День рождения #деньрождения #прямаяречь #Писемский
🔷«Время — великий мастер разрубать все гордиевы узлы человеческих отношений».
🔷«Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим».
🔷«...Когда сведёшь итог, то жизнь отдана на пустяки».
🔷«Москва всегда и всем готова восхищаться».
из романа «Тысяча душ»
23 марта 1821 года родился писатель и драматург Алексей Феофилактович Писемский (1821 - 1881 гг). В конце 1850-х и начале 1860-х гг. Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа». Тем не менее, творческий и личный кризисы писателя ещё при жизни фактически вычеркнули его имя из списка популярных, а самое главное, читаемых, авторов. Википедия.
🔷«Время — великий мастер разрубать все гордиевы узлы человеческих отношений».
🔷«Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим».
🔷«...Когда сведёшь итог, то жизнь отдана на пустяки».
🔷«Москва всегда и всем готова восхищаться».
из романа «Тысяча душ»
23 марта 1821 года родился писатель и драматург Алексей Феофилактович Писемский (1821 - 1881 гг). В конце 1850-х и начале 1860-х гг. Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа». Тем не менее, творческий и личный кризисы писателя ещё при жизни фактически вычеркнули его имя из списка популярных, а самое главное, читаемых, авторов. Википедия.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
#звучатстихи #Пушкин
Гонимы вешними лучами... Александр Пушкин. Читает Олег Даль. Т/Ф "На стихи Пушкина". ТО Экран, 1979 г.
Гонимы вешними лучами... Александр Пушкин. Читает Олег Даль. Т/Ф "На стихи Пушкина". ТО Экран, 1979 г.
#Актёрыпоэты #Филатов
Леонид Филатов. Разговор с памятью
Давай поглядим друг на друга в упор,
Довольно вранья.
Я — твой соглядатай, я — твой прокурор,
Я — память твоя.
Ты долго петлял в привокзальной толпе,
Запутывал след.
Ну вот мы с тобою в отдельном купе,
Свидетелей нет.
Судьба мне послала бродить за тобой
До самых седин.
Ну вот мы и встретились, мой дорогой,
Один на один.
Мы оба стареем, ты желт, как лимон,
Я лыс, как Сократ.
Забудь про милицию и телефон,
Забудь про стоп-кран.
Не вздумай с подножки на полном ходу
Нырнуть в темноту.
Мы едем с тобою не в Караганду
И не в Воркуту.
Чужие плывут за окном города,
Чужие огни.
Наш поезд отныне идет в никуда,
И мы в нем одни.…
Как жутко встречать за бутылкой винца
Синюшный рассвет.
И знать, что дороге не будет конца
Три тысячи лет.
Леонид Филатов. Разговор с памятью
Давай поглядим друг на друга в упор,
Довольно вранья.
Я — твой соглядатай, я — твой прокурор,
Я — память твоя.
Ты долго петлял в привокзальной толпе,
Запутывал след.
Ну вот мы с тобою в отдельном купе,
Свидетелей нет.
Судьба мне послала бродить за тобой
До самых седин.
Ну вот мы и встретились, мой дорогой,
Один на один.
Мы оба стареем, ты желт, как лимон,
Я лыс, как Сократ.
Забудь про милицию и телефон,
Забудь про стоп-кран.
Не вздумай с подножки на полном ходу
Нырнуть в темноту.
Мы едем с тобою не в Караганду
И не в Воркуту.
Чужие плывут за окном города,
Чужие огни.
Наш поезд отныне идет в никуда,
И мы в нем одни.…
Как жутко встречать за бутылкой винца
Синюшный рассвет.
И знать, что дороге не будет конца
Три тысячи лет.
#современник #Мориц
Юнна Мориц. Кармен
Дочь отпетых бродяг,
Голым задом свистевших вдогонку жандарму!
Твой гранатовый мрак
Лихорадит галерку, барак и казарму!
Бред голодных детей,
Двух подростков, ночующих в роще лимонной!
Кастаньеты костей
Наплясали твой ритм под луною зеленой!
Лишних, проклятых ртов
Дармовой поцелуй на бесплатном ночлеге!
Смак отборных сортов -
Тех, кто выжил, не выклянчив место в ковчеге.
