Сегодня митрополит Таллиннский Евгений должен покинуть Эстонию – внж закончился, в продлении отказано.
3 февраля Синод РПЦ в экстренном порядке разрешил ему избрать и рукоположить себе викария – целибатного протоиерея Даниила Леписка. Хиротония нового епископа состоялась на следующий день. Новый епископ в будущем может возглавить самоуправляемую Эстонскую православную церковь.
Даниил Леписк – секретарь Синода ЭПЦ МП и настоятель храма святого Георгия Победоносца в Тарту. Теперь он будет носить титул Тартуский. Самое главное в нынешней ситуации, что он – этнический эстонец с полноценным гражданством.
Другие епископы ЭПЦ МП – приезжие, как митрополит Евгений: епископ Нарвский Лазарь приехал из Мордовии в 2009, викарный епископ Маардуский Сергий родился в Донецке и учился на военного инженера в Ленинграде. Он попал в Эстонию ещё до своего крещения – в 1990, где работал по специальности. Их позиция потенциально уязвимая: эстонские власти могут лишить их права проживания в стране.
Если Синод РПЦ предложит Евгению уйти на покой в связи с невозможностью дистанционно управлять своей церковью, возникнет вопрос о местоблюстителе престола и кандидатах на Таллиннскую кафедру. По Уставу ЭПЦ, “в случае кончины предстоятеля ЭПЦ МП до созыва собора временное управление церковью переходит викарному архиерею”.
На первых выборах после обретения самоуправления в 2018 году кандидатов было двое: местный Лазарь, а также предложенный из Москвы Евгений. Случись выборы сейчас, вряд ли в них сможет участвовать кто-то не из Эстонии. Вот Даниил и становится местным кандидатом.
Шансы на Таллиннскую кафедру у него достаточно высокие. У Сергия имидж слишком мягкого и нерешительного человека, да и советское военное прошлое – не лучшее резюме для властей. Лазаря наоборот духовенство боится за излишнюю жёсткость и не хочет видеть в качестве предстоятеля. Даниил же пользуется уважением, к тому же он может беспрепятственно коммуницировать с властями. Евгений так и не смог преодолеть языковой барьер, что во многом сказалось на его нынешнем положении.
Ещё у Даниила есть родной брат – иеромонах Филарет (Леписк), давно живущий в Троице-Сергиевой лавре. Брат-монах из главного монастыря РПЦ может стать проблемой в отношениях с Эстонским государством. Вероятно, придётся доказывать свою независимость от Москвы.
ЭПЦ МП – одна из двух православных церквей в Эстонии (другая – Эстонская апостольская православная церковь принадлежит к Константинопольскому патриархату) и самая крупная религиозная конфессия в стране по числу прихожан (вторые – лютеране).
3 февраля Синод РПЦ в экстренном порядке разрешил ему избрать и рукоположить себе викария – целибатного протоиерея Даниила Леписка. Хиротония нового епископа состоялась на следующий день. Новый епископ в будущем может возглавить самоуправляемую Эстонскую православную церковь.
Даниил Леписк – секретарь Синода ЭПЦ МП и настоятель храма святого Георгия Победоносца в Тарту. Теперь он будет носить титул Тартуский. Самое главное в нынешней ситуации, что он – этнический эстонец с полноценным гражданством.
Другие епископы ЭПЦ МП – приезжие, как митрополит Евгений: епископ Нарвский Лазарь приехал из Мордовии в 2009, викарный епископ Маардуский Сергий родился в Донецке и учился на военного инженера в Ленинграде. Он попал в Эстонию ещё до своего крещения – в 1990, где работал по специальности. Их позиция потенциально уязвимая: эстонские власти могут лишить их права проживания в стране.
Если Синод РПЦ предложит Евгению уйти на покой в связи с невозможностью дистанционно управлять своей церковью, возникнет вопрос о местоблюстителе престола и кандидатах на Таллиннскую кафедру. По Уставу ЭПЦ, “в случае кончины предстоятеля ЭПЦ МП до созыва собора временное управление церковью переходит викарному архиерею”.
На первых выборах после обретения самоуправления в 2018 году кандидатов было двое: местный Лазарь, а также предложенный из Москвы Евгений. Случись выборы сейчас, вряд ли в них сможет участвовать кто-то не из Эстонии. Вот Даниил и становится местным кандидатом.
Шансы на Таллиннскую кафедру у него достаточно высокие. У Сергия имидж слишком мягкого и нерешительного человека, да и советское военное прошлое – не лучшее резюме для властей. Лазаря наоборот духовенство боится за излишнюю жёсткость и не хочет видеть в качестве предстоятеля. Даниил же пользуется уважением, к тому же он может беспрепятственно коммуницировать с властями. Евгений так и не смог преодолеть языковой барьер, что во многом сказалось на его нынешнем положении.
