Nemolchi.Uz
11.9K subscribers
4.13K photos
398 videos
3 files
7.57K links
18+. Медиа-проект против гендерного насилия в Узбекистане. Рег.#1418 от 10.05.2021.

🇺🇿 O'zbek tilida: @SukutSaqlama

Вы можете отправить свою историю анонимно: https://goo.gl/forms/3nVmQXAFLb5dq5B92

Чат: @nemolchichat
Юристы: @nemolchilaw_bot
Психологи:
加入频道
В Сурхандарье подросток убил сестру из-за общения с мальчиками.

Сообщается, что в Сурхандарьинской области 16-летний парень забил свою 18-летнюю сестру до смерти, "проучив" ее за отношения с мальчиками.

Трагедия произошла 11 августа. В дежурную часть ОВД Музрабатского района поступило сообщение о том, что юноша 2008 года рождения избил свою сестру 2006 года рождения палкой и металлическим предметом. Причиной нападения, по словам подростка, стали отношения его сестры с мальчиками.

От полученных травм девушка скончалась на месте.

Районная прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 97 (Умышленное убийство) Уголовного кодекса, подозреваемый арестован.

Такое ужасное можно отнести к так называемым "убийствам чести", когда мужчины мотивируют свои поступки контролем над женщинами во имя мифических норм и ценностей. Необходимо бороться с подобными проявлениями жестокости и насилия, прививать ценность человеческой жизни и недопустимость к насилию.

#НеМолчиУз #УзбекистанБезНасилия #Дети
"Женские" восстания в Туркестане.

Предпосылки: Восстание 1916 года в Туркестане началось в ответ на царский указ от 25 июня 1916 года, который предусматривал принудительное привлечение мужского «инородческого» населения к тыловым работам. Это событие стало важной вехой в истории Туркестана.

Последствия: В ходе восстания произошли значительные изменения в социальной роли женщин. Возникли новые формы политического активизма, что привело к изменению восприятия женщин в обществе.

Социальные последствия восстания включали усиление феодального угнетения и ухудшение экономического положения местного населения.

Для более подробной информации о развитии событий и изменения роли женщин в это время, ознакомьтесь с хронологией событий в  инфографике.

#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
Парламент Ирака в первом чтении принял закон, который снизит брачный возраст для девушек до 9 лет, а для юношей до 15 лет. Активисты уверены, что это грозит сексуализированным насилием над девочками.
Правозащитники вышли на улицы Багдада и других городов с протестами. Активисты считают, что нововведение фактически легализует изнасилование девочек.

«Это катастрофа для женщин. Мой супруг и моя семья против детских браков. Но представьте, если наша дочь выйдет замуж, а муж дочери захочет выдать замуж нашу внучку, когда она будет ещё ребёнком. Новый закон позволит ему это сделать», заявила Рая Фаик —активистка, координаторка групп протестующих против нового снижения брачного возраста, передает The Guardian.

Сторонники закона обвиняют протестующих в «моральном упадке» и «следовании западной повестке». Уже несколько лет в Ираке большинство мест в парламенте занимают религиозные группы. Они приняли несколько законов, основанных на шариате. В их числе — введение в стране обязательных религиозных праздников, криминализация негетеросексуальных людей, а также закон, позволяющий насильнику уйти от наказания, если он женится на жертве.

«Мужчины-депутаты, которые поддерживают закон, спрашивают: а что плохого в браке с несовершеннолетней? Но они мыслят узколобо. Не принимают во внимание, что они являются законодателями, которые определяют судьбу людей», говорит Алия Нассиф —
активистка, иракская депутатка, протестующая против снижения брачного возраста.

Активисты за женские права также считают, что парламент принимает консервативные законы, потому что боится тех, кто выступает за права и свободы граждан. В 2019 году в стране разгорелись антиправительственные протесты молодёжи, и власти надеются избежать повторения.

По действующему закону, принятому в 1959 году, брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. Однако, по данным ЮНИСЕФ, около трети браков заключаются с девушками младше этого возраста. В результате они страдают от сексуализированного абьюза со стороны взрослых мужей и проблем со здоровьем из-за ранних беременностей.

