Наталья Макеева: только искусство⚡️ Z
889 subscribers
711 photos
72 videos
11 files
680 links
Канал поэта, прозаика, журналиста и общественного деятеля Натальи Макеевой. Здесь теперь только творчество. Мой канал обо всём: https://yangx.top/nmakeevaZ Сайт: http://makeeva.net Личка тут: @nmakeeva_esm ВК: https://vk.com/id1555594
加入频道
Подборка моих стихотворений в свежем выпуске журнала «Изборский клуб»
Forwarded from Наталья Макеева: только искусство⚡️ Z (Макеева Наталья)
Новое стихотворение. Тут не только про что-то одно. Тут собственно про всё сразу…

* * *
На танцполе безопасных мест
Не осталось, и бледнеют лица.
Это время с хрустом нас поест
Под холодный свет огней столицы.

Как они безудержно горят…
Слышишь, подступает дискотека.
В этом свете растворился яд
И провизор давится от смеха,

Корчит рожи, масло льёт в огонь
На потеху новостным сюжетам…
И любой вопрос глотает он,
Не спеша побаловать ответом.

Музыка всё громче, веселей!
Не спеши на радостях напиться.
Слышишь, время ест своих детей
Под мертвящий свет огней столицы.

Наталья Макеева
28.06.2022
Москва
Сформулировала, наконец, для себя - что меня больше всего раздражает в людях.
Нет, не идиотизм, как я раньше думала. Точнее, не совсем он.
Мы все выросли в разных условиях и обстоятельствах, не каждого водили в детстве в музеи, не во всех домах говорили интересно про книжки.
Человек может быть невежественен и совершенно в этом не виноват.

Но страшно, когда человек одновременно невежественен, не желает ничего узнавать и, главное, с апломбом и пафосом называет свою безграмотность словосочетанием "мои вкусы".
Он настолько ленив и невосприимчив, что ему проще объявить себя оригиналом, чем допустить простую мысль о градации восприятия.

"Я слушаю Стаса Михайлова, потому что мне нравится, не навязывай мне своего Малера".
В голове у него в этот момент Михайлов и Малер абсолютно равнозначны, просто вкусы разные.

Отсюда же - "я не читаю художественную литературу, она не пригодится в жизни".

Или, клянусь, своими ушами слышала "Я не смотрю чёрно-белое кино, там картинка плохая".

В целом этот тезис формулируется так: "мне не обязательно это знать".

Да кто бы блядь спорил. Грех не большой. Страшно другое. Страшно что ты, будучи абсолютным неандертальцем, вместо того, чтоб стесняться этого скорбного факта - выпячиваешь его и доказываешь свое право этим неандертальцем быть.
Дискурс известный - "это непонятно простому человеку". С гордостью произносится и презрением к сложному произведению.

Так вот, что скажу. Нехорошо, конечно, попрекать кого бы то ни было глупостью и невежеством. Но гораздо страшнее, когда в ответ тебе начинают вещать о разнице вкусов и нетерпимости к чужому мнению.
Это все равно, что обратить внимание на чью-то расстегнутую ширинку. Некрасиво, конечно. Но совсем уж странно если в ответ человек, вместо того чтоб ее застегнуть, вынет оттуда самое ценное и пойдет, раскачивая им из стороны в сторону.
С гордым видом.
Стала дипломантом поэтического конкурса «От фонаря», для которого написала вот это стихотворение. До этого оказалась в лонг-листе. Возможно, стихотворение опубликуют в готовящемся сборнике.
Forwarded from Obana (Вовка)
В 2002 я молодой и наглый посетил сборище луганских поэтов в третьем корпусе педа. Поскольку я был без трех минут как режиссер, не чета всяким писакам, явился я как и положено Собачевской богеме, надменно, в алой шелковой цыганской рубашке, под ручку с будущей народной художницей Украины, которая за долю малую, в виде пива после мероприятия, влюбленно ела меня глазами.

