«Задача историка — исследовать человеческую культуру, точнее говоря, развитие этой культуры. А понятие развития предполагает существование того, что развивается, или развивающегося субъекта; в случае истории, — социально деятельного человечества. Не существует, правда, единой для всех людей культуры, которая обнимала бы все народы и, непрерывно развиваясь, переходила бы от одного к другому. Общечеловеческая культура — это система тенденций, которые конкретно проявляются только в отдельных культурах и особое сочетание коих составляет специфику каждой культуры. Такая отдельная культура представляет собою определенный политический организм, который рождается, достигает апогея и умирает. Каждая культура своеобразно выражает культуру общечеловеческую, хотя, разумеется, одни выражают ее более и лучше, другие, не достигшие своего апогея, слабее и хуже. Таким образом, общечеловеческая культура не едина для всех народов и не абстрактна, она — конкретная система всех культур, которые существуют то одновременно, то друг друга сменяя. Не может быть культуры без действующего в ней одной и в ней одной существующего социального субъекта, который вне этой культуры есть чистейшая абстракция».
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин
«Последствия мудрых или глупых, хороших или плохих поступков нам предугадать не дано».
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
В этом замкнутом круге — крути не крути —
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
И никто нам не скажет о смысле пути.
Омар Хайям, Рубаи
#омархайям
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
И никто нам не скажет о смысле пути.
Омар Хайям, Рубаи
#омархайям
«В скачке с препятствиями не следует перепрыгивать через ограждения, которых нет».
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
«Сама по себе бюрократия еще ничего не решает. Она может быть хорошим средством управления государством, лишь добросовестно работая для организации общества, т. е. распространяя и претворяя в жизнь общественные цели и идеалы. Будучи сама организацией общества, бюрократия не могла нормально развиваться без общества здорового, желающего и умеющего жить».
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
«Женщины, когда чувствуют себя правыми бранятся и плачут, когда же сознают за собой вину, то только плачут».
А.П. Чехов, «Живой товар»
#чехов
А.П. Чехов, «Живой товар»
#чехов
«Христос во всем поставил Себя на твое место. Он был Богом и стал человеком — так Он поставил Себя на твое место. Это и есть то, чего так желает истинное сострадание, — оно желает во всем поставить себя на место страдающего, чтобы суметь по-настоящему утешить. Но вместе с тем это то, на что не способно человеческое сострадание; только Божественное сострадание способно на это — и Бог стал человеком».
Сёрен Кьеркегор, Беседы
#сёренкьеркегор
Сёрен Кьеркегор, Беседы
#сёренкьеркегор
«Отказаться от приглашения — дело хорошее, но еще лучше сначала его дождаться».
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
«Пишут мне, что «Борис» мой имеет большой успех: странная вещь, непонятная вещь! По крайней мере я того никак не ожидал. Что тому причиною? Чтение Вальтер Скотта? голос знатоков, коих избранных так мало? крик друзей моих? мнение двора? — Как бы то ни было, я успеха трагедии моей у вас не понимаю. В Москве то ли дело? здесь жалеют о том, что я совсем, совсем упал; что моя трагедия подражание «Кромвелю» Виктора Гюго; что стихи без рифм не стихи; что Самозванец не должен был так неосторожно открыть тайну свою Марине, что это с его стороны очень ветрено и неблагоразумно — и тому подобные глубокие критические замечания. Жду переводов и суда немцев, а о французах не забочусь. Они будут искать в Борисе политических применений к Варшавскому бунту, и скажут мне, как наши: «Помилуйте-с!..» Любопытно будет видеть отзыв наших Шлегелей, из коих один Катенин знает свое дело. Прочие попугаи или сороки Инзовские, которые картавят одну им натверженную <… мать>. Прости, мой ангел. Поклон тебе, поклон — и всем вам. Кстати: поэма Баратынского чудо. Addio».
А.С. Пушкин, письмо П.А.Плетнему, 7 января 1831 г.
#пушкин #письма
А.С. Пушкин, письмо П.А.Плетнему, 7 января 1831 г.
#пушкин #письма
«По нашему убеждению, историк не призван доискиваться «причин» или «факторов». Это дело естественника, поскольку он исследует делимые предметы, которые можно с точностью измерить, взвесить, словом, — представить в цифрах. В естественных науках причину и следствия установить относительно несложно. Иное дело — в исторической науке, где исследуется социально–психическое бытие. Это бытие невозможно поделить, взвесить, измерить, выразить в цифрах. Здесь совершенно непригоден эксперимент, который единственно и позволяет установить отношение причинности. Стало быть, в истории все причинные объяснения равноценны недоказуемым гипотезам».