Твой наряд был готов,
Когда голое слово отжало из губки
Голый пламень цветов, голый камень веков,
Твои голые юбки!
Вот как, вот как стучат
Зубы голого смысла в твоих кастаньетах, -
Дочь голодных волчат,
Догола нищетой и любовью раздетых!
Вот как воет и ржет
Голый бубен в ладони чернильной!
Вот как голый сюжет
Затрещал на груди твоей, голой и сильной!
Так расслабим шнурок
На корсете классической схемы,
Чтоб гулял ветерок
Вариаций на вечные темы!
Telegram-канал Юнны Мориц
Юнна Мориц. Кармен
Дочь отпетых бродяг,
Голым задом свистевших вдогонку жандарму!
Твой гранатовый мрак
Лихорадит галерку, барак и казарму!
Бред голодных детей,
Двух подростков, ночующих в роще лимонной!
Кастаньеты костей
Наплясали твой ритм под луною зеленой!
Лишних, проклятых ртов
Дармовой поцелуй на бесплатном ночлеге!
Смак отборных сортов -
Тех, кто выжил, не выклянчив место в ковчеге.
Твой наряд был готов,
Когда голое слово отжало из губки
Голый пламень цветов, голый камень веков,
Твои голые юбки!
Вот как, вот как стучат
Зубы голого смысла в твоих кастаньетах, -
Дочь голодных волчат,
Догола нищетой и любовью раздетых!
Вот как воет и ржет
Голый бубен в ладони чернильной!
Вот как голый сюжет
Затрещал на груди твоей, голой и сильной!
Так расслабим шнурок
На корсете классической схемы,
Чтоб гулял ветерок
Вариаций на вечные темы!
Telegram-канал Юнны Мориц
Forwarded from ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
#современник #Воденников
Дмитрий Воденников
А снег летел — до покрасненья
костяшек, пальцев, крыльев носа, глаз.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО ПРИКОСНОВЕНЬЕ.
В ПОСЛЕДНИЙ — РАЗ.
Как куст — в луче прожектора, осенний,
я чувствую разлуку — впереди.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО СТИХОТВОРЕНЬЕ.
НЕ УХОДИ.
А кажется — нельзя ещё теснее,
а кажется, ещё прочней — нельзя...
ЕЩЁ ОДНО ТАКОЕ ПОТРЯСЕНЬЕ,
И ВСЁ — И БАЦ! — И БОЛЬШЕ НЕТ МЕНЯ.
Но — размыкая руки, — без сомненья,
я всё перенесу, но и запомню — всё.
...ещё одно моё стихотворенье...
...ещё одно твоё прикосновенье...
...ещё одно — такое — потрясенье...
Дмитрий Воденников
А снег летел — до покрасненья
костяшек, пальцев, крыльев носа, глаз.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО ПРИКОСНОВЕНЬЕ.
В ПОСЛЕДНИЙ — РАЗ.
Как куст — в луче прожектора, осенний,
я чувствую разлуку — впереди.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО СТИХОТВОРЕНЬЕ.
НЕ УХОДИ.
А кажется — нельзя ещё теснее,
а кажется, ещё прочней — нельзя...
ЕЩЁ ОДНО ТАКОЕ ПОТРЯСЕНЬЕ,
И ВСЁ — И БАЦ! — И БОЛЬШЕ НЕТ МЕНЯ.
Но — размыкая руки, — без сомненья,
я всё перенесу, но и запомню — всё.
...ещё одно моё стихотворенье...
...ещё одно твоё прикосновенье...
...ещё одно — такое — потрясенье...
В Париже, на Монпарнасе 21 марта. Фото: ТГ-Даниэля Орлова.
#современник #Чадаев
Алексей Чадаев
Новгородский кремль. Купола Софии и звонница.
Как-то не к месту тут нерусское слово «музей».
Как князья снаряжали конницу, мы собираем Дронницу
И враги у нас те же и там же, что у князей.
Князья и цари все здесь, суровые и державные
В бронзе вокруг креста, торжественны и немы.
Хорошо, когда твоя родина такая древняя-славная,
Только в этот раз вся та родина — это мы.
Что теперь мы за них — это я ещё как-то приемлю,
Но теперь же придётся — и с этим смириться мне бы —
Воевать не только за русскую землю,
но ещё и за наше русское небо.
