По «Формуле хороших дел» СИБУРа сегодня смешали, и будут хорошенько взбалтывать два сильных реагента: Школу-студию МХАТ и томский Театр Драмы.
Шесть молодых режиссеров, будущих выпускников прославленной студии всего за несколько дней создадут и покажут шесть эскизов спектаклей по пьесам советских драматургов Алексея Арбузова, Виктора Розова, Александра Вампилова.
Тридцать четыре актера томской Драмы в эти дни буквально нарасхват. Что из всего этого получится – никто сказать не может. В этом и весь смысл творческой лаборатории. Может случиться провальный эскиз, о котором все забудут, а могут обрисоваться контуры будущей громкой премьеры на томской сцене. Кто знает, что вырастет из молодых ребят, которые поступили в школу-студию МХАТ, приехав из Краснодара, Владимира, Казани, Перми, Алматы.. Все в Сибири впервые, впервые видят (из окон такси) наши «деревянные строения» и живут на кофе. Некоторые даже на неорганическом молоке и удивляются, что в Томске его готовят на каждом углу.
Хорошую формулу придумал «СИБУР». К тому же сегодня и завтра на сцене Драмы два дипломных спектакля школы-студии МХАТ. Семейное музыкальное представление «Секрет Би-Дуби-Бу» и «Рассказ о многих интересных вещах». По закулисным коридорам Драмы бродят больше 20 молодых актеров, выпускников актерского факультета школы-студии МХАТ - наглядное воплощение слов художественного руководителя этой адской творческой смеси, профессора Виктора Рыжакова:
- Театром занимаются молодые, (в том чисел духом!), неуставшие, любопытные люди!
Правда Рыжаков ссылается при этом почему-то на Станиславского, дух которого продолжает витать над МХАТом. В эти дни немножко и над Томском.
Шесть молодых режиссеров, будущих выпускников прославленной студии всего за несколько дней создадут и покажут шесть эскизов спектаклей по пьесам советских драматургов Алексея Арбузова, Виктора Розова, Александра Вампилова.
Тридцать четыре актера томской Драмы в эти дни буквально нарасхват. Что из всего этого получится – никто сказать не может. В этом и весь смысл творческой лаборатории. Может случиться провальный эскиз, о котором все забудут, а могут обрисоваться контуры будущей громкой премьеры на томской сцене. Кто знает, что вырастет из молодых ребят, которые поступили в школу-студию МХАТ, приехав из Краснодара, Владимира, Казани, Перми, Алматы.. Все в Сибири впервые, впервые видят (из окон такси) наши «деревянные строения» и живут на кофе. Некоторые даже на неорганическом молоке и удивляются, что в Томске его готовят на каждом углу.
Хорошую формулу придумал «СИБУР». К тому же сегодня и завтра на сцене Драмы два дипломных спектакля школы-студии МХАТ. Семейное музыкальное представление «Секрет Би-Дуби-Бу» и «Рассказ о многих интересных вещах». По закулисным коридорам Драмы бродят больше 20 молодых актеров, выпускников актерского факультета школы-студии МХАТ - наглядное воплощение слов художественного руководителя этой адской творческой смеси, профессора Виктора Рыжакова:
- Театром занимаются молодые, (в том чисел духом!), неуставшие, любопытные люди!
Правда Рыжаков ссылается при этом почему-то на Станиславского, дух которого продолжает витать над МХАТом. В эти дни немножко и над Томском.
Дипломный спектакль для детей с возрастным цензом 6+ хорош тем, что его играют те же дети, разве что чуть постарше. Просто они студенты актерского факультета школы-студии МХАТ и сами совсем недавно ревновали родителей к младшей сестре, навсегда уходили из дома, становились панками, мечтали подняться со дна к самой Полярной звезде и никак не могли заснуть, потому что в шкафу прятались еще не скелеты, но уже призраки той самой детской оперы «Секрет Би-Дуби-Бу», которую показали сегодня в театре Драмы.