Ещё у Даниила есть родной брат – иеромонах Филарет (Леписк), давно живущий в Троице-Сергиевой лавре. Брат-монах из главного монастыря РПЦ может стать проблемой в отношениях с Эстонским государством. Вероятно, придётся доказывать свою независимость от Москвы.
ЭПЦ МП – одна из двух православных церквей в Эстонии (другая – Эстонская апостольская православная церковь принадлежит к Константинопольскому патриархату) и самая крупная религиозная конфессия в стране по числу прихожан (вторые – лютеране).
Тут после празднования 15-летия интронизации патриарха Кирилла начали задавать вопросы, кто будет следующим патриархом? Пока это все чисто гипотетическое проективное упражнение, несмотря на слухи о здоровье патриарха.
Такие слухи циркулируют уже много лет. Как и про Путина, например. А в начале нулевых главным конкурентом митрополита Кирилла считался митрополит Мефодий (Немцов) – церковный тяжеловес и покровитель интеллектуалов, связанный в те годы с Новолипецким металлургическим комбинатом, о котором ко дню реального избрания нового патриарха в 2009-м никто уже и не помнил (а он жив, кстати, один из старейших архиереев РПЦ теперь). Так что всякое может быть.
И всё же – кто следующий патриарх? Краткий и очевидный ответ: кого АП назначит.
Я бы сделала ставку, например, на митрополита Георгия Нижегородского. Памятуя о его связи с Кириенко ещё со времён полпредства того в Приволжском федеральном округе и членстве в так называемом “Дивеевском братстве”, куда входит, например Мишустин (тоже ещё со времён ФАС). Георгий лаврского происхождения, жёсткий управленец, без склонности к сюрпризам и скандалам, уважаем в церковной среде.
Но и митрополит Варсонофий Петербургский кажется вполне возможной кандидатурой. Он связан наоборот с “Афонским братством”, с кругом “православных чекистов”. Вероятно, поэтому, попав в опалу у патриарха Кирилла, и потеряв должность управляющего делами Московской патриархии, остался на самой престижной и значимой архиерейской кафедре.
Оба они с точки зрения гос.власти хороши тем, что наведут порядок и вычистят людей Кирилла, которые всех давно поддостали. Ну и не будут лезть, куда не надо, люди системные, без личных амбиций и желания войти в историю.
Митрополит Крымский Тихон (Шевкунов), кстати, представляется менее вероятной кандидатурой. Прежде всего он сам, кажется, вообще не горит желанием разгребать всё это хозяйство. И он как раз с амбициями и чрезмерной публичностью – это явно не то, что надо. После Кирилла только кинорежиссёра в куколе и не хватало.
Кроме того, Тихон в своих епархиях провёл фискальную реформу, отменил “конверты” (обязательные отчисления наличности священниками на "нужды епархии", которые передаются лично архиереям, помимо формально установленного налога от доходов храмов). И вообще он борется за прозрачность приходских и епархиальных бюджетов. Архиереи могут опасаться, что, если он станет патриархом, то распространит эту практику на всю церковь и тем самым лишит их значительной части доходов. Если АП выдвинет Тихона (что вовсе не очевидно) – будет хороший тест: что победит лояльность или деньги?
Если же вдруг реанимируется “партия войны” или неожиданно генералитет начнет играть роль, а сама война к часу икс не закончится, то не исключен Кирилл Второй – митрополит Ставропольский, который долгие годы рулил казачеством, а теперь его повысили до руководства ставшим стратегически приоритетным Военным отделом РПЦ. И он там развернулся! Сейчас это, конечно, совершенно непроходной вариант.
Жив и митрополит Калужский Климент. Сидит тихо, но кто знает? Вдруг со второго раза прокатит? Да и “сбитых летчиков” – митрополита Илариона Алфеева (бывший глава ОВЦС) и митрополита Дионисия Порубая (бывший управделами) случайная волна может вынести на поверхность. Но пока вероятность этого стремится к нулю.
Из рукоположенных патриархом Кириллом и приближенных к нему архиреев все сейчас кажутся аутсайдерами, не имеющими нужного веса. Преемника нет и близко, потому что Кирилл меняет любимчиков и не терпит рядом с собой хоть сколько-нибудь самостоятельных фигур, никому не доверяет. Но всё может поменяться в последний момент в зависимости от того, когда этот момент наступит.
