Нет, это не книга-конкурент. Наша книга — это сборник комиксов. А книга Ирины — это научное исследование по истории югославского комикса. Недавно познакомился с ней на Московской Книжной Ярмарке, получив у неё автограф и даже авторские правки в первом издании. Теперь мой экземпляр этой книги — уникальнейший!

#русскийкомикс
Когда я впервые зашёл на ютуб-канал «British Pathe» я был ошеломлён. Гигантские залежи сокровищ: Русский Император с семьёй, русский флот, русские солдаты на верблюдах, Первая мировая, получасовые съёмки солдат Вердена и куча подобного. Было немного обидно, что самые ценные и потрясающие кадры Российской Империи были сделаны французами. Но и мы оказались не лыком шиты! Этим летом я сходил на премьеру недавно восстановленного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции». Два часа кинохроники, на которой запечатлены почти ВСЕ. Ну то есть реально:

Крупным планом Брусилов, Керенский, Гучков, Родзянко, Пуришкевич, Авксеньтев, Грузинов, Милюков, Чхеидзе, Брешко-Брешковская, Колчак, Ленин с Бонч-Бруевичем, ОЧЕНЬ много Троцкого, Плеханов, Рыков, Каменев, Радек, Чапаев (!!!), Подвойский, Шляпников, Вацетис, Демьян Бедный и другие. За каких-то два часа перед глазами проносятся самые роковые и страшные события в истории нашей страны. Сначала мы смотрим на торжествующих представителей Временного правительства, а потом через просмотр кадров дырявого Зимнего дворца мы добираемся до улыбающегося Ленина и кричащего Троцкого. В фильме также можно посмотреть на легендарный женский батальон и довольно подробную запись сражения Красной армии с чехословацким корпусом в Казани.

Ещё очень круто то, что помимо легендарных личностей эта хроника даёт возмоможность взглянуть на множество простых русских лиц, искренне чествовавших февраль. Февралистская часть фильма содержит очень много записей демонстраций и торжеств.

Для меня же, как человека, глубоко интересующегося русской эмиграцией, этот фильм ценнее вдвойне. Ведь почти все предствители Временного правительства плотно войдут в её историю. Да и вообще именно из-за эмиграции патриархов русского кино на Юг России, а впоследствии в Европу, появились такие феномены, как Дзига Вертов, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн и прочие великолепные раннесоветские режиссёры пришедшие на смену эмигрировавшим мэтрам.

Кстати, Кулешов писал, что на сто метров плёнки иногда требовалось получать разрешение у самого Ленина. Это на жалких сто метров! А здесь 30 экземпляров по 3 000 метров. Это как построить разом десять Останкинских башен!

Николай Изволов на премьере рассказал про забавный момент из «Годовщины». На этом видеоотрывке (3:17) на моменте с Лениным и Бонч-Бруевичем можно увидеть третьего человека, который проходит мимо них и оборачивается, смотря в камеру. Как оказалось, это был директор Государственного исторического музея, который думал, что Ленин давно умер и на этом кадре мы видим знаковый момент, где он осознаёт, что Ленин всё-таки жив.

В общем, работа — колоссальная. Москвичи, не пропустите. Это реально важно.
Дорогие мои прекрасные читатели! 27 числа я выступаю с Бастраковым в РГГУ. Тема (внезапно!) связана с русской эмиграцией! Так что приходите. Буду рад познакомиться и пообщаться.
Недавно решил посмотреть залпом десяток выпусков «ещёнепознера» Николая Солодникова, чтобы узнать, в чём, собственно, соль. Но в итоге не нашёл там ни соли, ни сахара, ни чего-либо ещё. То, что впереди меня будет ждать постная капустная жижа, в которой не будет места ни зрителям, ни даже гостям, стало понятно ещё с первого выпуска с Сокуровым. Пролистав канал, я понял, что гости в основном рукопожатые, а, стало быть, вопросы будут исключительно политкорректными.

— «Ну, Бог с ними. Всё равно гляну», — пришёл я к выводу.

