Елена Галимова
Это – основная часть моего доклада на вчерашней конференции по Северному тексту: "Актуализация мотива СТОЯНИЯ в художественном мире Северного текста русской литературы"
В современной художественной картине мира, которая возникает при обращении к тестам ХХI века, прежде всего – поэтическим, особое место начинает занимать и актуализироваться не характерный для художественного мира Северного текста в целом мотив СТОЯНИЯ (в словарном значении слова – «нахождение на каком-нибудь месте»).
В общелитературной традиции этот мотив связан с темой защиты, обороны, в русской литературе – прежде всего – защиты родной земли от вторжения извне, от угрозы порабощения, что закреплено, в частности, в русской пословице, опубликованной Владимиром Далем и озвученной в фильме 1938 года «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна: «С родной земли – умри, да не сходи».
Этот мотив преимущественно развивается в литературе военного времени или в произведениях о войне, написанных позже. В значительной степени «стояние» в этом контексте синонимично «обороне», но эти понятия и явления не тождественны, и различающие их смысловые оттенки важны: оборона предполагает большую динамику и внешнюю активность, в то время как стояние при кажущемся отсутствии всякого действия, неподвижности наполнено внутреннего напряжения, часто предельного, всех сил: и физических, и душевных. Отметим, что среди синонимов слова «стояние» словари называют «бездействие», но это синонимичность основана лишь на сугубо поверхностном, кажущемся сходстве явлений.
Стояние за родину – это всегда осознанное действие, по сути своей – подвиг, может быть, самый высший и трудный, поскольку он требует не только отваги, порыва, но и огромного терпения. И среди подвигов святых молитвенное стояние, подобное подвигу прп. Даниила Столпника, проведшего на вознесенном к небу столпе около тридцати лет, представляется одним из труднейших.
Тем удивительнее, на первый взгляд, что мотив стояния начинает активно развиваться в современной северной поэзии. Не в военное время, и не в произведениях посвященных войне.
Чтобы сразу погрузить в общий смысловой контекст развития этого мотива, приведу полностью одно из стихотворений Ольги Корзовой (2019 года). Оно называется «Молитва»:
Забудь моё имя.
Пускай растворится, как дым.
И голос возьми –
Ни к чему бесполезная песня.
Позволь хоть снежинкой
Кружиться над лугом моим,
Над речкой и полем –
Над всем этим краем безвестным.
Пускай не у моря,
Мне только б смотреть с высоты
На эти дома,
На ушедшие в небыль деревни,
На лес поредевший,
Стоящие насмерть мосты –
Они, как часовни, застыли
В молении древнем.
Позволь мне остаться
На стрелке затерянных рек
Песком или камнем,
Прибрежною белою глиной.
Не дай отступиться,
Когда отступается век
И прадед молчит,
Укоризненно глядя
Мне в спину.
В приведённом стихотворении наличествуют почти все смыслы и образы, с которыми связано существование мотива стояния в современной поэзии Севера. Это и образы умерших деревень, за которыми – обезлюдение Русского Севера, стремительно ускорившееся в последние годы, и мотив слияния лирической героини с родной землёй в стремлении если не спасти и защитить, то в любом случае не предать и не оставить, а остаться с ней и в ней навсегда, стать ею; и мотив единства в готовности стоять насмерть человека и всего деревенского и природного северного мира, и важность этого деяния, по сути составляющего главный смысл жизни лирической героини, что явно выражено молитвенным обращением.
В стихотворениях других северных поэтов мотив стояния также связан с природными образами, с картинами деревенской жизни, при этом в сравнениях могут появляться и символические, знаковые образы русской истории, в том числе – военной, как в стихотворении Татьяны Щербининой «Берег»:
...Смотрю на горячие травы и глаз не могу отвести,
мой берег заброшенный, правый, высокий, до неба почти,
как песня старинная, длинный (Россия – судьба набекрень!),
лишь бревна, да ржавая глина, да тени родных деревень.
От светлого хочется плакать, кого ж тут спасёт красота,
но кр
Это – основная часть моего доклада на вчерашней конференции по Северному тексту: "Актуализация мотива СТОЯНИЯ в художественном мире Северного текста русской литературы"
В современной художественной картине мира, которая возникает при обращении к тестам ХХI века, прежде всего – поэтическим, особое место начинает занимать и актуализироваться не характерный для художественного мира Северного текста в целом мотив СТОЯНИЯ (в словарном значении слова – «нахождение на каком-нибудь месте»).
В общелитературной традиции этот мотив связан с темой защиты, обороны, в русской литературе – прежде всего – защиты родной земли от вторжения извне, от угрозы порабощения, что закреплено, в частности, в русской пословице, опубликованной Владимиром Далем и озвученной в фильме 1938 года «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна: «С родной земли – умри, да не сходи».