Такие слухи циркулируют уже много лет. Как и про Путина, например. А в начале нулевых главным конкурентом митрополита Кирилла считался митрополит Мефодий (Немцов) – церковный тяжеловес и покровитель интеллектуалов, связанный в те годы с Новолипецким металлургическим комбинатом, о котором ко дню реального избрания нового патриарха в 2009-м никто уже и не помнил (а он жив, кстати, один из старейших архиереев РПЦ теперь). Так что всякое может быть.
И всё же – кто следующий патриарх? Краткий и очевидный ответ: кого АП назначит.
Я бы сделала ставку, например, на митрополита Георгия Нижегородского. Памятуя о его связи с Кириенко ещё со времён полпредства того в Приволжском федеральном округе и членстве в так называемом “Дивеевском братстве”, куда входит, например Мишустин (тоже ещё со времён ФАС). Георгий лаврского происхождения, жёсткий управленец, без склонности к сюрпризам и скандалам, уважаем в церковной среде.
Но и митрополит Варсонофий Петербургский кажется вполне возможной кандидатурой. Он связан наоборот с “Афонским братством”, с кругом “православных чекистов”. Вероятно, поэтому, попав в опалу у патриарха Кирилла, и потеряв должность управляющего делами Московской патриархии, остался на самой престижной и значимой архиерейской кафедре.
Оба они с точки зрения гос.власти хороши тем, что наведут порядок и вычистят людей Кирилла, которые всех давно поддостали. Ну и не будут лезть, куда не надо, люди системные, без личных амбиций и желания войти в историю.
Митрополит Крымский Тихон (Шевкунов), кстати, представляется менее вероятной кандидатурой. Прежде всего он сам, кажется, вообще не горит желанием разгребать всё это хозяйство. И он как раз с амбициями и чрезмерной публичностью – это явно не то, что надо. После Кирилла только кинорежиссёра в куколе и не хватало.
Кроме того, Тихон в своих епархиях провёл фискальную реформу, отменил “конверты” (обязательные отчисления наличности священниками на "нужды епархии", которые передаются лично архиереям, помимо формально установленного налога от доходов храмов). И вообще он борется за прозрачность приходских и епархиальных бюджетов. Архиереи могут опасаться, что, если он станет патриархом, то распространит эту практику на всю церковь и тем самым лишит их значительной части доходов. Если АП выдвинет Тихона (что вовсе не очевидно) – будет хороший тест: что победит лояльность или деньги?
Если же вдруг реанимируется “партия войны” или неожиданно генералитет начнет играть роль, а сама война к часу икс не закончится, то не исключен Кирилл Второй – митрополит Ставропольский, который долгие годы рулил казачеством, а теперь его повысили до руководства ставшим стратегически приоритетным Военным отделом РПЦ. И он там развернулся! Сейчас это, конечно, совершенно непроходной вариант.
Жив и митрополит Калужский Климент. Сидит тихо, но кто знает? Вдруг со второго раза прокатит? Да и “сбитых летчиков” – митрополита Илариона Алфеева (бывший глава ОВЦС) и митрополита Дионисия Порубая (бывший управделами) случайная волна может вынести на поверхность. Но пока вероятность этого стремится к нулю.
Из рукоположенных патриархом Кириллом и приближенных к нему архиреев все сейчас кажутся аутсайдерами, не имеющими нужного веса. Преемника нет и близко, потому что Кирилл меняет любимчиков и не терпит рядом с собой хоть сколько-нибудь самостоятельных фигур, никому не доверяет. Но всё может поменяться в последний момент в зависимости от того, когда этот момент наступит.
Но самая большая интрига не “кто”, а “как”. Вполне возможно, что патриарха вообще после Кирилла не будет. И нас ждет новая синодальная эпоха. Ну хотя бы временно.
1️⃣По Уставу РПЦ (церковному “основному закону”), патриарха избирает Поместный собор. Его, в свою очередь, созывает Архиерейский собор.
Для того, чтобы оба собора состоялись, нужен кворум в ⅔ действующих архиереев РПЦ (не на покое). Посчитаем.
По данным, опубликованным на прошлой неделе, РПЦ считает, что у неё 406 архиереев. Значит, кворум – это 270 архиереев.
Если бы собор проходил сегодня, на него бы точно приехали:
222 епископа из России, считая правящих (195) и викарных, и даже, считая аннексированные украинские епархии, что уже вызывает вопросы.
15 – из Беларуси
12 – из Казахстана
3 – из стран центральной Азии
9 – из епархий РПЦ в Западной Европе
5 – из Латинской Америки и Азии
Итого: 266
Чуть-чуть не хватает. Но дальше начинаются вопросы:
Точно не приедут:
99 архиереев Украинской церкви, которых РПЦ по-прежнему считает своими.
