Fox with 9 tales
613 subscribers
656 photos
20 videos
6 files
633 links
Истории о лисах, призраках и прочем необычайном.
Даос в пространстве возможностей.
И целого мира всегда мало.
加入频道
В 2005 году на Венецианском кинофестивале была показана ретроспектива китайских и японских фильмов под общим названием "Тайная история азиатского кино".
Перечень есть на английской вики, смотрите внизу страницы - ну или, для более удачливых, в каталоге самого фестиваля. В целом ретроспектива охватила историю китайского и японского кинематографа с 1926 по 1990 и включала 36 фильмов.

Меня заинтересовала японская часть ретроспективы - все выбранные фильмы, так или иначе, касаются истории якудзы, начиная с мифических их прототипов, ронинов и монахов-ямабуси, и заканчивая доброй половиной работ Фукасаку Кинзи.

Но самое занятное - первым в перечне идет немой фильм Чокон (Незабываемая обида), он же первый из снятых Дайсуке Ито, и который, насколько мне известно, утерян практически полностью .
#asiandrama

https://en.wikipedia.org/wiki/62nd_Venice_International_Film_Festival#Out_of_competition
Огромная - и немного запоздавшая - статья в WSJ о Вики Чжао (Чжао Вей), самой дорогой и популярной актрисе в КНР. Вики внезапно пропала из Интернета, причем безо всяких причин и объяснений, со всеми полагающимися эффектами - снятыми с показов картинами, забаненными уже вышедшими работами и пр.
Единственное, чего нет в этой статье - это внезапно всплывших фактов о количестве недвижимости Вики и ее мужа. Первая статья, с которой, я подозреваю, все и началось, появилась на сингапурском ресурсе о недвижимости примерно год назад - о покупке пентхауса в восемьсот квадратов и стоимостью в 28 миллионов долларов. Были ли ранее статьи о том, что у Вики и Хуан Ю-лона есть гонконгские айди и сингапурский вид на жительство, я не знаю, но в последний год этого добра более чем достаточно - как и разборов, сколько конкретно и какого имущества они купили. Имущества действительно много: супруги интенсивно и много работали, вовсю инвестировали, в том числе и в Ант Груп Джека Ма, причем в последнюю инвестором выступила мама Вики Чжао.

Так или иначе, причины о недовольстве актрисой пока так и не прозвучали.

В целом же очень жаль, она прекрасная актриса с большим количеством достойный работ.

https://www.wsj.com/articles/zhao-wei-china-biggest-movie-star-erased-from-internet-11631713293?mod=e2tw&fbclid=IwAR1LHM07_ljGtKaoZfVc-fsVDHxR81iFmgudeLWEBZGeBvFex5OrJo8JXso&mod=e2fb
Forwarded from Fox with 9 tales
О, мои звезды, что я нашла. В рамках упомянутого выше проекта 👆🏻 вышла статья "Личность как полигон мифосимволического противостояния добра и зла в
голливудском сериале «Люцифер» (2016–2020 гг. )".

Интересно то, что из статьи полностью выпал такой факт - сериал Люцифер не экранизация библейской истории о Люцифере с переосмыслением ея, а экранизация куска вселенной "Песочного человека" в рамках мультивселенной комиксов DC.
Фанфикеры всего мира тут сейчас скандируют "Учи матчасть", конечно. Цимес в том, что создатели сериала переосмысляли Люцифера Геймана, который уже переосмыслил Люцифера откуда-то еще, в частности, вдохновляясь Боуи и его образами в кино и на сцене (это довольно отчетливо видно как по внешности Люци в комиксе, так и по характерным особенностям сериального варианта). И, к слову, процитированный кусок реакции Геймана на петицию о запрете сериала был в целом о том, что они и всего Песочного человека хотели запретить по разным там основаниям. Уравнивание реакций на трансгендеров и Люци, все вот это.

Жду статьи по Good Omens.

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44408213_55715157.pdf
👆🏻Все, что мне хотелось бы сказать на тему замшелого "востоковедение умерло", исходящее от экспертов, там же пишущих "когда я заканчивал бакалавриат" *
Да почему только востоковедение-то.

*Напоминаю, что первые полные выпуски с программ бакалавриата у нас датируются 2011, то есть полный курс специальности люди обрели хорошо если в 2013 году. Итого профессиональному опыту эксперта в лучшем случае лет 8.
Forwarded from Цифровой китаист (killeryoghurt)
Привет-привет!

