Forwarded from ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
День рождения #деньрождения #Мандельштам
15 января 1891 года в Варшаве родился один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938 гг.). На фотографиях Осип Мандельштам в разные годы жизни.👇
15 января 1891 года в Варшаве родился один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938 гг.). На фотографиях Осип Мандельштам в разные годы жизни.👇
Forwarded from ПОЭЗИЯ | Стихи нового дня
День рождения #деньрождения #Мандельштам
🔷 Осип Мандельштам начал писать стихи ещё в школьные годы, изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу.
В поэтическом Петербурге 1910-х гг. Мандельштам был хорошо известен, общался с Вячеславом Ивановым, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Александром Блоком. В 1913 году вышел первый сборник стихотворений молодого поэта — книга «Камень», изданный на деньги семьи - всего 600 экземпляров.
В Советской России, а затем в СССР, Мандельштам очень быстро оказался не нужен. Он постоянно переезжал, фактически не имея никакого имущества, «быта и живущий вне всякого уклада». В 1922 году вышла вторая книга стихов Осипа Мандельштама «Tristia». В сборник вошли произведения, которые поэт написал в годы Первой мировой войны и во время революции. Спустя год была опубликована «Вторая книга».
В 1925 году Мандельштаму стали отказывать в печати стихов. В следующие пять лет он почти ушел от поэзии. В эти годы Мандельштам выпустил много литературоведческих статей. В начале 30-х гг. имя поэта было включено в список видных советских литераторов. Но уже в 1934 году Мандельштам был арестован за ряд критических стихотворений и высказываний и сослан в Пермский край. После ареста, благодаря заступничеству Бухарина и некоторых поэтов, Мандельштам с женой из пермской Чердыни смогли переехать в Воронеж.
После второго ареста в 1938 году поэт был этапирован на Дальний Восток, где 27 декабря 1938 года скончался во владивостокском пересыльном лагере от паралича сердца. Могила поэта до сих пор неизвестна.
В 1956 и в 1987 гг. Мандельштам был реабилитирован. Творчество Мандельштама оказало значительное влияние на литературу нашей страны. К нему обращались Ахматова и Пастернак, поэты «шестидесятники», музыканты, театральные деятели и артисты.
🔷 Осип Мандельштам начал писать стихи ещё в школьные годы, изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу.
В поэтическом Петербурге 1910-х гг. Мандельштам был хорошо известен, общался с Вячеславом Ивановым, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Александром Блоком. В 1913 году вышел первый сборник стихотворений молодого поэта — книга «Камень», изданный на деньги семьи - всего 600 экземпляров.
В Советской России, а затем в СССР, Мандельштам очень быстро оказался не нужен. Он постоянно переезжал, фактически не имея никакого имущества, «быта и живущий вне всякого уклада». В 1922 году вышла вторая книга стихов Осипа Мандельштама «Tristia». В сборник вошли произведения, которые поэт написал в годы Первой мировой войны и во время революции. Спустя год была опубликована «Вторая книга».
В 1925 году Мандельштаму стали отказывать в печати стихов. В следующие пять лет он почти ушел от поэзии. В эти годы Мандельштам выпустил много литературоведческих статей. В начале 30-х гг. имя поэта было включено в список видных советских литераторов. Но уже в 1934 году Мандельштам был арестован за ряд критических стихотворений и высказываний и сослан в Пермский край. После ареста, благодаря заступничеству Бухарина и некоторых поэтов, Мандельштам с женой из пермской Чердыни смогли переехать в Воронеж.
После второго ареста в 1938 году поэт был этапирован на Дальний Восток, где 27 декабря 1938 года скончался во владивостокском пересыльном лагере от паралича сердца. Могила поэта до сих пор неизвестна.
В 1956 и в 1987 гг. Мандельштам был реабилитирован. Творчество Мандельштама оказало значительное влияние на литературу нашей страны. К нему обращались Ахматова и Пастернак, поэты «шестидесятники», музыканты, театральные деятели и артисты.
#Мандельштам
Осип Мандельштам. Зверинец
Отверженное слово «мир»
В начале оскорблённой эры;
Светильник в глубине пещеры
И воздух горных стран – эфир;
Эфир, которым не сумели,
Не захотели мы дышать.
Козлиным голосом, опять,
Поют косматые свирели.
Пока ягнята и волы
На тучных пастбищах водились
И дружелюбные садились
На плечи сонных скал орлы,
Германец выкормил орла,
И лев британцу покорился,
И галльский гребень появился
Из петушиного хохла.
А ныне завладел дикарь
Священной палицей Геракла,
И чёрная земля иссякла,
Неблагодарная, как встарь.
Я палочку возьму сухую,
Огонь добуду из неё,
Пускай уходит в ночь глухую
Мной всполошённое зверьё!
Петух и лев, широкохмурый
Орёл и ласковый медведь –
Мы для войны построим клеть,
Звериные пригреем шкуры.