Вероятнее всего не приедут, иначе получат огромные проблемы в своих государствах, да и сами вряд ли рвутся в Россию:
13 архиереев РПЦЗ
4 из Латвийской церкви, которая объявила себя независимой
9 из Молдовы
3 из бывшего Константинопольского экзархата в Европе, который Варфоломей зачем-то расформировал в 2018-м году и они (зачем-то-2) присоединились к МП
1 – предстоятель Японской церкви в составе РПЦ
4 – из Эстонии
2 – из Литвы
Эти 36 “колеблющихся” очень зависят от политической ситуации, а часть из них и от возможного финансового торга вокруг своего участия.
Но даже если формального архиерейского кворума удастся добиться, с точки зрения легитимности отсутствие целых церквей (УПЦ, РПЦЗ и тд) будет выглядеть очень сомнительно.
Поэтому патриарх уже давно не может созвать Архиерейский собор, который по уставу должен собираться не реже, чем 1 раз в 4 года.
Де факто он уже узурпировал власть, потому что Архиерейского собора не было с 2017-го года. То ковид, то война.
А ведь Поместный собор – это ещё и священники, и миряне, и монахи с монахинями. Из Украины? Из Латвии? В Москве?
Есть, конечно, вариант впервые в истории провести Поместный собор и выборы патриарха дистанционно, “по зуму”. Но насколько это будет легитимно выглядеть? Или войдет в историю как фейковый собор? И сколько “условно отпавших частей” согласятся и в таком мероприятии участвовать?
2️⃣Кто со стороны РПЦ будет переговорным субъектом при согласовании с АП кандидатур?
Вероятнее всего успешное с точки зрения государственной власти проведение выборов патриарха в итоге обеспечивает счетная комиссия Поместного собора.
По крайней мере на предыдущих выборах при Путине (а других прецедентов у нас нет, т. к. патриарха Алексия выбирали в принципиально иных условиях аж в 1990-м) сначала команда Кирилла подготовила “общественное мнение” и поработала с архиереями, а потом счетная комиссия довершила дело, при этом результаты казались вполне естественными (а возможно и были плюс-минус честными).
Допустим, АП согласует три кандидатуры и желательного победителя. Но c кем? И кто будет в РПЦ проводником этой воли? Никаких серьезных центров влияния и источников церковной власти, какими были Управление делами патриархии и ОВЦС в 2009-м году, сейчас нет. Кто войдет в счетную комиссию? И кто будет переговорщиком с архиереями?
В общем, всё выглядит так, что если патриарх Кирилл не доживет до конца войны и новых времён, оставив все, как есть, будет назначен местоблюститель патриаршего престола, и.о. патриарха. Причем эти местоблюстители могут меняться. А оперативное управление перейдёт к Синоду. И так может тянуться бесконечно долго.
1️⃣По Уставу РПЦ (церковному “основному закону”), патриарха избирает Поместный собор. Его, в свою очередь, созывает Архиерейский собор.
Для того, чтобы оба собора состоялись, нужен кворум в ⅔ действующих архиереев РПЦ (не на покое). Посчитаем.
По данным, опубликованным на прошлой неделе, РПЦ считает, что у неё 406 архиереев. Значит, кворум – это 270 архиереев.
Если бы собор проходил сегодня, на него бы точно приехали:
222 епископа из России, считая правящих (195) и викарных, и даже, считая аннексированные украинские епархии, что уже вызывает вопросы.
15 – из Беларуси
12 – из Казахстана
3 – из стран центральной Азии
9 – из епархий РПЦ в Западной Европе
5 – из Латинской Америки и Азии
Итого: 266
Чуть-чуть не хватает. Но дальше начинаются вопросы:
Точно не приедут:
99 архиереев Украинской церкви, которых РПЦ по-прежнему считает своими.
Вероятнее всего не приедут, иначе получат огромные проблемы в своих государствах, да и сами вряд ли рвутся в Россию:
13 архиереев РПЦЗ
4 из Латвийской церкви, которая объявила себя независимой
9 из Молдовы
3 из бывшего Константинопольского экзархата в Европе, который Варфоломей зачем-то расформировал в 2018-м году и они (зачем-то-2) присоединились к МП
1 – предстоятель Японской церкви в составе РПЦ
4 – из Эстонии
2 – из Литвы
Эти 36 “колеблющихся” очень зависят от политической ситуации, а часть из них и от возможного финансового торга вокруг своего участия.
Но даже если формального архиерейского кворума удастся добиться, с точки зрения легитимности отсутствие целых церквей (УПЦ, РПЦЗ и тд) будет выглядеть очень сомнительно.
Поэтому патриарх уже давно не может созвать Архиерейский собор, который по уставу должен собираться не реже, чем 1 раз в 4 года.
