«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию”.
А.С.Пушкин, Автобиографическая проза, Державин.
#пушкин
А.С.Пушкин, Автобиографическая проза, Державин.
#пушкин
“Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...”
А.С.Пушкин, Автобиографическая проза, Державин.
#пушкин
А.С.Пушкин, Автобиографическая проза, Державин.
#пушкин
«Брат, мир-слепец, и ты сродни ему.
Вы для всего причиной признаете
Одно лишь небо, словно все дела
Оно вершит в своем круговороте.
Будь это так, то в вас бы не была
Свободной воля, правды бы не стало
В награде за добро, в отмщенье зла.
Влеченья от небес берут начало, —
Не все; но скажем даже — все сполна, —
Вам дан же свет, чтоб воля различала
Добро и зло, и ежели она
Осилит с небом первый бой опасный,
То, с доброй пищей, победить должна.
Вы лучшей власти, вольные, подвластны И высшей силе, влившей разум в вас; А небеса к нему и непричастны”.
Данте, “Божественеая комедия”, Чистилище, Песнь 16
#данте
Вы для всего причиной признаете
Одно лишь небо, словно все дела
Оно вершит в своем круговороте.
Будь это так, то в вас бы не была
Свободной воля, правды бы не стало
В награде за добро, в отмщенье зла.
Влеченья от небес берут начало, —
Не все; но скажем даже — все сполна, —
Вам дан же свет, чтоб воля различала
Добро и зло, и ежели она
Осилит с небом первый бой опасный,
То, с доброй пищей, победить должна.
Вы лучшей власти, вольные, подвластны И высшей силе, влившей разум в вас; А небеса к нему и непричастны”.
Данте, “Божественеая комедия”, Чистилище, Песнь 16
#данте
«Возможности оперы неисчерпаемы: нет на свете глупости, которую нельзя пропеть».
Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»
#станиславежилец
Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»
#станиславежилец
“В Венеции все прощались. Прощание было отмечено особой сердечностью, ибо многие знали, что расстаются навсегда. В этом была особенность расставаний того времени. Средневековье редко имело возможность дважды свести людей в течение земной жизни”.
Евгений Водолазкин, “Лавр”
#вололазкин #лавр
Евгений Водолазкин, “Лавр”
#вололазкин #лавр
«Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд — слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей, и не стыдись ко вреду твоему”.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 4, стих 25-26
#премудростьиисусасынасирахова
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 4, стих 25-26
#премудростьиисусасынасирахова
Ты видишь, что дурное управленье
Виной тому, что мир такой плохой,
А не природы вашей извращенье.
Данте, “Божественеая комедия”, Чистилище, Песнь 16
#данте
Виной тому, что мир такой плохой,
А не природы вашей извращенье.
Данте, “Божественеая комедия”, Чистилище, Песнь 16
#данте
“Люди свободны, ответил Амброджо, но история несвободна. В ней столько, как ты говоришь, помыслов и поступков, что она не может свести их воедино и объемлется только Богом. Я бы даже сказал, что свободны не люди, а человек. Скрещение же человеческих воль уподоблю блохам в сосуде: их движение очевидно, но разве оно имеет общую направленность? Потому у истории нет цели, как нет ее и у человечества. Цель есть только у человека. И то не всегда”.
Евгений Водолазкин, “Лавр”
#вололазкин #лавр
Евгений Водолазкин, “Лавр”
#вололазкин #лавр
“Увлекали меня и лекции Е.Тарле. Но лекции эти учили главным образом ораторскому, лекционному искусству. Часто впоследствии, когда я в сороковых годах начинал преподавать на историческом факультете Ленинградского университета, я вспоминал, как останавливался Тарле, якобы подыскивая подходящее слово, как потом «стрелял» в нас этим найденным словом, поражавшим своею точностью и запоминавшимся на всю жизнь. Я вспоминал и о том, как Е.В.Тарле «думал», читая свои лекции, как неуклюже, по-медвежьи, топтался возле кафедры, «подыскивая» факты, «вспоминая» документы, создавая полную иллюзию блестящей импровизации. На самом же деле его лекции были детально продуманы заранее – вплось до остановок «в поиске нужного слова»”.
Д.С.Лихачев, Воспоминания
#лихачев
Д.С.Лихачев, Воспоминания
#лихачев
“Сатире неподвластно то, что смешно само по себе.”
Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»
#станиславежилец
Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»
#станиславежилец
“Память — это невероятная способность человека, в нужный момент она помогает извлечь именно те строки, те стихи и те образы, которые способны описать опыт настоящего”.