А я пою вино времён –
Источник речи италийской –
И в колыбели праарийской
Славянский и германский лён!
Италия, тебе не лень
Тревожить Рима колесницы,
С кудахтаньем домашней птицы
Перелетев через плетень?
И ты, соседка, не взыщи –
Орёл топорщится и злится:
Что, если для твоей пращи
Тяжёлый камень не годится?
В зверинце заперев зверей,
Мы успокоимся надолго,
И станет полноводней Волга,
И рейнская струя светлей,–
И умудренный человек
Почтит невольно чужестранца,
Как полубога, буйством танца
На берегах великих рек.
Январь 1916, 1935
Осип Мандельштам. Зверинец
Отверженное слово «мир»
В начале оскорблённой эры;
Светильник в глубине пещеры
И воздух горных стран – эфир;
Эфир, которым не сумели,
Не захотели мы дышать.
Козлиным голосом, опять,
Поют косматые свирели.
Пока ягнята и волы
На тучных пастбищах водились
И дружелюбные садились
На плечи сонных скал орлы,
Германец выкормил орла,
И лев британцу покорился,
И галльский гребень появился
Из петушиного хохла.
А ныне завладел дикарь
Священной палицей Геракла,
И чёрная земля иссякла,
Неблагодарная, как встарь.
Я палочку возьму сухую,
Огонь добуду из неё,
Пускай уходит в ночь глухую
Мной всполошённое зверьё!
Петух и лев, широкохмурый
Орёл и ласковый медведь –
Мы для войны построим клеть,
Звериные пригреем шкуры.
А я пою вино времён –
Источник речи италийской –
И в колыбели праарийской
Славянский и германский лён!
Италия, тебе не лень
Тревожить Рима колесницы,
С кудахтаньем домашней птицы
Перелетев через плетень?
И ты, соседка, не взыщи –
Орёл топорщится и злится:
Что, если для твоей пращи
Тяжёлый камень не годится?
В зверинце заперев зверей,
Мы успокоимся надолго,
И станет полноводней Волга,
И рейнская струя светлей,–
И умудренный человек
Почтит невольно чужестранца,
Как полубога, буйством танца
На берегах великих рек.
Январь 1916, 1935
Forwarded from Мир русской литературы 📖❤️
Современники об Осипе Мандельштаме ☁️
📌 Анна Ахматова
Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самого себя и отвечал не самому себе, как сейчас делают почти все. В беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся или пускал заигранные пластинки.
С необычайной лёгкостью Осип Эмильевич выучивал языки. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски. Незадолго до смерти просил Надю выучить его английскому языку, которого он совсем не знал. О стихах говорил ослепительно, пристрастно и иногда бывал чудовищно несправедлив (например, к Блоку). О Пастернаке говорил: «Я так много думал о нём, что даже устал» и «Я уверен, что он не прочёл ни одной моей строчки». О Марине: «Я антицветаевец».
В музыке Осип был дома, а это крайне редкое свойство. Больше всего на свете боялся собственной немоты. Когда она настигала его, он метался в ужасе и придумывал какие-то нелепые причины для объяснения этого бедствия. Вторым и частым его огорчением были читатели. Ему постоянно казалось, что его любят не те, кто надо. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, часто влюблялся в отдельные строчки, легко запоминал прочитанное ему.
Любил говорить про что-то, что называл своим «истуканством». Иногда, желая меня потешить, рассказывал какие-то милые пустяки. Смешили мы друг друга так, что падали на поющий всеми пружинами диван на «Тучке» и хохотали до обморочного состояния...
📌 Евгений Мандельштам (младший брат Осипа)
К домашнему книжному шкафу Осип относился с большой серьезностью и как к вещественному доказательству семейных взаимоотношений («...в разрезе своем, этот шкапчик был историей духовного напряженья целого рода и прививки к нему чужой крови»), и как к первому книжному хранилищу, формирующему человека. Так, он писал: «Книжный шкап раннего детства спутник человека на всю его жизнь. Расположенье его полок, подбор книг, цвет корешков воспринимаются как цвет, высота, расположенье самой мировой литературы».
Осип всегда любил перемену мест, радовало его и общение с природой, хотя, в сущности, он все же был горожанином.
На дачах что ни день раздавался на улице протяжный крик: «Мороженое... сливочное... клубничное», появлялся ярко окрашенный ящик, установленный на двуколке, и за ним мороженщик в белом фартуке, с длинной ложкой в руках. Он набирал мороженое из больших металлических банок, стоявших во льду, и раздавал пестрые кружочки покупателям. У Осипа есть чудесное, чуть шутливое стихотворение, напоминающее об этих малых радостях детства: «Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит...». <...>
Писать письма Осип не любил, но для двух людей он всегда делал исключение — для Надежды Яковлевны, без которой он просто не мог существовать, и для отца, остававшегося, где бы Ося ни находился, его постоянным адресатом. У меня сохранились тридцать семь писем Осипа к нашему отцу. Большой материал о Петербурге, литературных делах и отношении к моей семье дают письма, написанные Осипом с Васильевского острова жене в Крым, где она тогда лечилась.
