоем,
Подобрал хиппушку
В штанах цветастых,
Ехали до Новосиба,
Все было просто - и баста,
Она на гитаре играла, вышла на окружной.
Кто ты?
И образ зачем прилепился твой?

Но отплывают подальше
Скользкие рыбы
И расступается
Тяжелая водная глыба,
Чтобы выпустить в мир,
Мокрого, как младенца.
Чтобы забилось сердце.

Telegram-канал Анны Долгаревой