Этот мотив преимущественно развивается в литературе военного времени или в произведениях о войне, написанных позже. В значительной степени «стояние» в этом контексте синонимично «обороне», но эти понятия и явления не тождественны, и различающие их смысловые оттенки важны: оборона предполагает большую динамику и внешнюю активность, в то время как стояние при кажущемся отсутствии всякого действия, неподвижности наполнено внутреннего напряжения, часто предельного, всех сил: и физических, и душевных. Отметим, что среди синонимов слова «стояние» словари называют «бездействие», но это синонимичность основана лишь на сугубо поверхностном, кажущемся сходстве явлений.
Стояние за родину – это всегда осознанное действие, по сути своей – подвиг, может быть, самый высший и трудный, поскольку он требует не только отваги, порыва, но и огромного терпения. И среди подвигов святых молитвенное стояние, подобное подвигу прп. Даниила Столпника, проведшего на вознесенном к небу столпе около тридцати лет, представляется одним из труднейших.
Тем удивительнее, на первый взгляд, что мотив стояния начинает активно развиваться в современной северной поэзии. Не в военное время, и не в произведениях посвященных войне.
Чтобы сразу погрузить в общий смысловой контекст развития этого мотива, приведу полностью одно из стихотворений Ольги Корзовой (2019 года). Оно называется «Молитва»:
Забудь моё имя.
Пускай растворится, как дым.
И голос возьми –
Ни к чему бесполезная песня.
Позволь хоть снежинкой
Кружиться над лугом моим,
Над речкой и полем –
Над всем этим краем безвестным.
Пускай не у моря,
Мне только б смотреть с высоты
На эти дома,
На ушедшие в небыль деревни,
На лес поредевший,
Стоящие насмерть мосты –
Они, как часовни, застыли
В молении древнем.
Позволь мне остаться
На стрелке затерянных рек
Песком или камнем,
Прибрежною белою глиной.
Не дай отступиться,
Когда отступается век
И прадед молчит,
Укоризненно глядя
Мне в спину.
В приведённом стихотворении наличествуют почти все смыслы и образы, с которыми связано существование мотива стояния в современной поэзии Севера. Это и образы умерших деревень, за которыми – обезлюдение Русского Севера, стремительно ускорившееся в последние годы, и мотив слияния лирической героини с родной землёй в стремлении если не спасти и защитить, то в любом случае не предать и не оставить, а остаться с ней и в ней навсегда, стать ею; и мотив единства в готовности стоять насмерть человека и всего деревенского и природного северного мира, и важность этого деяния, по сути составляющего главный смысл жизни лирической героини, что явно выражено молитвенным обращением.
В стихотворениях других северных поэтов мотив стояния также связан с природными образами, с картинами деревенской жизни, при этом в сравнениях могут появляться и символические, знаковые образы русской истории, в том числе – военной, как в стихотворении Татьяны Щербининой «Берег»:
...Смотрю на горячие травы и глаз не могу отвести,
мой берег заброшенный, правый, высокий, до неба почти,
как песня старинная, длинный (Россия – судьба набекрень!),
лишь бревна, да ржавая глина, да тени родных деревень.
От светлого хочется плакать, кого ж тут спасёт красота,
но кр
асный ободранный бакен плывёт, не покинув поста.
Стою на последнем пароме, смотрю на далекий угор,
где мамин зелёненький домик, и ласточки режут простор.
…
На палубе ветер противный, коричнево волны кипят,
смотрю и смотрю неотрывно пока ещё можно – назад.
Штыками оставшихся елей небес охраняя гранит,
мой правый, несдавшийся берег –
как Брестская крепость стоит.
У Щербининой, как и у других поэтов, с северорусским миром 21 века связан мотивы сна, образы теней («тени родных деревень» – см. в процитированном стихотворении), ирреального, зыбкого мира, где «Всё помнят призраки-дома / И тихие кресты».
В целом же, как видно из приведённых текстов, с мотивом стояния соотносятся две основные группы образов: первая – образы родной земли, северорусской природы, деревенских строений; вторая – образы людей, включая лирического героя. Причём эти группы образов тесно переплетаются, иногда – сливаются в метафоре или сравнении.
Если смотреть на эволюцию проблематики и мотивно-образной системы поэзии Севера последних десятилетий, то нужно отметить, что мотив стояния приходит на смену одному из ключевых мотивов поэтического мира Северного текста конца 20 – начала 21 века: мотиву плача по гибнущему деревенскому и шире – всему традиционному, природному и культурному, северорусскому миру, прощания с этим миром. Он преобладал, даже переизбыточествовал в творчестве многих северных поэтов, и сейчас не исчез, но в диалоге с ним – отчасти полемическом, отчасти – унисонном, в самые последние годы, то есть буквально – сейчас, в наши дни, крепнет мотив сопротивления, обострившийся с появлением новых – экологических и прочих – угроз. Когда возникает реальная опасность не просто опустошения, а осквернения, и физической гибели родной земли, связь с ней, с родным пепелищем и отеческими гробами, осознаётся с предельной остротой и силой. Лирический герой, а точнее – лирическая героиня, поскольку речь идёт, и это знаменательно, о преобладании мотива стояния как активного сопротивления в женской лирике – отождествляет себя с родной землёй, буквально ощущает себя единым целым с ней. И, кроме того, у лирической героини появляется особая миссия – она тот «кто-то», кто остаётся у очага и поддерживает горенье огня. И ждёт, когда другие вернутся домой – на свет этого огня:
Это не сон, это всё – наяву.
