#книгадня
Марта Нуссбаум
«Политические эмоции. Почему любовь важна для справедливости»
#короткийсписок премии «Просветитель.Перевод»'23
Марта Нуссбаум
«Политические эмоции. Почему любовь важна для справедливости»
#короткийсписок премии «Просветитель.Перевод»'23
«Прокламация об освобождении рабов» была подписана в 1863 году. Сто лет спустя ее обещание не было выполнено. Великая речь «Есть у меня мечта» Мартина Лютера Кинга — младшего, произнесенная в Вашингтоне, округ Колумбия, 28 августа 1963 года, является еще одним основополагающим документом американского образования. И все юные американцы слышали ее тысячи раз с трогательными интонациями необыкновенного голоса Кинга в национальный праздник, посвященный его памяти. Никто не мог бы усомниться в том, что эта речь — шедевр риторики и что ее достижения выходят далеко за рамки абстрактных чувств, которые она выражает. Ее возвышенные образы свободы и религиозного откровения, ее музыкальные интонации — все это, так сказать, придает крылья общим идеям свободы, достоинства, открытости и ненасилия, изобретательно заставляя людей думать, что эти идеалы касаются их и принадлежат им.
⠀
Давайте теперь посмотрим, как Кинг обращается к истории и традициям нации, формирует чувства, связанные с идеей Америки, которые (опять же) являются критическими и позволяющими понять историю, и использует ценные общие идеалы прошлого, чтобы резко раскритиковать несправедливое настоящее.
⠀
Речь начинается с намека на Геттисбергскую речь, выставляя себя в качестве ее следующей главы. Точно так же как Линкольн усматривал в основании Соединенных Штатов тот момент, когда была дана клятва верности идеалам, которые, согласно его переосмыслению, испытывают серьезную угрозу, — так и Кинг видит в освобождении рабов Линкольном обязательство, которое все еще не исполнено. Он использует очень приземленный и очень американский образ для изображения этой неудачи: нация выдала темнокожим людям фальшивый чек, который вернулся с пометкой «недостаточно гарантирован». Этот настойчивый призыв к финансовой честности также особым образом намекает на Америку, поскольку американцы так любят думать, что им присуща эта добродетель. Это способ привлечь белых слушателей его речи, намекая на ценность, которую они, как можно ожидать, разделят с афроамериканцами. Они тоже являются частью Америки; так Кинг создает единое «мы», одновременно поощряя разных слушателей его речи реагировать по-разному».
Марта Нуссбаум
«Политические эмоции: почему любовь важна для справедливости»
@nlobooks
⠀
Давайте теперь посмотрим, как Кинг обращается к истории и традициям нации, формирует чувства, связанные с идеей Америки, которые (опять же) являются критическими и позволяющими понять историю, и использует ценные общие идеалы прошлого, чтобы резко раскритиковать несправедливое настоящее.
⠀
Речь начинается с намека на Геттисбергскую речь, выставляя себя в качестве ее следующей главы. Точно так же как Линкольн усматривал в основании Соединенных Штатов тот момент, когда была дана клятва верности идеалам, которые, согласно его переосмыслению, испытывают серьезную угрозу, — так и Кинг видит в освобождении рабов Линкольном обязательство, которое все еще не исполнено. Он использует очень приземленный и очень американский образ для изображения этой неудачи: нация выдала темнокожим людям фальшивый чек, который вернулся с пометкой «недостаточно гарантирован». Этот настойчивый призыв к финансовой честности также особым образом намекает на Америку, поскольку американцы так любят думать, что им присуща эта добродетель. Это способ привлечь белых слушателей его речи, намекая на ценность, которую они, как можно ожидать, разделят с афроамериканцами. Они тоже являются частью Америки; так Кинг создает единое «мы», одновременно поощряя разных слушателей его речи реагировать по-разному».
Марта Нуссбаум
«Политические эмоции: почему любовь важна для справедливости»
@nlobooks
YouTube
Martin Luther King | «I Have A Dream» HD Remastered (Russian subtitles)
Знаменитая речь Мартина Лютера Кинга на английском языке, но с русскими субтитрами.