Там есть плюс: не спросят, в каком ты ранге
Там у Бога все на ладони: враги и наши.
Ты летишь себе дроном, а навстречу ангел.
Ангел, как тебя зовут? Даша.
4.09.22. Рюриково городище, Новгород, Дронница.
Стихотворение было написано через две недели после гибели Даши Дугиной.
Telegram-канал Алексея Чадаева
#современник #Чадаев
Алексей Чадаев
Новгородский кремль. Купола Софии и звонница.
Как-то не к месту тут нерусское слово «музей».
Как князья снаряжали конницу, мы собираем Дронницу
И враги у нас те же и там же, что у князей.
Князья и цари все здесь, суровые и державные
В бронзе вокруг креста, торжественны и немы.
Хорошо, когда твоя родина такая древняя-славная,
Только в этот раз вся та родина — это мы.
Что теперь мы за них — это я ещё как-то приемлю,
Но теперь же придётся — и с этим смириться мне бы —
Воевать не только за русскую землю,
но ещё и за наше русское небо.
Там есть плюс: не спросят, в каком ты ранге
Там у Бога все на ладони: враги и наши.
Ты летишь себе дроном, а навстречу ангел.
Ангел, как тебя зовут? Даша.
4.09.22. Рюриково городище, Новгород, Дронница.
Стихотворение было написано через две недели после гибели Даши Дугиной.
Telegram-канал Алексея Чадаева
#современник #Проханов
Александр Проханов
Я вырезал из дерева киот.
Мне помогал в работе пулемёт.
Из золота чеканил я оклад.
Помощником служил мне автомат.
Я рисовал её небесный лик.
Был бомбы взрыв и грозен, и велик.
Краса её божественных очей.
Был смертный бой всё злей и горячей.
Невинные медовые уста.
Обойма пистолетная пуста.
Её лазурью писанный наряд.
В горячий ствол вгоняю я снаряд.
В её руках расцвёл чудесный мак.
Покоя нет от бешеных атак.
Конец войне. К тебе, Святая Русь,
Разбитыми губами приложусь.
Опубликовано в Завтра
Александр Проханов
Я вырезал из дерева киот.
Мне помогал в работе пулемёт.
Из золота чеканил я оклад.
Помощником служил мне автомат.
Я рисовал её небесный лик.
Был бомбы взрыв и грозен, и велик.
Краса её божественных очей.
Был смертный бой всё злей и горячей.
Невинные медовые уста.
Обойма пистолетная пуста.
Её лазурью писанный наряд.
В горячий ствол вгоняю я снаряд.
В её руках расцвёл чудесный мак.
Покоя нет от бешеных атак.
Конец войне. К тебе, Святая Русь,
Разбитыми губами приложусь.
Опубликовано в Завтра
#современник #Кекова
Светлана Кекова. 9 марта 2022 года
Снова крест воздвигается царский -
мы не слышим об этом вестей,
Но ревёт водопад Ниагарский
новостей, новостей, новостей.
Снова в жертву приносится овны,
горек сладкий Отечества дым.
Мы виновны - и мы не виновны.
Мы в слезах перед Богом стоим.
На развалинах Третьего Рима
слышен глас, обращенный ко мне:
«Устоишь ли ты в страшной, незримой,
проходящей сквозь сердце войне?»
День обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Опубликовано в Telegram-канале Надежды Кондаковой
Светлана Кекова. 9 марта 2022 года
Снова крест воздвигается царский -
мы не слышим об этом вестей,
Но ревёт водопад Ниагарский
новостей, новостей, новостей.
Снова в жертву приносится овны,
горек сладкий Отечества дым.
Мы виновны - и мы не виновны.
Мы в слезах перед Богом стоим.
На развалинах Третьего Рима
слышен глас, обращенный ко мне:
«Устоишь ли ты в страшной, незримой,
проходящей сквозь сердце войне?»
День обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Опубликовано в Telegram-канале Надежды Кондаковой
#современник #Шмелёв
Алексей Шмелёв
Как яблоки опавшие,
пропавшие в траве,
публичные сбежавшие
тоскуют по Москве.
По аканью столичному,
по бару «Уголëк»,
по обществу приличному —
эх, знал бы ты, милок...