#днирождениявеликих #мандельштам #осипмандельштам
Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самого себя и отвечал не самому себе, как сейчас делают почти все. В беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся или пускал заигранные пластинки.
С необычайной лёгкостью Осип Эмильевич выучивал языки. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски. Незадолго до смерти просил Надю выучить его английскому языку, которого он совсем не знал. О стихах говорил ослепительно, пристрастно и иногда бывал чудовищно несправедлив (например, к Блоку). О Пастернаке говорил: «Я так много думал о нём, что даже устал» и «Я уверен, что он не прочёл ни одной моей строчки». О Марине: «Я антицветаевец».
В музыке Осип был дома, а это крайне редкое свойство. Больше всего на свете боялся собственной немоты. Когда она настигала его, он метался в ужасе и придумывал какие-то нелепые причины для объяснения этого бедствия. Вторым и частым его огорчением были читатели. Ему постоянно казалось, что его любят не те, кто надо. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, часто влюблялся в отдельные строчки, легко запоминал прочитанное ему.
Любил говорить про что-то, что называл своим «истуканством». Иногда, желая меня потешить, рассказывал какие-то милые пустяки. Смешили мы друг друга так, что падали на поющий всеми пружинами диван на «Тучке» и хохотали до обморочного состояния...
К домашнему книжному шкафу Осип относился с большой серьезностью и как к вещественному доказательству семейных взаимоотношений («...в разрезе своем, этот шкапчик был историей духовного напряженья целого рода и прививки к нему чужой крови»), и как к первому книжному хранилищу, формирующему человека. Так, он писал: «Книжный шкап раннего детства спутник человека на всю его жизнь. Расположенье его полок, подбор книг, цвет корешков воспринимаются как цвет, высота, расположенье самой мировой литературы».
Осип всегда любил перемену мест, радовало его и общение с природой, хотя, в сущности, он все же был горожанином.
На дачах что ни день раздавался на улице протяжный крик: «Мороженое... сливочное... клубничное», появлялся ярко окрашенный ящик, установленный на двуколке, и за ним мороженщик в белом фартуке, с длинной ложкой в руках. Он набирал мороженое из больших металлических банок, стоявших во льду, и раздавал пестрые кружочки покупателям. У Осипа есть чудесное, чуть шутливое стихотворение, напоминающее об этих малых радостях детства: «Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит...». <...>
Писать письма Осип не любил, но для двух людей он всегда делал исключение — для Надежды Яковлевны, без которой он просто не мог существовать, и для отца, остававшегося, где бы Ося ни находился, его постоянным адресатом. У меня сохранились тридцать семь писем Осипа к нашему отцу. Большой материал о Петербурге, литературных делах и отношении к моей семье дают письма, написанные Осипом с Васильевского острова жене в Крым, где она тогда лечилась.
#днирождениявеликих #мандельштам #осипмандельштам
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#Коротков
Сергей Коротков
Я и слова такого не знаю,
А придумать — себя погубить.
Золотая моя, по краю
Очень страшно над бездной ходить.
Эта жизнь — словно торба пустая,
Затерялся в ней мой узелок.
Золотая моя, ступая,
Всё никак не ступлю на порог.
Одолел ли меня бес унынья?
Исцели, проведи вещим сном...
Чтобы цвет твой небесный, синий
Отразился в сознанье больном.
Чтобы шума земного не слышать,
Совершила душа полёт
В те края зацветающих вишен,
Где мой дом в отраженье живёт.
Там часы с фотографией рядом,
Старый шрам у отца на скуле,
И, как ангел, витает порядок,
Что бывает порой на земле.
Сергей Коротков
Я и слова такого не знаю,
А придумать — себя погубить.
Золотая моя, по краю
Очень страшно над бездной ходить.
Эта жизнь — словно торба пустая,
Затерялся в ней мой узелок.
Золотая моя, ступая,
Всё никак не ступлю на порог.
Одолел ли меня бес унынья?
Исцели, проведи вещим сном...
Чтобы цвет твой небесный, синий
Отразился в сознанье больном.
Чтобы шума земного не слышать,
Совершила душа полёт
В те края зацветающих вишен,
Где мой дом в отраженье живёт.
Там часы с фотографией рядом,
Старый шрам у отца на скуле,
И, как ангел, витает порядок,
Что бывает порой на земле.
#современник #Бутко
Вера Бутко
Девочка кормит синичку с руки. Тишина
В парке заснеженном, в мире - звеняще хрупка...
Там, где взрывались снаряды, спокойно пока.
В кои-то веки затишье, стрельба не слышна.
Мрачные тени на миг опускают клинки.
