День рождения #деньрождения #Лорка
Федерико Гарсиа Лорка яркий деятель испанской культуры XX века родился в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. Многие свои стихи поэт посвятил родному краю - здесь он вырос, учился, начал изучать литературу, философию и право в университете Гранады в 1914 году - здесь завершил свой короткий жизненный путь.
В 1918 году Лорка издал первый поэтический сборник, принесший ему известность. В начале 1920-х гг. Лорка жил в Мадриде, активно сотрудничал со столичными театрами, увлекался живописью. В 1928 году у Лорки вышел поэтический сборник «Цыганское романсеро», который принёс ему мировую славу.
Во время Второй испанской республики, с 1931 года Лорка стал директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Вместе с ним Лорка создал свои самые известные пьесы: «Кровавые свадьбы», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы». Лорка не скрывал своих социалистических взглядов и симпатии к испанским левым. В феврале 1936 года он подписал письмо 300 испанских интеллектуалов в поддержку Народного фронта.
16 августа 1936 года пришедшие ранее к власти франкисты арестовали Лорку. Предположительно на следующий день поэт был расстрелян по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоронен в 2 км от Фуэнте Гранде, недалеко от родной для Лорки Гранады. Тело поэта так и не было найдено. До середины 1950-х гг. книги Лорки были запрещены в Испании, долгое время подвергались цензуре при Франко.
Позже возникла и стала популярной версия о том, что Лорка не был убит, а просто пропал без вести. Эта версия была крайне выгодна последователям Франко. Однако в 2015 году были опубликованы неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами.
Федерико Гарсиа Лорка яркий деятель испанской культуры XX века родился в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. Многие свои стихи поэт посвятил родному краю - здесь он вырос, учился, начал изучать литературу, философию и право в университете Гранады в 1914 году - здесь завершил свой короткий жизненный путь.
В 1918 году Лорка издал первый поэтический сборник, принесший ему известность. В начале 1920-х гг. Лорка жил в Мадриде, активно сотрудничал со столичными театрами, увлекался живописью. В 1928 году у Лорки вышел поэтический сборник «Цыганское романсеро», который принёс ему мировую славу.
Во время Второй испанской республики, с 1931 года Лорка стал директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Вместе с ним Лорка создал свои самые известные пьесы: «Кровавые свадьбы», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы». Лорка не скрывал своих социалистических взглядов и симпатии к испанским левым. В феврале 1936 года он подписал письмо 300 испанских интеллектуалов в поддержку Народного фронта.
16 августа 1936 года пришедшие ранее к власти франкисты арестовали Лорку. Предположительно на следующий день поэт был расстрелян по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоронен в 2 км от Фуэнте Гранде, недалеко от родной для Лорки Гранады. Тело поэта так и не было найдено. До середины 1950-х гг. книги Лорки были запрещены в Испании, долгое время подвергались цензуре при Франко.
Позже возникла и стала популярной версия о том, что Лорка не был убит, а просто пропал без вести. Эта версия была крайне выгодна последователям Франко. Однако в 2015 году были опубликованы неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами.
#Лорка
Memento
Перевод И.Тыняновой
Когда умру,
схороните меня с гитарой
в речном песке.
Когда умру...
В апельсиновой роще старой,
в любом цветке.
Когда умру,
буду флюгером я на крыше,
на ветру.
Тише...
когда умру!
______________
Баллада морской воды
Перевод Гелескула
Море смеется
у края лагуны.
Пенные зубы,
лазурные губы...
– Девушка с бронзовой грудью,
что ты глядишь с тоскою?
– Торгую водой, сеньор мой,
водой морскою.
– Юноша с темной кровью,
что в ней шумит не смолкая?
– Это вода, сеньор мой,
вода морская.
– Мать, отчего твои слезы
льются соленой рекою?
– Плачу водой, сеньор мой,
водой морскою.
– Сердце, скажи мне, сердце, –
откуда горечь такая?
– Слишком горька, сеньор мой,
вода морская...