А сколько всякой сволочи
осталось тут тусить,
латентных дмитрий львовичей? —
хотел бы я спросить.
И ведь никто не хватится,
не выйдет на балкон.
Когда ж он весь укатится —
их голубой вагон?
2023.
Telegram-канал Алексея Шмелёва
Алексей Шмелёв
Как яблоки опавшие,
пропавшие в траве,
публичные сбежавшие
тоскуют по Москве.
По аканью столичному,
по бару «Уголëк»,
по обществу приличному —
эх, знал бы ты, милок...
А сколько всякой сволочи
осталось тут тусить,
латентных дмитрий львовичей? —
хотел бы я спросить.
И ведь никто не хватится,
не выйдет на балкон.
Когда ж он весь укатится —
их голубой вагон?
2023.
Telegram-канал Алексея Шмелёва
#современник #Коптелова
Татьяна Коптелова
Дым – наше слово. Клубящийся чад.
Горький и злой, но дышу этим дымом.
Когда он развеется, чем мне дышать –
Северным ветром, несущимся мимо?
Кровь – наше слово. Гремучая смесь.
Жжётся, бежит – как по венам – построчно.
В землю уходит за град сей и весь,
Лозой прорастает и денно и нощно.
Хлеб – наше слово. Земная твердь.
Краеугольный да бел-горюч камень.
Коль суждено за него умереть,
С ним на устах упадём... И с ним – встанем.
Telegram-канал Татьяны Коптеловой
Татьяна Коптелова
Дым – наше слово. Клубящийся чад.
Горький и злой, но дышу этим дымом.
Когда он развеется, чем мне дышать –
Северным ветром, несущимся мимо?
Кровь – наше слово. Гремучая смесь.
Жжётся, бежит – как по венам – построчно.
В землю уходит за град сей и весь,
Лозой прорастает и денно и нощно.
Хлеб – наше слово. Земная твердь.
Краеугольный да бел-горюч камень.
Коль суждено за него умереть,
С ним на устах упадём... И с ним – встанем.
Telegram-канал Татьяны Коптеловой
#современник #Кублановский
Российская газета: Поэты, писатели, художники, интеллигенция должны нести ответственность за то, что происходит кругом? Или у них другие задачи? Более конкретные, профессиональные, постмодернистские?
Юрий Кублановский: Есть разные типы дарований. Есть "муза гнева и печали", есть лирика, полностью живущая поиском красоты. Так было, во всяком случае, до революции. Но самые значительные творческие миры - это когда в них на равных присутствует и то и другое, так было у Пушкина, у Лермонтова, у Тютчева, Блока и Мандельштама. Впрочем, кому что дано - тут уж ничего не попишешь. И все-таки русскую литературу имморальной в целом не назовешь. Кто-то точно определил, что она "живет под углом вечных беспокойств". Убежден, что это драгоценное ее свойство. Его не надо терять, но не надо и эксплуатировать в целях дискредитации социальной жизни.
Из свежего интервью поэта Юрия Кублановского "Российской газете"
Российская газета: Поэты, писатели, художники, интеллигенция должны нести ответственность за то, что происходит кругом? Или у них другие задачи? Более конкретные, профессиональные, постмодернистские?
Юрий Кублановский: Есть разные типы дарований. Есть "муза гнева и печали", есть лирика, полностью живущая поиском красоты. Так было, во всяком случае, до революции. Но самые значительные творческие миры - это когда в них на равных присутствует и то и другое, так было у Пушкина, у Лермонтова, у Тютчева, Блока и Мандельштама. Впрочем, кому что дано - тут уж ничего не попишешь. И все-таки русскую литературу имморальной в целом не назовешь. Кто-то точно определил, что она "живет под углом вечных беспокойств". Убежден, что это драгоценное ее свойство. Его не надо терять, но не надо и эксплуатировать в целях дискредитации социальной жизни.
Из свежего интервью поэта Юрия Кублановского "Российской газете"
#современник #Кублановский
Юрий Кублановский. Памяти Ольги Качуры
Где дремали в густоцветии мальвы,
дозревала гроздьями черноплодка,
нынче минами засеяны земли
и идут озлобленные сраженья.