Время застыло в деревне заречной.
Лошадь у дома
не звякнет уздечкой,
Стадо коров не истопчет траву.
И под молочной прохладой лугов
Больше костёр не зажжётся пастуший.
Только всё громче: послушай, послушай –
Бьётся река у крутых берегов;
Катер качает, грозясь потопить,
Бьётся в протёртое днище парома...
Запахом дыма дышать – только б дома,
Дров наготовить, да печь затопить.
...Но ухожу, и не скоро вернусь.
Рыба – и та ищет место поглубже.
Родины голос становится глуше,
И затеряться в пустыне боюсь.
Так перелески бегут по лугам…
Но от себя убежать невозможно.
В пору безвременья и бездорожья
Кто-то останется у очага.
Кто-то поддержит горенье огня
В сердце своём и в оставленном доме,
Кто-то, возникнув в оконном проёме,
Будет стоять в ожиданье меня.
(Галина Рудакова)
Мотив заброшенности, опустошённости перетекает, перерастает в этом стихотворении в мотив неизбежности возвращения и стойкости оставшихся – «остальцев», как называет деревенских могикан Ирина Кемакова в одноименном стихотворении. И вновь видим, что развитие мотива стояния активизирует историческую память, поэзия насыщается образами прошлого и архетипическими образами русской жизни, ценность которой становится абсолютной:
Не лезу в политику: где мне крестьянским умом
Начальства заезжего длинные речи осилить.
Но чую нутром, что всё глубже и шире разлом
Меж первопрестольной и провинциальной Россией.
Не зависть, не злоба, не ярость шального быка –
В душе поселились обида и боль вперемешку.
Над сельской церквушкой столетья плывут облака –
Пожалуй, что вера одна и осталась в поддержку.
Да сызмальства труд, безусловно живущий в крови,
Косой, топором (дед ещё насадил топорище).
До боли любовь – после стопки никто не к
Стою на последнем пароме, смотрю на далекий угор,
где мамин зелёненький домик, и ласточки режут простор.
…
На палубе ветер противный, коричнево волны кипят,
смотрю и смотрю неотрывно пока ещё можно – назад.
Штыками оставшихся елей небес охраняя гранит,
мой правый, несдавшийся берег –
как Брестская крепость стоит.
У Щербининой, как и у других поэтов, с северорусским миром 21 века связан мотивы сна, образы теней («тени родных деревень» – см. в процитированном стихотворении), ирреального, зыбкого мира, где «Всё помнят призраки-дома / И тихие кресты».
В целом же, как видно из приведённых текстов, с мотивом стояния соотносятся две основные группы образов: первая – образы родной земли, северорусской природы, деревенских строений; вторая – образы людей, включая лирического героя. Причём эти группы образов тесно переплетаются, иногда – сливаются в метафоре или сравнении.
Если смотреть на эволюцию проблематики и мотивно-образной системы поэзии Севера последних десятилетий, то нужно отметить, что мотив стояния приходит на смену одному из ключевых мотивов поэтического мира Северного текста конца 20 – начала 21 века: мотиву плача по гибнущему деревенскому и шире – всему традиционному, природному и культурному, северорусскому миру, прощания с этим миром. Он преобладал, даже переизбыточествовал в творчестве многих северных поэтов, и сейчас не исчез, но в диалоге с ним – отчасти полемическом, отчасти – унисонном, в самые последние годы, то есть буквально – сейчас, в наши дни, крепнет мотив сопротивления, обострившийся с появлением новых – экологических и прочих – угроз. Когда возникает реальная опасность не просто опустошения, а осквернения, и физической гибели родной земли, связь с ней, с родным пепелищем и отеческими гробами, осознаётся с предельной остротой и силой. Лирический герой, а точнее – лирическая героиня, поскольку речь идёт, и это знаменательно, о преобладании мотива стояния как активного сопротивления в женской лирике – отождествляет себя с родной землёй, буквально ощущает себя единым целым с ней. И, кроме того, у лирической героини появляется особая миссия – она тот «кто-то», кто остаётся у очага и поддерживает горенье огня. И ждёт, когда другие вернутся домой – на свет этого огня:
Это не сон, это всё – наяву.
Время застыло в деревне заречной.
Лошадь у дома
не звякнет уздечкой,
Стадо коров не истопчет траву.
И под молочной прохладой лугов
Больше костёр не зажжётся пастуший.
Только всё громче: послушай, послушай –
Бьётся река у крутых берегов;
Катер качает, грозясь потопить,
Бьётся в протёртое днище парома...