А море смеется
у края лагуны.
Пенные зубы,
лазурные губы.
______________
Романс о корриде
Перевод Н. Ванханен
Была ли в Ронде когда-то
коррида краше, чем эта?
Быки чернее агата,
все пять – смоляного цвета.
И я на пышном гулянье
не раз вздохнула в досаде:
– Ах, быть бы здесь и Марьяне,
моей печальной отраде!
Как девичий хохот звонок!
В цветных гирляндах повозки,
и с веерных перепонок
нарядно сыплются блестки.
Лошадки в сбруе богатой
красавцам Ронды не внове.
И шляпы щеголеваты,
надвинутые на брови.
На памяти старожила
(за веером воздух зыбок)
арена так не кружила
созвездьем белых улыбок.
Когда же сам Каэтано
под говор, клики и толки
ступил, не сгибая стана,
горя серебром на шелке,
в своем расшитом наряде —
цвет яблока наливного —
с квадрильей, спешащей сзади,
на желтый песок, чтоб снова
с быками яростно биться,
то вправду было похоже,
что у зари смуглолицей
румянцем вспыхнула кожа.
Какая точность и мера
в его клинке и мулете!
Не мог так Пепе-тореро,
не может никто на свете.
Сразила быков отвага,
все пять – смоляного цвета.
Пять раз зацветала шпага
цветком пурпурного лета,
а стать героя литая
сияла, зверя осилив,
как бабочка золотая
в багрянце шелковых крыльев.
Дрожала площадь от гула
горячей дымкою зноя,
и свежей кровью тянуло
под горною крутизною.
А я на пышном гулянье
не раз вздохнула в досаде:
– Ах, быть бы здесь и Марьяне,
моей печальной отраде!
______________
Песня избитого цыгана
Двадцать и два удара.
Двадцать и три с размаху.
Меня обряди ты, мама,
в серебряную бумагу.
Воды, воды хоть немножко!
Воды, где весла и солнце!
Воды, сеньоры солдаты!
Воды, воды хоть на донце!
Ай, полицейский начальник
там наверху на диване!
Таких платков не найдется,
чтоб эту кровь посмывали.
Memento
Перевод И.Тыняновой
Когда умру,
схороните меня с гитарой
в речном песке.
Когда умру...
В апельсиновой роще старой,
в любом цветке.
Когда умру,
буду флюгером я на крыше,
на ветру.
Тише...
когда умру!
______________
Баллада морской воды
Перевод Гелескула
Море смеется
у края лагуны.
Пенные зубы,
лазурные губы...
– Девушка с бронзовой грудью,
что ты глядишь с тоскою?
– Торгую водой, сеньор мой,
водой морскою.
– Юноша с темной кровью,
что в ней шумит не смолкая?
– Это вода, сеньор мой,
вода морская.
– Мать, отчего твои слезы
льются соленой рекою?
– Плачу водой, сеньор мой,
водой морскою.
– Сердце, скажи мне, сердце, –
откуда горечь такая?
– Слишком горька, сеньор мой,
вода морская...
А море смеется
у края лагуны.
Пенные зубы,
лазурные губы.
______________
Романс о корриде
Перевод Н. Ванханен
Была ли в Ронде когда-то
коррида краше, чем эта?
Быки чернее агата,
все пять – смоляного цвета.
И я на пышном гулянье
не раз вздохнула в досаде:
– Ах, быть бы здесь и Марьяне,
моей печальной отраде!
Как девичий хохот звонок!
В цветных гирляндах повозки,
и с веерных перепонок
нарядно сыплются блестки.
Лошадки в сбруе богатой
красавцам Ронды не внове.
И шляпы щеголеваты,
надвинутые на брови.
На памяти старожила
(за веером воздух зыбок)
арена так не кружила
созвездьем белых улыбок.