А паяц, косящий под Че Гевару,
восхищая мировых межеумков,
ежедневно на убой посылает
мужиков и необученных хлопцев.
Их пасут амбалы в татуировках,
покрывающих сплошь торсы и шеи,
что клубится у них в коробках
черепных, какие там дремлют змеи?
Вглядываюсь в небритые лица,
слушаю допросное бормотанье –
неужели это те изуверы,
что стреляли нашим пленным в колени,
окна школ превращали в доты,
руку подняли на русскую мову?
И теперь остаётся молиться только
нам за их пропащие души, каюсь.
Но сперва, едва забелеет зорька,
за тебя, убитая ими Ольга,
с которою не прощаюсь.
4 августа 2022
Юрий Кублановский. Памяти Ольги Качуры
Где дремали в густоцветии мальвы,
дозревала гроздьями черноплодка,
нынче минами засеяны земли
и идут озлобленные сраженья.
А паяц, косящий под Че Гевару,
восхищая мировых межеумков,
ежедневно на убой посылает
мужиков и необученных хлопцев.
Их пасут амбалы в татуировках,
покрывающих сплошь торсы и шеи,
что клубится у них в коробках
черепных, какие там дремлют змеи?
Вглядываюсь в небритые лица,
слушаю допросное бормотанье –
неужели это те изуверы,
что стреляли нашим пленным в колени,
окна школ превращали в доты,
руку подняли на русскую мову?
И теперь остаётся молиться только
нам за их пропащие души, каюсь.
Но сперва, едва забелеет зорька,
за тебя, убитая ими Ольга,
с которою не прощаюсь.
4 августа 2022
День рождения #деньрождения #НовиковПрибой
24 марта 1877 года родился писатель Алексей Силыч (Силантьевич) Новиков-Прибой (н.ф.Новиков) (1877 - 1944 гг.) В 22 года Новиков был призван на военную службу. С 1899 по 1906 г. — матрос Балтфлота. В 1903 г. арестован за революционную пропаганду. Участвовал в Цусимском сражении, попал в японский плен, где возникла мысль описать пережитое. Был в эмиграции с 1907 г. После амнистии в 1913 г. вернулся в Россию. С 1914 г. начал подписываться "Новиков-Прибой", объединив фамилию и свой псевдоним матроса. Во время Первой мировой войны и позже работал в госпитале. В 1918 - 1920 гг. жил в Барнауле, где много сделал для развития местной литературы. «Цусима» — главная книга Новикова-Прибоя, выдающийся вклад в русскую и мировую литературу. Более 300 цусимцев прислали писателю свои дневники, воспоминания, фотографии для написания книги. Первое издание вышло в 1932 г. До 1941 г. «Цусима» переиздавалась не менее 7 раз. Википедия.
24 марта 1877 года родился писатель Алексей Силыч (Силантьевич) Новиков-Прибой (н.ф.Новиков) (1877 - 1944 гг.) В 22 года Новиков был призван на военную службу. С 1899 по 1906 г. — матрос Балтфлота. В 1903 г. арестован за революционную пропаганду. Участвовал в Цусимском сражении, попал в японский плен, где возникла мысль описать пережитое. Был в эмиграции с 1907 г. После амнистии в 1913 г. вернулся в Россию. С 1914 г. начал подписываться "Новиков-Прибой", объединив фамилию и свой псевдоним матроса. Во время Первой мировой войны и позже работал в госпитале. В 1918 - 1920 гг. жил в Барнауле, где много сделал для развития местной литературы. «Цусима» — главная книга Новикова-Прибоя, выдающийся вклад в русскую и мировую литературу. Более 300 цусимцев прислали писателю свои дневники, воспоминания, фотографии для написания книги. Первое издание вышло в 1932 г. До 1941 г. «Цусима» переиздавалась не менее 7 раз. Википедия.
#прямаяречь #НовиковПрибой
Цитаты и афоризмы из книги Алексея Новикова-Прибоя "Цусима":
🔷Что мне делать с тобой, разбойник? Повесить тебя - жалко, сослать на каторгу - мало.
🔷Страхов много, а смерть одна
🔷Непутевая голова не дает ногам покоя.
🔷Казна с голоду не уморит, но и досыта не накормит.
