Повсюду жухлая листва
уже лежит коричневея,
и скоро праздник Рождества,
и в том бесснежном Рождестве я
на склонах облысевших гор,
в руинах лиственного шума
опять увижу не простор,
несовершенно и угрюмо
коричневеющий, черне=
ющий как в негативе,
а то, что на свету, в огне
горит и ярче, и счастливей.
Игорь Вишневецкий, 2017. Из «Собрания стихотворений» (2021).
Поздравляем всех наших читателей и подписчиков с Рождеством!
уже лежит коричневея,
и скоро праздник Рождества,
и в том бесснежном Рождестве я
на склонах облысевших гор,
в руинах лиственного шума
опять увижу не простор,
несовершенно и угрюмо
коричневеющий, черне=
ющий как в негативе,
а то, что на свету, в огне
горит и ярче, и счастливей.
Игорь Вишневецкий, 2017. Из «Собрания стихотворений» (2021).
Поздравляем всех наших читателей и подписчиков с Рождеством!
НЛО
Cобрание стихотворений
Forwarded from Arzamas
Если окажетесь в России XVIII века и захотите выпить, ищите здание с елью на крыше — там точно что-нибудь найдется! Почитайте отрывок книги филолога Елены Душечкиной и разберитесь, почему когда-то елками украшали только кабаки.
Arzamas
Почему новогодние елки ассоциировались на Руси с кабаками?
Отрывок из книги филолога Елены Душечкиной «Русская елка: история, мифология, литература»
Не стало Марка Харитонова — писателя, поэта, переводчика, первого лауреата премии «Русский Букер» (1992). На вручении премии он говорил:
«Чему бы нам поучиться у наших великих предшественников, так это способности слышать музыку сквозь все шумы и скрежет трудных времен, способности работать, не ссылаясь на обстоятельства, способности противопоставлять хаосу и распаду личное творческое усилие, каким бы оно ни казалось безнадежным. Но, видит Бог, есть музыка над нами».
В течение многих лет Марк Сергеевич записывал стенографическими значками повседневные наблюдения и мысли. Этот способ существования послужил основой для выхода одноименной книги в НЛО еще в 1998 году. После этого в нашем издательстве вышло еще несколько книг Марка Харитонова — «Стенография конца века» и «Стенография начала века», сказочная повесть «Учитель вранья» и сборник «Времена жизни».
Мы выражаем соболезнования родным и близким Марка Сергеевича.
«Чему бы нам поучиться у наших великих предшественников, так это способности слышать музыку сквозь все шумы и скрежет трудных времен, способности работать, не ссылаясь на обстоятельства, способности противопоставлять хаосу и распаду личное творческое усилие, каким бы оно ни казалось безнадежным. Но, видит Бог, есть музыка над нами».
В течение многих лет Марк Сергеевич записывал стенографическими значками повседневные наблюдения и мысли. Этот способ существования послужил основой для выхода одноименной книги в НЛО еще в 1998 году. После этого в нашем издательстве вышло еще несколько книг Марка Харитонова — «Стенография конца века» и «Стенография начала века», сказочная повесть «Учитель вранья» и сборник «Времена жизни».
Мы выражаем соболезнования родным и близким Марка Сергеевича.
Для тех, кто не смог попасть на презентацию первых двух томов собрания сочинений Генриха Сапгира на ярмарке Non/fiction, сообщаем радостную новость — 16 января эти книги будут презентованы вновь!
В кафе «Гоген» на Artplay «Голоса» и «Мифы» представят Данила Давыдов, Юрий Орлицкий, Михаил Павловец, Елена Пенская и другие. В первый том собрания вошли разножанровые произведения Сапгира, объединённые идеей диалога, а во второй том —апеллирующие к мифологическому сознанию читателя.
Вход свободный, по регистрации. Начало в 19:00.
ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, стр. 10
В кафе «Гоген» на Artplay «Голоса» и «Мифы» представят Данила Давыдов, Юрий Орлицкий, Михаил Павловец, Елена Пенская и другие. В первый том собрания вошли разножанровые произведения Сапгира, объединённые идеей диалога, а во второй том —апеллирующие к мифологическому сознанию читателя.
Вход свободный, по регистрации. Начало в 19:00.
ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, стр. 10
Редакция «Нового литературного обозрения» потрясена новостями об аварии, в которой пострадал наш автор и друг Лев Рубинштейн. Мы надеемся на скорейшее выздоровление Льва Семеновича и присоединяемся ко всем пожеланиям поддержки его родным и близким в эту трудную минуту.
Из типографии приехала книга Гвидо Маццони «О современной поэзии». В данную минуту вы еще можете успеть приобрести книгу по цене предзаказа со скидкой 20 %!
С помощью сопоставления западных литератур (и, прежде всего, итальянской) за последние 250 лет Маццони пытается найти ответ на вопрос: как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы модерности?
В послесловии к этому изданию, написанному в 2023 году, автор заключает: «Современная поэзия и визуальные искусства позволяют увидеть динамику, имплицитно присутствующую в культуре современного индивидуализма, почти на столетие опережая процесс, который за последние пятнадцать лет в массовых масштабах развернулся в социальных сетях».
С помощью сопоставления западных литератур (и, прежде всего, итальянской) за последние 250 лет Маццони пытается найти ответ на вопрос: как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы модерности?
В послесловии к этому изданию, написанному в 2023 году, автор заключает: «Современная поэзия и визуальные искусства позволяют увидеть динамику, имплицитно присутствующую в культуре современного индивидуализма, почти на столетие опережая процесс, который за последние пятнадцать лет в массовых масштабах развернулся в социальных сетях».
Первая рабочая неделя года — испытание не из простых и повод поговорить об усталости. Поэтому этим вечером мы предлагаем вам посмотреть дискуссию о книге Жоржа Вигарелло «История усталости», которая прошла 14 декабря прошлого года во Французском институте в Москве. В разговоре приняла участие главный редактор НЛО Ирина Прохорова.
Приятного просмотра!
Приобрести книгу можно на сайте НЛО.
Приятного просмотра!
Приобрести книгу можно на сайте НЛО.
YouTube
Дискуссия о книге «История усталости» с участием Ирины Прохоровой
14 декабря 2023 года во Французском институте в Москве прошла встреча с участием нашего главного редактора Ирины Прохоровой. Ирина Дмитриевна обсудила с гостями — психологом Натальей Колмановской, филологом-медиевистом Натальей Долгоруковой и социологом Ольгой…
Строители Китайско-Восточной железной дороги были представителями разных наций и вероисповеданий, поэтому и население Харбина, города, ставшего «столицей» КВЖД, оказалось поликонфессиональным. Всех этих людей объединяла жизнь с нуля — как бытовая, так и духовная.
Насколько же реален «веротерпимый» образ города? Как жили в нем православные, католики, лютеране? Об этом читайте в книге Ксении Родионовой, которая уже пришла из типографии и доступна к продаже на сайте НЛО.
Насколько же реален «веротерпимый» образ города? Как жили в нем православные, католики, лютеране? Об этом читайте в книге Ксении Родионовой, которая уже пришла из типографии и доступна к продаже на сайте НЛО.
Пока одни книги приходят из типографии и занимают свое место на полках магазинов и онлайн-витрин, другие только готовятся к встрече с читателем. Мы продолжаем предзаказ поэтической антологии «Десять измерений». Это портрет современной русской поэзии, составленный поэтами и критиками, родившимися после 1989 года. В книгу из более чем тысячи страниц вошли стихотворения 87 авторов. Делимся очередным из них — текстом Андрея Родионова:
В Нафталионе остановился автобус
Девочка с мамой приехали на курорт
Там где маленький пухлый октопус
Под стареньким пирсом живёт
У него голова, как серенький глобус
На ней щупальце каждое словно дред
У нас тут под пирсом живёт октопус
Сказал ей какой-то морщинистый дед
Из трещины в камне, как горный крокус
Тянется к солнцу, к девочке щупальце
Мамочка, мама, смотри октопус
Смотри, как он осторожно щупается
Вечером (заканчиваю свой опус)
Она ела в рестике октопус-гриль
Мама сказала, это другой октопус
А наш обиделся и уплыл
В Нафталионе остановился автобус
Девочка с мамой приехали на курорт
Там где маленький пухлый октопус
Под стареньким пирсом живёт
У него голова, как серенький глобус
На ней щупальце каждое словно дред
У нас тут под пирсом живёт октопус
Сказал ей какой-то морщинистый дед
Из трещины в камне, как горный крокус
Тянется к солнцу, к девочке щупальце
Мамочка, мама, смотри октопус
Смотри, как он осторожно щупается
Вечером (заканчиваю свой опус)
Она ела в рестике октопус-гриль
Мама сказала, это другой октопус
А наш обиделся и уплыл
В предисловии к книге «Память и забвение руин» Владислав Дегтярев приводит цитату из статьи Вальтера Беньямина «О понятии истории» — о картине Пауля Клее «Angelus Novus»:
«Так должен выглядеть ангел истории. Его лик обращен к прошлому. Там, где для нас — цепочка предстоящих событий, там он видит сплошную катастрофу, непрестанно громоздящую руины над руинами и сваливающую все это к его ногам. […] Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал».