---------
speech copyrights belongs to Martin Luther King Family
"Copyright Disclaimer Under Section 107 of the Copyright Act 1976, allowance is made for "fair use" for purposes…
---------
speech copyrights belongs to Martin Luther King Family
"Copyright Disclaimer Under Section 107 of the Copyright Act 1976, allowance is made for "fair use" for purposes…
Новый тип молний — спрайты — электрические разряды холодной плазмы, бьющей в мезосфере и термосфере.
Спрайты были теоретически предсказаны в 1924 году, а впервые задокументированы фотографически 6 июля 1989 года.
Спрайты появляются в сильную грозу на высоте примерно от 50 до 130 километров (высота образования «обычных» молний — не более 16 километров) и достигают в длину до 60 км и до 100 км в диаметре. Спрайты появляются через десятые доли секунды после удара очень сильной молнии и длятся менее 100 миллисекунд.
Спрайты были теоретически предсказаны в 1924 году, а впервые задокументированы фотографически 6 июля 1989 года.
Спрайты появляются в сильную грозу на высоте примерно от 50 до 130 километров (высота образования «обычных» молний — не более 16 километров) и достигают в длину до 60 км и до 100 км в диаметре. Спрайты появляются через десятые доли секунды после удара очень сильной молнии и длятся менее 100 миллисекунд.
#книгадня
Николай Эппле
«Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»
#лауреат премии «Просветитель»'21
Николай Эппле
«Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»
#лауреат премии «Просветитель»'21
2 сентября 1945 года был подписан Акт о капитуляции Японии — завершилась Вторая мировая война.
«Высшее военное и гражданское руководство Японской империи (за исключением императора) предстало перед судом в рамках Токийского процесса. Официально он именовался Международным военным трибуналом для Дальнего Востока и проходил с мая 1946-го по ноябрь 1948 года. По словам одного из подсудимых, с которым склонны были согласиться и большинство юристов, токийский процесс был «не реализацией правосудия, а продолжением войны». При этом император не только не оказался на скамье подсудимых, он даже не выступал свидетелем; исключены были любые его упоминания. Если военные вермахта часто и охотно перекладывали вину на Гитлера, то японские военные и чиновники предпочитали оправдывать императора, принимая всю вину на себя.
Помимо императора, среди подсудимых не было разработчиков биологического оружия во главе с Сиро Исии, «японским доктором Менгеле». Жертвами бесчеловечных экспериментов Отряда 731, который он возглавлял, стали, по разным данным, от 3 до 10 тысяч человек (в основном китайцы и русские). Исии и другим участникам программы был предоставлен иммунитет в обмен на данные об их исследованиях. Впоследствии многие члены Отряда 731 работали врачами в Японии и США. Двенадцать участников программы были осуждены в СССР на Хабаровском процессе в 1949 году, но получили небольшие сроки и скоро вернулись на родину.
«Обратный курс» проявился и в том, что главные японские военные преступники (кроме казненных по приговору Международного военного трибунала для Дальнего Востока и умерших в заключении) были к 1956 году выпущены из тюрем. Некоторые из них, как бывший министр иностранных дел Сигэмицу Мамору, даже сделали политическую карьеру в послевоенной Японии.
Главной задачей Токийского процесса, кроме собственно обвинения военных преступников, была фиксация генерального нарратива о Тихоокеанской войне. Он гласил, что виновен в войне «японский милитаризм» в лице высшего военного и гражданского руководства страны, с граждан же ответственность полностью снималась. Слабой частью этой конструкции оказывался вопрос об ответственности лично императора Хирохито. Эта тема на долгие годы стала запретной для японского общества».
Николай Эппле
«Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»
@nlobooks
«Высшее военное и гражданское руководство Японской империи (за исключением императора) предстало перед судом в рамках Токийского процесса. Официально он именовался Международным военным трибуналом для Дальнего Востока и проходил с мая 1946-го по ноябрь 1948 года. По словам одного из подсудимых, с которым склонны были согласиться и большинство юристов, токийский процесс был «не реализацией правосудия, а продолжением войны». При этом император не только не оказался на скамье подсудимых, он даже не выступал свидетелем; исключены были любые его упоминания. Если военные вермахта часто и охотно перекладывали вину на Гитлера, то японские военные и чиновники предпочитали оправдывать императора, принимая всю вину на себя.