И да, дипломный спектакль не требует сложных, объемных декораций и способен легко перемещаться фактически в одном большом шкафу в рамках проекта компании СИБУР «Формула хороших дел». Вчера шкаф был в Ноябрьске, сегодня в Томске, завтра будет в Нефтекамске и далее везде, где работает крупнейший в России нефтегазохимический «СИБУР Холдинг».
Но эта белая-белая дверь шкафа в спектакле становится воротами в нарнию, где прячутся на плечиках детские страхи, оживают мультиприключения кенгуренка, и над всем этим всходит звезда и парит «всё више и више» большая птица-мама…
Когда на открытую (а чего прятаться за занавесом!) сцену выходит мальчик-зайчик, зрители ожидают едва ли не новогодний утренник. Пианистка опять же вначале пару раз лажала для пущей правдоподобности. Но вместо дошкольной банальщины отличными живыми(!) голосами без всякой фанеры зрителю выдают пять иллюстрированных историй, где есть и тонкий, и не детский юмор, тактичная – гамарджоба! – стилизация и конечный, очень важный для всех нас смысл: у всех нас есть папы и мамы, они нас любят и ищут, даже когда к ним приходит огромная, толстозадая и пышногрудая Усталость.
Поэтому, когда уходят все страхи, из шкафа вылетают почти полунинского размера воздушные шары, которыми можно играть и бежать на сцену в финале, фотографироваться с девочками-актрисами в пижамах, потому что за них 4-летнее сердечко переживало больше всего.
За такие искренние переживания остается только поблагодарить студентов школы-студии МХАТ и их руководителя, режиссера Виктора Рыжакова. Это высокий класс, это мощная школа, это МХАТ и томичи это почувствовали.
И да, дипломный спектакль не требует сложных, объемных декораций и способен легко перемещаться фактически в одном большом шкафу в рамках проекта компании СИБУР «Формула хороших дел». Вчера шкаф был в Ноябрьске, сегодня в Томске, завтра будет в Нефтекамске и далее везде, где работает крупнейший в России нефтегазохимический «СИБУР Холдинг».
Но эта белая-белая дверь шкафа в спектакле становится воротами в нарнию, где прячутся на плечиках детские страхи, оживают мультиприключения кенгуренка, и над всем этим всходит звезда и парит «всё више и више» большая птица-мама…
Когда на открытую (а чего прятаться за занавесом!) сцену выходит мальчик-зайчик, зрители ожидают едва ли не новогодний утренник. Пианистка опять же вначале пару раз лажала для пущей правдоподобности. Но вместо дошкольной банальщины отличными живыми(!) голосами без всякой фанеры зрителю выдают пять иллюстрированных историй, где есть и тонкий, и не детский юмор, тактичная – гамарджоба! – стилизация и конечный, очень важный для всех нас смысл: у всех нас есть папы и мамы, они нас любят и ищут, даже когда к ним приходит огромная, толстозадая и пышногрудая Усталость.
Поэтому, когда уходят все страхи, из шкафа вылетают почти полунинского размера воздушные шары, которыми можно играть и бежать на сцену в финале, фотографироваться с девочками-актрисами в пижамах, потому что за них 4-летнее сердечко переживало больше всего.
За такие искренние переживания остается только поблагодарить студентов школы-студии МХАТ и их руководителя, режиссера Виктора Рыжакова. Это высокий класс, это мощная школа, это МХАТ и томичи это почувствовали.
#Воскресныечтения
Сегодня публикую начало новой повести Владимира Костина «Переправа». Мы, его студенты, очень хотели увидеть еë изданной в прошлом году, но жюри губернаторской литературной премии решило по-другому. Издание художественной книги сегодня дело для частного, провинциального автора неподъемное, и уж тем более неприбыльное. А Владимир Михайлович, обладатель кнопочного телефона, не понимает, как можно читать книгу в интернете. Поэтому публикую сейчас литературный аперитив «Переправы», может быть, подписчики подскажут, что делать дальше, чтобы «Переправа» состоялась…
Владимир Костин
Переправа
повесть
1963г.: «Если тебя сзади похлопали по левому плечу,
обязательно оглядывайся через правое плечо.»