Смотрите, что у меня есть: запись первых двух лекций из нашей серии про методы в китаистике (а если лень смотреть, есть и текстовая версия!) Мы всё ещё разбираемся с тем, какой формат лучше всего подходит для слушателей, и ведём долгие беседы с лекторами, которые иногда забывают, что вообще-то то, что они делают – совсем не очевидно. Но уже на первых лекциях мы успели поговорить о том, как лучше всего переводить китайскую поэзию на западные языки, каково китаисту заниматься японским, насколько распространённые сейчас пост-колониальные подходы важны при изучении отношений Китая с соседями и даже почитали стихотворные признания в любви японским блюдам из угря.

Ну и есть ещё время записаться на лекции про работу с манускриптами. Обещаю, что будет огонь. Имре Галамбош, например, очень хорошо объясняет, как читать рукописные тексты, и я уже рекламировала в этом канале его книгу про Дуньхуан.
Вообще же последние два года востоковедение от науки если чем и прославилось, то массовыми исповедями студенток и студентов на тему, кто из преподов им какой из своих членов в личку прислал и за какое место ухватил.
Это очевидно, что явление не тотально, но отсутствие реакций руководства на конкретные примеры - как в форме взысканий, так и в форме расследований с подробным объяснением, почему жалоба не соответствует действительности - не добавляет авторитета всему научному направлению.

Ну а я, почитав различные реакции на отсутствие экспертов от китаистики, заметила, что сплошь и рядом путают экспертов от науки с экспертами по вопросам текущей политики.
Китайцы, кстати, их не путают, и этим в КНР занимаются совершенно разные институты (в неакадемическом смысле слова).

Так вот. У науки другие задачи и цели. Эксперт от науки может быть экспертом от экспертизы, но не обязательно. Цели науки более глобальны, или, если хотите, фундаментальны. И путать цели науки, цели образования и цели повседневной экспертной оценки происходящего - то такоэ.
И если препод не рассказывает студентам свежую актуалочку из вейбо, это не значит, что он ее не знает - просто цели его образовательной деятельности заключаются в том, чтобы студенты читали и вейбо, и Колю Вавилова, и даже научные статьи с должной мерой скепсиса и с высокой мерой понимания их места в информационном базисе мироздания. Для этого надо закладывать в голову знания, на первый взгляд этим трем направлениям не релевантные. В том числе про дракона из захоронений Эрлитоу и Эрлиган 😉

Наука от экспертизы отличается тем, что в науке есть пусть и искусственные, но усредненные способы определить уровень профессионального знания. И скепсис нормального ученого при чтении статьи двадцатидвухлетнего эксперта по экономике Китая, пусть и щедро цитируемого, понятен. Потому что его профессиональное знание позволяет оценить статью и эксперта, даже утирая кровь, текущую из глаз. К сожалению для ряда экспертов, ученый видит, что статья эта написана так же, как доклад на студенческую конференцию для повышения шансов перейти на бюджет. Уровень самостоятельности мышления, анализа, обобщений и выводов тот же. Процент компиляции зашкаливает. А введение и заключение, никак не соотносимые с основным текстом, а часто еще ему и противоречащие, буквально умиляют 🙈🤓

А то, что в сложившейся ситуации подводит ученых и науку, так это типично снисходительное отношение к такой работе как к студенческой. Но это уже вопрос другого порядка.
#коллекциялюдей #circleofDAO
Forwarded from Fox with 9 tales
О китайских обычаях жертвоприношения человечество узнало недавно, в 20-м веке (с) или как не надо начинать статьи.

Археология в Азии тоже началась недавно, примерно в то же время, когда мы узнали о жертвоприношениях людей в Китае 🙃 А вот легендам о том, что вместе с Цинь Шихуанди жертвоприносили уйму народа, чтобы они служили ему в погребальном мире, примерно две тысячи лет. Или чуть больше, собственно, о чем дальше написано в статье - правда, непонятно, при чем тут тогда первое предложение 😉 А вот принца нашли, старшего сына Цинь Шихуанди, со стрелой в спине - да, недавно, действительно.

Ну и при Шан и Чжоу не было императоров, были ваны. А У Дин - не основатель Шан, он жил примерно на четыре сотни лет позже основания, в 13 веке до н.э., он просто первый из ванов, кто вел прижизненные хроники (или о ком они сохранились).