Сборище оказалось шабашом блатных и нищих. На стенах была развешана чудовищная мазня, по залу бегала девушка дезабилье в костюме дьяволицы с хвостом и собирала в шляпу деньги на самогон. Единственным достойным экспонатом на этой выставке был "челлендж" молодой звезды луганского артхауса, который прибил свой паспорт сотками к обрезку доски, и вклеил туда вкладыш от жевательной резинки с автомобилем "Пежо".

Все мероприятие я сорвал, подавая реплики из зала в духе раннего Жванецкого. А когда прошушукались, кто это, меня пригласили на сцену. Поскольку за спиной были три курса кулька, и штук пять ролей волхвов, ангелов, палачей и прочих бессловесных персонажей, я бесстрашно полез к микрофону, парировал на ходу выпад: "Это же авангард", бесстрастным: "Авангард - это стадион, а это галиматья!". И выдал экспромтом эти строки:

Писать стихи лишь по бумаге трение,
Читать потом, - всего лишь декламация.
Должно остаться в строчках вдохновение,
Как после атомного взрыва радиация.
Ну а успех поэта настоящий,
Не в тиражах, не в гаражах с квартирами,
А в том, чтоб горький пьяница пропащий,
После "поллитры" захотел тебя цитировать.

После пришлось тикать, поскольку авангардисты во главе с Женей Кельтом решили меня бить. Авангард отторг меня. И мы пошли с Катькой пить пиво.
🤦🏻 Рука лицо. Испанский стыд. Как же мне не хотелось об этом писать… 🤦🏻

Итак, порция недоумения от меня, одного из авторов сборника «Поэzия русского лета».

Поначалу я хотела назвать всю эту историю «война антологий». Но потом стало понятно, что наезд идёт на одну онтологию – составленный и изданный коллективом телеканала Russia Today сборник «Поэzия русского лета».

Первая волна наездов прокатилась сразу же после выхода книги. Хотелось ответить. Но, решив, что это сиюминутные обидки и «человеческое, слишком человеческое» - решила в итоге воздержаться. Хотя, как водится, в голове всё сложилось, осталось лишь рубануть с плеча… Подумалось – ну пусть прокричатся и всё уляжется (люблю так делать в последнее время – прооритесь, братцы, ложитесь баиньки и будет вам счастье). Кроме того, в происходящем мне поначалу виделась вина одного из тусовки около сборника, который зачем-то наехал на другие, ранее вышедшие книги. Ирония, кстати, ещё и в том, что списки авторов большинства сборников в поддержку Донбасса и/или СВО во много пересекаются…

Оговорюсь сразу – давайте щас не о качестве, ладушки? Я, если кто не знает вдруг, такой критик, что если начну потрошить чужие (да и свои) стишата – камня на камне не оставлю. От многого честного, но банального кривого у меня уши сворачиваются в трубочку и глаза тихонечко куда-то отползают дабы не видеть вирши сии. И уж точно могу отличить стихи от рифмованных сводок СЦКК, тем более – плохо рифмованных.

Только, знаете, мои хорошие, не время. Прям совсем и вообще не время строить из себя эстетов-филологов, даже 300 раз ими являясь. Потому что устраивая сейчас филологические разборки в стиле – этот бездарь, эта те тем более, мы тупо бомбим свой окоп. Давайте всё это отложим на +10 лет после Победы? А пока – пусть расцветают тысячи цветов. И даже если среди них окажутся на ваш взгляд сорные – тоже пусть будут. Хотя бы потому, что аудитория колеблется от знающих весь Серебряный век наизусть до тех, кто бросил школу классе в пятом (не утрирую, но позывные называть не буду).

В общем и вкратце, это те самые мысли, которые у меня возникли после первой волны наездов.

Но, к моему величайшему удивлению, сейчас, спустя два месяца, пошла новая волна критики. Аргументы – наибредовейшие. Но, что самое обидное – от вроде бы приличных людей, которых я неплохо знаю лично. Ну, то есть выглядит это всё примерно так – жил себе человек, решал проблемы своей нелёгкой жизни и вдруг вспомнил – «ой, а 05.10.22 ведь представили сборник, куда вошли какие-то поэты, а меня не взяли/да я б им и сам не дал».