(Из пародии на «Моральный кодекс строителя коммунизма»).
1967 г.: «Сентябрь приближается, прохладою дышит,
Мой папа забывается, а время всё бежит.
Купи, родная мамочка, линейку, транспортир,
Палочки-считалочки, бутылочку чернил,
Пальто фасона модного и новеньких туфлей…
Я буду рад обновою, купите мне скорей!»
(Из журнала «Крокодил»)
Человек начинается с горя.
(Алексей Эйснер).
1.
Эта новость распространилась быстро и на несколько дней превратилась в самую обсуждаемую среди обитателей небольшого города. В нашем «барском» дворе её источником была скамейка, на которую надолго и охотно присели две осведомлённые старушки из квартир номер 12 и 17. Слушателей хватало, и речи образованных бабушек обрастали новыми деталями и артистизмом.
Герой Советского Союза Иван Иванович, проживавший в квартире номер 29, опустился, не вписавшись в новую мирную жизнь, одушевлённую покорением космоса, возведением Братской и других ГЭС и робкой (не сглазить бы), но упорной верой в наступление коммунизма через 13 лет. Желалось.
Наши ночные в 1963 году очереди всеми семьями в булочную, где давали в одни руки одну буханку «Забайкальского» хлеба, виделись досадным недоразумением, чем-то наподобие болезни роста. Работала же по соседству любимая детьми «Кулинария», как ни в чем не бывало.
Неблагодарные, заигравшись на её задах в футбол, дети время от времени разбивали в ней мячом окна — в ней, где проголодавшиеся мальчишки за гроши покупали пирожки, маковые рулеты или аппетитную жареную печёнку. Но не об этом сейчас слово.
Иван Иванович, уже иссохший, вплотную к скелету, много пил и много говорил — лишнего и «неправдоподобного». Он не снимал Золотой звезды никогда, независимо от формы одежды. Чаще всего это была всепогодная пятнистая зелёная майка.
Начальник областного КГБ Пётр Иванович натерпелся от него, от его цирка, от его дерзости по самую макушку. Герою повезло: несталинские наступили времена, «Сталина не было на него». Тогда часто звучала данная фраза, к месту и не к месту; чаще, как ни странно, в устах головотяпов, разгильдяев и несунов…
Беззащитен нынче нарисовался Пётр Иванович.
И вот Герой скончался при отягчающих обстоятельствах. И похоронили его прямо-таки секретно, не посвящая и не привлекая общественность. А родных у него не нашлось.
А наступила, как обычно, бурная ранняя весна.
— И он, говорят, люди видели: забрался в парк после его закрытия, ближе к ночи, с парой портвейна, выпил, обыкновенно без закуски, и лёг там на теннисный стол в зелёном павильоне (помните, где ещё кто-то навалил зимой) — заснул и замёрз. К вечеру-то тепло было, а в ночь крепко приморозило.
Под утро нашли его сторожа, Санька и Афонька, — «а» да «б», туда-сюда. Опочил!
— Значит замёрз, сердечный?
— Замёрз, мученик. Так с войны и не вернулся.
— Что ж теперь… Вечная ему память. Как ни крути — заслужил её.
— Вечная память. Заслужил.
И Павлик (то есть я, на 50 лет младше и совсем другой, несостоявшийся Павлик) искренне жалел вместе со всеми абантурцами непрактичного Ивана Ивановича. Детские ссоры с ним, со взаимными обзываниями — «герой с дырой» — отодвинулись далеко-далеко, спрятавшись за горевшими фашистскими танками.
Первое серьёзное событие в городе в том, полном моментов истины и знамений, году...
