Перепишите!
8.96K subscribers
74 photos
1 video
166 links
Проект «Перепишите!» — учебная площадка для писателей, редакторов, журналистов, блогеров, копирайтеров и всех, кто работает с текстом и хочет делать это хорошо. Мы рассказываем о том, о чём другие молчат.
加入频道
Многие авторы особо не задумываются, зачем нужны абзацы, и жмут на клавишу Enter когда заблагорассудится. А между тем абзац — важнейшая вещь. Именно с него, а вовсе не со сцены или главы начинается структура текста.

Абзац раскрывает одну законченную мысль. Если это описание — то в одном абзаце вы обрисовываете то, что хотели показать читателю. Если событие — вы подаёте это событие, одно. Там может быть ещё какая-то дополнительная информация — но второстепенная, необходимая и (это важно) сопутствующая описываемому действию.

Если вы хотите что-то поменять в тексте: например, сделать флешбэк, что-то объяснить, перейти от статичных событий к более динамичным, но при этом не хотите начинать новую сцену, то обязательно начните новый абзац. Так вы обратите внимание читателя на то, что в тексте что-то поменялось.

Вообще абзацы и сцены в тексте — явления одной природы, просто сцены больше, а абзацы меньше. Наставники молодых писателей советуют рассматривать сцену как самостоятельный текст: со своей завязкой, развязкой, с определённой последовательностью раскрытия информации. Хорошая сцена должна читаться сама по себе, отдельно от остального текста — и быть при этом интересной, эмоциональной и какой там ещё она должна быть по замыслу автора.

Хороший абзац тоже можно рассматривать (и создавать) как самостоятельный текст.

Кстати, вот вам ещё пример (парой строчек выше), для чего можно использовать абзацы: для выделения важных мыслей. Короткий абзац прочитывается быстро, и после него читатель всегда делает небольшую паузу, чтобы осмыслить информацию. Если вы подали коротко, отдельным абзацем какую-то важную мысль, а не утопили её в трёх литрах сопутствующего текста, — будьте уверены, читатель эту мысль заметит и обдумает.

А ещё от размера абзацев зависит динамичность текста. Если вы описываете какой-то экшен и хотите, чтобы читатель воспринимал его с соответствующей скоростью — пишите абзацами из одного, двух, максимум трёх коротких предложений. Да, в такой абзац не втиснешь много, но это и не нужно. Человек, когда попадает в стремительный круговорот событий, мыслит отнюдь не так же ясно и связно, как обычно, — он или фокусируется на самом важном, либо выхватывает из происходящего как бы отдельные мгновенные фотоснимки. Вот так и пишите динамичные сцены.

И наоборот, когда вы хотите замедлить читателя, показать место действия, объяснить какие-то сложные события или понятия — можете писать большими абзацами, ёмкими, медленными. У писателей-классиков (и у современных авторов интеллектуальной прозы) встречаются абзацы на несколько страниц — и, поверьте, это не экшен.

#архитектоника
Почему-то некоторые пишущие люди считают, что раз они сами занимаются писательством, то читать книги им не нужно. Один автор, которого активно продвигают в видном российском издательстве, об этом заявил в интервью даже с оттенком какой-то гордости.

К счастью, читающих людей в России по-прежнему много. Вот только далеко не все покупают книги — бумажные и электронные, кто-то предпочитает скачивать электронные версии на пиратских сайтах. Осуждать за это никого не хочу, но мне стало любопытно: а мои подписчики в большинстве своём покупают или пиратят? Проголосуем? Опрос анонимный, так что можете отвечать честно, никто ничего не узнает. 👇

#опросы #чтение
Недавно на портале «Грамота.ру» поменялся интерфейс, а заодно сломались почти все внутренние ссылки. Поскольку «Грамота» мне нужна каждый день, я сразу же обновил закладки в браузере. В этом посте я поделюсь с вами ссылками на те разделы портала, которыми постоянно пользуюсь сам.

📗 Справочник по пунктуации — именно эта ссылка у меня сохранена как стартовая страница: очень часто приходится проверять, обособляется или не обособляется какое-либо слово и выражение. Чаще, чем к «Справочнику по пунктуации», я обращаюсь разве что к нормативным словарям, орфографическому и толковому.