Запахом дыма дышать – только б дома,
Дров наготовить, да печь затопить.
...Но ухожу, и не скоро вернусь.
Рыба – и та ищет место поглубже.
Родины голос становится глуше,
И затеряться в пустыне боюсь.
Так перелески бегут по лугам…
Но от себя убежать невозможно.
В пору безвременья и бездорожья
Кто-то останется у очага.
Кто-то поддержит горенье огня
В сердце своём и в оставленном доме,
Кто-то, возникнув в оконном проёме,
Будет стоять в ожиданье меня.
(Галина Рудакова)
Мотив заброшенности, опустошённости перетекает, перерастает в этом стихотворении в мотив неизбежности возвращения и стойкости оставшихся – «остальцев», как называет деревенских могикан Ирина Кемакова в одноименном стихотворении. И вновь видим, что развитие мотива стояния активизирует историческую память, поэзия насыщается образами прошлого и архетипическими образами русской жизни, ценность которой становится абсолютной:
Не лезу в политику: где мне крестьянским умом
Начальства заезжего длинные речи осилить.
Но чую нутром, что всё глубже и шире разлом
Меж первопрестольной и провинциальной Россией.
Не зависть, не злоба, не ярость шального быка –
В душе поселились обида и боль вперемешку.
Над сельской церквушкой столетья плывут облака –
Пожалуй, что вера одна и осталась в поддержку.
Да сызмальства труд, безусловно живущий в крови,
Косой, топором (дед ещё насадил топорище).
До боли любовь – после стопки никто не к
ривит
Душой – нараспашку! – к убогим родным пепелищам.
Как будто в войну: ломят бабы и редок мужик,
А жизнь не намазана мёдом, не сдобрена сальцем.
Глухая провинция – словно обидный ярлык.
Стократно вернее исконное слово – остальцы.
В стихах Татьяны Щербининой возникает прямая полемика с безнадёжным оплакиванием родины, в том числе и с собственным унынием:
О мёртвой родине реву,
повсюду вижу зло.
А нет бы – выкосить траву
у дома своего.
Простор непаханый лежит,
что с детства был знаком,
и плакать рифмою навзрыд
так горько и легко.
Лирическая героиня предпочитает действие, не плакать рифмою, а «в руки взять косу», и возникает надежда:
Но здесь, в заброшенной земле,
средь журавлиных снов,
надежда есть, пока во мгле
горит моё окно.
(«В пустой деревне»)
Эта надежда звучит и в других стихотворениях Татьяны Щербининой («Господи, какие снега…»)
Берега уснувшей реки
Круче белокаменных стен.
Здесь пока горят огоньки
Северных глухих деревень.
И пускай нас мало совсем,
Мы настырным нравом сильны.
Есть дрова, и нету проблем,
И четыре дня до весны.
В этих стихах явно, сознательно подчёркнута связь с поэтической традицией, в частности, преемственная связь с «Русским огоньком» и «В этой деревне огни не погашены» Николая Рубцова, «Храни огонь родного очага» Ольги Фокиной.
И с этим образом – русского огонька – связаны надежды на то, что «Россия должна устоять»:
Лихолетье минует.
Не ведаю, поздно ли, рано,
Но распашут поля,
И дороги проложат опять,
И поднимут кресты
Работящие руки Иванов,
Свято верящих в то,
Что Россия должна устоять…
На широких ветрах,
Временами качающих землю,
Устоять, как рябина
На этом скрещенье дорог.
Наша память жива,
И покоя душа не приемлет,
И в родимом окне
Неустанно горит огонёк.
(Ольга Корзова)
Особенно очевидно эта готовность до конца разделить судьбу родной земли – умереть, но с неё не сходить – явлена в поэзии Ольги Корзовой, лирическая героиня которой полна решимости «Перестоять, насколько хватит сил, / Вобрав в себя и боль, и стыд – до крохи!».
Это стояние действительно требует немалого мужества и душевной силы, предельного напряжения: устоять, несмотря ни на что: «И стою на твердыне той, / И держусь из последних сил».
В стихотворении, начинающемся строками «А на мне обрывается ниточка, / дедов-прадедов цепь-череда», лирическая героиня Корзовой, скорбя о своей бездетности и скором неизбежном одиночестве, задаётся вопросом: «Что же держит на этой изменчивой, / суетливой и горькой земле?» и отвечает на него так: «Да хоть то, что я всё-таки – женщина, / Берегиня её издревле».
В 1995 году Ольга Фокина написала стихотворение, начинающееся рубцовской строкой:
Россия, Русь, храни себя, храни:
Твои сыны хранить тебя не могут!
У них свои дела не слава Богу,
Свои заботы... так что – извини.
Россия, Русь! Храни себя сама,
В поэзии нашего времени, конца 2010-х годов, Россия-Русь, её северные пределы не оставлены без защиты, и защитником, хранителем этой земли становится женщина. Очень важно, что стояние лирической героини – действо мирное, материнское и дочернее по своей сути, лишённое всякой агрессии и при этом исполненное подлинного мужества и величия. Отступать некуда, уйти невозможно: остаётся – стоять.