🔷А для чего вам свобода нужна? Матерно вы всегда могли ругаться.
🔷Раньше разбойников вешали на крестах, а теперь наоборот – разбойникам вешают на грудь кресты.
🔷Однажды, передавая пакет от Ушакова Суворову, немецкий офицер назвал адмирала "господин адмирал фон Ушаков". В гневе Суворов крикнул на немца: "Возьми себе слово "фон" и передавай его кому хочешь, тольо не мне. А победителя турецкого флота и потрясшего Дарданеллы называй по-русски: "Фёдор Фёдорович Ушаков".
Цитаты и афоризмы из книги Алексея Новикова-Прибоя "Цусима":
🔷Что мне делать с тобой, разбойник? Повесить тебя - жалко, сослать на каторгу - мало.
🔷Страхов много, а смерть одна
🔷Непутевая голова не дает ногам покоя.
🔷Казна с голоду не уморит, но и досыта не накормит.
🔷А для чего вам свобода нужна? Матерно вы всегда могли ругаться.
🔷Раньше разбойников вешали на крестах, а теперь наоборот – разбойникам вешают на грудь кресты.
🔷Однажды, передавая пакет от Ушакова Суворову, немецкий офицер назвал адмирала "господин адмирал фон Ушаков". В гневе Суворов крикнул на немца: "Возьми себе слово "фон" и передавай его кому хочешь, тольо не мне. А победителя турецкого флота и потрясшего Дарданеллы называй по-русски: "Фёдор Фёдорович Ушаков".
#БогоразТан
Одно из первых стихотворений о гибели русской эскадры в боях с японским флотом было написано Владимиром Богоразом-Таном в 1905 году. Оно было запрещено. Новую жизнь получило только в конце 1930-х годов, когда на Одесской киностудии снимался фильм «Моряки». Стихотворение было сокращено, переделано Лебедевым-Кумачом и стало песней.
Владимир Богораз-Тан. Цусима
У дальней восточной границы,
В морях азиатской земли,
Там дремлют стальные гробницы,
Там русские есть корабли.
В пучине немой и холодной,
В угрюмой, седой глубине
Эскадрою стали подводной,
Без якоря встали на дне.
Упали высокие трубы,
Угасли навеки огни,
И ядра, как острые зубы,
Изгрызли защиту брони.
У каждого мертвого судна
В рассыпанном вольном строю
Там спят моряки беспробудно,
Окончили вахту свою.
Их тысячи сильных и юных,
Отборная русская рать...
На грудах обломков чугунных
Они улеглись отдыхать.
Седые лежат адмиралы,
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Сквозь пальцы раскинутых рук.
Их гложут голодные крабы
И ловит уродливый спрут,
И черные рыбы, как жабы,
По голому телу ползут.
Но в бурю ночного прилива,
На первом ущербе луны,
Встают мертвецы молчаливо
Сквозь белые брызги волны.
Их лица неясны, как тени,
Им плечи одела роса,
И листья подводных растений
Плющом заплели волоса.
Летят мертвецов вереницы
На запад, на сушу, домой.
Несутся быстрее, чем птицы, —
Но путь им заказан прямой.
Хребтов вековые отроги,
Изгибы морских берегов
И рельсы железной дороги
Уж стали добычей врагов.
И только остался окружный —
Далекий, нерадостный путь.
На тропик летят они южный,
Спешат материк обогнуть.
Мелькают мысы за мысами;
Вдогонку несется луна.
Они не опомнятся сами,
Пред ними родная страна.
Но что же их стиснуты руки
И гневом блеснули глаза?
На родине смертные муки,
Бушует слепая гроза.
Унылое, серое поле,
Неровная, низкая рожь...
Народ изнывает в неволе,
Позорная царствует ложь.
Торговые, людные села,
Больших городов суета...
Повсюду ярмо произвола,
Не знает границ нищета.
И плачут голодные дети,
И катится ярости крик,
И свищут казацкие плети,
Сверкает отточенный штык...
Снаряды взрываются с гулом,
И льется кровавый поток.
Объяты багровым разгулом
И Запад и Дальний Восток.
И падает так же рядами
Подкошенной юности цвет
В широкие общие ямы,
В могилы, где имени нет.