На окровавленных лицах - живой интерес:
Боги войны с высоты своих божьих небес
Смотрят, как девочка кормит синичку с руки.
2024
Telegram-канал Веры Бутко
Вера Бутко
Девочка кормит синичку с руки. Тишина
В парке заснеженном, в мире - звеняще хрупка...
Там, где взрывались снаряды, спокойно пока.
В кои-то веки затишье, стрельба не слышна.
Мрачные тени на миг опускают клинки.
На окровавленных лицах - живой интерес:
Боги войны с высоты своих божьих небес
Смотрят, как девочка кормит синичку с руки.
2024
Telegram-канал Веры Бутко
#современник #Чернобровкин
Георгий Чернобровкин
Ты оглянешься на повороте
и посмотришь: что там, за плечом?
То ли крыши блестят в позолоте,
то ль дорога блестит кирпичом?
Из лохматого завтра нагрянет
отголосками липкий мотив
и, склоняя «тиран, о тиране…»,
отвернёшься, судьбу разбудив.
В мире нет тяжелее работы,
чем навстречу с собою брести,
заполняя шагами пустоты
и баюкая память в горсти.
Всё пройдёт, отболит, перестанет
горько ныть и останется лишь,
как тампон в обезвреженной ране,
в небе солнца багровый голыш.
Оттолкнёшься от тверди и дальше
зашагаешь, сомкнувши уста,
в мир, где звуки и ноты без фальши,
и дорога, как небо чиста.
Telegram-канал Георгия Чернобровкина
Георгий Чернобровкин
Ты оглянешься на повороте
и посмотришь: что там, за плечом?
То ли крыши блестят в позолоте,
то ль дорога блестит кирпичом?
Из лохматого завтра нагрянет
отголосками липкий мотив
и, склоняя «тиран, о тиране…»,
отвернёшься, судьбу разбудив.
В мире нет тяжелее работы,
чем навстречу с собою брести,
заполняя шагами пустоты
и баюкая память в горсти.
Всё пройдёт, отболит, перестанет
горько ныть и останется лишь,
как тампон в обезвреженной ране,
в небе солнца багровый голыш.
Оттолкнёшься от тверди и дальше
зашагаешь, сомкнувши уста,
в мир, где звуки и ноты без фальши,
и дорога, как небо чиста.
Telegram-канал Георгия Чернобровкина
#современник #Верясова
Дарья Верясова
Чтоб я не вспоминала о тебе,
скользит река в прохладе и тепле,
возносятся грачи над колокольней.
В глуши весна приходит не теперь,
не напрямки, а позже и окольней.
Узревшие добро в её красе:
как воздух сер, как в поле снег просел, —
живут насквозь, не засекая вёсен.
Чтоб о тебе не вспоминать совсем,
я ничего не вспоминаю вовсе.
Но верю в дом, растущий на золе,
и в хлеб, который заключён в зерне,
и в рыбу, прорывающую сети —
как всякий умиравший на земле,
что до конца не замечает смерти.
Она возьмёт своё от сонных тел,
пока над куполами в темноте
ползёт луна нештопанной прорехой,
и навсегда благословенны те,
кто нас забыл, кто мимо нас проехал.
Telegram-канал Дарьи Верясовой
Дарья Верясова
Чтоб я не вспоминала о тебе,
скользит река в прохладе и тепле,
возносятся грачи над колокольней.
В глуши весна приходит не теперь,
не напрямки, а позже и окольней.
Узревшие добро в её красе:
как воздух сер, как в поле снег просел, —
живут насквозь, не засекая вёсен.
Чтоб о тебе не вспоминать совсем,
я ничего не вспоминаю вовсе.
Но верю в дом, растущий на золе,
и в хлеб, который заключён в зерне,
и в рыбу, прорывающую сети —
как всякий умиравший на земле,
что до конца не замечает смерти.
Она возьмёт своё от сонных тел,
пока над куполами в темноте
ползёт луна нештопанной прорехой,
и навсегда благословенны те,
кто нас забыл, кто мимо нас проехал.
Telegram-канал Дарьи Верясовой
День рождения #деньрождения #Грибоедов
Александр Грибоедов. Освобожденный
Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!
Мне ль возвращены назад
Все очарованья ваши?
Снова ль черпаю из чаши
Нескудеющих отрад?
Будто сладостно-душистой
В воздух пролилась струя;
Снова упиваюсь я
Вольностью и негой чистой.
Но где друг?.. но я один!..
Но давно ль, как привиденье,
Предстоял очам моим
Вестник зла? Я мчался с ним
В дальний край на заточенье.
Окрест дикие места,
Снег пушился под ногами;
Горем скованы уста,
Руки тяжкими цепями.
1826 г.
🔷 15 января — день рождения поэта, прозаика, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова (1795 — 1829), обладавшего потрясающими талантами лингвиста, историка, композитора, создавшего одно из самых цитируемых произведений русской литературы — комедию, пьесу в стихах «Горе от ума».