Честное слово, детский сад какой-то… Очень странно слышать всё это от взрослых людей с огромным жизненным опытом. Извините, но напоминает вой обиженной тёлочки, которая будет полжизни помнить, как про её др забыли.

Вполне разумную версия высказала Аня Долгарева – что происходящее является заказом. Другого вменяемого объяснения НЕТ. Хотя, конечно, крайне неприятно думать о том, что эти люди взяли у кого-то деньги либо обещание перспектив за размещение поста либо цикла постов с нелепейшей критикой поэтического сборника. Продаются, мои хорошие, один раз. Коготочек увяз – все птичке кирдык. Вас теперь ещё не так прогнут – совсем скоро себя в зеркало узнавать перестанете.

Кто может быть заказчиком? Вне зависимости от того, кто это был физически, выгодоприобретатель – противник. А зайти на вас мог вообще кто угодно. У нас и по «башням» немало сволочи разной ползает, такой зоопарк, что ой – от многих реального вреда больше, чем от укропа в окопе.

Ну, а какой вывод? А вывод простой – уймитесь уже. Ваше поведение неконструктивно. В конце концов, своё «фи» можно высказать лично – в личку, на мероприятии и тд. Морду набить, если речь о мужиках – как будто это что-то плохое. Издавайте свои сборники с правильными, на ваш взгляд, авторами.

Хватит уже противника радовать этими тупорылыми публичными разборками. Это плохо, товарищи, очень плохо. Совсем плохо…



Наталья Макеева, @nmakeevaZ
18.12.2022
Разборки в поэтической среде продолжаются. Про прямо сейчас… Информповод известен.

Сейчас, если вкратце – наезжающая сторона абсолютно глуха и не желает слышать аргументы в стиле «ребята, сейчас такой момент, что надо сплотиться». Наезды – абсолютно иррациональные на грани истерики.

Отчасти заказуха со стороны «партии слива», испытавшей, мягко говоря, состояние глубокого когнитивного диссонанса от выхода антологии «Поэzия русского лета». То есть, сливная башенка, конечно, никогда бы не дала «добро» на выход книги на таком уровне – от имени RT, с мощной медийной поддержкой. Мелкие проекты на свои деньги либо копеечные госгранты и таким освещением, что просто плакать хочется – это пожалуйста, это можно…


Но книга вышла, пройдя по другой кривой. Вышла в начале октября. У больших плохих дяденек не спросили разрешения и они включили заказной пиар, да такой, что до сих пор клокочет. Очень хорошо заметно, для тех, кто в теме.


Отчасти – обиженки «за себя и за того парня». При этом людям бесполезно задавать вопрос – «ну, хорошо, ты/твой друг/твой кумир не попал. Он получил отказ? О нём просто не вспомнили? Он отправил, а подтверждение о получении письма голосом получил?» Начинается истерика и перевод разговора в очередное бредовейшее русло. Ну, при том, что психически здоровый взрослый человек в принципе не должен так воспринимать отказ в публикации.


Но это я уже всё ранее писала, это всё предисловие.


Речь о другом. Знаете, если у меня будет организационная и/или финансовая возможность, я за составление сборника Z-поэзии пожалуй не возьмусь. Чтобы не оказаться между очередными обиженками.


Дело в том, что у меня есть такая крамольная установка – стихи это про литературу. Не про личные заслуги вплоть до Героя России. Не про дружбу. Не про тонны доставленной на передовую гуманитарки. Не про факт проживание в обстреливаемом районе либо наоборот – в Москве со знакомствами с влиятельными людьми. Не про написанные ранее реально крутые стихи. Не про предельно правильную и близкую мне политическую позицию. Не про родство/многолетнюю дружбу со мной. Это всё, когда речь идёт о стихах, не имеет никакого значения.