Когда же сам Каэтано
под говор, клики и толки
ступил, не сгибая стана,
горя серебром на шелке,
в своем расшитом наряде —
цвет яблока наливного —
с квадрильей, спешащей сзади,
на желтый песок, чтоб снова
с быками яростно биться,
то вправду было похоже,
что у зари смуглолицей
румянцем вспыхнула кожа.
Какая точность и мера
в его клинке и мулете!
Не мог так Пепе-тореро,
не может никто на свете.
Сразила быков отвага,
все пять – смоляного цвета.
Пять раз зацветала шпага
цветком пурпурного лета,
а стать героя литая
сияла, зверя осилив,
как бабочка золотая
в багрянце шелковых крыльев.
Дрожала площадь от гула
горячей дымкою зноя,
и свежей кровью тянуло
под горною крутизною.
А я на пышном гулянье
не раз вздохнула в досаде:
– Ах, быть бы здесь и Марьяне,
моей печальной отраде!
______________
Песня избитого цыгана
Двадцать и два удара.
Двадцать и три с размаху.
Меня обряди ты, мама,
в серебряную бумагу.
Воды, воды хоть немножко!
Воды, где весла и солнце!
Воды, сеньоры солдаты!
Воды, воды хоть на донце!
Ай, полицейский начальник
там наверху на диване!
Таких платков не найдется,
чтоб эту кровь посмывали.
Audio
#звучатстихи #Блок
Снежное вино. Александр Блок.
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
1906 г.
Снежное вино. Александр Блок.
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
1906 г.
#современник #Лаврентьев
Максим Лаврентьев
Говорила мне раз критикесса,
управительница литпроцесса,
что пишу я не то и не так,
что на мне ей-де видится ряса,
что в стихах не хватает ей «мяса»,
а без «мяса» искусство — пустяк.
И не мог я понять критикессу,
словно вышел медведем из лесу.
Долго думал, однажды решил
ей с досады ответить: «Больна ты!»
Но она переехала в Штаты,
проклиная «кровавый режим».
А недавно узнал я о даме,
что смакует она в Телеграме
гибель тысяч и тысяч солдат.
И дошло до меня, лоботряса:
вот какого хотелось ей мяса,
критикессе, лет двадцать назад.
2023
Telegram-канал Максима Лаврентьева
Максим Лаврентьев
Говорила мне раз критикесса,
управительница литпроцесса,
что пишу я не то и не так,
что на мне ей-де видится ряса,
что в стихах не хватает ей «мяса»,
а без «мяса» искусство — пустяк.
И не мог я понять критикессу,
словно вышел медведем из лесу.
Долго думал, однажды решил
ей с досады ответить: «Больна ты!»
Но она переехала в Штаты,
проклиная «кровавый режим».
А недавно узнал я о даме,
что смакует она в Телеграме
гибель тысяч и тысяч солдат.
И дошло до меня, лоботряса:
вот какого хотелось ей мяса,
критикессе, лет двадцать назад.
2023
Telegram-канал Максима Лаврентьева
#современник #Ларионов
Дмитрий Ларионов
Когда ты — стрелка от побега,
вернее, времени стрела —
будь для меня песком и снегом.
Господь — ручной БПЛА.
Не верю в праздники; а даты
/хочу допить твое вино/ —
ни перед кем не виноваты.
Внекалендарное окно,
смотри: в него влетает птица,
клюет эфир календаря;
не воск, но пепел на страницах.
Не все написанное зря.
И мир /твой мир/ полупрозрачен,
в руке не глобус, но бокал.
<...> мой ангел, Таня, не утрачен:
он сыплет звезды на Байкал.
Однажды /в огнемилом лете/,
когда исчезнут города,
мы угодим в господни сети
/и угодили навсегда/.
Пусть разгорается страница
<...> пусть застилает снег и дым.
Я потерялся на ресницах,
но не растаял. Стал — твоим.
30.05.23
Telegram-канал Дмитрия Ларионова
Дмитрий Ларионов
Когда ты — стрелка от побега,
вернее, времени стрела —
будь для меня песком и снегом.
Господь — ручной БПЛА.