Приведу пару примеров. Начну с интервью с великим русским композитором Владимиром Мартыновым. С ним можно было бы побеседовать о том, как можно быть одновременно музыкантом и философом. О том, не дискредитирует ли его выход за рамки музыкального языка саму музыку. Можно было бы побеседовать о его оригинальной концепции «конца эпохи композиторов», согласно которой, музыка утратила метафизическую природу и перестала мыслиться как событие, являющее архетипическую структуру и превратилось в структуру, моделирующую событие. Однако вместо этого Солодников половину интервью донимает композитора Пяртом и Соррентино. Спрашивается, нахуй тебе Мартынов? Езжай в Эстонию и поговори с Пяртом. Или сходи в кинотеатр в конце концов. В итоге Мартынов остался не раскрытым, как и его понимание музыки.

Следующее интервью, вызвавшее у меня ещё больше недоумения — это интервью с Николаем Комягиным из Shortparis.

— «Ого!», — подумал я, — «Неформат! Посмотрим!».

В итоге в длиннейшем интервью с таким экспрессивным человеком, мы видим мёртвый разговор с настолько тупыми и неуместными вопросами, что удивляется даже сам интервьюируемый.

Солодников — очень страшный человек. Он как будто совершенно пустой внутри: излишне доброжелателен, столь же излишне эрудирован, абсолютно не способен поддерживать живой разговор, а все его высказывания словно формируются простенькой нейросетью на пару сотен слов. И получается такая говорящая в пустоту голова. И особенно это заметно, когда у него в гостях такой сгусток витальности, как Комягин. И ещё страшнее в этом мёртвом и очень советско-интеллигентном пространстве выглядит желание Солодникова показать свою горячность, бунтарство и дух молодости, вбрасывая такие комедийные формулировки как: «Навальный – это политический комфорт», «я слушаю классику через колонку JBL» и «давайте почитаем Летова». А ведь на самом деле вся эта поза создаёт такое сонное царство, по сравнению с которым даже Шендерович кажется рок-н-ролльщиком, взрывающим стадионы.

Нахуя он спрашивал Комягина в конце интервью про холокост и гулаг, сам же отвечая на этот вопрос? А ответ очень прост: когда не понимаешь гостя, предложи свою животрепещущую тему и обсуди её сам с собой.

Ещё очень раздражает привычка Солодникова апеллировать к именам. Складывается впечатление, что как только ему нужно заполнить неловкие пустоты, которые у него возникают постоянно, он выстреливает рандомным именем или фактом, демонстрируя тошнотную эрудицию с одновременным безразличием к гостю. Однако то, что он не в теме — это не так страшно. Страшнее то, что он не хочет быть в теме и не выходит из своей свалки устаревших понятий. О чём бы ни шёл разговор, пустоты в нём будут заполнены упоминанием коллективных Мамардашвили, Окуджавы, Бродского и советского Ленинграда, словно Солодников таким образом проходит условную капчу в мир рукопожатости. Как, например, в интервью с Екатериной Шульман, которой он выносил мозг идиотскими вопросами, заранее не ознакомившись с её риторическим стилем.

«Однако, может, с рукопожатыми людьми он сможет сделать более сносное интервью?», — подумал я и включил выпуск с Галиной Тимченко.
В итоге пятая часть выпуска была посвящена Носику, ещё минут 15 рассуждениям об абсолютно неизвестных мне людях (причём со слов интервьюера и интервьюируемой). И досмотреть я это не смог.
Такая же мертвечина исходит от его коротких роликов про книги. Рубрика с оригинальным названием «Закладка» состоит в основном из книг по нейтральному искусствоведению, изданными гигантскими холдингами, а также детских книжек и скучной классики. Что-то новое, революционные и разрывное? Небольшие, но талантливые издательства, которым так нужна поддержка? Пожалуй, нет.

Я думал написать этот пост ещё давно. Но когда увидел, что Солодников на фейсбуке организовывает сбор подписей книжников в поддержку жертв «московского дела», я решил этот пост не публиковать вообще никогда и заткнуться. Потому что гражданский долг важнее профессиональной неприязни. И я оставил подпись, которую, как и подпись моего товарища Димы Бастракова, аккуратно обошли стороной. Диму ещё и забанили. И я понял, что даже в своей гражданской позиции Солодников такой же искусственный и смердящий «тусовочкой», как и его шоу. Сорвал покровы.
Кстати, буквально сегодня на проекте МБХ-медиа вышел видеообзор от Елены Серветтаз на «Зарубежную Россию» Петра Ковалевского, над которой мы с Димой работали. Большое спасибо Елене!