Сегодня публикую начало новой повести Владимира Костина «Переправа». Мы, его студенты, очень хотели увидеть еë изданной в прошлом году, но жюри губернаторской литературной премии решило по-другому. Издание художественной книги сегодня дело для частного, провинциального автора неподъемное, и уж тем более неприбыльное. А Владимир Михайлович, обладатель кнопочного телефона, не понимает, как можно читать книгу в интернете. Поэтому публикую сейчас литературный аперитив «Переправы», может быть, подписчики подскажут, что делать дальше, чтобы «Переправа» состоялась…
Владимир Костин
Переправа
повесть
обязательно оглядывайся через правое плечо.»
(Из пародии на «Моральный кодекс строителя коммунизма»).
1967 г.: «Сентябрь приближается, прохладою дышит,
Мой папа забывается, а время всё бежит.
Купи, родная мамочка, линейку, транспортир,
Палочки-считалочки, бутылочку чернил,
Пальто фасона модного и новеньких туфлей…
Я буду рад обновою, купите мне скорей!»
(Из журнала «Крокодил»)
Человек начинается с горя.
(Алексей Эйснер).
1.
Эта новость распространилась быстро и на несколько дней превратилась в самую обсуждаемую среди обитателей небольшого города. В нашем «барском» дворе её источником была скамейка, на которую надолго и охотно присели две осведомлённые старушки из квартир номер 12 и 17. Слушателей хватало, и речи образованных бабушек обрастали новыми деталями и артистизмом.
Герой Советского Союза Иван Иванович, проживавший в квартире номер 29, опустился, не вписавшись в новую мирную жизнь, одушевлённую покорением космоса, возведением Братской и других ГЭС и робкой (не сглазить бы), но упорной верой в наступление коммунизма через 13 лет. Желалось.
Наши ночные в 1963 году очереди всеми семьями в булочную, где давали в одни руки одну буханку «Забайкальского» хлеба, виделись досадным недоразумением, чем-то наподобие болезни роста. Работала же по соседству любимая детьми «Кулинария», как ни в чем не бывало.
Неблагодарные, заигравшись на её задах в футбол, дети время от времени разбивали в ней мячом окна — в ней, где проголодавшиеся мальчишки за гроши покупали пирожки, маковые рулеты или аппетитную жареную печёнку. Но не об этом сейчас слово.
Иван Иванович, уже иссохший, вплотную к скелету, много пил и много говорил — лишнего и «неправдоподобного». Он не снимал Золотой звезды никогда, независимо от формы одежды. Чаще всего это была всепогодная пятнистая зелёная майка.
Начальник областного КГБ Пётр Иванович натерпелся от него, от его цирка, от его дерзости по самую макушку. Герою повезло: несталинские наступили времена, «Сталина не было на него». Тогда часто звучала данная фраза, к месту и не к месту; чаще, как ни странно, в устах головотяпов, разгильдяев и несунов…
Беззащитен нынче нарисовался Пётр Иванович.
И вот Герой скончался при отягчающих обстоятельствах. И похоронили его прямо-таки секретно, не посвящая и не привлекая общественность. А родных у него не нашлось.
А наступила, как обычно, бурная ранняя весна.
— И он, говорят, люди видели: забрался в парк после его закрытия, ближе к ночи, с парой портвейна, выпил, обыкновенно без закуски, и лёг там на теннисный стол в зелёном павильоне (помните, где ещё кто-то навалил зимой) — заснул и замёрз. К вечеру-то тепло было, а в ночь крепко приморозило.
Под утро нашли его сторожа, Санька и Афонька, — «а» да «б», туда-сюда. Опочил!
— Значит замёрз, сердечный?
— Замёрз, мученик. Так с войны и не вернулся.
— Что ж теперь… Вечная ему память. Как ни крути — заслужил её.
— Вечная память. Заслужил.
И Павлик (то есть я, на 50 лет младше и совсем другой, несостоявшийся Павлик) искренне жалел вместе со всеми абантурцами непрактичного Ивана Ивановича. Детские ссоры с ним, со взаимными обзываниями — «герой с дырой» — отодвинулись далеко-далеко, спрятавшись за горевшими фашистскими танками.