Александр Грибоедов. Освобожденный
Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!
Мне ль возвращены назад
Все очарованья ваши?
Снова ль черпаю из чаши
Нескудеющих отрад?
Будто сладостно-душистой
В воздух пролилась струя;
Снова упиваюсь я
Вольностью и негой чистой.
Но где друг?.. но я один!..
Но давно ль, как привиденье,
Предстоял очам моим
Вестник зла? Я мчался с ним
В дальний край на заточенье.
Окрест дикие места,
Снег пушился под ногами;
Горем скованы уста,
Руки тяжкими цепями.
1826 г.
🔷 15 января — день рождения поэта, прозаика, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова (1795 — 1829), обладавшего потрясающими талантами лингвиста, историка, композитора, создавшего одно из самых цитируемых произведений русской литературы — комедию, пьесу в стихах «Горе от ума».
#Рудаков #Мандельштам
🔷 Сегодня 8️⃣0️⃣ лет со дня смерти поэта, литературоведа Сергея Борисовича Рудакова (1909 — 1944 гг.) — исследователя творчества и автора биографических свидетельств Осипа Мандельштама в годы его воронежской ссылки. Сергей Рудаков погиб 15 января 1944 года в бою в Белоруссии, похоронен в Могилёвской области.
Рудаков имел дворянское происхождение. Его отец и братья были расстреляны, как участники белой добровольческой армии. Сергей с матерью уехали в Ленинград. В 1928 году поступил на литературное отделение Высших государственных курсов искусствоведения. Матери в 1932 году не стало. Рудакова, имевшего дворянское происхождение, выслали в Воронеж, где он жил с марта 1935 по июль 1936 года. Рудаков вернулся в Ленинград. В 1941 году в первые дни войны был призван в морскую пехоту. Воевал на Ленинградском фронте, служил в военкомате под Москвой. Погиб в Белоруссии.
Помимо стихов, Рудаков оставил после себя биографические воспоминания о жизни Осипа Мандельштама в Воронеже. В ссылке их сблизила совместная работа над изданием собрания сочинений Мандельштама. Рудаков прекрасно разбирался в поэзии. Мандельштам видел в нём возможного биографа и комментатора своих произведений. По свидетельствам, Рудаков составил не менее 20 блокнотов, заполненных под диктовку пояснениями Мандельштама.
Рудаков был знаком и с Анной Ахматовой, приезжавшей в Воронеж в феврале 1936 года. Рудаков рассказал ей о своих планах работы над Гумилёвым и записал: «С А. А. много говорил о работе. Доверие беспредельное… Мы друг друга с полуслова понимаем, будто я с ними в Цехе Поэтов был…». Ахматова так же ценила Рудакова. Посвятила ему несколько стихотворений.
🔷 Сегодня 8️⃣0️⃣ лет со дня смерти поэта, литературоведа Сергея Борисовича Рудакова (1909 — 1944 гг.) — исследователя творчества и автора биографических свидетельств Осипа Мандельштама в годы его воронежской ссылки. Сергей Рудаков погиб 15 января 1944 года в бою в Белоруссии, похоронен в Могилёвской области.
Рудаков имел дворянское происхождение. Его отец и братья были расстреляны, как участники белой добровольческой армии. Сергей с матерью уехали в Ленинград. В 1928 году поступил на литературное отделение Высших государственных курсов искусствоведения. Матери в 1932 году не стало. Рудакова, имевшего дворянское происхождение, выслали в Воронеж, где он жил с марта 1935 по июль 1936 года. Рудаков вернулся в Ленинград. В 1941 году в первые дни войны был призван в морскую пехоту. Воевал на Ленинградском фронте, служил в военкомате под Москвой. Погиб в Белоруссии.
Помимо стихов, Рудаков оставил после себя биографические воспоминания о жизни Осипа Мандельштама в Воронеже. В ссылке их сблизила совместная работа над изданием собрания сочинений Мандельштама. Рудаков прекрасно разбирался в поэзии. Мандельштам видел в нём возможного биографа и комментатора своих произведений. По свидетельствам, Рудаков составил не менее 20 блокнотов, заполненных под диктовку пояснениями Мандельштама.
Рудаков был знаком и с Анной Ахматовой, приезжавшей в Воронеж в феврале 1936 года. Рудаков рассказал ей о своих планах работы над Гумилёвым и записал: «С А. А. много говорил о работе. Доверие беспредельное… Мы друг друга с полуслова понимаем, будто я с ними в Цехе Поэтов был…». Ахматова так же ценила Рудакова. Посвятила ему несколько стихотворений.
#Рудаков
Сергей Рудаков
Преимущество тех, кто остались в живых,
Только в том, что за ними права
О друзьях, о соперниках бывших своих
Произнесть приговора слова;
Преимущество в том, что не страшен ответ.