Лирическая героиня современной северной поэзии вырастает в один из самых значимых и значительных образов Северного текста, вбирая в себя важнейшие черты национального северорусского характера, воплощая саму его корневую суть, и кроме того – становится олицетворением самой северной земли и её голосом.
Художник Григорий Чайников
Душой – нараспашку! – к убогим родным пепелищам.
Как будто в войну: ломят бабы и редок мужик,
А жизнь не намазана мёдом, не сдобрена сальцем.
Глухая провинция – словно обидный ярлык.
Стократно вернее исконное слово – остальцы.
В стихах Татьяны Щербининой возникает прямая полемика с безнадёжным оплакиванием родины, в том числе и с собственным унынием:
О мёртвой родине реву,
повсюду вижу зло.
А нет бы – выкосить траву
у дома своего.
Простор непаханый лежит,
что с детства был знаком,
и плакать рифмою навзрыд
так горько и легко.
Лирическая героиня предпочитает действие, не плакать рифмою, а «в руки взять косу», и возникает надежда:
Но здесь, в заброшенной земле,
средь журавлиных снов,
надежда есть, пока во мгле
горит моё окно.
(«В пустой деревне»)
Эта надежда звучит и в других стихотворениях Татьяны Щербининой («Господи, какие снега…»)
Берега уснувшей реки
Круче белокаменных стен.
Здесь пока горят огоньки
Северных глухих деревень.
И пускай нас мало совсем,
Мы настырным нравом сильны.
Есть дрова, и нету проблем,
И четыре дня до весны.
В этих стихах явно, сознательно подчёркнута связь с поэтической традицией, в частности, преемственная связь с «Русским огоньком» и «В этой деревне огни не погашены» Николая Рубцова, «Храни огонь родного очага» Ольги Фокиной.
И с этим образом – русского огонька – связаны надежды на то, что «Россия должна устоять»:
Лихолетье минует.
Не ведаю, поздно ли, рано,
Но распашут поля,
И дороги проложат опять,
И поднимут кресты
Работящие руки Иванов,
Свято верящих в то,
Что Россия должна устоять…
На широких ветрах,
Временами качающих землю,
Устоять, как рябина
На этом скрещенье дорог.
Наша память жива,
И покоя душа не приемлет,
И в родимом окне
Неустанно горит огонёк.
(Ольга Корзова)
Особенно очевидно эта готовность до конца разделить судьбу родной земли – умереть, но с неё не сходить – явлена в поэзии Ольги Корзовой, лирическая героиня которой полна решимости «Перестоять, насколько хватит сил, / Вобрав в себя и боль, и стыд – до крохи!».
Это стояние действительно требует немалого мужества и душевной силы, предельного напряжения: устоять, несмотря ни на что: «И стою на твердыне той, / И держусь из последних сил».
В стихотворении, начинающемся строками «А на мне обрывается ниточка, / дедов-прадедов цепь-череда», лирическая героиня Корзовой, скорбя о своей бездетности и скором неизбежном одиночестве, задаётся вопросом: «Что же держит на этой изменчивой, / суетливой и горькой земле?» и отвечает на него так: «Да хоть то, что я всё-таки – женщина, / Берегиня её издревле».
В 1995 году Ольга Фокина написала стихотворение, начинающееся рубцовской строкой:
Россия, Русь, храни себя, храни:
Твои сыны хранить тебя не могут!
У них свои дела не слава Богу,
Свои заботы... так что – извини.
Россия, Русь! Храни себя сама,
В поэзии нашего времени, конца 2010-х годов, Россия-Русь, её северные пределы не оставлены без защиты, и защитником, хранителем этой земли становится женщина. Очень важно, что стояние лирической героини – действо мирное, материнское и дочернее по своей сути, лишённое всякой агрессии и при этом исполненное подлинного мужества и величия. Отступать некуда, уйти невозможно: остаётся – стоять.
Лирическая героиня современной северной поэзии вырастает в один из самых значимых и значительных образов Северного текста, вбирая в себя важнейшие черты национального северорусского характера, воплощая саму его корневую суть, и кроме того – становится олицетворением самой северной земли и её голосом.
Художник Григорий Чайников
#Ликино_Дулёво
ГЛАС НАРОДА
Смотреть всем!! Выступление с форума "Сильное, здоровое, чистое Подмосковье" в г. Орехово-Зуево. Вопросы, на которые мы так долго ждём ответа! Представитель "Хартии" Пащенко А.В. и глава Орехово-Зуевского района Панин Г.О. дают крайне уклончивый ответ, если это вообще можно назвать ответом. "Хартия" говорит - есть распоряжение министра... экономически нецелесообразно... Это мы должны увидеть в письменной форме!