Источник: burning hut

#НеМолчиУз #насилиевмире
Ищут респонденток!

Докторант кафедры политологии Университета Висконсин-Мэдисон, Хасан Реджабоев, проводит социальное исследование, посвященное сельскохозяйственному труду в Советском Союзе. Для этого мы ищем респонденток, соответствующих следующим критериям:

- Женщина 68 лет и старше
- Участие в аграрном или сельском хозяйстве в советское время, в том числе участие в госпланах по сбору урожая (хлопок, фрукты, зерно, пшеница, картофель и т.д.), где задействовались непрофильные сотрудники, студенты или школьники.
- Родом из Узбекистана (особенно приветствуются респонденты из Ташкентской области, Ферганской долины, Хорезмской области, Республики Каракалпакстан)
- Готовность поделиться своим личным опытом.


Формат интервью:
- Полностью анонимное (без Вашего имени и фото)
- Лично, по телефону или через Zoom
- Длительность: от 1 до 3 часов
- Язык: Русский или Узбекский (на выбор респондентки)
- Разговор будет записан только на аудио запись


За ваше участие вы получите денежное вознаграждение в размере 65,000 сум.


Если вы знаете кого-то, кто подходит под указанные критерии и готов принять участие, пожалуйста, свяжитесь с нами:
📞 Телефон/Telegram: @shohruh_sdlv (+998770056838)
История жизни Собиры Холдоровой — это не только трагедия, вызванная политическими репрессиями, но и вдохновляющий пример того, как сильный характер, преданность семье и стремление к знаниям помогают преодолеть самые тяжелые испытания. Её путь от простой девочки из дехканской семьи до влиятельной деятельницы оставил яркий след в истории Узбекистана.
Ранние годы и образование
Собира Холдарова родилась в 1907 году в городе Чуст в небогатой дехканской семье. В возрасте пяти лет она потеряла отца, который погиб в борьбе за воду с мирабами (контролировавшими распределение воды). Её дядя, Умар Кузибоев, взял на себя ответственность за воспитание племянницы, и перевез её в свою семью в Коканд. В 1918 году её дядя погиб в ходе смуты, начавшейся в Туркестане, из-за чего они с матерью были вынуждены перебраться к другим родственникам.
В 1919 году 13-летнюю Собиру выдали замуж за мужчину значительно старше её. Собира не признала этот брак, и её супруг решил заморить её голодом, закрыв в сарае. Однако она сумела сбежать, а милиция, найдя еёплачущей на обочине,  направила в школу-интернат № 5. Когда её мать узнала, что Собира находится в интернате, она устроилась туда работать, что позволило Собрие продолжить образование. Благодаря поддержке матери, Собира окончила шестимесячные курсы на педагога и начала преподавать в махаллях Коканда.
Общественная и профессиональная деятельность
С юных лет Собира проявляла активную жизненную позицию и увлеклась общественной деятельностью. В 1923 году Собира продолжила обучение вместе с подругами из школы- интернат, такими как Халима Насирова и Хосият Комилова, в «Хотин кизлар Билим Юрти» в Ташкенте. 3 ноября 1924 года на митинге женщин против неравенства в старом городе Ташкента Собира демонстративно сняла паранджу.
Во время учёбы в Билим Юрт она активно участвовала в комсомольской жизни, став секретарём комсомольской ячейки. Затем начала работать редакторкой различных молодёжных изданий, таких как газета «Кызыл кунгирок» и журнал «Янги йул», уже в 17 лет. Она также участвовала в еженедельном бюллетене женотдела, где познакомилась с лидерами борьбы за свободу женщин, включая Серафиму Любимову.
В 1925 году, после окончания учебы с отличием, Собира начала преподавать в женской школе в Кашкарской махалле и продолжила работать редактором в журнале «Янги йул». Она писала об образовании девочек, отказе от паранджи, выходе на работу и борьбе против консервативных взглядов .Её журналистская карьера началась именно в этот период.
В 1926 году она поступила в Государственный институт журналистики в Москве, где познакомилась с лидерами борьбы за права женщин и представителями прессы, а также встретилась с Надеждой Крупской.
В 1927 году Собира вступила в ряды КПСС. Проживая в Москве, она встретила своего первого супруга Саидахмада Назарова, и вскоре они поженились. Через год у них родился сын. В 1929 году, окончив институт с отличием, она стала первой женщиной-журналисткой из УзССР. Вернувшись в Узбекистан, она работала редактором в газете «Янги йул» и второй редактором в «Ишчи» в Самарканде, активно участвуя в общественной жизни.
Однако её супруг был обвинён в убийстве  и после длительного расследования был расстрелян.
В 1930 году она была избрана членом ЦК по общественной агитации и председательницей сектора по работе с женщинами и девушками. В дальнейшем стала первой секретаркой Кировского района Ташкента.