Де факто он уже узурпировал власть, потому что Архиерейского собора не было с 2017-го года. То ковид, то война.
А ведь Поместный собор – это ещё и священники, и миряне, и монахи с монахинями. Из Украины? Из Латвии? В Москве?
Есть, конечно, вариант впервые в истории провести Поместный собор и выборы патриарха дистанционно, “по зуму”. Но насколько это будет легитимно выглядеть? Или войдет в историю как фейковый собор? И сколько “условно отпавших частей” согласятся и в таком мероприятии участвовать?
2️⃣Кто со стороны РПЦ будет переговорным субъектом при согласовании с АП кандидатур?
Вероятнее всего успешное с точки зрения государственной власти проведение выборов патриарха в итоге обеспечивает счетная комиссия Поместного собора.
По крайней мере на предыдущих выборах при Путине (а других прецедентов у нас нет, т. к. патриарха Алексия выбирали в принципиально иных условиях аж в 1990-м) сначала команда Кирилла подготовила “общественное мнение” и поработала с архиереями, а потом счетная комиссия довершила дело, при этом результаты казались вполне естественными (а возможно и были плюс-минус честными).
Допустим, АП согласует три кандидатуры и желательного победителя. Но c кем? И кто будет в РПЦ проводником этой воли? Никаких серьезных центров влияния и источников церковной власти, какими были Управление делами патриархии и ОВЦС в 2009-м году, сейчас нет. Кто войдет в счетную комиссию? И кто будет переговорщиком с архиереями?
В общем, всё выглядит так, что если патриарх Кирилл не доживет до конца войны и новых времён, оставив все, как есть, будет назначен местоблюститель патриаршего престола, и.о. патриарха. Причем эти местоблюстители могут меняться. А оперативное управление перейдёт к Синоду. И так может тянуться бесконечно долго.
Тем временем литовские медиа сообщают, что экзархат Вселенского патриархата в Литве прошёл государственную регистрацию и включен в реестр юридических лиц в статусе традиционной религиозной общины.
Таким образом, все юридические и канонические процедуры по оформлению новой структуры завершены и в Литве теперь две одинаково традиционных православных юрисдикции - аффилированная с Россией и входящая в состав Вселенского патриархата. Прихожан там пока немного, но это дело наживное.
Таким образом, все юридические и канонические процедуры по оформлению новой структуры завершены и в Литве теперь две одинаково традиционных православных юрисдикции - аффилированная с Россией и входящая в состав Вселенского патриархата. Прихожан там пока немного, но это дело наживное.
Патриарх Кирилл сегодня утвердил решение епархиального суда Москвы от 13 января о лишении сана протоиерея Алексия Уминского
Основание — 25-е Апостольское правило,
"за нарушение священнической присяги (клятвопреступление) — отказ от исполнения патриаршего благословения читать молитву о Святой Руси за Божественной литургией".
Это войдёт в историю, конечно.
Основание — 25-е Апостольское правило,
"за нарушение священнической присяги (клятвопреступление) — отказ от исполнения патриаршего благословения читать молитву о Святой Руси за Божественной литургией".
Это войдёт в историю, конечно.
Христианство по Путину. Интересно, будут ли богословы будущего изучать ересь семьепоклонства?
В нашем канале нет (пока) рекламы. И это НЕ реклама. Мне просто очень хочется посмотреть этот фильм (и написать о нём сюда пост), а для этого нужны деньги на монтаж и постпродакшн.
Главный герой — иеромонах Джованни, Иоанн (Гуайта), но фильм о Родине. Как думается о родине в последние два года, неважно, какую страну, землю или город чувствовать как родную.
Мы с Александром Архангельским сделали два многосерийных документальных фильма - "Жара" и "Отдел" - о неформальной религиозной жизни в позднесоветские годы и о философах того же времени. Это была важна работа и мы нашли и рассказали истории, которые без нас канули бы в небытие.
Вместе с Татьяной Сорокиной и Максимом Курниковым Александр Архангельский недавно снял фильм "Голод" о голоде в 1920-е годы в СССР. У этого фильма отозвали прокатное удостоверение в России, зато он с большим успехом был много раз показан в других странах и в интернете. Очень страшное кино.
Татьяна Сорокина и оператор Юлия Галочкина вместе с писательницей Майей Кучерской недавно провели премьеру фильма "Донна Таня" о внучке Николая Лескова - бразильской балерине, которой недавно исполнился 101 год.
Я так долго пишу послужной список, чтобы было понятно, что если скинуться на фильм "Родина", он точно будет доведён до конца, вы его увидите и он будет очень хорош. Вот.