У меня есть представление о том, какие стихи хорошие, какие плохие. И если я всё же буду когда-нибудь составлять сборник, я буду исходить только из этого. И, ой, я не обладаю сверхспособностями, и если человек мне неизвестен, то даже если он крут как поэт, ничего у нас не выйдет. Это, кстати, один из ответов на вопрос «почему поэту надо пиариться?» Пишу об этом, потому что сейчас повыскакивали люди с хорошими стихами, которых никто ранее не знал, и кричат о том, какие бяки их не взяли в антологию…


По сему – займусь-ка я лучше составлением собственного сборника, а то давно уже не было. Чтобы уж точно никто не обиделся. Хотя…


Наталья Макеева, @nmakeevaZ
29.12.2022
Каждый год 31 декабря я размещаю это стихотворение


НОВОГОДНЕЕ

Как жутко градусы холодят
В день тридцать первое декабря

Трещит кора и дыханье стынет
И Новый год никого не минет

Настойка двадцать, а водка – сорок
Подарки стынут костьми в сугробах

Того кто вылез из снежной комы
Под ёлкой шумно едят фантомы

С дедом Морозом по небу мчится
Ракета новенькая С-300

Снегурка резво косою машет
И нет на свете девицы краше

В коробках ярких несут злодеи
Ножи и ружья для новой цели

Под вой небесный, под клёкот грязи
Пробьют куранты и будет праздник.




http://makeeva.net/poetry/novygod1


Наталья Макеева
#поэзия
Немного свежих рисунков
Forwarded from Поэтесса Zаславская (Elena Zaslavskaja)
Работа поэта.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ КОСТРОМЫ

в некотором смысле – новое стихотворение

Огни железнодорожные
Тают в седой ночи.
Любая вода в дороге – холодная
И немного горчит.

Свет ошалелый мечется,
Кутаясь в снегопад.
Тени столбам отдают поклоны,
Встречные голосят.

Стонет вагон, качается…
Трезвый как во хмелю.
Влаги густой, заоконной, снежной
Щедро себе налью.

…утро дрожит в стакане,
пахнет металлом мир.
Кто-то заплакал на полустанке,
В белой дрожа пыли.


Наталья Макеева, @nmakeeva
2022-11-13 – поезд Кострома-Москва - 2022-12-31 Рязанская область
#поэзия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Продолжается Всероссийский флешмоб по мотивам стихотворений российских военкоров из книги «Поэzия русского лета», которую в 2022 году издал телеканал RT.

Очередное стихотворение, к которому сочинили музыку и сделали видеоряд, — «На блокпостах». Автор стихов — Наталья Макеева, музыка и исполнение Андрея Жарикова.

Мы напоминаем, что авторы и музыканты со всей страны могут присоединиться к флешмобу, превращая стихотворения различных авторов в песни, которые будут слушать все: и наши ребята на передовой, и жители освобожденных территорий, и пользователи интернета по всей России.

🇷🇺Отправляйте свои видео в наш бот: @merussiabot

#ПоэzияРусскогоЛета

🇷🇺 Подпишись на "Россия - это я!"
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Забыла отправить стихи на премию "Неформат"... ((
Читаю Бальмонта. Всё больше понимаю, что слишком критично воспринимаю свои стихи, особенно - на этапе их написания. Причём это касается и формы, и содержания.

Вы уж простите меня пожалуйста, Константин Дмитриевич!
🔥 Первое стихотворение в наступившем году 🔥

❄️ ЯНВАРЬ-2023 ❄️

🌧🌧🌧

В эфире только кружево помех.
Я на краю, на самой мира кромке.
Вокруг лишь мгла. И бесконечный снег
Идёт стеной и стелется позёмкой.

Идут часы. Но не напасть на след,
Не добрести к исходу и истоку.
Всю жизнь идти, всю вереницу лет
И не дойти. Не встретить никого там.

«А в доме – сон. Я не включаю свет,
Как будто нам остались только свечи
И музыка из тех далёких мест,
Где долог день и душу время лечит», -

я написала тридцать лет назад
в иной глуши под осени шептанье
- так облетал прекрасный старый сад
На клумб огонь и на дорожки камень.