Не верю в праздники; а даты
/хочу допить твое вино/ —
ни перед кем не виноваты.
Внекалендарное окно,
смотри: в него влетает птица,
клюет эфир календаря;
не воск, но пепел на страницах.
Не все написанное зря.
И мир /твой мир/ полупрозрачен,
в руке не глобус, но бокал.
<...> мой ангел, Таня, не утрачен:
он сыплет звезды на Байкал.
Однажды /в огнемилом лете/,
когда исчезнут города,
мы угодим в господни сети
/и угодили навсегда/.
Пусть разгорается страница
<...> пусть застилает снег и дым.
Я потерялся на ресницах,
но не растаял. Стал — твоим.
30.05.23
Telegram-канал Дмитрия Ларионова
#современник #Шакарян
Константин Шакарян
Теперь невозможны ни "против", ни "за",
А истина — злей и капризней.
Глаза отведи иль глазами в глаза
Встречай это месиво жизней.
Косою о камень скрестились пути,
Раздавшись на тысячи граней,
И грань правоты между них провести
Всего и нужней и желанней.
Души обожжённой не тронет глагол,
Забывчивой истине вторя,
Что нет наименьшего в мире из зол,
И нет — наибольшего горя.
Неужто отныне истории нас
Вовек рассудить не удастся?..
Над голосом крови возносится глас
Отечества и государства.
И льётся во тьме безголосая кровь,
И память задраена плотно,
И старая, стёртая рифма "любовь"
Стирается бесповоротно.
13.12.22
ВК Константина Шакаряна
Константин Шакарян
Теперь невозможны ни "против", ни "за",
А истина — злей и капризней.
Глаза отведи иль глазами в глаза
Встречай это месиво жизней.
Косою о камень скрестились пути,
Раздавшись на тысячи граней,
И грань правоты между них провести
Всего и нужней и желанней.
Души обожжённой не тронет глагол,
Забывчивой истине вторя,
Что нет наименьшего в мире из зол,
И нет — наибольшего горя.
Неужто отныне истории нас
Вовек рассудить не удастся?..
Над голосом крови возносится глас
Отечества и государства.
И льётся во тьме безголосая кровь,
И память задраена плотно,
И старая, стёртая рифма "любовь"
Стирается бесповоротно.
13.12.22
ВК Константина Шакаряна
#современник #Филиппов
Дмитрий Филиппов
Солёный ветер, капли на руках,
Твои глаза, туманные спросонок.
Из моря вырастает Кара-Даг,
И мы — одно: ты, я и наш ребёнок.
И этот кадр цел и невредим,
Он тяжелей военного билета.
И мы с тобою отвоюем Крым
У прошлого, у памяти, у лета.
Но я сейчас пишу тебе о том,
Что вижу утром, выпрыгнув с КамАЗа,
Не Кара-Даг вдали, а террикон
Израненного минами Донбасса;
Что путь домой лежит сквозь смерть, сквозь снег,
И в этом не упрямство виновато.
Он не меняется из века в век —
Путь русского мужчины и солдата.
Но верь, душа моя, наступит срок,
Когда не будет ни тревог, ни страха.
И мы с тобою ляжем на песок
Под ласковою тенью Кара-Дага
И будем слушать, как шумит волна:
Из года в год, из века в век, по кругу.
И будем твёрдо знать, что жизнь дана,
Чтоб никогда не отпускать друг друга.
Telegram-канал Дмитрия Филиппова
Дмитрий Филиппов
Солёный ветер, капли на руках,
Твои глаза, туманные спросонок.
Из моря вырастает Кара-Даг,
И мы — одно: ты, я и наш ребёнок.
И этот кадр цел и невредим,
Он тяжелей военного билета.
И мы с тобою отвоюем Крым
У прошлого, у памяти, у лета.
Но я сейчас пишу тебе о том,
Что вижу утром, выпрыгнув с КамАЗа,
Не Кара-Даг вдали, а террикон
Израненного минами Донбасса;
Что путь домой лежит сквозь смерть, сквозь снег,
И в этом не упрямство виновато.