📗 Ответы справочной службы. Если вы вдруг не знали (ну мало ли), на портале «Грамота.ру» кто угодно может задать вопрос по русскому языку или стилистике — и ему ответят компетентные люди. Насколько мне известно, в справочной службе работают профессиональные корректоры, школьные и вузовские преподаватели и даже лингвисты из Института русского языка им. Виноградова.

Кстати, прежде чем задавать свой вопрос, стоит поискать по базе старых ответов — их тысячи и тысячи, и вполне вероятно, что кто-то уже спрашивал о чём-то похожем.

📗 Словарь трудностей русского языка — в нём собраны слова, с которыми часто бывают ошибки (например, пишут их неправильно, или понимают не в том значении, или используют неверное управление и т.д.).

📗 «Письмовник» — это подборка правил, о которые люди часто спотыкаются или ломают копья (когда использовать кавычки, склонять или не склонять имена и географические названия, с большой или с маленькой буквы писать «вы» и т.д.). Изложены эти правила доступным языком.

📗 Справочник по фразеологии — это собрание фразеологизмов (устойчивых выражений) русского языка. Фразеологизмы, чтоб вы знали, — это не штампы, использование их в тексте не считается ошибкой (но нужно иметь в виду, что многие из них стилистически окрашены, и это ограничивает их употребление).

📗 Учебник русского языка Е. И. Литневской поможет освежить знания по этому предмету, если они подзабылись.

Напишите в комментариях, какими ещё разделами «Грамоты.ру» вы пользуетесь. И сохраните этот пост куда-нибудь к себе, чтобы не потерять полезные ссылки — и, конечно, чтобы поделиться ими с друзьями.

#инструменты
Хороший писатель — обычно ещё и хороший читатель. Давайте поговорим о том, насколько хорошо умеете читать вы.

Читаете ли вы вдумчиво — или торопливо проглатываете книги, проскакивая скучные места? Спрашиваете ли вы себя, что хотел сказать автор, к чему он вас готовит, что у него получилось, а что нет? На что вы обращаете внимание в тексте? Возвращаетесь ли на несколько страниц назад, чтобы лучше осмыслить новую информацию? Делаете ли вы выписки, заметки на полях, оставляете ли в книге закладки? Ведёте ли читательский дневник? Пишете ли отзывы, рецензии, впечатления или разборы? Обсуждаете ли прочитанное с другими людьми? Склонны ли перечитывать важные книги по прошествии времени?

И главный вопрос: насколько то, как вы читаете, помогает вам совершенствовать писательское мастерство?

#разговоры #чтение
В группе в ВК у нас уже несколько лет висит в закрепе подборка лучших публикаций, я её каждый год 31 декабря дополняю. А в телеграм-канале такого пока не было. Но теперь есть. 😎

НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЯМ И ПОСТАМ >>>
Поздравляем вас с наступающим Новым годом! Желаем, чтобы в следующем году у всё было хорошо — и чтобы вас ни на минуту не оставляло творческое вдохновение. 🙂
🎄 Наступил новый год — и пришло время выбирать темы интенсивов, которые нам с Ольгой Нестеровой предстоит провести в этом году (первый мы сделаем уже в январе). А выбирать будете вы — через этот опрос. 👇
Для тех, кто в теме: скоро «Колфан». В ближайшие дни объявлю темы, сроки и условия конкурса.

#конкурсы
Большинство людей предпочитают порядок. Даже если сами не способны его поддерживать.

Им больше понравится в ресторане красиво сервированное блюдо, чем еда, наваленная на тарелку бесформенной грудой. Они расстроятся, если, распечатав коробку с новеньким плеером или пылесосом, найдут там зарядки-щётки-наушники не аккуратно разложенными по местам, а засунутыми как придётся. И при прочих равных они спокойнее чувствуют себя в обществе нормально одетых людей, а не оборванцев и нерях.

То же самое касается текста. Непричёсанный текст (например, где абзацы скачут, а шрифт то и дело меняется) читать некомфортно, даже если он кажется интересным и не содержит ошибок.

Впрочем, в этом посте я буду говорить не про размер шрифта и абзацные отступы, хотя это тоже важно, а про вещи вроде бы и менее заметные — но всё равно создающие ощущение неаккуратности автора.