А, и да, причина жертвоприношения собак в ритуале фу известна давно, это описал еще Сыма Цянь: собаки использовались в экзорцизмах. Считалось, что собаки (особенно белые и их кровь) останавливают гу, темные влияния (не путаем с гуй, гу - это искусство гу, черная магия, сглаз, порча). Жертвоприношение с разрубанием у ворот - классика китайских экзорцизмов с древнейших времен. Так что последние абзацы тоже мимо.
#hungryghosts

https://telegra.ph/ZHertvoprinosheniya-v-drevnem-Kitae-kak-i-zachem-praktikovali-ritualnye-ubijstva-12-09
Forwarded from Fox with 9 tales
Кайлас - священная и непокоренная гора индуистов и тибетцев. Драгоценная снежная вершина, хрустальная гора, на которой любили друг друга Шива и Парвати.
Недавно наткнулась на тиражируемую в сети легенду о загадочных причинах непокорения этой горы и подумала, что такие спекуляции, привязанные к торговле около-тибетскими сакральными предметами отчего-то раздражают. Мол, вот Кайлас высотой 6666 метров (не установленный факт, совсем не), она на деле пирамида, она еще там что-то и прочее, и прочее. Мне кажется, подобные рассуждения умаляют символическое значение, переводят сакральное наполнение этого символа на уровень укур-тв.

Действительно, если верить документалистике, то на Кайлас пытались подняться раз пять и все время отказывались от такого решения, хотя утверждают, что подъем сравнительно несложный. В тех же документах есть свидетельства британских военных о наличии видимого пути на вершину. А если вы читали хотя бы Александру Давид Неэль, не говоря уж об истории взаимодействия Тибета с иностранцами до присоединения к Китаю, ответ на вопрос, почему не покорили до 1945 г. обрастает политическими подробностями.

После присоединения Кайлас, гора четырех религий, оказалась в КНР - и попасть на нее стало еще сложнее.
Во-вторых, несмотря на сравнительную легкость (по Мейсснеру) и якобы имеющуюся тропу, можно ли подняться на вершину - сложный вопрос. Можно ли умереть на священной Оси Мира, в самом сердце Шанг-Шунга вопрос не сложный, с высокой степенью вероятности можно. В центре мира, где берут начало четыре великие реки, в резиденции Шивы, и прочая и прочая. Запрет КНР на покорение горы обусловлен ее символизмом и сакральным значением, именно так следует из индийских и гонконских медиа того времени.

В-третьих, есть экология. О том, как туризм в Непал разрушает экологию гор, кричат уже не год и не два. Горы - мусора, множество трупов. Собрать и унести с собой с почти семитысячника (6740 м., по словам китайцев, 6714 м. по иным источникам) все, что оставляет среднестатистический человек, невозможно, особенно невозможно будет снять со склонов тех, кого не смогут унести - и кто не сможет спуститься сам. Много лет назад побывавший в Непале @alexeipehov повесил у себя в ЖЖ пост на тему тел на Эвересте - можете посмотреть, если интересно.
Собственно, оттого и не удивительно, что действительно великий Рейнхольд Мейсснер отказался от подъема. Историю о массовых волнениях по поводу якобы возможного подъема испанцев под руководством Х.М. Новаса в 2001 уже можно в подробностях найти в сети. Как сказал все тот же Мейсснер относительно инициативы "Если мы одолеем Кайлас, мы одолеем и что-то в человеческих душах".
"Однажды нарушенная святость исчезает навсегда", добавил Даг Скотт, величайший альпинист мира.
Так что никаких загадочных причин вульгарис тут нет. Зато есть величие человеческого духа, отказавшегося от личной сиюминутной славы ради чего-то более значимого - тысячелетиями значимого для целого мира.
#людисеверныхшен
Forwarded from Fire walks with me
Здесь хочу добавить вот что.
Когда я была на Укоке, там отовсюду видны «Пять свящённых вершин», покрытых белоснежным снегом.
И мне сказали, что там люди считают, что на горы нельзя подниматься. Потому что там сходятся земной мир и горний, туда спускаются боги, и нельзя без дозволения нарушать их покой.
Поэтому алтайцы в целом очень негативно относятся ко всякого рода альпинизму - нельзя «покорить» гору, как правило, такие горы сурово карают за «покорение». И, в общем-то, те, кто постоянно имеет дело с горами, это понимают. В том числе, и альпинисты.
К вопросу о том, что современному востоковедению не нужны знания истории и культуры (здесь в голос и сквозь слезы смеются те историки, кто учит на магистратуре и в аспирантуре людей с не-историческим образованием).