Панин же решил качество слов заменить количеством - ни одного доказательства. Экспертизы он не видел, указаний никаких не получал и не давал... Это - уровень главы района?! Который якобы не знает, что у него под носом творится. Упоминает "договорённости", но это - ложь и работа на камеру. С Паниным никаких договорённостей не было.
Зато увещевают, как детей малых - мол, мы же говорим, мы же вам говорили, верьте нам, мы же так о вас заботимся... А между тем по указанию администрации уголовный розыск (здравствуйте, тов. майор!) вызывает повестками на допрос одного за другим местных жителей без особого разбора. Составлен "антитеррористический опросник", чтобы выявлять, кто имеет хотя бы мысль против отравления своей воды и воздуха. Администрации этой группы вообще обещают некое "отдельное разбирательство".
Так что - только фактическая бумага! То самое распоряжение министра о запрете строительства. Также должны быть обнародованы результаты экспертизы "Хартии"! Запросы в письменном виде будут отправлены в соответствующие организации.
Интересно, что по словам этих персон строительство признано якобы экономически нецелесообразным. Ни слова про экологию. Вот так у нас в рамках реформы обращения с отходами думают о природе и людях. То есть - никак. Только деньги!
#Сильное_Здоровое_Чистое #сильное #здоровое #чистое #Подмосковье #форум #экология #социальная_сфера #народ_и_власть #КПО #МСЗ #экспертиза #полиция #Хартия #мусор #отходы #реформа #мусорная_реформа #строительство #переработка #Орехово_Зуево #Ликино_Дулёво #Куровское #Гуслицы #Егорьевск #Воскресенск #Коломна #Москва #Архангельск #Шиес #Поварово #Ногинск #Электросталь #Зеленоград #Михали #Обнинск #Калуга #Подольск #Балашиха #Волоколамск #Дмитров #Дубна #Александров #Камбарка #Сибирь #Урал #Дальний_Восток
https://vk.com/video-179542849_456239295
ГЛАС НАРОДА
Смотреть всем!! Выступление с форума "Сильное, здоровое, чистое Подмосковье" в г. Орехово-Зуево. Вопросы, на которые мы так долго ждём ответа! Представитель "Хартии" Пащенко А.В. и глава Орехово-Зуевского района Панин Г.О. дают крайне уклончивый ответ, если это вообще можно назвать ответом. "Хартия" говорит - есть распоряжение министра... экономически нецелесообразно... Это мы должны увидеть в письменной форме!
Панин же решил качество слов заменить количеством - ни одного доказательства. Экспертизы он не видел, указаний никаких не получал и не давал... Это - уровень главы района?! Который якобы не знает, что у него под носом творится. Упоминает "договорённости", но это - ложь и работа на камеру. С Паниным никаких договорённостей не было.
Зато увещевают, как детей малых - мол, мы же говорим, мы же вам говорили, верьте нам, мы же так о вас заботимся... А между тем по указанию администрации уголовный розыск (здравствуйте, тов. майор!) вызывает повестками на допрос одного за другим местных жителей без особого разбора. Составлен "антитеррористический опросник", чтобы выявлять, кто имеет хотя бы мысль против отравления своей воды и воздуха. Администрации этой группы вообще обещают некое "отдельное разбирательство".
Так что - только фактическая бумага! То самое распоряжение министра о запрете строительства. Также должны быть обнародованы результаты экспертизы "Хартии"! Запросы в письменном виде будут отправлены в соответствующие организации.
Интересно, что по словам этих персон строительство признано якобы экономически нецелесообразным. Ни слова про экологию. Вот так у нас в рамках реформы обращения с отходами думают о природе и людях. То есть - никак. Только деньги!
#Сильное_Здоровое_Чистое #сильное #здоровое #чистое #Подмосковье #форум #экология #социальная_сфера #народ_и_власть #КПО #МСЗ #экспертиза #полиция #Хартия #мусор #отходы #реформа #мусорная_реформа #строительство #переработка #Орехово_Зуево #Ликино_Дулёво #Куровское #Гуслицы #Егорьевск #Воскресенск #Коломна #Москва #Архангельск #Шиес #Поварово #Ногинск #Электросталь #Зеленоград #Михали #Обнинск #Калуга #Подольск #Балашиха #Волоколамск #Дмитров #Дубна #Александров #Камбарка #Сибирь #Урал #Дальний_Восток
https://vk.com/video-179542849_456239295
Vk
Выступление на форуме "Сильное, здоровое, чистое Подмосковье"
vk.com video
Как сообщает корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа» экоактивистка Анна Шекалова, на момент конфликта с ЧОПовцами следователи уже ехали к месту происшествия
«Это стопроцентная провокация. Оказалось, что следователи на момент случившегося уже были в дороге на Шиес. ЧОПики дают показания, якобы их избивали волонтеры. Есть опасность, что против волонтеров возбудят уголовные дела»
МБХ медиа
#НамЗдесьЖить #Шиес #ШиесМосква #ЭкотехнопаркШиес #МусорнаяРеформа #ПоморьеНеПомойка #Орлов #ОрловвОтставку #полиция #Собянин #СобянинвОтставку #Воробьев #ВоробьеввОтставку #МусорныйПолигон #Фильтрат
«Это стопроцентная провокация. Оказалось, что следователи на момент случившегося уже были в дороге на Шиес. ЧОПики дают показания, якобы их избивали волонтеры. Есть опасность, что против волонтеров возбудят уголовные дела»
МБХ медиа
#НамЗдесьЖить #Шиес #ШиесМосква #ЭкотехнопаркШиес #МусорнаяРеформа #ПоморьеНеПомойка #Орлов #ОрловвОтставку #полиция #Собянин #СобянинвОтставку #Воробьев #ВоробьеввОтставку #МусорныйПолигон #Фильтрат
Второй Шиес в Нименьге.