Читая, мы ждём, что одни и те же элементы текста будут в разных местах выглядеть одинаково. Например, можно написать «ёжик под ёлочкой», а можно написать «ежик под елочкой» — и так и так будет верно, по правилам русского языка можно использовать букву «ё» там, где она звучит, а можно не использовать (если это не создаёт двусмысленности). Но вот если мы напишем «ёжик под елочкой», то семь читателей из ста споткнутся об эту конструкцию и задумаются: стоп, а почему «ёжик» через «ё», а «ёлочка» через «е»? Может, никакая это не «ёлочка», а «елочка»... кстати, а что это такое?

Я приукрасил, конечно. Большинство читателей, которые заметят бессистемное употребление буквы «ё», решат, что автор просто не удосужился привести текст в порядок.

Такое приведение повторяющихся текстовых элементов к единообразному виду называется унификацией. В издательствах унификацию делают редакторы и корректоры. Если же с вашим текстом не будет работать ни редактор, ни корректор, вам стоит сделать её самостоятельно. Это довольно просто. Главное — понимать, какие вещи нужно унифицировать. Я вам об этом сейчас расскажу.

В хорошем тексте должно быть единообразие:
в использовании буквы «ё» (если вы её принципиально используете, она должна быть везде, где она слышится на месте «е»);
– в использовании терминов, когда возможны варианты (это касается главным образом специальных нехудожественных текстов);
– в написании имён собственных (это тоже касается нехудожественных текстов — там очень бросается в глаза, когда Иванов И. И. вдруг превращается в Ваню или Ивана, потом в Ивана Ивановича, гражданина Иванова и т.д.);
– в написании числительных (словами или цифрами, латинскими или арабскими);
– в написании крупных числительных («2 000 000», «2 миллиона» и «2 млн» по смыслу — одно и то же, но нужно выбрать какой-то один вариант написания и придерживаться его);
– в использовании или неиспользовании распространённых сокращений («г.» или «год», «и т.д.» или «и так далее», «пр.», «пр-т» или «проспект»);
– в использовании или неиспользовании латиницы (Mercedes-Benz или «Мерседес-Бенц»);
– в способах внутритекстового выделения (обычно для этого используется курсив, но если вы предпочитаете другой способ — п/ж или разрядку, например — то его и придерживайтесь)
– в оформлении элементов аппарата издания — рубрикации, сносок, врезок, заголовков и т.д.
– в оформлении любых других элементов, где возможны варианты написания, но традиционно предполагается единообразие (например, диалоги можно писать через тире, или в кавычках, или даже вообще без какого-либо специального оформления — но только одним выбранным способом).

Вот так вот. Пользуйтесь.

#корректура
С периодичностью раз этак в полгода я слышу одну и ту же легенду. Её рассказывают разные люди: работающие в издательской отрасли — и предельно далёкие от издательской отрасли; писательствующие — и читательствующие; умные — и умнообразные. Иногда я даже слышу её из уст моих коллег.

Это легенда о Гениальном Редакторе, способном вынести исчерпывающее суждение о рукописи, прочитав всего два абзаца.

Знаете, что я об этом думаю? Что это полная ерунда. Невозможно по двум абзацам судить обо всём тексте, если только он не заключён в них полностью (или большей частью). Всё, о чём можно судить, прочитав два абзаца, — насколько автору удалось написать именно эти два абзаца. И ни о чём больше.

Возможно, там будут ошибки. Но это не значит, что их окажется много в остальном тексте. Возможно, два абзаца будут написаны скверно. Нескладно, неинтересно, непонятно зачем. Но мы же не видим контекста, да? Многие части человеческого тела, к примеру, тоже смотрятся престранно отдельно от всего остального.

Наконец, мы можем по двум абзацам решить, что они нам о-очень не нравятся и читать текст полностью мы не будем. Да, мы можем. Но мы можем решить то же самое, и не читая тех двух абзацев. Просто лицо автора не понравилось. Или фамилия. Или то, как он произносит слово «юриспруденция». Всё-таки нужно понимать, что «индивидуальные предпочтения» и «исчерпывающие суждения» — не одно и то же.

Так что не верю я в этого вашего Гениального Редактора. Не может он такого.