Первое серьёзное событие в городе в том, полном моментов истины и знамений, году...
#Театральныйпонедельник
Общедоступный Платонов
Сцена томского театра Драмы была как никогда гостеприимна к зрителям. За огромным белым квадратом стола разливали чай в жестяные кружки и бумажные стаканчики, разносили предусмотрительно разделенные на четыре части сушки, и даже предлагали остаться на сцене посидеть в кулисах особо приближенным зрителям. (Я воспользовался и не пожалел потом, хотя сцена в профиль не самый лучший ракурс).
Студенты 4-го курса актерского факультета школы-студии МХАТ до начала спектакля что-то пели, декламировали, шутили, подавали чай, наглядно доказывая, что они продолжатели давнего театрального, «общедоступного» дела, которое начинали в конце XIX века основатели Московского художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Некоторые из томских зрителей так засиделись на сцене, что спохватились и удалились в зал, когда спектакль «Рассказ о многих интересных вещах» по рассказам и письмам Андрея Платонова, уже начался.
Оставалось только выяснить, где в этой суматохе сам Платонов, и он явился в хрестоматийном пальто и белом шарфе, как на самой известной своей фотографии. Нервный мим, сумрачный скотопригоньевский гений советской литературы, похоронивший отсидевшего в Норильлаге, больного туберкулезом сына, и умерший сам от той же болезни после страшной войны, на которой, кажется, он уже ничего не боялся, будучи фронтовым корреспондентом «Красной Звезды».
Удачных попыток театрализовать прозу Андрея Платонова мало: драматургия всегда внутри платоновского слова, фразы и извлечь её – все равно что вырыть огромный, полный словесной руды, котлован. Тем более удивительно, как в одно действие режиссер-педагог, профессор и заслуженный деятель искусств Виктор Рыжаков, умудрился запечатать несколько рассказов Платонова. От общеизвестных «Афродиты» и «Коровы» до незаконченного романа «Счастливая Москва»
Белый стол превратился в три, табуретки в электростанцию, доска в тяжкий крест и перед томскими зрителями открылся гигантский диапазон тщательно подобранного студенческого коллектива, в котором смешались герои с любовниками, инженю с характерными актрисами, гении и злодеи, Малыши и Коровы. Было ощущение невероятной будущей звездности практически каждого студента, и хотелось знать их имена, которые в театральной программке были перечислены через запятую. Елена Степанян в роли Москвы, рыжая бестия, не верящая слезам, и брякающая колокольчиком Корова (имя, сестра, имя!) и совершенно невероятная в своих преображениях Александра Ахметзянова, которую встретишь где-нибудь в Татарской слободе Томска и ни за что не подумаешь: «Вот она, та самая, которая и Афродита из пивной пены, и умершая от родов Старуха…» Надо бы запомнить теперь все эти имена, которые звучат музыкой: «Алесия Некрасова, Константин Фридовский, Даниил Гнездило…»
Гастроли будущих звезд состоялись благодаря «Формуле хороших дел» «СИБУРа». Надеюсь, руководство нефтегазохимического холдинга услышало в спектакле фразу: «Свадьба – это вам не похороны. Её и повторить можно». Это к гастролям школы-студии МХАТ тоже относится.
Общедоступный Платонов
Сцена томского театра Драмы была как никогда гостеприимна к зрителям. За огромным белым квадратом стола разливали чай в жестяные кружки и бумажные стаканчики, разносили предусмотрительно разделенные на четыре части сушки, и даже предлагали остаться на сцене посидеть в кулисах особо приближенным зрителям. (Я воспользовался и не пожалел потом, хотя сцена в профиль не самый лучший ракурс).
Студенты 4-го курса актерского факультета школы-студии МХАТ до начала спектакля что-то пели, декламировали, шутили, подавали чай, наглядно доказывая, что они продолжатели давнего театрального, «общедоступного» дела, которое начинали в конце XIX века основатели Московского художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Некоторые из томских зрителей так засиделись на сцене, что спохватились и удалились в зал, когда спектакль «Рассказ о многих интересных вещах» по рассказам и письмам Андрея Платонова, уже начался.