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
«Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна — тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого».
Книга Екклесиаста, глава 8, стих 16-17
#екклесиаст #книгаекклесиаста
Книга Екклесиаста, глава 8, стих 16-17
#екклесиаст #книгаекклесиаста
Тот, кто мир преподносит счастливчикам в дар,
Остальным — за ударом наносит удар.
Не горюй, если меньше других веселился.
Будь доволен, что меньше других пострадал.
Омар Хайям, Рубаи
#омархайям
Остальным — за ударом наносит удар.
Не горюй, если меньше других веселился.
Будь доволен, что меньше других пострадал.
Омар Хайям, Рубаи
#омархайям
«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
Евангелие от Марка, глава 3, стих 28-29
#евангелиеотмарка
Евангелие от Марка, глава 3, стих 28-29
#евангелиеотмарка
«Ты дурной христианин, Санчо, — выслушав его, заключил Дон Кихот, — ты никогда не забываешь однажды причиненного тебе зла, но да будет тебе известно, что сердца благородные и великодушные на такие пустяки не обращают внимания».
Мигель де Сервантес, «Дон Кихот»
#сервантес #донкихот
Мигель де Сервантес, «Дон Кихот»
#сервантес #донкихот
«Всегда легче заявлять о своих принципах, чем осуществлять их».
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас;
Стихи введут в употребленье;
Но я… какое дело мне?
Я верен буду старине.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
#пушкин #евгенийонегин
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас;
Стихи введут в употребленье;
Но я… какое дело мне?
Я верен буду старине.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
#пушкин #евгенийонегин
«Понятие науки очевидно смешивается с более узким понятием естественных наук. Преобладающее ныне естественнонаучное мировоззрение побуждает историка вести исследование естественнонаучно (сам он наивно полагает, что «научно»). И если естественника не занимает философский вопрос о том, что такое причина и отношение причинности, историк тоже не задается вопросом: не требует ли само понятие причинности метафизического истолкования, не больше ли у исторической науки связей с метафизикой, чем у наук естественных? Однако, весьма вероятно, что рассматриваемое отношение причинности вовсе и не должно чрезмерно занимать историка. Дело в том, что историк исследует тот высший мировой слой, где причинное объяснение сменяется иным, более сущностным, но гораздо более труднопостижимым. Для этой цели историк должен избавиться от естественнонаучных предрассудков, постигая исторический процесс уже не естественнонаучно, а исторически».
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
Травка блещет, и розы горят на кустах…
В нашей утренней радости кроется страх,
Ибо мы оглянуться с тобой не успеем —
Травку скосят, а розы рассыплются в прах.
Омар Хайям, Рубаи
#омархайям
В нашей утренней радости кроется страх,
Ибо мы оглянуться с тобой не успеем —
Травку скосят, а розы рассыплются в прах.
Омар Хайям, Рубаи
#омархайям
«Философия рефлективна. Философствующее сознание никогда не думает просто об объекте, но, размышляя о каком бы то ни было объекте, оно также дуумает и о своей собственной мысли об этом объекте. Философия поэтому может быть названа мыслью второго порядка, мыслью о мысли».
Р. Дж. Коллингвуд, «Идея истории»
#коллингвуд #идеяистории
Р. Дж. Коллингвуд, «Идея истории»
#коллингвуд #идеяистории
«Индивидуализм не означает, что существуют исключительно индивидуальные чувства и интересы. Он означает, что индивид мнит себя подлинным центром и целью вселенной. Поэтому, действуя в сфере социальной и политической, индивидуалист ценит свою деятельность только постольку, поскольку она ему полезна и приятна. Поскольку человек по сути своей не может не действовать в социальной сфере, индивидуалист тоже обязательно имеет социальные и политические интересы, но подчиняет их своим индивидуальным целям и понимает индивидуалистически. Чем дальше тот или иной интерес от сферы собственно индивидуальной, тем более чужд он индивиду, тем более, стало быть, слаб... Индивидуализм — понятие в самом широком смысле слова относительное. Однако индивидуализм обладает собственной движимой эгоистическим интересом динамикой. В силу этой динамики индивидуалист и в помыслах, и в жизни основанием всего полагает свою личность. Он может любить ближнего, но вовсе не намерен жертвовать ради него собственной жизнью”.
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
Л.П. Карсавин, «Римская империя, христианство и варвары»
#карсавин #историяевропейскойкультуры
«Самое веселое в жизни — это когда в тебя стреляют и промахиваются».
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления
Уинстон Черчилль, «Изречения и размышления»
#черчилль #изреченияиразмышления