А вот в кого я верю, так это в Задолбавшегося Рецензента — усталого, ко всему уже безразличного человека, который сегодня выкурил полторы пачки сигарет, выпил десять чашек двойного эспрессо, написал отказы дюжине авторов. И сейчас как раз приступает к вашей рукописи. Он прочтёт из неё от силы несколько первых страниц. Не потому, что он способен выносить исчерпывающие суждения, — а потому, что некогда, неохота и нефиг.

И вот по этим нескольким страницам он и будет принимать решение. Так что постарайтесь написать и вычитать их настолько хорошо, насколько можете. 😁

#издательства
28 января мы с Ольгой Нестеровой проведём интенсив «Пишите интересно» — результаты недавнего опроса вряд ли можно трактовать двусмысленно. Зарегистрироваться на интенсив можно будет с 25 января, и тогда же мы расскажем о том, что это будет за мероприятие: какова будет его программа, стоимость и т.д.

Ставьте лайк, если ждёте.

#оргмоменты
⚡️ И ещё один анонс, вернее, напоминание: в полночь с 19-го на 20-е число (то есть всего через сутки с небольшим) я объявлю темы «Колфана» — и конкурс стартует.

#оргмоменты
Ну что ж, вот и настал момент, которого ждали три года. Я объявляю старт 29-го захода «Коллекции фантазий» — одного из старейших конкурсов фантастики в Рунете. Темы — ниже в этом посте. А я начну традиционно с краткого пояснения для тех, кто не очень понимает, о чём речь.

«Коллекция фантазий» (или «Колфан») — это конкурс фантастических рассказов, которые пишутся на заданную тему в определённых временных рамках (на всё про всё три недели). В «Колфане» принимают участие как вполне состоявшиеся, так и начинающие авторы — прислать рассказ на конкурс может любой желающий, если этот рассказ был написан на одну из конкурсных тем в установленные сроки.

Конкурс проходит в несколько туров, в которых оценки текстам ставят сами участники. Для того чтобы избежать сознательного проявления симпатий и антипатий, конкурс сделан анонимным — до объявления итогов нельзя говорить и даже намекать, какой рассказ вы написали. Сложная математическая модель сводит на нет попытки отдельных недобросовестных участников «утопить» или «вытащить» какие-то рассказы, чрезмерно завышая или занижая оценки.

Рассказы, вышедшие в финал, имеют хороший шанс быть опубликованными (с прошлого конкурса около двух десятков рассказов были напечатаны в журналах и сборниках, а за всю историю «Колфана» — более полутора сотен).

Но «Коллекция фантазий» — это не только состязание. Это ещё и два месяца общения с единомышленниками. Это возможность получить разбор своего рассказа от множества авторов самого разного уровня. Это новые знакомства. Это обучение на своём и чужом опыте. Это, наконец, просто повод сесть и написать рассказ.

А теперь — собственно условия конкурса.

📯 Темы:

– «Скелет попугая в книжном шкафу».

– «Дом наизнанку».

– «Владимир Даль, мой воображаемый враг».


На конкурс принимаются фантастические рассказы (в широком понимании: не только научная фантастика, но и фэнтези, сказка, хоррор, мистика, сюрреализм и т.д. — иначе говоря, в произведении должно быть сюжетно значимое фантастическое допущение), соответствующие любой из заявленных тем и написанные полностью после этого объявления. Авторы до конца конкурса должны соблюдать анонимность. Объём рассказов должен быть от 5000 до 40 000 знаков, считая заголовок, сноски, пробелы и знаки препинания.

Количество рассказов от одного автора не ограничено. Количество рассказов от одного соавторского коллектива тоже не ограничено, однако он должен иметь неизменный состав (то есть: если вы решили писать в соавторстве, то делайте это с одними и теми же людьми).

Ещё раз: старые рассказы присылать нельзя! Это всё проверяется, «заготовка» гарантированно не пройдёт дальше первого тура (а скорее всего, просто не будет принята).

Начало приёма рассказов — 20 января 2024 года, 0:00. Окончание приёма рассказов — 9 февраля 2024 года, 23:59. Начало первого тура — 13 февраля 2024 года, 0:00. Остальные сроки конкурса будут объявлены перед началом первого тура. Время везде московское.

Рассказы следует присылать на почтовый адрес newkolfan [сбк] yandex [тчк] ru в форматах .doc, .docx, .rtf или .txt.