1905
Одно из первых стихотворений о гибели русской эскадры в боях с японским флотом было написано Владимиром Богоразом-Таном в 1905 году. Оно было запрещено. Новую жизнь получило только в конце 1930-х годов, когда на Одесской киностудии снимался фильм «Моряки». Стихотворение было сокращено, переделано Лебедевым-Кумачом и стало песней.
Владимир Богораз-Тан. Цусима
У дальней восточной границы,
В морях азиатской земли,
Там дремлют стальные гробницы,
Там русские есть корабли.
В пучине немой и холодной,
В угрюмой, седой глубине
Эскадрою стали подводной,
Без якоря встали на дне.
Упали высокие трубы,
Угасли навеки огни,
И ядра, как острые зубы,
Изгрызли защиту брони.
У каждого мертвого судна
В рассыпанном вольном строю
Там спят моряки беспробудно,
Окончили вахту свою.
Их тысячи сильных и юных,
Отборная русская рать...
На грудах обломков чугунных
Они улеглись отдыхать.
Седые лежат адмиралы,
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Сквозь пальцы раскинутых рук.
Их гложут голодные крабы
И ловит уродливый спрут,
И черные рыбы, как жабы,
По голому телу ползут.
Но в бурю ночного прилива,
На первом ущербе луны,
Встают мертвецы молчаливо
Сквозь белые брызги волны.
Их лица неясны, как тени,
Им плечи одела роса,
И листья подводных растений
Плющом заплели волоса.
Летят мертвецов вереницы
На запад, на сушу, домой.
Несутся быстрее, чем птицы, —
Но путь им заказан прямой.
Хребтов вековые отроги,
Изгибы морских берегов
И рельсы железной дороги
Уж стали добычей врагов.
И только остался окружный —
Далекий, нерадостный путь.
На тропик летят они южный,
Спешат материк обогнуть.
Мелькают мысы за мысами;
Вдогонку несется луна.
Они не опомнятся сами,
Пред ними родная страна.
Но что же их стиснуты руки
И гневом блеснули глаза?
На родине смертные муки,
Бушует слепая гроза.
Унылое, серое поле,
Неровная, низкая рожь...
Народ изнывает в неволе,
Позорная царствует ложь.
Торговые, людные села,
Больших городов суета...
Повсюду ярмо произвола,
Не знает границ нищета.
И плачут голодные дети,
И катится ярости крик,
И свищут казацкие плети,
Сверкает отточенный штык...
Снаряды взрываются с гулом,
И льется кровавый поток.
Объяты багровым разгулом
И Запад и Дальний Восток.
И падает так же рядами
Подкошенной юности цвет
В широкие общие ямы,
В могилы, где имени нет.
1905
Audio
#звучатстихи #Гумилёв
Николай Гумилёв. Перчатка
На руке моей перчатка,
И её я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму.
На руке прикосновенье
Тонких пальцев милых рук,
И как слух мой помнит пенье,
Так хранит их впечатленье
Эластичная перчатка, верный друг.
Есть у каждого загадка,
Уводящая во тьму,
У меня — моя перчатка,
И о ней мне вспомнить сладко,
И её до новой встречи не сниму.
1908 г.
Николай Гумилёв. Перчатка
На руке моей перчатка,
И её я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму.
На руке прикосновенье
Тонких пальцев милых рук,
И как слух мой помнит пенье,
Так хранит их впечатленье
Эластичная перчатка, верный друг.
Есть у каждого загадка,
Уводящая во тьму,
У меня — моя перчатка,
И о ней мне вспомнить сладко,
И её до новой встречи не сниму.
1908 г.
Forwarded from Мир русской литературы 📖❤️
Художники, которые вдохновляли писателей
🎨🖌️🖼️
«Тоска по Эрмитажу» Осипа Мандельштама
🌀 Осип Мандельштам увлекался западноевропейским искусством, бывал в Лувре, Эрмитаже, покупал альбомы репродукций. Как и Достоевский (о нём мы говорили ранее), Мандельштам любил Рафаэля. Впервые поэт упомянул его в стихотворении «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…». А в 1937 году Мандельштам написал стихотворение «Улыбнись, ягненок гневный с Рафаэлева холста». Тогда поэт жил в Воронеже. В местном музее он бывал часто, но картин Рафаэля там не было, поэтому это произведение жена поэта Надежда Мандельштам назвала «тоской по Эрмитажу».
