Начетчик
840 subscribers
176 photos
184 links
Пишу об истории Нового и Новейшего времени, а еще о музеях.

За подписку на канал прощается семь грехов

Для связи: [email protected]
加入频道
Всех причастных поздравляю и я.
Forwarded from Лия Фаррахова 🦊
Мама поздравила с днём историка. Говорит, сегодня. Как чувствовала, отметила. Поздравляю всех причастных
​​Блоги (каналы) Телеграма прославились именно как место для «сливов» информации в сочетании с аналитикой. Но такая комбинация была и у традиционной прессы. Прыгнув в прошлое, легко найти периоды похлеще сражений анонимных политологов.

«Правь, Британия морями» - распевали сыны и дочери Туманного Альбиона во времена королевы Виктории. Но в конце XIX в. Британскую Империю в ее стихии начали теснить. Особенно корона опасалась Второго Рейха. Одновременно шло развитие технологий. Парусный флот уже давно сменился паровым, теперь же наступала череда ввода новых материалов (стали), оружия (мощнейшие пушки и торпеды), систем корректировки огня, радиосвязи, оптики. В изобретениях британцам не имелось равных, хотя немцы (Крупп) и французы (Шнейдер-Крезо) наступали на пятки. Но вот сами способы оценивания инноваций высшим командованием армии и флота еще оставались старыми. Это приводило к постоянным спорам в среде офицерства, а также сражениями между предпринимателями-изобретателями за тендеры. Они велись на страницах газет.

Вот как описывает сложившуюся ситуацию военный историк, доктор наук и офицер Уильям Мак-Нил в книге "В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках":

«Процесс, в котором благосостояние и ведение войн объединились для поддержки гонки строительства флотов, имел и свою оборотную сторону. Вопиющие взяточничество и продажность в основном уступили место полуправде и намеренному введению в заблуждение. Желавшие получить заказ предприниматели находили поддержку у местных депутатов парламента, крайне полезных в деле обеспечения благоприятного мнения офицеров Адмиралтейства. В свою очередь, взносы благодарных (или по крайней мере, обнадеженных) жертвователей оказывались крайне полезными для проведения избирательных кампаний кандидатов на места в парламенте. Агитация посредством газет также могла быть подготовлена путем предоставления открытым для сотрудничества журналистам «внутренней» информации. Газетчиков также можно было щедро подкармливать, одновременно намекая на возможность предоставления им в самом ближайшем будущем секретов, о которых те могли бы раструбить.

Подобными методами флотские офицеры начали вести внутренние войны; намеренные утечки информации в прессу в большинстве случаев раздувались спекулятивными журналистами и простым распространением сплетен. В частности, личная вендетта между адмиралами Фишером и Бересфордом, в основном ведшаяся на страницах прессы и в парламенте, в итоге затронула почти все стороны деятельности Адмиралтейства. Флотские офицеры, которым отводились первые полосы в популярной прессе (совсем как кинозвездам немногим позже), зачастую вели себя словно избалованные дети.

Правила игры оставались неясными. Посвященная освещению случаев коррупции и расхитительства журналистика появилась лишь во время Крымской войны, и все те, кто пытался управлять общественными делами посредством газет, оказывался в крайне неприятном положении, раздираемый соображениями личной выгоды и предполагаемого общественного блага. Журналист, запускавший в обращение информацию в ущерб истине, ступал на сомнительную почву. В таком же положении оказывался и промышленник, пытавшийся путем пожертвований в избирательный фонд политика повлиять благоприятным для себя образом на предоставление флотского заказа. Крайне сомнительной также представляется мораль флотских офицеров, пытавшихся задействовать прессу для критики вышестоящего начальства или путем оглашения секретной информации оказать влияние на политику государства, поскольку их личное ощущение «высшего долга» противоречило установившимся правилам послушания и дисциплины. Однако, как наглядно показывает пример адмирала сэра Джона Фишера, именно подобными гамбитами делалась и разрушалась карьера офицеров»

Такие «сливы» не помешали Британии остаться в числе ведущих военных держав.

На фото гордость британского флота, легендарный Дредноут
Прекрасный образец инфостиля по Ильяхову
Скоро при очередной новости в духе «сайт открыл бесплатный доступ к материалам при коронавирусе» будут бить по морде (1). Но я все-таки рискну сообщить об одном событии, но не забавы ради, а для одного интересного наблюдения.