Аборт в КНР.
Почему вообще рассматривается этот вопрос - о женщинах, в стране, в которой, напомню, феминизм как идеология не приветствуется?

Ну, во-первых, потому что в Китае, несмотря на полтора миллиарда населения, статистика показывает, что это население стремительно стареет. В рамках борьбы со старением и приняты, в целом, все недавние меры - от закона про снятие ограничений на рождаемость, до закона про онлайн-образование и прочее ДО, про соцсети и онлайн-игры.
В КНР мало распространен принцип "будет зайка, будет и лужайка" при планировании ребенка - ребенка планируют как того, кто будет содержать постаревших родителей, потому в жизни ему надо обеспечить все самое лучшее для социального успеха. И там, где с трудом умещается один, нет места для троих. Опять же, борьба с бедностью в сельской местности и борьба с миграционной урбанизацией и прочим, как госполитика.

Во-вторых, потому что в Китае женщина в семье эмммм... не имеет права на приватность, скажем так, особенно медицинскую. Несколько лет назад нашумел случай, когда роженица покончила с собой, выбросившись из окна роддома. У нее был узкий таз, а семья мужа приняла решение отказаться от кесарева - потому что ребенок должен родиться естественным путем (не знаете о чем это, поищите воинствующих антикесарих в сети - там ад и бездны какое мракобесие, куда уж антивакцинаторам). Семья, официальное решение, в больнице.
От боли роженица сошла с ума.
Пояснять остальное, я думаю, не нужно.

И в-третьих, то самое культурно-историческое, то, благодаря чему врачи в пандемию буквально угрозами заставляли родственников умерших от ковида подписывать согласие на вскрытие и исследование тел. Значимость сына перед дочерью, причем самая что ни на есть сакральная значимость, связанная с древними, как сам Китай, похоронными обрядовыми ритуалами и загробной жизнью. Как сказала одна моя хорошая знакомая с ученой степенью "Я верю в коммунизм и голодных духов".

Абортивный инфантицид - а это всегда аборт по немедицинским показаниям - привел в свое время к запрету называть пол ребенка на узи. В том числе как инструменту борьбы с суевериями*. Но возможность узнать пол за взятки, как и подпольные узи никуда не делись. В результате статистика по соотношению полов в КНР показывает серьезное преобладание мужчин над женщинами в числовом измерении. Для повышения рождаемости, как ни удивительно, нужно чтобы было наоборот и самостоятельность женщин впридачу, потому что вряд ли один биологический отец потянет пять-шесть алиментных выплат в месяц неработающим матерям его детей.

Другое дело, что запрет абортов по немедицинским показаниям означает - неминуемо - рост криминальных и самостоятельных абортов. И женской смертности**. Это без вариантов.

* и вот тут-то начинают, с целью прогнозирования эффективности социально-медицинской политики, свои исследования фольклористы, этнологи, антропологи и прочие специалисты в неактуальных, вроде бы, вещах 😉

** Хотя до Польши КНР как до луны. В Польше, напомню, без ксендза и прокурора уже не делают никаких абортов, в том числе даже при внематочной беременности, неминуемо убивающей всех, и мать, и плод, в ста процентах случаев. От Польши волосы дыбом встают, хотя вроде и в ЕС страна.

#circleofDAO

https://yangx.top/navostok/31631
Forwarded from Yashernet
Мне нравятся миры, где боги и люди сосуществуют в одном пространстве - не на равных, но при этом близко, как в Эдде или иногда у греков. Противостояние возможно, но почти всегда проигрышно. Это то же чувство, что и в рассказе Баркера про составленного из жителей целого города мясного гиганта, за которым в исступлении бежит герой. Его любовник превратился в красное пятно, а он мчится вслед за чудовищем, чтобы стать его частью, потому что происходящее ошеломительно. Здесь восторг переходит в страх или страх - в восторг, некое полное ужаса почитание. Царь саранчи разверзает землю косой. Годзилла кидает в тебя небоскребом. Как сладко бросать вызов в таких масштабах. Это примитивно, но возможность столкнуться с тем, что настолько тебя превосходит, заводит сама по себе. Люди ощущают подобное у вулкана, убегая от торнадо или лавины.