Приобрести книгу «Память и забвение руин» можно на сайте НЛО.
«Так должен выглядеть ангел истории. Его лик обращен к прошлому. Там, где для нас — цепочка предстоящих событий, там он видит сплошную катастрофу, непрестанно громоздящую руины над руинами и сваливающую все это к его ногам. […] Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал».
Приобрести книгу «Память и забвение руин» можно на сайте НЛО.
Что общего между Сократом, Джордано Бруно и Томасом Мором? Однажды все они оказались перед самым трудным выбором: умереть, оставшись верными своим идеям, или отречься от них и остаться в живых. И каждый из них выбрал смерть.
Смерть стала не только неотъемлемой частью их биографий, но и философским высказыванием. Книга Костики Брадатана «Умирая за идеи» исследует ту предельную ситуацию, в которой оказываются философы, когда последним средством убеждения в своей правоте становятся их собственные умирающие тела и публичное зрелище их смерти. Это книга о Сократе и Хайдеггере, но также и о «посте до смерти» Ганди, о Жираре и Пазолини. Философия, по мысли автора, не должна быть только академическим упражнением, но искусством жизни, а любое искусство жить сопровождается искусством умирать.
Предзаказ уже стартовал на сайте НЛО!
Смерть стала не только неотъемлемой частью их биографий, но и философским высказыванием. Книга Костики Брадатана «Умирая за идеи» исследует ту предельную ситуацию, в которой оказываются философы, когда последним средством убеждения в своей правоте становятся их собственные умирающие тела и публичное зрелище их смерти. Это книга о Сократе и Хайдеггере, но также и о «посте до смерти» Ганди, о Жираре и Пазолини. Философия, по мысли автора, не должна быть только академическим упражнением, но искусством жизни, а любое искусство жить сопровождается искусством умирать.
Предзаказ уже стартовал на сайте НЛО!
Поздней осенью ушедшего года мы начали готовить к публикации новую книгу нашего любимого автора, Льва Семёновича Рубинштейна, «Бегущая строка» — блестящую рефлексию над стилем новостных заголовков российских СМИ. Перед праздниками Лев Семёнович утвердил обложку, и вот книга ушла в типографию. Сейчас мы все мечтаем о его скором выздоровлении и о том, что он сможет увидеть свою книгу напечатанной.
Вчера мы делились с вами цитатой из книги Владислава Дегтярева «Память и забвение руин», а сегодня публикуем рецензию на книгу от Данилы Давыдова!
Приобретайте «Память и забвение руин» на сайте НЛО.
#дадаизмы
Приобретайте «Память и забвение руин» на сайте НЛО.
#дадаизмы
Новость для наших читателей из Нижнего Новгорода!
В ближайшую среду, 17 января, искусствовед Андрей Фоменко, соавтор книги «Советские двадцатые», расскажет о художественных практиках первого советского десятилетия, а также предложит свою интерпретацию одной из классических работ советского фотоавангарда.
Лекция пройдет в Арсенале (корпус №6 Кремля).
Вход — по регистрации. Начало в 18:30.
Ждём всех желающих!
В ближайшую среду, 17 января, искусствовед Андрей Фоменко, соавтор книги «Советские двадцатые», расскажет о художественных практиках первого советского десятилетия, а также предложит свою интерпретацию одной из классических работ советского фотоавангарда.
Лекция пройдет в Арсенале (корпус №6 Кремля).
Вход — по регистрации. Начало в 18:30.
Ждём всех желающих!
Перенесемся из века двадцатого в век восемнадцатый. В «Очерках визуальности» скоро выйдет книга о портретной гравюре в России этого периода — «Подражание и отражение».