Для меня образцовым медиа являлся журнал «Мир фантастики». Он появился в 2003 году и на фоне советской и пост-советской периодики, вроде «Если», казался приземлившимся среди руин сверкающим Звездолетом. «МиРФ писал буквально обо всем: фантастика времен СССР, новая западная и отечественная фантастика, фентези, магический реализм (2), игры компьютерные и игры настольные, кино, сериалы, живопись. Анализы вымышленных вселенных чередовались с научпоп-статьями, краткие ревью с длинными «мелкошрифтными» интервью. К каждому номеру прилагался диск. Материалы из журнала копировались на сайт в течении двух-трех месяцев.

Прошло время. Мир фантастики обновил сайт. Старый остался в качестве затерянной библиотеки для пытливых исследователей. На торрент-трекерах же размещались сканы журналов.

На днях сканы журнала и некоторые статьи со старого сайта появились на новом. Я скачал номер за 2003 год. Наткнулся на материал о Вселенной Френка Герберта «Дюна». Эпиграфом к статье служила цитата Андре Жида «Горизонт мировой литературы закрыт вершинами Льва Толстого; но если мы отойдем от этих вершин дальше, то увидим за ними еще более высокие, снежные пики Достоевского». Далее фантаста признавали таким же пиком, только для жанровой литературы (3).

Сейчас Мир фантастики существует. Но представить, как в нем, как и в другом фензине, длинную статью с эпиграфом из классиков модернизма сложно. Хотя обзоры по-прежнему хороши – здесь журнал посоперничает с Горьким, DTF или материалами Кинопоиска.

Фантастика давно взаимодействует с мейнстримной культурой. Марвел, Лукас Фильм, поглотивший их Дисней, Уорнер Бразер, Columbia Pictures, Blizzard являлись и являются мегазаводами по переработки фантазии в доллары (4). Ученые изучают фантастические миры. Медиа сообщали о премьерах. Но до недавнего времени слабая граница между мейнстримом и фантастикой все-таки существовала.

А сейчас она исчезла.

По-моему, сейчас же мы видим аналитику фантастику как в мейнстримных Медиа, так и в небольших блогах. Игру Престолов обсуждали наряду с новостями из реального мира. Но это проникновение фантастики в дискурс «серьезных медиа». А вот то пространство фанатов, которое само по себе было интеллектуальным, исчезло. Теперь мы все немного гики, а вот время каких-то мечтателей ушло.

А как считаете вы?
1. В переносном смысле, ибо карантин-с…

2. Да, именно благодаря Миру Фантастики я полюбил и Маркеса, и Борхеса, а за ними пришел Гоголь и указал дорогу к русской классике.


3. При этом основного соперника или хотя бы равного автора не указали.

4. Не стоит воспринимать фразу критично. Коммерческий успех кино- и игро- студий – это показатель того, что фантастика, фэнтези, как и вообще вера в чудо, выживет в любом мире, в том числе и таком.

#размышления
П. Рыженко. "Пасха в Париже"

Картина создана нашим современником, но продолжает традицию исторической живописи
​​О политических субкультурах.

В нулевых годах меж собой сражались реперы и «нефоры». В новом десятилетии схватки стали проходить меж анкапами и SJW, анархо-примитистами и трансгуманистами. Кстати, а кто такие аваритионисты?

"Вероятность иметь мнение о всех вопросах, предполагающих политические знания, в достаточной мере сравнима с вероятностью быть завсегдатаем музеев. Обнаруживается фантастический разброс: там, где студент, принадлежащий к одному из левацких движений, различает 15 политических направлений, более левых, чем Объединенная социалистическая партия, для кадра среднего звена нет ничего."

Читаю Бурдье. Блестящий социолог. Не такой модный, как Бодрийар или Лакан. Но не менее актуальный. Конечно, красочные общества Франции второй половины 20-ого века слабо вяжутся с современной Россией. Но фрагмент про разбросы мне напомнил о наших срачах дискуссиях в интернете.

Вот только наше социальное пространство контролируется людьми, которым нет дела ни до правых, ни до левых, ни до анкапа, ни до SJW. «В политике, как и в искусстве, экспроприация прав большинства соотносится и даже является следствием концентрации собственно политических средств Производства в руках профессионалов, которые могут рассчитывать на успех в собственно политической игре лишь при условии, что обладают специфической компетентностью» - писал французский социолог. Интересно, чтоб он написал про наших любителей Пелевина? Как бы он истолковал плитку Собянина? Кем бы у него стал Незыгарь?