Помимо императора, среди подсудимых не было разработчиков биологического оружия во главе с Сиро Исии, «японским доктором Менгеле». Жертвами бесчеловечных экспериментов Отряда 731, который он возглавлял, стали, по разным данным, от 3 до 10 тысяч человек (в основном китайцы и русские). Исии и другим участникам программы был предоставлен иммунитет в обмен на данные об их исследованиях. Впоследствии многие члены Отряда 731 работали врачами в Японии и США. Двенадцать участников программы были осуждены в СССР на Хабаровском процессе в 1949 году, но получили небольшие сроки и скоро вернулись на родину.
«Обратный курс» проявился и в том, что главные японские военные преступники (кроме казненных по приговору Международного военного трибунала для Дальнего Востока и умерших в заключении) были к 1956 году выпущены из тюрем. Некоторые из них, как бывший министр иностранных дел Сигэмицу Мамору, даже сделали политическую карьеру в послевоенной Японии.
Главной задачей Токийского процесса, кроме собственно обвинения военных преступников, была фиксация генерального нарратива о Тихоокеанской войне. Он гласил, что виновен в войне «японский милитаризм» в лице высшего военного и гражданского руководства страны, с граждан же ответственность полностью снималась. Слабой частью этой конструкции оказывался вопрос об ответственности лично императора Хирохито. Эта тема на долгие годы стала запретной для японского общества».
Николай Эппле
«Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»
@nlobooks
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Когда на 100% знаешь, где 95% твоих детей.
Посмотрите, как самка цихлиды прячет своё потомство у себя во рту.
Некоторые рыбы семейства цихловых (Cichlidae) инкубируют икру во рту. Преимущества такого способа воспроизводства заключаются в возможности быстрой смены месторасположения гнезда в случае угрозы. Недостатком — небольшое количество икринок.
Посмотрите, как самка цихлиды прячет своё потомство у себя во рту.
Некоторые рыбы семейства цихловых (Cichlidae) инкубируют икру во рту. Преимущества такого способа воспроизводства заключаются в возможности быстрой смены месторасположения гнезда в случае угрозы. Недостатком — небольшое количество икринок.
#книгадня
Александр Рыклин
«Ответственность элит, или Кто нас довел до жизни такой»
#длинныйсписок спецнаграды «ПолитПросвет»'22
Александр Рыклин
«Ответственность элит, или Кто нас довел до жизни такой»
#длинныйсписок спецнаграды «ПолитПросвет»'22
Михаил Михайлович, я правильно понял — изначально вы не предполагали, что новый президент России поведет страну именно по этому пути и окажется так мало привержен демократическим ценностям?
Касьянов: Абсолютно! Я был уверен в обратном! Мне казалось, что выдвиженец «семьи» не может быть иным человеком. Я тебе больше скажу. Не только в 2000 году, когда я в принципе поддерживал Путина и он выиграл на выборах, но даже впоследствии, когда мое правительство уже отправили в отставку, я все еще считал, что и разгром НТВ, и арест Ходорковского, и Норд-Ост — это всё тяжелые ошибки, но всё равно не новый политический тренд. То есть ошибки, которые можно исправить... Беслан стал для меня точкой невозврата: когда он цинично использовал страшную трагедию для проведения антиконституционной реформы.
Я тогда буквально прозрел. Я вдруг понял, что это были не эпизоды, а спланированные, преднамеренные шаги по уничтожению демократических завоеваний новой России. Что все эти годы Путин просто притворялся демократом, а вот теперь он настоящий, такой, какой есть. Я, если честно, очень долго переживал это открытие. Знаю, со стороны эти слова могут показаться лукавыми — дескать, столько было сигналов, и разные люди уже жестко критиковали, но я-то с ним регулярно общался. Может, именно поэтому оказался обманутым. Так что полностью свое отношение к Путину я пересмотрел уже после Беслана.