Ф. Нембрини, «Данте, который видел Бога»
#франконембрини #данте
Ф. Нембрини, «Данте, который видел Бога»
#франконембрини #данте
“Блок патологически аккуратный человек. Это совершенно не вяжется с той поэзией безумия и гибели, которая ему так удается”.
Корней Чуковский, «Дни моей жизни», дневники, 16.11.1919 г.
#корнейчуковский #дневники
Корней Чуковский, «Дни моей жизни», дневники, 16.11.1919 г.
#корнейчуковский #дневники
“Не удерживай слова, когда оно может помочь; ибо в слове познается мудрость и в речи языка — знание. Не противоречь истине, и стыдись твоего невежества”.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 4, стих 27-29
#премудростьиисусасынасирахова
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 4, стих 27-29
#премудростьиисусасынасирахова
Воображенье, чей порыв могучий Подчас таков, что, кто им увлечен, Не слышит рядом сотни труб гремучей,
В чем твой источник, раз не в чувстве он? Тебя рождает некий свет небесный, Сам или высшей волей источен.
Данте, “Божественная комедия”, “Чистилище”, Песнь 17
#данте
В чем твой источник, раз не в чувстве он? Тебя рождает некий свет небесный, Сам или высшей волей источен.
Данте, “Божественная комедия”, “Чистилище”, Песнь 17
#данте
«У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. Ноты «Русской истории» свидетельствуют обширную ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению. Молодые якобинцы негодовали; несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом событий, казались им верхом варварства и унижения. Они забывали, что Карамзин печатал «Историю» свою в России; что государь, освободив его от цензуры, сим знаком доверенности некоторым образом налагал на Карамзина обязанность всевозможной скромности и умеренности. Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него? Повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.»
А.С.Пушкин. Карамзин.
#пушкин
А.С.Пушкин. Карамзин.
#пушкин
“Я слышал, как вы говорили о смерти, сказал купец. Вы, русские, очень любите говорить о смерти. И это отвлекает вас от устройства жизни.
Амброджо пожал плечами.
А разве в Польше не умирают, спросил Арсений. Купец Владислав почесал в затылке. Лицо его выражало сомнение.
Умирают, конечно, но все реже и реже”.
Евгений Водолазкин, “Лавр”
#вололазкин #лавр
Амброджо пожал плечами.
А разве в Польше не умирают, спросил Арсений. Купец Владислав почесал в затылке. Лицо его выражало сомнение.
Умирают, конечно, но все реже и реже”.
Евгений Водолазкин, “Лавр”
#вололазкин #лавр
“Такого созвездия ученых — литературоведов, лингвистов, историков, востоковедов, какое представлял собой Ленинградский университет и Институт истории искусств в Зубовском дворце в 20-е годы, не было в мире. К несчастью, я не представлял себе тогда — как важно послушать поэтов и писателей, повидать их. Поэтому для меня учение в Ленинградском университете было временем упущенных возможностей. Я слышал Собинова, но уступил другу свой билет на Шаляпина, не пошел на встречи с Есениным и Маяковским. Только однажды разговаривал по телефону с С. Маршаком (он предлагал мне заняться детской литературой — писать для детей по русскому языку)”.
Д.С.Лихачев, Воспоминания
#лихачев
Д.С.Лихачев, Воспоминания
#лихачев
“Данте и люди Средневековья, флорентийские торговцы и граф Брузати, святой Франциск Ассизский и пять тысяч его последователей знали, что жизнь можно определить одним словом — словом «желание». Жизнь — это желание, устремленность к Истине, «заряженность» энергией движения к ней. Не думайте, что «Божественная комедия» говорит о жизни после смерти или о Божественной сущности. Изначальный вопрос, которым обеспокоен Данте, касается не потусторонней жизни, не существования после смерти; его изначальный порыв — это изумление перед реальностью. Перед реальностью, которая обращается к тебе и влечет тебя. С того момента, как ты появился на свет, как вышел из материнской утробы, тебя интересует окружающее, ты движешься к чему-то, познаешь привлекательность различных объектов. Однако никакие объекты не способны полностью удовлетворить, и поэтому возникает вопрос религии”.
Ф. Нембрини, «Данте, который видел Бога»
#франконембрини #данте
Ф. Нембрини, «Данте, который видел Бога»
#франконембрини #данте
“Человек играет в собственной жизни лишь эпизодическую роль”.
Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»
#станиславежилец
Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»
#станиславежилец
«Не подчиняйся человеку глупому, и не смотри на сильного. Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя».
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 4, стих 31-32
#премудростьиисусасынасирахова
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 4, стих 31-32
#премудростьиисусасынасирахова