Продолжение в карточках

Подготовила Росина Ангалышева

Использованы материалы с сайтов qalampir.uz, gazeta.uz, «Макола журнал» и материалы Р-2854, опись 1, дело 37. Личный фонд Саодат Шамсиевой.

#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
16-летнюю девочку из Кызылорды держали в сексуализированном рабстве

Как рассказала мать пострадавшей девочки, подозреваемых в деле четверо: три девушки и парень, все родственники. Одна из них была хорошо знакома с пострадавшей - девочки вместе гуляли, фотографировались, играли, подозреваемая часто ходила в гости к пострадавшей.

«В январе они отобрали у нашей дочери телефон и зарегистрировали ее на сайте для проституток, затем шантажировали тем, что сняли ее на видео, где она переодевалась в нетрезвом состоянии, была голая. Первое время дочка этого боялась», — рассказала мама девочки.

«В феврале дочь еще приходила домой, ходила в школу. Но потом у них [у преступников] аппетиты выросли: дочь стала выходить днем, затем и вечером. Были дни, когда ее заставляли без перерыва [заниматься проституцией], двое суток. Если она задерживала [перевод денег преступникам] хотя бы на пять минут, ее избивали», - рассказала мама девочки.

Первым человеком, который изнасиловал девочку, стал сотрудник КНБ. Более 1 000 переводов через «Каспи» сделали люди, насиловавшие девочку.
Все переводы зафиксированы. Родственники пострадавшей девочки планируют привлечь к ответственности всех причастных.

По словам мамы девочки, в первые дни после освобождения из сексуализированного рабства девочка не получила никакой медицинской помощи. Мать девочки самостоятельно повезла дочь в платную частную клинику, чтобы сдать анализы и зафиксировать повреждения.
По словам Дины Тансари, девочку и ее маму вызывали на допросы 10 раз, где заставляли все рассказывать. Все эти процедуры были максимально негуманными. Во время последнего допроса маму девочки увезли на скорой.

Мама девочки рассказала, что ее дочь все то время, что ее держали в рабстве, практически не ела. Она могла только доедать то, что заказывали подозреваемые. Из-за этого у девочки развилось РПП, «она отвыкла от домашней еды и ест совсем по чуть-чуть».
Кроме того, у девочки есть признаки серьезных психических заболеваний.
Как рассказала Дина Тансари, первые дни у пострадавшей «была колоссальная бессонница, она спала по 1-2 минутам и просыпалась».

«Она не улыбается, не смеется, не плачет. Ощущение, что девочка уже смирилась. Я видела таких травмированных детей. Она просто смирилась с происходящим.
Для нас страшно то, что она все это исполняла на автомате.
Она не видела никакого выхода», - Дина Тансари, основательница фонда «НеМолчиК».

Подозреваемые, которых отправили по решению суда под домашний арест, все равно приходили к дому, где живет девочка, и угрожали.
«Была толпа людей, которая приходила к пострадавшим и пыталась договориться. У них дома сейчас постоянно полицейские. Они охраняют только девочку. Мама без защиты и боится за свою жизнь. Родственники подозреваемых знают адрес и спокойно приходят [к пострадавшей], стоят под окнами. Семье до сих пор угрожают. Все то время, что девочку держали в рабстве, преступники угрожали ей и говорили, что пустят угарный газ и отравят ее родителей через подвал», - рассказала Тансари.

На родителей подозреваемых завели уголовное дело из-за неисполнения обязанностей по воспитанию детей.