Не уколет насмешливый взор,
Потому что такого и взора-то нет,
Да немыслим и сам разговор.
В этом тихая скука и нудная боль,
Это зло, это холод и мрак…
Ни чужих поцелуев, ни чужого «позволь»
Не воротишь оттуда никак.
И тогда начинаешь смешное – любить,
Начинаешь дурное – жалеть,
Потому что тому, неживому, – не быть,
То есть с нами не жить, не стареть.
Удивленья достойны и скупость людей,
И упрямство божественных жен.
Хороводу сентябрьских солнечных дней
Срок ничтожнейший положен.
1942
Сергей Рудаков
Преимущество тех, кто остались в живых,
Только в том, что за ними права
О друзьях, о соперниках бывших своих
Произнесть приговора слова;
Преимущество в том, что не страшен ответ.
Не уколет насмешливый взор,
Потому что такого и взора-то нет,
Да немыслим и сам разговор.
В этом тихая скука и нудная боль,
Это зло, это холод и мрак…
Ни чужих поцелуев, ни чужого «позволь»
Не воротишь оттуда никак.
И тогда начинаешь смешное – любить,
Начинаешь дурное – жалеть,
Потому что тому, неживому, – не быть,
То есть с нами не жить, не стареть.
Удивленья достойны и скупость людей,
И упрямство божественных жен.
Хороводу сентябрьских солнечных дней
Срок ничтожнейший положен.
1942
🔷 15 января Православная церковь отмечает день памяти преподобного Серафима Саровского
#Бунин
Иван Бунин. Учительный старец
Кто нам сиял звездой чудесной?
Кто солнцем был средь тьмы ночной?
Чей образ прелести небесной
Исполнен в юдоли земной?
Кто нас учил любви великой,
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смятенных ярый пыл?
Кто жаждой вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой воскресенья? —
Он — преподобный Серафим!
И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам Старца Русь святая
Себя навеки предала!
#Бунин
Иван Бунин. Учительный старец
Кто нам сиял звездой чудесной?
Кто солнцем был средь тьмы ночной?
Чей образ прелести небесной
Исполнен в юдоли земной?
Кто нас учил любви великой,
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смятенных ярый пыл?
Кто жаждой вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой воскресенья? —
Он — преподобный Серафим!
И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам Старца Русь святая
Себя навеки предала!
#Ярко
Николай Ярко
Всё будет очень славно,
И март ещё придёт.
Глаза откроет Анна –
И смерть уже не в счёт.
И смерть уже бессильна,
И ласковы слова,
И голос клавесина,
И снег, и кружева,
И церковь в отдаленье,
И луч, и витражи,
И мрак, и просветленье,
И облако, и жизнь.
Усталая походка,
Потрёпанная страсть…
Пустое дело водка,
Пустое дело власть.
Важней всего – ресницы.
Важней всего – глаза.
Ах, только б не больница!
Ах, только б не вокзал!
Ах, только бы всё славно
А не наоборот.
Проснулась донна Анна –
И песенку поёт.
🔷 15 января — день памяти севастопольского поэта, филолога, преподавателя русской словесности Николая Николаевича Ярко (1947 — 2022 гг.). Поэта не стало два года назад.
Николай Ярко
Всё будет очень славно,
И март ещё придёт.
Глаза откроет Анна –
И смерть уже не в счёт.
И смерть уже бессильна,
И ласковы слова,
И голос клавесина,
И снег, и кружева,
И церковь в отдаленье,
И луч, и витражи,
И мрак, и просветленье,
И облако, и жизнь.
Усталая походка,
Потрёпанная страсть…
Пустое дело водка,
Пустое дело власть.
Важней всего – ресницы.
Важней всего – глаза.
Ах, только б не больница!
Ах, только б не вокзал!
Ах, только бы всё славно
А не наоборот.
Проснулась донна Анна –
И песенку поёт.
🔷 15 января — день памяти севастопольского поэта, филолога, преподавателя русской словесности Николая Николаевича Ярко (1947 — 2022 гг.). Поэта не стало два года назад.
#современник #Зинурова
Екатерина Зинурова
Умирает небольшой поэт.
Лет? Немного! Жалко... Ищешь строчки
К некрологу. Подходящих нет.
Так себе поэт, писал не очень.
Но зато хороший человек,
Добрый был. У Бога на примете.
Вышло так: за свой негромкий век
Он ничем себя не обессмертил.
Не глушил на чтениях коньяка,
Морд не бил и жен чужих не трогал,
Трижды в год читал стихи в ДК,
Пару книг издал, и те не продал.
Не копил слова и тратил их,
Не боясь ни смерти, ни забвенья.
Не стыдись, вдова, читая стих,
Что несет и плач, и утешенье.
12-13.01.2024
Telegram-канал Екатерины Зинуровой
Екатерина Зинурова
Умирает небольшой поэт.
Лет? Немного! Жалко... Ищешь строчки
К некрологу. Подходящих нет.