Александр Рыклин*
«Ответственность «элит», или Кто нас довел до жизни такой»
@zakharov_publ
*внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов
Касьянов: Абсолютно! Я был уверен в обратном! Мне казалось, что выдвиженец «семьи» не может быть иным человеком. Я тебе больше скажу. Не только в 2000 году, когда я в принципе поддерживал Путина и он выиграл на выборах, но даже впоследствии, когда мое правительство уже отправили в отставку, я все еще считал, что и разгром НТВ, и арест Ходорковского, и Норд-Ост — это всё тяжелые ошибки, но всё равно не новый политический тренд. То есть ошибки, которые можно исправить... Беслан стал для меня точкой невозврата: когда он цинично использовал страшную трагедию для проведения антиконституционной реформы.
Я тогда буквально прозрел. Я вдруг понял, что это были не эпизоды, а спланированные, преднамеренные шаги по уничтожению демократических завоеваний новой России. Что все эти годы Путин просто притворялся демократом, а вот теперь он настоящий, такой, какой есть. Я, если честно, очень долго переживал это открытие. Знаю, со стороны эти слова могут показаться лукавыми — дескать, столько было сигналов, и разные люди уже жестко критиковали, но я-то с ним регулярно общался. Может, именно поэтому оказался обманутым. Так что полностью свое отношение к Путину я пересмотрел уже после Беслана.
Александр Рыклин*
«Ответственность «элит», или Кто нас довел до жизни такой»
@zakharov_publ
*внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Тем временем в Австралии.
Кенгуру тренируется. Безупречная техника!
Кенгуру тренируется. Безупречная техника!
#книгадня
Ирина Якутенко
«Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами»
#короткийсписок премии «Просветитель»'18
Ирина Якутенко
«Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами»
#короткийсписок премии «Просветитель»'18
Сегодня — День борьбы с прокрастинацией!
«В последнюю ночь перед дедлайном я работаю лучше всего». Если вы из тех, кто часто говорит такое, знайте: вы заблуждаетесь. Да, дедлайн, особенно если за его срыв последуют санкции — мощнейшее внешнее принуждение, которое заставляет работать почти всех. В цейтноте появляется очень ярко эмоционально окрашенная цель, т. е. та самая мотивация, которой обычно не хватает людям с проблемами самоконтроля. Но стрессовый ответ, который неизбежно запускается в таких условиях, подавляет ПФК и снижает качество работы. Проработав всю ночь перед сдачей проекта, вы, может быть, и закончите его, но он будет явно хуже, чем в случае, если бы вы планомерно трудились над ним несколько месяцев. В ситуации «Сдать проект так или не сдать никак» это решение оправданно, но чтобы преуспеть в карьере и жизни в целом, полезнее освоить ценный навык стабильно работать в течение длительного времени. Хотя дедлайны здесь тоже пригодятся — правда, не настоящие, а смоделированные.
⠀
Наверняка вы замечали, что в ситуациях, когда через пару часов надо обязательно куда-то бежать, работать получается максимально продуктивно. Особенно если бежать надо не в поликлинику или в садик за ребенком, а в кино или в гости к друзьям, т. е. туда, где ожидается что-то приятное. У этого обидного феномена («Эх, только разогнался, а уже надо закругляться!») есть вполне научное объяснение. Необходимость уйти — это внешнее принуждение и одновременно дедлайн. Вы знаете, что у вас есть только два часа — четко ограниченный срок, в течение которого почти любой сможет продержаться, не отвлекаясь. Если убегать надо по приятному поводу, самоконтроль в это время дополнительно поддерживается дофаминовой подпиткой от ожидания (как вы помните, дофамин отвечает как раз за предвкушение удовольствия). Завершив авральный труд, человек испытывает удовлетворение — хорошо поработал, теперь можно законно отдохнуть.
⠀
Обеспечив себе такие приятные дедлайны, вы получите несколько часов полноценной работы — без блуждания по соцсетям и посторонним сайтам. Но важно не перестараться: внешняя мотивация тоже не работает бесконечно, и протянуть больше двух, максимум трех часов на одном ожидании не удастся. Но два часа непрерывной вдумчивой работы иногда стоят полного рабочего дня».