Источник: thevillagekazakhstan

#НеМолчиУз #Дети #насилиевмире
В Ташкенте мужчина продолжает преследовать свою бывшую жену. Органы бездействуют, а штрафуют саму пострадавшую?

Мы уже освещали историю Лолы, которую вот уже 6 лет преследует бывший муж. С её ужасной историей можно ознакомиться тут. Напомним, что Кахрамонов Ходжирустам преследует свою уже бывшую жену на протяжении 6 лет. За это время он ДЕСЯТЬ раз нападал на неё, в том числе и в людных местах, она получила ПЯТЬ охранных ордеров, однако до суда дошло всего 2 эпизода. Остальные разы мужчина был в медицинской маске или шлеме, несмотря на то, что на всех предоставленных видео, его вполне можно опознать, более того, он неоднократно угрожал и оскорблял Лолу, этого для правоохранителей оказалось недостаточно. Пострадавшая полагает, что причиной такой несостоятельности органов внутренних дел является отец Кахрамонова Ходжирустама - нам удалось выяснить, что у него есть адвокатская фирма и сам он является адвокатом. Трижды судимый Кахрамонов некоторое время работал в компании отца.

Мы не знаем, правда ли это, однако, после первой публикации с нами связались представители прокуратуры и запросили информацию по делу, но со слов Лолы с ней так никто и не связался.

А недавно на неё было совершенно очередное нападение, на видео с задержания Кахрамонов ведёт себя развязно, угрожает женщине при правоохранителях. Но это ещё не всё. Продолжаются и звонки с незнакомых или неизвестных номеров, ужасные голосовые сообщения. В один из таких звонков Лола не выдержала и послала Кахрамонова Ходжирустама, он записал разговор и подал на неё в суд. Суд же признал женщину виновной и присудил штраф в 10 БРВ (3400 000 сум), который Лола просто не в состоянии выплатить, ведь у неё двое несовершеннолетних детей, один из них нуждается в постоянном присмотре, она включена в "женскую тетрадь". Из-за непрекращающегося кошмара длинною в 6 лет, она находится в ужасном психологическом состоянии, у неё нет веры в справедливость и сил сопротивляться.

Почему Кахрамонов всё ещё остаётся на свободе, если он опасен для женщины и её семьи? Почему так и не была дана справедливая оценка его действиям? Проверяли ли его психическое здоровье? Влияет ли на это отец Кахрамонова Ходжирустама, работающий адвокатом? Почему наши органы не защищают женщину с ребёнком, но вступаются за честь и достоинство Кахрамонова? Неужели, женщина должна погибнуть, чтобы государство защитило её интересы?

Мы снова просим Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел обеспечить женщине должную защиту, проверить факты.

#НеМолчиУз #ТребуемСправедливости
Авдотья Панаева была не только гражданской женой поэта Николая Некрасова и его музой, но и самостоятельным автором.

В ее литературных работах можно найти черты феминистской прозы. Публикуя произведения, как и многие другие писательницы, под мужским псевдонимом (Н.Станицкий), она выступала в защиту прав женщин. В своей дебютной повести «Семейство Тальниковых» Панаева описывала собственное тяжелое детство, а в романе «Женская доля» размышляла о личной независимости на примере четырех героинь, которые вынуждены пройти через тяжелые жизненные испытания из-за ограничения права на развод и неравного положения незаконнорожденных детей по сравнению с теми, которые появились в браке.

Сама Авдотья, устав от деспотизма матери, в 17 лет решила выйти замуж, чтобы избавиться от давления родственников. В 1837 году она стала женой журналиста Панаева, но очень скоро их брак превратился в формальность из-за измен мужа.

В 1843-м Авдотья познакомилась с поэтом Николаем Некрасовым.
Панаева была знакома практически со всеми известными писателями и литературными критиками конца XIX века, что отразилось в ее «Воспоминаниях».

Мемуары она опубликовала в 1889 году, но об их существовании забыли, пока Корней Чуковский не переиздал их в 1927-м. С тех пор это произведение считается одним из ценнейших источников о кружке литературного критика Виссариона Белинского.

Источник: Forbes

#НемолчиУз #невидимыеженщины