…тогда мело, наверно, до утра.
Зима пришла, не объявив визита.
«Молчит земля под саваном ковра,
Землёю поминальною покрыта».


Наталья Макеева, @nmakeeva
Рязанская область,
05.01.2023
#поэзия
Всегда белой завистью завидовала (чёрной не умею) поэтам, которые вот прям сразу могут взять и написать стихотворение к событию – в новостную повестку либо к дате. Видимо не хватает чего-то – эмпатии либо ещё чего.


Новость (а она обычно не очень, мягко говоря, весёлая) меня либо накрывает меня с головой, вне зависимости от того, показываю я это окружающим или нет, либо проходит мимо. Когда с головой, то как-то не до творчества, то скорее частицы, междометия и слова, которые не принято использовать взрослым людям при создании литературных произведений... Когда мимо – ну да, мимо.


По первому варианту – вербальное осмысление приходит потом. И слова даже начинают складываться иной раз, сбиваться в кучку от страха одиночества (привет Михаилу Кильдяшову). Но очень страшно сфальшивить. Потому-то одно дело написать проходняк про погоду, другое – про реальную трагедию. Фальшь – это очень, очень плохо. Плохое стихотворение на болезненную тему – очень, очень плохо, это почти фальшь, потому как со стороны смотрится, как нечто выдавленное автором «на злобу дня». Лучше – молчание. При том, что внутренний детектор фальши – штука очень капризная и капризничать он может в обе стороны. Иногда читаешь через пару лет – ну и что я к стиху прикопалась, нормально же ведь получилось. А бывает и наоборот.


Кто бы что ни говорил, стихи – это не ремесло, в отличии от журналистики (это я как журналист заявляю). Стихи – это стихия, это чувство. И потому требуют особо деликатного отношения и от автора, и от, как это ни странно, читателя.


Наталья Макеева, @nmakeeva
07.01.2023
Не та кривая русской литературы

В глубоком детстве я спросила у взрослых, почему погибли собаки-космонавты. Кто-то сказал мне – «пошли не по той кривой». Взрослый понятия не имел, что там случилось, но отвечать «не знаю» в разговоре с детьми было не принято. Так или иначе, выражение «пойти не по той кривой» мне запомнилось. Но речь не о собачках и даже не о моём детстве эпохи позднего Брежнева.

Речь о судьбе русской литературы. Я, конечно же, не сомневаюсь, что укрупнённо с русской литературой всё будет хорошо. Ей регулярно пророчат крах, но она, будучи голосом русской цивилизации, живее всех живых – если её видеть, а не исходить на старческий бухтёж про алкашей, наркоманов и тд.

Но мы живём в конкретную эпоху. И испытываем когнитивный диссонанс от явлений, о которых скорее всего лет через 100 никто и не вспомнит.

А именно – зашла я на сайт уважаемого мною толстого литературного журнала. Мне стало интересно, что вышло в связи со Спецоперацией. Именно от этого издания я ожидала публикаций об СВО, потому что журнал – патриотический. Название я подвергну умолчанию, дабы не ввязываться в окололитературную грызню – хотя бы потому, что проблема, о которой идёт речь, шире, чем редакционная политика конкретного издания за 2022 год.


В общем, ничего, посвящённого Спецоперации или Донбассу я в архиве журнала за 2022 год не обнаружила. Два стихотворения Анны Долгаревой опубликованы, но они внешне не связаны с событиями (одно связано, но для тех, кто понимает). И даже новогодняя колонка главреда, это, знаете, такая тема даже не «людей 23 февраля» (по меткому выражению Акима Апачева) – эдаких «ждунов», ждущих, что всё будет как было, а 2013 года, как будто и не было ничего. Потому как начиная с весны 2014 года жить и писать по-прежнему было уже нельзя. И вышеупомянутое издание постепенно начало публиковать в том числе авторов, чьё творчество связано с конфликтом в Донбассе. И сам главред в общем-то нейтралитетом все эти годы не страдал, он всегда был человеком с позицией.