Ирина Якутенко
«Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами»
@alpinanonfiction
«В последнюю ночь перед дедлайном я работаю лучше всего». Если вы из тех, кто часто говорит такое, знайте: вы заблуждаетесь. Да, дедлайн, особенно если за его срыв последуют санкции — мощнейшее внешнее принуждение, которое заставляет работать почти всех. В цейтноте появляется очень ярко эмоционально окрашенная цель, т. е. та самая мотивация, которой обычно не хватает людям с проблемами самоконтроля. Но стрессовый ответ, который неизбежно запускается в таких условиях, подавляет ПФК и снижает качество работы. Проработав всю ночь перед сдачей проекта, вы, может быть, и закончите его, но он будет явно хуже, чем в случае, если бы вы планомерно трудились над ним несколько месяцев. В ситуации «Сдать проект так или не сдать никак» это решение оправданно, но чтобы преуспеть в карьере и жизни в целом, полезнее освоить ценный навык стабильно работать в течение длительного времени. Хотя дедлайны здесь тоже пригодятся — правда, не настоящие, а смоделированные.
⠀
Наверняка вы замечали, что в ситуациях, когда через пару часов надо обязательно куда-то бежать, работать получается максимально продуктивно. Особенно если бежать надо не в поликлинику или в садик за ребенком, а в кино или в гости к друзьям, т. е. туда, где ожидается что-то приятное. У этого обидного феномена («Эх, только разогнался, а уже надо закругляться!») есть вполне научное объяснение. Необходимость уйти — это внешнее принуждение и одновременно дедлайн. Вы знаете, что у вас есть только два часа — четко ограниченный срок, в течение которого почти любой сможет продержаться, не отвлекаясь. Если убегать надо по приятному поводу, самоконтроль в это время дополнительно поддерживается дофаминовой подпиткой от ожидания (как вы помните, дофамин отвечает как раз за предвкушение удовольствия). Завершив авральный труд, человек испытывает удовлетворение — хорошо поработал, теперь можно законно отдохнуть.
⠀
Обеспечив себе такие приятные дедлайны, вы получите несколько часов полноценной работы — без блуждания по соцсетям и посторонним сайтам. Но важно не перестараться: внешняя мотивация тоже не работает бесконечно, и протянуть больше двух, максимум трех часов на одном ожидании не удастся. Но два часа непрерывной вдумчивой работы иногда стоят полного рабочего дня».
Ирина Якутенко
«Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами»
@alpinanonfiction
#книгадня
Павел Басинский
«Подлинная история Константина Левина»
#длинныйсписок премии «Просветитель»'24
Павел Басинский
«Подлинная история Константина Левина»
#длинныйсписок премии «Просветитель»'24
9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой!
«Все вы Левины — дикие», — шутя говорит Левину Стива в ресторане. О «дикости» толстовской породы любили шутить в семье Толстых. И даже в своей религиозной тетушке Александре Андреевне Толстой Лев Николаевич находил эту родовую черту характера. «В вас есть общая нам толстовская дикость», — писал он ей.
Молодой Толстой похож на Левина. Такой же упрямый, вспыльчивый и прекословный. Свои отношения с Тургеневым чуть не довел до дуэли в 1861 году, а потом злился на него целых двадцать лет вплоть до их примирения в 1881-м. Разорвал отношения с журналом «Современник», где его впервые напечатал Некрасов, по сути, устроивший его литературную судьбу.
В апреле 1857 года Тургенев писал П. В. Анненкову из Парижа, где общался с Толстым: «...странный он человек, я таких не встречал и не совсем его понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича — что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо — высоконравственное и в то же время несимпатическое существо».
Как и Левин, Толстой страдал от своей «несимпатичности» и завидовал легкому характеру брата Сергея и основательности брата Николая. Левин, несомненно, слегка завидует сводному брату Сергею Кознышеву — человеку основательному и уверенному в себе. Но завидует ли он Вронскому? Если это допустить, то многое встанет на свои места. Во Вронском есть то, чего нет в Левине, но что сближает его с Сергеем Толстым — «непосредственность эгоизма». Вронский не рассуждает, не занимается самокопанием. Он действует. И он всегда поступает так, как считает правильным, исходя из собственных представлений о чести и порядочности. А то, что эти представления могут не совпадать с мнением других людей, его не беспокоит.