✅ Среди других художников, которых Мандельштам упоминал в своих стихах, — Леонардо да Винчи, Тициан, Рембрандт. Еще поэт любил русских иконописцев. Мемуарист Наталья Штемпель вспоминала: «Мы пошли в Третьяковскую галерею… Но осмотр оказался, к моему удивлению, очень коротким. Осип Эмильевич не останавливаясь пробежал через ряд залов, пока не разыскал Рублева, около икон которого остановился. За этим он шел».
🌸 Особенно много упоминаний художников и их картин у Мандельштама встречается в повести «Египетская марка». Например, об учениках Тенишевского училища, которое поэт окончил в 1907 году, он писал: «В Тенишевском были хорошие мальчики. Из того же мяса, из той же кости, что дети на портретах Серова». В повести он также упоминал картину Василия Верещагина «Апофеоз войны», «Юдифь» Джорджоне, «Сельский концерт» Тициана.
🎨🖌️🖼️
«Тоска по Эрмитажу» Осипа Мандельштама
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#Актёрыпоэты #Гафт
Валентин Гафт
Не знают прошлого потомки.
Не знали будущего предки.
Душа чужая как потёмки.
Своя душа как птица в клетке.
Мы одинокие обломки.
Чьи мы потомки? Чьи мы предки?
Мы как оборванная плёнка.
Мы как обрубленные ветки.
На пьесу наша жизнь похожа.
Мир - театр, занавес - туман.
Мы - люди. Нам всего дороже
Нас возвышающий обман.
Идём по призрачным дорогам,
Играем в прятки с давних пор.
Чтоб так играть, какой же с Богом
Мы заключили договор?
Заняв у вечности мгновенье,
Мы доживаем не спеша.
И после долгого терпенья
Из нас как Божий знак спасенья,
Как выстрел вырвется Душа.
Валентин Гафт
Не знают прошлого потомки.
Не знали будущего предки.
Душа чужая как потёмки.
Своя душа как птица в клетке.
Мы одинокие обломки.
Чьи мы потомки? Чьи мы предки?
Мы как оборванная плёнка.
Мы как обрубленные ветки.
На пьесу наша жизнь похожа.
Мир - театр, занавес - туман.
Мы - люди. Нам всего дороже
Нас возвышающий обман.
Идём по призрачным дорогам,
Играем в прятки с давних пор.
Чтоб так играть, какой же с Богом
Мы заключили договор?
Заняв у вечности мгновенье,
Мы доживаем не спеша.
И после долгого терпенья
Из нас как Божий знак спасенья,
Как выстрел вырвется Душа.
Канал «Поэзия | Стихи нового дня» продолжает знакомить Вас со стихами поэтов и литераторов, ставших участниками СВО. Напомним, ранее публиковались:
- большая подборка стихов поэтов-участников Великой Отечественной войны
- большая подборка стихов поэта Дмитрия Артиса
- подборка стихов Нила Сорнякова, Григория Кубатьяна, Александра Сигиды, Юрия Волка
- подборка стихов Дмитрия Филиппова и Егора Воронова
- подборка стихов Сергей Лобанов и Амира Сабирова
- подборка стихов Олега Миронова
- подборка стихов Андрея Назырова
Сегодня большую часть стихотворений, поэты-участники боевых действий, а так же бойцы, которые пишут стихи, прочитают лично.
- большая подборка стихов поэтов-участников Великой Отечественной войны
- большая подборка стихов поэта Дмитрия Артиса
- подборка стихов Нила Сорнякова, Григория Кубатьяна, Александра Сигиды, Юрия Волка
- подборка стихов Дмитрия Филиппова и Егора Воронова
- подборка стихов Сергей Лобанов и Амира Сабирова
- подборка стихов Олега Миронова
- подборка стихов Андрея Назырова
Сегодня большую часть стихотворений, поэты-участники боевых действий, а так же бойцы, которые пишут стихи, прочитают лично.
Telegram
ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
Сегодня канал «Поэзия | Стихи нового дня» размещает несколько больших подборок, связанных с фронтовой поэзией. 👇