Он не меняется из века в век —
Путь русского мужчины и солдата.
Но верь, душа моя, наступит срок,
Когда не будет ни тревог, ни страха.
И мы с тобою ляжем на песок
Под ласковою тенью Кара-Дага
И будем слушать, как шумит волна:
Из года в год, из века в век, по кругу.
И будем твёрдо знать, что жизнь дана,
Чтоб никогда не отпускать друг друга.
Telegram-канал Дмитрия Филиппова
#современник #Курчатова
Наталия Курчатова
Расскажи, как цветёт виноград
На границе падения света
Где отчаянных избранный ряд
Совершает свой подвиг бесследный.
Расскажи, как стояли полки
Расскажи, как они умирали
Как в столице гуляли и жгли
Жизнь и деньги, в последние мая.
О, мне многое вам рассказать
Неизбежно, когда-то, придётся
Тем, кто выбрал - не жить, подождать
Перекидываясь, и - на отлете
Задевая горячий простор
Задевая кровавую рану
Пустотелой пустой холостой
Холощеной - и нет больше срама
Чем примазаться к тем, кто упал, -
Никогда не вкусив чернозёма
Что скрипит и горчит на губах
Как письмо из остывшего дома.
Расскажи, как цветёт виноград
Как в саду обещает закланье
Той лозы, от которой солдат
Принимает причастие ранним
Утром боя, и утром смертей
Что ложатся в ту жирную землю...
Новостей, новостей, новостей -
Лучше новости нету, что жив он.
Telegram-канал Наталии Курчатовой
Наталия Курчатова
Расскажи, как цветёт виноград
На границе падения света
Где отчаянных избранный ряд
Совершает свой подвиг бесследный.
Расскажи, как стояли полки
Расскажи, как они умирали
Как в столице гуляли и жгли
Жизнь и деньги, в последние мая.
О, мне многое вам рассказать
Неизбежно, когда-то, придётся
Тем, кто выбрал - не жить, подождать
Перекидываясь, и - на отлете
Задевая горячий простор
Задевая кровавую рану
Пустотелой пустой холостой
Холощеной - и нет больше срама
Чем примазаться к тем, кто упал, -
Никогда не вкусив чернозёма
Что скрипит и горчит на губах
Как письмо из остывшего дома.
Расскажи, как цветёт виноград
Как в саду обещает закланье
Той лозы, от которой солдат
Принимает причастие ранним
Утром боя, и утром смертей
Что ложатся в ту жирную землю...
Новостей, новостей, новостей -
Лучше новости нету, что жив он.
Telegram-канал Наталии Курчатовой
#современник #Макеева
Наталья Макеева. Событие
Мы возвращаемся в Историю –
всему на свете вопреки.
И нам кричат, что нет, не стоило
На битву поднимать полки.
Мы снова стали неудобными,
Мы снова встали в полный рост!
Берём своё, родное, кровное.
Наш выбор радикально прост:
Собрать разбросанные камни,
Собрать себя из тех руин,
В которых мы, казалось, канули,
Где ты – один и я – один…
Но, рождены земли просторами,
Где бродит вольная гроза,
Мы возвращаемся в Историю
Сказать своё большое «Да!»
15.07.2022
Telegram-канал Натальи Макеевой
Наталья Макеева. Событие
Мы возвращаемся в Историю –
всему на свете вопреки.
И нам кричат, что нет, не стоило
На битву поднимать полки.
Мы снова стали неудобными,
Мы снова встали в полный рост!
Берём своё, родное, кровное.
Наш выбор радикально прост:
Собрать разбросанные камни,
Собрать себя из тех руин,
В которых мы, казалось, канули,
Где ты – один и я – один…
Но, рождены земли просторами,
Где бродит вольная гроза,
Мы возвращаемся в Историю
Сказать своё большое «Да!»