Только не подумайте, что я призываю литературные издания публиковать ТОЛЬКО произведения об СВО, войне в Донбассе и тд. Это было бы как минимум странно, это вариант для, спецвыпусков или специализированных изданий МО России. Безусловно, литература шире. Я и сама много пишу, скажем, о происходящем в природе и вовсе не считаю это зазорным.

Но нельзя, просто недопустимо делать бессмысленное издание ни о чём. Публиковать критику на произведения, вышедшие несколько десятков лет назад, стихи барышни, живущей в башне из слоновой кости, абстрактные рассказы. Да, контент, даже на мой придирчивый взгляд – качественный. Но, главред, тебе не кажется, что этого мало? Помнишь, мы ведь на «ты», потому как знакомы уже 23 года. И да, тут нет личной обиды, мол, Васю напечатали, а меня, такую гениальную, нет. Ты мои стихи опубликовал, и это стало в своё время событием в моей жизни.

Кто-то может себе представить, что в 1943 году толстый литературный журнал публикует декадентское нытье обо всём и ни о чём, критику на произведения, написанные ещё до революции и полностью игнорирует военную тематику?

А сейчас такое в толстых журналах повсеместно. Это вообще что – тупость, предательство или как? Да, в некоторых публикуемых произведениях заметен призрак войны, но какой-то очень абстрактной, почти из сна, чуть ли не воображаемой, как будто автор боится внести конкретику и стать для кого-то нерукопожатным. Знаете, либералы – они, хоть и враги, но зато честнее. Они так и говорят – да, мы против вас – никакой поганой двусмысленности. Всё чётко. Это очень хорошо, когда враг – «пятая колонна», а не «шестая» и обозначает себя.

Или, может быть, главреды и/или редакционные коллективы 24 февраля 2022 года поняли, что все игры закончились, что слива Донбасса не будет, что настала другая историческая эпоха? И решили затаиться, подождать – а вдруг эпоха сменится.

Ведь в таком случае всегда можно сказать – ну посмотрите, мы же их не поддерживали, мы не легитимизировали Спецоперацию, мы про ажурное, мы люди творчества…


Наталья Макеева, @nmakeeva
07.01.2023
Перебираю старые блокноты. Нашёлся незаконченный рисунок. Дорисовала ))


#рисунок #рисовать #творчество
В честь праздничных дней копаюсь в старых альбомах и тетрадках. К величайшему своему удивлению нахожу разное недорисованное-недописанное. Следите за обновлениями канала! Например, прямо сейчас набиваю стихотворение, написанное в июле 2016 года. (опубликую завтра утром) Почему я его не набила, не опубликовала - понятия не имею. Видимо, столько события всяких-разных было, что просто не вспомнила... А потом уже и подавно забыла.
И снова дорисовала брошенное с год-полтора назад. Начала, кажется, в машине по дороге куда-то на запад от Москвы. Но это не точно ))


#рисунок #рисовать #творчество
НЕ МОГУ ОБЪЯСНИТЬ

Вот об этом стихотворении я вчера писала. Написано в июле 2016 года.

Я не могу этого объяснить –
Утро тревожное, вечер – тоже.
Не о чем думать, не о чем говорить;
Медленно время ползёт по коже.

Время оскалилось. Не спешит.
Лишь заголовки шальные пляшут.
Зарево встало. Всё хорошо.
С добрым вас утром и сладкой каши.

Не объяснить. Не начать рассказ…
Вас одолели сплошные пробки.
Я улыбаюсь – здесь можно жить;
Мне написали – «шумит на Промке».
***
Погода меняется, воет пёс –
Просто с тоски, по мою ли душу…
Я не могу этого объяснить,
Ты проходи и меня не слушай.

Ветер несёт облака на Дон,
Пыль разлетается по квартире.
Нечего, нечего объяснять.
Снова позвали на М4.


Наталья Макеева, @nmakeeva
13.07.2016
#поэзия