Все наши многочисленные политические субкультуры – лишь симулякры среди ограниченного круга с определенным (!) габитусом.

Возможно, что нас затащат в новый этап. Например, преподаватель ВШЭ Кирилл Мартынов говорит, что коронавирус заставит перейти нас к «алгоритмократии». И нас ждут профессионалы далекие от нынешних настолько же, насколько арифмометр отличается от современного ноутбука. А что будет с анкапами, SJW и прочими? Будут вспоминать молодость. Вот только битье по клавиатуре не самое лучшее воспоминание. Но обнулятся все: и диванные воины, и хитрые специалисты на зарплате.

А Аваритионисты это эго-дарвинисты. Гугл дает 3 с половиной ссылки. Зато таких эго-дарвинистов неосозанных, по всей видимости, немало и среди местных мудрецов...

#размышления
Сейчас появилось много прогнозов о мире после Эпидемии. Суть такова: все в онлайн. Учеба, работа, все туда.

А что музеи? С одной стороны, все плохо. Никакая интернет трансляция не заменит туристов. Да и денег на этом не заработаешь. Эрмитаж уже потерял доход. С другой стороны, раньше в музеи и посетителей-то толком не пускали. Современный музей с его упором на просветительские функции – это порождение Просвещения и массового туризма 20-ого века. Вот только время назад не отмотаешь. Можно представить себе ситуацию, что все картины в публичных музеях станут достоянием частных коллекций. Но это уже кажется антиутопией в отдельно взятом социальном институте.

Вылез до Петропавловской крепости, сфотографировал. И раньше можно было подловить время без туристов. Но вот в будний ясный погожий день она выглядит странно без людей.

#размышления
​​В музее Набокова поддержали челлендж про самые жуткие экспонаты. И я вспомнил свое первое знакомство с величайшим писателем модернизма.

В моем детстве интернет являлся редкостью. По телеку ужасы (слешеры 80-х) показывали не всегда. И я ходил в библиотеку. Там имелась серия книг «Дом ужасов" от Рипол Классик

Очень странно. Обложка с призраком. Блох. Брэдбери. Барбо. Лиготтти. И с ними Владимир Владимирович Набоков. Сейчас такого уже не представить.

P.S.
Меня же зацепил рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» Бирса.
Два тезиса о подкастах и онлайн-курсах.

В России есть два блестящих проекта по онлайн-образованию – это Постнаука и Арзамас. Есть еще хороший (но не столь блестящий, сильно идеологизированный и тусовочный) «Открытый Университет» Ходорковского.

Все три проекта получили огромную сумму денег и все три проекта лично для меня оказались красивыми, но бесполезными.

Первый недостаток – это подача знания крохотными кусочками. Лекция идет минут пятнадцать-двадцать, и за это время лекторы передают количество информации, которое я могу прочесть за три минуты. Второй недостаток – попытка картинками, подборками, тестами и играми компенсировать харизму лектора.

В противовес им хочется назвать лекции Клим Саныча и Дмитрия Хаустова. Они не являются узкими специалистами в тех областях, о которых рассказывают. Но их лекции все же лучше тех, что читают иные ученые на той же постнауке.

Хорошая лекция идет больше часа. За несколько часов цельного устного рассказа информации передается гораздо больше, чем за такое же время прослушивания несколько «кусочечных» (простите за деревенский) курсов. То ли синергия (простите теперь уже за неуместное использование термина) действует какая-то, то ли еще что-то, но количество переходит в качество.

Быть может, крупные лекции хороши еще и тем, что их можно слушать, параллельно играя в компьютер. Это позволяет расслабиться и лучше усвоить информацию. Для такой практики подходят различные стратегии, песочницы или аркады. А вот РПГ нет.

Нельзя не отметить и харизму лекторов. Клим Саныч фигура спорная. Для рафинированных городских «интеллектуальщиков» он хтоническое порождение затонувшего Советского Континента, Правая Рука Зловещего Гоблина (ПРЗГ). На самом деле, он неплохой лектор и не столь идеологизирован (если дело не касается СССР). Да, он так и не получил степень кандидата, но все же разбирается в истории и осведомлен о современной историографии. Для широкой публики и даже для студентов-историков этого вполне достаточно (1).

Привлекателен и Дмитрий Хаустов. Он напоминает нам о двадцатом веке с его страстями и парадоксами. И слушать его приятнее.