🏆 Денежных призов в нынешний заход я делать не стал. Вместо этого я постараюсь пристроить как можно больше рассказов по журналам и сборникам. Десять текстов, набравших самые высокие баллы в финальном туре, будут рассмотрены на предмет публикации редакцией журнала «Мир фантастики», редакцией крафтового литературного журнала «Рассказы» и составителями альманахов издательства «Edita».

📜 Правила конкурса — здесь.

Гайд для новичков — здесь.

Основная площадка конкурса — форум по адресу http://kolfan.ru (там будут все новости и всё общение участников).

Дополнительные площадки:
группа образовательного проекта «Перепишите» в ВК.
канал образовательного проекта «Перепишите» в Telegram.
ЖЖ-сообщество конкурса.
колонка «Конкурсы» на портале «Лаборатория фантастики».

Продолжение
см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.

ℹ️ Коротко о том, как всё будет происходить. Вы выбираете тему (одну или несколько, если позволяет фантазия), пишете по ней рассказ, отправляете его на указанный почтовый адрес. В течение дня-двух-трёх вы получаете ответ от организаторов, что ваш рассказ принят.

Когда начнётся первый тур, будут вывешены списки рассказов по группам. Ваша группа — та, куда попал ваш рассказ (если у вас несколько рассказов, то самый большой из них; если вы писали в соавторстве, то самый большой из соавторских рассказов). Вы должны прочитать все рассказы своей группы, оценить их по 10-балльной шкале (кроме своего) и отправить бюллетень с оценками организаторам. Вы также можете написать на форуме отзывы или разборы на те рассказы, о которых вам есть что сказать, но это не обязательно.

Дальше будет второй тур, если рассказов на конкурсе много, или сразу финальный тур. Во втором туре, как и в первом, несколько групп, в финальном туре — одна. Если ваш рассказ прошёл, вам точно так же, как и раньше, нужно прочесть и оценить рассказы группы.

На этом у меня всё. Добавлю только, что вам обязательно нужно зарегистрироваться на форуме конкурса, а вот общаться с другими участниками — по желанию. Если будут сложности с регистрацией — пишите на указанный выше почтовый адрес.

Удачи вам и вдохновения!

Постскриптум. Будет здорово, если вы поможете распространить этот пост максимально широко.

#конкурсы
Я как редактор имел дело с самыми разными книгами: художественными и нехудожественными, развлекательными и серьёзными, детскими, учебными, техническими. В конце концов я пришёл к пониманию, что интереснее всего мне работать с научно-популярными книгами — преимущественно с ними я и работаю последние годы. Я много мог бы рассказать о просветительской литературе: какая она бывает, что в ней важно, а что может быть лишнее, какие грешки допускают авторы такого рода книг, — и я, пожалуй, когда-нибудь об этом расскажу, но...

Сегодня я хочу предложить вам побеседовать. Расскажите, какими качествами, по вашему мнению, должны обладать хорошие научно-популярные книги. Можете, кстати, привести в комментариях примеры таких книг — хороших, я имею в виду.

#нон_фикшен #разговоры
⚡️ Пятьдесят вещей в тексте, влияющих на интерес, — прямо сейчас, в этом посте. 😎 Не буду писать долгий заход, сразу перейду к сути.

1. Новая информация, позволяющая переосмыслить описанные ранее события.

2. Несправедливость или неудача, которая происходит с героем.

3. Напряжённое ожидание чего-либо.

4. Узнавание себя в героях.

5. Злободневная тема.

6. Возможность узнать о новом аспекте жизни от компетентного человека.

7. Кульминация или мини-кульминация.

8. Необычный вымышленный мир, необычные жизненные обстоятельства.

9. Личная заинтересованность читателя в полезной информации.

10. Событие, которого читатель давно ждёт.

11. Возможность разгадать загадку до того, как это сделает герой.

12. «Луч света в тёмном царстве».

13. Сопереживание герою в непростой ситуации.

14. Колоритная экспозиция, обещающая много интересного дальше.

15. Обращение к запретным темам.

16. Повод задуматься.

17. Возможность узнать о реальных людях и событиях, интересных читателю.

18. Любой сюжетный поворот.

19. Возможность прожить вместе с героем опыт, невозможный или нежелательный в реальности.