Религия помещает богов в область неизведанного, они обитают в воображении, в трещине между мирами. Это тонкая игра ума, но это фальшивка. Фэнтези их слишком приближает и лишает интриги, добавляя панибратства. Довольно давно я встретила то, что мне нравится, в блюзе дельте, в старых блюзах вообще, где и дьявол, и бог буквально ходят по той же земле, что и люди. Встреча с ними ничего хорошего не сулит, но эта уверенность в том, что чудесное и страшное так же реальны, как мозолистые руки, перебирающие струны, или эти наждачные черные голоса, очень красива. Реален дьявол, реальна похоть, реальны листья, приставшие к рукам после ночи в лесу, реален бог, изредка замечающий тебя, реален прозревший слепец, и между этими реальностями в блюзах дельты нет разницы. Все идут по тем же пустошам. Эта кажущаяся приземленность обращается надеждой на то, что за открытой дверью загадочная печать. И это я люблю.

На то же самое иногда наталкиваешься в играх. Идет ли через море гигант, ведомый своей целью, или на город обрушивается бог саранчи, это дает сопричастность к сырому, диковинному миру, напитанному особым родом хаоса, связью чужих порядков, в которых человек не слишком важен. Причем иногда эти чувства создают баги или несовершенства игры, т.е. дополнительная случайность, почти рок - скажем, по-настоящему весь ужас и безысходность прихода древних богов, а также бессмысленность даже самой храброй борьбы с ними я осознала в забагованной концовке Stygian. #игры
Я посмотрела аж два обзора на козловский Чернобыль - Бэдкомедиана и Лишнего - и вдруг подумала, что идеальным примером агитфильма-катастрофы, на который стоит равняться, является "Пеплопад" (Пэкду).

Подробные мысли сразу по просмотру ищите по ссылке, а тут же я только отмечу, что, в целом, это фильм об объединении полуострова. Идею единства объясняют не только началом и концом - моментом денуклеаризации, с которого все начинается, и совместным восстановлением, которым заканчивается.
Это объединение заложено сценаристом во всех героях.
В сапере с Юга, который не умеет стрелять, но ради людей запускает таймер на бомбах, а потом удочеряет ребенка своего бывшего врага.
В лишенном страха и почти что лишенном совести диверсанте-авантюристе с Севера, который может триста раз убежать - но ради своего ребенка и будущего ребенка дурня-сапера доходит до конца, где его ждет лишь смерть.
В профессоре с американским паспортом, которого корейская наука лишила всего - но он остается и возвращается, потому что паспорт - паспортом, а родина - родиной, с наукой же он еще поборется.
В начальнице разведки, ползущей на четвереньках за программой, при помощи которой можно рассчитать путь к спасению двух Корей.
В президенте ЮК, который в последний момент нарушает международное соглашение ради людей одной с ним национальности.
Даже беременная жена сапера и та эту идею воплощает - и тем, что рожает в самой гуще катастрофы, и тем, что становится матерью для ребенка, которого ее муж приволок с Севера в их маленькую квартирку.

Вот это и есть - говорить со зрителем на его языке. Даже через фильм-катастрофу со спецэффектами и альтернативной историей в сюжете.
А не так, что нужно пять сотен интервью и триста роликов по ТВ, а никто все равно в идею не поверил и, главное, никакой идеи увидеть не смог.
#asiandrama

https://yangx.top/nine_tales_fox/471
Ну и еще немножечко про верования и Ко в современной политике.
Когда в КНР началась пандемия, в СМИ из стран, где пандемия еще не началась, было много странных публикаций на тему забитых крематориев где - я хорошо запомнила цифру - сжигают в день аж по 200 тел, а потому китайцы врут о смертности.
Цифру я так хорошо запомнила потому, что за несколько лет до этого на одной конференции по вопросам жизни и смерти докладчик из Китая рассказывал о современных тенденциях в борьба с правом хоронить в земле, и там как раз были эти 200 тел в день на средний городской крематорий.

И тут история делает круг и возвращает исследователя к вопросу, почему в Китае так все сложно с жизнью и смертью, вроде же страна научного атеизма. Для этого надо отмотать назад, совсем чуть-чуть, к захоронениям в Сишуе и ранее.

