Перепишите!
8.94K subscribers
74 photos
1 video
165 links
Проект «Перепишите!» — учебная площадка для писателей, редакторов, журналистов, блогеров, копирайтеров и всех, кто работает с текстом и хочет делать это хорошо. Мы рассказываем о том, о чём другие молчат.
加入频道
Channel created
Зачем автору управлять эмоциями читателя?

Автор стремится донести до читателя информацию и быть правильно понятым. Так? Но любая информация воспринимается не сама по себе — она воспринимается на фоне состояния. Невозможно заранее знать, в каком состоянии человек будет читать текст. Поэтому автор должен взять под контроль эмоции читателя, создать их.

Вот вам два примера, плохой и хороший.

😕 «Вперёд, братие, к оружию! Нет цели важнее и благороднее, чем утвердить Аметистовые Скрижали на алтаре Бурундудира во имя Недреманного Ока Фингурбулгура!» Это что? Это у нас какое-то скверное фэнтези. Такого рода книги обычно страдают от лишнего пафоса. Видимо, сам автор, когда писал, испытывал священный гнев и воодушевление, но не сумел передать эти чувства читателю, а без них информация кажется неполной и нелепой. Кто-то кричит, происходит какая-то ерунда во имя какой-то ерунды... Скучно и неинтересно.

😲 Иное дело Джордж Мартин! Вроде бы то же фэнтези, но у миллионов щемит в груди: «Догонят — не догонят? Убьют — не убьют?» Джордж Мартин умеет работать с эмоциями.

И точно так же дело обстоит с любым другим текстом, хоть с художественным, хоть с нехудожественным.

Взять под контроль эмоции читателя можно двумя способами. Вернее, способов много, но так или иначе все эмоции делятся на переживаемые и сопереживаемые. Одни читатель испытывает непосредственно, вторые — через эмпатию, сочувствие к персонажу. Напрямую можно вызвать веселье, воодушевление, страх, интерес, скуку. А вот любовь, отчаяние и другие сложные чувства — только через персонажей. Если они не безразличны читателю и если ему в какой-то мере знакомо то, что с ними происходит, он будет переживать или радоваться за них, воспринимая отголоски их эмоций.

В нехудожественных текстах, которые предполагают не только информирование, но и вовлечение, всё делается так же — только персонажи в них есть не всегда, а потому приходится изворачиваться с помощью сторителлинга, введения в текст автора, обращения к опыту читателя и других приёмов, где-то уместных, где-то нет.

Напишите в комментариях, интересна ли вам эта тема и случалось ли вам во время чтения задумываться, как автор управляет вашими эмоциями.

Постскриптум. Если хотите представить себе «Игру престолов» без соответствующих сюжету эмоций, запустите одну из серий без звука под музыку группы «Руки вверх!». Нечто подобное испытывает редактор, когда правит очередную фэнтези-книжку. 😵

#психология_текста