Наше появление в проекте МБХ забавно сопоставляется с недавними событиями на фейсбуке Солодникова. If you know what I mean.
А помните, как я писал про внучку дипломата Российской Империи Семёна Воронцова — леди Кэтрин Мюррей, ставшей у истоков производства твида в Британии? Так вот, продолжая говорить о русских эмигрантах 19 века, нужно вспомнить Софью Фёдоровну Ростопчину (она же графиня де Сегюр) — ещё одну колоритную русскую аристократку, ставшую знаменитой не на Родине. Французы прозвали её «Бальзаком для детей».

Выросла будущая детская писательница в семье Фёдора и Екатерины Ростопчиных в усадьбе Вороново, которой было суждено сгореть в знаменитом пожаре 1812 года. Её крёстным был сам Император Павел I. Её мать была холодной и фанатичной русской католичкой, заставлявшей детей спать на жёстких матрасах и укрываться тонкой простынёй, а также применявшей телесные наказания. А её отец был почтенным в каждой европейской стране гостем, о котором слагали легенды. Интересно, что при всей франкофобии графа Ростопчина, в самой Франции он был весьма обласкан, его жена переманила в католичество Софью, которая, в свою очередь, вышла замуж за французского графа Эжена де Сегюра. К сожалению, семейная жизнь Софьи сложилась не очень успешно. Эжен любил жить на широкую ногу и загуливать, а Софья предпочитала тихий семейный уют в своём живописном поместье Нуэтт в Нормандии, подаренным отцом. Именно этот уют и сделал ей в итоге имя.

В отличии от своей матери она воспитывала детей с теплотой и лаской, рассказывая им про Вороново, небылицы про их великого деда и другие истории, многим из которых было суждено появиться на бумаге. Главными героями её рассказов становились не столько сказочные твари, сколько обычные дети, списанные с её собственных. Исключением является разве что первая книжка «Новые волшебные сказки» («Nouveax contes des fees»), о которой, кстати, очень хорошо отзывалась Марина Цветаева. И чем старше становились её дети, тем взрослее писала для них София. Ещё она прославилась произведением о «Капитане Дуракине», которое запретили в России на всех возможных языках. Тем не менее вся эта слава пришла к ней поздно. Ведь только к 56 годам она подписала договор с издательством Ашетт на выпуск книги «Nouveax contes des fees», с которой началась её писательская карьера.

Дети Софьи получили прекрасное образование. Старший сын стал знаменитым художником, второй был епископом в Ватикане, третий получил пост посла Франции в Англии.

Под конец жизни, Софья стала членом Терциарской общины святого Франциска и в её рассказах начали преобладать религиозные темы. Свою жизнь она закончила в нелюбимом ей Париже в 1874 году, так как имение в Нормандии пришлось продать из-за загулов мужа.

Она стала настоящим классиком французской литературы. За один только 2010 год было продано 29 миллионов экземпляров её книг. В честь неё названа аллея в парке Монсо, а в Люксембургском парке можно увидеть посвящённый ей памятник. Её рассказы «Проделки Софи» и «Примерные девочки» несколько раз экранизировались. А в Нуэтте её правнучкой основан музей, посвящённый ей.
Что-то я совсем забегался и забыл, что вот уже 17 лет нет Сергея Бодрова — человека не просто создавшего образ русского героя, а бывшего им в действительности.

Каждый год каждому журналисту и просто культурному человеку рекомендую в этот день перечитывать гениальное интервью Катерины Гордеевой со Светланой Бодровой на кольте. Это журналистика с большой буквы. Это история живого русского телевидения и отголоски прекрасной России: «мы подолгу всегда засиживались, обсуждали новые проекты, что-то придумывали. Мы все были молоды, с горящими глазами, одной группы крови.»

А ещё это интервью сопровождается очень родными для родившегося в 90-е ребёнка вроде меня фотографиями из личного архива Светланы.
Решил тут поучаствовать в подборке русских каналов. В подборках с неинтересными каналами не участвую, поэтому можете смело подписываться.

t.me/RUSNG - Русская культура и история, новости современной России и мира.

t.me/Moscow_with_love - Все, что вы хотели знать о Москве, но не знали как спросить! Тайны прошлого и современные истории одного из самых необычных мегаполисов в истории человечеств.

t.me/rightcourse - Агрегатор новостей правого спектра telegram от православных фундаменталистов до либертарианцев.

t.me/panteri_panteri - Локальные мемы локальных конфликтов.

t.me/rusfleet - Единственный канал о русском флоте и военно-морском ВПК.