В Китае сверхъестественные представления о загробном возникли примерно 25 тысяч лет назад. Напомню, что по общей теории, когда человек прямостоячий и почти разумный начинает хоронить своих мертвых и всячески их украшать (охрой, ракушками, горшками и пр.), можно говорить о возникновении мифологического мышления, метафорического восприятия и, главное, понятий о загробной жизни. Ученые не очень точно знают, зачем ракушки и охра, но то, что это признак появления религиозного взгляда на мир - однозначно.

Так вот, в Китае к похоронам всегда относились очень серьезно, даже тогда, когда из душ были лишь хуан и по, над всем этим было девять прежденебесных нерожденных богов и Шань-ди в качестве Первопредка. В промежутке между Небом и Землей были люди, духи и волшебные существа, с которыми общались шаманы.

Потом появился Конфуций и почитание Первопредка развилось в почитание родителей, истории про комаров, поедание рвоты и прочее. Отдельно примерно в то же время даосы пришли со своей теорией достижения бессмертного и мир девяти Богов и Неба наполнился таким количеством божественных сущностей и демонических сил, что там стало примерно так же тесно, как на Нанкин-лу в туристический сезон. Сиванму сняли с должности богини на страже трех миров - Смертного, Бессмертного и Посмертного, а у Желтого источника завелся Сы-мин, учетчик жизней и судеб.

Дальше в Китай заглянул буддизм и наделил его отлично разработанным миром мертвых. Сы-мина сменил Яньло-ван, он же бывший бог Яма, появились ады (несколько), его круги-судилища и повелители этих кругов. Все это росло, смешивалось, адаптировало и адаптировалось, варилось, словно в огромном котле. Куда-то ушли Шань-ди и Тянь-ди, хотя понятие Неба оставалось, а император все еще наделялся сакральными функциями.

И все это время в Китае существовало трехуровневое восприятие мироздания - взгляд императора, взгляд чиновников, взгляд простых людей. Небо, конфуцианство, суеверия.

И когда случилась революция и возникла Китайская народная республика суеверия - единственное, что не смогла победить ни идеология, ни просвещение, ни Культурная революция.

Потому культ лисы, той самой, что приносила благословение династии Чжоу, окончательно утратил признаки культа лишь к началу шестидесятых годов ХХ в. Потому гроб к шестидесятилетию - все еще кое где отличный подарок, а кризис земли под кладбища не могут решить ни забитые до отказа крематории, ни превращение праха бабушки в алмаз, грибы, дерево и прочий абстракционизм.

И вскрытие, а уж, тем более, разбор на органы для науки все еще позвякивает в тревожный колокольчик - а как же там голодный дух-то? Дух, который будет, только если тело цело, и все в нем на месте.
Оттого Цинмин и очереди в храмы Нюйвы из тех, кто не смог уехать к семье в День поминовения.
Потому сын все еще намного ценнее дочери - и не только в деревнях и селах.
И рынки с купюрами для эгуй и противопожарные тренинги по противопожарному сжиганию подношений, приправленные рекламой "не жги подношение предкам в миске, возьми бочку".

И призраков боятся и старушки под девяносто и молодые ученые-биохимики.
Шесть тысяч лет прошло с момента захоронения в Сишуе, а мир умерших для живых все еще существует и все еще важен, и для людей, и для государства.
#hungryghosts
Forwarded from Fox with 9 tales
Сиванму, великая богиня, Владычица Запада и т.д., и т.п. является одной из старейших и китайских из всех китайских богинь. Поскольку китайский пантеон так же адаптивен и открыт, как и все остальное, великая культура ассимиляции привела в него огромное количество богов и богинь, которых принято считать прям вот изначально существовавшими там. Но! Почитаемая нынче богиня Мацзу, Красная Матушка, появилась в даосском пантеоне в период Династии Сун. А письменные упоминания о Доуму, Матушке Ковша, не старше 1435 г., сама же она пришла в Китай при Юань.