Павел Басинский
«Подлинная история Константина Левина»
@shubinabooks
«Все вы Левины — дикие», — шутя говорит Левину Стива в ресторане. О «дикости» толстовской породы любили шутить в семье Толстых. И даже в своей религиозной тетушке Александре Андреевне Толстой Лев Николаевич находил эту родовую черту характера. «В вас есть общая нам толстовская дикость», — писал он ей.
Молодой Толстой похож на Левина. Такой же упрямый, вспыльчивый и прекословный. Свои отношения с Тургеневым чуть не довел до дуэли в 1861 году, а потом злился на него целых двадцать лет вплоть до их примирения в 1881-м. Разорвал отношения с журналом «Современник», где его впервые напечатал Некрасов, по сути, устроивший его литературную судьбу.
В апреле 1857 года Тургенев писал П. В. Анненкову из Парижа, где общался с Толстым: «...странный он человек, я таких не встречал и не совсем его понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича — что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо — высоконравственное и в то же время несимпатическое существо».
Как и Левин, Толстой страдал от своей «несимпатичности» и завидовал легкому характеру брата Сергея и основательности брата Николая. Левин, несомненно, слегка завидует сводному брату Сергею Кознышеву — человеку основательному и уверенному в себе. Но завидует ли он Вронскому? Если это допустить, то многое встанет на свои места. Во Вронском есть то, чего нет в Левине, но что сближает его с Сергеем Толстым — «непосредственность эгоизма». Вронский не рассуждает, не занимается самокопанием. Он действует. И он всегда поступает так, как считает правильным, исходя из собственных представлений о чести и порядочности. А то, что эти представления могут не совпадать с мнением других людей, его не беспокоит.
Павел Басинский
«Подлинная история Константина Левина»
@shubinabooks
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Знакомьтесь: лягушкорот.
Дымчатые лягушкороты (Podargus strigoides), когда сидят тихо и вертикально — совершенно сливаются с деревом. Чувствуя угрозу, лягушкорот замирает, закрывает глаза, вытягивается — и пропадает.
Встречается по всей Австралии и на острове Тасмания, ест насекомых и лягушек.
Дымчатые лягушкороты (Podargus strigoides), когда сидят тихо и вертикально — совершенно сливаются с деревом. Чувствуя угрозу, лягушкорот замирает, закрывает глаза, вытягивается — и пропадает.
Встречается по всей Австралии и на острове Тасмания, ест насекомых и лягушек.
«Трагические события 11 сентября 2001 года — атака террористов на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне, а также крушение самолета в Пенсильвании — вызвали патриотический подъем в США и вновь привлекли внимание ученых к проблемам национального самосознания.
В сентябре 2003 года в Детройте прошла конференция «Многоликий патриотизм», собравшая более трехсот участников. Среди множества прозвучавших там докладов, позднее опубликованных в виде статей, особый интерес, на мой взгляд, представляет выступление американского социолога Роджерса Брубейкера — крупного специалиста по вопросам этничности, национализма и гражданства.
Брубейкер рассматривает патриотизм и национализм не как некие природные сущности, а как политические языки — не идентичные, но во многом пересекающиеся, поэтому он говорит о том и другом феномене вместе и называет несколько причин, по которым патриотизм и национализм могут быть полезны. Прежде всего, они способны поддерживать гражданскую активность населения. В частности, патриотизм, по словам ученого, «может помочь воспитать гражданскую активность, он может вызвать у людей, относящих себя к различным группам с разной идентичностью, чувство солидарности и взаимной ответственности».
Кроме того, по мнению Брубейкера, патриотизм может содействовать поддержке социальных программ, направленных на перераспределение средств в пользу беднейших слоев населения, а также способствовать интеграции иммигрантов. Наконец, язык патриотизма может служить важным инструментом корректировки агрессивной внешней политики страны. Пока национальное государство сохраняет свое значение, национальную солидарность и патриотизм «нельзя выкидывать на свалку истории», резюмирует Брубейкер.
Дискуссия о моральной стороне патриотизма продолжается в англоязычной научной литературе и по сей день, и конца ей не видно. <> Между тем в отечественной обществоведческой и философской литературе подобная полемика еще даже не начиналась. Хотя публикаций на тему патриотизма выходит много, их авторы обходят острые вопросы стороной, повторяя привычные формулировки. По-видимому, сказывается наследие советской эпохи, когда понятие патриотизма было настолько идеологизировано, что его серьезное исследование стало, по сути, невозможным».