Если бы я имел деньги и специалистов, то сделал бы проект такой, как Арзамас, но не вокруг тем, а вокруг личностей лекторов. Что-то вроде «Цифровой истории». У нас немало блестящих преподавателей в университетах. Хотелось бы их услышать.

P.S.
Есть еще репетиторы онлайн. Но это немного другая тема.

P.P.S.
Вот смотрел сейчас интервью Теодора Шанина на Непознере. Затем взглянул на фильм «Несогласный Теодор» на Арзамасе. Вариант Арзамаса вроде бы профессиональнее, с неплохими видеорядом – кадры Вильнюса. Но все равно у Солодникова получилось как-то поудобнее.

1. Хотя про Древнюю Русь все равно не согласен, европоцентризм так и сквозит, ну какой феодализм, Господа…

#размышления
Давайте поможем хорошему человеку
Forwarded from погранпереход 🚩🤡
Дорогие мои читатели, добрый день!

Сейчас все готовятся к егэ, не так ли? Если среди вас есть люди, которым в экстренном порядке нужно подготовиться к литературе/русскому/английскому, то я к вашим услугам за довольно скромную плату.

Из опыта:

- ЕГЭ литература 90+ баллов
- Обучение в Литературном Институте им. А.М. Горького, вступительные - высший балл
- Обучение в LAB/LUT University
- Обучение в Lappeenrannan Lyseon Lukio на программе International Baccalaureate (2 года)
- Английский C1


Я также могу подготовить для вас курс лекций по следующим тематикам:

- Введение в литературоведение
- Древнерусская литература
- Европейская литература средневековья
- Современная русская литература
- Русская литература 18-19 век
- Античная литература
- Современный Русский Литературный Язык
- И в принципе все, что вам хочется узнать о литературе.

Буду рада сотрудничать и желаю всем успехов ❤️❤️❤️
​​"Первое мая в Пскове"

Мемы про думеров, зумеров, бумеров видели все, кроме завсегдатаев Одноклассники.Ру. Посему предлагаю взглянуть на отражение поколений в высоком искусстве.

Вот картина советского художника Валерия Ватенина "Первое мая в Пскове". Она создавалась в 60-х гг. (Датирована 1969 г.) Дух времени выражен несущей плакаты радостной молодежью. На переднем плане мы видим пожилых людей. Их юность выпала на 20-30-е гг., время Сталина, индустриализации и репрессий. Вынесли они и войну. У них свой праздник. Наконец, есть на полотне старушка, идущая на церковную службу. «Так художник аллегорически очерчивает полный круг Советской истории» - пишет об этом полотне Екатерина Андреева в книге «Постмодернизм».

Здорово, не так ли?

P.S.
Кстати, широко известная теория поколений критикуется на Западе, да и к нашим палестинам она не особо подходит.

#история_СССР #искусство
С праздником!
- - -
Это 9 мая отличается от привычных нам торжеств. Ни парадов, ни торжественных концертов. Но есть одна особенность, что роднит его с праздниками прошлых лет.

Улеглись споры. В 2012-15 году бушевали (особенно среди моего поколения, то есть рожденных среди 90 и 95 г.) разногласия, а то и неуместные провокации. К сожалению, это порой оборачивалось охаиванием и надругательством. Но сейчас все это ушло. 9 мая стал народным праздником. Еще раз всех поздравляю!

Гелий Коржев. Проводы. 1967 г.

#искусство_СССР
Брэдбери и прогнозы

Брэдбери предсказал (хотя он не фантаст) инстаграм и тик ток.

«— Я тебе скажу, в чем твоя ошибка, Лео: ты забыл главное — рано или поздно всем придется вылезать из этой штуки и опять мыть грязную посуду и стелить постели. Конечно, пока сидишь там внутри, закат длится чуть не целую вечность, и воздух такой душистый, так тепло и хорошо. И все, что хотелось бы продлить, в самом деле длится и длится. А дома дети ждут обеда, и у них оборваны пуговицы. И потом, давай говорить честно: сколько времени можно смотреть на закат? И кому нужно, чтобы закат продолжался целую вечность? И кому нужно вечное тепло? Кому нужен вечный аромат? Ведь ко всему этому привыкаешь и уже просто перестаешь замечать. Закатом хорошо любоваться минуту, ну две. А потом хочется чего-нибудь другого. Уж так устроен человек, Лео. Как ты мог про это забыть?