Сиванму впервые упоминается в Шанхай-цзин, Книге гор и морей, где сказано, что она носит в распущенных волосах нефритовое украшение шен, у нее хвост леопарда и клыки тигра. Шанхай-цзин также говорит, что живет она между Нефритовыми горами и горой Куньлунь, а еду ей приносят три синие птицы. Поэт Сыма Сянжу добавлял, что живет она в пещере и что она бессмертна.
Чжуан-цзы считал, что Сиванму одна из тех немногих, кто полностью познал Дао, но никто не знает, откуда она пришла и когда она уйдет.
Именно она, согласно истории от 122 г. до н.э. дала эликсир бессмертия Хоу И, тому самому лучнику, что убил девять солнц из десяти и чья жена, Чан-э, живет на Луне в компании трехногой жабы и кролика.
Есть еще одна Сиванму, живущая на г. Куньлунь, которая охраняет врата в подземный мир, и именно она принимала Му-вана из Чжоу у себя во дворце. Этот миф, Му Тяньцзы Чуань, был написан не ранее 5 века до н.э., то есть примерно через пять сотен лет после смерти самого Му-вана.
И последняя из историй о Сиванму, говорит о том, что она - это богиня, управляющая местом под названием Сиван-го.

Существует текст, название которого можно перевести как "Лес Перемен" и упоминание которого есть только в двух встретившихся мне работах. Согласно ему, Сиванму была рождена, но не знает своего возраста. Ей молятся о продлении жизни, но она сделала это лишь раз, дав эликсир, известный как бу-си-яо лучнику по имени И. Элексир этот выпила его жена и улетела на Луну, так что всего двое из смертных когда-либо держали его в руках - это сам лучник и его супруга.
Причем в книге бу-си-яо - это не столько эликсир, сколько некая субстанция, дарующая не бессмертие, а способность избежать смерти. Так что, вполне возможно, одна из первоначальных версий о Чан-э была связана с тем, что избежать смерти можно только оказавшись на Луне.
#circleofDAO
👆🏻👉🏻
В китайском пантеоне всего лишь несколько богинь являются древнейшими - это зооморфные Сиванму и Ньюйва, лунная богиня Чан-э (Чанси), а также солярная богиня Сихе. Остальные появились в китайском пантеоне гораздо позже, в ходе слияния и доместикации уступая место друг другу и меняясь функциями
Вот что сказано в Каноне гор и морей о двух последних: у Владыки Восточного неба Дицзуня было две жены - Чанси и Сихе. Первая родила ему двенадцать лун, а вторая - десять солнц.
Дальше начинается история о десяти солнцах, лучнике Хоу И, эликсире бессмертия богини Сиванму и Чан-э, улетевшей на луну, сложность с трактовками (изначально, как видим, Хоу И не был мужем Чан-э, это поздняя упрощенная адаптация сюжета). Да и сам Владыка Дицзунь тоже личность непростая с точки зрения древне-китайского пантеона трехтысячелетней давности.

Учитывая особенности написания имен Чанси и Чан-э, есть версия, что речь идет об одной и тоже же богине. И если это так, то история о стрелке Хоу И, который сначала убил девять из десяти солнц, а потом пришел к чужой жене Чан-э, да так, что она выпила элексир и оказалась в недосягаемости от смерти (на Луне), мягко говоря, неоднозначна. Особенно если добавить сюда то, что мужем Чан-э был Дицзунь, а солнца, рожденные Сихе, были его детьми.

Именно они были первыми из китайских богинь - первыми, упоминаемыми в письменных источниках, и первыми, составляющими пары-противоположности.
Слепившая людей Нюйва, покровительница семьи и брака, и хтоническая Сиванму, живущая на границе мира смертных и бессмертных, стерегущая врата в подземный мир. Вечные, пришедшие ниоткуда, недосягаемые для смерти и бессмертия.
Следующая пара, изначальное олицетворение инь и ян, два женских образа - солнечная Сихе и лунная Чан-э/Чанси, породившие в буквальном смысле китайский календарь из десяти солнечных и двенадцати лунных циклов года. Интересно что их супруг, Владыка Дицзунь, повелевал Востоком, где росло дерево Фусан, древо жизни в Китае времен Чжоу.

Позже все поменяется. Супругом Чан-э станет Хоу И, Дицзунь войдет в историю как Владыка Юга и Собиратель гор и исчезнет, как пережиток мифологии Шан-Инь. Фусан превратится в землю, лежащую где-то в пределах от Японии до Сахалина. Шанско-Чжоусская мифология сольется с буддизмом и истории о солнце, луне и бессмертии станут такими, какими их знаем мы. Простыми и намного более похожими на сказки.
#circleofDAO
Эволюция изображений Сиванму с Цинь до Цин (2 в. до н.э., 14 в., 17 в., 19 в., 1909 г.).