Так себе поэт, писал не очень.
Но зато хороший человек,
Добрый был. У Бога на примете.
Вышло так: за свой негромкий век
Он ничем себя не обессмертил.
Не глушил на чтениях коньяка,
Морд не бил и жен чужих не трогал,
Трижды в год читал стихи в ДК,
Пару книг издал, и те не продал.
Не копил слова и тратил их,
Не боясь ни смерти, ни забвенья.
Не стыдись, вдова, читая стих,
Что несет и плач, и утешенье.
12-13.01.2024
Telegram-канал Екатерины Зинуровой
#современник #Балин
Денис Балин
Я смотрю на хорошем айфоне
дорогое цветное кино.
Я читаю в хорошем айфоне
Telegram и ВКонтакте. На фоне —
телевизор, ненужный давно.
В нём забыты Степашка с Каркушей,
в нём забытое «Поле чудес»;
он молчит запылённый, потухший;
он стал у́́же, но точно не лучше:
белый шум никуда не исчез.
Завершилась, как титры, эпоха,
где росли: скорлупа, пацаны.
Они знали, что шкериться плохо,
чем чушпан отличался от лоха,
и ушли во дворы тишины.
Стали мы меркантильны и слабы,
засмотревшись в гламурные рты,
продавали родные масштабы,
сочиняли простые стартапы
для потомков славянской орды.
Обращаюсь к тебе через годы:
не суди и не будешь судьей.
Мы поверили в сводки погоды,
мы покушали ихней свободы,
но наевшись не стали семьей.
Мы хотели Икеа и найки,
мы хотели ходить в общепит,
а страну, что росла из фуфайки,
её сказки, её балалайки
обменять на доступный кредит
Ну, подумаешь, было и было:
Первомай и Советская власть
в той стране, что в объятьях душила,
в той стране, что поэтов любила,
словно речи не нужную часть.
Растащили её на легенды,
превратили в чудной пересказ,
разменяв на китайские бренды,
теперь мы подписота и френды
в соцсетях оцифрованных масс.
Был когда-то в ней Ленин и Летов
всех живее, но их пережив,
мы растили людей-мемоведов,
не любили страну и поэтов,
полюбив новостной эксклюзив.
Ну, подумаешь, было и стало,
а когда-то не станет меня.
Будет небо то синим, то алым,
будет людям то много, то мало,
будет ночь отличаться от дня
В этих строфах есть повод для сносок,
всё меняется в миг, но пока
мы грядущего новый набросок,
мы вчерашнего дня отголосок,
мы бегущая время-строка.
Telegram-канал Дениса Балина
Денис Балин
Я смотрю на хорошем айфоне
дорогое цветное кино.
Я читаю в хорошем айфоне
Telegram и ВКонтакте. На фоне —
телевизор, ненужный давно.
В нём забыты Степашка с Каркушей,
в нём забытое «Поле чудес»;
он молчит запылённый, потухший;
он стал у́́же, но точно не лучше:
белый шум никуда не исчез.
Завершилась, как титры, эпоха,
где росли: скорлупа, пацаны.
Они знали, что шкериться плохо,
чем чушпан отличался от лоха,
и ушли во дворы тишины.
Стали мы меркантильны и слабы,
засмотревшись в гламурные рты,
продавали родные масштабы,
сочиняли простые стартапы
для потомков славянской орды.
Обращаюсь к тебе через годы:
не суди и не будешь судьей.
Мы поверили в сводки погоды,
мы покушали ихней свободы,
но наевшись не стали семьей.
Мы хотели Икеа и найки,
мы хотели ходить в общепит,
а страну, что росла из фуфайки,
её сказки, её балалайки
обменять на доступный кредит
Ну, подумаешь, было и было:
Первомай и Советская власть
в той стране, что в объятьях душила,
в той стране, что поэтов любила,
словно речи не нужную часть.
Растащили её на легенды,
превратили в чудной пересказ,
разменяв на китайские бренды,
теперь мы подписота и френды
в соцсетях оцифрованных масс.
Был когда-то в ней Ленин и Летов
всех живее, но их пережив,
мы растили людей-мемоведов,
не любили страну и поэтов,
полюбив новостной эксклюзив.
Ну, подумаешь, было и стало,
а когда-то не станет меня.
Будет небо то синим, то алым,
будет людям то много, то мало,
будет ночь отличаться от дня
В этих строфах есть повод для сносок,
всё меняется в миг, но пока
мы грядущего новый набросок,
мы вчерашнего дня отголосок,
мы бегущая время-строка.
Telegram-канал Дениса Балина
Telegram
Бесконечное сейчас (Денис Балин)
Заметки метамодерниста: #Стихи #Поэзия #Литература #Миниатюра #Метамедернизм #Метамодерн
(Все посты в этом канале являются художественным вымыслом)
Автор: vk.com/denis_balin
(Все посты в этом канале являются художественным вымыслом)
Автор: vk.com/denis_balin
#современник #Колчин
Денис Колчин
Кощей без короны -
писатель над книгой о битве.