— А разве я забыл?

— Мы потому и любим закат, что он бывает только один раз в день.

— Но это очень грустно, Лина.

— Нет, если бы он длился вечно и до смерти надоел бы нам, вот это было бы по-настоящему грустно. Значит, ты сделал две ошибки. Во-первых, задержал и продлил то, что всегда проходит быстро. Во-вторых, принес сюда, в наш двор, то, чего тут быть не может, и все получается наоборот, начинаешь думать: «Нет, Лина Ауфман, ты никогда не поедешь путешествовать, не видать тебе Парижа. И Рима тоже». Но ведь я и сама это знаю, зачем же мне напоминать? Лучше забыть, тянуть свою лямку и не ворчать
».

Да, запахи мы еще не научились передавать, но думаю, что и с этим как-нибудь справимся. К тому же на карантине нам всем приходится прибегать к карманным машинам счастья, благо у трэвэл-блоггеров впечатления засолены впрок.

А еще экономисты грозят нам Новой Великой Депрессией. И слова «…ты никогда не поедешь путешествовать, не видать тебе Парижа…» примеряешь на себя. «Не жили богато, неча и начинать». Вот и будем смотреть за богатыми путешественниками. Раньше у нас и так мало кто странствовал: количество владельцев загранников равнялось 30%. Но находились в этой прослойке и студенты, и небогатые романтики-бэкпекеры. Теперь же их и вовсе не останется.

#размышления
​​Когда в Российской Империи появились первые пароходы, в Японии царил сёгунат и голод. Когда Россия приступила к созданию Броненосного флота, то в Японии только разворачивалась революция Мэйдзи. Почему же Россию считают отсталой? Была ли война проиграна до начала или нет? Об этом читайте в новой статье о Русско-японских войнах

https://telegra.ph/Sily-storon-v-russko-yaponskoj-vojne-ili-Byla-li-Rossiya-otstaloj-05-18

#новая_история #лонгрид #русско_японская
Увы, в России мертвых любят больше, чем живых.

Весь день слушаю даже не про самого Бродского, а про граффити с ним. Но почему так много не говорят про его друга, Евгения Рейна? Разве он не заслужил хотя бы долю того внимания?

P.S.

Вместо Рейна можно поставить самых разных живых классиков, начиная от Саши Соколова (хотя он предпочитает оставаться в тени) до Леонида Юзефовича.
Оказался в приятной компании
Forwarded from Writer's Digest
13 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛОВ
Ведущие этих каналов творят, придумывают, пишут, стараются донести свой голос до каждого из нас. Многих из них я знаю лично, и буду очень рад, если вы подпишитесь и станете хорошими друзьями. Ура!

@bookve4naya – Что гложет начинающего писателя? Что его радует? Как человек становится писателем? Об этом на канале Буквешная

@pepel_v – Виктор Пепел поставил литературный талант на популяризацию истории. Никакого рерайта Википедии и "интересных фактов", только новости науки и статьи о темных пятнах прошлого

@kuklindomik – Автор канала делится рассуждениями и впечатлениями о спектаклях, театре и просто о жизненных ситуациях

@dnostation – Канал творческого объединения «Станция Дно». Встречи с писателями, поэтами, художниками и кинематографистами. DIY-творчество

@moominland – Муми-тролль вещает о прочитанных книжках, делится своими мыслями, будничной суетой и много фотографирует.

@mitying – Маленькое, но очень гордое, авторское пространство. Автор ищет свою аудиторию. Рассказы, мысли, немного инсайтов.

@vcontext – Автора канала "В контексте" рассказывает об известных писателях и поэтах без пафоса, как о своих знакомых по подъезду.

@iwriteilive – Канал о книгах и писательстве. Автор делится личными наблюдениями о том, как написать хороший текст.

@nechitalno – «Не читал, но обсуждаю» — ежедневный дайджест мероприятий книжного мира от лекций до паблик-токов.

@roman_bez_pravil – Журналист Анна Санникова пишет свой первый роман и делится творческим процессом

@rukopisgorit – «Рукопись, которая горит» — канал для начинающих авторов. Писательские открытия, эксперименты и провалы в режиме реального времени.

@literary_party – Книжный клуб, посвящённый корейской литературе: статьи, интервью с авторами, ежемесячные встречи для живых обсуждений"

@knigogrib – Книжный гриб — первый канал с авторской книжной инфографикой.