Сюда: https://friendly2.me/support/arkhangelskiy/
Главный герой — иеромонах Джованни, Иоанн (Гуайта), но фильм о Родине. Как думается о родине в последние два года, неважно, какую страну, землю или город чувствовать как родную.
Мы с Александром Архангельским сделали два многосерийных документальных фильма - "Жара" и "Отдел" - о неформальной религиозной жизни в позднесоветские годы и о философах того же времени. Это была важна работа и мы нашли и рассказали истории, которые без нас канули бы в небытие.
Вместе с Татьяной Сорокиной и Максимом Курниковым Александр Архангельский недавно снял фильм "Голод" о голоде в 1920-е годы в СССР. У этого фильма отозвали прокатное удостоверение в России, зато он с большим успехом был много раз показан в других странах и в интернете. Очень страшное кино.
Татьяна Сорокина и оператор Юлия Галочкина вместе с писательницей Майей Кучерской недавно провели премьеру фильма "Донна Таня" о внучке Николая Лескова - бразильской балерине, которой недавно исполнился 101 год.
Я так долго пишу послужной список, чтобы было понятно, что если скинуться на фильм "Родина", он точно будет доведён до конца, вы его увидите и он будет очень хорош. Вот.
Сюда: https://friendly2.me/support/arkhangelskiy/
friendly2.me
Поддержите автора: Александр Архангельский - Френдли
писатель, публицист
Православие и зомби
Иеромонаха Петра Степанова пригласили в епархиальный суд Нефтекамской епархии: 15 февраля в 12:00 будут рассматривать дело о лишении его священного сана.
Пойдёт по той же 25-й, конечно. Впрочем, судя по тексту его письма архиерею, это уже в его случае чистая формальность.
Меж тем, говорят, с председателем епархиального суда протоиереем Алексием Тихоновым у подсудимого был конфликт. Но церковный суд независимым не может быть априори, так что это уже мелочи
Пойдёт по той же 25-й, конечно. Впрочем, судя по тексту его письма архиерею, это уже в его случае чистая формальность.
Меж тем, говорят, с председателем епархиального суда протоиереем Алексием Тихоновым у подсудимого был конфликт. Но церковный суд независимым не может быть априори, так что это уже мелочи
Вот здесь открывается без vpn:
https://storage.googleapis.com/crng/91622.html
https://carnegieendowment.org/politika/91622
https://storage.googleapis.com/crng/91622.html
https://carnegieendowment.org/politika/91622
Carnegie Endowment for International Peace
Испытание молитвой. Какие перспективы у антивоенной части РПЦ
Антивоенные священники побаиваются собственных прихожан. Не читать молитву о победе можно только среди людей, которым доверяешь. Миряне обрели власть над духовенством, а источником этой власти стали доносы
Forwarded from Христиане против войны!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Обычно я такого не делаю, но тут расскажу. В чатбот канала написала подписчица, которая предлагает заказывать в разных храмах по всей России сорокоусты и панихиды по убиенному Алексею. Пусть молятся. Тут можно с одной стороны поддержать отдаленные сельские приходы, у которых есть опция заказа треб через сайты, и антивоенных священников (имена же их ты, Господи, веси) в память об Алексее.
А с другой — пусть как раз перед выборами во всех храмах России молятся об упокоении убитого царем Иродом христианина - не всё ж о Святой Руси.
Сорокоуст - это каждый день сорок дней подряд на каждой литургии.
А и выборы в этом году как раз в Прощёное воскресенье. Помолились - и голосовать или не голосовать, но ровно к 12:00, как просил Алексей Навальный.
Мне показалось, что идея хорошая, главное не переборщить. И вообще хорошо поставить вопрос в своих храмах - а мы будем служить панихиду? Третий, девятый, сороковой день? А чего нет? А если мы оплатим, как положено? Вроде за это ни арестовать, ни лишить сана не должны.
Уж хотя бы записки об упокоении с одним именем в разных местах, включая те, где z-священники, подать может каждый.
Со святыми упокой
А с другой — пусть как раз перед выборами во всех храмах России молятся об упокоении убитого царем Иродом христианина - не всё ж о Святой Руси.
Сорокоуст - это каждый день сорок дней подряд на каждой литургии.
А и выборы в этом году как раз в Прощёное воскресенье. Помолились - и голосовать или не голосовать, но ровно к 12:00, как просил Алексей Навальный.
Мне показалось, что идея хорошая, главное не переборщить. И вообще хорошо поставить вопрос в своих храмах - а мы будем служить панихиду? Третий, девятый, сороковой день? А чего нет? А если мы оплатим, как положено? Вроде за это ни арестовать, ни лишить сана не должны.
Уж хотя бы записки об упокоении с одним именем в разных местах, включая те, где z-священники, подать может каждый.