20. Внутренний конфликт, непростой выбор, стоящий перед героем.

21. Опасность, угрожающая герою.

22. Узнаваемая цитата или аллюзия.

23. Забегание вперёд, намёк на будущие события.

24. Шутка или ирония к месту.

25. Резкая смена темы повествования или диалога на интересном месте.

26. Необычное фантастическое допущение.

27. Описание событий, которые в реальной жизни вызывают азарт (состязания, погони, драки и т.п.).

28. Намёк на то, что описываемые события — не то, чем кажутся.

29. Появление нового интересного героя (или антигероя).

30. Конфликт между героями.

31. Что-то непонятное или необычное, в чём хочется разобраться.

32. Повышение ставок.

33. Возможность заново пережить понравившийся читательский опыт (встретиться с любимыми героями и т.п.).

34. Ожидание или предвкушение чего-либо.

35. Намёк на то, что персонаж — на самом деле не тот, кем кажется.

36. События, требующие от героя проявить характер.

37. Смерть героя.

38. Неудача, препятствие на пути героя.

39. Погружение читателя в интересную ему тему.

40. Колоритное описание.

41. Гордость за героя.

42. Внезапное понимание читателем того, что раньше было просто разрозненными фрагментами информации.

43. Динамичная сцена.

44. Намёк на то, что за событием или героем стоит больше, чем кажется на первый взгляд.

45. Ограничение по времени.

46. Необычный сюжетный ход.

47. Предвкушение эмоционального, волнующего момента (например, в любовной линии).

48. Необычное событие, смысл которого объясняется не сразу.

49. Любые достаточно сильные эмоции, которые переживает читатель.

50. Вера в то, что ЭТОТ автор придумает что-нибудь нестандартное. 🙂


* * *

О каких-то из этих вещей я писал пару лет назад в статье «Крючья, гвозди и прочие интересные вещи». Если не читали — обязательно прочитайте.

#аудитория #архитектоника
Меня тут спросили: «Простите, но что редактор может рассказать о том, как писать интересно? Не редактор же делает текст интересным!»

Верно, не редактор делает текст интересным. Но редактор — если это не просто литературный редактор, а человек, причастный к отбору рукописей в издательстве, — неплохо разбирается в том, что интересно аудитории. Что она купит, а чего не купит. Вы можете думать об этом что угодно, но издательству нет резона тратить миллион на тираж, который ляжет мёртвым грузом на складе и через несколько лет отправится в макулатуру.

Авторам часто не хватает привычки (или умения) смотреть на свой текст глазами читателя. Интерес — он же не сам по себе, интерес в глазах читающего. И вот об этом редактор может рассказать довольно много.

#аудитория
А вы знаете, что такое составные союзы и где в них ставится запятая? Как-то раз я провёл в ВК опрос, и он показал, что примерно 90% подписчиков группы имеют на этот счёт некоторые заблуждения.

Для начала: что такое союз? Это средство для соединения или противопоставления смысловых единиц — отдельных слов, обособленных оборотов и простых предложений в составе сложных. Каждый помнит со школы большую тройку: «и», «а», «но». Однако если б я спросил, какие ещё бывают союзы, наверное, многие не смогли бы ничего ответить. А между тем союзы бывают очень разные: подчинительные и сочинительные, изъяснительные и обстоятельственные, парные, повторяющиеся и градационные, простые и составные... О последних (вернее, о составных подчинительных союзах) мы с вами сейчас и поговорим.

Подчинительные союзы присоединяют придаточное предложение к главному (или одно придаточное к другому) и сообщают, в каких смысловых отношениях они состоят. «Я начал писать этот пост, ПОСКОЛЬКУ вы его ждёте». «Я начал писать этот пост, ХОТЯ у меня вагон других дел». «Я начал писать этот пост, СЛЕДОВАТЕЛЬНО я его закончу». Обратите внимание: главное предложение во всех примерах одно и то же, а придаточные — разные, и причинно-следственную связь между главным и придаточным передают союзы (я выделил их прописными буквами).

Всё понятно? Пока каждый союз — одно-единственное слово, ошибок быть не должно (впрочем, некоторые обособили бы тут «следовательно», посчитав вводным словом, и «хотя», потому что «ну, что делая же, да? — деепричастие ведь»). Труднее становится, когда появляются союзы, состоящие из нескольких слов.