15.07.2022
Telegram-канал Натальи Макеевой
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
#звучатстихи #современник #Мельников
Поэзия Дмитрия Мельникова в исполнении автора звучит на поэтическом вечере «ПоэZия русского лета». 3 июня. Книжный фестиваль «Красная площадь». Опубликовано RT на русском.
Поэзия Дмитрия Мельникова в исполнении автора звучит на поэтическом вечере «ПоэZия русского лета». 3 июня. Книжный фестиваль «Красная площадь». Опубликовано RT на русском.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
#звучатстихи #современник #Добрынин
Я помню вспыхивали драки... Андрей Добрынин. Читает автор. Опубликовано Telegram-канал Матвея Раздельного.
Я помню вспыхивали драки... Андрей Добрынин. Читает автор. Опубликовано Telegram-канал Матвея Раздельного.
#Ахматова
Анна Ахматова. Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?.
1943
Анна Ахматова. Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?.
1943
Forwarded from ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
#Пушкин День рождения #деньрождения Прямая речь #прямаяречь
6 июня 1799 взошло Солнце русской литературы - родился Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837 гг.). Великолепная проза, удивительные сказки, чистая, как хрусталь поэзия, критика и теория литературы - невозможно назвать всё, с чем связано имя великого русского литературного деятеля. Мировозренческий и филологический фундамент, заложенный Пушкиным, стал определяющим для всей отечественной культуры. Впрочем, не только культуры, а всей действительности.
Николай Гоголь:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
👇👇👇
6 июня 1799 взошло Солнце русской литературы - родился Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837 гг.). Великолепная проза, удивительные сказки, чистая, как хрусталь поэзия, критика и теория литературы - невозможно назвать всё, с чем связано имя великого русского литературного деятеля. Мировозренческий и филологический фундамент, заложенный Пушкиным, стал определяющим для всей отечественной культуры. Впрочем, не только культуры, а всей действительности.
Николай Гоголь:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
👇👇👇
Forwarded from ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
#Пушкин День рождения #деньрождения Прямая речь #прямаяречь
Фёдор Достоевский. Цитата из Речи, произнесённой Ф. М. Достоевским 20 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа 1880 года в «Дневнике писателя»:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».
Александр Островский:
«Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был – был самим собой… Он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским».
Константин Бальмонт:
«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков».
Максим Горький:
«Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества».
Анна Ахматова:
«Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов... постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях пушкинских изданий. Он победил и время и пространство».
Марина Цветаева. Цитата из «Мой Пушкин»:
«Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили.
С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались».
Иосиф Бродский:
«Ничто не имело более великих последствий для русской литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь. Пушкин дал русской нации ее литературный язык и, следовательно, ее мировосприятие. С ним русская поэзия впервые заговорила действительно родной речью, то есть на разговорном языке».
Захар Прилепин. Цитата из интервью «Пушкин — это гангстер»:
«...Начнём с того, что Пушкин был аномально смелым человеком. Из дня сегодняшнего мы как-то слишком легкомысленно себе это представляем, а я предлагаю всё-таки остановиться и задуматься: у него 25 вызовов на дуэль и 5 состоявшихся дуэлей, включая последнюю. Первый раз он вызвал человека на дуэль в 17 лет!
То есть человек всю жизнь, постоянно был готов умереть. Вообразите вот, что вас обидели, а вы говорите обидчику: «Завтра стреляемся». Сколько раз за ночь вы подумаете: «Да на кой-чёрт я всё это затеял? Да никогда в жизни больше!»? Всю ночь глаз не сомкнёте, уверяю вас, представляя, как больно будет получить пулю в свой тёплый живот.
Так вот, это не про Пушкина. Понятия о чести его были абсолютны...».
Фёдор Достоевский. Цитата из Речи, произнесённой Ф. М. Достоевским 20 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа 1880 года в «Дневнике писателя»:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».
Александр Островский:
«Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был – был самим собой… Он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским».
Константин Бальмонт:
«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков».
Максим Горький:
«Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества».