Игорю Орлову нечего терять. Он, не стесняясь, заявлял о возможном начале строительстве федерального полигона в Онежском районе. Власти Архангельской области не важно, что большинство населения против московской свалки на их территории.
Когда Игорь выполнит свое обещание в туалете? Ведь доверия к нему у народа уже давно нет, но ему этого мало и он хочет пробить дно, ниже которого ещё никто не падал.
#Шиес #Нименьга #НамЗдесьЖить #МусорнаяРеформа #Чайка #Собянин #СобянинвОтставку #Воробьев #ВоробьеввОтставку #МусорныйПолигон #Орлов #ОрловвОтставку #АрхангельскаяОбласть #РеспубликаКоми #ЭкоПротесты #Минприроды
https://vk.com/video-64387052_456244370
Игорю Орлову нечего терять. Он, не стесняясь, заявлял о возможном начале строительстве федерального полигона в Онежском районе. Власти Архангельской области не важно, что большинство населения против московской свалки на их территории.
Когда Игорь выполнит свое обещание в туалете? Ведь доверия к нему у народа уже давно нет, но ему этого мало и он хочет пробить дно, ниже которого ещё никто не падал.
#Шиес #Нименьга #НамЗдесьЖить #МусорнаяРеформа #Чайка #Собянин #СобянинвОтставку #Воробьев #ВоробьеввОтставку #МусорныйПолигон #Орлов #ОрловвОтставку #АрхангельскаяОбласть #РеспубликаКоми #ЭкоПротесты #Минприроды
https://vk.com/video-64387052_456244370
Vk
Игорь Орлов прокомментировал ситуацию в п. Шиес Ленского района
vk.com video
Это «Нам здесь жить!»
Photo
Коротко о происходившем сегодня на Шиесе:
Утром на переправу приехали две машины со следователями. Важно заметить, что это все происходит в выходной день, что говорит о спланированной поездке с подготовкой транспорта. Спустя несколько минут на пост "Костёр" пришла группа работников ЧОП, 3-4 человека зашли во времянку, где находились, насколько нам известно, два активиста. Другой работник ЧОП захлопнул дверь и держал её ногой. Внутри времянки началась потасовка, во время которой они пытались специально подставляться под удары, надеясь получить синяки. В это время одна из активисток находилась на улице и пыталась отогнать ЧОПика, который держал дверь. В ответ он достал нож и, издеваясь, начал крутить его в руках. Спустя несколько минут потасовки, представители славного ЧОП "Гарант безопасности" схватили рацию активистов и спешно ушли на свою базу. Активисты вызвали скорую помощь, которая так и не доехала.
Несколько минут назад появилась информация с Шиеса о том, что несколько минут назад на носилках выносили "пострадавшего" ЧОПика. При этом "скорая помощь" не приехала по вызову активистов. А на помощь к "Гаранту безопасности" уже заранее ехал следственный отдел, а позже подоспели и врачи, чтобы увезти "Козлова №2".
Очевидно, что это спланированная провокация "мусорных дельцов". И время выбрано не случайно, ведь сегодня проходит сьезд активистов, который организовывался для объединения усилий разрозненных групп.
Возникает несколько вопросов:
1. Какое право имеют работники ЧОП входить без разрешения на территорию частного жилища?
2. Как представители Следственного Комитета предвидели события на Шиесе?
3. Почему полиция в очередной раз бездействовала при нападении на активистов работниками ЧОП?
4. Почему на вызовы скорой помощи на станцию Шиес она приезжает только к Полиции и ЧОПу?
5. Почему не возвращают сотрудники ЧОП украденую ими рацию?