Историк искусства Залина Тетермазова рассматривает русские портретные эстампы в непривычном ракурсе. Что особенного можно увидеть во взаимных отражениях гравированных и живописных портретов? Выстроенная в книге концепция позволяет не только раскрыть динамику художественного процесса, но и показать, как в Российской империи через ретрансляцию портретных изображений созидался образ совершенного человека, мыслившего себя и россиянином, и европейцем.
Предзаказ со скидкой 20 % уже открыт на сайте НЛО!
Историк искусства Залина Тетермазова рассматривает русские портретные эстампы в непривычном ракурсе. Что особенного можно увидеть во взаимных отражениях гравированных и живописных портретов? Выстроенная в книге концепция позволяет не только раскрыть динамику художественного процесса, но и показать, как в Российской империи через ретрансляцию портретных изображений созидался образ совершенного человека, мыслившего себя и россиянином, и европейцем.
Предзаказ со скидкой 20 % уже открыт на сайте НЛО!
Не стало Иосифа Бакштейна — искусствоведа, критика, культуролога, основателя Московской биеннале современного искусства.
В 2015 году «Новое литературное обозрение» выпустило сборник статей Иосифа Марковича «Внутри картины», также его интервью можно найти в книге «Гендер в советском неофициальном искусстве» Олеси Авраменко.
Иосифу Марковичу было 78 лет. Мы выражаем соболезнования его родным и близким.
В 2015 году «Новое литературное обозрение» выпустило сборник статей Иосифа Марковича «Внутри картины», также его интервью можно найти в книге «Гендер в советском неофициальном искусстве» Олеси Авраменко.
Иосифу Марковичу было 78 лет. Мы выражаем соболезнования его родным и близким.
Новый выпуск подкаста «Умные книги» посвящен исследованию Гвидо Маццони «О современной поэзии» — об этой книге мы уже говорили на этой неделе. Гость выпуска: исследователь литературы Илья Кукулин.
Как происходила трансформация западной поэзии в течение последних двух столетий и с чем связано возвышение жанра лирической поэзии? Насколько продуктивно говорить о современных стихотворных текстах в категориях традиционной поэтики? И как будет выглядеть грядущая «неромантическая» поэзия?
Слушайте выпуск на сайте nlo.media, а также в Apple и Google Podcasts, Яндекс Музыке и других стриминговых сервисах.
Иллюстрация: Пабло Пикассо, «Портрет поэта Сабартеса», 1901 г.
Как происходила трансформация западной поэзии в течение последних двух столетий и с чем связано возвышение жанра лирической поэзии? Насколько продуктивно говорить о современных стихотворных текстах в категориях традиционной поэтики? И как будет выглядеть грядущая «неромантическая» поэзия?
Слушайте выпуск на сайте nlo.media, а также в Apple и Google Podcasts, Яндекс Музыке и других стриминговых сервисах.
Иллюстрация: Пабло Пикассо, «Портрет поэта Сабартеса», 1901 г.
Пока мы активно готовимся к первому в 2024 году выпуску «Культуры повседневности», в это воскресенье можно будет послушать повтор эпизода, посвященного фильмам Леонида Гайдая.
Наш главный редактор Ирина Прохорова вместе с гостями ‒ редактором серии «Кинотексты» Яном Левченко и независимым исследователем Ириной Каспэ ‒ обсудили сборник «Человек с бриллиантовой рукой», вышедший к 100-летию режиссера.
Зашифрована ли в фильмах Гайдая критика темных сторон современной ему действительности? Как режиссер подходил к изображению советского человека? Какие механизмы обеспечивают комический эффект в его фильмах?
Послушать повтор выпуска можно завтра в 16:00 на частоте 94.8 FM или на сайте радиостанции «Говорит Москва». На странице программы доступны записи и других выпусков.
Наш главный редактор Ирина Прохорова вместе с гостями ‒ редактором серии «Кинотексты» Яном Левченко и независимым исследователем Ириной Каспэ ‒ обсудили сборник «Человек с бриллиантовой рукой», вышедший к 100-летию режиссера.
Зашифрована ли в фильмах Гайдая критика темных сторон современной ему действительности? Как режиссер подходил к изображению советского человека? Какие механизмы обеспечивают комический эффект в его фильмах?
Послушать повтор выпуска можно завтра в 16:00 на частоте 94.8 FM или на сайте радиостанции «Говорит Москва». На странице программы доступны записи и других выпусков.