Со святыми упокой
В храме святителя Николая в Дюссельдорфе священники Валериан Дунин-Барковский и Андрей Кордочкин отслужили панихиду по Алексею Навальному. Молились о новопреставленном убиенном Алексии.
В храме было около 60-ти молящихся, видеотрансляцию в youtube смотрели 50 тысяч человек со всего мира.
❗️Завтра в Вильнюсе в храме святителя Николая в Лукишках (Lukiškių skg. 6) примерно в 10:30, сразу после воскресной литургии тоже будет панихида по новопреставленному убиенному Алексию. Это приход Константинопольского экзархата.
Те, кто в Вильнюсе, даже если вы обычно не ходите в церковь, приходите помолиться об упокоении души Алексея Навального и утешении его близких.
❗️UPD. Торонто - сегодня, в субботу в 19.00 в часовне Trinity College (6 Hoskin Ave.) будет панихида
В храме было около 60-ти молящихся, видеотрансляцию в youtube смотрели 50 тысяч человек со всего мира.
❗️Завтра в Вильнюсе в храме святителя Николая в Лукишках (Lukiškių skg. 6) примерно в 10:30, сразу после воскресной литургии тоже будет панихида по новопреставленному убиенному Алексию. Это приход Константинопольского экзархата.
Те, кто в Вильнюсе, даже если вы обычно не ходите в церковь, приходите помолиться об упокоении души Алексея Навального и утешении его близких.
❗️UPD. Торонто - сегодня, в субботу в 19.00 в часовне Trinity College (6 Hoskin Ave.) будет панихида
Санкт-Петербургская митрополия сообщила, что священник Григорий Михнов-Вайтенко, которого госпитализировали в реанимацию Свято-Елизаветинской больницы с признаками инсульта после того, как он хотел отслужить панихиду по Навальному и его задержали и оставили в ОВД, — не священнослужитель РПЦ и поэтому надо «игнорировать любые его заявления и призывы в публичном пространстве».
Формально Михнов-Вайтенко — действительно не клирик СПб митрополии. Когда он служил в РПЦ, он был клириком Новгородской епархии и настоятелем храма в Старой Русе, откуда и ушёл за штат.
С 2015-го года он принадлежит Апостольской православной церкви — это одна из нескольких так называемых «альтернативных» православных общин, каждая из которых претендует на преемство с катакомбной церковью раннесоветского времени.
С точки зрения РПЦ и всего мирового православия, это раскольники. Вряд ли они когда-нибудь смогут заменить РПЦ, но тема эта очень непростая с необходимостью глубокой богословской, канонической, исторической экспертизы. С точки зрения здравого смысла, Михнов-Вайтенко - православный христианин. А служить панихиду могут и миряне.
Григорий Михнов-Вайтенко, в сане или без оного, — один из немногих в России волонтеров, который всегда открыт и публичен, в том числе - в поддержке политзаключенных, который во время войны помог сотням украинских беженцев, который быстро, деятельно и конструктивно откликается на любую беду.
На этом фоне митрополия, которая обезличенно призывает людей его игнорировать, выглядит довольно нелепо.
Вот здесь интервью с ним Катерины Гордеевой , где он рассказывает в том числе о своем внутреннем преображении
А здесь ещё одно интервью, в котором он как раз объясняет свою позицию относительно юрисдикций и своих канонических приключений
Формально Михнов-Вайтенко — действительно не клирик СПб митрополии. Когда он служил в РПЦ, он был клириком Новгородской епархии и настоятелем храма в Старой Русе, откуда и ушёл за штат.
С 2015-го года он принадлежит Апостольской православной церкви — это одна из нескольких так называемых «альтернативных» православных общин, каждая из которых претендует на преемство с катакомбной церковью раннесоветского времени.
С точки зрения РПЦ и всего мирового православия, это раскольники. Вряд ли они когда-нибудь смогут заменить РПЦ, но тема эта очень непростая с необходимостью глубокой богословской, канонической, исторической экспертизы. С точки зрения здравого смысла, Михнов-Вайтенко - православный христианин. А служить панихиду могут и миряне.
Григорий Михнов-Вайтенко, в сане или без оного, — один из немногих в России волонтеров, который всегда открыт и публичен, в том числе - в поддержке политзаключенных, который во время войны помог сотням украинских беженцев, который быстро, деятельно и конструктивно откликается на любую беду.
На этом фоне митрополия, которая обезличенно призывает людей его игнорировать, выглядит довольно нелепо.