#Шиес #ШиесМосква #ЭкотехнопаркШиес #ПоморьеНеПомойка #АрхангельскаяОбласть #РеспубликаКоми #Орлов #ОрловвОтставку #полиция #Собянин #СобянинвОтставку #Воробьев #ВоробьеввОтставку #МусорныйПолигон #Фильтрат #Болото
Утром на переправу приехали две машины со следователями. Важно заметить, что это все происходит в выходной день, что говорит о спланированной поездке с подготовкой транспорта. Спустя несколько минут на пост "Костёр" пришла группа работников ЧОП, 3-4 человека зашли во времянку, где находились, насколько нам известно, два активиста. Другой работник ЧОП захлопнул дверь и держал её ногой. Внутри времянки началась потасовка, во время которой они пытались специально подставляться под удары, надеясь получить синяки. В это время одна из активисток находилась на улице и пыталась отогнать ЧОПика, который держал дверь. В ответ он достал нож и, издеваясь, начал крутить его в руках. Спустя несколько минут потасовки, представители славного ЧОП "Гарант безопасности" схватили рацию активистов и спешно ушли на свою базу. Активисты вызвали скорую помощь, которая так и не доехала.
Несколько минут назад появилась информация с Шиеса о том, что несколько минут назад на носилках выносили "пострадавшего" ЧОПика. При этом "скорая помощь" не приехала по вызову активистов. А на помощь к "Гаранту безопасности" уже заранее ехал следственный отдел, а позже подоспели и врачи, чтобы увезти "Козлова №2".
Очевидно, что это спланированная провокация "мусорных дельцов". И время выбрано не случайно, ведь сегодня проходит сьезд активистов, который организовывался для объединения усилий разрозненных групп.
Возникает несколько вопросов:
1. Какое право имеют работники ЧОП входить без разрешения на территорию частного жилища?
2. Как представители Следственного Комитета предвидели события на Шиесе?
3. Почему полиция в очередной раз бездействовала при нападении на активистов работниками ЧОП?
4. Почему на вызовы скорой помощи на станцию Шиес она приезжает только к Полиции и ЧОПу?
5. Почему не возвращают сотрудники ЧОП украденую ими рацию?
#Шиес #ШиесМосква #ЭкотехнопаркШиес #ПоморьеНеПомойка #АрхангельскаяОбласть #РеспубликаКоми #Орлов #ОрловвОтставку #полиция #Собянин #СобянинвОтставку #Воробьев #ВоробьеввОтставку #МусорныйПолигон #Фильтрат #Болото
Видео с места событий. Можно видеть что "избитый" ЧОПовец самостоятельно зашёл в вагон, а до этого он спокойно шёл Балаклаве среди троих своих друзей.
П.С.: может друзья-коллеги его сами избили? Или он все-таки притворяется?
https://vk.com/video143857533_456239762
#Шиес #ЧОПнеГарантБезопасности
#НамЗдесьЖить #полиция #ПоморьеНеПомойка #Костер #МусорнаяРеформа #Орлов #ОрловвОтставку #АрхангельскаяОбласть #РеспубликаКоми #ЭкоПротесты
П.С.: может друзья-коллеги его сами избили? Или он все-таки притворяется?
https://vk.com/video143857533_456239762
#Шиес #ЧОПнеГарантБезопасности
#НамЗдесьЖить #полиция #ПоморьеНеПомойка #Костер #МусорнаяРеформа #Орлов #ОрловвОтставку #АрхангельскаяОбласть #РеспубликаКоми #ЭкоПротесты
Forwarded from Поморье – не помойка!
В Котласе проходит вторая встреча экологических активистов Архангельской области и Республики Коми. Первая состоялась 24 августа.
В голосовании участвуют 63 делегата от ряда общественных организаций и объединений, имеющих общую цель — прекращение реализации проекта «ЭкоТехноПарк "Шиес"».
Многие участники связывают произошедшее утром на станции Шиес именно с этим мероприятием.
О результатах встречи мы сообщим позднее.
В голосовании участвуют 63 делегата от ряда общественных организаций и объединений, имеющих общую цель — прекращение реализации проекта «ЭкоТехноПарк "Шиес"».
Многие участники связывают произошедшее утром на станции Шиес именно с этим мероприятием.
О результатах встречи мы сообщим позднее.
Forwarded from SOTA
"После того, как произошла стычка на посту "Костёр", один из темных напоследок забежал во времянку и схватил нашу рацию. Впоследствии они побежали к станции (своими ногами!!!), довольные выполненным заданием. А тут как раз следователи подъехали. И медики как на подбор. Ну вот как не верить в счастливые совпадения?! Разумеется, сотрудники ЧОП были оперативно осмотрены и допрошены. Все царапинки на теле были тщательно зафиксированы. Заявления от "пострадавших" приняты почти мгновенно. Кстати, до наших скорая так быстро не смогла добраться", - активисты Шиеса о провокации со стороны сотрудников ЧОП https://sota.vision/nado-bolshe-kipisha-na-shiese-ohranniki-snova-provotsiruyut-aktivistov/
Sota.Vision
"Надо больше кипиша! ": на Шиесе охранники снова провоцируют активистов - Sota.Vision
"После того, как произошла стычка на посту "Костёр", один из темных напоследок забежал во времянку и схватил нашу рацию. Впоследствии они побежали к станции (своими ногами!!!), довольные выполненным заданием. А тут как раз следователи подъехали. И медики…