Михаил Кром
«Патриотизм, или Дым отечества»
@euspb
В сентябре 2003 года в Детройте прошла конференция «Многоликий патриотизм», собравшая более трехсот участников. Среди множества прозвучавших там докладов, позднее опубликованных в виде статей, особый интерес, на мой взгляд, представляет выступление американского социолога Роджерса Брубейкера — крупного специалиста по вопросам этничности, национализма и гражданства.
Брубейкер рассматривает патриотизм и национализм не как некие природные сущности, а как политические языки — не идентичные, но во многом пересекающиеся, поэтому он говорит о том и другом феномене вместе и называет несколько причин, по которым патриотизм и национализм могут быть полезны. Прежде всего, они способны поддерживать гражданскую активность населения. В частности, патриотизм, по словам ученого, «может помочь воспитать гражданскую активность, он может вызвать у людей, относящих себя к различным группам с разной идентичностью, чувство солидарности и взаимной ответственности».
Кроме того, по мнению Брубейкера, патриотизм может содействовать поддержке социальных программ, направленных на перераспределение средств в пользу беднейших слоев населения, а также способствовать интеграции иммигрантов. Наконец, язык патриотизма может служить важным инструментом корректировки агрессивной внешней политики страны. Пока национальное государство сохраняет свое значение, национальную солидарность и патриотизм «нельзя выкидывать на свалку истории», резюмирует Брубейкер.
Дискуссия о моральной стороне патриотизма продолжается в англоязычной научной литературе и по сей день, и конца ей не видно. <> Между тем в отечественной обществоведческой и философской литературе подобная полемика еще даже не начиналась. Хотя публикаций на тему патриотизма выходит много, их авторы обходят острые вопросы стороной, повторяя привычные формулировки. По-видимому, сказывается наследие советской эпохи, когда понятие патриотизма было настолько идеологизировано, что его серьезное исследование стало, по сути, невозможным».
Михаил Кром
«Патриотизм, или Дым отечества»
@euspb
«Николай Сванидзе опроверг «народную мудрость», будто, ступив на начальственный путь, свернуть с него невозможно. Он ступил, свернул, более того — год от года становился все свободнее и жестче, все менее зависим от внешних обстоятельств.
Его работы последних лет — это выдающиеся события. То, что он сделал фильм о Нюрнберге — это ход наперерез обстоятельствам, наперерез эпохе, наперерез самому себе, привычному
Я не хочу сказать, что он был плохим начальником — начальником он был замечательным, но когда он лишился начальственных постов, он это принял не просто как данность, а как освобождение — и стал двигаться вверх, расти, меняться. Меня это восхищало всегда, и я понимал, насколько ему тяжело.
Он болел долгие годы и прекрасно сознавал, что состояние будет только ухудшаться — и это не год, не два, не три, не пять. И он выбрал путь приятия трагедии — как нормы и путь приятия свободы — как нормы. И трагедия и свобода, объединившись, создали того Сванидзе, которого мы будем знать и помнить».
Александр Архангельский, председатель жюри премии «Просветитель».
Его работы последних лет — это выдающиеся события. То, что он сделал фильм о Нюрнберге — это ход наперерез обстоятельствам, наперерез эпохе, наперерез самому себе, привычному
Я не хочу сказать, что он был плохим начальником — начальником он был замечательным, но когда он лишился начальственных постов, он это принял не просто как данность, а как освобождение — и стал двигаться вверх, расти, меняться. Меня это восхищало всегда, и я понимал, насколько ему тяжело.
Он болел долгие годы и прекрасно сознавал, что состояние будет только ухудшаться — и это не год, не два, не три, не пять. И он выбрал путь приятия трагедии — как нормы и путь приятия свободы — как нормы. И трагедия и свобода, объединившись, создали того Сванидзе, которого мы будем знать и помнить».
Александр Архангельский, председатель жюри премии «Просветитель».