Стоящий на склоне
при Лейпциге, при общепите, -
что на Уралмаше, -
под ядрами, под кирпичами.
Печальные кряжи -
хрущёвки, ДК-заводчане.
Сквозь дождь кирасиры
и все милицейские силы,
сквозь холод квартиры,
туманные перспективы,
мерцают, мелькают,
осенние персеиды.
Писатель алкает
и сам себя губит при виде
крутого маршрута,
историю изучая.
Палаш, как простуда.
Кастеты - гриппозная стая.
Получится повесть,
опасное сумасбродство,
гремучая помесь
отчаянья и превосходства.
ВК Дениса Колчина
Денис Колчин
Кощей без короны -
писатель над книгой о битве.
Стоящий на склоне
при Лейпциге, при общепите, -
что на Уралмаше, -
под ядрами, под кирпичами.
Печальные кряжи -
хрущёвки, ДК-заводчане.
Сквозь дождь кирасиры
и все милицейские силы,
сквозь холод квартиры,
туманные перспективы,
мерцают, мелькают,
осенние персеиды.
Писатель алкает
и сам себя губит при виде
крутого маршрута,
историю изучая.
Палаш, как простуда.
Кастеты - гриппозная стая.
Получится повесть,
опасное сумасбродство,
гремучая помесь
отчаянья и превосходства.
ВК Дениса Колчина
#современник #Возжаева
Наталья Возжаева
Я видела, как в море падал снег,
Как море поглощало эту снедь.
Летел небесный, маленький народ
В его открытый равнодушно рот.
Летел, кружась, весёлый и нарядный,
Но морю всё равно, оно всеядно.
Вот так и мы, родной, вот так и мы –
Наивные предвестники зимы
Большой, другой, я о другом, прости.
И горестно, и глаз не отвести.
Telegram-канал Натальи Возжаевой
Наталья Возжаева
Я видела, как в море падал снег,
Как море поглощало эту снедь.
Летел небесный, маленький народ
В его открытый равнодушно рот.
Летел, кружась, весёлый и нарядный,
Но морю всё равно, оно всеядно.
Вот так и мы, родной, вот так и мы –
Наивные предвестники зимы
Большой, другой, я о другом, прости.
И горестно, и глаз не отвести.
Telegram-канал Натальи Возжаевой
#деньрождения #Хемницер
Иван Хемницер. Друзья
Давно я знал, и вновь опять я научился,
Чтоб другом никого, не испытав, не звать.
Случилось мужику чрез лед переезжать,
И воз его сквозь лед, к несчастью, провалился.
Мужик метаться и кричать:
«Ой! батюшки, тону! тону! ой! помогите!»
— «Робята, что же вы стоите?
Поможемте», — один другому говорил,
Кто вместе с мужиком в одном обозе был.
«Поможем», — каждый подтвердил.
Но к возу между тем никто не подходил.
А должно знать, что все одной деревни были,
Друзьями меж собою слыли,
Не раз за братское здоровье вместе пили;
А сверх того между собой,
Для утверждения их дружбы круговой,
Крестами даже поменялись.
Друг друга братом всяк зовет,
А братний воз ко дну идет.
По счастью мужика, сторонние сбежались
И вытащили воз на лед.
1774
🔷 16 января 1745 года родился поэт, дипломат Иван Иванович Хемни́цер (1745 — 1784 гг.) — самый значительный баснописец до Ивана Крылова. Сборник его басен переиздавался в XVIII — XIX вв. несколько десятков раз.
Иван Хемницер. Друзья
Давно я знал, и вновь опять я научился,
Чтоб другом никого, не испытав, не звать.
Случилось мужику чрез лед переезжать,
И воз его сквозь лед, к несчастью, провалился.
Мужик метаться и кричать:
«Ой! батюшки, тону! тону! ой! помогите!»
— «Робята, что же вы стоите?
Поможемте», — один другому говорил,
Кто вместе с мужиком в одном обозе был.
«Поможем», — каждый подтвердил.
Но к возу между тем никто не подходил.
А должно знать, что все одной деревни были,
Друзьями меж собою слыли,
Не раз за братское здоровье вместе пили;
А сверх того между собой,
Для утверждения их дружбы круговой,
Крестами даже поменялись.
Друг друга братом всяк зовет,
А братний воз ко дну идет.
По счастью мужика, сторонние сбежались
И вытащили воз на лед.
1774
🔷 16 января 1745 года родился поэт, дипломат Иван Иванович Хемни́цер (1745 — 1784 гг.) — самый значительный баснописец до Ивана Крылова. Сборник его басен переиздавался в XVIII — XIX вв. несколько десятков раз.
#Пушкин
Александр Пушкин. Демон
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
1823
Александр Пушкин. Демон
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
1823