Оставалось только выяснить, где в этой суматохе сам Платонов, и он явился в хрестоматийном пальто и белом шарфе, как на самой известной своей фотографии. Нервный мим, сумрачный скотопригоньевский гений советской литературы, похоронивший отсидевшего в Норильлаге, больного туберкулезом сына, и умерший сам от той же болезни после страшной войны, на которой, кажется, он уже ничего не боялся, будучи фронтовым корреспондентом «Красной Звезды».
Удачных попыток театрализовать прозу Андрея Платонова мало: драматургия всегда внутри платоновского слова, фразы и извлечь её – все равно что вырыть огромный, полный словесной руды, котлован. Тем более удивительно, как в одно действие режиссер-педагог, профессор и заслуженный деятель искусств Виктор Рыжаков, умудрился запечатать несколько рассказов Платонова. От общеизвестных «Афродиты» и «Коровы» до незаконченного романа «Счастливая Москва»
Белый стол превратился в три, табуретки в электростанцию, доска в тяжкий крест и перед томскими зрителями открылся гигантский диапазон тщательно подобранного студенческого коллектива, в котором смешались герои с любовниками, инженю с характерными актрисами, гении и злодеи, Малыши и Коровы. Было ощущение невероятной будущей звездности практически каждого студента, и хотелось знать их имена, которые в театральной программке были перечислены через запятую. Елена Степанян в роли Москвы, рыжая бестия, не верящая слезам, и брякающая колокольчиком Корова (имя, сестра, имя!) и совершенно невероятная в своих преображениях Александра Ахметзянова, которую встретишь где-нибудь в Татарской слободе Томска и ни за что не подумаешь: «Вот она, та самая, которая и Афродита из пивной пены, и умершая от родов Старуха…» Надо бы запомнить теперь все эти имена, которые звучат музыкой: «Алесия Некрасова, Константин Фридовский, Даниил Гнездило…»
Гастроли будущих звезд состоялись благодаря «Формуле хороших дел» «СИБУРа». Надеюсь, руководство нефтегазохимического холдинга услышало в спектакле фразу: «Свадьба – это вам не похороны. Её и повторить можно». Это к гастролям школы-студии МХАТ тоже относится.
Говорят, на одной из закрытых встреч глава томского облздрава Роберт Фидаров честно назвал ближайшую дату появления в Томске областной многопрофильной детской больницы.
Это... 2029-ый год!
Но это неточно, потому что и проектирование, и финансирование, и строительство, и комплектация больницы может затянуться, по томскому обыкновению. 2029-ый год удобен тем, что Роберта Фидарова, скорее всего, в Томской области уже не будет, а у нынешнего губернатора Владимира Мазура пойдет второй срок. Или не пойдет.
Это... 2029-ый год!
Но это неточно, потому что и проектирование, и финансирование, и строительство, и комплектация больницы может затянуться, по томскому обыкновению. 2029-ый год удобен тем, что Роберта Фидарова, скорее всего, в Томской области уже не будет, а у нынешнего губернатора Владимира Мазура пойдет второй срок. Или не пойдет.
Родион Сваровский стал судьей томского гарнизонного военного суда. Это тот самый прокурор из Советского района Томска, который прославился участием в судебном процессе против Ивана Кляйна и фразой: "Не бережет себя ваш начальник", после которой на представителей мэрии Томска началось, (по моему, конечно, личному мнению), откровенное силовое давление. Родиону, по моей информации, сильно влетело, и дальнейший рост по прокурорской линии, видимо, теперь осложнëн. Но Сваровский не расстроился и стал военным судьей. Что важно понимать: нагрузка у военного судьи в 4-5 раз меньше, чем у обычного гражданского. А в Томске, где военных кот наплакал, думаю, что работы у военного судьи не слишком много. А зарплата хорошая.