Что это за союзы такие? А это, например, «потому что», «несмотря на то что», «для того чтобы», «так что», «с тех пор как», «так же как» и т.п. Обратите внимание: ни в одном из них я не поставил запятой, потому что это целостные конструкции, слитные, с одним смыслом. А между тем многие суют внутрь любого составного союза запятые, как если б это был набор самостоятельных слов, — и тем самым делают ошибку. (Забегая вперёд, скажу, что всё-таки есть случаи, когда составные союзы распадаются на отдельные слова, — но таких случаев не много, все они оговорены правилами, и о них я напишу чуть ниже.)

Вот как по умолчанию должны ставиться запятые в случае с подчинительными союзами:

– Завтра я опять поеду в Кузьмолово, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО меня там уже дважды кусали собаки.
– Лёша подобрал яблоко, ТАК КАК ему хотелось есть.
– ПЕРЕД ТЕМ КАК съесть яблоко, Лёша помыл его с мылом.
– ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ наверняка приучить себя бриться каждое утро, Фёдор купил бритвенный набор за 49 000 рублей.
– Без малого триста человек, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ работать, сидят и пишут рассказы на конкурс.

Видите, везде запятая как бы огибает союз, ставится не внутри него, а впереди? А если предложение начинается с составного союза, тогда запятая вообще не нужна — её и ставить-то некуда.

(Наверняка сейчас человек двести или триста подумали: «Стоп. А как же правило ставить запятую перед словами „что“, „чтобы“ и „как“?» А нет такого правила, кто-то вас обманул. Запятая в русском языке используется для разделения однородных членов, выделения с двух сторон обособляемых конструкций и разметки внутренней структуры в сложных предложениях. В приведённых примерах и в любых других аналогичных случаях запятая ставится не перед словом и даже не перед группой слов — она отделяет придаточное предложение от главного; и если придаточное предложение начинается с союза — запятая оказывается перед этим союзом.)

#грамотность #русский_язык

Продолжение см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.

Ну что ж, с использованием составных союзов по умолчанию мы разобрались, а теперь давайте поговорим про исключительные случаи.

Бывает, что составной союз разваливается на части, перестаёт быть целостной единицей. Это называется расчленением. Запятая в расчленённом союзе ставится между частями: получается, одна его часть отходит к главному предложению, другая остаётся в придаточном. Есть несколько ситуаций, когда такое может происходить.

1️⃣ Перед союзом стоит частица «не». Сравните: «Я пью чай, ПОТОМУ ЧТО больше нечего делать», — и: «Я пью чай НЕ ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».

2️⃣ Перед союзом стоит частица со значением выделения, ограничения, усиления, сомнения и др. Пример: «Я пью чай ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».

3️⃣ Прямо перед союзом стоит вводное слово. Пример: «Я пью чай, СОБСТВЕННО, ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».

(В каждом из этих случаев перед составным союзом оказывается сильный «магнит» — слово, выражающее эмоцию, отношение, ограничение, отрицание и т.п., — и он перетягивает на свою сторону половину союза, а другая остаётся там, где была, в начале придаточного предложения.)

4️⃣ Первая часть союза относится к перечню однородных членов. Пример: «Я пью чай и ПОТОМУ, ЧТО мне нечего делать, и ПОТОМУ, ЧТО у меня есть чай, и ещё ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ можно было рассказать об этом в посте про союзы».

5️⃣ Автор хочет сделать смысловой акцент на первую часть союза. Стандартный вариант «Я пью чай, ПОТОМУ ЧТО мне нечего делать» — нейтральный, он просто сообщает информацию и читается ровно. Вариант же «Я пью чай ПОТОМУ, ЧТО мне нечего делать» — более эмоциональный, автор подчёркивает важность причинно-следственной связи; читать это второе предложение нужно, выделяя голосом слово «потому» и делая после него небольшую паузу. «Вы спрашиваете, почему я тут чаи гоняю? Я пью чай ПОТОМУ, что мне нечего делать! Где тэзэ? Где тексты, товарищ заказчик?»

Постскриптум. Я собрал список таких составных подчинительных союзов, прикрепляю его картинкой ниже. 👇

#грамотность #русский_язык