Анна Ахматова:
«Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов... постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях пушкинских изданий. Он победил и время и пространство».
Марина Цветаева. Цитата из «Мой Пушкин»:
«Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили.
С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались».
Иосиф Бродский:
«Ничто не имело более великих последствий для русской литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь. Пушкин дал русской нации ее литературный язык и, следовательно, ее мировосприятие. С ним русская поэзия впервые заговорила действительно родной речью, то есть на разговорном языке».
Захар Прилепин. Цитата из интервью «Пушкин — это гангстер»:
«...Начнём с того, что Пушкин был аномально смелым человеком. Из дня сегодняшнего мы как-то слишком легкомысленно себе это представляем, а я предлагаю всё-таки остановиться и задуматься: у него 25 вызовов на дуэль и 5 состоявшихся дуэлей, включая последнюю. Первый раз он вызвал человека на дуэль в 17 лет!
То есть человек всю жизнь, постоянно был готов умереть. Вообразите вот, что вас обидели, а вы говорите обидчику: «Завтра стреляемся». Сколько раз за ночь вы подумаете: «Да на кой-чёрт я всё это затеял? Да никогда в жизни больше!»? Всю ночь глаз не сомкнёте, уверяю вас, представляя, как больно будет получить пулю в свой тёплый живот.
Так вот, это не про Пушкина. Понятия о чести его были абсолютны...».
Есенин и Эрлих со студентами Сельхозинститута у памятника Пушкину в Царском селе (1924 г.)
#Есенин
Сергей Есенин. Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
1924
#Есенин
Сергей Есенин. Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
1924
#современник #Великжанин
Павел Великжанин
Вечно жива эта шумная братия,
Пусть даже песни ее недопеты:
Вот с пожелтевших страниц хрестоматии
Смотрят на нас молодые поэты.
Кто на портретах, кто на фотографиях.
Есть бородатые, больше – безусых.
Сами слагали себе эпитафии
Эти язычники да Иисусы:
Кто-то – частушку, а кто-то – элегию.
Даже посмертно не выглядят кротко.
Вечная молодость – их привилегия,
Данная пулей, болезнью и водкой.
ВК Павла Великжанина
Павел Великжанин
Вечно жива эта шумная братия,
Пусть даже песни ее недопеты:
Вот с пожелтевших страниц хрестоматии
Смотрят на нас молодые поэты.
Кто на портретах, кто на фотографиях.
Есть бородатые, больше – безусых.
Сами слагали себе эпитафии
Эти язычники да Иисусы:
Кто-то – частушку, а кто-то – элегию.
Даже посмертно не выглядят кротко.
Вечная молодость – их привилегия,
Данная пулей, болезнью и водкой.
ВК Павла Великжанина
#современник #Купреянов
Иван Купреянов
Дороги нет, подтаял снег. Марток и семь порток.
А Пушкин едет на восток, от смерти на восток.
Восточней смерти – глубина распахнутых небес,
А в колеях стоит вода, а между ними – бес.
Хохочет бес, и вьётся бес, по морде бьёт коней.
И девка прыгает в снегу, и ничего на ней.
Сегодня степь, и завтра – степь, а дальше – вход в Аид,
Его собака стережёт, эрдель-терьер на вид.
А дальше – сказки-чудеса, русалка и т.д.,
а едешь дальше на Восток – и там Улан-Удэ.
И светел день, и быстр конь, и небеса ясны,
Поэт стремится на восток своей большой страны.
Какие шутки, Боже мой, судьба творит порой!
Давно покойник Николай – что первый, что второй.
В гробу – красавец и урод, кто лыс – и кто плешив.
Онегин мёртв и Ленский мёртв. И только Пушкин – жив.
Telegram-канал Ивана Купреянова
Иван Купреянов
Дороги нет, подтаял снег. Марток и семь порток.
А Пушкин едет на восток, от смерти на восток.
Восточней смерти – глубина распахнутых небес,
А в колеях стоит вода, а между ними – бес.