#книгадня
Владимир Пастухов
«Как переучредить Россию? Очерки заблудившейся революции»
#длинныйсписок спецнаграды «ПолитПросвет»'24
Владимир Пастухов
«Как переучредить Россию? Очерки заблудившейся революции»
#длинныйсписок спецнаграды «ПолитПросвет»'24
«На переломе прошлого и нашего веков настроение подавляющей части российского общества было скорее агрессивно-антилиберальным. Это и предопределило две специфические формы существования русского либерализма того времени.
Во-первых, в отличие от европейского, отечественный либерализм был не массовой общественной идеологией, а узкоэлитарным, не связанным с демократизмом течением. Настоящим русским либералам приходилось опасаться не столько деспотического государства, сколько самого народа, в своем огромном большинстве рассматривавшего индивидуальную свободу как зло. Поэтому во имя защиты действительной свободы русский либерализм был вынужден оставаться антидемократическим или в лучшем случае недемократическим.
Во-вторых, в России уже тогда преобладали ложные (превращенные) формы и версии либерализма. Представители этих идейных групп заимствовали европейские либеральные постулаты формально и некритически, не понимая или не думая, что парламент, разделение властей, всеобщие выборы и тому подобные идеи и институты ценны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку являются средствами защиты индивидуальной свободы.
Для этой формы либерализма (в отличие от первого) были характерны радикальность и абсолютность демократических требований. Он существовал вне конкретного пространства и времени, поскольку для тогдашней России его лозунги были действительно по большей части неприемлемы, ибо вели не к укреплению, а к уничтожению зачатков свободы.
К концу XX века реальная основа для развития истинного либерализма в России, судя по всему, так и не появилась. Либеральные идеи заимствуются из Европы, уже в чем-то изживающей свой модерн. Они, однако, распространяются не столько благодаря усвоению массами соответствующих ценностей, сколько благодаря ослаблению тоталитарных скреп (с учетом всех авторитарных издержек современное русское общество намного свободнее, чем при коммунизме).
Такой либерализм мало похож на оригинал, который был следствием уже произошедших в Европе общественных изменений, когда тип активной, самостоятельной личности стал массовым. В России либерализм по-прежнему остается странным образом средством для совершения общественного переворота, итогом которого должно стать рождение его собственных предпосылок».
Владимир Пастухов
«Как переучредить Россию? Очерки заблудившейся революции» (Рама Паблишинг)
Во-первых, в отличие от европейского, отечественный либерализм был не массовой общественной идеологией, а узкоэлитарным, не связанным с демократизмом течением. Настоящим русским либералам приходилось опасаться не столько деспотического государства, сколько самого народа, в своем огромном большинстве рассматривавшего индивидуальную свободу как зло. Поэтому во имя защиты действительной свободы русский либерализм был вынужден оставаться антидемократическим или в лучшем случае недемократическим.
Во-вторых, в России уже тогда преобладали ложные (превращенные) формы и версии либерализма. Представители этих идейных групп заимствовали европейские либеральные постулаты формально и некритически, не понимая или не думая, что парламент, разделение властей, всеобщие выборы и тому подобные идеи и институты ценны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку являются средствами защиты индивидуальной свободы.
Для этой формы либерализма (в отличие от первого) были характерны радикальность и абсолютность демократических требований. Он существовал вне конкретного пространства и времени, поскольку для тогдашней России его лозунги были действительно по большей части неприемлемы, ибо вели не к укреплению, а к уничтожению зачатков свободы.
К концу XX века реальная основа для развития истинного либерализма в России, судя по всему, так и не появилась. Либеральные идеи заимствуются из Европы, уже в чем-то изживающей свой модерн. Они, однако, распространяются не столько благодаря усвоению массами соответствующих ценностей, сколько благодаря ослаблению тоталитарных скреп (с учетом всех авторитарных издержек современное русское общество намного свободнее, чем при коммунизме).
Такой либерализм мало похож на оригинал, который был следствием уже произошедших в Европе общественных изменений, когда тип активной, самостоятельной личности стал массовым. В России либерализм по-прежнему остается странным образом средством для совершения общественного переворота, итогом которого должно стать рождение его собственных предпосылок».
Владимир Пастухов
«Как переучредить Россию? Очерки заблудившейся революции» (Рама Паблишинг)