Вот здесь интервью с ним Катерины Гордеевой , где он рассказывает в том числе о своем внутреннем преображении
А здесь ещё одно интервью, в котором он как раз объясняет свою позицию относительно юрисдикций и своих канонических приключений
Вчера ОВД-Инфо сообщило, что в Удмуртии вызвали в полицию женщину, которая заказала в храме сорокоуст по новопреставленному Алексею. Женщина утверждала, что ей сначала позвонили из церкви и уточнили фамилию того, о ком она просила молиться, а потом позвонили из полиции.
Эта история вызвала справедливые сомнения у диакона Андрея Кураева: «Когда подают в храм поминальные записки, то своего имени не называют, и уж там паче не оставляют номера телефонов». Он предположил, что если это правда, то должна быть предыстория.
А предыстория, судя по всему, такова. На следующий день после смерти Навального, в субботу, в некоторых регионах благочинные по требованию епархиального руководства обзванивали настоятелей храмов и предупреждали, чтобы те ни в коем случае не служили публично в храмах панихид по Алексею.
Большинство священников и так не собирались, поэтому звонки вызывали удивление.
Но некоторые, как, видимо, настоятель того храма, где заказывала сорокоуст героиня сообщения ОВД-Инфо, перестарались и решили не просто сами не молиться о новопреставленном, но и запретить другим это делать, а заодно проявить бдительность и усилить контроль в свечных лавках, чтобы опасное имя «Алексей» не проникло в записки.
Пока неизвестно, кто был источником всей этой суеты и намекнул архиереям - региональные власти или патриархия. Скорее первое.
Эта история вызвала справедливые сомнения у диакона Андрея Кураева: «Когда подают в храм поминальные записки, то своего имени не называют, и уж там паче не оставляют номера телефонов». Он предположил, что если это правда, то должна быть предыстория.
А предыстория, судя по всему, такова. На следующий день после смерти Навального, в субботу, в некоторых регионах благочинные по требованию епархиального руководства обзванивали настоятелей храмов и предупреждали, чтобы те ни в коем случае не служили публично в храмах панихид по Алексею.
Большинство священников и так не собирались, поэтому звонки вызывали удивление.
Но некоторые, как, видимо, настоятель того храма, где заказывала сорокоуст героиня сообщения ОВД-Инфо, перестарались и решили не просто сами не молиться о новопреставленном, но и запретить другим это делать, а заодно проявить бдительность и усилить контроль в свечных лавках, чтобы опасное имя «Алексей» не проникло в записки.
Пока неизвестно, кто был источником всей этой суеты и намекнул архиереям - региональные власти или патриархия. Скорее первое.
Несколько африканских семинаристов поехали воевать «на СВО». К ним присоединились индийцы и непальцы.
По сообщениям Рязанских СМИ и Царьграда, группа студентов из Африки сначала занимались строительством храма в Николо-Бавыкинском монастыре под Рязанью, а затем их проводили «в зону сво».
Вот тут пишут: «о монастыре волонтеры узнали в русско-китайском культурном центре «Жар-птица», который участвует в помощи российским храмам». Какая-то прям дружба народов.
Директор АНО РККЦ «Жар-Птица» - Константин Гордица. И тот же Гордица — председатель образовательного отдела Патриаршего экзархата Африки. Поставленный туда ещё бывшим экзархом митрополитом Леонидом.
Несколько африканских юношей, привезенных в Россию учиться на священников, действительно учатся в Санкт-Петербургской и Николо-Угрешской семинариях - это программа, которую как минимум частично финансирует Росатом.
Как эта группа оказалась в монастыре, а потом на востоке Украины? И что об этом думают их родные в Африке? Откуда взялись непальцы?
По сообщениям Рязанских СМИ и Царьграда, группа студентов из Африки сначала занимались строительством храма в Николо-Бавыкинском монастыре под Рязанью, а затем их проводили «в зону сво».
Вот тут пишут: «о монастыре волонтеры узнали в русско-китайском культурном центре «Жар-птица», который участвует в помощи российским храмам». Какая-то прям дружба народов.
Директор АНО РККЦ «Жар-Птица» - Константин Гордица. И тот же Гордица — председатель образовательного отдела Патриаршего экзархата Африки. Поставленный туда ещё бывшим экзархом митрополитом Леонидом.
Несколько африканских юношей, привезенных в Россию учиться на священников, действительно учатся в Санкт-Петербургской и Николо-Угрешской семинариях - это программа, которую как минимум частично финансирует Росатом.
Как эта группа оказалась в монастыре, а потом на востоке Украины? И что об этом думают их родные в Африке? Откуда взялись непальцы?
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
На 9 дней Юлия Навальная произнесла проповедь.
О христианстве и язычестве. О вере Путина и вере Навального.
О христианстве и язычестве. О вере Путина и вере Навального.