Хохочет бес, и вьётся бес, по морде бьёт коней.
И девка прыгает в снегу, и ничего на ней.
Сегодня степь, и завтра – степь, а дальше – вход в Аид,
Его собака стережёт, эрдель-терьер на вид.
А дальше – сказки-чудеса, русалка и т.д.,
а едешь дальше на Восток – и там Улан-Удэ.
И светел день, и быстр конь, и небеса ясны,
Поэт стремится на восток своей большой страны.
Какие шутки, Боже мой, судьба творит порой!
Давно покойник Николай – что первый, что второй.
В гробу – красавец и урод, кто лыс – и кто плешив.
Онегин мёртв и Ленский мёртв. И только Пушкин – жив.
Telegram-канал Ивана Купреянова
Forwarded from ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
#Актёрыпоэты #современник #Шагин
Антон Шагин
За Пушкина не молится никто.
Его цитируют, в театре исполняют.
Экранизировали «наше всё» в кино,
но в храме свечки за него не ставят.
По-снайперски он целился в строку
и флотом плыл его гусиный почерк.
Он русскому был предан языку
все ясны дни и пасмурные ночи.
Ноябрь холодом повсюду задышал.
Его душа псалтыри от нас просит,
минует ночью Грибоедовский канал
и по Неве плач жалобно разносит.
Да, в Питере, в Михайловском, в Москве,
его везде, конечно, чествуют и помнят.
Летят стихи и кружатся в листве,
и многолетний дуб пускает свои корни.
В столице полночь, на бульваре Пушкин
стоит в одежде бронзового кроя.
Но всё же где-то есть у нас церквушка,
где душу его словом успокоят.
14.11.2022.Шаг
Telegram-канал Антона Шагина
Антон Шагин
За Пушкина не молится никто.
Его цитируют, в театре исполняют.
Экранизировали «наше всё» в кино,
но в храме свечки за него не ставят.
По-снайперски он целился в строку
и флотом плыл его гусиный почерк.
Он русскому был предан языку
все ясны дни и пасмурные ночи.
Ноябрь холодом повсюду задышал.
Его душа псалтыри от нас просит,
минует ночью Грибоедовский канал
и по Неве плач жалобно разносит.
Да, в Питере, в Михайловском, в Москве,
его везде, конечно, чествуют и помнят.
Летят стихи и кружатся в листве,
и многолетний дуб пускает свои корни.
В столице полночь, на бульваре Пушкин
стоит в одежде бронзового кроя.
Но всё же где-то есть у нас церквушка,
где душу его словом успокоят.
14.11.2022.Шаг
Telegram-канал Антона Шагина
🔷 Больше стихов Александра Сергеевича Пушкина и о нём по хэштегу #Пушкин
#современник #Артис
Дмитрий Артис
Однажды мы случайно где-нибудь
в конце вселенной встретимся и снова
соединимся в целое одно,
единое, прозрачное, большое.
Когда-нибудь окажемся вдвоём
на высоте последнего пространства
и никого не будет, ничего
не будет между призрачными нами.
Должно быть, через пару сотен лет
или, того страшнее, много позже
сойдёмся без особенных причин,
как будто никогда не расходились.
Два совершенно разных существа,
далёкие, полярные друг другу,
мы станем завершением небес,
невидимой, но ощутимой точкой.
Telegram-канал Дмитрия Артиса
Дмитрий Артис
Однажды мы случайно где-нибудь
в конце вселенной встретимся и снова
соединимся в целое одно,
единое, прозрачное, большое.
Когда-нибудь окажемся вдвоём
на высоте последнего пространства
и никого не будет, ничего
не будет между призрачными нами.
Должно быть, через пару сотен лет
или, того страшнее, много позже
сойдёмся без особенных причин,
как будто никогда не расходились.
Два совершенно разных существа,
далёкие, полярные друг другу,
мы станем завершением небес,
невидимой, но ощутимой точкой.
Telegram-канал Дмитрия Артиса